Азбука прав ребенка родительское собрание. Родительское собрание "Права ребёнка". Уголовный кодекс РФ

(Участвуют дети подготовительной к школе группы, их родители.)

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда!

Одно из главных и важных прав у всех, кто живет на земле – это право на здоровье. Начиная день с приветствия «Здравствуй», мы дарим миру, человеку здоровье.

Песня с игрой на музыкальных инструментах «Здравствуй, Родина моя!»

С Родиной мы поздоровались, теперь пришло время поздороваться с вами, уважаемые родители. Не случайно наше родительское собрание открыто строчками: «Как хорошо, что есть права...». Что мы в наше время знаем о правах ребенка, с какого возрастного периода жизни ребенок может воспользоваться своими правами?

По инициативе ООН с 2001 года объявлено международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты. Россия активно откликнулась на эту инициативу, появились всевозможные проекты, но к сожалению, в целом правовая и педагогическая культура наших граждан находится на низком уровне. С положениями Конвенции о правах ребенка, знаком лишь 1% родителей. О существовании Семейного кодекса известно 58%, но назвать свои права и обязанности смогли только 28%. 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка – означает нарушить его право. Вместе с тем 74% допускают шлепок по попе и 31% - использование ремня, как вид наказания.

Мы должны знать права детей, чтобы не допускать ошибок в воспитании. Помогут нам в этом два основных документа: Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка. Ну а дети сейчас помогут раскрыть и напомнить вам, уважаемые взрослые, их права.

Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите.

Конвенцию мы изучаем и вас

К тому же призываем!

У меня есть право

Бесплатно обучаться.

Интересно, весело

В школе заниматься!

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка будет

Теплый, светлый дом.

Право есть у всех на свете

Говорить всегда, везде,

Знают взрослые и дети,

На родном лишь языке!

Право есть еще одно –

Нам питание нужно.

И чистая вода всегда

На столе стоять должна.

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить!

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты!

А мечты исполняются только тогда, когда мы живем в дружбе со всем, что нас окружает.

Песня с движениями «Не дразните собак».

Уважаемые родители, кем для вас являются ваши дети? (Ответы родителей.)

Мне очень приятно слышать, что для вас дети – это личности, личности, которые стоят на пути формирования. Неотъемлемой частью отношения к ним должно стать для нас уважение.

Ребята, что для вас значит, когда вас уважают?

Взрослая аудитория, что значит для вас – уважать?

Все, что вы сказали, плюс ответы детей, все это должно переплестись и применяться на практике по отношению к нашим детям. Уважение должно стать основой отношений: взрослый – ребенок.

Дети вас несомненно уважают и очень преданно любят. Они приготовили вам небольшие символы своей любви к вам (дарят сердечки). Спасибо вам, ребята, за ваш труд, за то, что вы так помогли нам сегодня, мы очень вам благодарны.

Дети уходят в группу.

Ну а мы, уважаемые родители, послушаем сейчас ответы ваших детей на некоторые вопросы.

Аудио – запись детских ответов на вопросы:

  • У вас есть права?
  • Знаете ли вы их? Назовите?
  • А обязанности у вас есть?
  • Какие?
  • Дома вас называют ласково?
  • А как вас поощряют за какие-то достижения, послушание?
  • А приходилось вам слышать от своих родителей фразы: «Мне некогда, подожди, не мешай»?
  • Кто из вас поскорее хочет стать взрослым?
  • Почему?
  • Став взрослыми, вы будете наказывать своих детей?
  • Что бы вы хотели пожелать своим родителям?

Уважаемые родители, взрослые, я, наш педагогический коллектив, призываем вас установить в своих домах согласие и понимание. Научитесь, слушать, слышать детей, исключите игнорирование, всегда уважайте, ведь они взрослеющие личности!

Не травите детство спором.

Не судите разговором.

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

За шалости не корите.

Ни родитель, и ни взрослый,

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите!

Родителям раздаются брошюры о правовом воспитании.

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Азбука прав ребенка»

Цель: Изучение основных прав ребенка провозглашенных в Конвенции о правах ребенка с детьми и их родителями.

Задачи:

  • Воспитывать уважение к человеческой личности;
  • Способствовать воспитанию чувства уважения к семье;
  • Способствовать повышению информированности детей и их родителей о Конвенции по правам ребенка;
  • Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества;
  • Активизировать познавательную активность и систематизировать знания родителей о правах детей;
  • Показать значимую роль семьи в исполнении этого закона.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, буклеты для родителей.

Участники:

Ведущий

Кот Базилио

Лиса Алиса

Дети подготовительной группы и их родители (законные представители);

Сотрудники МБДОУ - детский сад № 28.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день уважаемые дети, родители и гости! У нас сегодня с вами очень необычная совместная встреча. Наша встреча пройдет в форме семинара - практикума, на котором мы узнаем что - то для себя новое и закрепим свои знания в игре.

Тема нашей встречи актуальна в современном обществе. Человек, едва входя в раннее детство, сталкивается с большим количеством запретов и обязательств, на детские плечи родители порой возлагают не мысленные требования не имеющих границ. Но в наше учреждение приводят детей из семей, где ребята выполняют возложенные на них посильные и интересные обязанности с большим удовольствием. Если есть обязательства, есть и права

Именно обязательства детей являются переходным мостиком к правам детей

К теме нашей встрече

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах.

В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

А одной из важнейших составляющих декларации является конвенция о правах ребенка. И сегодня мы познакомимся с этим значимым для каждого из нас документом и продемонстрируем свои знания и опыт по нашим правам.

С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает многими правами. А какими именно мы узнаем, когда посмотрим видеоклип «Права детей».

Просмотр видеоклипа «Смешарики». Танец под презентацию «Права ребенка».

Ведущий: О каких правах ребенка вы узнали из презентации и клипа? Родители: - О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь.

Ведущий: В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав ребёнка, и дано их толкование, принимая во внимание, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Человек родился, как сложится его судьба, какую жизнь он проживёт, кем станет, зависит от людей, окружающих его с самого рождения. Мама и папа выбирают имя для малыша с первых дней жизни. Полное развитие ребенка как духовное, так и физическое происходит в семье. Только в семье мы чувствуем себя в безопасности, окружены любовью и заботой. Семья нас учит толерантности в отношениях с людьми разных национальностей, уважению к людям разных национальностей.

