115 фз обналичивание. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. фз: какие документы банк может запрашивать у клиентов на законных основаниях

Направленность настоящего Федерального закона связана с защитой законных интересов и прав граждан, общества и в целом государства посредством создания нормативного механизма противодействия отмыванию средств, которые были получены нелегальным путем, и финансированием терроризма.

В данной статье Вы можете ознакомиться с общими положениями 115-го Федерального закона, доступного также для скачивания. Кроме того, мы предлагаем краткий обзор последних корректировок, внесенных в соответствующий закон 191-м Федеральным законом в 2016 году.

Общие положения

115-й Федеральный закон регулирует отношения:

  • граждан РФ и таковых без гражданства, иностранных лиц, а также организаций, чья деятельность связана с денежными средствами либо прочим имуществом;
  • структур иностранного государства, которые не предполагают образования юридического лица;
  • государственных органов, которые обеспечивают контроль на территории РФ за осуществлением операций, связанных с денежными средствами/прочим имуществом и имеет своей целью предупреждение, обнаружение и пресечений действий по отмыванию доходов преступным путем, а также финансированием терроризма;
  • федеральных органов исполнительной ветви власти и юридических лиц, касающихся установления бенефициарных владельцев юрлиц.

Действие 115-го Федерального закона распространяется:

  • на представительства и филиалы;
  • дочерние организации предприятий, чья деятельность связана осуществлением операций с денежными средствами и прочим имуществом, и которые находятся за пределами РФ, если это не идет вразрез с законодательством того государства, где установлено их местонахождение.

Кроме того, согласно международным договорам РФ, действие 115-го Федерального закона распространяется, в том числе, на юридических и физических лиц, которые выполняют операции с денежными средствами и прочим имуществом за пределами РФ.

Скачать полный текст 115-ого Федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов можно .

Какие последние изменения были внесены в закон

Все субъекты без исключения должны внимательно отнестись к данным нововведениям в законодательстве, касающихся, прежде всего, процедур осуществления идентификации клиентов и их представителей, бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей.

Рассмотрим их подробнее:

  • Поправки в 7-ю статью, в которой оговариваются права и обязанности предприятий, чья деятельность связана с осуществлением операций с денежными средствами/прочим имуществом. В частности, новая редакция коснулась перечня сведений, которые устанавливаются в отношении клиента (юридического лица) и его представителя, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца клиента (юридического лица). Вышеуказанные субъекты 115-го Федерального закона обязаны внести изменения в правила, предусмотренные для соблюдения внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, и анкету клиента. Согласно поправкам, теперь отдельно указывают организационно-правовую форму юрлица. Что касается анкеты, то здесь следует включать сведения, которые устанавливаются для юридических лиц, чья регистрация была осуществлена в соответствии с законодательством иностранного государства.
  • Благодаря новой редакции, у субъектов рассматриваемого Федерального закона появилась возможность самостоятельно выбирать характер, а также объем мер, связанных с изучением клиентов в рамках осуществления идентификации и дальнейшего обслуживания. При этом следует учитывать степень риска выполнения клиентами операций по отмыванию средств и финансированию терроризма. Речь идет о следующих мерах: получение сведений, касающихся целей установления и предполагаемого характера деловых взаимоотношений клиентов с предприятием/ИП; обозначение целей деловой репутации клиентов, финансового положения, осуществления финансово-хозяйственной деятельности; выявление источников получения денежных средств и прочего имущества клиентов.

  • Субъекты настоящего Федерального закона имеют право использовать сведения, которые были представлены клиентом для осуществления целей идентификации или обновления информации, также в форме электронного документа за электронной подписью. Ожидается, что нововведение позволит значительно ускорить документооборот между субъектами 115-го Федерального закона их клиентами, что, в свою очередь, приведет к ускорению выполнения обязанности, связанной с идентификацией клиентов до осуществления приема на обслуживание, а также сокращению времени для заключения договора.
  • Были также дополнены обязанности клиентов. Теперь клиентам вменяется обязанность предоставления предприятиям, чья деятельность связана с выполнением операций с денежными средствами/прочим имуществом, сведений относительно собственных участников/учредителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев.

