Что означает икона Нерушимая Стена: каково ее значение и в чем помогает. Что такое икона

В главном алтаре Киево-Софийского собора под сводом над горним местом находится мозаический образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Нерушимая Стена». Этот особый эпитет, присваиваемый, как правило, изображениям Богоматери иконографического типа Оранта, заимствован из акафиста Богоматери «Радуйся, царствия нерушимая стено» - (Икос 12). Оранта (от лат. orans) - значит «молящаяся», «взывающая».

Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками - жест заступнической молитвы. На большой дуге полусвода, во всю ее длину и почти во всю ширину, изображена греческая надпись черной мозаикой. Надпись эта переводится так: «Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45, 6).

Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».

Таинственным образом сложилась связь между Божественной Софией и Богоматерью. В новозаветную эпоху богословская мысль, исходя из духовного опыта Церкви, начала воспринимать святую Софию как Пресвятую Деву. Причина этого в том, что именно в Богоматери впервые в истории человечества Божественная София предельно просветила человеческое существо.

Первые изображения Богородицы-Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность. Самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются крайне редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».

Празднование этому образу совершается в Неделю Всех святых (в первое воскресенье после Троицы), а также 19(6) Июня.

Богоматерь «Нерушимая Стена» молится о защите Киева, Новгорода и всея Руси от неверных. В народном эпосе, в былине «О Василии и Батые», говорится, как по городской стене гуляет красна девица, в руках держит книгу Евангелие и не столько читает, сколько плачет. «Это плачет Богородица, оплот города,стена Мать городовая», предвидя осаду Киева татарами. В древних новгородских песнях «слезно плакала Богородица, предвещая бедствие».

Мы привыкли к мозаичному образу Божией Матери «Нерушимая стена», который находится в Киево-Софийском соборе. Однако, само изображение этой иконы было помещено на алтарной стене Влахернского храма в Константинополе. Именно поэтому ее называют так же Богоматерью Влахернитисса.

Богоматерь «Нерушимая Стена» изображена также на печатях киевских митрополитов, как на печати XIII в. митрополита Кирилла.


Тропарь Божией Матери перед иконой Её «Нерушимая Стена»

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии н смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Тропарь, глас 4

Яко нерушимую стену и всемощный покров стяжахом Тя, раби Твои, Владычице Богородице, мрак грехов и скорбей отгоняющую. Темже вопием Ти: мир мирови даруй и душам нашим свет и спасение.


Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, пред пречистым Ея образом, «Нерушимая Стена» именуемым, благодарственное хвалебное пение приносим Ти, Благодатная. Ты же, яко имущая силу непостижимую и любовь несказанную, от всех нас бед и скорбей сохрани, да зовем Ти: Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.


Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Её «Нерушимая стена»

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, пред пречистым Ея образом, Нерушимая Стено именуемым, благодарственное хваленное пение приносим Тебе, Благодатная. Ты же, яко имущая силу непостижимую и любовь несказанную, от всех нас бед и скорбей сохрани, да зовем Ти: Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Ангел предстатель послан быстъ от Бога к Тебе, Пречистая, благовестити Тебе радость всемирную, яко зачнеши от Духа Свята во утробе Твоей Бога Слова, Спасителя мира. Мы же, ведуще исполнение сего благовещения, веруем, яко Господь Тебе, Преблагословенная, яви Стеною Нерушимою и ограждение нас от всякого греха, бед и напастей. Сего ради ублажаем Тя, Богородице, и радостно вопием: Радуйся, яко Господь с Тобою и Тобою с нами; радуйся, яко в Кане Галилейстей Предстательницею к Сыну Твоему о людех явилася еси. Радуйся, яко омофором Твоим ширше облака покрываеши верных; радуйся, яко лентием Твоим слезы страждущих отираеши. Радуйся, яко воздеваеши руце Твои во ограждение нас от всякия скверны; радуйся, яко по глаголу Твоему ныне и присно ублажаешися. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Провидяще пророцы умными очесы своими благодатное явление Твое, Рождество во плоти от Тебе Сына Божия провозвестиша, да вси сбытие пророческих вещаний познавше, благоговейно взывают к Богу: Аллилуиа.

