Что дает человеку гражданство. Определение и характеристики гражданства РФ. Порядок приобретения и прекращения подданства России и другие нюансы. Они вступают в силу, если

Гражданство – это связь гражданина и государства, которая выражена в системе их взаимных прав и обязанностей. Ниже мы разберем, значение данного определения, расскажем о принципах, признаках и функциях гражданства.

Понятие гражданства существует уже много веков – с момента образования первых государств, хотя они мало походили на современные. Гражданами являлись лишь свободные люди, а остальные были рабами – не имели прав, выполняли роль обслуживающей касты.

Сегодня принадлежность человека к той или иной стране предполагает, что у него есть права, обязанности и ответственность перед державой. В то же время, государство несет ответственность за своих граждан, создает правовые нормы, регулирующие поведение людей, подчиняет население общим законам, определяет порядок взаимодействия граждан, защищает их от внутренних и внешних посягательств.

В толковом словаре русского языка термин гражданство означает статус, при наличии которого человек является лицом, проживающим на территории страны на постоянной основе, пользуется ее защитой, имеет права и несет обязанности. В Конституции РФ (ст. 6) прописано, что гражданство России едино, соответственно права и свободы граждан одинаковы, вне зависимости от того, каким способом гражданство приобретено.

Таким образом, гражданство – это не только наличие у граждан официального документа, который дает право жить в той или иной стране (паспорта), но и правовое состояние, которое дает гражданину определенный статус, наделяет его взаимными правами и обязанностями по отношению к государству.

Официальное современное понятие гражданства следующее: гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Перечислим основные права и обязанности гражданина, поскольку через них можно раскрыть суть гражданства:

Помимо Конституции РФ, понятие и общие характеристики гражданства раскрыты в законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ . Данный акт определяет, в каких случаях люди могут претендовать на получение статуса гражданина России, как получить гражданство, перечисляет принципы гражданства, освещает порядок прекращения статуса гражданина России.

Принципы гражданства

Принципы гражданства – это основы, руководящие идеи, которые характеризуют гражданство, его суть и назначение. Соответственно правовые нормы государства, его политика, должны соответствовать принципам, которые закладывают основу гражданства.

Принципы гражданства содержатся в ст. 6, 19, 61, 62, 71 Конституции России , ст. 5 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 № 1920-1, ст. 4 Закона о гражданстве .

Проанализировав перечисленные нормы, можно выделить 3 группы принципов:

  • Принципы по поводу гражданства России.

К ним относятся право любого человека на гражданство, признание двойного гражданства, а также поощрение приобретения лицами без гражданства (апатридами), проживающими в РФ, гражданства страны.

  • Принципы, связанные с состоянием в гражданстве.

В данную группу входят такие принципы, как принцип единого гражданства, принцип равного гражданства, невозможность лишения гражданства страны или право его поменять, недопустимость выдачи граждан другим государствам или их высылки, сохранение гражданства РФ для лиц, которые живут за пределами страны, запрет обратной силы закона.

  • Принципы решения вопросов гражданства РФ.

К данной группе следует отнести такие принципы, как уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, объективность, гласность, оперативность, справедливость, единообразие.

Закон о гражданстве рассматривает принципы несколько уже. Согласно ст. 4 данного закона, принципов у гражданства РФ гораздо меньше – всего 7. Схема ниже позволяет ознакомиться с ними.

Разберем основные принципы ниже.

Принцип равенства прав и свобод гражданина вне зависимости от пола, расы, языка и т.д.

Данный принцип нашел свое отражение в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ и ст. 4 Закона о гражданстве. Декларируется, что любой человек обладает равными правами и свободами в сравнении с другими людьми. На равенство прав и свобод не влияют отличительные признаки граждан (в том числе национальность, язык, место проживания, религия).

Запрещено любое ограничение прав граждан по перечисленным признакам, дискриминация.

Принцип единого и равного гражданства

Россия имеет федеративное устройство (федерация). Страна разделена на регионы – составные части федерации. Соответственно в РФ действует единая федеральная власть, а также региональная (субъектов РФ). При этом, не существует гражданства регионов, поскольку гражданство РФ является единым, вне зависимости от территориального деления. Человек может иметь исключительно гражданство Российской Федерации, и правовой статус такого гражданства не зависит от региона проживания. В этом и заключается суть принципа единого гражданства.

