История научных открытий и случайностей приведших к ним. Десять пугающих, но реальных научных открытий и явлений Что же было с Рентгеном

На протяжении веков было бесчисленное множество величайших научных открытий, которые потрясли мир и внесли изменения в существование человечества. Многие из этих открытий улучшали и украшали нашу жизнь, делали её более комфортной и безопасной. Бывали случаи, что идеи ученых, воплощенные на практике, несли за собой угрозу, разрушения и зло. А большая часть событий современного научного мира в будущем приведут к последствиям или же достижениям, о которых сейчас можно лишь догадываться.

Тем не менее, среди этого огромного количества научных открытий есть те, без которых наша жизнь имела бы совершенно иной вид и иное содержание. попытались создать список из 10 величайших научных открытий всех времен в произвольном порядке. Возможно, с чем-то вы не сможете согласиться. А, может быть, у вас на этот счет совершенно иное мнение. Попробуйте создать свой список и выдвинуть его на обсуждение.

1. Электричество

Это поистине магическая сила, явление без которого мы бы в прямом и переносном смысле остались бы в темноте. Ни лампы в вечернее время, ни телевизора, компьютера, лифта, обогревателя, микроволновой печки…тут действительно можно перечислять до бесконечности. Ведь наше общество в высшей степени зависимо от электричества, которое питает так горячо любимый нами образ жизни.

2.Пенициллин

Действительно, каким гением должен быть человек, чтобы увидев кусочек плесени на хлебе подумать о том, что это может быть лекарством, которое спасет жизни миллионов. И таким гением был Александр Флемминг. Именно ему мы обязаны существованием антибиотиков. Конечно, не все происходит быстро, ведь после обнаружения бактерицидного действия плесневого гриба Флеммингом, должно было пройти больше 10 лет, чтобы другие выдающиеся деятели Х.У. Флори и Э. Чейн сумели ввести в промышленное производство, а,соответственно, массовое пользование этот антибиотик.

3. Порох

Заслуга открытия пороха приписывается китайским алхимикам, жившим в 9 веке. С момента открытия, эту гремучую смесь использовали для охоты, войны, развлечений. В своё время порох способствовал развитию ракетных технологий. Несмотря на то, что порох во многом служил не для хороших целей, все- таки мы должны отдать должное и включить его в список самых великих научных открытий, история выглядела бы в корне иначе, не будь в руках человека этой субстанции.

4. Колесо

Было ли это научное открытие, случайная находка или же выдающееся изобретение? Мир возможно так никогда и не узнает. Археологические раскопки обнаружили прототип колеса, который датируется пятым тысячелетием до нашей эры. Изобретение колеса стало катализатором развития науки в целом. А в частности усовершенствованием ремесел и механики, важнейшее значение это изобретение имело также в хозяйственной жизни людей.

5. Пластик

В 1969 году Джон Весли Хайат открыл способ производства вещества, которое стало революцией в повседневной жизни людей. Пластик. Сегодня большая часть предметов быта, а другими словами, окружающей нас искусственной среды состоит из пластика. Пластиковые стулья, одноразовые пакеты, упаковка, техника, игрушки и многое, многое другое. Что примечательно, так это возможность вторичной переработки этого материала.

6. Компьютер

Невозможно приписать изобретение компьютера лишь одному ученому, так как компьютер в современном виде преобразовывался постепенно из различных приборов. И конечно каждый согласится с тем, какое громадное значение эта техника имеет в нашем мире. Она организует нашу жизнь, делает её более упорядоченной и совершенной. Мы имеем неограниченный доступ к любого вида информации на расстоянии вытянутой руки. Человечество достигло уровня глобальной коммуникации, явления, о котором еще 20 лет никто не слышал.

7. Печатный станок.

Это изобретение не кажется таким уж значимым на первый взгляд, но, призадумавшись, вы увидите всю его весомость. Станок Гутенберга открыл дверь возможности публикации знаний и информации, массового распространения этих знаний. Доступ книгам больше не был привилегией избранного числа людей. Независимость мышления индивидуума стала ключевым элементом общества, книгопечатание унифицировало знания и литературу.

8. Механические часы.

Время, по сути, было мерой событий еще задолго до изобретения хронометра. В основном оно определялось по движению солнца на небе. Фактически не существовало универсального времени, лишь время строго определенное для конкретной местности. И то, что изобретение часов сделало возможным, вскоре стало обязательным. В мире, управляемом часами, ты либо «во время», либо «опережаешь график», или же «опаздываешь».

