Дело века: за что дали срок Соколовскому

Стоило ограничиться административным наказанием - штрафом и общественными работами, считает правозащитник

Ряд членов Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека выступил за отмену статьи 148 УК РФ, карающей за оскорбление религиозных чувств верующих. Той самой, по которой судили видеоблогера Руслана Соколовского (). О том, что не устраивает правозащитников в этой части Уголовного кодекса, нам рассказал член СПЧ Александр Брод.

Александр Семенович, вы называете статью 148 УК РФ, по которой осужден блогер Соколовский, «избыточной». Означает это, что оскорбление религиозных чувств вообще никак не должно наказываться либо что наказание должно быть другим?

Я считаю, что статья 148 очень плохо сформулирована. Она возводит в абсолют субъективное мнение. Как оскорбляют чувства верующих, в чем заключаются эти чувства? Разные верующие могут реагировать совершенно по-разному. Эта статья позволяет подвертывать под оскорбление все, что угодно. И мы видим, что зачастую она применяется неоправданно. Что касается данного блогера, то я вообще не вижу вижу здесь уголовной подоплеки. На мой взгляд, стоило ограничиться административным наказанием - штрафом и общественными работами. Вообще это дело шло крайне непрозрачно, непонятно. Неоднократно менялась мера пресечения - то домашний арест, то СИЗО. В результате человек провел в заключении пять месяцев - как какой-то злостный нарушитель закона. Безусловно, писать некорректные вещи о верующих, тем более с использованием нецензурной лексики, не годится. Но я не вижу серьезного умысла на разжигание религиозной ненависти. Какие-то юношеские шалости, непродуманные действия. За которые он потом тем более извинился.

Но остается еще статья 282 - «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая, кстати, также вменяется в вину Соколовскому. Есть статья 280 - «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», - которая также часто фигурирует в подобных делах. И там критерии, согласитесь, тоже весьма субъективны.

Да, с ними тоже, конечно, есть серьезные проблемы. Закон о противодействии экстремистской деятельности и статьи, которые его сопровождают, сыграли свою роль в борьбе с группировками скинхедов, неонацистов, которые активно себя проявляли в начале - середине 2000-х. Регулярные нападения на иностранных студентов, на мигрантов, убийства... Эти группировки удалось в основном нейтрализовать. Сейчас о скинхедах никто не говорит, количество нападения снизилось. Но в последние годы закон претерпевал неоднократные изменения, и формулировки стали крайне расплывчатыми. Они позволяют возбуждать дела в отношении представителей оппозиции, журналистов, правозащитников, блогеров. Как мы видим, блогерам дают реальные сроки даже за репосты фотографий, текстов. Конечно же, это ненормальная практика.

- Вы пытались донести свою точку зрения до президента?

Совет неоднократно поднимал эту тему. Мы планируем провести специальное заседание по проблемам борьбы с экстремизмом - явной и мнимой. Наши и рекомендации и предложения будут переданы в Администрацию Президента. Считаю, что нужно изучить правоприменительную практику по данным статьям и выработать единый критерий оценки подобных текстов и высказываний. Чтобы не возникало уродливых перекосов.

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил видеоблогера Руслана Соколовского к трем с половиной годам заключения условно. Дело блогера получило известность как «процесс над ловцом покемонов в храме», поскольку уголовное преследование молодого человека началось после того, как осенью 2016 года он выложил видео с процессом игры Pokemon Go в екатеринбургском Храме-на-Крови.

Однако претензии были не столько к ловле покемонов в не предназначенных для этого местах, сколько к видеороликам блогера, где он неоднократно в резких выражениях отзывался о различных конфессиях и их приверженцах. Соколовского обвинили в нескольких преступных деяниях: «возбуждение ненависти либо вражды», «нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», а также «незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». По версии следствия и суда, к таковым относится ручка-видеорегистратор, с помощью которой он и снял ролик в Храме-на-Крови. Оборот подобных товаров в России ограничен.

Накануне оглашения решения суда

прокуратура потребовала приговорить Соколовского к трем с половиной годам реального заключения. И с первых минут чтения приговора стало ясно, что судья Екатерина Шопоняк сочла парня виновным.

