Церковь ризоположения. Вокруг церкви ризоположения История строительства храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Церковь Ризоположения в Москве появилась в тот период истории России, когда православное христианство переходило к самостоятельному, независимому от Византии, развитию. Подходили к концу смутные времена, и страна начинала новый виток своей истории.

Легенда

Церковь Ризоположения (Московский Кремль) была освящена по указу православной церкви Ионы в 1451 году в память о произошедшем чуде. В этот год татарские орды Мазовши стояли под Москвой, предместья уже уничтожались огнем, а стены Кремля осаждали войска неприятеля. Жители заняли оборону, бились в рукопашном бою, падая под стрелами неприятеля. Пока шла битва, митрополит Иона совершал крестный ход вокруг стен города, истово молясь о спасении Москвы от захватчиков.

По преданию, во время молитвы Иона встретил подвижника Чудова монастыря Антония и просил его молиться о граде и жителях, на что старец ответил, что чудом спасется Москва и будет в этой битве только один убитый - сам Антоний. Сказав это, старец тут же пал пронзенный стрелой. К вечеру захватчики отступили от стен, а жители и митрополит молились всю ночь, готовясь к решающему сражению. Когда рассвело, оказалось, что татарские полчища в спешке покинули поле битвы, бросив при этом все награбленное.

Что послужило причиной бегства - неизвестно, ученые считают, что Мазовша получил какие-то сведения, по которым он решил, что сражаться бесполезно, а может, обуял безотчетный страх все войско, и, побросав добычу, они снялись с места боев. Такой факт уже случался под стенами Кремля с войском хана Батыя. посчитал, что чудо Божье спасло город и страну от разорения и убийств.

Мечта о каменном храме

Согласно некоторым документам, митрополичий двор на Соборной площади Кремля строился долго. В год нашествия Мазовши церковь уже была построена, но не освящена. После чудесного спасения Иона принял решение освятить храм в честь того праздника, в который произошло спасение. Так появилась церковь Ризоположения (Московский Кремль). Первая постройка была деревянной и стояла на высоком подклете, где, по старинным обычаям, хранилась казна митрополита и другие ценности.

Храм простоял до 1479 года и погиб в большом пожаре. Возрождать святыню решили уже в каменном воплощении, для чего пригласили мастеров из Пскова, где сохранились и процветали традиции каменного строительства. Артель возглавляли Иван Кривцов и Мышкин. Традиции строительства каменных домов на тот момент на Руси пришли в упадок после столетий засилья татаро-монголов - только в Пскове нашлись мастера.

Им было поручено возвести не только храм Ризоположения на но и построить несколько соборов гораздо большего масштаба. Один из них, Успенский, они поставили, но у него обрушилась кровля. В летописях рассказывается, что «трус был великий», что привело к разрушению, сегодня не ясно. Вызванные эксперты сообщили, что виной тому был некачественный раствор, примененный для строительства, насколько оценка была верной, история умалчивает.

Псковский след

Так и сложилось, что Успенский собор построил вызванный царем Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, а дальнейшее обустройство архитектурного ансамбля все же рискнули поручить Мышкину и Кривцову.

Их трудами выросли Благовещенский собор и церковь Ризоположения (Московский Кремль), ставшая домовым храмом русских патриархов. Считается, что псковские мастера, по закону своего времени, стали учениками итальянского архитектора и переняли у того все знания, дополнив ими собственный багаж. Как происходило на самом деле - неизвестно, есть только предположения, почему мастеровых оставили без наказания и доверили дальнейшее строительство, но так сложилась история.

Храм Ризположения в Московском Кремле освятили в августе 1486 года. Церковь была домовым местом молитв патриархов вплоть до занятия церковного престола патриархом Никоном. В те времена ее называли «домовой Владычной», внутренними переходами ее соединили с патриаршим двором, получив «поставление», владыки церкви выходили к народу через сени кремлевской Ризоположенской церкви.

Роспись храма

На фоне остальных сооружений Соборной площади Кремля сегодня храм выглядит миниатюрным и легким, но в начале православия на Руси он был едва ли не главной церковью всей страны. Внутреннее оформление посвящено торжеству и прославлению Божией Матери.

На фресках верхнего уровня изображена жизнь Богородицы, два нижних яруса посвящены акафисту Богородицы. Роспись выполняли царские изографы - Осипов и Борисов, а главный храмовый образ «Положение ризы Божией Матери» принадлежит кисти известного иконописца Назария Истомина (XVII век).