9. Телескоп

Изобретение телескопа доказало тот факт, что Земля это не больше чем круглый кусок камня в необъятном космическом пространстве, а не центр всего, в том числе и вселенной. Многие не согласились в тот момент, и некоторые не соглашаются по сей день.

10. Туалет

Проведите такой эксперимент: вообразите современный мегаполис, будь-то Лондон, Нью-Йорк или Токио без туалета. Ведь это невозможно. Современные города могут существовать благодаря умению людей обеспечивать плотно заселенные места чистой водой, и избавляться от отходов. Без туалетов и водопровода не смогут функционировать ни один небоскреб, ни одно высотное здание. Уберите многоэтажные дома, офисные центры и гипермаркеты из вашей картины мира, и вам придется изменить всю картину в целом.

Кто не знает о «яблоке Ньютона» о лампаде , о лягушке Гальвани? Известно, что Рентген занимался с трубкой Крукса, накрытой футляром из черного картона. На столе случайно оказался лист бумаги, покрытой платиносинеродистым барием. Пропустив ток через трубку, ученый заметил, что бумага ярко люминесцирует (опыт проходил в затемненной комнате). Ученый убедился, что свечение бумаги вызывают лучи, иознинающие в трубке и проникающие через черный картон.

А вот как Лавуазье пришел к закону постоянства вещества. Изучая распад сахара при брожении он установил: вес образующегося спирта и углекислоты точно соответствовал весу сброженного сахара. А между тем при этом брожении образуется также целый ряд побочных продуктов, не замеченных ученым. Баланс у него сошелся только благодаря случайности: ошибки, случайности опыта покрыли друг друга. (Хотя может только кажется что к научному открытию привела череда случайностей, хотя может и действительно привела, но ведь и случайности не случайны. И уж точно не обладай ученный таким важным качеством как осознанность , уж точно он не сделал бы научного открытия, какие бы случайности с ним не случались).

Открытие или… монета под ногами

Американский ученый А. Ромер пишет: «поступаем несправедливо по отношению к Рентгену, когда настаиваем на случайном открытии. Научное открытие - это нечто большее, чем случайное наблюдение, это больше, чем поднять валяющуюся монетку с тротуара». Иначе говоря, нужно обладать большим запасом знаний, могучей силой ума, одаренностью, чтобы понять и оценить «случай». Рентген заметил то, на что другие исследователи, занятые подобными же опытами, просто не обращали внимания. Наука необходимо разрешает задачи, поставленные самой логикой ее развития. Но решают эти задачи в конкретных обстоятельствах ученые, и каждый из них имеет свои индивидуальные особенности, поэтому любое разрешение научной проблемы становится «ожидаемой» случайностью, облекается в форму случайности.

Что же было с Рентгеном

Но вернемся к Рентгену. Открытие Х-лучей в то время уже становилось своего рода необходимостью: изучением катодных лучей занимались тогда многие физики, а поскольку Х-лучи сопутствуют катодным лучам, то обнаружение Х-лучей не заставило бы себя долго ждать. Более того, уже было известно, что фотоматериалы вуалируются там, где работают с круксовой трубкой. Достаточно было кому-нибудь расценить порчу фотопластинок не как случайное совпадение, а как факт, достойный изучения,- и открытие совершилось бы. Кстати, обнаружение рентгеновских лучей натолкнуло на еще более важное открытие - открытие радиоактивности.

В 1896 году Беккерель занимался проверкой гипотезы Пуанкаре (которая оказалась ошибочной), предположившего, что испускание рентгеновских лучей связано с явлениями флуоресценции. Для проверки он брал фотографическую пластинку, заворачивал ее в два листа плотной черной бумаги и вместе с положенным поверх бумаги веществом, способным флуоресцировать, выставлял на несколько часов на . При проявлении пластинки на черном фоне становился заметным силуэт кристаллов соли .

Пасмурная погода помешала Беккерелю повторить опыт, и приготовленная для этого пластинка в черном пакете вместе с лежащими на ней кристаллами сернокислой соли урана несколько дней находилась в темном шкафу. Когда пластинка была проявлена, то оказалось, что она почернела гораздо сильнее, чем в первом опыте. Ученый исследовал большое количество различных химических соединений и обнаружил, что только вещества, содержащие уран, способны испускать лучи, проникающие через черную бумагу, покрывающую фотопластинку, причем большинство этих веществ не обладает способностью флуоресцировать. Так была открыта радиоактивность.

