Административный иск на действия должностного лица. Административное исковое заявление – что это такое

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту. Обращение в суд связано с подготовкой процессуальных документов, на основании которых будет инициировано судебное разбирательство. Согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) таким процессуальным документом выступает административное исковое заявление.

Обратиться в суд с таким исковым заявлением можно как для защиты своих прав, свобод и законных интересов, которые нарушены или оспариваются, так и для защиты чужих. Также обратиться в суд возможно, если лицо считает, что созданы какие-либо препятствия для осуществления его права и свобод, либо на лицо возложена какая-либо обязанность. КАС РФ связывает обращение в суд также и с защитой публичных интересов в установленных законом случаях.

Важно помнить, что закон установил для некоторых категорий споров (например, споры о взыскании недоимок по налогам с физических лиц (часть 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), споры по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа (часть 2 статьи 138 НК РФ) обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора. В случае несоблюдения данной процедуры суд осуществит возврат иска по статье 129 КАС РФ.

Административное исковое заявление подается либо в письменной форме либо путем заполнения специальной формы через сеть Интернет. В заявлении должны быть обязательно дата подписания и непосредственно сама подпись истца или уполномоченного представителя.

В статье 125 КАС РФ закреплены требования к содержанию искового заявления. Так в последнем должно быть:

  • наименование и реквизиты суда, куда подается заявление;
  • наименование и реквизиты административного истца;
  • наименование и реквизиты административного ответчика;
  • сведения о нарушении прав, свобод и законных интересов;
  • непосредственно требования к ответчику;
  • информация о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора (если данный спор требует такой процедуры);
  • приложение к административному иску;
  • иные сведения.

Истец в исковом заявлении должен ссылаться на имеющиеся у него доказательства, а также на известные ему доказательства. В случае если какие-то доказательства отсутствуют у истца и не могут быть им получены самостоятельно, то последний вправе в исковом заявлении сразу заявить ходатайство об истребовании таких доказательств. Также истцом могут быть заявлены и иные ходатайства.

Административное исковое заявление может содержать следующие требования:

  1. О признании недействующим полностью (в части) нормативного правого акта.
  2. О признании незаконным полностью (в части) решения, действия (бездействия) ответчика.
  3. Об обязании воздержаться от каких-либо действий.
  4. Иные требования.

Законодатель особое внимание уделяет приложению к иску, так как отсутствие некоторых документов в приложении может явиться основанием для возврата искового заявления. Среди таких документов необходимо назвать:

Документ, который подтверждает оплату государственной пошлины;

Документ, подтверждающий высшее юридическое образование представителя;

Доверенность на представителя;

Уведомление или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов;

Документы, подтверждающие соблюдение досудебного урегулирования спора.

Все вышеперечисленные документы могут быть представлены в суд также и в электронной форме.

После поступления административного искового заявления в суд у судьи есть три дня на его принятие к производству. В случае принятия искового заявления к производству судья выносит определение об этом.

Однако судья может вынести и отказ в принятии искового заявления. Так, согласно статье 128 КАС РФ основаниями для отказа в принятии административного иска будут являться:

Если поданное заявление рассматривается не в административном порядке;

Если административный иск подан публично-правовым образованием, должностным лицом или гражданином в защиту прав и свобод другого лица или лиц, однако законом ему не представлено такое право;

Если будет установлено, что административное исковое заявление оспаривает нормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) должностного лица, которые не затрагивают и не нарушают права и свободы административного истца;

Иные основания для отказа.

Отказ можно обжаловать в вышестоящую инстанцию путем подачи частной жалобы. В случае если определение об отказ в принятии административного искового заявления будет оставлен в силе, то повторно обратиться с аналогичным административным исковым заявлением будет нельзя.

Помимо определения об отказе в принятии, суде может возвратить административное исковое заявление или оставить его без движения.

Возвращение искового заявления согласно статье 129 КАС РФ возможно, если:

  1. Если при подаче иска не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора;
  2. Неподсудности спора суду.
  3. Если лицо, подавшее иск, не обладает административной процессуальной дееспособностью.
  4. Если в производстве суда, а также иного суда или арбитражного суда уже имеется ранее возбужденное дело по аналогичному спору между теми же сторонами.
  5. При иных основаниях, предусмотренных законом.

