История. Назначение уполномоченного по правам человека

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума большинством голосов, в выдвижении кандидатов на эту должность могут участвовать Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, депутаты индивидуально или в виде депутатских объединений.

Уполномоченным по правам человека может быть гражданин РФ, достигший 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на пять лет и может занимать эту должность, не более чем два срока (в 1995 г. Государственная Дума сместила Уполномоченного по правам человека досрочно).

Уполномоченный по правам человека способствует с помощью конституционных средств восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению в области прав человека и способов их защиты.

Он вправе беспрепятственно посещать все органы власти , опрашивать должностных лиц и получать от них необходимые документы, касающиеся прав человека и гражданина. При выполнении своих функций Уполномоченный независим от каких-либо органов государственной власти, не подчинен им. Он не может участвовать в политической деятельности, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью , кроме научной, педагогической, творческой, не может быть депутатом (хотя обладает неприкосновенностью, аналогичной депутатской). Уполномоченный не наделен властными полномочиями , он не принимает нормативные правовые акты , не вправе давать указания, обязывающие государственные органы или должностных лиц. Основным содержанием его деятельности является рассмотрение жалоб о нарушениях основных прав человека и гражданина (жаловаться могут и находящиеся на территории РФ неграждане), анализ состояния прав человека и гражданина в стране и подготовка об этом ежегодного доклада (он публикуется в периодической печати), проверка соблюдения конституционных прав.

Уполномоченный рассматривает жалобы на действия (бездействие) органов государства, субъектов РФ, местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, но при условии, если ранее заявитель уже обжаловал эти действия в административные или судебные органы, но не согласен с их решениями. Впрочем, имели место случаи, когда с жалобами обращались непосредственно к Уполномоченному (минуя ее предварительное рассмотрение в других органах), и он реагировал на них.

Уполномоченный вправе отклонить жалобу, если она не относится к предметам его ведения (большинство поступающих жалоб именно такого рода). В случае отклонения жалобы Уполномоченный указывает причины этого и разъясняет, какие средства можно использовать, если права (хотя и не конституционного характера) подлежат защите. Отказ обжалованию не подлежит. Если Уполномоченный принял жалобу, он может ограничиться разъяснением о методах защиты прав, но может предпринять другие действия. Он вправе :


1) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

2) обратиться в суд с заявлением о нарушении прав и свобод и участвовать в судебном процессе;

3) обратиться с ходатайством к компетентным органам о возбуждении административного, дисциплинарного производства (и соответствующего наказания виновных), о возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения (приговора, определения) суда;

5) обратиться к должностному лицу, имеющему право приносить протест на решения, изложив свои доводы.

Уполномоченный наделен правом принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе в случаях, имеющих особое общественное значение, для защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. Он вправе предложить Государственной Думе создать специальную комиссию для парламентского расследования фактов грубого или массового нарушения прав и свобод, выступать в Думе по этим вопросам. В некоторых субъектах РФ (Татарстан, Свердловская область, г. Москва и др.) действуют свои уполномоченные по правам человека, есть уполномоченные по правам детей. Однако их деятельность недостаточно эффективна.

Права Уполномоченного по правам человека в РФ представляют собой возможности должностного лица по разрешению жалоб граждан на действия органов государства. Вышеназванная должность также носит название «омбудсмен».

Понятие, цели и задачи деятельности

Должность омбудсмена в первую очередь направлена на реализацию главного правового постулата - принципа законности. обязано реагировать на все жалобы, которые поступают в государственную канцелярию. Если государственные органы нарушили ваши права, поведение аттестованных сотрудников причинило вред вашим интересам, жалоба Уполномоченному - одно из самых эффективных решений возникшей проблемы.

Права и обязанности Уполномоченного по правам человека в РФ направлены на решение ряда задач, а именно:

  1. Восстановить нарушенный Причём данное положение распространяется на граждан независимо от наличия гражданства, а также места нахождения, например осуждённые, а также лица, находящиеся в следственных изоляторах, активно пользуются предоставленным правом жалобы на действия сотрудников учреждения.
  2. Посредническая деятельность направлена на поиск взаимовыгодного решения проблемной ситуации.
  3. Воспитательная деятельность. Омбудсмен занимается непосредственным разъяснением прав граждан, а также предоставляет информацию о способах защиты, подробно конкретизируя каждый пункт.
  4. Правотворчество. Одно из направлений деятельности заключающееся в возможности внесения инициативы - не многие органы наделены таким правомочием, и среди них присутствует Уполномоченный по правам человека РФ; имеет право направлять в Гос. думу предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Омбудсмен: государственный институт или обычный гражданин?

