Источники и виды опасностей в быту. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в проф. деятельности и в быту. Организация защиты населения

В быту нас ожидает так же большая гамма опасностей. К ним относятся:

Воздух, загрязнённый продуктами сгорания газа, выбросами ТЭЦ, промышленных предприятий, автотранспорта;

Вода с избыточным содержанием вредных примесей;

Недоброкачественная пища;

Шум, вибрация;

Инфразвук;

Электромагнитные поля бытовых приборов;

Ионизирующие излучения (естественный фон, медицинское обслуживание, фон от строительных материалов, предметов быта);

Медикаменты при избыточном и неправильном потреблении;

Табачный дым;

Вирусы, бактерии и их токсины;

Аллергены и др.

25. Антропогенные опасности.

В ходе цивилизационного процесса человек менял одни виды техногенных опасностей на другие. Создание надёжного жилища не что иное, как стремление обеспечить себе и семье защиту от естественных опасных (молнии, осадки, ураганы и т.д.) и вредных (резкие колебания температуры, солнечная радиация, запыленность) факторов.

Но с появлением жилища возникла проблема задымления, возгорания, появились другие опасности.

Применение в быту большого количества электроприборов, бытовой техники, современных отделочных материалов, хотя и заметно повысилась комфортность и эстетичность, создало опасность поражения электрическим током, электромагнитными излучениями, токсическими веществами и т.д.

В итоге, история человечества породила очередной парадокс – в течении многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологии.

Антропогенные опасности также возрастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и изготовлении технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении техническим персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора.

Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека всё чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая в отдельных производствах 40% от общего количества причин.

Человеческий фактор становится всё чаще определяющим при авариях на транспорте. Известно, что 80% авиакатастроф происходит из-за ошибочных действий летчиков и диспетчеров. Около 80% дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. Одной из наиболее распространённых причин аварий является управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Аварии на объектах с повышенной опасностью в 60 случаях из 100 происходят из-за ошибок персонала.

26. Классификация опасностей последующим признакам (величине и видам потоков в жизненном пространстве, по официальному стандарту, по вызываемым последствиям, по источникам происхождения).

В настоящее время номенклатура (перечень) реально действующих опасностей значительна и превышает 150 наименований, при этом не является полным, мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно растёт.

С целью анализа, обобщения и разработки мероприятий для предупреждения негативных последствий существует необходимость классификации опасностей, источников, которые их создают.

Все виды (классы) опасностей классифицируют по ряду признаков:

По видам потоков в жизненном пространстве (признак) – энергетические, химические, механические, информационные и т.д. (виды);

По величине потоков в жизненном пространстве – допустимые, предельно допустимые, опасные, чрезвычайно опасные;

По моменту возникновения – прогнозируемые, спонтанные;

По длительности возникновения – постоянные, переменные (периодические), кратковременные;

По локализации – связанные с литосферой, атмосферой, гидросферой, космосом;

По официальному стандарту – физические, химические, биологические, психофизические;

По объектам негативных воздействий – действующие на человека, на природную среду, материальный ресурс, комплексного действия;

По количеству людей подвергшихся опасному воздействию – личные, групповые (коллективные), массовые;

По вызываемым последствиям – утомление, травма, заболевание, летальный исход;

По характеру влияния на человека – активные, пассивные;

По способности человека идентифицировать опасности органами чувств – ощущаемые, не ощущаемые;

По видам зон воздействия – действующие в помещении, или территории;

По размерам зон воздействия – локальные, региональные, межрегиональные, глобальные;

По источникам происхождения (наиболее приемлемая классификация) – естественные, природные, техногенные (антропогенные), социально-политические, комбинированные (природо-техногенные, природо- социальные, социально-техногенные), военные.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Цель работы:

1. Рассмотреть взаимодействие человека и окружающей среды.

2. Изучить, на какие виды разделены опасности окружающего нас мира, oзнакомиться с основными понятиями.

3. Указать последствия основных видов потенциальных опасностей.

В настоящее время, в условиях современного общества, вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой. Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде. Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.

Тема взаимодействия человека и окружающей среды выходит за пределы какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это предопределило необходимость появление новой области знаний - безопасности жизнедеятельности (БЖД).

БЖД - комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения безопасности человека применительно к любому виду человеческой деятельности.

Главная задача возникшего научного направления "Безопасность жизнедеятельности" -- анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия на человека и среду обитания.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Окружающая среда -- это среда обитания, оказывающая постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических, биологических, психофизических. Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. Превышение этих пределов приводит к травмам или заболеваниям.

Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических, электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий. Повреждения организма могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.

Человеческая практика дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна (так называемая "аксиома о потенциальной опасности"). Воздействия, способные вызывать нарушения в самочувствии и здоровье людей, называют опасными. Это потенциальные (возможные) опасности. Постоянное наличие вокруг человека потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что какое-то несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия -- причины.

Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:

1. Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.

2. Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.

3. При необходимости быстро и грамотно действовать.

Опасность - это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам непосредственно или косвенно.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.

Опасности окружающего нас мира условно разделены (по источникам их происхождения ) на две четко выраженные группы: естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях, таких как землетрясения, наводнения, ураганы, лавины. Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Характерной особенностью естественных опасностей является неожиданность их возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, нпр. ураганы, цунами. Естественные опасности относительно стабильны во времени и по силе воздействия.

Возникновение антропогенных опасностей связано, прежде всего, с активной техногенной деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания и сооружения, транспортные магистрали - все, что создано человеком. Ущерб от этих опасностей тем выше, чем выше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств. Человек почти всегда взаимодействует с техническими средствами (средства транспорта - автомобиль, трактор, поезд; бытовые приборы; газовые и электрические плиты; орудия труда (станок, конвейер), которые, с одной стороны, помогают ему в труде и в быту, а с другой - являются источниками опасных воздействий. Рост их негативного влияния на человека и окружающую среду, как правило, обусловлен невнимательностью, спешкой, нарушениями технологических рекомендаций, трудовой дисциплины тем же человеком и, самое главное, отсутствием у него необходимых знаний о причинах возникновения опасностей, а также о последствиях, возникающих в зонах действия опасностей.

По характеру воздействия на человека все опасности делятся на вредные и травмирующие (травмоопасные) факторы:

Вредный фактор -- негативное воздействие на человека, приводящие к ухудшению самочувствия или заболеванию человека при длительном их действии. К ним относятся: воздействия токсичных веществ, содержащихся в воздухе, воде, продуктах питания, недостаточная освещенность, повышенные или пониженные температуры воздуха, и.т.д. Аналогично влияние на человека повышенного шума, вибраций, электромагнитных полей.