К церкви Ризоположения (Московский Кремль) в XVII веке с южной стороны примыкала часовня, посвященная где хранился список чудотворной иконы, сделанный в Киево-Печерской Лавре. Икона считалась защитницей русской митрополии и сопровождала патриархов церкви из Киева, сначала во Владимир, а позднее в Москву.

Царская домовая церковь

В смутное время патриарший двор сгорел, как и многое во время пожара. Пришедший Никон развернул масштабное строительство на дворе Бориса Годунова, подаренного ему царем Алексеем Михайловичем, где обустроил новый домовой храм. Так церковь Ризоположения в Кремле перешла к царской семье. С палатами государя ее соединяла галерея, а список Печерской иконы Божией Матери после строительства Теремного дворца оказался напротив окон палат царицы. Список был утерян после революции вместе с часовней, когда проводились масштабные реставрационные работы.

История церкви Ризоположения в Московском Кремле наполнена многими событиями, она пережила не один пожар, самый страшный из них случился в 1737 году, когда повредился даже Царь-колокол. В 1917 году Кремль был обстрелян из артиллерии, и церковь сильно пострадала. Реставрировали и восстанавливали ее столько же раз, сколько и разрушали, но больше акцентировалось внимание на внешнем облике, внутренние росписи неоднократно закрашивались и наносились новые.

Архитектура

Сегодня храм Ризоположения расположен на Соборной площади Московского Кремля в не очень выгодном для него месте, соседствуя с Грановитой палатой, Теремным дворцом и Успенским собором. На фоне этих сооружений церковь почти незаметна, а между тем ее возраст гораздо больше, чем у остальных грандиозных построек.

Церковь относится к традиционным крестовокупольным строениям. Она сложена из кирпича, которым в XV веке стали заменять бывший в большом ходу белый камень. Все четыре стороны храма имеют деление на три части, раньше такое деление называлось прясло. Особенностью является, то, что центральное прясло церкви гораздо больше двух боковых. Над каждым пряслом стены в качестве завершения высится традиционная для русской архитектуры килевидная закомара (свод). Алтарные выступы на внешней стороне также разделены на три полукруглых части.

Церковь Ризоположения в Московском Кремле - это одноглавый храм с шлемовидным куполом, над которым возвышается световой барабан главки. Подкупольная часть барабана украшена особым авторским орнаментом фриза, отсылающим к псковской северной школе русского зодчества. Из кирпичиков выложены украшения - поребрик, бегунец.

Украшения и детали

Восточная часть храма доступна к осмотру с Соборной площади. Центральная апсида алтарной стены более заметна, чем две боковые, более узкие, что обусловлено архитектурным строением крестовокупольных храмов. По всему периметру храма в верхней части расположен декоративный фриз, что служит приметой русского церковного зодчества раннего периода.

Фасады в нижней части украшены полуколоннами, которые, соединяясь по верхнему уровню, повторяют рисунок килевидных закомар. На трех стенах церкви заметны неглубокие ниши, в которых ранее были выставлены иконы. Сейчас сохранилась только одна фреска XVII века на северном фасаде, ее открыли при реставрационных работах в 1996 году, она изображает престольный праздник храма - Положение ризы Пресвятой Богородицы.

Входы в церковь Ризоположения (Московский Кремль) расположены со всех сторон. С восточной и южной можно попасть сразу во внутреннее помещение. Южный вход украшен килевидным порталом и высокой лестницей, а восточный - ведет в галереи теремного дворца. Входы, расположенные на западной и северной сторонах храма, выводят посетителя в крытые галереи.

Интерьер

Внутреннее убранство храма образует единое пространство, по своему объему камерное и рассчитанное на небольшое количество прихожан, как и положено домовой церкви. Свод опирается на четыре колонны. Пространство стен и опор покрыто росписью религиозного содержания.

Основная часть сюжетов посвящена Богоматери, стиль живописи близок к Успенского собора. Совпадение неслучайно: работы в 1644 году выполняли известные мастера Поспеев Сидор и Абрамов Семен. На столбах изображены русские князья и митрополиты.