Уполномоченного по правам человека считают полноценным государственным институтом. Данный орган не только предназначен для решения проблемных правовых вопросов, но и непосредственно реализует охрану и защиту прав, гарантирует законность норм в России, оказывает помощью юридического характера.

Деятельность омбудсмена регулируется действующим законодательством. Все права Уполномоченного по правам человека в РФ отражены в федеральном законе. Кроме того, его правовой статус могут составлять подзаконные НПА, которые издаются не только правительством, но и различными министерствами и ведомствами.

Омбудсмен как государственный институт выполняет ряд функций:

  • Контрольная. Функция реализуется через рассмотрение жалоб граждан. Отвечая на каждое поступившее письмо, Уполномоченный осуществляет независимый контроль за деятельностью органов страны в аспекте соблюдения правового статуса граждан.
  • Консультационная. Данное направление деятельности реализуется через информирование структурных подразделений о соблюдении правового статуса лиц, находящихся на территории РФ.
  • Координационная и организационная. Вышеназванные функции заключаются в проведении совместных мероприятий с иными органами исполнительной и законодательной власти, которая направлена на укрепление законности в области соблюдения правового статуса граждан.

Должностные полномочия

Если вы решите обратиться за помощью к омбудсмену, то наверняка вас заинтересует вопрос: «Каковы права Уполномоченного по правам человека РФ?» Отвечая на данный вопрос, важно обратиться к законодательным нормам, которые чётко определяют должностную инструкцию данного представителя власти:

  1. Рассмотрение жалоб граждан, апатридов, а также лиц, прибывших из иностранных государств.
  2. Рассмотрение жалоб на действие/бездействие органов власти, в том числе осуществляющих уголовное преследование и наказания.
  3. Принятие необходимых мер, способных обеспечить надлежащую защиту нарушенного права. Данный пункт может быть выражен как в фактических действиях, так и в предоставлении консультации, касающейся дальнейших действий.

Уполномоченный по правам человека РФ не вправе рассматривать жалобы на решения органов законодательной власти. Данный пункт касается не только федеральных органов, но и органов власти на уровне субъекта.

Порядок рассмотрения жалобы

Права Уполномоченного по правам человека в РФ позволяют обеспечить защиту прав граждан по поступившим жалобам в следующем порядке:

  • Путём обращения в суд по причине нарушенных прав. Лицо вправе как инициировать судебное разбирательство лично, так и передать свои полномочия представителю.
  • Путём обращения в надлежащие органы с прошением о возбуждении судопроизводства по уголовному или административному делу.
  • Путём обращения в органы прокуратуры.
  • Путём обращения к должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела в порядке надзорного производства.

О государственной должности

На место Уполномоченного по правам человека может быть принят гражданин старше 35 лет. Назначаемое лицо в обязательном порядке должно обладать знаниями в области юриспруденции, а также обладать опытом защиты прав лиц в суде либо иными способами.

Омбудсмен назначается на 5 лет. Права Уполномоченного по правам человека в РФ вступают в силу с момента принятия им Присяги в торжественной обстановке.

Омбудсмены в субъектах страны

С 1996 года в субъектах была введена должность "Уполномоченный по правам человека". Первым начал исполнение своих обязанностей Газитов Ч. Б. в республике Башкирия. Далее её опыт переняла Свердловская, а в следующем году - Смоленская области. Позже практически в каждом регионе образовалась должность омбудсмена.

Сущность открываемой в регионе должности также заключается в проверки законности и соблюдения правового статуса человека. В субъекте омбудсмен выступает в качестве независимого правозащитного органа, который разрешает поступившие в канцелярию заявления и жалобы.

Уполномоченный по правам человека в целях выполнения возложенных на него задач обязан:

1) вести личный прием граждан;

2) разъяснять обратившимся к нему гражданам формы и способы защиты их прав и свобод;

3) рассматривать жалобы (заявления) граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории Челябинской области, о нарушениях органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;

4) принимать меры по фактам нарушения органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина в порядке, определенном настоящим Законом;

5) направлять в органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностным лицам, руководителям организаций, находящихся на территории Челябинской области, в действиях (бездействии) или решениях которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод и предотвращению подобных нарушений;

6) принимать соответствующие меры в пределах своих полномочий при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

7) составлять по просьбе Законодательного Собрания, Губернатора области специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Челябинской области;

8) составлять в соответствии с настоящим Законом ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области (далее - ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека) и направлять его в Законодательное Собрание, Губернатору области, председателю Челябинского областного суда, председателю Арбитражного суда Челябинской области, прокурору Челябинской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Общественную палату Челябинской области;

9) осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, а также в обращениях граждан, общественных объединений и иных организаций, в сообщениях, получаемых из средств массовой информации.