Принцип равного гражданства означает, что все граждане равны, вне зависимости от того, по какому основанию они стали гражданами – по рождению, ввиду приобретения гражданства в общем или упрощенном порядке, ввиду его восстановления и т.д. Все граждане РФ имеют равные права и несут равные обязанности. Запрещается деление граждан по объему прав.

Принцип сохранения гражданства гражданами, которые проживают за пределами России

Как известно, у гражданина есть право выбирать свое место жительства. Именно из данного права вытекает рассматриваемый принцип. Никто не препятствует свободно выехать за пределы России и вернуться обратно. Отношения государства и гражданина непрерывны и бессрочны, а связь – устойчива. Даже если человек уехал жить за пределы России (на постоянной основе), он останется гражданином РФ.

Принцип невозможности лишения гражданства и права изменить его

Гражданин вправе сам решать, какое гражданство ему иметь. При этом гражданин РФ не лишен возможности получить гражданство другой страны, либо стать лицом без гражданства.

Принцип невозможности высылки граждан за пределы РФ и их выдачи иностранным государствам

Данный принцип содержится в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, которая прямо запрещает высылку гражданина РФ за пределы России или выдачу его иностранному государству.

Принцип поощрения приобретения гражданства лицами без гражданства, живущими в РФ

Данный принцип направлен на стимулирование лиц без гражданства, живущих в России на приобретение подданства страны. Государство определяет особый порядок вступления таких лиц в гражданство РФ, упрощая процедуру.

Итак, с понятием и принципами гражданства российской федерации мы разобрались. Далее разберем его признаки и функции.

Признаки гражданства

Перед перечислением признаков гражданства РФ, необходимо понять, что такое признак, так как многие путают принципы и признаки. Признак – это достаточное условие для принадлежности объекта к какому-либо классу. Соответственно, признаками гражданства будут являться условия, которые определяют принадлежность гражданина к государству.

В современной научной литературе выделяют три основных признака гражданства:

  • Личный характер гражданства.

Каждый гражданин – личность. Он не безлик, а персонифицирован, имеет паспорт государства, в котором проживает, а также иные документы, позволяющие ему иметь права и осуществлять обязанности на территории конкретного государства (медицинский полис, водительское удостоверение и т.д.). Соответственно каждый гражданин лично несет обязанности перед государством, и имеет личные права, которые дает ему страна.

  • Наличие правовой связи между гражданином и государством.

Любые взаимоотношения человека и государства строго регламентированы. В Российской Федерации принята Конституция РФ, которая определяет правовой статус гражданина, его права и обязанности, а также обязанности государства и т.д. Развивают конституционные положения различные законы, подзаконные акты. Соответственно, правовая связь между человеком и государством проявляется в наличии обязательных для выполнения гражданином и государством правовых норм, взаимной ответственности за их несоблюдение.

  • Возникновение взаимных прав и обязанностей между гражданином и государством.

Право – это мера возможного поведения, а обязанность – обязательное для выполнения действие. Конституция РФ и законодательство России предусматривают значительное количество прав и обязанностей гражданина и государства (их мы перечисляли в схеме выше). Права и обязанности являются взаимными, поскольку не только гражданин имеет возможность действовать определенным образом и обязан выполнять требования законодательства перед государством, но и государство обязуется выполнять свои функции по отношению к гражданину – обеспечивать его мерами социальной поддержки (пенсия, компенсационные и социальные выплаты и т.д.), защищать его от внешних агрессоров.

Функции гражданства

Функция – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта, роль, которую он выполняет.

Государство несет несколько функций:

  1. Социальную.

Гражданин страны – полноправный член общества, у него есть право требовать от государства выполнения социальных обязательств, путем подачи заявлений, обращений, жалоб в государственные органы и другими способами. Государство в свою очередь обязано обеспечивать социальные права человека, например право на образование, медицинское обеспечение, пенсионное обеспечение и т.д. Любое государство несет ответственность за социальную обеспеченность своих граждан, их социальное благополучие и благосостояние. Чем более развита экономика и чем более государство социально ориентировано, тем больше социальных гарантий получает его гражданин.

  1. Политическую.