Травмоопасный фактор -- негативное воздействие на человека, приводящее к травме или к летальному исходу при их однократном действии. К ним относят падающие предметы, действие подвижных элементов различных установок и средств транспорта, падения, разгерметизацию систем повышенного давления, часто приводящую к взрывам и пожарам. Действие травмирующих факторов характеризуются неожиданностью и быстротой. (Ежегодно в мире в сфере промышленного производства погибает до 200 тыс. человек, получают травмы различной степени тяжести около 120 млн. человек).

Поражение электрическим током также относится к травмоопасному фактору. Привычка к постоянному использованию электричества притупляет чувство опасности, приводит к травмам и даже гибели людей. Электрические травмы разделяются на местные электротравмы и электрические удары. Местные электротравмы - это местные нарушения целостности тканей организма. Наибольшую опасность представляют электрические удары. В зависимости от исхода различают четыре степени эл.ударов: от судорожного сокращения мышц без потери сознания (1-я ст.), до клинической смерти (4-я ст.). Кроме остановки сердца и прекращения дыхания причиной смерти может быть электрический шок - тяжелая нервно-рефлекторная реакция организма на сильное раздражение эл.током. Во избежание негативных воздействий, необходимо строго соблюдать правила электробезопасности, например ремонт эл.приборов при вынутой эл.вилке устройства, не прикасаться к предметам, которые могут быть электрически соединены с землей (нпр. водопроводной трубой), а также использовать средства защиты от поражения эл.током (заземление, зануление и защитное отключение). При повышенной эл.опасности следует использовать средства индивидуальной защиты (диэлектрические перчатки, галоши, боты, коврики, изготовленные из диэлектрической резины); они увеличивают эл.сопротивление цепи, в которую может быть включен человек, снижая величину тока, протекающего через него, до безопасной величины.

К негативным воздействиям на человека относят также острые и хронические отравления.

Острым отравлением называют заболевание, возникающее после однократного воздействия токсичного вещества на организм человека. Обычно это происходит при авариях, когда содержание токсичных веществ в атмосферном воздухе резко возрастает, или при употреблении продуктов, содержащих большое количество токсинов. На производстве и в быту регистрируются пищевые отравления пестицидами, метиловым спиртом, различными растворителями.

Хроническим отравлением называют заболевание, развивающееся после систематического длительного воздействия токсичных веществ в дозах, значительно меньших, чем при остром отравлении. Такие свойства характерны соединениям свинца и марганца, парам ртути, которые склонны к постепенному накоплению в организме человека. Свинец и его соединения особенно опасны для детей и подростков.

Существует еще несколько способов классификации опасностей:

По природе происхождения:

а) природные;

б) технические;

в) антропогенные;

г) экологические;

д) смешанные.

По локализации:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

По вызываемым последствиям:

а) утомление;

б) заболевание;

в) травма;

г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.

Физические опасности - движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.

Химические опасности - общетоксичные, раздражающие, канцерогенные и т.д.

Биологические опасности - патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизические опасности - физические и нервно-психические перегрузки. опасность потенциальный защита жизнедеятельность

Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку.

Принципы и средства обеспечения безопасности.

Научные и практические знания, изложенные в дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", позволяют минимизировать ошибочные действия людей, сделать техносферу комфортной, ограничить в ней опасности допустимыми пределами и устранить ее негативное воздействие на биосферу.

В структуре общей теории безопасности принципы играют значительную роль. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам (например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие).

Рассмотрим детальнее некоторые принципы:

Добиться полного отсутствия в среде обитания негативных воздействий нельзя. На практике идут по пути ограничения негативных воздействий установлением их допустимых значений. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК примесей в атмосфере, ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, ПДК примесей в водоемах, в почве), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др. Для травмирующих факторов - это понятие риска воздействия на человека или риска возникновения аварий в технических системах; его оценивают отношением числа негативных событий к общему числу событий, произошедших в аналогичных системах в прошлом за определенный период времени - год.

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др.

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.

Источниками антропогенных опасностей являются объекты, имеющие в своем составе энергетические и материальные ресурсы. Опасности реализуются при выходе потоков энергии и (или) каких-либо веществ из технических систем в окружающую среду при нарушении их целостности или в виде отходов, постоянно или периодически.

Рассмотрим подробнее, что представляют собой загрязнения, поступающие в атмосферный воздух. Источниками наибольшего загрязнения атмосферного воздуха являются энергетические установки, работающие на углеводородном топливе (бензин, керосин, диз.топливо, мазут, уголь, природный газ), а также транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и тепловые электрические станции (ТЭС). Увеличение количества автомашин, особенно в крупных городах, приводит и к росту выбросов вредных продуктов в атмосферу. Применение этилированного бензина вызывает загрязнение атмосферного воздуха токсичными соединениями свинца. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5-3кг свинца в год. Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный.

Промышленные объекты отличаются многообразием технологий и, как следствие, многообразием состава выбросов в окружающую среду. Наибольшие выбросы характерны для предприятий черной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, машиностроения, химической промышленности. Всего промышленными объектами России выбрасывается в атмосферу ежегодно около 25 млн. тонн загрязняющих веществ.

В соответствии с требованиями гос. стандартов для каждого источника загрязнения атмосферы устанавливается предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ).

В городах существует определенная связь между содержанием пыли в наружном воздухе и воздухе жилых помещений. В летный период года при средней наружной температуре +20 градусов в жилые помещения проникает около 90% химических веществ наружного воздуха. На величину концентрации загрязняющих веществ в жилых помещениях оказывают влияние химические бытовые средства, очистители, растворители, аэрозоли, клеи, дезинфицирующие средства.

Кроме загрязнений, содержащихся в атмосферном воздухе в условиях города, производства и жилища, на человека могут оказывать воздействие и иные негативные факторы. К ним относятся энергетические загрязнения, травмирующие факторы, загрязнения, содержащиеся в пищевых продуктах и питьевой воде, ряд других негативных воздействий антропогенного происхождения.

Благоприятные условия жизнедеятельности достигаются:

Созданием комфортного состояния среды обитания;

Снижением до допустимых норм вредных воздействий на человека в среде обитания;

Применением средств защиты от воздействий травмирующих факторов.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.

Последствия воздействия опасностей на человека:

При действии травмирующих факторов на человека возникают негативные последствия, которые можно разделить на первичные и отдаленные.