Разум благопросвещен имеюще, Иаков, Моисей, Давид и других множество в словесех, видениях, сониих чудное Рождество Твое и тайну Приснодевства Твоего изобразиша. Мы же, всю силу пророческих вещаний разумети не могуще, из глубины верующих сердец наших с любовию воспеваем Тебе: Радуйся, Лествице высокая, землю с Небом совокупльшая; радуйся, Бога, на земле явльшагося, во чреве Твоем понесшая и яко Неопалимая Купина нетленною пребывающая. Радуйся, светоносный Облаче, из Него же всех Владыка, яко дождь на руно, на землю сниде; радуйся, яко Живоносный Источник, алчбу и жажду вечныя правды в людех возгревающая. Радуйся, Христа, манну жизни, во чрево Свое вместившая и души наша хлебом безсмертия насыщающая; радуйся, чудный Жезле, цветами добродетелей верных украшающая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Сила Вышняго осени Тя, Пречистая, соделавши Тя Матерью Господа, и по Рождестве Твоем обильно пребывает в Тебе, Богомати. Радующеся таковому Божию благоизволению, к Тебе бывшему, вси, восхваляюще Спасителя мира, вопием Ему радостно: Аллилуиа.

Имущи в Себе обильно благодать Божию, Ты, Пренепорочная, все житие Твое отдала еси благим попечениям о Сыне Твоем и Господе, вся глаголы Его соблюдающи в сердце Своем. Мы же, грешнии, скорбное житие Твое на земли воспоминающе, глаголем Тебе похвалы таковыя: Радуйся, Владыку вселенныя во убозем вертепе родившая; радуйся, во Египет от беззаконнаго Ирода с Сыном Твоим бежавшая. Радуйся, Отрока Сына Своего с великою скорбию во Иерусалиме во дни Пасхи искавшая; радуйся, ненависть и зависть к Сыну Твоему от врагов Его скорбным сердцем созерцавшая. Радуйся, Материнским сердцем сраспинавшаяся Ему, егда Крестная страдания и смерть Его на кресте созерцала еси; радуйся, во Иоанне Богослове сына Себе по глаголу Иисуса обретшая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Бурею нашествия иноплеменников многократно испытуема страна наша Российская, и в тяжелых испытаниях отцы наши взываху о помощи ко Пресвятой Деве Богородице. Та бо, яко Нерушимая Стено, Своим предстательством у Престола Сына Своего и Бога, благодатно ниспосылает силу Свою, и с надеждею на помощь Богоматере люди русстии изгоняют полчища вражеския от пределов российских. Сего ради восхваляюще Богоматерь, радостно воспеваем Господу: Аллилуиа.

Слышит и знает весь мир, яко Пресвятая Богородица возжигает в сердцах русских людей мужество, и силу на подвиги и защиту отечества, боримаго от иноплеменников, подает, и помощь Свою благодатную посылает всему воинству русскому. Исповедующе таковую веру нашу и чудесное заступление Царицы Небесныя во дни бранных нашествий на землю нашу, тако воспеваем Благодатней: Радуйся, народу русскому на врагов поможение; радуйся, земли нашей на изгнание иноплеменников благодатное подкрепление. Радуйся, вождей воинства русскаго тайное вразумление и умудрение; радуйся, ненавистников рода человеческаго посрамление. Радуйся, пламень вражды разжигающих грозная Наказательнице; радуйся, всех пекущихся о мире всего мира необоримая Помощнице. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Боготечная звезда явилася еси, Присноблаженная, всем блуждающим во тьме страстей и пороков, Твоим бо вразумлением множество и тяжких грешников от беззаконных дел отвращаются и к Богу с покаянием прибегают, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Видящи Премилосердая Владычица гибель душ многих, во власть греха и скверны сатаною исхищенных, по неизреченной любви к роду человеческому предваряет их на помощь, от пути гибельнаго отвращает и на путь спасения наставляет. Радующеся дивному милосердию Царицы Небесныя, вси вернии тако глаголют: Радуйся, путь спасения всем нам показующая; радуйся, гордости и гневу сердцами нашими владети возбраняющая. Радуйся, чревоугодником и пияницам строгое вразумление; радуйся, ленивым и безвольным крепкое побуждение. Радуйся, живущих блудно к покаянию приводящая; радуйся, грешников, к Тебе с верою прибегающих, скорое исправление. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Проповедницы быша чудес, от Твоих икон явленных, благочестивии отцы наши, Тобою, Богородице, спасенныя и от бед и напастей избавленныя. Темже благодаряще Бога, таковую благую Заступницу роду человеческому даровавшаго, вси немолчными усты воспевают Ему: Аллилуиа.