И, казалось, открытие не совершилось бы, если бы отец Беккереля, директор Парижского естественнонаучного музея, не обладал исключительно редким препаратом соли урана, которая попала в число первых веществ, исследованных Беккерелем. Другой элемент случайности: несмотря на затянувшуюся пасмурную погоду, Беккерель все же проявил пластинку. Казалось бы, сплошное сплетение случайностей! Но нет. Случай, благоприятствующий Беккерелю, был здесь лишь поводом к открытию, объективные предпосылки для которого возникли после открытия лучей Рентгена. Парижская Академия наук за 1895 год получила около 260 научных работ о всевозможных проникающих лучах (правда, большая часть этих открытий не подтвердилась). Иначе говоря, радиоактивность могла бы быть открыта и не физиками, а, например, метеорологами, изучающими ионизацию воздуха в ураноносных районах.

А может быть все же случай

Противопоставление одних открытий, будто бы чисто случайных, другим совершившимся с необходимостью, оказывается, как правило, несостоятельным, иногда даже вопреки свидетельству автора данного открытия. Часто за случай принимается элемент внезапности. Например, Пристли, открывший при прокаливании с помощью зажигательного стекла ртутной окалины, целиком приписывает это счастливому случаю.

В действительности открытие кислорода необходимо вызывалось кризисом теории флогистона. Поэтому не случайно, что одновременно с Пристли кислород открыл и Шееле. Гальвани тоже говорит о случайности своего открытия (речь идет об открытии контактного электричества и явления сокращения мышцы лягушки при прохождении через нее тока). Но если бы он не делал специального акцента на случайности, то мы, живущие спустя два века, учитывая современный Гальвани уровень знания по теории электричества, считали бы его опыты естественным следствием этих знаний.

Академик Вальдек писал: «Почти все великое, что у нас имеется и в науке и в технике, главным образом найдено при помощи случая». Творчество научное (и художественное) но может представляться игрой капризных фантазий, а является закономерным проявлением особой причинной связи творческих замыслов, уровнем научного развития. Зальдену можно ответить остроумным выражением психолога С. Грузенберга; «Наивно было бы приписывать, например, происхождение младенца случайному падению его матери, вызвавшему во время ее беременности преждевременные роды». Случай - не причина, а лишь повод к открытию.

Необходимость и случайность

«Случайность так же объективна и имеет свои причины, как и необходимость. Разница лишь с том, что необходимость имеет свои причины в самой сущности данного процесса, а случайность имеет свои причины в перекрещивании внешних и внутренних для данного процесса обстоятельств».

Эту мысль четно подтверждают случаи одновременных открытий. Давно уже замечено, что время от времени идеи, как говорят, носятся в воздухе. Не многим дано их «уловить». Случай не ставит преграду открытиям, но он исключает необходимости их появления, поскольку сама потребность в том или ином открытии, изобретении очень часто осознается одновременно несколькими учеными или изобретателями.

Случай наводит нас на нужную мысль, «только когда мысль эта для нас не случайна, когда мы сосредоточены на ней и ищем ее», - говорил один психолог. Поэтому внешний толчок к открытию, как мельчайший кристалл, падая на пересыщенный раствор, мгновенно вызывает его кристаллизацию.

Рассмотрим предысторию открытия Менделеевым периодического закона. Закономерность в мире элементов пытались найти многие. «Закон октав» Ньюлендса соотносился с музыкально-чувственным образом, а закономерности де Шанкуртуа, тоже явившиеся преддверием к открытию периодического закона, соотносились с абстрактно-геометрическим образом (сравнивалось периодическое повторение свойства элементов, расположенных по величине их атомных весов с наматыванием спиральной линии на боковую поверхность цилиндра). Менделеев прибег к составлению карточек элементов, мысленно связав задачу выработки общей системы элементов с раскладыванием карточного пасьянса, которым он любил заниматься в минуты отдыха.

Тот исторический факт, что почти одновременно в разных странах разные ученые взялись за выполнение одной и той же задачи, причем взялись по-разному, говорит о том, что, во-первых, эта задача необходимо и объективно назрела для развития науки, во-вторых, что нет субъективных и психологических ограничений возможных путей ее разрешения. Появление новых идей есть ответная реакция на зов эпохи. И если этот зов слышит один человек, то может услышать и другой.