1 ребенок: Будь ты русский,

2 ребенок: или янки,

3 ребенок: иль испанец,

4 ребенок: индианка,

5 ребенок: с Волги - матушки великой,

6 ребенок: иль с соседней Украины,

7 ребенок: с гор Кавказских,

8 ребенок: иль с Востока,

9 ребенок: из Японии далекой,

10 ребенок: с экзотических островов,

11 ребенок: или с таборных шатров.

12 ребенок: Люди с белой кожей, люди с черной кожей

Все мечтают об одном и том же: Жить на свете дружно, без войны, чтобы не было несчастья и беды.

Песня «Мы рисуем голубя» (муз. О. Шугаева, ел. М. Лисича).

Ведущий: Что такое семья? Это слово понятно всем, как слова "хлеб", "вода". Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло - это настоящее счастье.

Ребенок:

Семья - людей святой оплот

Надежду жить она дает,

Дает простор, дает тепло

Проблемам и беде назло.

Семья дает поддержку нам,

С ней все по силам, по зубам,

Все по плечу и по судьбе -

Семья, святой поклон тебе!

Ведущий: Когда ребенок подрастает, он попадает в другую большую, дружную «семью» - это детский сад, где его любят, уважают и ценят. При этом соблюдая его право на любовь и равенство, право на развитие и образование. И об этом всем поется в нашем гимне детского сада.

Исполняется «Гимн детского сада» детьми подготовительной группы.

Дети уходят и в зал входят Кот Базилио и Лиса Алиса.

Кот Базилио: Алиса, ты погляди сколько здесь народу собралось, что - то обсуждают, а нас - то и не пригласили.

Лиса Алиса: А по какому они поводу здесь собрались, что обсуждают?

Кот Базилио: А давай спросим! Что это вы тут делаете? Что интересного Вам рассказывают?

Родители: Нас знакомят с правами наших детей.

Лиса Алиса: Какие еще права? Зачем о них нужно знать?

Кот Базилио: Вот мы живем уже много лет на свете и ни о каких таких правах и не слышали. И живется нам очень хорошо - что хотим, то и делаем!

Ведущий: Да, знаем как вы живете и права других нарушаете. Вот посидите здесь с нами, посмотрите и послушайте. Может чему и научитесь. Ой, а к нам еще гость идет!

В зал входит Буратино, не обращает ни на кого внимание - считает монеты.

Буратино: Одна монета, вторая монета, третья, четвертая, пятая. Какой я богатый. Столько всего могу купить. И для себя, и для папы Карло.

К нему подбегают Кот Базилио и Лиса Алиса. Они пытаются отнять у Буратино монеты.

Лиса Алиса: Отдай мне монеты! Они мне нужны!

Кот Базилио: Нет, мне отдай! Тебе они не нужны!

Кот Базилио и Лиса Алиса начинают спорить, Буратино прячется за ведущего.

Ведущий: Подождите, подождите! Вы что это делаете? Зачем нарушаете право ребенка?

Кот Базилио: Это какое же право мы нарушили?

Ведущий: А ответить вам на этот вопрос помогут наши родители. Уважаемые родители, как вы думаете, какое право они нарушили?

Родители: Они нарушили право ребенка на имущество.

Ведущий: Правильно, каждый ребенок имеет право на имущество и никого нельзя произвольно лишить его имущества!

Лиса Алиса: Ух, какие умные здесь родители собрались. Хорошо, посидим мы с вами и поучим эти права.

Ведущий: А сейчас я предлагаю посмотреть вам отрывок из мультфильма «12 месяцев» и попробовать определить, какое право ребенка там нарушили.

Отрывок из мультфильма «12 месяцев», где мачеха посылает падчерицу работать (использование детского труда).

Ведущий: Уважаемые родители, как вы думаете, какое право было нарушено?

Родители: Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.

В коридоре раздаются крики и в зал вбегает Буратино, за ним с указкой и книжкой бежит Малъвина.

Мальвина: Уважаемый Буратино, вы должны сесть за стол и почитать азбуку!

Буратино: Я ничего тебе не должен! Не хочу читать твою азбуку, не нужно мне это!

Мальвина: Уважаемый Буратино, все дети учатся читать и Вам это тоже надо делать.

Буратино: Я сказал, что мне это не нужно и не буду я учиться!

Буратино топает ногой и выбегает из зала, Малъвина бежит за ним следом.

Кот Базилио: Вот какой хороший мальчик. Правильно делает, что не слушает Мальвину.

Лиса Алиса: Да, да. Вот мы тоже азбуку не читали и ничего, живем же!

Ведущий: Вот и ходите, пытаетесь всех обмануть, чтобы как - то прожить. А Буратино не хочет воспользоваться своим правом.

Кот Базилио: Опять заговорила про права. Каким же правом он не хочет воспользоваться?

Ведущий: А на этот вопрос нам помогут ответить наши родители.

Родители: Право ребенка на образование.

Ведущий: Существует еще много прав, которые есть у детей. И сейчас предлагаю Коту Базилио и Лисе Алисе попробовать ответить на вопросы по правам, которые для них приготовили жители сказочной страны. А если вы не сможете правильно ответить, то вам помогут дети и их родители.

Презентация «Права ребенка в сказках»

Ведущий: Молодцы, вы все справились с заданиями. Думаю, что наши гости теперь будут соблюдать права детей и не будут их обижать.

Лиса Алиса: Спасибо Вам за науку! Мы теперь много узнали. К. Б. : - Да, да! Мы теперь не будем обижать маленьких.

Ведущий: Для того чтобы вы не забывали про эти права, мы вам дарим книгу «Конвенция о правах ребенка».

Лиса Алиса: Спасибо. Нам пора домой. До свидания!

Кот Базилио и Лиса Алиса уходят.

Ведущий: И нам пришла пора заканчивать нашу встречу. Я думаю, что дети и родители сегодня узнали много нового и интересного. Родители, воспитывая своих детей, не будут забывать об их правах. Еще мы хотим на память раздать для родителей памятки «Права детей». А закончить нашу встречу предлагаю песней о правах.

Дети исполняют песню «О правах» (муз. В. Шаинского).