«Соколовский хотел унизить людей своими видео. Такой вывод можно сделать из показаний свидетелей. Обвиняемый обладал специальными знаниями о компьютерах и использовал их, чтобы пропагандировать свои экстремистские взгляды», — заявила она.

По словам судьи, в ролике про патриарха Кирилла Соколовский уничижительно высказался в адрес главы Русской православной церкви.

«Эксперты доказали, что феминистки, мусульмане и православные — это группы лиц, а Соколовский имел цель их унизить, так как назвал их глупыми и ограниченными.

Вина блогера установлена по всем 16 эпизодам, добавила судья. Однако при этом Шопоняк усмотрела в Соколовском стремление к раскаянию, хотя официально он свою вину не признал. «Суд учел характер и степень опасности преступления, но также учел и тот факт, что отягчающих обстоятельств в деле нет. Притом там есть смягчающие обстоятельства. Соколовский не судим, у него имеются положительные характеристики с места жительства. Обвиняемый помогал пожилой матери и попросил прощения в суде», — заявила Шопоняк.

Она, вероятно, имела в виду выступление блогера на последнем слове. «Ролики, которые я создавал, я создавал в критических и полемических целях, и у меня не стояло задачи оскорбить кого бы то ни было. Если кто-то оскорбился, то, безусловно, прошу у этих людей прощения, потому что цели оскорбить у меня не было», — сказал блогер. При этом он просил судью учесть, что побывал во время процесса в СИЗО, и это — лишь «предтеча того ада, который творится в российских колониях». Отметим, что большую часть судебного следствия Соколовский сидел все же под домашним арестом, а не в следственном изоляторе.

В ходе процесса адвокаты блогера привели в суд в качестве свидетелей православных, которые заявили, что ролики и посты Соколовского не вызвали у них обиды. Дал показания и

мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который просил не отправлять парня на зону, а приговорить того к общественным работам, чтобы он, «махая лопатой, подумал над своим поведением».

По всей видимости, Шопоняк учла все это при вынесении приговора, который обвинение, в лице гособвинителя Екатерины Калининой, назвало «справедливым»

По закону блогер имеет право в течение десяти суток обжаловать нынешнее решение суда. Потом оно автоматически вступит в силу. После завершения чтения решения суда мать Соколовского Елена Чигина сказала, что у нее «эйфория от того, что сын на свободе», а остальное для нее уже не имеет значения. Поддержать блогера в суд пришли несколько его сторонников, один из которых даже оделся в костюм Пикачу — существа из мультиков про покемонов. Правда, конкретно этого сочувствующего в суд не пустили.

После освобождения Соколовский планирует стать «очень спокойным и тихим, потому что меня могут посадить на реальный срок».

Первым делом он намерен увидеться со своей девушкой, пообщаться с мамой, решить жилищный вопрос. «Все события меня разорили, я потеряли все свои деньги», — добавил блогер. Он также добавил, что займется получением высшего образования. Он пока не определился, какого именно, но не исключил, что пойдёт на факультет журналистики.

Кроме того, Соколовский уже заявил о своём намерении поработать с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом. «Попытаюсь оправдать доверие и, как я и говорил, вместе с Ройзманом поучаствую в проектах. Он мне предлагал», — заявил блогер журналистам в четверг после вынесения приговора по его делу.

«На протяжении условного срока, думаю, буду заниматься причастностью к этой деятельности», — добавил он. Что это за проекты, пока не известно, но ранее Ройзман говорил, что блогеру пошла бы на пользу работа на благоустройство города или в приютах города.

Руслан Соколовский родился в 1994 году в городе Шадринск Курганской области. Когда мальчику было 13 лет, умер его отец, и в дальнейшем его воспитывала мама. Уже с 16 лет Соколовский начал создавать веб-сайты и стал заниматься фрилансом, удаленно выполняя задания работодателей по написанию и маркетинговому анализу интернет-страниц. По окончании средней школы он поступил в Курганский государственный университет на факультет психологии. Но, проучившись там один курс, Соколовский бросил этот вуз и перебрался в Екатеринбург. В 2012 году он стал студентом юридического факультета Уральского гуманитарного института. Там он учится до сих пор.