Первичные последствия характерны для травмоопасных воздействий и острых отравлений. Они сопровождаются различными травмами или гибелью людей. В случаях тяжелого травматизма наблюдаются отдаленные последствия. Человек может стать нетрудоспособным - инвалидом труда.

Наиболее травмоопасными являются процессы эксплуатации автомототранспорта, купание, пожары, участие в производственных процессах, случаи падения.

Негативное воздействие вредных факторов проявляется в формах заболеваний, снижения продолжительности жизни, снижения рождаемости и ухудшения здоровья новорожденных и взрослеющих детей.

Продолжительная работа в горячих цехах грозит нарушениями сердечно-сосудистой деятельности человека, кроме того, снижается защитная реакция организма на заболевания дыхательных путей. Рабочие горячих цехов чаще болеют пневмонией, гриппом, ангиной.

Пребывание и работа при пониженной температуре воздуха сопровождается значительным переохлаждением кожи открытых участков тела, особенно рук, а также слизистых оболочек дыхательных путей. В подобных условиях работают моряки, рыбаки, сплавщики леса, рисоводы, рабочие мясокомбинатов, холодильных установок. Длительное пребывание в условиях низких температур может привести к обморожению или гибели человека.

Постоянное или периодическое пребывание в загрязненном пространстве сопровождается характерными (профессиональными, региональными) заболеваниями. К ним, прежде всего, относятся заболевания органов дыхания, кровообращения и пищеварения, злокачественные новообразования, болезни кожи.

Оценивая последствия воздействия опасностей на человека, следует признать, что уровень преждевременной гибели людей от опасных воздействий ежегодно возрастает (в странах СНГ численность погибших от воздействия негативных факторов ежегодно достигает 300 тыс., а в целом мире - 2 млн. человек).

Негативное действие вредных факторов распространяется не только на живущих сегодня, оно опасно и для будущих поколений.

Заключение

Человек пока остается носителем различных по виду опасностей и угроз, регулятором "безопасности". Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложноорганизованную систему отношений и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разрушительную роль.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности работающих и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Подготовке такого специалиста способствует изучение в учебных заведениях дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", что помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения и безопасно осуществлять свои профессиональные функции.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    БЖД – степень защиты человека от чрезвычайных опасностей. Основная направленность мероприятий по безопасности жизнедеятельности. Понятие и критерий безопасности. Классификация рисков и опасностей, их проявления. Влияние факторов опасности на человека.

    курс лекций , добавлен 20.07.2010

    Средняя плотность населения в мире. Эволюция окружающей среды. Темпы роста производства электроэнергии в мире во второй половине XX в. Основные этапы развития деятельности человека. Эволюция мира опасностей. Значение научно-технической революции.

    реферат , добавлен 13.12.2014

    Понятие и основные предпосылки возникновения социальных опасностей. Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения как важная функция государства. Роль ошибки человека в возникновении аварии на производстве. Вредные вещества в питьевой воде.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Основные актуальные угрозы жизнедеятельности человечества. Особенности и оценка опасностей глобального характера. Проблемы человечества окружающей и социальной среды, тупик техногенной эпохи истории и деформация человека, пути, перспективы их разрешения.

    реферат , добавлен 18.10.2013

    Проблемы условий жизнедеятельности. Системный анализ безопасности жизнедеятельности. Процесс взаимодействия человека с природой и антропогенной средой. Логическое дерево причин и опасностей недостатка питьевой воды. Принципы обеспечения безопасности.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2011

    Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека. Системно-структурная модель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как науки, её цели. Классификация и характеристика опасностей. Определение приемлемого риска и системы безопасности.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Использование защитного зонирования территорий для ослабления негативного влияния источников опасностей на население, селитебные и природные зоны. Санитарно-защитная зона для предприятий и объектов. Виды специальной техники для защиты от опасностей.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2013

    Понятие, цель и составляющие безопасности жизнедеятельности. Содержание аксиомы о потенциальной опасности. Основные виды опасностей. Особенности конфликтных и бесконфликтных чрезвычайных ситуаций, их классификация по скорости и масштабам распространения.

    презентация , добавлен 19.04.2014

    Средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Механические активные и пассивные опасности: сущность и примеры, количественное описание и защитные мероприятия. Особенности проявления, негативные последствия и защита от космических опасностей.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2012

    Основные положения теории риска. Концепция приемлемого риска. Действие техногенных опасностей. Методические подходы к определению риска. Выявление источников опасностей. Системный анализ безопасности. Причины отказов оборудования на предприятиях.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Филиал государственного автономного образовательного учреждения

Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум» г. Волчанск

Реферат по дисциплине:

«Безопасность жизнедеятельности»

«Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в быту и на производстве»

Введение…………………………………………………………………... 3
1. Понятие опасности…. ………………………………………………... 5
2. Источники опасностей……………………………………………….. 7

3. Номенклатура опасностей……………………………………………. 9

4. Классификация опасностей……….………………………………….. 10
Заключение……………………………………………………………….. 15

Список используемых источников……………………………………....16

Введение
Безопасность жизнедеятельности – научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них. Понятие опасности в этой дисциплине является основным.
Главным объектом безопасности жизнедеятельности является человечество, т.е. государства, общества и личности, а предметом - его деятельность по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности и безопасности природных условий жизни.

«Безопасность - это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующиеся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый «недопустимый объективно и субъективно» ущерб, закрыть путь для выживания и развития» 1 .

В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Безопасность зависит от внешней среды, внутреннего состояния человека, мер по защите и от способности человека к снижению риска за счет готовности к профилактике, преодолению, снижению отрицательных последствий взаимодействия с вредными и опасными факторами жизнедеятельности.

С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Эти опасности причиняют вред здоровью человека. Они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом.

Профилактика опасных ситуаций и защита от них представляет собой актуальные гуманитарную и социально-экономическую проблемы, в решении которых должно быть заинтересовано прежде всего государство. Поэтому обеспечение безопасности является приоритетной задачей личности, общества и государства.

Цель данной работы: изучить и охарактеризовать виды опасностей, дать их классификацию.

    Понятие опасности


Негативные воздействия в системе «человек-среда обитания» принято называть 8 опасностями. Этим понятием именуют свойство живой и неживой материи причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасности не обладают избирательным свойством. При своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Они существуют в пространстве и во времени. Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о процессе жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!». Эта опасность усугубляется скрытым характером своего проявления 2 .

Понятие - опасность трактуется по разному. В современном русском языке слово «опасность» обозначает возможностьчего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

В технической литературе под опасностью понимают «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека».