 Приложение ХОД СОБРАНИЯ: Ведущий: - Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на сегодняшней нашей встрече. - Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. - И начать наш разговор я хочу с выдержки из детского сочинения "Что такое детство"... "В детстве каждого человека есть яркие моменты и, несмотря на то, что дети постепенно взрослеют, волшебная страна детства сопровождает человека долгие годы. Дети становятся с годами взрослыми и умными, но все равно они никогда не забудут эту волшебную страну - первую свою школу жизни. Детство - это маленькая жизнь!" Ведущий: - Давайте вспомним своё детство и послушаем отрывок из "Всеобщей Декларации Прав Человека для Детей и Взрослых", автор А.Усачёв. "Всеобщая Декларация Прав Человека для Детей и Взрослых" Андрей Усачёв В большом городе жил Маленький Человек. Был он маленький-маленький, И дом у него был маленький. И сад у него был маленький. Днем Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своем саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот, курил маленькую трубочку и радовался тому, что все вокруг такое большое: и люди были такие большие, и дома были такие большие, и деревья были такие большие, и даже собаки были такие большие. Огорчало Маленького Человека только то, что Большим людям все это казалось маленьким; и люди им казались маленькими, и дома им казались маленькими, и деревья им казались маленькими, и даже собаки им казались маленькими... А уж Маленького Человека большие люди и вовсе не замечали. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цветы. - Что вы делаете?- кричал им Маленький Человек. - Пожалуйста, будьте внимательны... Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам. Тогда Маленький Человек купил себе собаку. Собаку он купил себе, конечно, очень маленькую. Но с таким громким голосом, что все стали обходить его дом стороной. - Странно, - думал Маленький Человек. - Большие люди боятся, когда на них кто-нибудь ЛАЕТ. Но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ... Однажды Маленький Человек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась "Всеобщая Декларация Прав Человека". В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он ни спрашивал, никто в городе даже не слышал о Правах Человека. - Большие люди удивительно безграмотны,- подумал Маленький Человек. - Надо это исправить. И однажды он вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках: ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ И РАВНЫМИ, ВСЕ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ДОСТОИНСТВО И ПРАВА. ВСЕ НАДЕЛЕНЫ РАЗУМОМ И ДОЛЖНЫ ОТНОСИТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ КАК БРАТЬЯ И СЕСТРЫ... - Это только начало этого произведения, а вот конец мы узнаем в конце нашей встречи. Ведущий: - В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. Документ, в котором записаны права детей - Конвенция ООН о правах ребенка, вступила в силу 15 сентября 1990 года. Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития. - Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок - равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни. Дети: 1. Знать права детей хотите? В детский сад к нам приходите. Конвенцию мы изучаем и вас К тому же призываем. 2. Права ребенка надо знать, Не только знать, но выполнять! 3. Не отнимешь у ребенка Права вечного на отдых. Есть в Конвенции об этом Специальная статья. 4. Папа, мама, ты и я - Называемся "семья". И для нас Семейный Кодекс Выпускается, друзья! Ведущий: Наши дети хорошо знают свои права. Давайте все вместе посмотрим презентацию на эту тему. С помощью детей мы с вами вспомним, какие же права имеют наши дети? (Просмотр презентации) Дети: 1. Право на жизнь. 2. Право на бесплатную медицинскую помощь. 3. Право на бесплатное образование. 4. Право на отдых. 5. Право на индивидуальность. 6. Право на жилье. 7. Право на воспитание в семье и заботу родителей о детях. 8. Право на имя и гражданство. Ведущий: "Дети мира невинны, уязвимы и зависимы", - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире: Нормативные основы защиты прав детства К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: - Декларация прав ребенка (1959) - Конвенция ООН о правах ребенка (1989) - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ - Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения - юридическое право: - на воспитание; - на развитие; - на защиту; - на активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов - Семейный Кодекс РФ, Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", Закон "Об образовании". Семейный Кодекс РФ - документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 "Права несовершеннолетних детей" и глава 12 "Права и обязанности родителей". В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права "ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение". В целях "создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка", предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи). Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает: обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6); защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24); признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24); защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37); меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39). Уголовный кодекс предусматривает ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 - 136); за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 - 157). Семейный Кодекс РФ гарантирует: право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56); меру "лишение родительских прав" как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69); немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77). Закон "Об образовании" утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства" (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника" (ст. 56). В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении - подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения. Устав МДОУ - нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает: * защиту его от всех форм жестокого обращения, * права на охрану жизни и здоровья, * защиту его права на образование, * права на игру, * права на сохранение своей индивидуальности. - Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку. По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, "под жестоким отношением" к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение и т.д.), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т.д.). "Жестокое обращение" включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребенку, и вред, который эти действия наносят ему. В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. Одна из основных - приверженность традициям "Наказывали меня и ничего плохого в этом нет", а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей. Другая причина - высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал - и, по мнению взрослого, проблема решена. Но, вероятно, самая важная причина - незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях. В "Комментариях к Закону РФ "Об образовании" четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика. Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи. В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание. Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным. Один из самых разрушительных видов насилия - психологическое (эмоциональное) насилие. Эмоциональное насилие - это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви. Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. Хочется познакомить Вас с правами и обязанностями родителе: ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ 1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений. 2. На прием детей в МДОУ в соответствии с условиями договора МДОУ. 3. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса. 4. На перевод ребенка, в другое МДОУ. 5. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с воспитателем группы или администрацией МДОУ и обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса. 6. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями. 7. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку. 8. Требовать соблюдения прав ребенка. 9. На полную информацию об образовательно-воспитательном процессе в МДОУ. 10. Высказывать обоснованную критику в адрес МДОУ на родительских собраниях, а также при встрече с заведующим МДОУ в корректной форме. 11. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с заведующим МДОУ. 12. В случае конфликта между родителем и воспитателем, между воспитателем и ребенком, а также между детьми на перевод ребенка с согласия администрации в другую группу. 13. Оказывать материальную помощь образовательному учреждению, предусмотренным договором с МДОУ об использовании средств. 14. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса. ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию. 2. Обеспечивать детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом образовательном учреждении. 3. Следить за внешним видом, поведением своих детей. 4. Интересоваться успехами и неудачами своих детей. 5. Выполнять Договор, заключенный с образовательным учреждением. 6. Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и т. д.) . 7. Регулярно посещать родительские собрания, 8. Соблюдать режим МДОУ 9. В случае причиненного ущерба имуществу МДОУ родители обязаны возместить его. 10. Своевременная оплата за содержание ребенка в детском саду. Ведущий: Хочется предложить Вам поиграть с нами в игру "Я имею право". Я имею право. ЦЕЛЬ: Расширить область правовых знаний детей. МАТЕРИАЛ: Набор сюжетных картинок к статьям "Конвенции ООН о правах ребёнка". Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в "Конвенции ООН о правах ребёнка" (ребёнок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы). Шаблон "Я имею право" в виде знака "+". ХОД ИГРЫ: Родители поочерёдно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона "Я имею право". Затем каждый объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения. Ведущий: При рождении каждому человеку даётся имя и это имя выбираете Вы, дорогие мамы и папы. С этим именем ребенок живет всю свою жизнь. Для того, чтоб обогатить свои знания и интерес к своему имени, мы не зря попросили вас провести маленькое исследование - узнать, что же означает имя вашего ребенка и выполнить поделки "Моё имя". (см. приложение 1) - Спасибо за проявленный ваш интерес к данной теме, фантазию и творчество. Работы красивые, необычные, творчески раскрыты индивидуально, непохожие друг на друга, как и мы с вами. В этом и проявляется наша индивидуальность, непохожесть на других. Все люди разные, нет людей абсолютно одинаковых, поэтому и наш мир разноцветный, красочный, яркий. Ведущий: Детство - это самое счастливое время, каждый человек вспоминает годы юности и детства, всегда с очень теплыми чувствами, однако далеко не все люди могут в своей памяти найти те радостные мгновения. От каждого из нас зависит, будут ли дети нашего времени через несколько лет с улыбкой вспоминать годы радости, счастья и беззаботности. Российское государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой активности, воспитания высоких нравственных качеств. Необходимым условием формирования этих качеств является надежная социально-правовая защита детства. Именно поэтому Государственной Думой РФ 03.07.1998 принят Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В законе одним из принципов государственной политики в данной сфере прописана ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка. Игра "Разрешается, запрещается" (на закрепление) № 1. Петь, рисовать и танцевать. Уроки в школе посещать, Свои таланты развивать - Это.....(разрешается) № 2. Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг, Выражает свое мнение - Это.....(разрешается) № 3. Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают - Это.....(запрещается) № 4. Здесь ремень вокруг дитя, Как лента, извивается, Бить, наказывать - всегда.......(Запрещается!) № 5. Вот ребенок груз несет, Тащит, надрывается, В детстве тяжкая работа.......(Запрещается!) № 6. Этот черный человек Пред белым преклоняется. Быть над слабым господином Строго....(запрещается!) Дети: Как хорошо, что есть права! 1. Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают - 2. Чтоб нас никто не мог побить, Украсть, унизить и обидеть. Как хорошо, что есть права! 3. Права останутся навеки. Они помогут человеку, Мир восстановят навсегда. 4. И у младенца есть права, И у собаки, и у кошек тоже, Без прав на свете жить не сможем, Всегда нам право и везде поможет. Автор: К. Шамбур Ведущий: Анкетирование родителей. · Что нового Вы узнали сегодня? · Было ли для Вас это полезно? · Ваши пожелания и предложения. (см.приложение3) Ведущий: - И закончить нашу встречу, мы хотим концовкой рассказа Андрея Усачёва "Всеобщая Декларация Прав Человека для Детей и Взрослых". (обращаемся к слайду №1) "...Вскоре вокруг плаката собрались горожане. - Что это тут написано? - в недоумении спрашивали они друг у друга. Хотя Маленький Человек написал все ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. - Это слова из "Всеобщей Декларации Прав Человека", - объяснил им Маленький Человек. - Она написана для того, чтобы все люди знали о своих правах... - Глупость какая-то написана, заявил один Толстый гражданин.- Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 килограмма 500 граммов, а мой сосед всего 3 килограмма 100 граммов, а вы... - Послушайте! - сказал Маленький Человек. - Рождаться равными -- это не значит рождаться одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными значит РОЖДАТЬСЯ ЛЮДЬМИ. Маленькими и голыми. Ведь никто еще не появлялся на свет Министром с Портфелем или Генералом с Погонами. - Допустим, - сказал Толстый гражданин. - Но почему это я должен относиться ко всем как к братьям и сестрам? Я в семье единственный ребенок, и никаких братьев и сестер у меня сроду не было! - У меня их тоже не было, - вздохнул Маленький Человек. - Но все мы - люди, и значит, братья по разуму и происхождению... Говорят, что все люди произошли от Адама и Евы, то есть, приходятся друг другу родственниками. Только очень дальними. Вы, я думаю, приходитесь мне приблизительно 88-юродным дядей. - Вздор! - возмутился Толстый гражданин. Я, лично, атеист. И твердо знаю, что все люди произошли от обезьяны. И я, и вы! - Жаль, - грустно сказал Маленький Человек. В таком случае вы мне приходитесь 88 -юродным дядей по обезьяньей линии... - Вы только послушайте его!.. - закричал возмущенный "дядя". Но ни его, ни Маленького Человека никто уже на площади не слушал. Все активно выясняли, кто кому кем приходится. Сразу же нашлись стоюродные братья и двухсотюродные бабушки. А одна старушка высчитала, что приходится четырнадцатиюродной ТЕТЕЙ ПРЕЗИДЕНТА и побежала отругать его за то, что он принял плохой закон о пенсиях. Многие горожане перезнакомились между собой и по-родственному приглашали друг друга в гости. А Маленький Человек свернул свой плакат и отправился домой, весьма довольный этой маленькой победой. Ведущий: - У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность - великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность. Знание и понимание прав ребенка всеми участниками образовательного процесса, позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада. Решение общего родительского собрания 1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его. 2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем. 3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье. 4. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. 5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым. 6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. В завершении собрания я прочту выдержку из детского сочинения "Что такое детство"... "Детство уходит, ребенок взрослеет, становится более занятым, у него начинается новая жизнь. И все-таки память о детстве всегда живет в его сердце." Раздаются "Памятки" (см. приложение2) Используемая литература: 1. "Всеобщая Декларация Прав Человека для Детей и Взрослых", авт. Андрей Усачёв - МНПП "АНГСТРЕМ" Москва 2. "Именем Закона", авт. Олег Данилов - "Детская литература"1990г. 3. "Ваши права", авт. Е.С.Шабельник, Е.Г.Каширцева - "Вита - Пресс" 1995г. 4. "Права ребёнка", авт. Е.С.Шабельник - "Вита - Пресс" 1997г. 5. Право и образование// Дошкольное воспитание. Доронова Т.2001, № 10. 6. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко - М.: Л ИНКА-ПРЕСС, 2001. - 224 с. 7. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с. 8. Родительские собрания в детском саду. Зенина Т.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2007.- 96 с. Приложение 1 У счастливых родителей счастливые дети. Такие родители знают, что дети наше будущее. Конвенция ООН о правах ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция обязывает государства, подписавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Благодаря Конвенции права ребенка приобрели силу норм международного права. Конвенция призвана создать благоприятные условия для развития детей, которым предстоит в будущем строить гуманный мир. Статья 6 Ребёнок имеет право на жизнь и здоровое развитие. Статья 8. Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Статья 13-14. Ребёнок имеет право на свободу личности, право на свободу мысли, сознания и религии. В эти права входит свобода выражать свои мысли устно, письменно или в печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка. Статья 19. Ребёнок имеет право на защиту от всех видов физического или психологического насилия, оскорблений или злонамеренных действий со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, которое заботится о ребёнке, нехватки заботы или халатного отношения, грубого обращения или эксплуатации, а так же от злонамеренных сексуальных действий. Статья 20. Ребёнок, который временно или постоянно не имеет семейной среды, имеет право на особую защиту и помощь государства. Статья 27. Ребёнок имеет право на такой уровень жизни, какой необходим для его физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития. Ребёнок, неполноценный душевно или физически, должен жить полноценной и достойной жизнью в условиях, гарантирующих его собственное достоинство, помогающих ему поддерживать веру в свои силы и облегчающих его возможности активно участвовать в жизни общества. Статья 24, 26. Ребёнок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование. Статья 28, 29. Ребёнок имеет право на образование, целью которого является развитие личности, талантов, интеллектуальных и физических способностей ребёнка в наибольшем объёме. Статья 30. Ребёнок имеет право использовать родной язык, обратиться к религии своих родителей, использовать свою культуру, если он принадлежит к одной этнической, конфессиональной или языковой группе, которая в соответствующем государстве составляет меньшинство. Статья 31. Ребёнок имеет право на отдых и свободное время, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни, заниматься искусством. Статья 32. Ребёнок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любого труда, который может угрожать его здоровью, или стать препятствием в получении образования, или вредить его здоровью и физическому, интеллектуальному развитию. Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают - Чтоб нас никто не мог побить, Украсть, унизить и обидеть. Как хорошо, что есть права! Права останутся навеки. Они помогут человеку, Мир восстановят навсегда. И у младенца есть права, И у собаки т, и у кошек тоже, Без права на свете жить на сможем, Всегда нам право и везде поможет. Автор: К. Шамбур Составитель: Дьячкова Галина Тимофеевна социальный педагог МДОУ "Пингвин" г. Лабытнанги Приложение 2 ДЕТИ - НАШЕ БУДУЩЕЕ Дети - это воплощение и реализация наших родительских неосуществленных желаний и надежд, мы желаем воспитать своего ребенка так, чтобы он добился большего успеха в своей жизни. Каждый воспитатель, учитель хочет, чтобы его ученик был лучше него. Приложение 3 Анкета Что нового Вы узнали сегодня?_________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Было ли для Вас это полезно?__________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Ваши пожелания и предложения._______________________________________________ ____________________________________________________________________________ 00http://www.o-detstve.ru 00"Моя педагогическая инициатива"