Через какое-то время Соколовский стал делать переводы и озвучивать видеоролики, этим ему удалось привлечь внимание интернет-пользователей. За год блог Соколовского собрал более 100 тыс. подписчиков на портале YouTube и около 45 тыс. в социальной сети VK. Поклонники проекта участвуют в жизни блога и активно комментируют понравившиеся ролики.

Одним из проектов видеоблогера стал журнал «Sokolovsky!», который был создан в качестве отечественной адаптации скандального французского издания Charlie Hebdo.

Там молодой человек обсуждал в сатирическом ключе вопросы взаимоотношения общества, государства и религии, а также проблему свободы слова.

Соколовский никогда не был женат и не имеет детей, так как придерживается идеологии чайлдфри (англ. childfree), которая характеризуется сознательным нежеланием иметь детей во имя личной свободы.

Соколовский (по центру) с адвокатами в суде. Фото: E1.ru

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил видеоблогера Руслана Соколовского к трем с половиной годам условно. Его признали виновным в экстремизме (282 УК РФ), оскорблении чувств верующих (статья 148 УК РФ) и незаконном обороте специальных технических средств – ручки с видеокамерой, найденной во время обыска (138.1 УК РФ). Трансляцию приговора вело "Радио Свобода".

Во время судебного процесса Соколовский лично извинился перед каждым верующим, который посчитал себя оскорбленным, но свою вину не признал. Гособвинение требовало приговорить его к трем с половиной годам колонии общего режима.

Уголовное дело против Соколовского возбудили в сентябре прошлого года после того, как он опубликовал видео, где играет в Pokemon Go в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. В Следственном комитете утверждали, что уголовное преследование связано именно с несколькими роликами экстремистского содержания на YouTube-канале блогера, а не с его нахождением с телефоном в храме. "Высказывания о том, что Соколовского судят за игру в храме, являются неправильными", – сказала судья Екатерина Шопоняк, зачитывая приговор.

Всего Соколовскому вменялось десять преступных эпизодов .

"Всем огромное спасибо. Постараюсь оправдать доверие. Если бы не внимание журналистов, то был бы реальный срок", – сказал видеоблогер после вынесения приговора. "На данный момент я считаю это почти оправдательным приговором. В целом доволен, что остаюсь на свободе", – также сказал он.

11 мая, 12:54 Соколовский вышел на свободу и сразу "поймал" "покемона".

Мама Соколовского его тоже "поймала".


Фотографии: E1.ru

Последнее слово Руслана Соколовского:

"Честно сказать, я в изрядном шоке, что мне только что обвинение запросило три с половиной года, притом общего режима. Я уже побывал в СИЗО, провел там три месяца, это все лишь преддверие ада, - и тем не менее там я уже успел похудеть на 10 килограмм, успел оказаться как суицидник на учете, что для меня было несколько странным, но, возможно, для этого были какие-то основания. Я уже в курсе, что из себя представляют наши лагеря общего режима, вот эти вот колонии, думаю, что и все присутствующие в зале это прекрасно понимают.

Тем не менее я в своей речи хотел коснуться этого несколько позже, потому что высказаться о своем наказании, думаю, - это тоже довольно важно.

Сейчас я прежде всего хотел бы отметить, что являюсь атеистом, космополитом и либертарианцем. Я не вчера им стал, я эти взгляды постулирую на протяжении уже очень долгого времени, многих лет, в том числе и в своем видеоблоге. Что, в сущности, это подразумевает? Это подразумевает, что у меня на данный момент - как, впрочем, и раньше - нет своей религии, вообще никакой; мне неинтересны религии по большому счету, потому что я считаю, что они не нужны. У меня нет своей национальности. Безусловно, я наполовину русский, но вот эти обвинения, что я на почве своих националистических взглядов, видите ли, занимался экстремизмом, - они очень странные, потому что я русский-то всего лишь наполовину. Как можно меня в этом обвинять, я не понимаю.

Кроме того, так как я либертарианец, я считаю, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, и объективно я не нарушил ничьих прав и свобод на вероисповедание, потому что я никому не мешал исповедовать ту веру, которую они предпочитают исповедовать. Да, может быть, я кого-то критиковал, но тем не менее я никак не мешал им в их деятельности.