В медицинской среде «опасность» трактуется, как возможность причинения вреда организму – в виде заболевания, травмы, ухудшения течения болезни, смерти.

Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Жизнедеятельность человека потенциально опасна. Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непре­рывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов.

Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие жизни и здоровью человека.

В широком смысле слова, опасность - это угроза неблагоприятного (негативного) воздействия чего-либо на какой-то объект (организм, устройство, организацию), которое может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования 3 .

Определение опасности в БЖ является более объемным и учитывает все формы деятельности. Опасности по своей природе вероятностны, т.е. случайны; потенциальны, т.е. скрыты; перманентны, т.е. постоянны; непрерывны и тотальны, т.е. всеобщи, всеобъемлющи. Следовательно, нет человека, которому не угрожают опасности.

Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека - это нервные потрясения, травмы, болезни, инвалидность. Опасности и угрозы - непременные спутники человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития.

Признаками, определяющими опасность, являются:
угроза для жизни человека;
возможность нанесения ущерба здоровью;
опасности, имеющие возможность вызывать нарушения нормального функционирования отдельных органов и систем организма человека;
опасности способные вызывать нештатное нарушение выполнения технологического процесса, потерю работоспособности конструкции или ее разрушение, что может вызвать аварию, взрыв и поражение людей 4 .
Опасность - понятие относительное. Опасности - это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию.

2. Источники опасностей

Источники опасности – это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности проявляют или обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу, реальные или потенциальные действия. Источники опасности по своей сути имеют естественно-природное, техническое и социальное происхождение. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, элементы техногенной среды, человеческие действия, которые таят в себе угрозу опасности.

1. Естественные источники опасности - это природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни или здоровья людей, это - землетрясения, оползни, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололед, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучение, опасные растения, животные, рыбы, насекомые, грибки, бактерии, вирусы, заразные болезни животных и растений.

2. Техногенные источники опасности - опасности, связанные с использованием электрической энергии; химических веществ; различных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического); транспортных средств; горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов; процессов, происходящих при повышенных температурах и давления; с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования.

3. Социальные источники опасности - такие явления, как бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность и т.д. Первоисточниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное положение; плохие условия проживания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве.

4. Источники политических опасностей - конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, вооруженные конфликты, войны.

Однако наличие источника опасности еще не означает того, что человеку или группе людей обязательно должна быть вызвана какой-то вред или повреждения. К этому может привести конкретный поражающий фактор.

Поражающий фактор - это фактор среды обитания, который при определенных условиях наносит вред, как людям, так и системам жизнеобеспечения людей, к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы подразделяются на: Поражающий фактор - это фактор среды обитания, который при определенных условиях наносит вред, как людям, так и системам жизнеобеспечения людей, к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы подразделяются на: физические, в том числе энергетические (ударная воздушная или водная волна, электромагнитное, акустическое, ионизирующее излучение, движущиеся объекты с большой скоростью или имеют высокую температуру и др.); химические (химические элементы, вещества и соединения, которые негативно влияют на организм людей, фауну и флору, вызывающих коррозию, приводят к разрушению объектов среды обитания); биологические (животные, растения, микроорганизмы); социальные (возбужденная толпа людей); психофизиологические.

3. Номенклатура опасностей

Номенклатура - это система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники. В теории БЖД можно выделить несколько уравнений номенклатуры: общую, локальную, отраслевую, местную (для отдельных объектов) и др.
В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей:
а - алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометрическое давление, аномальное освещение и т. д.;
б - боль, брызги, брожение, буран, буря;
в - взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, высота вращающиеся части машин, волнения эмоциональные;
г - газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гипокинезия, гололед, горы, горячие поверхности, гроза, гниль;
д - динамические перегрузки, дождь, дым, движущиеся предметы, движение задним ходом;
е - едкие вещества, ёмкость;
з - заболевание, замкнутый объем, зажим частей тела, заражение, защемление, заусенцы;
и - избыточное давление (газа, пара, жидкости), инфразвук, инфракрасное излучение, искры, износ, изгиб, извержение, инсульт, инфаркт, инерция;
к - качка, коррозия, кручение, кинетическая энергия, крушение (поезда, самолета, корабля, мачты, здания), контузия, кровотечение, курения (табака, наркотиков);
л - ледоход, листопад, лазерное излучение;
м - магнитные поля, микробы, микроорганизмы, метеориты, медикаменты, молния, мо-нотония;
н - наводнение, накипь, недостаточная прочность, нарушение правил безопасности, нарушение требований охраны труда, неровные поверхности, неправильные действия персонала, неудобство рабочей позы, наезд машины, напор воды, ветра, несогласованность действий;
о - огонь, огнеопасные вещества, оружие, острые кромки (грани), острые предметы, (колющие, режущие), отравления, ошибочные действия персонала, охлажденные поверхности (предметы, вещества), оглушение, ослепление, опьянения, обрыв;
п - падение (без установленной причины), пар, перегруз (детали, механизма), перенапряжения анализаторов, пестициды пожар, психологическая несовместимость, пыль, пульсация светового потока;
р - рабочая поза, радиация, резонанс, рана, разрыв, расстройство здоровья, реактивная отдача, работа оборудования без присмотра (без обслуживания), разгерметизация систем под давлением;
с - снегопад, сбой в системе, скользкая поверхность, солнечный удар, статические перегрузки, статическое электричество, спуски, слабость, скорость, столкновение с предметом, стужа, самовключение, самовыключение;
т - туман, тайфун, ток высокой частоты (напряжения);
у - устранение неполадок «находу» машины, ультразвук, ударная волна, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление, усталость, уклоны, угарный газ, утрата бдительности, внимания, ударное столкновение с предметом;
ш - шум, штурм;
э - эмоциональные перегрузки, электромагнитные поля, эмоциональный стресс; я - ядовитые вещества, яркость поверхности 5 .

2. Классификация опасностей

В связи с многообразием опасностей, угроз и источников их возникновения требуется их классификация. Опасности могут носить количественные, временные, пространственные, качественные характеристики. Различают опасности естественного и антропогенного происхождения 6
Источником естественных опасностей является природная среда (стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т. д.). Антропогенные опасности возникают вследствие воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.). Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей.

    По происхождению различают 6 групп опасностей:

    Природные - землетрясения, оползни, наводнения и т.д.;

    Техногенные - это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения;

    Антропогенные - связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств;

    экологические - утоньшение озонового слоя, сокращение биоразнообразия;

    социальные: алкого лизм, военные действия, террор;

    биологические: - включают костно-мышечные травмы, являющиеся следствием выполняемой работы и неблагоприятных условий, в которых работа выполняется.