Возсия свет неизреченньй Твоея благости, Благословенная, всем скорбящим, плачущим, всем нам, во искушении сущим, ибо чрез наша слезныя молитвы даруется нам Тобою, Богородице, чудесное от бед избавление. Обаче не имеюще словес достойных восхваляти Тя за милости Твоя ко всем, грешными усты восклицаем Ти во умилении тако: Радуйся, скорби и слезы наша в радость претворяющая; радуйся, изнемогающим во искушениях Милосердная Помощнице. Радуйся, домы наша от огня и иных разрушений спасающая; радуйся, от татей и злых людей верныя ограждающая. Радуйся, клеветы и козни врагов наших разрушающая; радуйся, страх смерти и внезапныя кончины в душах наших побеждающая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Хотя Всемилостивый Господь явити Свою Божественную любовь к нам недостойным, дарова нам Твою, Богомати икону, Стено Нерушимая именуемую, да видящии чудеса, от святыя иконы бывшая, вси людие с верою и надеждою на чудодейственную Твою помощь со умилением взывают Источнику чудес Господу: Аллилуиа.

Новое свидетельство присущия всегда Тебе, Пречистая, благодати и чудесныя силы показа нам Создатель, егда дивный образ Твой, на алтарней стене древняго Софийскаго собора во граде Киеве изображенный, девять столетий неврежден сохрани, полчища бо поганых врагов веры православныя не дерзнувше повредити образ сей благодатный, силою Твоею охраняемый. Воистину и нам, грешным и скорбным, Стеною Нерушимою является святая икона сия, всем верным внушающая возглашати Тебе: Радуйся, облеченная в хитон, сияющий светом небесным; радуйся, воздеянием рук Твоих пречистых непрестанную молитву о всем мире являющая. Радуйся, яко честнаго образа Твоего и долгота веков не повреди; радуйся, яко образ сей и по нашествии силы вражия во всей своей лепоте пребывает. Радуйся, яко образом сим сердце молящихся благоговейно умиляется; радуйся, яко благодатная сила, сему образу Твоему присущая, бесы устрашает. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Странно есть неверующим слышати, яко Ты, Богомати, о младенцех особое попечение имаши. Мы же, воспоминающе слова Господа нашего, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть Царствие Божие, с твердою верою исповедуем, яко Ты, Пресвятая Дево, Своею любовию охраняеши младенцев и их матерей, и вопием Сыну Твоему: Аллилуиа.

Всем сердцем Твоим, Царице мира, всякое Божие создание любяще и о всех к Сыну Твоему молитвы возносиши, яко Мати по плоти Сына Божия, Ты нетесно вмещаеши в душе Твоей скорби и труды матерей. Сего ради, яко Матери Богомладенца Иисуса, воспеваем Ти: Радуйся, верная Помощнице и прибежище матерей деторождающих; радуйся, покрове и крепосте младенцев. Радуйся, материнския скорби утоляющая; радуйся, всяк возраст младенческий сохраняющая. Радуйся, благочестивых матерей в воспитании детей благая Наставнице; радуйся, младенцев безпомощных в болезни Целительнице. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Всякое естество ангельское и человеческое воспевает приснодевственную чистоту Твою, Пренепорочная, сего ради почитаем Тя, яко неусыпную Попечительницу непорочности дев, чистоты вдовиц, целомудрия юношей; и всяк возраст людей вверяем Тебе, да сохраниши их в святости, воспевающих Сыну Твоему: Аллилуиа.

Вития суемудреннии не могут в сердце своем вместити истину Твоего, Богородице, Приснодевства. Мы же, верующе в силу непостижимыя тайны, с благоговением восхваляем Тя сице: Радуйся, яко красныя и светлыя доброты Твоея возжела Жених, краснейший паче всех сынов человеческих; радуйся, яко сей Жених девство и рождество в Тебе сочета. Радуйся, премудрая Наставнице непорочнаго девства; радуйся, вдовиц благочестивых в безбрачии соблюдающая. Радуйся, чистых дев и вдовиц работати во славу Христа на благо ближних наставляющая; радуйся, всем могущим сия вместити на пути целомудрия споспешствующая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Спасти хотящи люди Своя от падений греховных, Ты, Владычице, неусыпно святость честнаго брака охраняеши и пребывающим в браце указуеши хранити заповеди Господни: дети своя по Богу воспитывати и к делом милосердия приучати. Благодаряще Бога, даровавшаго нам таковую мудрую Наставницу, от всего сердца поем Ему: Аллилуиа.