Федеральный конституционный закон об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на

должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской

Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I. Общие положения

Статья 1.

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее -

Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях

обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и

уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными

лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе,

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию

законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в

соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию

международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по

вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2.

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен

каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской

Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством

Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного

права, международными договорами Российской Федерации.

Статья 3.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и

свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов,

обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4.

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории

Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности

Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Статья 5.

1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации

может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской

Федерации.

2. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте

Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта

Российской Федерации.

Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от

должности Уполномоченного

Статья 6.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином

Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод

человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7.

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в

Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и

депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в

Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего

Уполномоченного.

Статья 8.

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность

Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего

Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении

Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального

конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов

от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 9.

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего

исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации,

законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после

назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Статья 10.

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента

принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь

назначенным Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут

прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более

чем на два срока подряд.

Статья 11.

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом

Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта

Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой

оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской,

научной либо иной творческой деятельности.

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом

политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические

цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не

позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока

Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и

Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 12.

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его

полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной

или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан,

арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а

также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено

федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность

Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и

служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на

принадлежащие ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо,

произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая

должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной

меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание

Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Статья 13.

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении

Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также

ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного

времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им

заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится

постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 14.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый

Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со

дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке,

установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.

Глава III. Компетенция Уполномоченного

Статья 15.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и

находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без

Статья 16.

1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие)

государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц,

государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия

(бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями,

принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального

Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской

Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к

рассмотрению Уполномоченным.

Статья 17.

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня

нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их

нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение

существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению

заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его

жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Статья 18.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Статья 19.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах

принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания

не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 20.

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих

прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или

должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя.

В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный

орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия

(бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в

принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Статья 21.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан

либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью

защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства

защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры

в пределах своей компетенции.

Статья 22.

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к

компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в

проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного

самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых

обжалуются.

Статья 23.

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного

самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от

организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные

объединения;

самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и

материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая

судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными

органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности

государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных

исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе

рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных

правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с

прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении

уголовных дел.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом

безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных

на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного

самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-

правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами

начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских

формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Статья 24.

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную,

коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по

гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с

выполнением его обязанностей.

Статья 25.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному

органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия

(бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам,

подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Статья 26.

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан

принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным

конституционным законом.

Статья 27.

Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного

самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он

усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации

относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

Статья 28.

1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении

жалобы, разглашению не подлежат.

2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе

рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного

согласия.

Статья 29.

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или

действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или

должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в

установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении

дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении

должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются

нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную

силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления

судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также

присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение

конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению

в конкретном деле.

2. Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктом

3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.

Статья 30.

2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого

являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления,

государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется

полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта

Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов

Уполномоченного.

Статья 31.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан,

обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к

обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об

изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов

Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и

законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что

решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного

самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются

на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов

Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном

законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если

законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права

и международным договорам Российской Федерации.

Статья 32.

1. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией

Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской

комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для

проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии

непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат

Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об

утверждении итогового доклада указанной комиссии.

2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о

проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также

непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских

слушаниях.

Статья 33.

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей

деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную

Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,

Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и

Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации

Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному

Статья 34.

1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять

Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую

для осуществления его полномочий.

Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не

установлен иной срок.

Статья 35.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо,

получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в

месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить

Уполномоченному.

Статья 36.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение,

неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным

конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной

форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 36.1.

1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными

комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия

реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах

принудительного содержания.