Итак, прежде всего, по поводу религии. Мое мнение о религии ничуть не изменилось, и оно в точности согласуется с тем, что считают о религии, например, Ричард Докинз или Бертран Рассел, Невзоров тот же, к примеру. Я согласен с мнением Лапласа, что гипотезе бога в современной научной парадигме нет места.

Это абсолютно законно, абсолютно нормально, и это окей, несмотря на то даже, что в экспертизах эксперты писали о том, что само отрицание бога является преступлением, что для меня странно. Тем не менее должен заметить, что за те восемь месяцев, что меня держат взаперти, и особенно за те три с половиной месяца, что я провел в СИЗО, мнение конкретно о верующих я изрядно изменил, потому что у меня была возможность пообщаться с большим количеством верующих - в СИЗО есть и православные, и мусульмане. Весь контингент поголовно людей, которые находятся в лагерях и в СИЗО, - они все являются религиозными, и со многими из них я пообщался вполне плодотворно, и пришел к консенсусу, и очень сильно изменил свое мнение. Да, там были верующие, которые угрожали мне изнасилованием и говорили, что, когда я окажусь в лагере, они стопроцентно со мной это сделают. Надеюсь, что в лагере я не окажусь, но это уже решать суду.

Тем не менее я понимаю, что объективно верующие - это люди, которые зачастую могут получить очень негативную, очень плохую реакцию от чьих-то слов. Они действительно могут прийти в упадок духа после этого, и, знаете, пожалуй, самая примечательная история, которую я могу привести в пример, она о Павлове - о том самом Павлове, который занимался условными рефлексами. Безусловно, он был атеистом - ну, в Советском Союзе это было распространено. И однажды к Павлову пришел в гости один семинарист, который всю ночь напролет дискутировал с ним о Боге. В итоге Павлов с помощью огромного количества документов доказал ему свою позицию, и семинарист в Боге разуверился. На следующее утро семинарист повесился.

Подобные истории дают понять, что верующие люди, если произойдет такой парадигмальный сдвиг в их голове, могут повести себя подобным образом, и именно это я и понял, я понял, что верующим нужна религия для того, чтобы она их поддерживала. Да, безусловно, религия нужна для того, чтобы взрослые люди, которым до сих пор нужны родители и которые не хотят чувствовать себя одинокими, имели этих самых родителей, пусть даже если они и созданы кем-то. Таким образом, свое мнение о верующих я изрядно изменил.

Далее я бы хотел отметить свою позицию по поводу законов, статьи 271-й и 148-й. Формальный состав преступления… Фактически в моем случае нет никаких жертв и никаких потерпевших. Мое преступление абсолютно ненасильственное, и состав преступления формируется путем формирования как раз таки экспертиз - и, как вы могли уже заметить, одни эксперты говорят о том, что я невиновен и что в моих видео нет экстремизма, другие говорят, что я виновен. В этом свете не совсем понятно, кому из них верить, потому что и те и другие обладают очень большой квалификацией.

Я хочу отметить, что я получил очень большую поддержку со стороны общественности, в том числе со стороны журналистов, спасибо вам большое за это, я получил поддержку со стороны гордумы Екатеринбурга, многие депутаты высказывались в мою поддержку. Сюда приходил мэр города [Екатеринбурга] Евгений Вадимович Ройзман, и он тоже сказал, что реальное наказание для меня - это излишне. Почему я получил такую поддержку - считаю, потому что всем понятно, что я как раз таки не экстремист. Единственная причина, по которой я не признал вину, - то, что я не считаю себя экстремистом. Может быть, я и идиот, но ни в коем случае не экстремист. Именно такова моя позиция.

