Дизартрия у детей. Что такое стертая дизартрия у детей и как ее вылечить

Стертая форма дизартрии.

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство.

Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

Стертая форма - одна из форм дизартрии.

В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии (дислалия – недостаток звукопроизношения), но с более длительной и сложной динамикой обучения и коррекции речи. Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений:

Нарушения двигательной сферы,

Пространственного гнозиса,

Фонетической стороны речи (в частности, просодических характеристик речи),

Фонации,

Дыхания

и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы.

Опыт практической и исследовательской работы показывает, что очень часто сложно диагностировать легкие формы дизартрии, ее дифференциации от других речевых расстройств, в частности - дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии. Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии.

Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

Токсикоз беременности;

Хроническую гипоксию плода;

Острые и хронические заболевания матери в период беременности;

Минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях - матери и плода;

Легкую асфиксию;

Родовые травмы;

Острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.

Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.

В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу. За обедом такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды. Родители детей с легкими формами дизартрических расстройств отмечают, что в дошкольном возрасте они предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, так что накормить такого ребенка становится настоящей проблемой.

В раннем психомоторном развитии также можно отметить ряд особенностей: становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.

Анамнез детей со стертой формой дизартрии отягощен. Большинство детей до 1-2 лет наблюдались у невропатолога, в дальнейшем этот диагноз был снят.

Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2-3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3-4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.

При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.

Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой.

Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Именно мозаичность поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей и определяет большую комбинативность речевых нарушений при стертой форме дизартрии, коррекция которых требует от логопеда тщательной и детальной разработки индивидуального плана логопедической работы с таким ребенком. И, конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.


Дизартрия у детей – это состояние, при котором нарушается произношение слов в результате поражения нервной системы. При этой патологии страдает иннервация речевого аппарата (языка, губ и мягкого неба). Отличительной чертой заболевания является нарушение всей речи в целом, а не только отдельных звуков.

Причины развития дизартрии

Заболевание встречается у 5% всех детей. Выделяют несколько важных факторов, способствующих возникновению дизартрии у ребенка:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликтная беременность;
  • тяжелые гестозы;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • родовые травмы;
  • затяжная желтуха;
  • гидроцефалия;
  • опухоли головного мозга;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.

Довольно часто дизартрия у ребенка встречается в сочетании с детским церебральным параличом. Причины возникновения обеих патологий схожи и связаны с повреждением нервной системы малыша внутриутробно или в процессе родов. Нередко травмирующие факторы оказывают свое влияние в первые два года жизни, приводя к формированию дизартрии.

Не забывайте о регулярных врачебных осмотрах в первый месяцы жизни ребенка. Не пропустите болезнь!

Классификация дизартрии

Дизартрия у детей существует в нескольких разновидностях. Формы заболевания разделяются по расположению патологического очага.

  • Бульбарная

Для этой формы заболевания характерен паралич мышц, непосредственно отвечающих за формирование речи. При такой патологии поражаются многие нервные волокна, в результате чего нарушается активность определенных групп мышц. Часто эта форма заболевания сопровождается нарушением глотания жидкой пищи и другими расстройствами. Артикуляция при этой патологии крайне невнятная, звуки практически не различаются между собой. Характерно отсутствие мимики.

  • Псевдобульбарная

Характеристика этой формы заболевания включает в себя паралич речевых мышц в результате повреждения структур головного мозга. Нередко такая патология сочетается с другими признаками повреждения нервной системы (непроизвольный плач или смех, наличие рефлексов орального автоматизма у ребенка старше 6 месяцев). Отличительным признаком этой разновидности дизартрии у ребенка является монотонная речь.

  • Корковая

Характеризуется односторонним поражением структур коры головного мозга, что закономерно приводит к парезу или параличу речевых мышц. Симптомы заболевания включают в себя неправильное произношение отдельных слогов, хотя общая структура речи сохраняется.

  • Мозжечковая

Для этой формы заболевания характерно повреждение мозжечка – особой структуры головного мозга. При этом варианте заболевания речь ребенка становится растянутой, с постоянно меняющейся громкостью и тональностью.

  • Подкорковая

Характеристика этого варианта дизартрии включает в себя поражение подкорковых структур, отвечающих за формирование речи. Подкорковая форма отличается невнятной и смазанной речью. У детей часто сочетается с гиперкинезами (патологическими движениями в различных группах мышц).