2. Общественные наблюдательные комиссии, указанные в пункте 1 настоящей статьи,

ежегодно направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного

Согласно числу полномочий Государственной думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) появился в Швеции как институт государственной защиты прав и свобод граждан и получил широкое распространение (в том или ином виде этот институт существует в более чем 100 странах мира). В некоторых государствах омбудсмен действует при парламенте, в других (в частности, в России) - как самостоятельный институт защиты прав и свобод граждан.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят 26 февраля 1997 г. и вступил в силу с 4 марта 1997 г. Согласно этому закону, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Средствами, указанными в законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, что требует чрезвычайно высокого уровня согласия депутатов и депутатских объединений.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Хотя Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривал назначение Уполномоченного в течение месяца после принятия закона, фактически на это потребовалось более года.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Москалькова Татьяна Николаевна

Т.Н. Москалькова

Образование : Окончила Всесоюзный юридический заочный институт в 1978 году, аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР, докторантуру Академии управления МВД России. Доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор.

Трудовую деятельность начала в 1972 году, работала бухгалтером Инюрколлегии, делопроизводителем, старшим юрисконсультом, консультантом Отдела помилования Президиума Верховного Совета РСФСР.

Более 27 лет служит в органах внутренних дел Российской Федерации, прошла путь от рядового референта до первого заместителя Правового департамента МВД России. Заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор милиции в отставке.

С 2003 года - член Совета по вопросам совершенствования правосудия при Президенте Российской Федерации.

С 2007 по 2016 годы являлась депутатом Государственной Думы пятого и шестого созывов, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, членом Комиссии по доходам и расходам.

По роду своей деятельности занимается разработкой законов и других правовых актов, направленных на защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью.

Член Экспертных советов МВД России - по вопросам нормотворческой деятельности МВД России; Комитета по безопасности Государственной Думы; Комитета по безопасности и обороне Совета Федерации.

Неоднократно выступала в качестве международного наблюдателя выборах в государствах СНГ. Представляла Российскую Федерацию в Совете Европы и ОБСЕ. Неоднократно участвовала с российско-белорусских форумах.

Награждена Орденом Почёта, именным огнестрельным оружием, почётными грамотами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Орденом святой Ольги Патриарха Московского и всея Руси, многими ведомственными наградами.

______________________________

Памфилова Элла Александровна

Э.А.Памфилова

Образование:

В 1970 году окончила с золотой медалью среднюю школу. В том же году поступила в Московский энергетический институт, который окончила в 1976 году по специальности «инженер электронной техники».

Профессиональная деятельность:

После окончания института с 1976 по 1989 год работала на Центральном ремонтно-механическом заводе производственного объединения «Мосэнерго» мастером, инженером, технологом, председателем профсоюзного комитета завода.

В 1989 году была избрана народным депутатом СССР, с 1990 года — депутат Верховного Совета СССР, работала в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

Являлась также членом Комиссии по борьбе с коррупцией, в 1990—1991 годах — секретарем Комиссии по вопросам привилегий и льгот.

С 1985 по 1990 год Элла Памфилова была членом КПСС. В 1990 году вышла из КПСС и с тех пор является беспартийной.

С ноября 1991 до февраля 1994 года работала министром социальной защиты населения Российской Федерации. В середине января 1994 года она приняла решение не входить в состав реорганизуемого правительства РФ, подала прошение об отставке, которая была принята 25 февраля 1994 года.

В мае 1994 года указом Президента РФ назначена председателем Совета по социальной политике при президенте РФ.

С июня 1993 года — председатель национального совета по подготовке и проведению IV Всемирной конференции по положению женщин

«Действия в интересах равенства, развития и мира», которая проводилась в Пекине в 1995 году.

С 1993 по 1999 год Элла Памфилова была депутатом Государственной Думы РФ первого и второго созывов. Работала в Комитете по социальной политике. Являлась инициатором законопроекта об ограничении депутатской неприкосновенности.

Летом 1995 года она возглавила избирательный блок «Памфилова-Гуров-Лысенко», за который проголосовало свыше миллиона избирателей.

В Государственной Думе РФ второго созыва входила в депутатскую группу «Российские Регионы», работала в Комитете Госдумы по безопасности, где занималась проблемами социальной безопасности, в том числе проблемой предотвращения насилия в семье, профилактики и предупреждения детской безнадзорности и преступности, наркомании и алкоголизма, формированием активной социальной политики.

Также Памфилова вела работу в межфракционной группе «Регионы России» и Комиссии Государственной Думы по содействию нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодежи, повышению уровня культуры военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности.