Стена еси и Хранительница христианских семейств благочестивых, Пресвятая Дево, верующих мудро наставляеши брачную жизнь яко иго благое приимати и верность друг ко другу до кончины хранити. Сего ради и мы, радующеся Твоему попечению о добрем христианстем супружестве, тако с умилением Тебе глаголем: Радуйся, честный брак благословляющая; радуйся, по учению Христа и апостолов жити супругов наставляющая. Радуйся, живущим в супружестве любовь и единомыслие в сердца влагающая; радуйся, семейныя узы охраняющая. Радуйся, благая Попечительнице домашния Церкве; радуйся, грозная Обличительнице нарушителей супружеския верности. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Пение всеумиленное приносит Ти, Преблагословенная, весь род христианский, видяще Тя, яко всесильную Молитвенницу за весь мир. Ты же, Богородице, и юных молитвы приемлеши, и моление немощных старцев и стариц не презираеши, юных на добрыя дела ко спасению наставляеши, старцем же о скором их преселении в жизнь загробную напоминаеши. Сего ради, моляще Господа о даровании всем нам памяти смертныя, взываем Ему: Аллилуиа.

Светилом назидательным и светозарным в нашей греховной жизни, учение Христа Спасителя о жизни будущаго века, является, Ты же, Всемилостивая, возгреваеши в сердцах наших благодатное желание от грехов покаянием очиститися и добрыми делами жизнь свою украсити. Радующеся Твоему о нас попечению, о еже получити нам вечное спасение, со слезами умиления взываем Ти: Радуйся, изрядную любовь к старцем немощным являющая; радуйся, верным людем, хотящим житие свое во благочестии скончати, Всеблагая Помощнице. Радуйся, престарелых родителей, детьми своими оставленных, под кров Свой честный приемлющая; радуйся, таковых жестоких чад, небрегущих о старцех своих, грозная Наказательнице. Радуйся, о страшнем Втором Христовом пришествии всем нам напоминающая; радуйся, о душах преставльшихся верных рабов Божиих Молитвеннице теплая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Благодать Божественная явно пребывает в Твоей чудотворней иконе, достойно и праведно в утешение наше Стеною Нерушимою именуемою. Изливающе пред сею иконою своя радости и печали, молим Тя, Мати Господа нашего Иисуса Христа, не остави нас Своим заступлением, да благодарно о Тебе взываем Господу: Аллилуиа.

Поюще Твое мощное предстательство за весь мир, воспоминающе чудеса, явленная Тобою чрез святую икону Твою Стено Нерушимая, молим Тя, Заступнице усердная: буди стране нашей непрестанная Помощница, умоли Сына Твоего, исполняющаго моления Твоя, водворити во всем мире желанный народами мир, да вси благодарно восхвалют Тя сице: Радуйся, явлением Сына Своего и Его Воскресением обрадованная; радуйся, в безсмертнем Успении Твоем душу Твою радостно в руце Его предавшая. Радуйся, пастырей добрых на их крестнем пути укрепляющая; радуйся, проводящих иноческую жизнь незримое поможение. Радуйся, храм сей и молящихся в нем благодатию Своею охраняющая; радуйся, отечеству нашему неизменный Покрове и Стено Нерушимая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

О Всепетая Мати Господа нашего Иисуса Христа, приими ныне сие малое моление, огради нас от грехов и всякия скверны, избави от находящих на нас бед и нужд, сохрани от уныния и отчаяния, клеветы человеческия, болезней нестерпимых, да молитвами Твоими ставше на путь спасения вечнаго, благодарно воспоем Сыну Твоему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


Молитвы Божией Матери перед иконой Её «Нерушимая Стена»

Молитва первая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя, Богородице. Приятилеще сирых и странных Предстатильнице. Скорбящих радосте, Обидимых Покровительнице, Зриши мою беду, Зриши мою скорбь. Помоги мне, яко немощну, Окорми мя яко странна… Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши. Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, Не иныя Предстательницы. Не благия Утешительницы, Токмо Тебе, о Богомати… Яко да сохраниши мя и покрыеши, Во веки веков. Аминь. Пресвятая Богородице, Просвети нас светом Сына Cвоего. Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа.