Место случая в процессе открытия

Открытие - это последняя, завершающая и самая главная комбинация идей. Открытие Ньютона, например, было подготовлено работами Галилея, Кеплера. «Открытия заключаются именно в сближении идей, - считает Лаплас,- которые способны к взаимной комбинации, но оставались пока изолированными одна от другой».

Английский физик Рамзай говорил, что когда природе ставятся разумные вопросы в определенном порядке, путь науки ведет к открытиям. Оттого хронологический порядок научных открытий в какой-то мере соответствует логике развития науки.

С развитием науки роль случайности в открытии не уменьшается. Но сила случая вовсе не всеобъемлюща. Есть открытия, где случай или заведомо исключен, или сведен к минимуму. Случай больше всего действует в так называемых «исходных» открытиях, например, открытие Менделеевым периодического закона - исходное открытие, а открытие новых элементов с учетом закона Менделеева - последующее; теория Максвелла по электродинамике - исходное, а опыт физика П. Лебедева по световому давлению - последующее. Иначе говоря, опыт Лебедева не был случайным потому, что он знал, что ищет.

Исходные, первоосновные открытия ведут к цепной реакции последующих открытий, где роль случайности необходимо падает, сводится к минимуму. Таким образом, случайность действует преимущественно там, где речь идет о появлении новых разделов знания, совершенно новых представлений.

В общем виде случайное открытие намечает первые штрихи большой идеи, а дальше уже идет ее разработка, углубление, логическое расшифровывание. Любое открытие можно «разложить» на триаду:
1) гипотеза, появление идеи,
2) логический анализ гипотез и идей, умозрительное построение опыта, подтверждающего их,
3) постановка эксперимента.

В разной степени комбинация случайностей может проникать во все эти составные части открытия через стихию действия многих факторов; повод работы, широта эрудиции, сила соображения, культура логического мышления (то есть индивидуальные особенности мышления), обстоятельства выполнения работы. Рассмотрим некоторые примеры.

Гипотеза и случайность

Ученики Резерфорда рассказывают, что однажды вечером после длительной работы ученый вышел из лаборатории прогуляться и, глядя на звезды, по аналогии с планетной системой пришел к гипотезе строения атома (ядро атома - Солнце, электроны - планеты). Случайное чтение работы Мальтуса «О народонаселении» послужило для Чарльза Дарвина отправной точкой к идее биологической борьбы видов. Об этом факте сообщает сам Дарвин в своей «Автобиографии». Иногда даже абсурдность исходной гипотезы приводит к открытию. Так, средневековый ученый Бранд, отыскивая философский камень в моче… открыл .

Замысел опыта и случайность

Луи Пастер, прививая курице холеру и не имея под рукой свежей культуры, взял ту, которая простояла уже некоторое время. Курица выздоровела и не умерла. Так было впервые открыто действие ослабленного вируса.

Эксперимент и случайность

Химик Фальберг, как рассказывают его современники, сел за стол, не помыв руки, и во время обеда ощутил сладковатый привкус. Заинтересовавшись этим, он обнаружил среди веществ, выброшенных им после очередного опыта, сахарин. А Флеминг, перебирая свою коллекцию культур разных микробов, растущих в чашках Петри на питательном бульоне, случайно обратил внимание на одну чашку, где росли стафилококки. На одном ее участке образовалось светлое пятно плесени, вокруг которого была зона, свободная от стафилококков. Ученый очень сожалел с потерянной культуре. Но был вознагражден открытием пенициллина.

Преждевременные открытия

Как важно родиться ученому в свое время? «Предположим, - пишет один известный биолог, - что на островах Самоа родился ребенок, гений которого подобен гению Моцарта. Что мог бы он сделать? Самое большее - расширить гамму с трех до четырех или семи тонов и сочинить несколько более сложных мелодий, но он не мог бы создать симфонии, как не мог Архимед изобрести динамо-машину». Сколько творцов потерпело неудачу за недостатком необходимых условий. Бэкон предвидел многие из наших великих открытий, Кардано и Кубанский - интегральное и дифференциальное исчисление, Бан-Гельмонт - химию.

Один французский фотограф, Ньепс, за 30 лет до Беккереля почти при аналогичных обстоятельствах «открыл» явление радиоактивности. Но это не имело никаких последствий. Вот что значит «открытие не созрело»!