На определение о возврате искового заявления может быть подана частная жалоба. Однако, в отличие от отказа в принятии иска, возврат иска не препятствует повторному обращению с аналогичными требованиями. Для повторного обращения необходимо устранить основания, послужившие причиной для возврата. Такие основания перечислены в определении суда о возврате.

Если же на стадии принятия решения о принятии к производству административного искового заявления суд установит нарушения по форме, содержанию или в приложении к исковому заявлению, то такое исковое заявление будет оставлено без рассмотрения. Вынося определение об оставлении заявления без движения, суд предоставляет время на исправление оснований, послуживших причиной для оставления без движения. Если истец не устранит данные основания, то иск считается неподанным и возвращается лицу, его подавшему. На определение об оставлении административного искового заявления без движения можно подать частную жалобу.

  • об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  • об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  • об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
  • Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Административный иск по кас рф — образец

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц. 6. Суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц.
7. В случаях, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, суд рассматривает административное дело по существу. Комментируемой статьей отдельно от положений ст. 45 Кодекса закреплены некоторые права сторон в административном деле, а именно право на изменение основания или предмета административного иска, на отказ от административного иска, на признание административного иска и на заключение сторонами соглашения о примирении.

Как внести исправления в административное исковое заявление?

Как следует из содержания приведенного и оспариваемого в жалобе законоположения, право изменить основание или предмет иска предоставлено только истцу, но не суду. Такое нормативное регулирование вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П и от 26 мая 2011 года N 10-П).

КАС РФ, оно должно отвечать нормам, изложенным в ст. 209 КАС РФ. В нем должны указываться:

  • данные об органах или лицах, принявших оспариваемый акт;
  • регистрационные данные оспариваемого акта;
  • данные о применении оспариваемого акта к истцу;
  • данные о действующих правовых нормах, имеющих большую юридическую значимость, которым противоречит оспариваемый акт;
  • сведения о документах, подтверждающих обоснованность иска, или об обстоятельствах, по которым они не могут быть представлены суду;
  • ходатайства, связанные с необходимостью получения документов, подтверждающих обоснованность исковых требований;
  • требование о признании акта недействительным с отсылкой к действующему нормативному акту, которому он противоречит.

Дополнение исковых требований по кас рф образец

В него включены прокуроры, следователи, судьи и прочие граждане, участие в процессе которых не предусмотрено. Представители предъявляют документы, подтверждающие наличие надлежащего образования, полномочий.

Результаты рассмотрения После изучения претензий и документов, должно быть принято решение по административному исковому заявлению. Основания для него регламентируются в 127-130 статьях Кодекса.

Инфо

Суд может принять иск к своему производству или отказать в этом, оставить его без движения. Принять к рассмотрению документы необходимо в трехдневный срок.

После этого на протяжении 2-х мес. суд изучает иск и приложения к нему. По результатам рассмотрения выносится соответствующее определение.

В случае принятия иска стороны оповещаются о времени, дате и месте проведения заседания. Инстанция вправе привлечь к разбирательству и других лиц, если спор затрагивает их интересы.

Сокращенные сроки направления претензий Выше говорилось о том, что, при оспаривании решений административный иск можно предъявить в течение 2-х мес. с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение. Однако для некоторых категорий дел законодательство предусматривает сокращенные сроки.

Например:

  1. Исковое заявление об обжаловании решения представительного муниципального органа о самороспуске, отправке в отставку главы МО направляется в десятидневный срок. Исчисление осуществляется с даты принятия соответствующего постановления.
  2. Заявление об оспаривании решений, бездействий/действий исполнительной структуры региональной, территориальной власти по вопросам, касающимся согласования времени и места проведения собрания, демонстрации, пикетирования, шествия и пр., предъявляется также в течение 10 дней.

Согласно части 1 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска. Право увеличить или уменьшить размер исковых требований в указанной норме КАС РФ по аналогии с ч.1 ст.39 ГПК РФ не отражено.Отсюда вопрос: вправе ли административный истец при рассмотрении иска о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета увеличить исковые требования, заявив дополнительное требование о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятого в связи с истечением 3-х месячного срока приостановления.