  • Смешанная

Чаще всего встречается при различных травмах у ребенка в возрасте до 2 лет. Для этой формы характерно сочетание нескольких причин и факторов, приводящих к формированию дизартрии.

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы. При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки. Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз. Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка. Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Обнаружили у ребенка дефекты речи? Обратитесь к врачу!

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок. Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы). Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Обследование детей с дизартрией включает в себя:

  • осмотр невролога;
  • консультацию логопеда;
  • ЭЭГ (электроэнцефалографию) и другие электрофизиологические методы;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • МРТ головного мозга.

Осмотр у логопеда состоит из нескольких этапов:

  • оценка имеющихся речевых нарушений;
  • определение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • оценка работы мимических и лицевых мышц;
  • исследование речи (произношение, ритм, темп и разборчивость);
  • оценка письменной речи (у детей старше 5 лет).

Успех коррекции заболевания во многом зависит от формы дизартрии, степени тяжести и наличия сопутствующей патологии. Легче всего поддается терапии стертая дизартрия. При этой разновидности болезни рекомендуется наблюдение у невролога, а также регулярные занятия с логопедом.

Лечение дизартрии обязательно включает в себя следующие этапы:

  • стимуляция физиологического дыхания;
  • развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
  • активизация речевого аппарата (в том числе гимнастика и массаж);
  • стимуляция мелкой моторики;
  • развитие голоса;
  • коррекция произнесения звуков;
  • развитие тональности и выразительности речи;
  • стимуляция речевой коммуникации.

В настоящий момент существует множество секций и кружков для детей с дефектами речи. В некоторых из них занятия проводятся в присутствии родителей. Также возможны индивидуальные занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение назначается при выявлении неврологических заболеваний, способствующих развитию нарушений речи. При этом симптомы дизартрии у ребенка сочетаются с различными двигательными и сенсорными расстройствами. Лечение основного заболевания проводит невролог, после чего логопед занимается коррекцией речевых нарушений.

В терапии неврологических заболеваний активно используются ноотропные препараты. Такое лечение стимулирует умственную деятельность, улучшает память и внимание, а также повышает способность к обучению. Из наиболее популярных препаратов стоит отметить глицин, церебролизин, «Фенибут», «Пантогам» и «Энцефабол». Лечение ноотропными препаратами довольно длительное. Дозировка и кратность приема препаратов определяются врачом.

Не принимайте ноотропы без назначения врача!

Лечение дизатрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии. Для лечения нарушений речи у детей также активно применяется иглоукалывание и другие методы воздействия на рефлексогенные зоны.

Большое значение в терапии заболевания придается контакту с родителями. Эффективное лечение дизартрии невозможно в изоляции. Родителям больного ребенка следует как можно больше времени уделять своему малышу и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать. Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные логопедом.

Прогноз заболевания зависит от формы и степени тяжести. Легкой степени дизартрия у детей хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов развить речь ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. У стертой дизартрии достаточно благоприятный прогноз – вплоть до полной коррекции речи.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, а также защите малыша от травм в процессе родов. Такие меры позволяют предотвратить повреждение головного мозга новорожденного, а значит, уберечь ребенка от дизартрии и других заболеваний нервной системы. При появлении первых признаков нарушения речи следует обратиться к врачу.

Сегодня мы попытаемся понять суть явления, называемого «дизартрия». Что это такое? По каким причинам возникает патология? Это особенно важно, так как у детей с нормальным умственным развитием данное заболевание составляет до 6% случаев, и наблюдается тенденция к росту этого показателя.

Дизартрия - это нарушение произношения звуков, вызванное поражением участков головного мозга и, соответственно, расстройством иннервации мышц, задействованных во время речи.

Тяжелая дизартрия - что это такое?

Наблюдается дизартрия в легкой и тяжелой форме. Последняя рассматривается как одно из проявлений Такие дети получают как логопедическую, так и врачебную помощь в комплексе. Ее обеспечивают специализированные детские учреждения (сады и школы для детей с проблемами речи или нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Стертая дизартрия - что это такое?

Дети, имеющие легкую степень дизартрии (по-другому ее называют «стертой»), обучаются, как правило, в общих детских заведениях.