Ну и по поводу наказания. Дело в том, что за слова в интернете, за какие-то видеоролики, за всего даже репост в соцсети, [а] это не является моим случаем, но тем не менее это правда - человека могут, получается, посадить на срок до пяти лет. И мне запросили три с половиной года, притом общего режима. А мы знаем, что это то место, где люди умирают от туберкулеза, насилуют друг друга… Это место, где постоянно распространено физическое насилие, с «двойки» регулярно вывозят трупы, и журналисты об этом знают. И - да, именно такое наказание запрашивают за то, что человек просто что-то сказал в интернете, высказался каким-то определенным образом, и он даже никого не призывал к насилию, он просто негативно высказался. И, как сказали сами эксперты, вина моя заключается не в том, что я отрицал бога, а в том, что я отрицал бога, используя мат. Я не понимаю, почему мат является экстремизмом в том случае, если он был применен…

В свое время, когда-то давным-давно, людей сажали в лагеря и на более долгие сроки, не на три с половиной года, а на десятилетия, по причине того, что они пошутили, например, матерным анекдотом про коммунизм и про Сталина. Сейчас получается, что меня хотят посадить на три с половиной года на общий режим по причине того, что [я] пошутил матерный анекдот про православие и про патриарха Кирилла. Для меня это дикость и варварство, я не понимаю, как такое вообще возможно. Тем не менее, как мы видим, это вполне себе возможно - обвинение именно три с половиной года для меня и запрашивает.

Ну и по поводу своего наказания. Хочу отметить следующее. Обвинение сказало, что у Соколовского нет места работы… Вообще говоря, к счастью для меня, я являюсь довольно ценным специалистом, и прямо сейчас, например, у меня есть официальное место работы, я являюсь айти-консультантом. Мне сейчас назначили зарплату в 10 тысяч рублей по той причине, что я сижу под домашним арестом и мало принимаю участия в деятельности фирмы «Транспортные инновации», в которой я работаю, - но, естественно, в том случае, если я смогу работать, моей зарплаты будет достаточно для того, чтобы я оплачивал штрафы, и будет достаточно для того, чтобы я помогал своей матери.

Напомню, что, в том случае если я сяду в колонию, моей матери придется помогать мне. Ей придется делать так, чтобы я не умер от голода, потому что вы знаете, как кормят в лагерях общего режима. Не знаю, будет ли у нее такая возможность и вообще выдержит ли она все это, потому что она уже пенсионного возраста и потому что у нее объективно очень плохое здоровье. Это ей нужно помогать, а не наоборот, и, по сути, это сейчас мой единственный родственник.

На данный момент у меня есть место учебы. Дело в том, что как раз таки из-за того, что меня уже восемь месяцев преследуют и я не могу выходить из дома, я не могу разобраться со своей учебой и вернуться из академического отпуска, но я уверен, что смогу это сделать. У меня есть постоянное место работы, и, соответственно, штраф я мог бы покрывать. Сейчас у меня есть девушка, у меня есть прописка. Что будет со мной через три с половиной года в том случае, если я выйду? Вполне возможно, что я вообще всего лишусь.

Я не удивлен, почему половина людей, которые выходят за пределы тюрьмы, в итоге возвращается обратно. Показатель рецидивов в этом плане просто огромен. Надеюсь, что со мной такого ни в коем случае не случится и что все-таки в итоге я не окажусь в этом ужасном месте. Надеюсь, что это мое последнее слово все-таки будет не последним. Я сделал очень много выводов и после того [как] побывал в СИЗО, и пообщался здесь со свидетелями, которые оказались оскорблены из-за моей деятельности, - но я считаю, что возможность для какого-то альтернативного наказания, она есть, потому что у меня есть место работы, я могу выплачивать штрафы, я могу быть при этом с ограничением свободы - много всего есть.

Кроме того, Евгений Вадимович Ройзман сам сказал мне, что он готов позвать меня в свои социальные проекты, и уж лучше бы я вместе с ним строил хосписы, что он мне, собственно говоря, и предложил, я могу это делать хоть прямо сейчас вместе с ним, чем я просто не мог [бы] помогать своей матери и находился в местах не столь отдаленных, где неизвестно, что бы со мной еще случилось. На этом, собственно говоря, все. Надеюсь на хоть сколько-нибудь лояльное решение, ваша честь".

Уголовное дело в отношении 22-летнего блогера Руслана Соколовского было возбуждено после того, как в августе 2016 года он разместил на своём YouTube-канале видеозапись, где играет на смартфоне в Pokemon GO в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. В ролике Соколовский поясняет, что половить покемонов в церкви он решил в знак протеста против закона, который это запрещает. В сентябре прошлого года блогер был арестован.