Власть в государстве осуществляют люди – граждане страны. Любой дееспособный гражданин имеет право избираться в государственные органы, участвовать в политической жизни страны. Формально каждый гражданин может стать президентом, депутатом, политиком. Кроме того, граждане имеют право осуществлять политическую власть непосредственно – путем проведения референдумов. Таким образом государство не существует в вакууме, в нем действует система законов, позволяющих любому гражданину повлиять на жизнь страны, получив определенный статус – от полицейского до президента.

  1. Моральную.

Взаимоотношения личности государства и общества не могут существовать без моральной составляющей. Мораль – это представления о хорошем и плохом, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Любое государство ведет определенную политику, характеризуется отношением к своим гражданам, другим государствам, различным вещам. Предполагается, что граждане являются патриотами своей страны, т.е. людьми, любящими отечество и готовыми на подвиги ради страны, поддерживающими законодательные инициативы власти и ее политику.

  1. Психологическую.

Любой гражданин отождествляет себя с государством, ее народом, языком, культурой. Психологическая связь – это субъективное восприятие гражданином государства, его отношение к соотечественникам, всему, что связано со страной подданства.

Поскольку рассматриваемый вопрос можно с уверенностью назвать теоретическим, можно ознакомиться с видео, рассказывающем о гражданстве:

Таким образом, понятие и принципы гражданства РФ закреплены в Законе о гражданстве и других нормативных актах. Кроме того, гражданство несет определенные функции и обладает определенными признаками, о которых мы рассказали выше.

Гражданами признаются:

Основным документом, подтверждающим факт принадлежности к государству, является паспорт . Его обязаны иметь абсолютно все, кто постоянно проживает на территории страны и достиг возраста четырнадцати лет. Нахождение в другой стране не снимает с государства ответственности за обеспечение и защиту всех прав и свобод лица, установленных международными нормами.

Российская Федерация построена на федеративном принципе управления, что предполагает наличие субъектов РФ. Субъекты – это территориально ограниченная область в составе страны, имеющая свою исполнительную, законодательную и судебную власти.

Только республики могут иметь свое гражданство, однако, согласно Конституции РФ, правовой статус вне зависимости от нахождения в том или ином субъекте всегда остается неизменным, и человек имеет одинаковые права и обязанности.

О признаках и принципах принадлежности к государству

Главным признаком является устойчивая правовая связь лица с государством. Она включает в себя:

  • Существование определенных условий, при которых в законном порядке может быть установлено или прекращено гражданство.
  • Обязательное закрепление всех правовых отношений между сторонами, отраженное в ФЗ, Конституции и других нормативно-правовых актах.
  • Существование прав и обязанностей для каждой стороны.
  • Наличие политических прав у любого гражданина РФ. Показательным примером является возможность участвовать в выборе органов управления государством.

Больше информации о понятии и принципах гражданства РФ вы найдете .

Основания и порядок приобретения и прекращения

К ним относятся:


Подтверждение наличия подданства у совершеннолетних и несовершеннолетних

Особенность подтверждения до 14 лет заключаются в том, что для несовершеннолетних граждан принадлежность к государству определяют родители или опекуны. После 14 лет лицо вправе само определяться с выбором.

Для несовершеннолетних лиц подтверждение возможно при помощи:

  1. Паспорта родителей, в который внесены данные о ребенке.
  2. Свидетельства о рождении.
  3. Заграничного паспорта ребенка или одного из родителей с пометкой о ребенке.

Если у ребенка есть свидетельство о рождении, выданное в стране уполномоченными органами, то иного документа, подтверждающего факт принадлежности к государству, не требуется.

Подтверждение для совершеннолетнего гражданина мало отличается от процедуры для несовершеннолетних лиц. могут выступать:

  1. Паспорт.
  2. Военный билет.
  3. Дипломатический или служебный паспорт.
  4. Свидетельство о рождении.

Кратко: для чего нужен этот статус и что дает его установление?

Признание гражданства России дает человеку, получившему статус гражданина, возможность официально трудоустроиться на любую должность, вести собственный бизнес на территории государства, получать все возможные льготы, активно участвовать в социальной жизни общества, получать медицинскую помощь, образовательные услуги и участвовать в выборах исполнительной и федеральной властей.

Права и обязанности граждан Российской Федерации

Все лица, оформившие свою принадлежность к государству, имеют установленные права и обязанности.