Организации, деятельность которых предполагает операции с имуществом третьих лиц, зачастую невольно становятся промежуточным звеном для реализации незаконных операций своих клиентов. Для защиты таких компаний, а также предупреждения экономических преступлений и терроризма, был принят Федеральный закон о противодействии легализации отмыванию доходов 115-ФЗ, последняя редакция которого вступит в силу с 28.06.2017 г.

Структура ФЗ-115

В законе четко сформулированы:

  • субъекты финансового мониторинга, их права и обязанности в сфере противодействия преступным экономическим схемам;
  • очерчен круг лиц и операций, подлежащих мониторингу;
  • определен порядок действий в отношении клиентов, чьи операции вызвали подозрения;
  • назначена ответственность субъектов мониторинга за уклонения от выполнения требований законодателя.

в последней редакции

Основные положения

Для реализации целей, преследуемых введением закона, в нем применяется ряд терминов, имеющих специфичное значение в его контексте:

  • Финансированием терроризма являются операции с денежными активами в любой форме с целью финансирования преступлений, связанных с терроризмом, вооруженным мятежом или посягательством на жизнь политических деятелей. К такому финансированию приравниваются также действия по обеспечению денежными средствами возможного исполнителя подобных преступлений, либо финансирование организаций, имеющих своей целью совершения таких преступлений.

Главное отличие определения этого термина от впервые употребленного в Международной конвенции «О борьбе с финансированием терроризма» (1999 г., Нью-Йорк) – это четкое перечисление статей Уголовного Кодекса, предусматривающих наказания за преступления, которые законодатель расценивает как терроризм или приравнивает к нему.

  • Идентификация — установление сведений о клиенте и связанных с ним лицах, предваряющее начало сотрудничества, с документальным подтверждением достоверности и актуальности этих сведений. Организации обязаны совершать такую работу с каждым новым контрагентом, а также должны повторять эту процедуру для всех клиентов ежегодно.
  • Бенефициарные владельцы — лица, которые прямо (путем участия в доле предприятия) или косвенно осуществляют непосредственный контроль над действиями клиента субъекта финансового мониторинга либо управляют движением средств на банковском счете, подлежащего контролю.
  • Уполномоченный орган – изначально функции сбора, обработки и анализа данных об операциях организаций и физических лиц, выполнял Комитет по финансовому мониторингу (КФМ). Но с 2004 г. было выполнено преобразование этого органа Федеральную службу по финансовому мониторингу (общепринятое сокращенное название Росфинмониторинг).

Цели и сфера применения

Принятие закона ФЗ-115 регламентирует возложение на определенные организации обязанности сообщать государству о подозрительных операциях, которые совершают с их помощью.

Такое делегирование полномочий, присущее больше для следственных органов, наделяет эти компании также и расширенными полномочиями по мерам, которые они могут осуществлять в отношении недобросовестных клиентов.

Действие закона распространяется:

  • на всех без исключения участников экономических отношений, которые внутри или за пределами Российской Федерации осуществляют операции по перечислению или получению денежных средств, а также другого движимого и недвижимого имущества;
  • отдельные положения закона касаются также выгодоприобретателей и бенефициаров клиентов или банковских счетов.

Меры к противодействию отмыванию доходов

Для организаций и предпринимателей, обязанных проводить финансовый мониторинг, в целях организации оного определены требования к персоналу и кадровой работе.

Сотрудники, назначенные ответственными лицами за проведение мониторинга, обязаны:

  1. Соответствовать требованиям, предъявляемым к их квалификации согласно положению, утвержденному приказом Федеральной службы финансового мониторинга .
  2. В частности, обязательным является высшее образование в сфере экономики или права, либо двухлетний опыт в сфере, связанной с мониторингом клиентов.