В июле 1996 года была зарегистрировала и возглавила Общероссийское общественное движение «За здоровую Россию». Осенью 1998 года на его базе создала и возглавила движение «За гражданское достоинство», которое координирует усилия неправительственных организаций, работающих в интересах детей. Весной 1999 года это движение принимало участие в мероприятиях по созданию общественно-политического блока губернатора Константина Титова «Голос России» и блока «Вся Россия». Однако ни в один из этих блоков движение не вошло и приняло решение о самостоятельном участии в предстоящих выборах в Государственную Думу. Элла Памфилова возглавила общефедеральный список движения.

В декабре 1999 года движение «За гражданское достоинство» не преодолело пятипроцентный барьер и в Государственную Думу третьего созыва не вошло.

19 февраля 2000 года была зарегистрирована кандидатом на пост президента РФ от движения «За гражданское достоинство». За нее проголосовали 1,01 % избирателей.

17 апреля 2000 года Элла Александровна вошла в состав Общественной независимой комиссии по расследованию правонарушений и защите прав человека на Северном Кавказе. Она неоднократно совершала поездки по всей территории Чеченской Республики, включая горные районы и город Грозный.

В апреле 2002 года была избрана председателем Общероссийского Союза Общественных объединений «Гражданское общество — детям России». Председателем Союза была избрана Элла Памфилова.

В июле 2002 года Указом президента РФ назначена на должность председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ.

В ноябре 2004 года в связи с реорганизацией Комиссии Указом Президента РФ Элла Памфилова была назначена на должность председателя Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

30 июля 2010 года стало известно, что Элла Памфилова подала в отставку с поста председателя Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Элла Памфилова награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом Святого мученика Трифона «За труды и пользу», медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», французским орденом Кавалера почетного легиона, дипломом лауреата национальной премии им. Петра Великого «За значительный личный вклад в развитие институтов гражданского общества и обеспечение прав человека в России», нагрудным знаком «Почетный работник Минтруда России», ей присвоено звание «Почетного пограничника» и др.

_____________________________________________________________________

Лукин Владимир Петрович

В.П. Лукин

Дата назначения на должность: 13 февраля 2004 года. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от "О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации".

Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ В.В. Путиным.

18 февраля 2009 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок.

Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ Д.А. Медведевым.

Правовые основы деятельности: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" .

Родители репрессированы через несколько дней после его рождения.

Образование: Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, исторический факультет (1959 год). (Специальность – история).

Ученая степень: Доктор исторических наук, профессор. Награжден орденом «Знак почета».

Знание языков: владеет английским, французским и испанским языками.

Профессиональная и политическая карьера: В 1959-60 гг. работал научным сотрудником Государственного исторического музея СССР, в 1966-61 гг. — Музея революции СССР. 1961-64 гг. — аспирант Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР. В 1964-65 гг. научный сотрудник ИМЭМО. 1965-68 гг. — старший референт чехословацкой редакции журнала «Проблемы мира и социализма» (Прага). 1968-87 гг. заведующий сектором дальневосточной политики Института США и Канады АН СССР. 1987-89 гг. -заведующей отделом Управления стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии МИД СССР. 1989 г. — заместитель начальника, заведующий отделом Управления оценок и планирования МИД СССР. В 1989-90 гг. руководитель группы анализа и прогнозирования при секретариате ВС СССР.

В 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР по 9 Подольскому национально-территориальному округу (Московская область), баллотируясь в предвыборном блоке «Демократическая Россия». Являлся членом Конституционной комиссии. В июне 1990 г. был избран председателем Комитета ВС РСФСР по межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР. В начале 1992 г. его комитет был инициатором постановки вопроса о статусе Крымского полуострова. С февраля 1992 по сентябрь 1993 года — посол РФ в США. С мая 1992 г. был постоянным наблюдателем РФ при Организации американских государств (ОАГ). В 1991 году был Председателем Советского Национального комитета по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству.

В период избирательной кампании по выборам в ГД РФ возглавил избирательное объединение «Явлинский — Болдырев — Лукин». После победы на выборах стал членом фракции «Яблоко» и возглавил Комитет по международным делам ГД РФ.

17 декабря 1995 года был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва по федеральному округу, список «Яблоко». В Госдуме 2-го созыва был председателем Комитета ГД по международным делам.

19 декабря 1999 года был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва по федеральному округу, список «Яблоко». В Государственной Думе 3-го созыва был Вице-спикером Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Кого сменил на должности Уполномоченного: Миронова Олега Орестовича (1998—2003 гг.)