Права:


Обязанности:

  1. Соблюдение законов РФ.
  2. Забота о детях.
  3. Несение воинской службы для лиц мужского пола.
  4. Уплата налогов и прочих обязательных платежей в бюджет государства.
  5. Сохранение и бережное отношение к культурному наследию.

Принадлежность к гражданам России дает человеку привилегии, права и свободы , закрепленные на законодательном уровне. Однако правовые отношения носят двусторонний характер, предполагающий в свою очередь исполнение лицом обязанностей по отношению к государству.

Предлагаем посмотреть видео о гражданстве РФ и правах и обязанностях граждан:

Распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так и за ее пределами. К примеру, совершение гражданином преступления и последующий за этим побег его за границу предусматривает принятие государством необходимых розыскных и следственных мер по его задержанию и привлечению к ответственности. (Вопрос о процедурно-процессуальных мерах конкретного характера, связанных с задержанием и привлечением к ответственности подозреваемого в совершении преступления, в том числе в связи с необходимостью выдачи потерпевшей стороне правительством государства, на территории которого находится или задержан подозреваемый, решается по-разному).

Исходя из этого и учитывая, что выше было дано определение гражданства в самом широком, общем смысле, становится возможным дать определение гражданства в узком смысле, то есть применительно к внутригосударственному (национальному) праву отдельно взятого государства. Под таким углом зрения гражданство представляет собой совокупность норм права , предметом регулирования которых являются: а) критерии, определяющие принадлежность лица к данному государству; б) способы и процедуры приобретения и утраты гражданства; в) особенности правового положения, обусловленные способом приобретения гражданства либо фактом двойного (множественного) гражданства.

Российское гражданство

Отношения, связанные с гражданством республик в составе Российской Федерации, регламентируются их конституциями и соответствующими им законодательными и подзаконными актами

В силу особой значимости института гражданства, Конституция РФ включила его в содержание главы 7, регулирующей «Основы конституционного строя ». Так, в ст. 6 Конституции РФ установлено:

  1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
  2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Помимо этих положений нормы, регулирующие отношения гражданства, содержатся и в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Например, гарантия защиты и покровительства за пределами российского государства для граждан РФ предусмотрена в ст. 61 Конституции. В ст. 62 впервые в истории конституционного законодательства закреплен институт двойного гражданства.

В Законе РФ «О гражданстве в Российской Федерации» конституционные нормы и положения конкретизируются и развиваются. Данный закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина, защиту и покровительство граждан, находящихся за пределами Российской Федерации. («О гражданстве Российской Федерации» от 11.11.2003 г. №151-ФЗ).

Подобное правовое положение возникает в тех случаях, когда существуют противоречия между нормами законодательных актов тех стран, на гражданство которых может претендовать конкретное лицо. Каковы ситуации, приводящие к возникновению возможности двойного гражданства? Ст.3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», перечисляя основные понятия определяет, что двойное гражданство - это наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

Натурализация без утраты предшествующего гражданства. Такая ситуация имеет место, когда: а) приобретение нового гражданства допускает возможность сохранения прежнего гражданства и б) когда лицо не выполнило необходимые требования, связанные с выходом из прежнего гражданства, до получения нового.

Далеко не все страны в своих национальных законодательствах связывают натурализацию без утраты предшествующего гражданства. Скажем, в США натурализация всегда влечет утрату предшествующего гражданства. В Канаде, Боливии, на Филиппинах утрата предшествующего гражданства может наступить лишь при добровольном приобретении нового гражданства. В Турции, Швейцарии для утраты предшествующего гражданства нужно юридически оформить выход из него. Во Франции выход из прежнего гражданства совсем не означает условия для натурализации.

Относительное безгражданство - безгражданство, наступающее с момента утраты лицом гражданства.

Безгражданство, по большому счету, представляет собой несомненную правовую аномалию, отклонение от того общего правила, что в принципе всякий человек должен иметь определенную связь с каким-то государством, т.е. должен иметь гражданство. С точки зрения теории прав человека , только в таком случае (в случае наличия гражданства) у человека имеются наиболее эффективные гарантии его прав и свобод со стороны государства (государственные гарантии). В случае отсутствия такого гражданства эти гарантии сводятся на нет. Поэтому современные государства принимают различные совместные меры, чтобы устранить такое положение.