Молитва вторая

О, благодатная Владычице наша Богородице, Приснодево, приими от нас сие благодарственное хвалебное пение и вознеси ко Творцу и Зиждителю нашему теплыя молитвы Твоя за нас недостойных, да простит Он, Милосердый, нам вся грехи наша, помыслы лукавыя и нечистыя, дела скверныя. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися и низпосли дар по коегожде потребе: болящия исцели, скорбящия утеши, заблуждшия вразуми, охрани младенцы, воспитай и научи юныя, ободри и настави мужи и жены, поддержи и согрей старыя, буди нам и зде, и в жизни вечней Стено Нерушимая, избави от всяких бед и напастей и от вечнаго мучения, да всегда воспевающе Твою Материнскую любовь, восхваляем всем сердцем Сына Твоего, со Отцем Его и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

И Ты, Владычице, не напрасно именуемая «Нерушимой Стеной», буди для всех враждующих против меня и замышляющих пакостная творити мне, воистинну некоей преградой и нерушимой стеной, ограждающей мя от всякого зла и тяжких обстояний. Аминь.

По материалам сайтов:
«Православная Херсонщина» (pravoslavie.ks.ua)
«Удомельское благочиние» (www.sobor-udomlya.ru) Фотографии из виртуального тура по территории заповедника «София Киевская» (www.multistudio.com.ua/sofia/)

Мы обращаемся к святым образам чаще всего в тяжелый момент в надежде на помощь. Многие люди получают поддержку свыше по своей вере, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса в православии. Образ Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» наиболее почитаем среди православных верующих, а еще это великолепное произведение искусства.

История возникновения образа

Согласно легенде, образ «Нерушимой Стены» увидел во сне монах Гавриил, обитающий в Спасо-Елеазаровской пустыне. Видение было связано с большим прекрасным городом, к воротам которого вели два пути. Одна дорога – широкая, легкая, прямая, другая – опасная, извилистая. Конечно, большинство людей, шедших в город, выбирало прямую удобную дорогу, но в конце пути они попадали в сети великана. Лишь одинокие путники, бесстрашно шагавшие по трудному пути, достигали своей цели и добирались до города невредимыми.

На этом нелегком пути Пресвятая защищала путников от великана нерушимою стеною. Старец также пошел по трудному пути. Всякий раз, когда над его головой раздавался свист сетей великана, он повторял молитву: «Радуйся, Царствия Нерушимая Стена». Монах достиг города, где он увидел цветущие красивые сады. Так сама Богородица указала на обретение святого образа, защищая старца и других паломников неприступной стеной.

Обретение образа

«Нерушимая Стена» стала известна недавно – в конце XX столетия. Это было трудное время, когда храмы в Советском Союзе были повсеместно закрыты, а вера в Бога не поощрялась государством. Некий священник Павел Рябых занимался восстановлением храма Рождества Христова (Астраханская область, село Никольское, 1972 год). Позже протоирей принял схиму и стал схиигуменом Паисием. Обходя дома, священник нашел среди прочих образов икону «Нерушимая Стена». Ее хранила православная Мария Аньшакова, которая молилась перед иконой Богоматери ежедневно.

Ветхая святыня три десятилетия находилась в церкви практическая всеми забытая. В 2001 году молящуюся Богородице жительницу поселка Зеленое Займище А. Я. Еремееву посетило видение. Дева Мария велела старушке, просящей улучшения зрения, молиться «Нерушимой Стене», находящейся в храме Рождества Христова. Агриппина Яковлевна рассказала о своем видении священнику, после чего святыню отправили на реставрацию. После начала работ по реставрации на обратной стороне обнаружили надпись. Согласно надписи, образ писался для Воскресенско-Мироносицкого монастыря, а освящался Иоанном Кронштадтским (1906 год).

О чем молиться перед образом Богородицы

Молясь иконе «Нерушимая Стена», люди, уезжающие из дома на долгое время, просят Богородицу защитить дом, взять его под свой покров. Также образ является целительным.

Молитвы произносятся в таких случаях:

  • перед отъездом из дома в путешествие или командировку;
  • для защиты всей семьи;
  • при болезни близкого человека;
  • при общем семейном горе;
  • при возникновении непонимания между супругами или близкими людьми;
  • во время стихийного бедствия;
  • от нападения врагов.