Бывает и так. Ученый не видит открытия, проходит мимо него. Один французский бактериолог в двадцатых годах прошлого века установил бактериостатическое действие некоторых видов плесени. Но он интересовался лишь туберкулезными бациллами, а плесень действовала только на другие микробы. Он остался к этому факту безучастным и таким образом «воздержался» от открытия пенициллина.

В связи с этим встает вопрос о преждевременных открытиях, упавших на неподготовленную почву и заглохших со временем. Чаще всего к таким открытиям принадлежат открытия (прежде всего случайные), оказывающиеся вне основной линии развития науки, вне возможности их истолкования и применения на данном уровне развития науки. Такие открытия или забываются, как открытие Ньепса, или, как в случае с Менделем, возвращаются в определенное время науке. По крайней мере, вероятность их возникновения почти равна вероятности их забвения.

По словам одного ученого, то что случайно найдено путем эксперимента и еще не осмыслено, не понято людьми, принадлежит им только лишь наполовину. Сколько легенд рассказывается о восточных бальзамах, о прочной и нержавеющей дамасской стали, о долговечных красках художников Возрождения, о железном столбе в Индии и т. д.! Многие секреты древности утрачены сейчас. Почему же люди забыли эти открытия? Причина, видимо, лежит в преждевременности их появления. Случай дал эти открытия в руки человеку, случай же и отнял их.

С другой стороны, даже самые безумные теории, граничащие с фантастикой, могут быть со временем реализованы, если они выражены с предельной отчетливостью и имеют хотя бы одну исходную конкретную точку, доступную экспериментальной проверке. Иначе такие теории будут находиться в состоянии анабиоза веками, несмотря на их ценность.

Серия: Советские праздники. День Строителя

Впервые День строителя отмечался в СССР 12 августа 1956 года. А было это так. 6 сентября 1955 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя» (на второе воскресенье августа). Лаконичность Указа Президиума Верховного Совета СССР является доказательством того, что День строителя появился отнюдь не случайно, и что его появление как бы само собою разумелось. Вот как его комментировали газеты:
«Новым проявлением заботы партии и правительства о строителях является принятое 23 августа 1955 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства». Это постановление со всей полнотой и ясностью анализирует состояние строительства, определяет дальнейшие пути широкой индустриализации строительного дела» («Строительная газета», 7 сентября 1955 г.).

«У нас, у строителей, большой день! Газеты и радио разнесли по всей стране сообщение о том, что партия и правительство приняли постановление о коренном улучшении строительного дела. Одновременно был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о ежегодном празднике - «Дне строителя».
Чувство гордости за свою страну, за свою профессию и горячая благодарность партии и правительству за заботу о нас, строителях, наполнили наши сердца…».

День строителя отмечали 12 августа. В этот день газеты писали: «Отмечаемый сегодня впервые День строителя отныне войдет в календарь как всенародный праздник», и это не было преувеличением. Сегодня трудно себе это представить, но в 1956 г. праздник строителей страна отмечала с немалым энтузиазмом, включая народные гулянья в парках культуры и отдыха. Почувствовать атмосферу тех дней позволяют опять же газетные отчеты:
«Москва отметила праздник строителей массовыми гуляньями, выставками, докладами и лекциями. Особенно многолюдно было в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Здесь состоялось собрание строителей Ленинского района столицы, которые соорудили архитектурный ансамбль здания МГУ, кварталы жилых домов на юго-западе столицы, стадион имени В.И.Ленина, где сейчас поднят флаг Спартакиады народов СССР. Строители района приняли решение - сдать к 20 декабря 210 тыс. кв. м жилой площади».
«В воскресенье Челябинский парк культуры и отдыха заполнили около сорока тысяч строителей. Здесь состоялся митинг…»

«Баку. Здесь состоялось торжественное заседание Бакинского городского Совета депутатов трудящихся совместно с представителями партийных, советских и общественных организаций, посвященное Дню строителя. На собрании присутствовала гостящая здесь парламентская делегация Уругвая…».

«Тбилиси. В столице Грузии 11 и 12 августа проходили народные гулянья, посвященные Дню строителя. Тысячи трудящихся посетили открывшуюся в Центральном парке культуры и отдыха имени Орджоникидзе Постоянную строительную выставку. Она развернута по новому тематическому плану. Основная идея выставки - показ элементов сборного железобетона, крупноблочного строительства и передовых индустриальных методов строительно-монтажных работ».