Как выглядит живопись XVII века, стало понятно в 1956 году, когда под более поздними наслоениями были открыты и очищены исторические сюжеты. В этот же период была проведена полная реставрация старинного иконостаса, который не покидал церковь Ризоположения Московского Кремля. Описание общей композиции росписи и иконостаса свидетельствует о том, что он являлся основой цветового решения живописи.

Иконостас

Иконостас выполнен из серебра, богато и искусно украшен орнаментами. Вставленные иконы написаны радостными, яркими красками, где преобладают голубые, вишневые, белые цвета. Иконостас был первым, созданным после Смутного времени и разорения, постигшего страну. Заказчиком выступил отец первого царя из рода Романовых - патриарх Филарет.

Три верхних ряда икон написаны работниками в мастерской иконописца Назария Истомина Савина в 1627 году. Нижний ряд писал сам мастер, его кисти принадлежат две центральные иконы - «Троица Ветхозаветная», «Богоматерь Одигитрия».

Реставрационные работы середины 50-х годов подтверждают, что фрески на стенах поддерживали цветовые сочетания. В живописном оформлении заметно влияние более ранних периодов христианства, когда Русь была метрополией Византии.

Величественные фигуры в верхних ярусах и на столбах, изображающие апостолов и великих князей, соседствуют с образами, в которых мастер, придерживаясь строгих канонов, выражает свое почтительное отношение к героям фресок и наделяет атмосферу вокруг них радостью и светом.

Современность

В начале 90-х годов церковь Ризоположения была открыта для посетителей, а также в дни престольного храмового праздника здесь проводятся богослужения и литургии. Из утвари сохранилось всего несколько предметов. Большие старинные подсвечники установлены перед иконостасом, в старину их называли «тощие свечи» - полые внутри. Подсвечники были отданы в храм в качестве дара патриархом Иосифом в 1649 году. Они украшены резьбой, посеребренными поддонами и опираются на стилизованные фигурки львов. Вторым уникальным предметом 1624 года является серебряное паникадило, покрытое позолотой авторства котельных дел мастера Д. Сверчкова.

В храм стоит прийти, чтобы увидеть фрески XVI века и посетить выставку деревянной древнерусской скульптуры, расположенную в крытой галерее. Один из самых древних горельефов с изображением святого Георгия XIV века встречает посетителя прямо на входе в экспозицию. В старину подобные произведения вставлялись в иконостас и служили иконами. Большой интерес представляют новгородская икона «Снятие с креста» и «Богоматерь Знамение» (Ростов).

В Ризоположенской церкви, на выставке, хранится и первого митрополита Руси - Ионы, заложившего церковь в далекой древности. Выставлены в экспозиции деревянные иконы изображение Николая Можайского с мечом, в том образе, в котором он явился на защиту города Можайска от захватчиков. Не менее интересны и другие раритеты - распятие из Чудова монастыря, складни, иконы периода XV-XIX веков.

История храма начинается в 1625 году, когда в Москву прибыло посольство из Персии с целью установления дипломатических отношений с Россией. В качестве подарка от шаха Аббаса I послы привезли царю Михаилу Фёдоровичу Ризу Господню – одежду Иисуса Христа, в которой его вели на распятие. Многие века она пребывала на Кавказе и была захвачена персами при завоевании Грузии. Русская делегация встретила персидское посольство близ Калужских ворот, у дороги к Донскому монастырю, после чего они вместе проследовали в Кремль. Позднее Риза была разделена на несколько частей: одна осталась в Успенском соборе в Москве, две других увезены в Петербург – в Петропавловский собор и в домовую церковь русских императоров в Зимнем дворце. Небольшие частицы были дарованы крупным монастырям (в Киево-Печерскую лавру, Костромской Ипатьевский монастырь и другие). Одна частица осталась и на Донской улице, где в память о великом событии на месте встречи персидских послов была поставлена деревянная церковь – о ней сегодня напоминает небольшой белокаменный обелиск.

В начале XVIII века начался сбор средств на возведение на Донской улице каменного храма во имя Ризы Положения Господней в Успенском соборе Москвы. В первую очередь был сделан придел во имя святой Екатерины (возможно, в честь супруги Петра I – будущей Екатерины I), к которому в дальнейшем пристроили основной объём храма. Освящение новой церкви состоялось в 1716 году после завершения всех работ. Строившийся в стилистике «нарышкинского барокко», храм получил богатое убранство фасадов. Есть и особенно редкая деталь: вместо привычных для того времени кокошников на фасады вынесены крупные раковины. С запада к храму примыкает традиционная шатровая колокольня, прорезанная маленькими окошками-слухами – всего 40 штук. Увенчана церковь также традиционным пятиглавием, но в то же время «луковки» сделаны чёрными и гранёными. Маленькая корона, венчающая центральный крест, указывает на покровительство храму царской династии.