Родительские собрания в детском саду

Конспект родительского собрания «Азбука прав ребенка»

Шамаева Вера Ивановна, воспитатель МДОУ-д/с №55 г.Саратов

Цель: Изучение основных прав ребенка провозглашенных в Конвенции о правах ребенка с детьми и их родителями.

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к человеческой личности;
  2. Способствовать воспитанию чувства уважения к семье;
  3. Способствовать повышению информированности детей и их родителей о Конвенции по правам ребенка;
  4. Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества;
  5. Активизировать познавательную активность и систематизировать знания родителей о правах детей;
  6. Показать значимую роль семьи в исполнении этого закона.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, буклеты для родителей.

Участники:

  1. Ведущий
  2. Кот Базилио
  3. Лиса Алиса
  4. Дети подготовительной группы и их родители (законные представители) ;
  5. Сотрудники МДОУ - детский сад №55.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день уважаемые дети, родители и гости! У нас сегодня с вами очень необычная совместная встреча. Наша встреча пройдет в форме семинара - практикума, на котором мы узнаем что - то для себя новое и закрепим свои знания в игре.

Тема нашей встречи актуальна в современном обществе. Человек, едва входя в раннее детство, сталкивается с большим количеством запретов и обязательств, на детские плечи родители порой возлагают не мысленные требования не имеющих границ. Но в наше учреждение приводят детей из семей, где ребята выполняют возложенные на них посильные и интересные обязанности с большим удовольствием. Если есть обязательства, есть и права

Именно обязательства детей являются переходным мостиком к правам детей

К теме нашей встрече

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах.

В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

А одной из важнейших составляющих декларации является конвенция о правах ребенка. И сегодня мы познакомимся с этим значимым для каждого из нас документом и продемонстрируем свои знания и опыт по нашим правам.

С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает многими правами. А какими именно мы узнаем, когда посмотрим видеоклип «Права детей».

Просмотр видеоклипа «Смешарики». Танец под презентацию «Права ребенка».

Ведущий: О каких правах ребенка вы узнали из презентации и клипа? Родители: - О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь.

Ведущий: В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав ребёнка, и дано их толкование, принимая во внимание, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Человек родился, как сложится его судьба, какую жизнь он проживёт, кем станет, зависит от людей, окружающих его с самого рождения. Мама и папа выбирают имя для малыша с первых дней жизни. Полное развитие ребенка как духовное, так и физическое происходит в семье. Только в семье мы чувствуем себя в безопасности, окружены любовью и заботой. Семья нас учит толерантности в отношениях с людьми разных национальностей, уважению к людям разных национальностей.

1 ребенок: Будь ты русский,

2 ребенок: или янки,

3 ребенок: иль испанец,

4 ребенок: индианка,

5 ребенок: с Волги - матушки великой,

6 ребенок: иль с соседней Украины,

7 ребенок: с гор Кавказских,

8 ребенок: иль с Востока,

9 ребенок: из Японии далекой,

10 ребенок: с экзотических островов,

11 ребенок: или с таборных шатров.