Любопытно, что многие традиции, заложенные на заре празднования Дня строителя, дошли и до наших дней: и награды к празднику, и торжественные заседания с участием представителей властных структур, и просто застолья, о которых пресса тех лет не упоминает, но которые, без сомнения, имели место быть. Вот только специализированные выставки ныне больше не приурочивают к Дню строителя. И, может быть, зря…


Будь он в костюме, при галстуке новом,
Будь он в известке, как снежная баба.
Каждый строитель по фразе, по слову,
По междометью узнает прораба!
Вот встает он в полный рост,
Громко произносит тост:
Всем, кто стеночку ровняет
Ватерпасом-мастерком,
Кто работу подгоняет
Добрым словом-матерком,
Кто в бытовке пообедал,
Съел с редиской колбасу,
Кто повис ногами в небо
На монтажном поясу,
Всем, кто трудится в ненастье
Ломом, дрелью и пилой,
Мы желаем: стройте счастье!
И не стойте под стрелой!

Еще несколько десятков лет назад мало кто в нашей стране мог представить, насколько доступными и удобными могут быть достижения новейших высоких технологий. Сегодня почти во всех семьях со средним и высоким достатком есть домашний персональный компьютер, чаще всего подключен к сети Интернет. С большим удовольствием мы пользуемся маленьким карманным компьютером, мобильным телефоном, который дает возможность в любой момент связаться с нужным человеком.

Новое время меняет сознание, ускоряются процессы глобализации. Однако каждое научное открытие, каждая техническая новация приводит к печальных последствий. Особенно когда ультрасовременная технология становится заложником недобрых человеческих намерений или просто попадает в руки невежд, бездарностей, нерадивых, безответственных людей.

Например, в конце XX века в Украине "мирный" атом стал причиной радиационного загрязнения большой территории плодородной земли, тяжелых заболеваний и смертей людей. Последствия Чернобыльской катастрофы окончательно не исчезнут с поколением ее очевидцев, а будут проявляться в виде генетических мутаций и ухудшение состояния здоровья внуков тех, кто считал пожар на атомной станции не таким уж и большим бедствием и свято верил во всемогущество советского правительства.

В середине XX в. над японскими городами Хиросимой и Нагасаки было проведено антигуманный, ужасное по своим последствиям эксперимент. Зря называть даже количество погибших в результате атомной бомбардировки, ибо каждая человеческая смерть - это страшная трагедия. Эти два события связаны между собой много чем, хотя схематически эту связь можно изобразить так: научное открытие - человеческое страдание и смерть.

Встает извечный вопрос: кто виноват? Бесспорно, виноваты те, кто принял решение и осуществил атомную бомбардировку, те, кто своевременно не отреагировал на пожар в атомном реакторе. Но наибольшая вина и ответственность лежит на тех, кто "подарил" человечеству возможность пользоваться одним и тем же атомом.

Талантливый ученый всегда смотрит на мир не так, как другие: он способен увидеть невидимые другим закономерности, манипулировать самой разнообразной информацией, проводить опыты, эксперименты. Результатом этой деятельности является открытия, которые, в свою очередь, могут принести человечеству пользу или вред.

Проблема ответственности ученых за свои научные открытия своеобразно раскрывается в пьесе Бы. Брехта "Жизнь Галилея". Следует отметить, что первоначальный замысел драматурга претерпел существенных изменений в 1938-1939 гг.

Брехт пишет первую редакцию пьесы, в которой пытается отобразить сложную работу подпольных организаций. Образ Галилея трактовался в позитивном ключе. Проводилась параллель между деятельностью антифашистов в Третьем рейхе и научной деятельностью Галилея после известного отречение. Так же, как антифашисты использовали хитроумные тактические приемы для того, чтобы донести слово правды народа, действовал Галилей после издевательств инквизиции. В этом аспекте отречение Галилея было необходимой предпосылкой продолжения его научной работы.

Гений отрекся, но то был всего лишь удачный маневр. Бдительные инквизиторы были успокоены, однако Галилей не оставлял науку, как и раньше проводил разнообразные опыты, результаты которых записывал и пересылал за границу.

Образ Галилея не является статичным от начала и до конца пьесы. Первые страницы произведения - Галилей на пороге открытия, которое изменит мировоззрение его современников. Он свято верит в силу разума. Он чтит авторитет античных ученых, он ценит достижения своих предшественников, но одновременно видит и их ошибки: "Вселенная внезапно потерял свой центр и сразу же получил бесчисленное количество центров. Поэтому теперь любая точка может считаться центром, любая и ни одна из них. Потому что мир,оказывается, очень просторный". Наука в сердце, в мыслях, в действиях Галилея. Он знает, что ему надо заплатить за еду, зато покупает книги.