Барочный облик фасадов церкви чувствуется и в интерьерах. Стены главного храма обильно декорированы лепниной: здесь и картуши сложной формы, цветы и листья, другие растительные мотивы, а также разукрашенные головки ангелов. Композицию продолжает покрытый тонкой резьбой высокий шестиярусный иконостас, образа для которого делались в Кремле мастерами Оружейной палаты. Особенно примечательны резные Царские Врата, в которых использована не только традиционная икона Благовещения, вставленная в медальон, но и деревянные фигуры четырёх евангелистов, а также Василия Великого и Иоанна Златоуста. Иконостас венчают раскрашенные деревянные скульптуры, изображающие Распятие с Богородицей и апостолом Иоанном Богословом, а также двумя фигурами ангелов, держащих орудия Страстей Христовых.

Помимо Екатерининского, в трапезной также существовал придел во имя апостола Иакова Алфеева, созданный в 1763 году на средства полковника Якова Евстафьевича Хитрово. В 1886–1889 году для Иаковлевского придела трапезная была расширена по проекту архитектора , после чего церковь обрела симметричность. Тот же архитектор создал существующую ограду с воротами. В дальнейшем существенных изменений её внешнего облика не происходило. Деревянные позолоченные иконостасы в приделах, выполненные И.М Фроловым и стилизованные под барокко, сохраняются с того же времени.

Помимо частицы Ризы Господней, особой ценностью храма является икона Божией Матери Ильинская-Черниговская. Дар монастырской братии из Чернигова, уникальный образ 1696 года, на котором рядом с ликом Богородицы с одной стороны изображён двуглавый орёл, а с другой – поэтическое посвящение Петру I, его победе над турками и взятию Азова.

В Московском Кремле есть церковь Ризоположения, но у неё другое посвящение – во имя Положения Ризы во Влахерне. Этот византийский праздник связан с Ризой Богородицы, в честь него существуют храмы в Греции и в России. А вот торжество по случаю Положения Ризы Господней в Успенском соборе Москвы есть только в календаре Русской Православной церкви – в его честь в столице существует лишь одна церковь, на Донской улице.

Ранее название храма было отражено и на карте: соседний переулок именовался Ризоположенским. Однако в 1923 году он оказался переименован в Выставочный (по Всероссийской выставке, к проезду на которую он вёл – сегодня на её месте расположен ), а в 1973 году стал улицей Академика Петровского. Несмотря на это, сама церковь в те годы не пострадала и смогла сохранить своё убранство, включая колокола, почти нетронутым. Войдя внутрь, мы можем увидеть её такой, какой её знали многие поколения москвичей.

Церковь Ризоположения – старинное здание с уникальной историей, один из ключевых элементов в архитектурном ансамбле . Строительство этого храма стало ознаменованием сразу двух важнейших для России событий - отделения русского Православия от византийской церкви, а также завершения Смутного времени.

Дошедший до наших дней каменный храм возведен на месте деревянной Церкви Ризоположения, заложенной первым митрополитом русской церкви Ионой в 1451 г. В этот год Москва подверглась одному из последних нашествий татаро-монгольских орд. Правнук хана Тохтамыша, ордынский царевич Мазовша, с боями дошел до Кремля. Предместья Москвы на тот момент уже горели, только чудо могло спасти город от окончательного разорения.

В этот момент митрополит Иона принял решение о Крестном ходе вокруг городских стен. На следующую ночь монголы неожиданно оставили свой лагерь, побросали обозы с награбленным добром и оружием и в панике убежали из Москвы. Историки до сих пор не могут объяснить причины бегства Мазовши, который был в шаге от захвата города. Нечто подобное произошло с одним из дальних предков царевича – ханом Батыем.

В память о чуде, спасшем Москву, и была построена деревянная Церковь Ризоположения. В 1479 г. храм сгорел, и на его месте было решено возвести каменный собор.