Она проявляется в легком нарушении функций органов артикуляции, а также Речь таких детей нечеткая, но понятна окружающим, так как в основе заболевания лежат лишь точечные поражения коры мозга. Это приводит к парезам только некоторых мышц, используемых для артикуляции, например, только одной стороны языка или его кончика.

При сравнении с дислалией (нарушением произношения звуков при нормальной иннервации артикуляционного аппарата) рассматриваемые нарушения имеют совсем иную причину и

Симптомы дизартрии

Диагностика дизартрии, несмотря на то что дети, пораженные нею, чаще всего не сильно выделяются среди сверстников, происходит по некоторым общим признакам:


Кроме перечисленных проблем, дети даже при легкой степени дизартрии страдают повышенной возбудимостью и истощаемостью нервной системы. Уже с первого года жизни это проявляется плаксивостью и постоянным требованием внимания от близких, нарушениями сна, предрасположенностью к частой рвоте, желудочным расстройствам. Состояние таких деток нередко зависит от метеорологических изменений.

Лечение дизартрии

Лечится дизартрия комплексно, при участии как психоневролога, так и логопеда. Но значительная роль в этом отводится родителям, поэтому им крайне важно знать: диагноз «дизартрия» - что это такое, для чего проводятся те или иные процедуры и упражнения, а также четко представлять себе возможные результаты.

В процессе лечения используются как терапевтические процедуры (лекарственные препараты, физио- и иглотерапия для нормализации мышечного тонуса, так и логопедическое воздействие (артикуляционная гимнастика, исправление голоса и исправление произношения и т. п.).

Нарушения речевого развития – это довольно распространенная проблема среди детей. Такие патологические состояния далеко не всегда проявляются выраженной симптоматикой, и в этом случае родители не обращают на них пристального внимания. И совершенно зря, ведь при отсутствии адекватной коррекции такие нарушения могут принести много неприятностей в дальнейшей жизни. К самым распространенным логопедическим нарушениям относится дизартрия у детей дошкольного возраста в стертой форме, темой нашего сегодняшнего разговора станет симптоматика стертой дизартрии и ее лечение.

Стертая дизартрия – это довольно распространенная патология, которая с трудом поддается коррекции. Такое нарушение касается произносительной стороны речи, и обычно наблюдается у деток дошкольного, а также младшего школьного возраста.

Симптомы стертой дизартрии

При стертой форме дизартрии у маленьких пациентов фиксируется недостаточная подвижность ряда мышечных групп в речевом аппарате, которые могут быть представлены губами, мягким небом либо языком. В ряде случаев наблюдается общая слабость во всем периферическом речевом аппарате по причине поражения определенных участков нервной системы.

При стертой дизартрии малыши могут произносить большинство изолированных звуков правильно, однако в общем речевом потоке они слабо автоматизируют эти звуки и в то же время недостаточно их дифференцируют. Недостатки произношения могут быть самыми разными. Чаще всего при стертой дизартрии наблюдается смазаность и размытость, а также некоторая нечеткость артикуляции. Такие симптомы особенно заметны в потоке речи.

При стертой форме дизартрии у детей не наблюдается выраженных полиморфных нарушений звукопроизношения, у них также не фиксируются нарушения тонуса и проблемы в сократительной способности артикуляционных мышц.

Классическими симптомами дизартрии становятся многие патологические особенности артикуляционного аппарата. У маленьких пациентов может наблюдаться паретичность мышц артикуляционных органов, что выражается в вялости мышц лица и губ, опущенности углов губ, отсутствием возможности задержать позу закрытого рта. Наблюдается вялость языка, его кончик недостаточно активный. Упражнения приводят к увеличению мышечной слабости.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста иногда сопровождается спастичностью мышц, что проявляется в напряжении мышц лица, постоянной полуулыбке губ, верхняя губа при этом прижимается к деснам. При речи губы никак не участвуют в артикуляции, так детки со спастичностью мышц лица просто не могут вытягивать губы вперед. Язык становится толстым, у него не наблюдается выраженного кончика, также этот орган становится малоподвижным.

Также стертая форма дизартрии у детей может проявляться гиперкинезами (дрожанием языка и голосовых связок), апраксией, отклонением языка от средней линии и гиперсаливацией ().

Как корректируется стертая дизартрия, лечение заболевания какое эффективно?

Устранение стертой дизартрии подразумевает проведение комплексного воздействия, которое включает в себя медицинское, психолого-педагогическое, а также логопедическое направление.