Организации обязаны:

  1. Проводить вводные и ежегодные (регулярные) инструктажи в сфере противодействия экономических преступлений и финансирования .
  2. Это обучение является обязательным для руководителей подразделений и ответственных за проведение идентификации сотрудников, и проводится согласно программе, которую организация обязана разработать в соответствии с требованием законодательства.
  3. Проведение инструктажей и повышения квалификации ответственных за финансовый мониторинг лиц должно фиксироваться в специальном журнале учета под подпись сотрудника, причем форму журнала организация обязана разработать самостоятельно.

Соответствующим образом обученные сотрудники обязаны осуществлять следующие меры по противодействию отмывания нелегальных доходов и финансирования терроризма :

  • обязательный контроль – если операция попадает под определенные критерии, ее обязаны проверить на признаки подозрительных операций и незамедлительно отправить данные в Росфинмониторинг, который на их основе предпринимает меры по профилактике возможных преступных схем;
  • осуществление внутреннего контроля операций – выявления данных, свидетельствующих о необходимости проведения обязательного контроля;
  • обязательная идентификация клиентов перед обслуживания с предоставлением оригиналов или заверенных копий подтверждающих документов согласно Положению, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, в том числе путем анкетирования;

Важно! Для кредитных организаций порядок идентификации описан в , а для других финансовых организаций инструкции следует искать в .

  • предоставление сведений об операциях, совершенных тем или иным клиентом, по запросу уполномоченного органа;
  • сохранение тайны в отношении финансового мониторинга – клиент не должен узнать о том, что проходит проверка операций, за исключением случаев уведомления о действиях, предпринятых в отношении его счета.

Субъекты контроля имеют право:

  • на отказ в совершении операций;
  • замораживание денежных средств на счету клиента, при наличии соответствующего решения, опубликованного на официальном сайте Росфинмониторинга;
  • на прекращение действия договора обслуживания при наличии достаточных на то оснований;
  • банковские учреждения могут в случае возникновения подозрений в отношении источников дохода по операции запросить у предприятия документы, подтверждающие их легальность, в том числе первичные документы по сделке.

Организации и осуществляемые ими операции

Субъектами финансового мониторинга в свете закона 115-ФЗ являются:

  • организации (банковские, кредитные и некредитные финансовые), осуществляющие для клиентов прием, перечисления и выдачу денежных активов, в том числе в сфере кредитования и микрофинансирования;
  • предприятия федеральной почтовой связи;
  • компании, оказывающие услуги в сфере лизинга или ;
  • букмекеры, организаторы лотерей, тотализаторов и других игр, связанных с риском, вне зависимости от формы проведения розыгрышей;
  • ломбарды и другие компании, осуществляющие операции по купле-продаже ювелирных и драгоценных изделий;
  • компании-посредники в сфере приобретения или продажи недвижимого и движимого имущества;
  • управляющие компании ПИФов, других инвестиционных фондов, частные ;
  • брокеры, дилеры и другие участники рынка ценных бумаг;
  • операторы телефонной связи.

Все субъекты, деятельность которых затрагивает 115-ФЗ, обязаны встать на учет в уполномоченном органе в течение 30 дней с момента регистрации предприятия, и организовать проведение идентификации клиентов и контроля их операций.

Для проведения обязательного контроля операции, она должна соответствовать следующим критериям:

1. Сумма операции больше или равна эквиваленту 600 000 руб. и связана с:

  • зачислением на расчетный счет наличных денежных средств, не связанных с характером деятельности компании, в том числе внесение средств в уставный капитал организации;
  • обменом валюты или купюр идентичного достоинства, покупке ценных бумаг или получению средств по чеку, выданному нерезидентом на предъявителя;
  • переводами, контрагентами по которым является лицо, находящееся на территории КНДР или Исламской Республики Иран;
  • депозитами, открытыми без указания получателя (на предъявителя), а также, если выгодоприобретателем по депозиту является третье лицо;
  • переводами сумм вкладов с/на анонимные банковские счета, находящиеся за границей либо на счета , организованного менее 3 месяцев назад, по которому операции осуществляются впервые;
  • куплей-продажей ювелирных изделий;
  • страхованием или лизингом;
  • оплатой участия либо выплатой выигрыша по тотализатору, лотерее и другим играм, связанным с риском;
  • переводами денежных средств некредитных организаций, а также получением или выплатой ими беспроцентных займов;
  • оплатой и освоению средств, полученных по государственным оборонным заказам.