12 ребенок: Люди с белой кожей, люди с черной кожей

Все мечтают об одном и том же: Жить на свете дружно, без войны, чтобы не было несчастья и беды.

Песня «Мы рисуем голубя» (муз. О. Шугаева, ел. М. Лисича) .

Ведущий: Что такое семья? Это слово понятно всем, как слова "хлеб", "вода". Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло - это настоящее счастье.

Ребенок:

Семья - людей святой оплот

Надежду жить она дает,

Дает простор, дает тепло

Проблемам и беде назло.

Семья дает поддержку нам,

С ней все по силам, по зубам,

Все по плечу и по судьбе -

Семья, святой поклон тебе!

Ведущий: Когда ребенок подрастает, он попадает в другую большую, дружную «семью» - это детский сад, где его любят, уважают и ценят. При этом соблюдая его право на любовь и равенство, право на развитие и образование. И об этом всем поется в нашем гимне детского сада.

Исполняется «Гимн детского сада» детьми подготовительной группы.

Дети уходят и в зал входят Кот Базилио и Лиса Алиса.

Кот Базилио: Алиса, ты погляди сколько здесь народу собралось, что - то обсуждают, а нас - то и не пригласили.

Лиса Алиса: А по какому они поводу здесь собрались, что обсуждают?

Кот Базилио: А давай спросим! Что это вы тут делаете? Что интересного Вам рассказывают?

Родители: Нас знакомят с правами наших детей.

Лиса Алиса: Какие еще права? Зачем о них нужно знать?

Кот Базилио: Вот мы живем уже много лет на свете и ни о каких таких правах и не слышали. И живется нам очень хорошо - что хотим, то и делаем!

Ведущий: Да, знаем как вы живете и права других нарушаете. Вот посидите здесь с нами, посмотрите и послушайте. Может чему и научитесь. Ой, а к нам еще гость идет!

В зал входит Буратино, не обращает ни на кого внимание - считает монеты.

Буратино: Одна монета, вторая монета, третья, четвертая, пятая. Какой я богатый. Столько всего могу купить. И для себя, и для папы Карло.

К нему подбегают Кот Базилио и Лиса Алиса. Они пытаются отнять у Буратино монеты.

Лиса Алиса: Отдай мне монеты! Они мне нужны!

Кот Базилио: Нет, мне отдай! Тебе они не нужны!

Кот Базилио и Лиса Алиса начинают спорить, Буратино прячется за ведущего.

Ведущий: Подождите, подождите! Вы что это делаете? Зачем нарушаете право ребенка?

Кот Базилио: Это какое же право мы нарушили?

Ведущий: А ответить вам на этот вопрос помогут наши родители. Уважаемые родители, как вы думаете, какое право они нарушили?

Родители: Они нарушили право ребенка на имущество.

Ведущий: Правильно, каждый ребенок имеет право на имущество и никого нельзя произвольно лишить его имущества!

Лиса Алиса: Ух, какие умные здесь родители собрались. Хорошо, посидим мы с вами и поучим эти права.

Ведущий: А сейчас я предлагаю посмотреть вам отрывок из мультфильма «12 месяцев» и попробовать определить, какое право ребенка там нарушили.

Отрывок из мультфильма «12 месяцев», где мачеха посылает падчерицу работать (использование детского труда) .

Ведущий: Уважаемые родители, как вы думаете, какое право было нарушено?

Родители: Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.

В коридоре раздаются крики и в зал вбегает Буратино, за ним с указкой и книжкой бежит Малъвина.

Мальвина: Уважаемый Буратино, вы должны сесть за стол и почитать азбуку!

Буратино: Я ничего тебе не должен! Не хочу читать твою азбуку, не нужно мне это!

Мальвина: Уважаемый Буратино, все дети учатся читать и Вам это тоже надо делать.

Буратино: Я сказал, что мне это не нужно и не буду я учиться!

Буратино топает ногой и выбегает из зала, Малъвина бежит за ним следом.

Кот Базилио: Вот какой хороший мальчик. Правильно делает, что не слушает Мальвину.

Лиса Алиса: Да, да. Вот мы тоже азбуку не читали и ничего, живем же!

Ведущий: Вот и ходите, пытаетесь всех обмануть, чтобы как - то прожить. А Буратино не хочет воспользоваться своим правом.

Кот Базилио: Опять заговорила про права. Каким же правом он не хочет воспользоваться?

Ведущий: А на этот вопрос нам помогут ответить наши родители.

Родители: Право ребенка на образование.

Ведущий: Существует еще много прав, которые есть у детей. И сейчас предлагаю Коту Базилио и Лисе Алисе попробовать ответить на вопросы по правам, которые для них приготовили жители сказочной страны. А если вы не сможете правильно ответить, то вам помогут дети и их родители.

Презентация «Права ребенка в сказках»

Ведущий: Молодцы, вы все справились с заданиями. Думаю, что наши гости теперь будут соблюдать права детей и не будут их обижать.

Лиса Алиса: Спасибо Вам за науку! Мы теперь много узнали. К. Б. : - Да, да! Мы теперь не будем обижать маленьких.

Ведущий: Для того чтобы вы не забывали про эти права, мы вам дарим книгу «Конвенция о правах ребенка».

Лиса Алиса: Спасибо. Нам пора домой. До свидания!

Кот Базилио и Лиса Алиса уходят.

Ведущий: И нам пришла пора заканчивать нашу встречу. Я думаю, что дети и родители сегодня узнали много нового и интересного. Родители, воспитывая своих детей, не будут забывать об их правах. Еще мы хотим на память раздать для родителей памятки «Права детей». А закончить нашу встречу предлагаю песней о правах.

Дети исполняют песню «О правах» (муз. В. Шаинского) .

Цель:

Повышать уровень правовой культуры родителей, вести психолого-педагогическое просвещение семьи через разнообразные формы работы.

Задачи:

Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;

Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;

Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

Подготовка к собранию:

1. Выставка литературы «Семейный Кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Устав МДОУ», «Декларация прав ребенка».

2. Выставка творческих работ «Мое имя».

3. Подготовка к театрализованному представлению «Калейдоскоп сказок» по гражданскому- правовому воспитанию детей.