Молитва по канону православия произносится стоя на коленях, после чего нужно попросить Богоматерь о защите своими словами, идущими от души.

Что означает святыня

Значение иконы слишком велико для верующих. Считается, что название «Нерушимая Стена» произошло от того, что так называли саму Деву Марию. В соборе Святой Софии Киевской на протяжении 800 лет хранился мозаичный образ Божьей Матери практически в первозданном виде, неподвластный влиянию времени, бедствиям, многочисленным пожарам. Поэтому христиане всего мира уверовали в нерушимость этого святого образа.

Чудотворный образ

После обретения иконы раскрылись ее чудодейственные свойства. Считается, что храм Святой Софии и сам Киев устояли, не были разрушены, поскольку были защищены самой Богородицей. Это является настоящим чудом. К числу чудес приписываются: исцеление от неоперабельной злокачественной опухоли, убийца пришел с повинной, отыскался пропавший много лет назад человек, помирились муж с женой, у которых дело дошло до развода.

В рассказе протоирея Н. Агафонова «Нерушимая стена» в подробностях описываются чудеса, которые являла Божья Мать. Многие выжившие после Великой Отечественной войны солдаты утверждали, что во время сурового боя видели огромный образ Девы Марии с поднятыми руками, обращенный к врагу. Своей молитвой перед Всевышним Небесная Царица защищала советских солдат. Конечно, тогда еще они не знали, кого видели.

Где находится икона

Главным местом, где хранится икона «Нерушимая стена», был и остается собор Софии Киевской, икону можно найти возле главного алтаря.

Другие святые места с иконами «Нерушимая стена»:

  • Кубань: женский Апшеронский монастырь;
  • Село Никольское: Воскресенско-Мироносицкая обитель;
  • Москва: храм Апостолов Петра и Павла;
  • Калининград: часовня Кафедрального собора;
  • Ставропольский край: Ессентукская церковь;
  • Краснодарский край: монастырь иконы Божьей Матери.

В каком месте дома лучше расположить икону

Поскольку Икона Богородицы Нерушимая стена защищает жилище, то расположить святыню необходимо над дверью, но лучше напротив входа, чтобы лик святой был обращен к входящим. Гость с недобрыми мыслями и намерениями ощутит дискомфорт и постарается уйти быстрее. Святыня защищает дом не только от бедствий, но от плохих людей, недоброжелательных намерений пришедших, болезней. Список можно подарить близким людям, чтобы они молились Богородице о защите.

13 июня в Православной Церкви отмечают день памяти всеми любимого и почитаемого образа Божией Матери, который носит название «Нерушимая стена». Христиане со всего мира понимают, что человек – это такое существо, которое не может обойтись без духовной поддержки, утешения со стороны, а также без чувства защищенности.

По этой причине, больше чем за тысячу лет после Крещения Руси, верующие люди привыкли верить в облики святых, и просить у них помощи. Это и верно, ведь всем известно большое количество зафиксированных чудесных случаев, которые были зачастую совершены с помощью святыни Божией Матери. Один из таких образов – это икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая стена». Как гласит легенда, первопричина всемирной известности святыни стало чудесное виденье одного монаха, который проводил свою жизнь на территории Спасо-Елеазаровой пустыни. Ему приснился великолепный город, и путь к нему можно было выбрать дважды. Одна дорожка была очень широкой, ровной и красивой, а другая – извилистой, неприметной и тяжелой. Конечно же, большинство людей поднималось в город по широкой, удобной дороге, но на финише их поджидал великан огромных размеров, который сетью захватывал всех идущих. Маленькая тропинка вела вокруг ловушки, и те редкие путники, которые пошли по ней, остались целыми и невредимыми. Сеть просто не доставала до узкой тропинки, и тут же отскакивала от стены, защищающей немногих людей, которая была создана Божией Матерью. Пройдя по этой дороге, монах и сам очутился в идеальном мире – в волшебном городке.