2. Операция связана со сделкой по недвижимому имуществу, и совершается на сумму, которая равна или превышает в эквиваленте 3 000 000 руб.

3. Отправителем/получателем по операции является некоммерческая организация в корреспонденции с иностранными организациями или физическими лицами, а сумма больше или равна 100 000 руб.

4. Операция связана с предприятиями оборонной промышленности России, а сумма ее превышает порог в 50 000 000 руб.

5. Хотя бы одной стороной по операции является лицо, имеющее установленное прямое или опосредованное отношение к экстремистской деятельности, согласно перечню уполномоченного органа, публикуемому на официальном сайте.

В остальных случаях необходимость и объем проведения контроля определяется субъектом финансового мониторинга индивидуально

  • согласно сведениям, собранным от клиента во время его идентификации;
  • в зависимости от особенностей и специфики операции.

Если в результате такого контроля выявятся факты, позволяющие считать операцию подозрительной, то данные о ней должны быть направлены в Росфинмониторинг в те же сроки и объеме, что и при обязательном контроле.

Изменения 2019-2017

С момента принятия в 2001 г. закон 115-ФЗ претерпел много изменений, часть из которых была внесена в последние годы. В частности были расширены права и полномочия организаций-субъектов мониторинга, внесены новые категории подлежащих контролю клиентов и операций:

  1. Определена обязанность субъектов контроля отправлять данные в Росфинмониторинг об отказе проводить операцию клиента в течение 1 дня. Кроме того, введено обязательство о сообщении фактов отказа от заключения либо расторжении договора банковского обслуживания для кредитных организаций в том же порядке.В свою очередь данные, полученные о подобных фактах, уполномоченный орган незамедлительно направляет в Банк России, который распространяет информацию о таких клиентах для предупреждения возможных подозрительных операций в других учреждениях.
  2. Введена обязанность любых юридических лиц по сообщению налоговой инспекции и уполномоченному органу сведений о своих бенефициарных владельцах . В свою очередь, добавлена необходимость определения бенефициаров в процессе идентификации для всех компаний, кроме тех, которые по роду деятельности раскрывает данную информацию или не имеет ее, а также государственных организаций.Уклонение от исполнения данного требования предусматривает административную ответственность с уплатой штрафа в размере до 40 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для организаций.
  3. Допущена возможность проведения идентификации клиента и удостоверения достоверности сведений о нем по документам, полученным в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной подписи, в том числе из государственных реестров.
  4. Внесено исключение в правила открытия банковского счета: разрешено открывать банковский счет без личного присутствия представителя организации в случае, если ранее была проведена его идентификация. В то же время, такая операция запрещена, если представители или аффилированные лица клиента были заподозрены в совершении экономических преступлений и внесены в соответствующий перечень Росфинмониторинга.
  5. Кредитным и микрофинансовым учреждениям разрешено перепоручать проведение идентификации клиента банковским учреждениям . При этом как поручитель, так и исполнитель должны соответствовать требованиям Банка России.
  6. Добавлена возможность субъектов мониторинга самостоятельно определять объем и характер принимаемых мер по изучению данных клиента при идентификации, с учетом степени риска совершения таким клиентом сомнительных операций.
  7. Изменены и добавлены частные ограничения по проведению упрощенной и полной идентификации для физических лиц , которые совершают операции по обмену валюты, купле/продаже драгоценностей или потребительского кредитования на небольшие суммы.