Следователи обнаружили в интернете ещё несколько видеороликов Соколовского, которые признаны экстремистскими. За публикацию этих записей жителю Екатеринбурга были предъявлены обвинения по 18 эпизодам по ч. 1 ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», ч. 1 и ч. 2 ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», а также по ст. 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». В ходе обысков у подсудимого была найдена «шпионская» ручка со скрытой видеокамерой.

«Условное наказание вызывает уважение»

11 мая Верх-Исетский суд Екатеринбурга признал Соколовского виновным по всем составам преступлений, которые упоминались в уголовном деле, и приговорил к 3,5 года лишения свободы условно. Блогеру запретили принимать участие в митингах и обязали удалить все видеоролики, которые содержатся в материалах дела.

Согласно результатам лингвистической экспертизы, опубликованные Соколовским ролики носили оскорбительный характер, поскольку блогер создавал негативные образы и цинично комментировал видеоряд, используя матерные выражения и просторечную лексику. Психологическая экспертиза выявила, что Соколовский в созданных им роликах отрицательно оценивал мусульман, православных и женщин и мог тем самым оскорбить многих людей.

По заключению комплексной экспертизы, оскорблением для верующих стало, в частности, использование в ролике песни, содержащей нецензурную лексику и стилизованной под церковное песнопение.

В суде были допрошены несколько десятков свидетелей. Все свидетели обвинения утверждали, что почувствовали себя оскорблёнными и униженными после просмотра видеозаписей. Но при этом большинство из них не смогли объяснить, какие именно чувства были задеты и кто такие покемоны, которых ловил Соколовский.

  • Руслан Соколовский после оглашения приговора в Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга
  • РИА Новости

В качестве свидетеля защиты показания дал мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который отметил, что ролики Соколовского смотрел с улыбкой.

«Я верующий, но мои чувства не были задеты. Основные претензии у меня стилистические, так сказать, лексические. Потому что есть вещи, которые таким языком проговаривать нельзя, — пояснил суду Ройзман. — Если это полемика, то должен был быть выбран другой язык. Лев Толстой позволял себе совсем не такие вещи, как Соколовский. Он просто оспаривал догмат, очень серьёзно шёл против церкви. Но в том случае ни светская власть, ни Николай II — никто не вмешивался в ситуацию. Церковь решала сама свои проблемы».

Градоначальник также отметил, что не видит состава преступления в действиях блогера. «Я не понимаю, как можно оскорбить чувства верующих. Где Бог, а где Соколовский. Невозможно оскорбить Бога. Какая там рознь! Я видел, как рознь разжигают!» — резюмировал Ройзман.

Адвокат блогера Алексей Бушмаков попросил суд вынести оправдательный приговор. Сам Соколовский вину не признал. В ходе заседаний он предположил, что его судят за нецензурные шутки о церкви. «Может быть, я и идиот, но ни в коем случае не экстремист, — пояснял суду Соколовский. — Я атеист, космополит и либертарианец. У меня нет своей религии и своей национальности. Я русский наполовину. Как можно меня обвинить в национализме? Я никому не мешал исповедовать религию. В СИЗО я пообщался с большим количеством верующих и пришёл к консенсусу с ними. Моё мнение о них сильно изменилось. Пришёл к выводу, что верующие — это не те, кто может оскорбиться от каких-то слов. Им религия нужна для того, чтобы она их поддерживала».

Соколовский также отмечал, что наказание, которое просило для него гособвинение (3,5 года в колонии общего режима), чересчур строгое.

Принимая решение о наказании, суд учёл принесённые Соколовским извинения потерпевшим, молодой возраст подсудимого и отсутствие у него судимостей.

Сторона обвинения пока не решила, будет ли обжаловать приговор.

«Тот факт, что суд применил условное наказание, вызывает уважение. Это решение мотивированно», — прокомментировала приговор представитель прокуратуры Екатерина Калинина.

Защита считает вынесенное решение необоснованным и намерена обжаловать его.