При необходимости стороны дают пояснения. Прения В ходе них ссылаться на доказательства, не изученные судом. Вместе с тем законодательство допускает отступление от данного правила. При необходимости судья может вынести определение о возобновлении рассмотрения материалов дела. В прениях последнее слово всегда остается за ответчиком.


После их завершения суд удаляется в специальную комнату, где выносит постановление по существу рассмотренного дела. Отложение разбирательства Предусмотренный в законодательстве порядок рассмотрения административных исков считается весьма эффективным и оперативным способом восстановления нарушенных интересов и прав. Между тем, в некоторых случаях разбирательство может быть отложено. Основаниями для такого решения может быть:

  1. Необходимость в производстве дополнительных процессуальных действий.

К ходатайству должны прилагаться документы, подтверждающие наличие оснований для уменьшения размера пошлины, предоставления отсрочки/рассрочки.

  • Доверенность или другие бумаги, в соответствии с которыми к делу привлекается представитель. Кроме этого, предъявляется документ, удостоверяющий наличие у него высшего юр. образования.
  • Бумаги, подтверждающие соблюдение досудебного (претензионного) порядка или содержащие информацию о жалобе, направленной в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения.
  • Другие документы, приложение которых в соответствии с КАС, является обязательным.
  • Законодательство допускает возможность предоставления бумаг в электронном виде. Особенности представительства Законодательство закрепляет перечень субъектов, которые не могут выступать в качестве доверенных лиц.

Административный иск и административное исковое заявление Содержание административного искового заявления в 2018 году Особенности искового заявления об оспаривании и признании незаконными решений органов или лиц, наделенных публичными полномочиями Особенности содержания административного иска об оспаривании нормативного акта Административный иск и административное исковое заявление Правом на административный иск субъект обладает в следующих случаях:

  • его право нарушено;
  • его право не может быть реализовано в силу незаконно созданных препятствий;
  • на него незаконно возложена обязанность;
  • ему специальной нормой предоставлена возможность защищать публичные интересы или права других лиц.

Приложения Как выше говорилось, образец административного искового заявления содержит перечень документов, подтверждающих обстоятельства, о которых говорится в тексте. В число приложений входят:

  1. Уведомление о вручении либо иной документ, доказывающий получение другими лицами, привлеченными к спору, копий материалов дела.

    Если другим сторонам не были направлены экземпляры претензий и документов, прилагаемых к ним, они предоставляются в суд истцом. Их количество должно соответствовать числу участников.

    При необходимости экземпляры направляются и прокурору.

  2. Квитанция об уплате пошлины, ходатайство о предоставлении рассрочки/отсрочки в ее оплате, уменьшении размера или документ, подтверждающий право на льготу. Сумма отчисления устанавливается законодательством.

Административный иск и административное исковое заявление Содержание административного искового заявления в 2018 году Особенности искового заявления об оспаривании и признании незаконными решений органов или лиц, наделенных публичными полномочиями Особенности содержания административного иска об оспаривании нормативного акта Административный иск и административное исковое заявление Правом на административный иск субъект обладает в следующих случаях:

  • его право нарушено;
  • его право не может быть реализовано в силу незаконно созданных препятствий;
  • на него незаконно возложена обязанность;
  • ему специальной нормой предоставлена возможность защищать публичные интересы или права других лиц.

С 15 сентября 2015 года в Российской Федерации вступает в силу новый кодекс –Кодекс административного судопроизводства в Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ). Он будет регулировать вопросы, связанные с процедурой подачи в суд по делам, возникшим из публичных правоотношений, в том числе и делам, относящимся к главе 25 ГПК РФ. При этом особо стоит отметить, что введение КАС РФ не отменяет нормы ГПК, при этом нормы КАС РФ во многом дублируют положения ГПК, потому, по нашему мнению, приемлемо будет даже после 15 сентября ссылаться на нормы ГПК.


Ниже мы приведем наиболее существенные изменения, которые вступят в силу с 15 сентября 2015 года. В соответствии со ст. 38 КАС РФ сторонами по делу является административный истец (ранее именуемый заявитель) и административный ответчик (ранее именуемый заинтересованным лицом).