Таким образом, с учетом изменений 2019-2017 года всем субъектам финансового мониторинга настоятельно рекомендуется внести изменения в анкеты для идентификации клиентов, порядок и правила проведения обязательного и внутреннего контроля, а также провести инструктаж сотрудников с занесением факта его проведения в журнал регистрации.

Видео: Последние изменения в ФЗ

Поделится в соц. сетях:

Федеральный закон № 115-ФЗ

Федеральный закон 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый 25.07.2012 и с тех пор не единожды дополнявшийся, затрагивает важные вопросы правового и юридического положения зарубежных подданных в России.
Основные темы закона – взаимоотношения иностранцев и российских органов власти, которые возникают при их пребывании или жизни на территории РФ.

Правила пребывания иностранцев затрагивают и вопросы их трудоустройства, устанавливают правила регистрации и передвижения по территории России, избирательные права и процедуру оформления приглашения в страну.
Цель статьи – осветить вопросы, которые регулируются ФЗ № 115 и дать краткую характеристику основным его положениям.


Режимы пребывания иностранцев на территории РФ

ФЗ 115-ФЗ устанавливает 3 законных режима пребывания иностранных лиц в России:

  • Постоянное проживание, ВНЖ – выдается зарубежным гостям, которые имеют РВП в России и живут по нему уже минимум один год. Продолжительность ВНЖ – 5 лет.
  • Временное проживание, на которое дает право РВП. Его срок ограничен 3-мя годами и выдается оно на основе квоты. Квота разрабатывается Правительством РФ на ежегодном собрании и представляет собой лимит на выдачу РВП для конкретных субъектов РФ. Право на получение РВП вне рамок квоты имеют только особые категории, прописанные в законе.
  • Временное пребывание – ограниченное пребывание в России (на срок визы или на 90 дней для безвизовых граждан). Пребывание можно продлить на один год, если иностранец получил трудовой договор или рабочий патент.


ФЗ 115 с последними изменениями о трудовой деятельности иностранцев

Для того чтобы трудиться на территории России, иностранцам требуется получить особое разрешение.

Оно выдается как гражданам, приехавшим в страну по визе, так и некоторым другим категориям мигрантов. Разрешение позволяет работать в России в течение определенного времени.

Иностранцам, приехавшим из безвизовых стран, работать в России позволяет патент на трудовую деятельность, им не требуется разрешение.


Для граждан, прибывших из стран, с которыми заключен договор о безвизовом режиме, срок пребывания в России ограничен тремя месяцами (90 дней) суммарно за каждый период в 180 дней, если не будут нарушены правила продления. Продлить срок можно максимум на один год, если иностранец получил трудовой патент (Федеральный закон 115 статья 5, пункт 5).

По закону 115 ФЗ, чтобы получить патент, иностранец обязан в течение первых 30-ти дней после въезда в Россию подать в орган ФМС документы:

  1. Заявление на выдачу патента;
  2. Карточка миграционного учета, где должна быть указана цель приезда;
  3. Сертификат о прохождении экзамена по русскому языку, истории и основным законодательным нормам;
  4. Регистрация по месту проживания. Если документ не предоставить, миграционный орган вправе запросить эту информацию самостоятельно;
  5. Удостоверение личности иностранца (например, иностранный паспорт);
  6. Страховой медицинский полис;
  7. Медицинские справки о том, что гражданин не болеет опасными заболеваниями, в том числе СПИДом;
  8. Квитанция об оплате штрафа за просрочку подачи заявления (30 дней).

Срок пребывания в России продлевается как при получении патента, так и при его продлении. При конце срока патента иностранец обязан покинуть пределы России.


Закон РФ 115-ФЗ о получении иностранцами сертификата на владение русским языком

Изменения 115 закона от 1 января 2015 года постановили иностранцам, которые желают получить в России ВНЖ, РВП или патент, сдать экзамен на владение русским языком, историей и гражданским законодательством.