Руслан Соколовский, 23-летний видеоблогер с несколькими сотнями тысяч подписчиков, приобрел еще большую - и куда более печальную - популярность после того, как стал подсудимым по трем статьям УК РФ, включая 282-ю - за «разжигание розни». Неприятности Руслана начались с видео, запечатлевшего ловлю покемонов в одном из храмов Екатеринбурга. В приговор, однако, вошли более полутора десятков эпизодов по девяти видеороликам Соколовского: их содержание было охарактеризовано в процессе как экстремистское. Корреспондент находился в зале суда и лично наблюдал, как дело, шедшее к реальному сроку, закончилось условным наказанием.

Вернуть пластиковый пакет, в котором находится джемпер, на котором имеется надпись «Мразь», - говорит судья Верх-Исетского районного суда Екатерина Шопоняк.

Чтение приговора по делу Руслана Соколовского подходит к концу. Основное уже прозвучало: «виновен» - по всем эпизодам, которые обвинение выявило в девяти видеороликах, созданных и опубликованных в интернете Русланом. Три с половиной года - как просила прокурор . Но по решению судьи Шопоняк условно.

Нервов не осталось ни у кого, включая подсудимого. Шум - секунды три, до окрика судебного пристава: «Так, соблюдаем, это что такое?»

Ни Руслан, ни его мать Елена, все это время стоявшая рядом с ним у скамьи подсудимых, кажется, еще не поняли, что произошло, до распоряжений Екатерины Шопоняк о вещественных доказательствах по делу, в том числе и о пакете с джемпером. А произошло вот что: после подробного многочасового описания многочисленных деяний Соколовского тональность приговора резко сменилась. Отягчающих обстоятельств нет. Преступления малой и средней тяжести. Смягчающих обстоятельств несколько: 23-летний Соколовский содержит больную мать, характеризован ею положительно, судим впервые, в последнем слове раскаялся. Итого - осужден, но не посажен.

Вы все классные, - обращается Руслан Соколовский к трем десяткам видеокамер. - Спасибо вам.

Перед приговором

Десять утра, до оглашения приговора Руслану Соколовскому еще около часа. На входе - очередь, тщательно проверяют документы и видеоаппаратуру. При всем этом в Верх-Исетском райсуде - обычный рабочий день. Кроме приговора Руслану, для которого отвели зал №1 на первом этаже, - еще два слушания по другим делам.

На втором этаже - под экраном, на который чуть позже выведут прямую трансляцию по делу видеоблогера, - небольшая группа. Человек средних лет с полиэтиленовой сумкой - тапочки, куртка, вода. Двое пожилых и тихо плачущая женщина. Семья М. тоже пришла на приговор - «на свой, не к молодому»: человека с сумкой, скорее всего, ожидает заключение. Статью не называют, «ни к чему».

Руслан Соколовский проходит к экрану мимо семьи М.. Он с мамой («Меня зовут Елена, пожалуйста, отпустите его», - повторяет она) и группой поддержки - столь же молодые люди, как и он. Без вещей. «Меня напрягает, что около суда уже стоит автозак», - делится видеоблогер. «Если попаду на общий режим, то либо объявлю голодовку, либо добьюсь, чтобы провести все это время в карцере». За три с половиной месяца в Руслан успел побывать в изоляторе между двумя домашними арестами - по словам подсудимого, к нему неоднократно «приходили записочки от чеченцев и прочих лиц нерусской национальности». В своих роликах, как выяснил суд, Соколовский, помимо прочего, успел оскорбить и мусульман вообще, и главу Чечни в частности.

Одиннадцать часов. Объявляют начало слушаний. В зал по большей части пускают только камеры, остальным приходится довольствоваться видеотрансляцией. На iPhone у кого-то из молодых людей - ролик Соколовского. Тот самый, с которого в прошлом году все началось. «Кого может оскорбить то, что ты походил со смартфоном по церкви. Какого хера за это могут посадить? - рассуждает видеоблогер. - Для меня это реально странно, поэтому я решил просто взять и половить в церкви покемонов. Потому что - почему бы и нет? Я считаю, что это безопасно и законом не запрещено...»

Приговор

Соколовского судят за ловлю покемонов в Храме-на-Крови, - такова обобщенная позиция защиты и сторонников видеоблогера.