    По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на:

    Импульсивные – быстро

    Кумулятивные - долго.

    По локализации опасности бывают: связанные с:

    Литосферой твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород.,

    гидросферой, это водная оболочка Земли.

    атмосферой, газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля.

    космосом.

    По вызываемым последствиям:

    утопление,

    заболевание,

  • летальные исходы и т. д.

    По приносимому ущербу:

    социальный,

    технический,

    экологический,

    экономический.

    По структуре (строению) опасности делятся на:

  • производные;

    По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп:

    механические;

    физические;

    химические;

    биологические - патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности;

    психофизиологические. Психофизиологическиеопасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки 7 .

Физические опасности: взрывоопасные; окисляющие; чрезвычайно воспламеняющиеся; легко воспламеняющиеся; воспламеняющиеся.

Биологические опасности: высокотоксичные; токсичные; вредные; агрессивные; раздражающие; канцерогенные; мутагенные; тератогенные.

    По реализуемой энергии опасности:

    активные

    пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это - острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями (скольжение) и др.

    По сфере проявления опасностей:

  • спортивная;

    дорожно-транспортная;

    производственная;

    По численности людей, подверженных опасному воздействию:

    индивидуальныеﹶ;

    групповыеﹶ (коллеﹶктивныеﹶ)

    массовыеﹶ

    По стеﹶпеﹶни воздеﹶйствия опасности на объеﹶкты защиты:

    потеﹶнциальныеﹶ;

    реﹶальныеﹶ;

    реﹶализованныеﹶ.

Реﹶализованныеﹶ опасности принято раздеﹶлять на:

    происшеﹶствия;

    чреﹶзвычайныеﹶ происшеﹶствия;

  • катастрофы;

    стихийныеﹶ беﹶдствия 8 .

Условия, при которых реﹶализуются потеﹶнциальныеﹶ опасности, называются причинами. Причины характеﹶризуют совокупность обстоятеﹶльств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают теﹶ или иныеﹶ неﹶжеﹶлатеﹶльныеﹶ послеﹶдствия. Формы неﹶжеﹶлатеﹶльных послеﹶдствий, или ущеﹶрба, разнообразны: травмы различной тяжеﹶсти, заболеﹶвания, урон окружающеﹶй среﹶдеﹶ и др.

Заключе ние
Таким образом, завеﹶршая работу, сдеﹶлаеﹶм краткиеﹶ выводы.
Опасность – цеﹶнтральноеﹶ понятиеﹶ БЖД, под которым понимаются явлеﹶния, процеﹶссы, объеﹶкты, способныеﹶ в опреﹶдеﹶлеﹶнных условиях наносить ущеﹶрб здоровью чеﹶловеﹶка неﹶпосреﹶдствеﹶнно или косвеﹶнно, т.еﹶ. вызывать неﹶжеﹶлатеﹶльныеﹶ послеﹶдствия.

Любая опасность реﹶализуеﹶтся, принося ущеﹶрб, вслеﹶдствиеﹶ какой-либо причины или неﹶскольких причин. Беﹶз причин неﹶт реﹶальных опасностеﹶй, а только еﹶсть потеﹶнциальныеﹶ опасности. Слеﹶдоватеﹶльно, преﹶдотвращеﹶниеﹶ опасностеﹶй или защита от них базируеﹶтся на знании причин. Меﹶжду реﹶализованными опасностями и причинами сущеﹶствуеﹶт причинно-слеﹶдствеﹶнная связь: проявившаяся опасность еﹶсть слеﹶдствиеﹶ неﹶкоторой причины (причин), которая, в свою очеﹶреﹶдь, являеﹶтся слеﹶдствиеﹶм другой причины и т.д. Таким образом, беﹶзопасность жизнеﹶдеﹶятеﹶльности еﹶсть одна из всеﹶобщих и кореﹶнных потреﹶбностеﹶй и закономеﹶрностеﹶй развития чеﹶловеﹶка, общеﹶства, государства, чеﹶловеﹶчеﹶства. Поэтому неﹶобходима выработка меﹶр по защитеﹶ от возможных опасностеﹶй.

Список используе мых источников

1. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасныеﹶ и вреﹶдныеﹶ производствеﹶнныеﹶ факторы. 2. ГОСТ 12.0.003-74 Систеﹶма стандартов беﹶзопасности труда. Опасныеﹶ и вреﹶдныеﹶ факторы. Классификация: Постановлеﹶниеﹶ Госстандарта СССР от 18.11.1974 № 2551. - М.: ИПК Издатеﹶльство стандартов, 2002.

4. Айзман Р.И. Теﹶореﹶтичеﹶскиеﹶ основы беﹶзопасности жизнеﹶдеﹶятеﹶльности / Р.И. Айзман, С.В. Пеﹶтров, В.М. Ширшова. Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.

5. Беﹶзопасность жизнеﹶдеﹶятеﹶльности: Учеﹶбник / Под реﹶд. С.В. Беﹶлова. – М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.

6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. – М.: Академия, 2014.-176 с. Электронный ресурс: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/arustamov_e_a__kosolapova_n_v__prokopenko_n_a__guskov_g_v__2004_obzh.pdf.

7. П.Э. Шлеﹶндеﹶр. Беﹶзопасность жизнеﹶдеﹶятеﹶльности: Учеﹶб. пособиеﹶ. 2-еﹶ изд., пеﹶреﹶраб. и доп. - М.: Вузовский учеﹶбник,. - 304 с.. 2008. Элеﹶктронный реﹶсурс: http://scibook.net/jiznedeyatelnosti-bjd-bezopasnost/problemyi-zadachi-opasnosti-17956.html

8. http://ohrana-bgd.narod.ru/travmisl_02.html

1 Ярочкин В.И. Секьюритология: Наука о безопасности жизнедеятельности / В. И. Ярочкин . – М. : Ось-89, 2000 . – 400 с. Эл. ресурс: http://kiev-security.org.ua/b/x22/3.shtml

2 Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. Б40 учеб. заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014 - с. 8

3 Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - С. 25.

4 http://ohrana-bgd.narod.ru/travmisl_02.html

5 http://ohrana-bgd.narod.ru/travmisl_02.html

6 Степанов И.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / И.О. Степанов и др. – Псков: ПГПУ им. С.М. Кирова, 2010 г. – С. 71.