Доказательством о свободном владении русским служат:

  • Аттестат о среднем образовании, который был выдан в СССР до 01.09.1991 года;
  • Образовательный документ, подтверждающий прохождение государственной аттестации в России с 1 сентября 1991 года;
  • Сертификат, выданный специальными подготовительными центрами при органах миграции.

От прохождения экзамена освобождены некоторые категории иностранцев:

  • Лица до восемнадцати лет;
  • Иностранцы женского пола до 60-ти лет и мужского – до 65-ти лет;
  • Частично или полностью недееспособные иностранные граждане.

Подтверждение знаний не требуется от высококлассных специалистов и иностранцев, занимающихся журналистской деятельностью в специальных СМИ, выпускающих издания на зарубежном языке.

Внимание

Не требуется подтверждение и иностранцам, которые приехали в Россию для обучения в государственных ВУЗах, профессиональных колледжах и институтах.


Изменения 115 Федерального закона от 01.01.2016 года

Последние по времени изменения и дополнения Закона № 115-ФЗ внесли в него ряд существенных изменений. В частности:

  • Вопросы об образовании иностранцев в России;
  • Вопросы медицинского подтверждения отсутствия у иностранца опасных вирусных и инфекционных заболеваний;
  • Вопросы о сроках пребывания иностранцев;

1 пункт 5 ст. ФЗ дополнился новым абзацем о непрерывности пребывания безвизовых иностранцев в России, он был установлен в 90 дней. В 1-ый пункт статьи 6.1 о предъявлении медицинской справки об отсутствии ВИЧ для лиц, въезжающих на территорию РФ, добавлена отсылка к Федеральному закону № 38 «О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции».

Изменения коснулись вопроса об образовании иностранцев. В п. 1 статьи 17 было записано, что отныне иностранный гражданин может обратиться в органы миграции с просьбой продлить срок нахождения в России на срок обучения. Изменения коснулись и уточнения формулировки «получение образования», теперь это относится только к очной и очно-заочной форме.

Внимание

Разъяснения похожего характера изложены в дополнении к п. 4 ст. 17, где говорится о возможности пребывания на территории РФ при продолжении обучения.


Последние дополнения ФЗ РФ 115 связаны с приведением текста к единообразному пониманию, вне зависимости от трактовок. За 2015 год закон № 115 ФЗ претерпел три изменения, что говорит о том, что он востребован в настоящее время. Значимые законы неизбежно должные приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и постоянно шлифоваться.

Данные социологических исследований говорят о том, что в ближайшие десятилетия доля российского трудоспособного населения будет постепенно уменьшаться. Это неминуемо приведет к увеличению миграции и общей доли иностранцев на рынке труда РФ. Чем быстрее закон будет реагировать на изменяющиеся условия, тем лучше будут защищены права иностранных лиц и лиц без гражданства.

В соответствии с положениями Концепции нацбезопасности РФ, одним из приоритетных направлений деятельности государства является противодействие криминальным явлениям. Оно предполагает консолидацию усилий власти и общества, резкое сокращение социально-политической и экономической основы противоправных процессов, выработку комплексной системы методов и средств правового и иного характера для пресечения правонарушений и преступлений, обеспечения защиты интересов личности, государства и общества. В рамках этого направления пресекаются подготавливаемые и совершаемые деяния по отмыванию (легализации) доходов от преступной деятельности, финансированию терроризма, а также предпринимаются меры государственного реагирования на уже совершенные противоправные действия. Работа правоохранительных органов в данной сфере регламентируется нормами 115-ФЗ от 07.08.2001. В ст. 1-3 приводятся общие положения, закрепляющие область распространения правового акта, термины, используемые в нем. Рассмотрим некоторые нормы этого закона.

Терминология

Определения понятий дается в ст. 3 115-ФЗ. Разъяснение терминов необходимо для правильного понимания норм, исключения неверного их толкования.