«Это неверно», - говорится в приговоре судьи Шопоняк. Помимо описания собственно преступлений, приговор, как и положено, полнится выдержками из обвинительного заключения и различных экспертиз, представленных суду. Фразы вроде «При помощи неуместной метафоры "зомби"... наделил качествами ожившего мертвеца», «Использование стилистически сниженных метафорических образов, связанных с испражнениями», «Покемон не только как персонаж игры и мультипликационного сериала, но и представитель бестиария в японской мифологии...» за прошедшие сутки успели разойтись по сети куда больше, чем ролики самого Соколовского за последние месяцы.

Правда, как, собственно, преступления, в приговоре оценено совсем иное. Например, исполненная на церковный распев фраза «** твою мать, красотища какая», ставшая фоном для видео Руслана Соколовского, ловящего покемонов в храме. Фраза оскорбляющая мусульман из другого ролика. Третий целиком посвящен главе . « осуждается не только как физическое лицо, но и как предстоятель Русской православной церкви, как центральный представитель группы священнослужителей», - оценивает приговор содержание ролика. В четвертом, по мнению суда, разжигается рознь по отношению к женщинам - «негативные оценки, высказывание об их функциональной неэффективности»; а если по федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности», то «пропаганда… неполноценности человека по принципу его принадлежности» к той или иной группе либо религии. И так далее.

Итого: девять эпизодов по статье 282, семь - по статье 148 («нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»). Плюс незаконное спецсредство - ручка с видеокамерой, тоже уголовная статья.

Справедливость или милосердие?

Цель его - унизить, оскорбить, - говорит корреспонденту «Ленты.ру» Екатерина Калинина, поддерживавшая на процессе гособвинение. - Или породить какой-то конфликт, чреватый тем, что люди будут биться друг с другом».

Маленькая искорка, полагает Калинина, может породить большую рознь. «В том числе даже среди православных, - уверяет прокурор. - Одни думают, что Соколовский их оскорбил. Другие - что оскорбления не было».

Милосердие выше справедливости, - заявляет до начала оглашения приговора протодиакон Сергий (Смирнов) - заштатный клирик Нижнетагильской епархии РПЦ, выступивший на стороне защиты. Протодиакон Сергий «в сане 20 лет, не баран чихнул», имеет диплом бакалавра теологии. Из служения как такового Смирнов ушел, сейчас он индивидуальный предприниматель.

Я не пожалел времени и средств, чтобы принять участие в деле Руслана, - заявляет протодиакон.

Доказательства вины Соколовского он не оспаривает, подчеркивая лишь гуманитарный аспект.

Со стороны свидетелей обвинения было бы не лишним вспомнить о милосердии. И есть же чисто человеческое: мать Руслана тяжело больна. А если правда не соотносится с любовью, то это ложь, - пересказывает клирик Новый Завет.

Из бравого персонажа, работающего на свою аудиторию, на подростков, он превратился в другого человека, - отмечает прокурор Калинина, поддерживающая гособвинение уже 15 лет. - Очень сильно напуганного. Он один, советчиков у него нет. Мама далеко, а защитники не научили его даже тому, как правильно вести себя в суде.

Екатерина рассказала, например, как подсудимый произносил последнее слово:

В какой-то момент он стал обращаться к камерам, к публике - повернувшись к судье, извините, задом.

Ни это, ни нарушения режима домашнего ареста, отмеченные обвинением, ни общее количество эпизодов на приговор не повлияло. Верующих оскорбил, ненависть возбудил, осужден - но не посажен. Суровый приговор, мягкое наказание; все вместе - баланс.

После приговора

Почти два часа дня. Судья Екатерина Шопоняк покидает зал. Руслану Соколовскому приносят обязательства насчет поведения на условной свободе, их нужно прочесть и подписать.

Будешь играть в покемонов? - слышится вопрос со стороны видеокамер.

Кажется, эта игра уже вышла из моды, - отвечает Руслан, отрываясь от бумаг. - Мне надо другую онлайн-игру до конца пройти - я этого не мог сделать в последние месяцы, это правила домашнего ареста.