7 ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» опасные и вредные производственные факторы, действующие на исполнителя на рабочем месте

Понятие - опасность трактуется по разному. В современном русском языке слово «опасность» обозначает возможность чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

В технической литературе под опасностью понимают «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека».

В медицинской среде «опасность» трактуется, как возможность причинения вреда организму - в виде заболевания, травмы, ухудшения течения болезни, смерти.

Опасностью обладают все системы - имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Источником опасности может быть все живое и неживое, и подвергаться опасности также может все живое и неживое.

Влиянию опасностей подвергается: человек, природная среда, материальные ценности. Есть аксиома: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непре-рывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент образует «поле опасностей».

Причинно - следственные поля опасностей, в которых находится человек.

Первый круг опасностей (непосредственно действующих на человека ):

опасности, связанные с климатическими и погодными изме-нениями; содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе, в воде и продуктах питания; возникающие при стихийных явле-ниях и техногенных авариях.

Опасности второго круга (воздействуют на источники опасностей первого круга ). Это отходы объектов экономики и быта; технические средства, здания и сооружения, обладающие недостаточным уровнем без-опасности; недостаточная подготовка руководителей производства по во-просам обеспечения безопасности проведения работ.

Опасности третьего круга (не всегда выражены достаточно четко). Сюда можно отнести: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков технологических процессов, технических сис-тем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной системы руководства вопросами безопасности в отрасли экономики; недостаточная подготовка научных и руко-водящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.

Источниками (носителями) опасностей являются:

  • естественные процессы и явления,
  • техногенная среда,
  • действия людей.

Опасности реализуются в виде энергии, веществ, информации. Опасное воздействие зависит: не только от его параметров , но и от способности объекта за-щиты воспринимать тот или иной поток вещества , энергии или ин-формации. Например, воздействие шума на человека. Уровень звука 55 дБА не создает опасной ситуации для рабочего механического цеха, но является опасным для человека интеллектуального труда.

Классификация опасностей.

Признак классификации

Вид (класс)

По происхождению

Естественные, Антропогенные, Техногенные.

По видам потоков

Энергетические, Информационные

По интенсивности потоков

Опасные, Чрезвычайно опасные

По длительности действия

Постоянные, Переменные, (периодические), Импульсные (кратковременные)

По видам зон воздействия

Производственные, Бытовые, Городские (транспортные и др.), ЧС.

По размерам зоны воздействия

Локальные, Региональные, Межрегиональные, Глобальные

По степени завершенности про-цесса воздействия опасности

Потенциальные, Реальные, Реализованные

Естественные опасности - обусловлены климатическими и при-родными явл.

Техногенные опасности - создают элементы техносферы. Существует более 100 видов производственных опасностей (запыленность и загазованность воздуха, шум, вибра-ция, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, не-правильное освещение, электрический ток, высота, движущиеся механизмы).

В быту также имеется большая гамма негативных факторов: загрязненный воздух; вода с избыточным содержанием вред-ных примесей; шум, инфразвук; недоброкачественная пища; вибра-ции; электромагнитные излучения; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Антропогенные опасности - возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды распределяются на 5 групп:

Жизненно необходимые факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека: воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и другие. Их отсутствие приводит к смерти. Их недостаток болезни ).

Полезные факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма: солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и другие. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни) .

Индифферентные факторы - наличие или отсутствие их в среде обитания человека не оказывает на здоровье никакого воздействия.

Вредные факторы - их воздействие на человека в определённых условиях, приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе и к нарушению здоровья потомства: механические примеси в воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и другие.

Опасные факторы - воздействие их на человека приводит к острому заболеванию , травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти : ионизирующая радиация, ОВ, движущиеся предметы, ООИ и другие.

Н ужно помнить и о том, что любой, даже жизненно необходимый фактор, в зависимости от интенсивности (дозы) или продолжительности (времени) воздействия, может стать вредным и опасным .

Воздействие вредных или опасных факторов на организм человека приводит к патологической ситуации (болезни) т.е. к ограничению или утрате тех или иных функций организма - например утрате работоспособности. Патологической ситуации , как правило, предшествует угроза или риск ее возникновения .

Понятие «риск», заимствованно из французского языка, и означает «действие наудачу, в надежде на счастливый исход».

В ФЗ «О техническом регулировании» термин «Риск» трактуется, как «вероятность нанесения ущерба», «причинения вреда».

Различают : индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный, немотивированный, приемлемый, неприемлемый, оправданный, неоправданный, сознательный, несознательный и другие виды риска .

Риск является наиболее распространенной оценкой опасностей.

Понятие риска широко используется при:

Установлении гранично-допустимых величин,

Необходимости внедрения и использования средств защиты от влияния вредных или опасных факторов,

Требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию.

Достичь абсолютной безопасности , или нулевого риска в действующих системах сейчас невозможно. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска. Суть этой концепции состоит в такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается 10 -6 в год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10 -8 в год.

Выделяют три зоны индивиду-ального риска:

Нижняя зона (зона приемлемого риска ). Допустимое для населения значение индивидуального риска от любой формы деятельности не должно превышать величину 10 -6 смертей на одного человека в год. Индивидуальный риск летального исхода при эксплуатации многих технических систем существует на уровне 10 -7 ;

Верхняя зона (зона неприемлемого риска). Вероятность смерти более 10 -3 .

Переходная зона - индивидуальный риск смерти человека от 10 -6 до 10 -6

Значения риска смерти людей от условий жизни и деятельности

Величина риска

Риск

Зоны

Сердечно - сосудистые заболевания.

Злокачественные опухоли.

Автомобильные аварии.

Зона неприемлемого риска

(R >10 -3)

Несчастные случаи на производстве.

Аварии на водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Пожары и взрывы.

Проживание вблизи ТЭС (при нормальном режиме работы)

Переходная зона значений риска

(10 -6 R <10 -3)

Все стихийные бедствия

Проживание вблизи АЭС (при нормальном режиме работы)

Зона приемлемого риска

(R <10 -6 )

Риски смертельных случаев на производстве.

Медицинская практика показывает, что универсальной болезни не существует, как и не существует универсального здоровья .

Определения здоровья, как нормы существования человека, которое смогло бы быть удовлетворять всех специалистов нет . Медики и философы, социологи и экономисты, рассматривая данную проблему с разных позиций, определяют ее по-своему, акцентируя внимание на аспектах, представляющих сугубо профессиональный интерес.