Успешное лечение такого патологического состояния зависит от полноценного сотрудничества специалистов и родителей. Важную роль играет правильное развитие артикуляционной моторики.
И отличный эффект дают правильные упражнения, подобранные с учетом специфики выявленного нарушения. Могут подбираться комплексы занятий, как для расслабления, так и для увеличения тонуса проблемных участков. Логопед обучает правильному выполнению упражнений, а родители должны заниматься их отработкой.

Коррекция стертой дизартрии может подразумевать проведение дыхательной гимнастики. Так отличный эффект дает выполнение комплекса , он эффективно развивает речевое дыхание и способствует установлению плавности речи.

При некоторых разновидностях дизартрии рот у ребенка может быть постоянно приоткрыт. При этом родителям необходимо обучать малыша контролю над положением рта.

Успешная коррекция стертой формы дизартрии включает в себя и принятие мер по развитию моторики. Маленьким пациентам необходимо выполнять упражнения по преодолению моторной неловкости и по развитию пальчиковой моторики. Отличный эффект дает гимнастика, особенные упражнения на координацию, а также на равновесие. Детям рекомендуют собирать пазлы, мозаику и шнуровки, а также выполнять прочие аналогичные задания.

Стертая форма дизартрии требует коррекции звукопроизношения. Специалист-логопед помогает дошкольнику овладеть методом правильного произношения звуков, как гласных, так и согласных. Кроме того терапия включает в себя и развитие речи со всех сторон. При этом корректируется фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи: развивается фонематический слух, навыки звукового анализа, расширяется словарный запас, также проводится обучение по грамотному построению высказываний.

Отличный эффект при стертой дизартрии дает проведение логопедического массажа. Его выполняет сертифицированный логопед. Такой метод коррекции подразумевает проведение массажа губ, языка и щек для оптимизации мышечного тонуса, а также для стимуляции мышц речевого аппарата.

В ряде случаев коррекция стертой дизартрии должна включать в себя занятия с психологом, к примеру, при необходимости коррекции наличествующих у дошкольника эмоциональных нарушений.

СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ КАК УСТОЙЧИВЫЙ СИМПТОМОКОМПЛЕКС

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Как особый вид речевого расстройства стертая фор -ма дизартрии стала выделяться в логопедии относи -тельно недавно - в 50-60-х годах XX века.

В своей классификации нарушений звукопроизно -сительной стороны речи, основанной на патогенети -ческом принципе, Р.А.Белова-Давид отграничила два основных вида: дислалию, связанную с функциональ -ным характером нарушения, и дизартрию, обусловлен -ную органическим повреждением центральной нерв -ной системы.

Систематизируя нарушения звукопроизношения у дошкольников с учетом патогенеза звукопроизносительных расстройств, Е.Ф.Соботович выделила недостатки звукопроизношения, которые проявлялись на фоне неврологической симптоматики и имели органическую основу, однако носили стертый, невыраженный характер. Она квалифицировала их как расстройства дизартрического ряда, отмечая при этом, что симпто -матика этих нарушений отличается от проявлений тех классических форм дизартрии, которые имеют место при ДЦП.

Другие отечественные и зарубежные исследователи также указывали, что существует группа детей с нару -шениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствуют ни дис -лалии, ни дизартрии.

Длительное время природа указанных расстройств оставалась неясной, что проявилось и в вариативности терминологии (апрактическая дизартрия, артикулятор -ная диспраксия, органическая, центральная или усложненная - «затяжная» - дислалия, функциональная дизартрия, малые дизартрии, минимальные дизартри-ческие расстройства и др.). В дальнейшем в исследова -ниях Е.Ф.Соботович, Р.И.Мартыновой, Э.Я.Сизовой, Э. К. Макаровой, Л.ВЛопатиной и других эти наруше -ния стали обозначаться как стертая дизартрия или как стертая форма дизартрии.

Сам термин «стертая форма дизартрии» впервые был употреблен Токаревой О.А., по мнению которой дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи их слабо автоматизируют и дифференцируют.

Очевидно, что первоначально исследователи относили стертую форму дизартрии к собственно звукопро -износительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптомокомплекс, включающий в себя речевые и не -речевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизноси-
тельной стороны речи, наблюдаются нерезко выражен ные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формиро -вание ряда высших корковых функций. В литературе подчеркивается, что стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симпто -мов, их неоднородностью, вариативностью, различ -ным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.