Повестка дня :

    Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах. (Выступление воспитателя Литвиненко О.Ю.);

    Мини — театрализованное представление по гражданскому – правовому воспитанию детей «Калейдоскоп сказок» (выступление детей старшей- подготовительной группы);

    Решение собрания.

ХОД СОБРАНИЯ

Воспитатель:

— Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на сегодняшней нашей встрече. Сегодня мы собрались, обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка. И начать наш разговор я хочу с выдержки из детского сочинения «Что такое детство»…

«В детстве каждого человека есть яркие моменты и, несмотря на то, что дети постепенно взрослеют, волшебная страна детства сопровождает человека долгие годы. Дети становятся с годами взрослыми и умными, но все равно они никогда не забудут эту волшебную страну – первую свою школу жизни. Детство – это маленькая жизнь! »

Воспитатель:

— Давайте вспомним своё детство и послушаем отрывок из «Всеобщей Декларации Прав Человека для Детей и Взрослых», автор А. Усачёв.

В большом городе жил Маленький Человек. Был он маленький-маленький, И дом у него был маленький. И сад у него был маленький. Днем Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своем саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот, курил маленькую трубочку и радовался тому, что все вокруг такое большое: и люди были такие большие, и дома были такие большие, и деревья были такие большие, и даже собаки были такие большие. Огорчало Маленького Человека только то, что Большим людям все это казалось маленьким; и люди им казались маленькими, и дома им казались маленькими, и деревья им казались маленькими, и даже собаки им казались маленькими. А уж Маленького Человека большие люди и вовсе не замечали. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цвет – Что вы делаете? — кричал им Маленький Человек. — Пожалуйста, будьте внимательны. Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам. Тогда Маленький Человек купил себе собаку. Собаку он купил себе, конечно, очень маленькую. Но с таким громким голосом, что все стали обходить его дом стороной.- Странно, — думал Маленький Человек. - Большие люди боятся, когда на них кто-нибудь ЛАЕТ. Но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ. Однажды Маленький Человек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека». В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он ни спрашивал, никто в городе даже не слышал о Правах Человека. -Большие люди удивительно безграмотны, — подумал Маленький Человек.- Надо это исправить. И однажды он вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:

ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ И

РАВНЫМИ,

ВСЕ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ

ДОСТОИНСТВО И ПРАВА.

ВСЕ НАДЕЛЕНЫ

РАЗУМОМ И ДОЛЖНЫ ОТНОСИТЬСЯ

ДРУГ К ДРУГУ КАК БРАТЬЯ И СЕСТРЫ.

— Это только начало этого произведения, а вот конец мы узнаем в конце нашей встречи.

Воспитатель:

— В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. Конвенция ООН о правах ребенка, вступила в силу 15 сентября 1990 года.

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей.

— Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правовом применении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.

Воспитатель:

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)

– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Устав МДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Конвенция о правах ребенка - провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах.

Реализация прав ребенка включает:

Защиту его от всех форм жестокого обращения,

Права на охрану жизни и здоровья,

Защиту его права на образование,

Права на игру,

Права на сохранение своей индивидуальности.

— Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

«Жестокое обращение» включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребенку, и вред, который эти действия наносят ему.

Но, вероятно, самая важная причина - незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок.

В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка.

Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду.

Воспитатель:

При рождении каждому человеку даётся имя и это имя выбираете Вы, дорогие мамы и папы. С этим именем ребенок живет всю свою жизнь. Для того, чтоб обогатить свои знания и интерес к своему имени, мы не зря попросили вас провести маленькое исследование – узнать, что же означает имя вашего ребенка и выполнить поделки «Моё имя». (см. приложение 1)

— Спасибо за проявленный ваш интерес к данной теме, фантазию и творчество. Работы красивые, необычные, творчески раскрыты индивидуально, непохожие друг на друга, как и мы с вами. В этом и проявляется наша индивидуальность, непохожесть на других.

Все люди разные, нет людей абсолютно одинаковых, поэтому и наш мир разноцветный, красочный, яркий.

Воспитатель:

Детство — это самое счастливое время, каждый человек вспоминает годы юности и детства, всегда с очень теплыми чувствами, однако далеко не все люди могут в своей памяти найти те радостные мгновения. От каждого из нас зависит, будут ли дети нашего времени через несколько лет с улыбкой вспоминать годы радости, счастья и беззаботности.

Воспитатель:

— И закончить нашу беседу, мы хотим концовкой рассказа Андрея Усачёва.

«… Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

— Что это тут написано? — в недоумении спрашивали они друг у друга. Хотя Маленький Человек написал все ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ.

— Это слова из «Всеобщей Декларации Прав Человека», — объяснил им Маленький Человек.

Она написана для того, чтобы все люди знали о своих правах.

— Глупость какая-то написана, заявил один Толстый гражданин. - Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 килограмма 500 граммов, а мой сосед всего 3 килограмма 100 граммов, а вы.

— Послушайте! - сказал Маленький Человек.

— Рождаться равными — это не значит рождаться одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми.

Рождаться равными значит РОЖДАТЬСЯ ЛЮДЬМИ. Маленькими и голыми. Ведь никто еще не появлялся на свет Министром с Портфелем или Генералом с Погонами.

— Допустим, - сказал Толстый гражданин. - Но почему это я должен относиться ко всем как к братьям и сестрам? Я в семье единственный ребенок, и никаких братьев и сестер у меня сроду не было!

— У меня их тоже не было, — вздохнул Маленький Человек.

— Но все мы — люди, и значит, братья по разуму и происхождению.

Говорят, что все люди произошли от Адама и Евы, то есть, приходятся друг другу родственниками. Только очень дальними. Вы, я думаю, приходитесь мне приблизительно 88-юродным дядей.

— Вздор! — возмутился Толстый гражданин. Я, лично, атеист. И твердо знаю, что все люди произошли от обезьяны. И я, и вы!

— Жаль, - грустно сказал Маленький Человек. В таком случае вы мне приходитесь

88 -юродным дядей по обезьяньей линии.

— Вы только послушайте его. — закричал возмущенный «дядя».

Но ни его, ни Маленького Человека никто уже на площади не слушал. Все активно выясняли, кто кому кем приходится. Сразу же нашлись стоюродные братья и двухсотюродные бабушки. А одна старушка высчитала, что приходится четырнадцатиюродной ТЕТЕЙ ПРЕЗИДЕНТА и побежала отругать его за то, что он принял плохой закон о пенсиях.