Административный иск по кас рф — образец

Ст. 154 КАС РФХодатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством административного дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей. О разрешении ходатайства суд выносит определение. 1. Ходатайства об истребовании новых доказательств, о привлечении к участию в административном деле других лиц, об отложении административного дела и по другим вопросам судебного разбирательства должны быть разрешены с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и с вынесением определения непосредственно после их заявления <340.

<340 По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм.

Ходатайства по кас рф

Внимание

Обязательным реквизитом документа является подпись. Ее может поставить сам заявитель или его представитель. Последний должен иметь на это полномочия, подтвержденные доверенностью. Образец административного искового заявления, согласно КАС, должен также содержать:

  1. Наименование инстанции, в которую адресуется документ.
  2. Сведения о заявителе.

Указываются его ФИО, место проживания (если им является гражданин) или наименование и адрес местонахождения (если им выступает организация), номер телефона. Юрлица должны также привести данные о госрегистрации. Граждане дополнительно указывают сведения о наличии высшего юридического образования, если планируют участвовать в делах, к которым привлечение представителя является обязательным.
  • Информация об ответчике.
    Здесь также следует указать Ф.И.О.
  • An error occurred.

    КАС РФ, оно должно отвечать нормам, изложенным в ст. 209 КАС РФ. В нем должны указываться:

    • данные об органах или лицах, принявших оспариваемый акт;
    • регистрационные данные оспариваемого акта;
    • данные о применении оспариваемого акта к истцу;
    • данные о действующих правовых нормах, имеющих большую юридическую значимость, которым противоречит оспариваемый акт;
    • сведения о документах, подтверждающих обоснованность иска, или об обстоятельствах, по которым они не могут быть представлены суду;
    • ходатайства, связанные с необходимостью получения документов, подтверждающих обоснованность исковых требований;
    • требование о признании акта недействительным с отсылкой к действующему нормативному акту, которому он противоречит.

    Статья 154 кас рф. разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле

    Когда заявленное ходатайство не направлено на решение задач административного судопроизводства, суд обязан вынести мотивированное определение (постановление) об отказе в его удовлетворении и отразить в нем доводы, в связи с наличием которых он считает заявленное ходатайство необоснованным <342. <342 По аналогии с уголовно-процессуальным институтом. См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 января 1996 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 11. 4. Судьям следует с одинаковым вниманием относиться к заявлениям всех участников судебного разбирательства, проявлять должный такт при обращении к прокурору, представителю, административному истцу и другим участникам процесса <343.


    <343 По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм.

    Статья 154. разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле

    В отечественном законодательстве установлены правила, по которым оформляются административные исковые заявления в суд. Рассмотрим далее основные требования, предусмотренные нормами. В статье будут также представлены образцы административных исковых заявлений.
    Общие сведения После введения в действие КАС РФ, система судопроизводства подверглась существенным изменениям. В первую очередь откорректированы правила оформления и предъявления документов в инстанции. В настоящее время все административные споры рассматриваются в порядке, закрепленном КАС.

    Важно

    Неисполнение предусмотренных в нем требований влечет различные последствия, в том числе, отказ от рассмотрения претензий и возврат документов. Административное исковое заявление: КАС РФ Основные правила оформления претензий закрепляет 125 статья Кодекса. В ней указывается, что исковое заявление (административное) составляется в письменном виде.

    КАС РФ. Например, по отношению к призывной комиссии вышестоящей является призывная комиссия субъекта Федерации (Санкт-Петербурга). КАС РФ вносит незначительные изменения в положения об обеспечительных мерах – прежде всего, изменив их название на меры предварительной защиты по административному иску. Они могут применяться в случае:

    • до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
    • защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

    Законодатель также изменил перечень оснований, по которым административному истцу может быть отказано в принятии заявления.

    Так, п. 3 ч. 1 ст.
    КАС РФ;

    • указание, какие права административного истца подверглись нарушению, обоснование незаконности действия, решения, нормативного акта.

    Иные особенности рассмотрим ниже, т. к. они относятся к административным делам определенной категории. Несоблюдение требований к содержанию рассматриваемого документа влечет оставление его без движения в порядке ст. 130 КАС РФ до исправления недочетов. Если же истец проигнорирует требования суда, иск будет возвращен без рассмотрения. Особенности искового заявления об оспаривании и признании незаконными решений органов или лиц, наделенных публичными полномочиями В некоторых случаях предмет иска обусловливает особенности его содержания. В таких ситуациях можно использовать отдельный образец административного искового заявления об оспаривании решения тех или иных госорганов или должностных лиц. Ст.