Столетия монгольского владычества привели к утрате традиций строительства домов из камня. Одним из немногих городов, где оставались толковые каменщики, был Псков. Оттуда и были приглашены мастера Мышкин и Кривцов. Псковичам поручили возвести несколько зданий в Москве, включая Церковь Ризоположения в Московском Кремле.

Строительство продолжалось с 1484 по 1485 г. Мышкин и Кривцов переняли многие приемы у знаменитого итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в Москве . Освятили Церковь Ризоположения в 1486 г., после чего собор на долгое время стал основной резиденцией московского митрополита. Система проходов и каменных арок соединяла храм с двором Патриарха.

В 1737 г. страшный пожар едва не уничтожил храм, а в 1917 г. при обстреле большевиками Кремля одна из стен церкви получила артиллерийскую пробоину.

В настоящее время в храме проходят традиционные для Православия религиозные службы.

Архитектурные особенности

Церковь Ризоположения выглядит достаточно скромно на фоне более поздних зданий Кремля, однако в XV в. храм был одним из крупнейших в стране, и значение его было сопоставимо с той ролью, что ныне играет .

Церковь Ризоположения – классическое для русского зодчества купольное строение. Храм полностью сложен из обожжённого кирпича. В соответствии с архитектурной традицией того времени, фасады делятся на прясла – художественно выделенные части фасада. Каждое прясло увенчано шлемовидным сводом, выполненным из металла. Центральный фасад выделяется тремя полукруглыми выступами – в образуемом этой стеной помещении находится алтарь церкви.

У Церкви Ризоположения лишь один купол, установленный на высокую круглую башню с окошками-бойницами. По внешнему облику и архитектурным особенностям Церковь Ризоположения очень напоминает шедевр средневекового зодчества – Храм Покрова на Нерли.

Псковские мастера украсили здание традиционным для северного зодчества орнаментом. Кроме того, в качестве декора использовались ленты из лепнины и камня – фризы. Главный вход в церковь представляет собой каменную арку, по внешнему виду напоминающую шлем русского ратника XIII-XIV вв.

На всех стенах храма можно разглядеть небольшие углубления: в этих нишах находились иконы, выполненные из цветных камней и стекла. До нашего времени дошла лишь одна фреска. Это уникальное произведение искусства XVII в. обнаружили реставраторы, занимавшиеся восстановлением фасада церкви в 1996 г. Фреска, изображающая Ризоположение Богородицы, украшает северный фасад здания.

Внутреннее убранство

Церковь Ризоположения – один из немногих московских храмов, в которых сохранилось оригинальное убранство. Статус архитектурного памятника и непосредственное отношение к ансамблю Московского Кремля стало для собора защитой в советское время.

В храме можно увидеть уникальные православные фрески, изображающие земной путь Богородицы. Над фресками работали мастера Осипов и Борисов, выполнявшие самые ответственные поручения царя.

Главная икона храма – «Ризоположение Богородицы». Автором этого удивительного по глубине и качеству художественного воплощения образа стал великий иконописец XVII в. Назарий Истомин. Иконостас Церкви Ризоположения также выполнил Истомин. Работы по созданию этого уникального произведения церковного искусства были завершены в 1627 г. Иконостас Истомина стал первым после завершения Смутного времени.

Иконы сочетают традиции русской и византийской иконописи, все образа считаются бесценными шедеврами.

В церкви можно увидеть коллекцию старинных подсвечников, принадлежавших патриарху Иосифу - видному деятелю русской церкви середины XVII в.

К храму примыкает небольшая крытая галерея, в которой размещена выставка скульптуры Древней Руси. Деревянные статуэтки святого Георгия, Богородицы, Иисуса, митрополита Ионы, Николая Можайского изготовлены с невероятным мастерством и вниманием к деталям.

Ризоположенский храм на Донской в Москве - красивейший памятник нарышкинского барокко. Двери храма открыты для прихожан и паломников вот уже триста лет. Не закрывались они и в советскую эпоху.

В 1625 году, на втором десятилетии царствования Михаила Федоровича, на том месте, где сейчас стоит Ризоположенская церковь московское духовенство встречало часть Ризы Господней, привезенную персидским послом Урусамбеком.

Сам же храм на Донской , тот что стоит и сегодня, начали строить в 1701 году. Первым был сооружен придел во имя великомученицы Екатерины, освященный в 1705 году, а уж затем возводили главный храм, строительство затянулось. Освятили главный престол храма в 1716 году.