Образ на сегодняшний день можно найти в Киеве, в стенах Софийского собора. Посмотрев на мозаичную святыню, вы будете впечатлены её величием и, конечно же, размерами. Дело в том, что в высоту икона составляет целых шесть метров, и находится она в верхней части купола. За 900 лет образ являлся христианам целым, но примечательно то, что города, где видели святыню, неоднократно поддавались разрушениям. По этой причине у иконы Пресвятой Богородицы «Нерушимая стена» такое название, ведь она защищает стены своей обители, а также всех людей, которые её окружают. Большинство прихожан считает, что образ способен также защитить всех молящихся от возможных негативных событий. Но, учитывая историческое прошлое, много кто просит мирного неба над головой, защиты от различных вторжений или агрессивного настроя других государств. Если у человека есть домашняя святыня Божией Матери «Нерушимая стена», то она также будет полезной в жизни христианина. Ведь перед образом молящийся человек обычно просит о том, чтобы к нему и его семье относились только с добрыми намерениями. Защищая собственную обитель, можно помолиться за покровительство от пожара, возможной кражи, злых языков, затопления и так далее. При всём этом, очень важно обладать некоторым пониманием того, как правильно повесить в доме образ Пресвятой Богородицы «Нерушимая стена». Наиболее распространенное и правильное место для размещения – это место напротив входной двери. Иными словами, Божия Матерь может смотреть на всех людей, которые входят в дом, и выходят из него. Считается, что если человек пришел в гости к обладателю образа с плохими помыслами, то не сможет долго находиться в такой обители. Он поспешит как можно быстрее покинуть его, так как ощутит на себе отсутствие душевного равновесия и потерю контроля над самообладанием. Ежегодно, 13 июня, у прихожан есть возможность посетить в церковь, чтобы поблагодарить святыню и Пресвятую Богородицу за неустанное покровительство и защиту.

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

Икона Божией Матери
«НЕРУШИМАЯ СТЕНА»

Согласно преданию, икона Божией Матери, именуемая «Нерушимая стена», прославилась видением старца Гавриила Спасо-Елеазаровой пустыни. Он видел перед собой на возвышении чудесный город, куда ему нужно было идти, к городу вела широкая, пологая дорога, по которой было идти очень легко. Множество людей поднималось по этой дороге, не замечая, что над ними навис огромный, страшный великан, который набрасывал на идущих сеть и захватывал себе. Старец призадумался как же ему пройти в Великий город и не попасть в сеть к великану. Вдруг сбоку он приметил незаметную более крутую тропинку, поднимающуюся вдоль высокой до неба стены к городу. По этой тропинке шли редкие путники, великан пытался набросить на них сеть, но она ударялась о стену и возвращалась к нему пустой. Тут в голове старца всплыли слова из Акафиста к Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия Нерушимая Стено...», поняв чья сила защищает путников на этой тропинке, старец свернул на этот путь. Сеть со свистом пролетала над его головой, но ни разу даже не задела, отброшенная стеной возведенной Богородицей. Он добрался до города, а там... красота, свет, цветы, благоухание, все в благоговении и радости... Так дошёл он до самого Престола Великого Царя…


Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками.

Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».

По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».

Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь. На большой дуге полусвода, во всю ее длину и почти во всю ширину, изображена греческая надпись черною мозаикою. Надпись эта так переводится: «Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).

Исходным образом для создания этого образа стала икона Богоматери Влахернитиссы, помещенная на алтарной стене Влахернского храма в Константинополе.

С киевского образа был сделан поясной список иконы «Нерушимая стена», который долгое время был неизвестен. Икона вновь открылась только в 60-х годах ХХ века, когда ее передали в церковь села Никольское Астраханской области из соседнего, разоренного большевиками в годы революции Воскресенско-Мироносицкого монастыря села Златозубовка. На ней - отметины лихих лет, следы вандализма: поврежденная живопись, счищенная позолота. Образ провисел в храме, посреди множества других икон, более 30 лет. В 2001 году 95-летней жительнице села Соленое Займище, богомольной Агриппине Яковлевне Веремеевой в тонком сне явилась Пресвятая Владычица и, утешив от надвигающейся слепоты, повелела молиться Ее чудотворному образу «Нерушимая стена», что в Никольском. В день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы икону искали и нашли на стене в неприметном уголке церкви. Стали ее очищать, она была покрыта олифой. Икона была написана на золоте. Сняли олифу, отдали реставрировать. Открыли обратную сторону иконы - там указано, что написана для монастыря.