Галилей уверен, что старые времена проходят, зато наступают новые времена. Уже более ста лет человечество будто что-то ожидает. Все движется, перед людьми встает большое и трудное задание - люди хотят знать причины всего того, что есть на свете. Существует много того, что люди уже познали, но гораздо больше остается за пределами познания. В диалоге с Андре Галилей зажигает сердце своего ученика жаждой новых открытий, жаждой нового знания. Мы, читатели, как и наивный Андре, страстно волнует захватом этих гениев эпохи Возрождения.

Конечно, Галилей опирался на концепцию гелиоцентрической системы мира, что принадлежала польскому астроному Копернику. Заслуга Гали-лея заключалась в том, что он подтвердил теорию предшественника своими астрономическими открытиями с одной стороны, а с другой - пошел вопреки официальной церковной доктрине, ибо, как известно, учение Коперника было запрещено католической церковью почти до середины девятнадцатого века. Сама мысль о беспредельности Вселенной, о том, что Земля не является центром всего мироздания, вступала в противоречие с церковными представлениями о мире и роли в нем человека. В соответствии с трактовкой этой проблемы, которая царила на протяжении средневековья," несмотря на то, что мир существует для человека и она стоит на высочайшей ступени в иерархии существ, которых создал Бог, человек не является самодостаточным, а имеет значение только в своем отношении к Богу, в понятии греха и вечного спасения, которого невозможно достичь, опираясь только на собственные силы.

Церковной учреждении, как представителю Бога на земле, предоставлялись большие возможности регулирования человеческих отношений на всех уровнях - и морально-этическом и социальном. Заметим, что в пьесе церковная власть символизирует любую земную власть.

Даже в начале своего пути Галилей ставит под угрозу жизни других людей: дочери Вирджинии, ученика Андре, экономки. Его видение мира до определенного момента соответствует гуманистической концепции Возрождения, которая предусматривала новый тип человеческой личности - многосторонней, свободной, независимой от традиций, с развитым чувством собственного достоинства в отношениях с современниками и предшественниками в истории.

Но уже позже Галилей может реально увидеть последствия своей деятельности. Он внимательно выслушивает печальную исповедь маленького монаха: обычные люди всегда верили в то, что они находятся под опекой высшей силы, а весь мир создан как театр для того, чтобы они могли достойно сыграть свои большие и маленькие роли. Новое знание дарит только отчаяние: нет смысла в том, чтобы голодать, нет смысла в том, чтобы изнурительно работать; все жизненные неурядицы - это не испытание сил. Не может Бог жить, как это утверждает Галилей, только в сердцах людей; он должен существовать где-то там... пристально следя за своими детьми, грешными людьми. Яблоко с дерева познания горькое! Это ли не самый большой грех - умом приблизиться к Богу!

Однако Галилея больше смущает то, как он сам воспользовался результатам своей научной работы. Он отдал свои знания тем, кто наделен властью, и, хотя был так же силен, как и власть, не смог использовать эти знания на благо человечества.

Галилей мог противостоять авторитетам прошлого, но современные авторитеты победили его. В миг отчаяния Галилей говорит: "Если бы я выстоял, то ученые-естествоиспытатели могли бы создать нечто вроде Гіппократової присяги врачей - торжественную клятву использовать свои знания только на благо человечества!"

В устах человека, которая жила во время земных открытий, эти слова звучат пророчески. Но не следует забывать, что изобретения того времени способствовали прогрессу и не угрожали, как изобретения современности, всему человечеству. Личности Возрождения определили два изобретения: печатный станок и компас. Результатом их применения были распространение и приумножение знаний, великие географические открытия. В это же время была создана артиллерия - новый хитроумный средство уничтожать себе подобных.

Современные технологии способствовали созданию новых приборов, облегчающих существование людей во всех уголках земного шара. С другой стороны, те же технологии были использованы для создания высокоэффективной оружия. Можно увидеть определенную закономерность: чем больше расширяются горизонты человеческого познания, тем более глобальная угроза нависает над человечеством как таковым.

Если прогнозировать развитие человечества, опираясь на эту закономерность, начинаешь переживать не только за судьбу матушки земли, но и Вселенной!