_______________________________

Миронов Олег Орестович

О.О. Миронов

Уполномоченный по правам человека с 1998 года по 2003 год.

Окончил Саратовский юридический институт им. Д. И. Курского в 1963 г., аспирантуру этого института в 1967 г.,

Доктор юридических наук, профессор; действительный член Академии социальных наук.

Профессиональная деятельность : После окончания института работал следователем в милиции городов Пятигорска и Железноводска.

В 1965-1982 гг. - ассистент, преподаватель, доцент, заведующий кафедрой государственного права Саратовского юридического института.

В 1982-1991 гг. - профессор, декан, заведующий кафедрой государственного строительства и права, проректор по научной работе Саратовской ВПШ (ныне — Поволжская Академия Государственной службы); 1991-1993 - профессор кафедры конституционного права Саратовского юридического института.

В 1993 г. и в 1995 г. избирался депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого и второго созывов, был членом фракции КПРФ, членом Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, депутатом Парламентского Собрания Союза Белорусии и России, членом Комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по правовым вопросам.

С 1993 г. - член ЦИК, с 1995 г. - член ЦК КПРФ;

22 мая 1998 г. в результате тайного голосования Государственной Думой был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, которая отсутствовала в стране после досрочного освобождения от должности первого Уполномоченного по правам человека С.А. Ковалева 10 марта 1995 года.

Заслуженный юрист РФ; опубликовал свыше 200 научных работ (монографии, статьи, главы в учебниках) по проблемам конституционного права, теории государства и права, политологии, среди них монографии «Механизм действия Советской Конституции», «Право на защиту», «Гражданин России. Историко-правовой очерк».

________________________________

Первый Уполномоченный по правам человека в России с 17 января 1994 года по 10 марта 1995 года.

Ковалев Сергей Адамович

С.А. Ковалев

Родился 2 марта 1930 года на Украине, в городе Середина-Буда (по другим данным – Серединабуда ) Сумской области, в семье железнодорожника. В 1932 году его семья переехала в Москву , .

В 1954 году Ковалев окончил биологический факультет МГУ имени Ломоносова . До 1956 года работал в университете старшим лаборантом, в 1956-1959 годах учился в аспирантуре кафедры физиологии животных. В 1960 году Ковалев занял должность младшего научного сотрудника МГУ, в 1961 году - старшего инженера, затем младшего научного сотрудника Института биофизики АН СССР. В 1964 году Ковалев защитил кандидатскую диссертацию и был назначен заведующим отделом межфакультетской лаборатории математических методов в биологии . В сообщениях СМИ о научной деятельности Ковалева упоминалась его специализация - биофизик, специалист в области нейронных сетей (по другим данным, специалист по клеточным мембранам ). За годы работы Ковалев опубликовал более 60 научных работ .

В 1969 году по политическим мотивам Ковалев вынужден был уйти из МГУ . В 1970 году он пришел на работу на Московскую рыбоводно-мелиоративную станцию, где занял должность старшего научного сотрудника .

Еще в середине 1950-х годов Ковалев начал заниматься общественной деятельностью - принимал участие в борьбе против признанного впоследствии антинаучным «учения Лысенко», выступал в защиту генетики , . Как правозащитник Ковалев начал действовать в 1967 году . В 1968 году он примкнул к движению в защиту прав человека в СССР, в мае 1969 года вошел в состав Инициативной группы защиты прав человека в СССР. С 1971 года Ковалев выступал одним из ведущих участников машинописного информационного бюллетеня правозащитников «Хроники текущих событий» .

28 декабря 1974 года Ковалев был арестован. Его обвинили в антисоветской агитации и пропаганде и в декабре 1975 года приговорили к семи годам лагерей строгого режима и трем годам ссылки. Срок Ковалев отбывал в Скальнинских (Пермских) лагерях и в Чистопольской тюрьме; в ссылку был отправлен на Колыму , . По другим данным, за сотрудничество в «Хрониках текущих событий» Ковалев был приговорен к лагерной ссылке в Сибирь, где находился до 1984 года .

По отбытии срока ссылки Ковалев поселился в городе Калинине (Твери) , разрешение на въезд в Москву получил в 1987 году . После возвращения в столицу правозащитник вернулся к общественной деятельности: стал сопредседателем проектной группы по правам человека Международного фонда за выживание и развитие человечества , вошел в оргкомитет Международного гуманитарного семинара (декабрь 1987 года), участвовал в создании пресс-клуба «Гласность», в учредительном съезде общества «Мемориал» (в 1990 году стал одним из его сопредседателей). В 1989 году Ковалев был назначен сопредседателем с советской стороны Проектной группы по правам человека при Международном фонде за выживание и развитие человечества (впоследствии - Российско-американская группа по правам человека). На этот пост он был рекомендован другим известным правозащитником, академиком Андреем Сахаровым. Тогда же Ковалев вошел в Московскую Хельсинкскую группу .