Апатриды не могут, не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним национальным законодательством конкретного государства, на территории которого проживают эти лица. Отсюда: все государства обязаны (обязываются международными пактами и конвенциями) обеспечить для апатридов основные права человека в соответствии с политико-правовым режимом, который у каждого государства имеет свои особенности. Скажем, в России статус лиц без гражданства фактически приравнен к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им правовую и политическую защиту. Как и иностранцы, апатриды не несут воинской обязанности (а), не обладают избирательными правами (б), на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев (в) (п.3 ст. 62 и п. 1 ст. 63 Конституции РФ).

К числу основных международных документов, имеющих отношение к вопросу о лицах без гражданства, относятся два:

1. Конвенция о статусе апатридов (1954).

Основная цель данной конвенции - не ликвидация случаев безгражданства, а установление на территории государств-участников Конвенции определенного режима для апатридов. Иными словами, Конвенция призвана защитить личный статус лиц без гражданства, их имущественные права , предусматривает свободу предпринимательства для них, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства, здравоохранения и др.

2. Конвенция о сокращении случаев безгражданства (1961).

Сфера применения данной Конвенция не очень велика в силу больших разногласий, возникших при ее заключении между сторонами. Особенность Конвенции в том, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно апатриды с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции этого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Следует заметить, что, во-первых, Россия не участвует в данной Конвенции, а во-вторых, в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» все же вопрос о сокращении безгражданства решается путем поощрения органами государственной власти РФ приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст.4 п.6). Кроме того, согласно ст.2 Конвенции, находящийся на территории государства найденыш предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства. А теперь сравните: согласно Закону РФ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации. Наконец, еще одним методом предупреждения (или сокращения) безгражданства служит и такая норма: ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.

Иностранные граждане

Правовой режим иностранных граждан (правовое положение иностранных граждан) принято определять как совокупность прав и обязанностей иностранных граждан на территории данного государства.

Существуют три вида такого режима:

  • Национальный режим.
  • Режим наибольшего благоприятствовани.
  • Специальный режим.

Национальный режим - это есть уравнивание иностранных граждан в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Скажем, в ч. З ст. 62 четко сформулировано положение, что «иностранные граждане и граждане без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ФЗ от 25 июля 2002 г. №115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» ст. 1).

Режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранным гражданам в какой-либо области таких прав и/или установление для них в какой-нибудь области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Такой режим встречается чаще всего в торговых договорах и устанавливается на основе взаимности. К примеру, существенные взаимные преимущества оговорены в документах Содружества Независимых Государств для граждан входящих в Содружество государств, в отношении въезда, пребывания, образования, социальной политики. Особенно этот режим характерен в отношениях между Россией и Республикой Беларусь. Так, гражданам данных двух государств было предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.

Специальный режим означает предоставление иностранным гражданам в какой-либо области определенных прав и/или установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства. Часто это делается путем перечисления соответствующих прав и обязанностей (скажем, упрощенный переход государственной границы жителями пограничных районов для посещения родственников). Это - позитивный специальный режим. Есть и негативный специальный режим, например, запрет на включение иностранных граждан в состав экипажа воздушного судна).

В чистом виде эти три режима не встречаются. Как правило, имеют место смешанные варианты (сочетания режимов).

Политические права иностранных граждан. Чаще всего в этом случае речь идет об избирательных правах : по общему правилу, эти права иностранным гражданам не предоставляются. Однако, если бы эти права и предоставлялись, то, во-первых, это не противоречило бы нормам международного права , во-вторых, реализация избирательного права зависела бы только самих иностранцев: никто не вправе принудительно заставить иностранных граждан воспользоваться этими правами. В истории , к слову сказать, такие случаи предоставления иностранным гражданам избирательных прав встречались.

В Российской Федерации иностранные граждане также не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления , а также участвовать в референдуме (ст. 12 п. 1 указанного ФЗ). В то же время иностранные граждане несут установленные дня российских граждан обязанности: они должны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, с уважением относиться к образу жизни, традициям и обычаям российского народа.

Что касается других политических прав (право на объединение в политические организации, право на демонстрации и т.п.), то их предоставление иностранным гражданам определяется суверенитетом и безопасностью данного государства пребывания иностранного гражданина.