Посвящение церкви на Донской — единственное в своем роде. Других храмов, освященных в честь Положения Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве нет.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:18


Церковь Положения Ризы Господней на Донской принадлежит к многочисленной группе московских храмов, выстроенных в стиле нарышкинского барокко.

Композиция храма отличается простотой и выразительностью. Известно, что зодчие эпохи московского барокко шли двумя путями — или сосредоточивались на декоре храмового здания, сохраняя его традиционную структуру (четверик, увенчанный одной главой или пятиглавием), или усиливались сказать нечто новое в области пространственных решений (не упуская из виду при этом, впрочем, и декоративной части). В последнем случае появлялись такие памятники, как или церковь Бориса и Глеба в Зюзине. В первом — храмы, подобные Ризоположенской церкви на Донской.

Представляя собой высокий, очень стройный бесстолпный четверик с «маньеристически» вытянутым, тесно составленным пятиглавием и выраженной алтарной частью, храм на Донской композиционно близок храмам предыдущей эпохи. Различия проявляются, по большому счету, лишь в пропорциях. Зато в оформлении, в деталях зодчий дает себе гораздо больше воли. Тут и широкий карниз с венетейскими раковинами, обозначающими места, где «могли бы быть» закомары, и снежно сияющие замысловатые наличники на карминном фоне (сочетание красной плоскости и белого декора характерно для нарышкинского барокко), и полуколонны с коринфскими капителями. Довершают облик храма золоченые прорезные кресты, торжественно взметнувшиеся над гранеными главами.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:29


Наибольший интерес в интерьере храма на Донской представляет его основной четверик с сохранившимся иконостасом середины XVIII века и барочной лепниной на стенах. Золоченую резную раму шестиярусного иконостаса венчает скульптурное изображение Распятия, а многие иконы в нем значительно старше его самого. Они относятся, скорее всего, ко времени построения каменной Ризоположенской церкви и, по стилю своему, могут быть приписаны кисти кого-либо из мастеров Оружейной палаты. Выразительно композиционное решение царских врат. На их створках помещены резные изображения евангелистов, а также, в коленопреклонении,святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, составители наиболее употребительных чинопоследований Божественной литургии.

Всю западную стену главного четверика традиционно занимает монументальная композиция «Страшный Суд». Она исполнена в середине XVIII столетия, но впоследствии пережила ряд поновлений. «Рама» композиции — гирлянда, составленная из лепных изображений ангелов. Лепнина выполнена из алебастра, ярко раскрашена и позолочена. Подобным образом оформлены и меньшие по размеру живописные композиции, присутствующие на сводах, а также на южной и северной стенах четверика. Вместе с иконостасом лепные элементы создают стройную декоративную систему.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:33


Храм Ризоположения на Донской был и остается одним из любимых москвичами храмов. Многие приезжают сюда издалека.

Долгое время церковь на Донской являлась одним из немногих действующих храмов советской Москвы. За воскресной обедней здесь, по воспоминаниям старых прихожан, молилось более тысячи человек, так что негде было поставить стол для запивки — его выносили из храма, и причастники, выходя из церкви, шли к ограде.

С открытием других окрестных храмов молящихся в Ризоположенской церкви несколько поубавилось, но и теперь во время богослужений он многолюден. В воскресные и праздничные дни здесь совершаются две литургии — ранняя и поздняя.

В 1990-е годы община Ризоположенского храма вернула себе в безвозмездное пользование церковный дом. В 1994 году вычинили кровлю колокольни и вентиляцию, в 1995-м — крышу храма, в 1997-м — отопительную систему. Вплоть до начала 2000-х годов шли интенсивные работы внутри храма: промывка и реставрация икон главного иконостаса, композиции «Страшный Суд», лепных деталей четверика, стенописи и иконостасов в трапезной части.

В 2000 году реставрировали купола и заново вызолотили старинные кованые кресты, венчающие их, в 2001-м — вызолотили главку колокольни.

При Ризоположенском храме уже много лет существует воскресная школа, а также действуют бесплатные курсы церковного пения и чтения. На курсах, кроме собственно музыкальных дисциплин (хор, основы вокала, сольфеджио), преподаются Закон Божий и литургика.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:40

После того, как мы внимательно рассмотрели внешние архитектурные особенности и , следует не менее подробно познакомиться и с внешним убранством небольшой церкви Ризоположения. Она выглядит более чем скромной по сравнению с . Да и стоит храм в весьма невыгодном месте – в тесном углу между Грановитой палатой, и Теремным дворцом. Но архитектура Ризоположенской церкви очень интересна и, несомненно, достойна отдельного рассказа.