Многие горожане перезнакомились между собой и по-родственному приглашали друг друга в гости.

А Маленький Человек свернул свой плакат и отправился домой, весьма довольный этой маленькой победой.

Воспитатель:

— У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность. Знание и понимание прав ребенка, позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

В завершении собрания я зачитаю выдержку из детского сочинения «Что такое детство»…

«Детство уходит, ребенок взрослеет, становится более занятым, у него начинается новая жизнь. И все-таки память о детстве всегда живет в его сердце».

А сейчас мы с ребятами хотим показать как мы владеем знаниями своих прав. Перед вами начинается театрализованное представление по гражданско-правовому воспитанию дошкольников «Калейдоскоп сказок».

В сказочном царстве, сказочном государстве жили-были сказки. Жили не тужили, в гости к друг другу ходили. Все у них шло своим чередом, пока не появились у них в сказках три Василисы.

Василисы танцуют хоровод.

1. Василиса: — Пришла пора навести в сказках порядок. Защитить права сказочных героев.

2. Василиса: — Знать права детей хотите?

В сказки к нам вы поспешите.

3. Василиса: — Мы расскажем вам сперва

Из Конвенции права.

1. Василиса: — Кому подскажем,

2. Василиса: — Кого накажем,

3. Василиса: — А кому Декларацию расскажем.

Вместе: — Мы все сказки разберем и порядок наведем

Открывается одна половинка занавеса

Медведь (поворачивается к Маше и говорит) :

— Теперь ты будешь у меня жить, кашу варить, пол подметать, в избушке убирать! И из избушки на улицу не выходить. А иначе поймаю и съем! Я так сказал!

Маша (подходит к Василисам) :

— Теперь я должна у него жить, кашу варить, пол подметать, в избушке убирать! И из избушки никуда не выходить. А иначе он меня поймает и съест! А я хочу домой к бабушке, дедушке. (Плачет)

Ведущая:

— Василисы премудрые помогите разобраться нашим гостям. Кто прав, а кто нет.

Василисы:

— Мы знаем, что Миша не прав. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Миша, отпусти Машу домой.

Маша (подбегает к медведю) .

— Миша, приходи к нам в гости, мы тебе будем очень рады. Бабушка тебя кашей будет кормить, а с дедушкой в шахматы будешь играть.

Миша (грустно) :

— Ладно, Маша, пойдем, я тебя отведу домой и извинюсь перед бабушкой и дедушкой. Я не знал. А вы ко мне приходите, я вас ягодой буду угощать. Ее в лесу много.

Воспитатель:

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Идет зайчик и плачет. Ведущая спрашивает:

— Что ты, заинька, плачешь?

Зайчик: — Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала…

Появляется Лиса:

— Ой -ой, какие мы нежные. А что, я виновата, что ли? Мой дом растаял, мне жить негде. А мне твой домик очень понравился. Ты себе еще построишь.

Заяц:

— Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). И ты не имела право выгонять меня из дома.

Воспитатель: каждый имеет право на неприкосновенность жилища, и ты, лиса, не имеешь право выгонять зайца из его собственного дома.

Лиса (обнимает зайца и говорит) :

— Все! Я поняла. Пошли. Я соберу свои вещи и больше обижать тебя не буду, только помоги мне построить такой же домик.

Заяц:

— Лиса, можешь пожить у меня в домике, пока будем строить твой. Только, чур, меня не выгонять.

Воспитатель: каждый имеет право на неприкосновенность жилища

Открывается занавес, идет Красная Шапочка и поет песенку. А навстречу ей Волк.

Волк:

— Ага, попалась! Я тебя съем!

1. Василиса:

— Красная Шапочка, не бойся, здесь тебя никто не обидит.

2. Василиса:

— Волк, стой! Ты не имеешь право трогать Красную Шапочку.

Волк:

— Как это, я есть хочу, а она такая вкусненькая, мягонькая, пухленькая прямо сейчас целиком проглочу.

3. Василиса:

— У Красной Шапочки полная корзинка пирожков, угощайся. Волк нюхает пирожок.

Волк:

— О, какой ароматный. Кто испек!

Красная Шапочка:

— Мама!

Волк:

— Пошли я тебя к маме отведу, вдруг дорогой тебя кто-нибудь обидит.

Волк берет Красную Шапочку за руку, и они уходят.

Ведущая: каждый имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

(Вбегает Буратино и прячется за Василис) и говорит:

— Не выдавайте, меня ищет Мальвина.

Появляется Мальвина.

— Здравствуйте! Вы этого непослушного Буратино не видели?

Василисы:

— А что случилось?

Мальвина:

— Этот противный мальчишка опять от меня убежал, руки мыть не хочет, уроки учить не желает. (Берется руками за голову и качает) я так от него устала. Противный, плохой, непослушный мальчик.

Буратино (выходит из-за Василис и понуро бредет к Мальвине) :

— Ну, Мальвина, ты меня замучила: сколько-будет 2+2? Как пишется буква А? Да не знаю я! И мне это не надо! Учись, учись!

Василисы:

— Буратино, как это не надо? Ведь ты не умеешь ни читать, ни писать. Опять Кот и Лиса тебя обманут. Все люди имеют право на образование. А ты не хочешь использовать свое это право.

Буратино (чешет затылок и смущенно говорит) :

— Да? Ой, что-то я не подумал. Мальвиночка, милая, научи меня читать и писать, пожалуйста.

Мальвина (строго)

— Конечно, научу. Только слушаться меня во всем. Руки мыть, зубы чистить и с Артемоном не драться.

Воспитатель: Все люди имеют право на образование

Буратино подбегает к Мальвине нежно берет за руку, и они уходят.

Воспитатель: Спасибо вам, Василисы премудрые, что помогли нам в сказках навести порядок и всех померить.

Василисы поют ЧАСТУШКИ.

1. У ребенка право есть, где пожить и что поесть.

Да еще просить при этом шоколадную конфету.

2. Право прыгать и шалить, арифметику учить.

Право есть и отдыхать. И в семье всем проживать.

3. Папа, мама, ты и я – называется семья

И для нас семейный кодекс выпускается друзья!

ХОРОМ: Хорошо, что есть права у тебя и у меня

Закон нас строго защищает, великой силой обладает

(все выходят на поклон)

Решение общего родительского собрания

1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его.
2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.
3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье.
4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.
6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.

Срок: постоянно

Ответственные: родители, воспитатели