Военная служба иностранных граждан. Иностранные граждане не несут воинской обязанности (ст. 15 указанного ФЗ), так как это явилось бы нарушением международного права. При этом исходят из того, что иностранный гражданин может оказаться в такой ситуации, когда он вынужден будет вопреки своей воле поднять оружие против своего государства. Однако в законодательстве ряда стран отход от такого общего правила иногда имеет место, что связано со спецификой военно-политического сотрудничества государств и соответствующей обстановкой в этих странах.

В то же время добровольная служба в иностранных вооруженных силах не противоречит международному праву. Правда, может возникнуть деликатная проблема: иностранные граждане, добровольно служившие в иностранной армии, могут быть привлечены к ответственности в своем государстве. Однако решение этого вопроса находится вне сферы международного права. Добровольцы, если только они не получили разрешения на службу в иностранной армии от государства своего гражданства, действуют в этом отношении на свой страх и риск (уместно вспомнить в этой связи ситуацию в Югославии времен косовского конфликта, когда многие граждане России и других славянских государств участвовали в военных действиях в качестве добровольцев в составе югославских вооруженных сил).

Юрисдикция. Каждое государство самостоятельно устанавливает пределы своей уголовной и иной юрисдикции в отношении собственных граждан. Иностранные же граждане, например, в принципе несут ответственность за все преступления , совершенные ими на территории государства своего пребывания и по законам этого государства. Но есть и различия в разных странах, например, по вопросам территории, где совершено преступление. Скажем, в ч. З ст. 12 УК Российской Федерации иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по законам РФ, если это преступление было направлено против интересов России. Но есть и такие административные правонарушения и преступления, которые приложимы только к иностранным гражданам. Это, к примеру, нарушение иностранными гражданами режима пребывания в Российской Федерации (ст. 188 Кодекса об административных правонарушениях РФ), шпионаж (ст.276 УК РФ).

Порядок въезда в государство и выезда из него. Практически во всех государствах в наше время существует разрешительный порядок въезда и выезда как собственных граждан, так и иностранных граждан. Относительно этого выработана и применяется особая юридическая процедура, имеющая свою специфику в разных государствах. Разрешительный порядок предполагает, что в выезде из страны или въезде в нее как иностранному гражданину, так и собственному гражданину государство может и отказать.

Однако случаи отказа государства во въезде в страну или выезде из нее имеют свои отличия применительно к собственным гражданам государства и к иностранным гражданам. Иностранному гражданину государство не может отказывать систематически (к собственному гражданину это может быть сделано под самыми разными предлогами идеологического, политического, юрисдикционного характера). Дело в том, что дипломатическое представительство государства, гражданином которого является иностранец, может потребовать (и обычно так и бывает) аргументированного объяснения причин такого отказа. Задержка иностранного гражданина может быть оправдана лишь в том случаен, если находится под судом или следствием либо является гражданином государства, с которым государство пребывания находится в состоянии войны, либо по иным причинам.

Государства устанавливают определенные нормы, связанные с проживанием и пребыванием иностранных граждан на территории страны и которые тесно связаны с вопросами их въезда и выезда. Причем последнее тесно связано с высылкой (выдворением) иностранного гражданина.

В РФ к иностранным гражданам может применяться такая административная мера пресечения как административное выдворение. Помимо этого, административное выдворение применяется и как взыскание за административное правонарушение иностранным гражданином. Таким лицам в течение одного года со дня выдворения не разрешается въезжать на территорию Российской Федерации (ст. 34 КоАП РФ).

Массовая высылка государствами иностранных граждан запрещается (ст.4 Протокола № 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). А в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 13) и указанной Европейской конвенции (ст.1 Протокола № 7) устанавливаются процедурные требования в отношении высылки иностранного гражданина, находящегося на законных основаниях на территории государства. Данное лицо может быть выслано только по решению, принятому в соответствии с законом. При этом ему должно быть дано право представить аргументы против своей высылки.