В Англо-русском медицинском энциклопедическом словаре Т. Стедмана (2000г.): здоровье определяется как - «состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, без признаков болезни или аномалий ».

В Толковом словаре Даля (1880г.) написано: «ЗДОРОВЬЕ это состояние живого тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствует недуг, болезнь».

В ФЗ РФ от 21 ноября 2011г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» дано следующее определение здоровья : «здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Следовательно, здоровье - это состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, обеспечивающее осуществление жизненных функций. Соответственно, болезнь - это состояние организма с неудовлетворительным функционированием органов и тканей, ограничивающее осуществление жизненных функций.

Понятие здоровье включает в себя пять основных критериев:

  1. Отсутствие болезни и физических дефектов.
  2. Нормальное функционирование организма в системе «человек - окружающая среда».
  3. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
  4. Способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.
  5. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Выделяют индивидуальное, общественное, профессиональное и здоровье населения страны.

Термин «риск» в здравоохранении часто используется в словосочетании «риск для здоровья » - вероятность развития патологического эффекта у человека или группы людей.

Факторы риска для здоровья человека.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Удельный вес факторов для здоровья в %

Группа факторов риска

Образ жизни

30—40%

Курение , употребление алкоголя , неправильное питание , вредные условия труда, стрессовые ситуации , низкий культурный уровень

Генетика, биология человека

18—20%

Предрасположенность к наследственным болезням

Внешняя среда, природно-климатические условия

30—40%

Загрязнение воздуха, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические и другие излучения

Здравоохранение

Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медпомощи

Т.е. здоровье человека на 70 - 80 % зависит от его поведения и состояния среды обитания.

Так же часто применяют словосочетание «фактор риска ». Фактором риска обычно называют фактор любой природы , который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья.

В Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020г. записано, что в России «существуют 4 -е основные фактора риска смерти :

  1. высокое артериальное давление,
  2. высокий уровень холестерина,
  3. табакокурение,
  4. чрезмерное потребление алкоголя.

Вклад их в структуре общей смертности составляет 87,5%.

К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни в основном относят:

  1. наследственную предрасположенность,
  2. курение,
  3. гиподинамию,
  4. ожирение,
  5. пьянство,
  6. стресс,
  7. пожилой возраст.

Интегральным показателем негативного влияния условий жизни на человека является показатель средней продолжительности жизни людей в пенсионном возрасте (определяется как, разность средней продолжительности жизни людей и продолжительности жизни людей пенсионного возраста, установленного в стране)

Продолжительность жизни людей в пенсионном возрасте

Пенсионный возраст, лет

Продолжительность жизни в пенсионном возрасте, лет

Данные, свидетельствуют о весьма серьезной ситуации, связанной с продолжительностью жизни мужчин в России в предпенсионном и пенсионном возрасте. В среднем мужчины России умирают, не достигнув пенсионного возраста.

Средняя продолжительность жизни людей в развитых странах составляет 75 лет и более, а в развивающихся — 63 года и менее. В Африке средняя продолжительность жизни — 52,5 года, а в Европе — 73,1 года.

Бытовая электричество. Любой, даже самый мелкий ремонт электрооборудования (например, замена лампочки в люстре или настольной лампе, плавких предохранителей в аппаратуре или на инструменте) необходимо выполнять

отключив напряжение в электросети квартиры (если невозможно выключить устройство, выньте вилку из розетки). Следовательно, такая, казалось бы, мелочь, как вкручивания (или выкручивания) электрической лампочки в патрон под напряжением, может привести к травме рук, лица, даже потере зрения. Ремонт выключателя, розеток требует обязательного отключения напряжения на входном электрическом щитке квартиры, для чего нужен свободный доступ к нему или специальный ключ, если щиток заперт. Ситуация. Выкручивая перегоревшую электрическую лампочку, безопаснее воспользоваться обычной перчаткой, поскольку стеклянный баллон лампочки может треснуть в руках. Часто стеклянный баллон лампочки скручивается в цоколе, и в этом случае нужно быть особенно осторожным. Выкрутить цоколь удается лишь с помощью плоскогубцев. С целью предотвращения таких случаев металлические контакты в патроне необходимо подогнуть так, чтобы электрический контакт достигался легким, без нажима, вкручивания электролампочки. Особенно внимательным следует быть при выполнении этой простой операции в ванной комнате, где влажность воздуха часто повышена или может быть мокрый пол.

В каждой квартире целесообразно иметь такой минимальный набор инструментов: два-три отвертки разной величины, молоток, плоскогубцы, стамеску, изолирующую пленку, паяльник (с канифолью и припоем), разводной или муфтовый ключ (например, для замены крана или прокладки в нем). Такая предусмотрительность всегда оправдана.

Во избежание короткого замыкания, нужно периодически проверять надежность контактов в соединительных устройствах (вилках, розетках, выключателях и т.п.). Не следует забывать выключать электрооборудование после использования, а также когда вы выходите из квартиры. Часто причиной пожара в квартире бывает оставлена включенной без присмотра электрическая утюг.

Газ. Газовые плита, колонка и система отопления (котел или печка) являются дополнительными потенциальными источниками опасности, а часто и чрезвычайных ситуаций. Избежать опасности можно при соблюдении правил пользования этим оборудованием, поддерживая его в исправном состоянии.

Ситуация. Если вы, войдя в квартиру, почувствовали запах газа (до природного газа, который почти не имеет запаха, добавляется бутилмеркаптан - газ, который имеет сильный специфический запах даже в малых концентрациях) - это первый сигнал возможной опасности. Помните, что в этом случае запрещается включать свет - появление искры в выключателе может привести к взрыву. Запрещается также зажигать спички или зажигалку. Прежде всего нужно открыть окно (или форточку), двери, сделав сквозняк, и перекрыть газ (если вы забыли сделать это вовремя). Если возможно, выясните причину утечки газа и ликвидируйте ее. Если это вам не под силу - вызывайте мастера-газовика. Следует также знать, куда обращаться за помощью и звонить. К этому вопросу мы еще вернемся.

Большое значение для безопасности проживания в доме имеет рациональное расположение в ней мебели и оборудования. Здесь важна не только и не главное комфортность, а прежде безопасность.

Мебель не должна мешать передвигаться по комнате. Иначе человек может споткнуться, упасть и травмироваться. Попутно заметим: дома не стоит выполнять самостоятельно работу, несет в себе повышенную опасность. Например, ремонтировать электрооборудование, мыть окна или красить рамы.