В результате архивных поисков удалось выяснить происхождение образа и возможную причину ее чудодейственной силы: в 1906 г., когда в монастырь приезжал свято праведный Иоанн Кронштадтский, он освещал иконостас монастыря, и на фотографии узнали эту икону - «Нерушимая Стена» на иконостасе придела, посвященного небесному покровителю святого Иоанна Кронштадтского преподобному Иоанну Рыльскому. Икона стояла в первом ряду иконостаса. Всероссийский молитвенник отец Иоанн лично освятил ее. Возможно, и в этом причина ее чудодейственной силы. Впоследствии храм монастыря был разрушен, иконы сожжены или порублены. Икону «Нерушимая Стена» спасла от поругания благочестивая прихожанка Мария Аньшакова и молилась перед ней в своем доме много лет, а потом принесла в дар храму в Никольском, единственному сохранившемуся на то время во всей округе...

Совершилось как бы второе рождение ее и началось почитание среди прихожан. После молебнов случилось несколько явных чудес. Дважды произошло исцеление от рака, так же помощь была послана при хирургической операции. У родителей отыскался сын, пропавший за 11 лет до того; открылся убийца местной девушки, пришедший с повинной; примирились супруги, бывшие на границе развода. К иконе потянулся православный люд из окрестностей и других мест. Заботами благодатных богомольцев икону украсили искусной работы венцом, затеплили неугасимую лампаду, елей от которой теперь раздается молящимся.

По свидетельствам очевидцев известно, что в годы Великой Отечественной на полях жестоких боев, в самых горячих точках сражения видели женщину, которая стояла, обратившись лицом в сторону вражеских частей, с воздетыми к небу руками. Одно из таких свидетельств подробно описано в рассказе православного писателя протоиерея Николая Агафонова «Нерушимая стена». Он повествует о чуде удивительного спасения фронтовика и его друга на Курской дуге, в одном из тягчайших сражений в годы Великой Отечественной войны. Когда фронтовик зашел в храм поставить заупокойную свечу, чтобы помянуть боевого товарища, то в иконе «Нерушимая стена» узнал ту саму женщину, которую видел тогда, в том памятном бою. Это была сама Пресвятая Богородица.

Списков иконы «Нерушимая Стена» с киевского образа немного. Они имеются в двух-трех храмах Москвы. Один из них сделан в XIX веке и привезен из Киево-Софийского собора в Россию, в Храм первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортово .

Икона Божией Матери «Нерушимая Стена» в храме апостолов Петра и Павла в Лефортово

Дата явления этой иконы в храме достоверно неизвестна. Но все местные предания говорят о том, что икона Божией Матери «Нерушимая Стена» появилась в храме апостолов Петра и Павла в богоборческое время. По одним сведениям икона принесена в этот храм после закрытия церквей, находящихся на территории общины «Утоли моя печали»; по другим - она принесена из закрытых храмов военного госпиталя имени Бурденко; есть мнение, что она пожертвована храму в шестидесятые годы XX столетия.

Удивительная сила исходит от иконы Божией Матери «Нерушимая Стена». На иконе Пресвятая Дева изображена во весь рост, стоящею на четырехугольном камне на фоне небесной сферы. Воздев пречистая Своя руки Благая Заступнице рода христианского молится за весь мир, умоляя Господа продлить время, данное на покаяние роду человеческому. Вокруг иконы таинственная надпись: «Бог посреде Ея и не подвижется: поможет Ея утро заутра» (ср. Пс. 45:6).

Тропарь, глас 4
Яко нерушимую стену и всемощный покров стяжахом Тя, раби Твои, Владычице Богородице, мрак грехов и скорбей отгоняющую. Темже вопием Ти: мир мирови даруй и душам нашим свет и спасение.

Молитва первая
Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. А минь.

Молитва вторая
О, Благодатная Владычице наша Богородице, Приснодево, приими от нас сие благодарственное хвалебное пение и вознеси ко Творцу и Зиждителю нашему теплыя молитвы Твоя за нас недостойных, да простит Он, Милосердый, нам вся грехи наша, помыслы лукавыя и нечистыя, дела скверныя. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися и низпосли дар по коегожде потребе: болящия исцели, скорбящия утеши, заблуждшия вразуми, охрани младенцы, воспитай и научи юныя, ободри и настави мужи и жены, поддержи и согрей старыя, буди нам и зде, и в жизни вечней Стено Нерушимая, избави от всяких бед и напастей и от вечнаго мучения, да всегда воспевающе Твою Материнскую любовь, восхваляем всем сердцем Сына Твоего, со Отцем Его и Святым Духом, во веки веков. Аминь.