Этиологию стертой формы дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во мно -гих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трех периодов развития ребенка. Исследователи отмечают, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение имеет распро -страненный характер и может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования структур

Головного мозга.

В иностранной литературе для подобных наруше -ний используется понятие «речевая, или артикуляционная, диспраксия развития» (Development apraxia of speech- DAS). Среди причин, вызывающих DAS, обычно называют нарушение иннервации артикуляционного аппарата, двигательные расстройства, ораль -ную апраксию как нарушение центральной программы временного согласования произвольных мускульных движений артикуляционного аппарата, минимальную

Мозговую дисфункцию.

Отечественные и зарубежные исследователи отме -чают наличие многообразной неврологической симптоматики у детей со стертой формой дизартрии,

Симптомы органического поражения центральной нервной системы обнаруживаются в форме стертых па -резов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах (избы -точных непроизвольных движениях), проявляющихся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов, на -рушении вегетативной нервной системы.

Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Б.А.Архипов указыва -ют на нарушение функции глазодвигательных нервов у детей со стертой формой дизартрии, проявляющееся в одностороннем птозе, косоглазии, ограничении объ -

Ема движения глазных яблок.

В двигательной сфере у данной категории детей на -блюдается одинаковое развитие функций обеих рук и псевдолеворукость. Исследователи отмечают замед -ленность, неловкость, недостаточность движений при

относительной сохранности их объема, подчеркивая, что ограничение объема движений верхних и нижних конечностей выявляется преимущественно с одной стороны.

Отметим, что общая моторика детей со стертой формой дизартрии недостаточно исследовалась в отличие от тонкой моторики, нарушение которой, наряду с артикуляционной, определяется авторами как один из ведущих симптомов при стертой форме дизартрии. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, описывая нарушения ручной моторики у этих детей, отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений. А.В.Се-менович указывает на грубые нарушения реципрок-ных и синергетических сенсомоторных координации, обилие синкинезий.

Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Нарушения функций трои-ничного нерва (V пара) проявляются в сужении объема движений нижней челюсти. При этом отмечается неточность, ограниченность движений, синкинезий губ и языка. Нарушения функции лицевого нерва (VII пара) у детей со стертой формой дизартрии проявляются в сглаженности, асимметричности носогубных складок, недостаточном объеме мимических движений, движений губ при оскаливании. Нарушения иннервации подъязычного нерва (XII пара) проявляются в невозможности удержания статической позы, треморе кончика языка, трудностях поднятия вверх языка, гипер-или гипотонусе мышц. Нарушения функции языкоглоточного нерва (IX пара) проявляются в недостаточном поднятии мягкого неба (Uvula), назализованном оттенке речи, саливации, ограниченном объеме движений средней части и корня языка.

Авторы также указывают на трудности переключения движений, воспроизведения одновременных движений артикуляционных органов, персеверации (навязчиво повторяющиеся движения), перестановки при воспроизведении серии движений.

Перечисленные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют разнообразные фонетические недостатки, которые, по мнению большинства исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при стертой форме дизартрии. О.А.Токарева указывает, что у данной категории детей имеются более грубые проявления нарушений звукопроизношения, чем при дислалии, требующие длительного логопедического воздействия для их устранения. Особенности звукопроизношения определяются характером нарушений иннервации, состоянием нервно-мышечного аппарата артикуляционных органов. Поданным Г.В.Гу-ровец и С.И.Маевской, наиболее распространенные искажения - боковое, межзубное, смягченное произношение звуков. Дети со стертой формой дизартрии сложные звуки часто заменяют артикуляционно более простыми, аффрикаты расщепляют на составляющие

их компоненты, щелевые заменяют смычными, твердые - мягкими.

Большинство исследователей отмечают, что для детей с этим дефектом характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трех групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.

Менее выражены, по мнению авторов, у данной категории детей просодические (голосовые) расстройства. Указывается на отклонения в темповой и динамической организации речи. Отмечаются особенности тембра голоса (высокий, громкий, крикливый, срывающийся на фальцет или, наоборот, - тихий, низкий, слабый), недостаточное дифференцирование различ ных видов интонации. Речь характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком.