В 1990 году Ковалев фигурировал в сообщениях СМИ как участник движения «Гражданское действие» , член оргкомитета движения «Демократическая Россия» . Как участник избирательного блока «Демократическая Россия» Ковалев принял участие в выборах и стал депутатом Съезда народных депутатов России, после чего вошел в президиум Верховного Совета РФ и был избран председателем Комитета по правам человека Верховного Совета. Выступил одним из авторов Российской Декларации прав человека и гражданина (январь 1991 года), а также сыграл ведущую роль в разработке 2-й главы («Права и свободы человека и гражданина») Конституции России и ряда федеральных законов, затрагивающих проблематику прав человека - «О реабилитации жертв политических репрессий» (1991), «О чрезвычайном положении» (1991), «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» (1993) , .

В феврале 1993 года Ковалев стал членом президентского совета , а в сентябре того же года был назначен председателем Комиссии по правам человека при президенте России Борисе Ельцине .

В 1993 году Ковалев принял активное участие в создании движения, а затем и партии «Выбор России» (позднее - «Демократический выбор России») и впоследствии вошел в состав политсовета ДВР . В декабре 1993 года Ковалева как представителя избирательного объединения «Выбор России» избрали депутатом Государственной Думы РФ первого созыва от 192 Варшавского округа Москвы , а в январе 1994 года он стал первым в России уполномоченным по правам человека . В марте 1995 года Ковалев был смещен с этого поста депутатами Госдумы . В декабре 1995 года он был избран депутатом Госдумы второго созыва , .

В 1994-1996 годах Ковалев резко критиковал действия российских властей в Чечне. С первых дней войны в республике он работал в районе боевых действий . Возглавил Миссию уполномоченного по правам человека на Северном Кавказе (позднее - Миссия общественных организаций под руководством С.А.Ковалева), созданную при поддержке общества «Мемориал» и ряда других общественных организаций. В некоторых сообщениях СМИ отмечалось, что депутат и его сподвижники сыграли решающую роль в спасении заложников в Буденновске в июне 1995 года (Шамиль Басаев, лидер боевиков, захвативших более тысячи человек в городской больнице, объявил тогда, что готов вести переговоры только с Ковалевым ) . В 1995 году (еще до Буденовска) Ковалев стал кавалером Большой звезды ордена «Рыцарь Чести» Чеченской Республики Ичкерия (правозащитник отказался получать награду до конца чеченской войны и принял орден лишь в январе 1997 года ) .

В январе 1996 года Ковалев подал в отставку с поста председателя Комиссии по правам человека, заявив, что делает это в знак протеста против «окончательного отхода Бориса Николаевича Ельцина от политики демократических реформ». Он написал Ельцину открытое письмо, в котором подчеркнул, что политика президента привела «к многочисленным и грубым нарушениям прав человека в России и к развязыванию гражданской войны на Северном Кавказе, в ходе которой погибло несколько десятков тысяч человек» .

В декабре 1996 года Ковалев возглавил общественный Институт прав человека .

В 1999 году Ковалев был избран в Госдуму по спискам СПС . В 2003 году Ковалев принимал участие в выборах уже как кандидат от «Яблока», но в Думу не попал (партия не смогла преодолеть пятипроцентный барьер) .

Осенью 2006 года Ковалев стал членом партии «Яблоко» и возглавил правозащитное направление ее деятельности , . В декабре 2006 года Ковалев был избран председателем общества «Мемориал» .

В сентябре 2007 года съезд «Яблока» утвердил Ковалева вторым номером в избирательном списке партии для участия в предстоящих выборах в Государственную Думу , . Однако сам Ковалев скептически отзывался о перспективах «Яблока» преодолеть 7-процентный барьер и пройти в парламент. В частности, он отмечал: «если Кремль… будет имитировать парламентаризм в нашей стране более тонко, чем до сих пор, то тогда эти 7 процентов достижимы» .

Общественная деятельность Ковалева начиная с 1994 года вызывала в обществе противоречивые оценки: одни уважали его за принципиальность, другие считали идеалистом , а третьи рассматривали как предателя национальных интересов .