    Образец ходатайства кас рф

    Это может быть экспертиза, вызов специалиста и пр.

    • Представление стороной ходатайства об истребовании дополнительных доказательств по делу.
    • Неявка лица, присутствие которого включено в число обязательных условий проведения заседания, при условии, что оно было надлежащим образом уведомлено о слушании.
    • В случае отложения разбирательства суд выносит определение. В нем он указывает новое время и дату слушания. Заключение После вынесения окончательного решения по рассмотренному делу дается месяц на подачу апелляции. После чего постановление обязательно для исполнения.

      КАС РФ считается относительно новым Кодексом, поэтому на практике возникают сложности при подаче административных исков. Во избежание возврата документов следует внимательно изучить нормы законодательства, правила оформления бумаг.

    Ходатайства по кас рф образец

    В случае получения отказа в удовлетворении какого-либо требования или при неполучении ответа от властной структуры заинтересованный субъект может направить административное исковое заявление. При его оформлении следует учесть одну важную особенность. Составляя административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти, лицо может просить о применении мер защиты. Это позволит приостановить действие обжалуемого акта. Необходимо учесть, что исковое заявление (административное) можно направить в трехмесячный срок с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение в соответствующий орган. Пропускать этот период крайне нежелательно. Если причины несоблюдения срока уважительные, суд может его восстановить.
    Особенностью нового кодекса является то, что ст. 137 КАС РФ предусматривает возможность примирения сторон, в свою очередь мы полагаем, что исходя из сути правоотношений к главе 22 КАС РФ примирение сторон не применимо. Оценивая возможность заключения мирового соглашения при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ, Верховный суд указал: «по делам данной категории суд не вправе утвердить мировое соглашение между заявителем и заинтересованным лицом, поскольку в этом случае судом проверяется законность оспариваемых решений, совершенных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и на решение этого вопроса не могут повлиять те или иные договоренности между заявителем и заинтересованным лицом». Новый кодекс (ст.

    Когда может понадобиться административное исковое заявление, что оно собой представляет? Какие требования к нему должны выполняться? Каковы особенности отдельных исков?

    Область применения

    Привычным считается подать иск из-за спора об имуществе, моральном вреде. Уже длительное время значительная часть дел, рассматриваемых судами, - это споры с государственными органами.

    На сегодня процедура подачи подобного иска, его рассмотрения регулируется нормами КАС. В ст. 1 закона перечисляются споры, которые рассматриваются судами в порядке КАС. На этот счет существует специальное письмо Верховного суда. Оно конкретизирует нормы 1 статьи. Благодаря письму, часть дел, связанных с действиями государственных и муниципальных органов, осталась в границах гражданского процесса, например, споры о законности отказа в приватизации жилья.

    Надо отметить, что некоторые дела административного производства рассматриваются с определенными особенностями, которые отражаются и на том, как правильно составить административное исковое заявление.

    Если неправильно оформить иск, его не примут в суде к производству и гражданин или организация не смогут защитить свои интересы.

    Законодательное регулирование

    В первую очередь обращаются к самому кодексу. В ст. 124, 125 КАС располагаются нормы о форме и содержании, а также примерный перечень возможных требований истца к ответчику. В других разделах описываются особенности административных исковых заявлений, в частности, об оспаривании кадастровой стоимости объектов, назначении административного надзора и т.д.

    Верховный суд уже выпустил разъяснения о применении норм КАС. В судах принимаются регламенты, конкретизирующие нормы процессуальных кодексов в части требований к искам и их оформлению. Поэтому заявителям есть где почерпнуть при необходимости дополнительные сведения.

    В судах складывается практика применения норм о содержании и форме иска.

    Форма иска

    Административное исковое заявление составляется на бумаге, сейчас разрешено подавать иск в электронном виде при условии его заверения электронно-цифровой подписью. Прилагаемые документы заверяются той же подписью.

    Закон не запрещает подавать заявление, написанное от руки, если его легко прочитать.