Во многих исследованиях, посвященных изучению проблемы стертой формы дизартрии (Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина и др.), отмечается, что у детей данной категории распространены нарушения фонематического восприятия. Им трудно различать на слух твердые-мягкие, звонкие-глухие звуки, аффрикаты и составляющие их элементы. Для них характерны искажения звукослоговой структуры слов, трудности в овладении звукослоговым анализом и синтезом, формирования фонематических представлений.

Дискуссионным является вопрос о механизмах фонематического недоразвития в структуре речевого дефекта при стертой форме дизартрии. Поданным исследований Л.В.Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Как отмечала Р.Е.Левина, такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезии, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи. Таким образом, в современной дефектологической литературе фонематическое недоразвитие в структуре дефекта при стертой форме дизартрии рассматривается как вторичное нарушение.

Иной точки зрения придерживаются исследователи-нейропсихологи (А.В.Семенович, Л.И.Серова и др.). Они также считают, что нарушение фонематического восприятия, наряду с недостаточностью фонетической стороны речи, является одним из доминирующих симптомов при стертой форме дизартрии, однако оно обусловлено не звукопроизносительными расстройствами, а системной задержкой и искажением цереброгенеза мозговых систем.

Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина отмечают у детей со стертой формой дизартрии недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной

речи. Одной из причин недостаточной сформирован-ности грамматического строя речи у данной категории детей, по их мнению, является нарушение дифференциации фонем. Аналогичной точки зрения придерживается и Н.В.Серебрякова, которая указывает на наличие у дошкольников со стертой формой дизартрии лексикограмматического недоразвития речи и нарушений связной речи. Однако другие исследователи не соглашаются с данной точкой зрения (Р.И.Мартынова, Г.В.Гуровец и др.) и утверждают, что данные нарушения не являются обязательными, они могут проявляться при наличии определенных неблагоприятных факторов.

Исследователи-нейропсихологи обнаруживают у детей со стертой формой дизартрии нарушение соотнесения слова-наименования и образа предмета. У части детей наблюдается несформированность и бедность самостоятельной речевой продукции, задержка становления обобщающей и регулирующей функции слова.

Ряд авторов (Р.И.Мартынова, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина и др.) выявляет особенности формиро -вания ряда высших психических функций и процес -сов у детей со стертой формой дизартрии: ослабление мыслительной деятельности по типу астенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, опреде лении логической последовательности событий в сю жетных сериях, нарушения в установлении причинноследственных связей.

Некоторыми исследователями (О.А.Красовскои, А.В.Семенович и др.) выделены как типичные сим -птомы стертой формы дизартрии дефекты избира тельности зрительной памяти, восприятия, про -странственных представлений. Так, О.А.Красовская указывает на нарушения зрительного распознавания предметов: фрагментарность восприятия предметных изображений, нарушения симультанного гнозиса и недостаточность наглядного контроля. Она отмечает, что при исследовании рисунков у этих детей выявленные нарушения носят различный характер: от полного распада зрительно-конструктивной деятельности, не -возможности выполнения рисунка ни по инструкции, ни по образцу до искажения отдельных деталей, раз -меров, неправильного расположения его в пространстве (поворот на 90 градусов). А.В.Семенович говорит о тенденции к инверсии вектора зрительного воспри-яти;т (справа налево, снизу вверх) и левостороннему игнорированию.

Исследователи, занимавшиеся изучением данной проблемы, проводили наблюдения преимущественно за детьми дошкольного возраста. Тем не менее неко -торые из них (Р.И.Мартынова, М.П.Давыдова и др.) указывают на возможные трудности обучения в школе детей со стертой формой дизартрии. Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова пишут, что дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к усвоению школьной программы по русскому языку. По данным Р.И.Мартыновой, на письме у детей со стертой формой дизартрии наблюдаются дисграфиче-ские ошибки.

Г.В.Чиркина также указывает на нарушения письменной речи у детей с этим дефектом: «Многие дети, поступившие в массовые школы, совершенно не могли усвоить программу первого класса»,

Таким образом, в литературе отмечается наличие следующих симптомов стертой формы дизартрии у детей: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представ ле-ний, памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизно-шения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу и характеризуется системно-динамической задержкой и искажением формирования ряда высших психиче -ских функций и процессов.

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо определить доминирующие симптомы, обязательные для симптомокомплекса при стертой форме дизартрии, и вторичные, проявляющиеся при наличии определенных условий, а также хорошо представлять влияние особенностей психического развития данной категории детей на формирование чтения и письма,