Ковалев - лауреат более чем десятка международных премий. Среди его наград - премия Международной лиги прав человека, премия «За вклад в дело демократии», премия Совета Европы, премия «Homo homini» чешского гуманитарного фонда «Человек в беде» - за исключительные поступки при защите прав человека и активное сопротивление против насилия при решении политических проблем (1995), премия имени Бруно Крайского, премия «Золотой параграф» польского журнала «Право и жиче», премия имени Теодора Хэккера «За деятельность в защиту прав человека и демократии в России, а также за борьбу против войны в Чечне», Нюренбергская премия по правам человека (1996), премия по правам человека Норвежского Хельсинкского комитета, награда американской правозащитной организации «Дом Свободы», премия Совета Европы в области прав человека (1995), награда Международной лиги прав человека ООН (1996) и премия Кеннеди (2000) , .

Ковалев - почетный гражданин Кракова, почетный доктор медицины Каунасской Академии медико-биологических наук, почетный доктор наук в области прав человека Эссекского университета .

Среди хобби Ковалева в прессе упоминалась охота .

Ковалев женат вторым браком на Людмиле Бойцовой. У него трое детей : сын от первого брака Иван и дочери - Мария и Варвара. Дети Ковалева проживают в США , .

Использованные материалы

Артем Ильинский. Партия обманутых надежд. - Новая политика, 18.09.2007

Игорь Романов. «Яблоко»: без магнатов и олигархов. - Независимая газета, 17.09.2007

«Яблоко» утвердило окончательные списки своих кандидатов. - РИА Выборы, 16.09.2007

Сергей Бутман. Власть. Выборы. Перспективы. - Эхо Москвы, 02.03.2007

Отчетно-перевыборные конференции общества «Мемориал». - Мемориал (memo.ru), 17.12.2006

Елена Рейкина. «Яблоко» отрастило пятый палец. - Газета.Ru, 29.09.2006

Ковалев Сергей Адамович. - РИА Новости, 25.12.2003

Дмитрий Камышев. Кто записался кандидатом. - Власть, 13.10.2003. - №40 (543)

Игорь Свинаренко. Матерый человечище. - Газета.Ru, 02.03.2000

Приложение к постановлению Центральной избирательной от 29 декабря 1999 года N 65/764-3 Список избранных депутатов Государственной Думы Федерального По федеральному избирательному округу. - Российская газета, 31.12.1999

Сергей Ковалев скавалер ордена Рыцать Чести Ичкерии. - Профиль, 11.02.1997. - №5

Сергей Ковалев ушел от президента. - Независимая газета, 25.01.1996. - 015

Елена Чернобровкина. Ну, и за кем пошел электорат? - Вечерняя Казань, 18.12.1995

Ю.Бялый. Синдром пораженчества. - Завтра, 15.07.1995. - №28

В Буденовске уже 9 часов продолжается перемирие. - РТР, Вести, 17.06.1995

Сергей Ковалев стал кавалером Большой звезды ордена РЫЦАРЬ ЧЕСТИ Чеченской. - Радио России, 08.06.1995

Иван Родин. Сергей Ковалев действиетльно уволен. - Независимая газета, 11.03.1995. - №043

Долгие годы железный занавес надежно укрывал от пристальноговзгляда мировой общественности практически все, что происходило на одной шестой части планеты... - ОРТ, 24.11.1994

Председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ, депутат Государственной Думы Сергей Ковалев назначен Уполномоченным по правам человека. - Известия, 22.01.1994. - №13

Список депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской федерации, избранных по одномандатным избирательным округам. - Российская газета, 28.12.1993

Ельцин подписал указы об образовании Комиссии законодательных предположений. - ОРТ, Новости, 26.09.1993

Беседа с членом президиума ВС РФ, председателем комитета ВС РФ по правам человека Сергеем Адамовичем Ковалевым. Ведущий Алексей Венедиктов. - Эхо Москвы, 02.11.1992

Обращение оргкомитета по созданию движения «Демократическая Россия». - Огонек, 15.09.1990. - №38

Декларация движения «Граджданское действие»". - Огонек, 17.02.1990. - №8

Хроника текущих событий. В тюрьмах и лагерях. - Антология самиздата, 16.03.1977. - №44

Биография Сергея Ковалева. - Институт прав человека (hrights.ru)

Об институте. - Институт прав человека (hrights.ru)

Ковалев Сергей Адамович. - ИИЦ Панорама. - http://b6.narod.ru/inde.html