    Пункты административного искового заявления по КАС:

    • Ф.И.О. полностью, дата рождения, место проживания или пребывания, рождения - истца и ответчика;
    • полное название организации, сведения о её регистрации в качестве юридического лица;
    • номера телефонов, электронные почтовые ящики;
    • сведения о том, какие права нарушаются или поставлены под угрозу действиями или актами органов власти;
    • обстоятельства иска, основание требований;
    • сведения о попытках решить спор в досудебном порядке;
    • сведения о результатах рассмотрения спора через вышестоящие инстанции, если, конечно, жалобы подавались;
    • истец указывает на имеющиеся доказательства, на которые суд может обратить внимание;
    • требования и ходатайства.

    Под словом «требования» понимается конечная цель истца, просьба к суду, например, признать незаконным акт и отменить его. В ходатайствах ставятся вопросы об истребовании доказательств, применении обеспечительных мер и т.д.

    Под требованиями излагается перечень копий приобщенных документов, ставится подпись истца или его представителя, дата подачи заявления и роспись подателя.

    Составление административного искового заявления по КАС РФ может казаться затруднительным, однако нужна внимательность к деталям, и все получится.

    Как сформулировать просьбы к суду

    Ст. 124 кодекса перечисляет требования, которые может предъявить истец, их перечень не является исчерпывающим, о чем непосредственно указывается в статье. Здесь, скорее, видна попытка сориентировать истцов. О чем же они могут просить?

    • о признании недействующим нормативного акта частично или полностью;
    • о признании незаконным действия, бездействия или решения полностью или частично;
    • о наложении обязательства принять решение или рассмотреть вопрос или совершить иные действия с целью устранить нарушение прав ответчика;
    • о наложении обязательства не совершить определенные действия;
    • об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение определенных вопросов.

    Как конкретизировать просьбы к суду?

    Например, административное исковое заявление о признании незаконным действия обязывает указывать, что именно истец считает незаконным. Если речь идет об акте, изданном органом власти, указываются его реквизиты: кто, когда и где издал. Недостаточность сведений может ограничить суд в принятии решения. Интересно, что имея право выйти за рамки просьб иска, судьи редко им пользуются.

    Представитель истца

    Среди граждан стало нормой воспользоваться услугами представителя в судебном процессе. Новизна КАС в привлечении в качестве представителей лишь граждан, обладающих дипломом юриста.

    Представитель, подающий иск, прилагает копию своего диплома, адвокатам достаточно приложить копию удостоверения и ордер, выданный объединением адвокатов.

    На первом заседании предъявляются оригиналы документов. В то же время истец, имеющий желание вести дело лично, не имеющий профильного образования, не обязан привлекать представителя.

    Те же правила касаются ответчиков. Организации или органы представляют должностные лица, имеющие такое право по должности (руководитель, председатель и т.д.). В иных случаях действуют те же правила, что и с истцами.

    Нарушение правил представительства приведет к возвращению иска или отказу принимать доводы и ходатайства представителя, что влечет серьезные последствия.

    Сроки подачи заявления

    В какой срок административное исковое заявление подается? Вопрос не праздный, так как, не учтя его, истец имеет все шансы проиграть дело по формальным основаниям без его рассмотрения по существу.

    В законе дается несколько ответов на этот вопрос. Общий срок по закону - 3 месяца с того дня, как гражданину стало известно о нарушении его прав.

    Законом установлены исковые сроки давности лишь по части споров, все их предусмотреть невозможно, поэтому, если отсутствуют какие-либо указания, работает общее правило о 3 месяцах.

    Важно не путать дни, когда совершено нарушение и когда о нем стало известно. От этого зависит отсчет срока исковой давности. Что служит доказательством? Конверты со штемпелями, копии заявлений о выдаче документов с входящими номерами и т.д.

    Доказав, что о нарушении стало известно позже, истец избавляется от доказывания соблюдения срока давности. В некоторых случаях это почти невозможно.

    Восстановление срока предусматривается, если гражданин или организация не имели возможности подать иск, хотя им доподлинно было известно о нарушениях. На практике это удается лишь гражданам по причине болезни, командировки и пр.

    Не ограничивается сроками подача иска об оспаривании нормативного акта или разъяснения.