В конце XV века в Московском Кремле шли грандиозные работы по перестройке его архитектурного ансамбля. Государь пригласил в Москву самых лучших мастеров, каких только могли сыскать его приближённые. Главную роль в создании нового облика великокняжеской резиденции сыграли, несомненно, итальянские зодчие. Но в Кремле трудились и псковские мастера. Именно им в 1484 году доверили возведение домовой церкви русских митрополитов.

Далее привожу цитату из книги И.М.Соколовой “Церковь Ризоположения” издания ГИКМЗ “Московский Кремль”: “Очевидно, псковским мастерам было предложено использовать в качестве образца московские храмы XV века, чем и объясняется преобладание в архитектуре церкви Ризоположения московских черт.” Здесь возникает дилетантский вопрос о московских каменных храмах XV века. О каких храмах идёт речь? О Спасо-Преображенском соборе Спасо-Андроникова монастыря? О Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры? Или вообще о церкви села Каменского? Оставим вопрос о московских каменных храмах XV века без ответа и вернёмся к церкви Ризоположения.

Храм является традиционным, крестовокупольным. Строили его из кирпича, в конце XV века в Москве этот строительный материал повсеместно заменил белый камень. Стены храма со всех сторон имеют трёхчастное деление. Помните, как отдельный участок стены называется? Правильно, прясло. Южная стена храма, как и другие стены, разделена на три прясла – широкое центральное и два узких боковых.

Каждое прясло завершается килевидными закомарами. Закомара – важный элемент древней русской архитектуры. Происходит “закомара ” от слова “комара”, что в древнерусском языке означало “свод”. (За комара – за сводом). Закомара – это завершение прясла внешней стены. Закомара своими очертаниями воспроизводит внутренний свод. Закомары могут быть полукруглыми, как на Успенском соборе.

Прясло южной стены Успенского собора. Прясло завершается полукруглой закомарой.

Или килевидными, как в Благовещенском соборе и церкви Ризоположения.


Южная стена церкви Ризоположения. Закомары храма имеют килевидную форму.

Апсиды, то есть алтарные выступы с восточной стороны также состоят из трёх частей.

Стоит храм на высоком цокольном этаже – подклете.

Церковь Ризоположения – одноглавая. Завершается она шлемовидным куполом. Купол венчает высокий барабан.


На снимке – шлемовидный купол церкви Ризоположения, он стоит на высоком барабане. Левее – многочисленные главки Верхоспасского собора.

Заметим в скобках, что шлемовидные купола по форме напоминают древнерусский шелом. Шлемовидный купол – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Барабан Ризоположенской церкви поставлен на гранёный постамент. На нижнем снимке хорошо видны и постамент, и узкие арочные окна барабана. Форма окон подчёркнута валиком такой же, как и окно формы.


На снимке видно, что цилиндр барабана “вырастает” из гранёного постамента.

Обратим внимание на украшение верхней подкупольной части барабана. По всей его окружности проложен фриз. Фриз состоит из нескольких рядов кирпичных украшений.


Фрагмент барабана центрального купола церкви Ризоположения

На самом верху проложен валик, ниже идёт ряд арочек, ещё ниже – поребрик , далее – бегунец и снова поребрик .
Поребриком – в архитектуре называется особенная декоративная кирпичная кладка. Ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены. Ряд поребрика выглядит, как рифлёный пояс.
Бегунец также представляет собой особенную кирпичную кладку. Кирпичи выкладываются наклонно и образуют треугольники. Треугольники бегунца поочерёдно смотрят вершинами вверх и вниз. Бегунец выкладывался поясом. Проще говоря – ряд кирпичных украшений в виде треугольников называется бегунцом.
Украшение стен бегунцом и поребриком было принято в северном зодчестве, характерном для Псковска и Новгорода. Псковские мастера оставили своеобразный автограф на московских храмах.

Восточная стена церкви Ризоположения

Рассмотрим восточную часть храма. Лучше всего она видна с Соборной площади. Обратим внимание на то, что центральный алтарный выступ (апсида) заметно шире боковых. Это архитектурная особенность крестово-купольных храмов.
Апсиды украшены декоративным кирпичным фризом. Такая деталь характерна для ранних московских церквей.
Апсиды восточной стены украшены поясом полуколонок. Через полуколонки перекинуты стреловидные арки. Они гармонично сочетаются с килевидными закомарами.