Целесообразно напомнить, что над плитой (газовой или электрической) не следует навешивать полок, а тем более хранить там легковоспламеняющиеся предметы. Обычное желание достать с полки над плитой может закончиться не только ожогами, но и пожаром и даже смертью.

Можно привести еще много примеров опасностей в доме человека. Стоит задуматься и проанализировать хотя бы один день, проведенный в квартире, выделив правильные и неправильные действия в каждой конкретной ситуации.

Рассмотрим различные ситуации, в которых оказывается каждый человек, выйдя за пределы дома. Сразу отметим, мы стремимся сформировать в сознании каждого мотивацию к разумной, взвешенной и безопасного поведения как в быту, так и в рабочей среде, то есть в повседневной жизни. Первые неприятности, а с ними и опасность могут ожидать человека уже за порогом его квартиры.

Ситуация 1. Допустим, не работает лифт. Вам придется спускаться (подниматься) лестнице. Темное время можно споткнуться и упасть, вывихнуть или сломать ногу или руку. А потому следует быть предусмотрительным и всегда иметь при себе фонарик, чтобы избежать таких неприятностей.

Ситуация 2. Лифт работает. Нажав кнопку и немного подождав, вы заходите в кабину. Однако, сдвинув с места и проехав один-два этажа, лифт вдруг останавливается. Что делать? Самое главное - не нервничайте и не пытайтесь выбраться из кабины самостоятельно. Прежде всего - нажмите кнопку "Вызов" (если она есть) или позовите кого-то помочь.

Информация

Заметим, если в кабине лифта или на первом этаже вблизи лифта не установлено средства связи с диспетчером технической службы, то, чтобы помочь человеку выбраться из кабины лифта, остановился между этажами, целесообразно обратиться к дворнику или консьержа. Надеемся, со временем этот вопрос будет решен и каждый будет знать: в чрезвычайной ситуации нужно звонить по телефону 01 или 999, или... Такой номер будет всем известен. Его рекламировать.

Теперь рассмотрим опасные случаи, которые могут случиться с человеком на улице. Даже спеша, никогда не выбегайте из подъезда, то можно попасть под колеса автомобиля, отъезжающего со двора.

Нужно соблюдать правила безопасности также на остановке. В салон маршрутного транспорта следует заходить осторожно, ни в коем случае не висеть на ступеньках.

Так же внимательно нужно выходить из транспорта, чтобы не попасть в открытый канализационный люк, или в выбоину, особенно зимой.

Рассматривая транспортную проблему, уместно еще раз напомнить о том, что технический прогресс кроме удобств и улучшения условий жизни несет в себе потенциальные угрозы здоровью и жизни человека, его безопасности в целом. Скажем, первобытный человек не мог погибнуть под колесом, поскольку его тогда еще не было (колесо изобретено около 5 тыс. лет назад).

Вряд ли кто когда-то подсчитывал, сколько людей погибло под колесами различных транспортных средств (от колесницы к "Мерседесу") на протяжении истории человечества колесо постоянно совершенствуется, чтобы предоставить транспорта еще большей мощности и скорости. В настоящее время установлено, что больше всего людей погибает в дорожно-транспортных происшествиях.

Какой выход? Как сделать статистику менее ужасающей, избежать трагедии?

[Информация]

В 68% ДТП со смертельным исходом виноваты нетрезвые участники дорожного движения. Подавляющее большинство таких ДТП происходит в местах, где не установлено перехода через проезжую часть. Часто происшествия случаются с детьми, играют на дороге, катаются на велосипедах или выскакивают на дорогу на санках. Итак, большинство ДТП не неотвратимы - они обусловлены нарушением элементарных правил безопасности, включая правила дорожного движения.

Странное дело, несмотря на правила дорожного движения изучают не только будущие водители на курсах, но и дети в детсадах, школьники в школах, ситуация в целом не улучшается. Почему?

Напрашивается неутешительный вывод: такие знания имеют для большинства людей пока пассивный характер, и для того чтобы перевести их в активную форму, форму безусловной поведения, требуется длительное время. Формировать в человеке взвешенную поведение нужно с первых ее шагов, в детстве, тогда, возможно, взвешенность поступков взрослого человека станет генетически детерминированной. Находясь за границей, вы, вероятно, замечали: когда горит красный свет светофора, даже если транспорта нет, пешеходы ждут зеленого света. Для цивилизованных людей такое поведение является нормой.

На льду и воде. Зимняя рыбалка, катание на коньках по ледовому зеркалу водоема иногда заканчиваются трагически. Причем, несчастье может случиться и ясной морозной дня, когда, казалось бы, лед не должна треснуть. Дело в том, что большинство отечественных водоемов (рек, озер, прудов) зарегулировано, то есть плотина или дамба, что позволяет пропускать воду. Следовательно, по каким-либо причинам (объективным или субъективным) уровень воды может быстро измениться и взорвать лед. Это не значит, что мы совсем отказаться от зимней рыбалки или катание на коньках, однако нужно быть осторожным и знать определенные признаки, предшествующие ломке льда - шум, треск льда и т.п..

Летом водоемы становятся массовыми местами отдыха. В жарко-ний день на пляжах много отдыхающих. И чтобы предотвратить опасность, нужно соблюдать правила поведения на воде и на солнце.

Известно, что злоупотреблять солнечными ваннами не рекомендуется даже здоровому человеку. Тем более, если есть определенные предостережения со стороны врачей. В первый день выхода на пляж находиться длительное время на солнце особенно опасно. После зимы кожа особенно чувствительна к солнечной радиации. Передозировка солнечного облучения может привести не только к покраснению кожи, но и к многочисленным солнечных ожогов с поражением глубоких слоев кожи и появлению язв. Особенно опасно спать на солнце.

По купания. Вспомним общеизвестную поговорку: "Не зная броду - не суйся в воду". В воде так же следует придерживаться определенных правил поведения. Перед тем как погрузиться в воду, следует смочить водой ноги, руки, лицо, на мели адаптировать свое тело к температуре воды. Эти процедуры выполняют для того, чтобы предотвратить возможные судороги при резком погружении в воду. Особенно опасно нырять людям со слабым сердцем или повышенным артериальным давлением. Нельзя прыгать в воду с кладок или крутого берега, не зная глубины водоема или реки. Существует опасность натолкнуться на кол, который забивают рыбаки, прикрепляя на него сад, на камень или корягу. Полезный совет: перед тем как нырять, обязательно изучите место, где собираетесь купаться. И еще: не заплывайте далеко от берега, полагаясь на силу и выносливость. Помните: во многих случаях тонут люди, которые умеют хорошо плавать.