С рассматриваемой темой тесно связана и проблема экстрадиции - выдачи иностранного гражданина. В конституциях многих стран процедура экстрадиции регулируется специальными актами. Скажем, в Италии не допускается выдача иностранного гражданина за совершение им политических преступлений. В Польше экстрадиция неприменима к лицам, подозреваемых в совершении преступления по политическим мотивам без применения насилия. В Венгрии запрещается выдача лиц, которые пользуются правом убежища. В Российской Федерации не допускается выдача иностранных граждан, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в России преступлением (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Дипломатическая защита иностранных граждан. Дипломатическая защита - один из важнейших институтов современного международного права. Дипломатическая защита не только включает в себя собственно защиту государством своих граждан за рубежом, но предполагает также и право заинтересованного государства получать через соответствующее представительство информацию о действиях, в совершении которых, например, обвиняется гражданин этого государства.

Дипломатическая защита - это, прежде всего, средство, обеспечивающее соблюдение режима иностранных граждан в отношении данного конкретного лица или группы лиц. Если иностранный гражданин действительно нарушил внутреннее законодательство государства пребывания, то дипломатическая защита сводится к выяснению обстоятельств совершения правонарушений, подбору, если это необходимо, адвокатов и т.д.

Если же в ходе оказания защиты выясняется, что было нарушено законодательство государства пребывания в отношении данного лица или группы лиц, тогда заинтересованное государство вправе потребовать соблюдения соответствующего законодательства и, в случае необходимости, наказания виновных, компенсации ущерба пострадавшему и т.п.

Беженцы и переселенцы

Во время Второй мировой войны и в условиях послевоенных вооруженных конфликтов , иных чрезвычайных ситуаций происходило и продолжается в наши дни массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо другую территорию , что разрушает их правовые связи с родиной или иным привычным местом жительства . Такого рода ситуации объективно вызывают потребности международно-правового и внутригосударственного регулирования статуса беженцев и перемещенных лиц.

Основной международно-правовой акт по проблеме беженцев - Конвенция о статусе беженцев (1951). Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции в 1992 году. В соответствии с Конвенцией (ст. 12) личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если такового у него не имеется, законами страны его проживания. Права беженца в отношении приобретения им движимого и недвижимого имущества должны быть не менее благоприятными, чем те, которыми пользуются обычно иностранные граждане . Конвенцией предусмотрено предоставление беженцам в отношении их права работы по найму наиболее благоприятного правового положения, которым пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.

Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех государств - участников Конвенции. Что же касается государства, в котором находится обычное местожительство беженца, то на этой территории он пользуется в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане этого государства (ст. 16 Конвенции).

Государства - участники Конвенции договорились, «по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев» (ст.34 Конвенции), т.е. решать вопрос о гражданстве беженцев. В статье 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» закреплено положение.: если обычным условием приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства является постоянное проживание на территории РФ в течение 5 лет всего или 3 лет непрерывно до обращения с ходатайством, то для беженцев, признаваемыми таковыми законом или международным договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое.

В Российской Федерации в 1993 году были приняты два закона: «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» («О беженцах». Федеральный закон от 19 февраля 1993 года. «О вынужденных переселенцах». Федеральный закон от 19 февраля1993 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. №12. Ст.ст. 426, 427; 1995. №52. Ст. 5110.).

В соответствии с первым законом беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться ее защитой.

Беженец пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

Вынужденные переселенцы - главным образом граждане РФ, которые по аналогичным основаниям покидают место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации.

Уместно заметить, что названные два закона были приняты до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации . Поэтому сложилась ситуация, когда ряд норм законов и Конституции противоречат друг другу, что приводит на практике к различным коллизиям. Вот, скажем, ситуация со ст.5 закона «О беженцах». В этой статье записано: «беженец вправе в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органами Федеральной миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание». А статья 27 Конституции устанавливает: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Как видим, противоречие налицо.

Гражда́нство - устойчивая правовая связь человека и государства , выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Гражданство является одним из институтов конституционного права и обычно находит своё закрепление в конституции (основном законе) или конституционном акте государства и иных нормативно-правовых актах. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Приобрести гражданство возможно несколькими способами:

    • Филиация (по рождению) - приобретение гражданства по факту рождения. Выделяется три формы филиации:
      • По праву крови (Jus sanguinis) или получение гражданства через брак родителей - ребёнок приобретает гражданство в случае, если его родители (или один родитель) имеет гражданство данного государства.
      • По праву почвы (земли) (Jus soli) - ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого был рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве. Отказ от гражданства и лишение гражданства невозможны или затруднены, и наоборот, гражданство может быть легко восстановлено (США и др.) [ ]
      • По наследству - редкая форма, имеющаяся в законодательстве нескольких стран Европы. Так, лица, бывшие гражданами Латвийской Республики до 17 июня 1940 года, передают свои права на гражданство потомкам. Отличие от «права крови» можно проследить в ситуации, если родители ребёнка, граждане Латвийской Республики, юридически умерли до его рождения. Гражданский статус новорожденного при этом зависит от статуса его предков в день 17 июня 1940 года. Подобная практика наблюдается также и в Румынии.
    • Натурализация (укоренение) - вступление в гражданство лица по желанию. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). Термин «натурализация» (naturalization) исторически означает приобретение прав природных (natural) граждан (или подданных). В рамках натурализации иногда выделяют:
      • Регистрацию - приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий (обычно категории лиц, имеющих право использовать данный способ, оговорены законом).
      • Дарование гражданства - обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством).
    • Оптация - выбор лицом гражданства при изменении границ государств. Процедура оптации регулируется международными договорами таких государств.
    • Трансферт - переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.

    Восстановление гражданства

    • Реинтеграция - восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл реинтеграции чаще всего состоит в процедуре, которая в этих случаях применяется. Может предусматриваться в специальных законах и в обычном законодательстве о гражданстве. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность натурализации.
    • Репатриация (лат. repatriate ) - возвращение на родину. Термин обычно употребляется в отношении военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, эмигрантов с восстановлением в правах гражданства или возвращение в страну проживания застрахованного при наступлении страхового случая.

    Прекращение гражданства

    Законодательство большинства стран предусматривает возможность прекращения (выхода из) гражданства:

    • отказ от гражданства - прекращение гражданства по инициативе гражданина. (В России , с введением в действие Федерального закона от 31 мая г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» введена новелла, согласно которой выход гражданина Российской Федерации из гражданства запрещён, если ходатайствующий о выходе из гражданства не представит доказательства, подтверждающие приобретение им другого гражданства).
    • лишение гражданства - прекращение гражданства по инициативе государства. (В России , в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации от 12 декабря г. гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства).
    • смена гражданства - переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды , а также лица, которые могут оказаться на территории, передаваемой другому государству в связи с изменением государственной границы).
    • Экспатриация (от лат. ex - из и patria - родина, отечество) - временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.

    Апатриды и бипатриды

    избирательное право), участвовать в референдуме , занимать государственные должности т. д.

    Помимо перечисленных прав, предоставляемых только гражданам, граждане несут и определённый, присущий только им, круг обязанностей. Обычно к обязанностям граждан относится прохождение военной службы.

    Права лиц, имеющих гражданство более чем одного государства, обычно несколько отличны от прав других граждан. Этот вопрос регулируется международными договорами и соглашениями.

    citizenship) - состояние в числе граждан данного государства, звание, права и обязанности гражданина. В монархических государствах, как правило, Г. соответствует подданство.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Гражданство

    термин, который указывает на устойчивую правовую связь человека с определенным государством. Эта связь означает, что, с одной стороны, человек имеет определенные права и обязанности по отношению к государству (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и обязанность платить налоги), а с другой - государство имеет права и обязанности по отношению к гражданину (например, право соответствующих государственных органов запрещать деятельность организаций, цели и действия которых направлены на подрыв безопасности государства, и обязанность охранять достоинство личности). Существуют два основных способа обретения Г. Первый - по рождению, когда ребенок приобретает Г. родителей. Второй - натурализация, когда Г. предоставляется на основе заявления, поданного человеком в компетентные органы того государства, Г. которого отхотел бы получить. Однако получение Г. путем натурализации всегда ограничено рядом условий, установленных соответствующим законодательством. Г. в Российской Федерации регулируется Конституцией и законом «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями. Приобретение российского Г. возможно по рождению; в порядке регистрации, т. е. без процедуры получения разрешения для лиц, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином России; в порядке натурализации, когда любой человек, независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, достигший 18-летнего возраста и не состоящий в Г. Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в Г. Обычным условием приема в Г. является постоянное проживание на территории Российской Федерации от двух до пяти лет. Никто в России не может быть лишен своего Г. Однако человек имеет право сам шйти из Г., за исключением двух случаев: во-первых, после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; во-вторых, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