    Сроки и досудебный порядок

    Досудебный порядок - подача жалобы в вышестоящую инстанцию. Граждане и организации имеют, как правило, выбор куда обращаться. Но в случае, например, со спорами с налоговой службой досудебный порядок обязателен. Его неисполнение препятствует принятию иска судом. Что происходит, если досудебный порядок предусмотрен и при этом необязателен?

    Срок обращения в суд все равно продолжает свое течение.

    Административные органы, прокуратура часто затягивают с рассмотрением жалоб, причем осознанно. Если пропуск срока произошел из-за волокиты, истец вправе просить его восстановить, однако полноценных гарантий никто не дает. Из-за этого перед окончанием срока, не дожидаясь решения вышестоящего органа, желательно отправить документы в суд. Тем более что первое заседание открывается примерно через месяц после передачи иска в суд.

    Как направить иск в суд

    Подача административного искового заявления обеспечивается или лично, или через представителя, или по почте. Заявитель или представитель лично приносит документы в канцелярию суда. Там на копии ставят отметку о принятии. Сотрудники суда обычно сами предлагают так сделать.

    Через почту документы желательно отправлять с уведомлением. Делать отдельно почтовую опись необязательно, если перечень приобщенных документов присутствует в тексте заявления.

    По закону день сдачи документов на почту считается днем их передачи в суд. Длительность пересылки с юридической точки зрения не имеет значения.

    Копии документов для других сторон и прокурора направляются или по почте самостоятельно истцом, или передаются в суд. Судья же потом рассылает копии вместе с повестками. Если истец направил документы по почте, он предъявляет в суд документы, выданные почтой.

    Обжалование незаконных решений

    К решениям органов власти относятся акты (распоряжения, приказы и действия), затрагивающие конкретных лиц. Например, чиновники игнорируют заявление и не принимают по нему решение, или решение принято, но оно незаконно.

    Заявление касается как действий органов власти (управления, отделов, администраций), так и организаций, выполняющих функции органов власти. Хороший пример - учреждения кадастровой палаты или региональные БТИ, на которые возлагаются функции чиновников (регистрация прав на недвижимость, кадастровый учет и т.д.).

    Примеры споров - незаконное увольнение с муниципальной или государственной службы, наложение взысканий и т.д. Сюда включаются тяжбы с судебными приставами. Кстати, образец административного искового заявления по поводу незаконности их действий найти проще всего.

    Обжалование нормативных актов и разъяснений

    Нормативными актами являются документы общего характера - постановления, распоряжения, которыми устанавливаются правила общего характера. Например, постановление о порядке заключения договора граждан с органами о социальном найме. В некоторых субъектах местные власти, принимая их, выходят за рамки полномочий.

    Региональные законы полностью или частично оспариваются в судах субъектов (верховные, краевые, областные, городские городов федерального значения). Закон разрешает передать подобные споры в юрисдикцию Конституционного суда. Некоторые регионы создают у себя уставные суды.

    К разъяснениям относят в основном письма. В них органы власти разъясняют порядок применения действующего законодательства. Граждане и организации, считая толкование неправильным, вправе обратиться в суд.

    Порядок рассмотрения предусматривает приобщение копии документа, указаний его реквизитов. Имело место обращение по поводу этого документа или нет, не так важно. Истец обязан доказать, что акт не только противоречит Конституции и иным законам, но непосредственно затрагивает его интересы.

    Например, акты налоговой службы оспаривают налогоплательщики, чьи интересы оными затрагиваются. Это ключевой момент в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного акта или разъяснения.

    Иные административные споры

    Административное производство включает в себя различные виды дел: о выдворении иностранных граждан из России, об оспаривании кадастровой стоимости, о помещении в туберкулезный диспансер, оспаривание решений избирательных комиссий и т.д.

    Все они обладают серьезными различиями, поэтому образец административного искового заявления надо подбирать, исходя из конкретного дела.

    Бланка или образца, который бы подходил для всех категорий дел, не существует.

    Как подготовить исковое заявление

    Готовить документы и искать образец административного искового заявления в суд надо самостоятельно или с помощью юриста. Ни суд, ни органы власти тем более в этом помогать не будут. Чаще в своих отписках чиновники даже не указывают на порядок обжалования, в частности, на право граждан обратиться в суд.