Каждая арка опирается на капители полуколонок. Капители по форме напоминают перевязанные снопы.

Над килевидными арками проходит интересный пояс-фриз со сложным растительным орнаментом.

Завершается фриз рядом ступенчатых треугольных ниш, разделённых низкими колонками с бусинами.

Южная стена церкви Ризоположения

Войти в Ризоположенскую церковь можно с южной или восточной стороны. У южного входа устроено высокое крыльцо, к нему ведут ступени.

Портал южного входа украшен килевидным завершением.

По всей ширине южной стены проходит декоративный фриз. Его мотив почти повторяет фриз восточной стены. Но с востока ряд ниш имеет треугольную форму. С южной стороны – ромбовидную.

Для сравнения привожу два снимка.

Фриз южной стены Фриз восточной стены

В верхней части под центральной закомарой южной стены расположена тройная ниша. По форме она напоминает тройную икону-складень. По всей видимости, в нише было живописное изображение. Но ни следов, ни документов о сюжете росписи не сохранилось.

Обратите внимание, что центральная часть складня отделена от боковых полуколонками с капителями в виде перевязанных снопов. В центре полуколонки украшены бусинами.

Северная стена церкви Ризоположения

С северной и западной стороны к храму примыкает поздняя галерея, её добавили в середине XVII века.

Вид на Ризоположенскую церковь с северной стороны. На снимке видно, что основной четверик храма закрыт поздней галереей.

Наверху в середине северной стены находится ниша. В ней хорошо просматриваются остатки росписи XVII века. (Фреска раскрыта в 1996 году).

На фреске изображён храмовый праздник “Положения ризы Пресвятой Богородицы”.

Западная стена Ризоположенской церкви

На западную стену Ризоположенской церкви обратит внимание лишь очень дотошный посетитель. Причислим себя к таковым и заглянем в самый дальний угол. Обратим внимание на то, что пристроенная в XVII веке галерея (мы видели её с севера) с западной стороны соединена с Теремным дворцом. Таким образом, из дворца через крытую галерею можно было попасть не выходя на улицу прямо в Ризоположенскую церковь.

На западной стене над галереей видна ещё одна ниша. Установлено, что в ней находилась фреска “Печерская Божия Матерь”.

Этот образ был очень почитаем в Москве. Одно время Ризоположенскую церковь называли храмом Печерской Богоматери, к церкви даже пристроили Печерскую часовню. В 1930-х-40-х годах ХХ века храм очистили от поздних пристроек, сломав в том числе Печерскую часовню. Тогда же оказался навсегда утрачен образ Печерской Богоматери.

Не станем перегружать статью подробностями о строительстве и многочисленных перестройках храма. Задачей настоящей статьи было рассказать о современном архитектурном убранстве церкви Ризоположения Московского Кремля.
О храмовом празднике Ризоположения будет отдельный рассказ.

Кратко напомню историю посвящения храма празднику Ризоположения.
Предыдущий современному храм 1451(?)года (сгорел в пожаре 1473 года) построили по повелению первого независимого московского митрополита Ионы (похоронен в Успенском соборе) в честь чудесного избавления Москвы от “скорой татарщины”. В 1451 году к Москве подошли войска татарского царевича Мазовши. Великого князя Василия II Тёмного в городе не было. (С.К.Романюк пишет, что он попросту сбежал, бросив Москву на произвол судьбы). Москвичи своими силами отразили первую атаку татар. Митрополит Иона со священниками молился о заступничестве Пресвятой Богородицы, обходил с молитвой стены белокаменного Кремля. Это было 2 июля 1451 года. На следующий день жители ожидали нового приступа, люди готовились к сражению. Но утром обнаружилось, что татарское войско покинуло стан. Историки свидетельствуют, что Мазовша решил вернуться в Орду в связи со сложной внутриполитической ситуацией. В Москве это событие расценили как чудо, заступничество Пресвятой Богородицы. 2 июля по старому стилю (юлианскому календарю), 17 июля – по современному летоисчислению православная церковь отмечает праздник Положения Святой Ризы Пресвятой Богородицы – Ризоположение.