Доходами от преступной деятельности называют деньги или другое имущество, полученные в результате совершения противоправного деяния. В данном случае ключевым аспектом является факт преступления. Дело в том, что граждане, уклоняющиеся от исполнения налоговых обязательств, преступниками (в классическом смысле) не являются, поскольку свои доходы они получают законным способом. Чувство собственности мешает им расстаться с частью своей прибыли.

Во втором абзаце 3 статьи рассматриваемого нормативного акта закрепляется состав активов, на который распространяется законодательство о противодействии отмыванию доходов от преступной деятельности. В данном случае имеет место соответствие положений 115-ФЗ и ст. 2 (п. "а" и "b") Страсбургской конвенции. В ней доходами от преступной деятельности именуется любое имущество (невещественное и вещественное, недвижимое и движимое), выраженное в вещах либо правах или представляющее собой документы и акты, удостоверяющее право на такие материальные ценности.

Анализ 115-ФЗ (ст. 1-3 в частности) указывает на то, что законодатель рассматривает преступные доходы в узком смысле, поскольку имеет в виду исключительно денежные средства либо другое имущество. Здесь, однако, следует учитывать и положения ГК. При применении норм 115-ФЗ ст. 128 Кодекса обеспечивает более полное понимание термина "иное имущество", поскольку в ней закреплен его состав. Согласно норме, по ним понимают вещи, ценные бумаги, деньги, имущественные права, продукты интеллектуального труда и средства индивидуализации, приравненные к ним, а также нематериальные блага.

Определение понятия легализации доходов, приведенные в 115-ФЗ и ст. 174.1 УК, схожи. В Кодексе указывается, что отмыванием денежных средств либо другого имущества, полученного преступным способом, называется осуществление финансовых операций, заключение сделок с ценностями в результате совершения преступлений, кроме тех, которые предусмотрены в статьях 193, 194, 198-199.2, или использование ценностей для ведения экономической (в т. ч. предпринимательской) деятельности.

Если сравнивать определения, приведенные в и ст. 174.1 УК, то первом нормативном акте дается более емкое толкование понятий.

Меры противодействия легализации преступных доходов

О них говорится в ст. 4 115-ФЗ. В числе мер противодействия на первом месте стоит обязательный внутренний контроль. Процедуры, составляющие его, направлены на выявление операций, осуществляемых физлицами, организациями, легализующими преступные доходы или финансирующие терроризм.

Заключение сделок с большим числом звеньев, необоснованных с экономической точки зрения, дает основание считать, что они совершаются в обход закона.

Внутренний контроль предполагает фиксацию и последующее хранение сведений обо всех операциях (дата, место, время, основание, сумма и пр.), их участниках. Наличие таких информационных баз позволяет в кратчайшие сроки восстановить данные о сделках.

Перечень компетентных организаций

Он закрепляется в ст. 5 115-ФЗ. В перечень включены организации, уполномоченные совершать финансовые операции. В их числе кредитные структуры, которые разделяются на банковские и небанковские. Их отличие заключается в объеме полномочий.

Банк вправе совершать следующие операции:

  1. Привлечение средств организаций и физлиц во вклады.
  2. Размещение денег от своего имени, за свой счет на условиях срочности, платности и возвратности.
  3. Открытие и обслуживание счетов граждан и организаций.

Кроме этого, банк может выпускать, приобретать, продавать, учитывать, хранить ценные бумаги, используемые в качестве платежных документов или подтверждающие привлечение средств на счета и во вклады.

Небанковские кредитные структуры имеют право совершать некоторые банковские операции, перечень которых закреплен в ФЗ № 395-1.

В числе организаций, уполномоченных на совершение операций с деньгами и другим имуществом, включены структуры, не являющиеся кредитными, но принимающие от граждан и юрлиц наличность в случаях, установленных в ФЗ № 395-1.

Важный момент

В действующем законодательстве содержатся нормы, предписывающие совершать основные платежи юрлиц через кредитные учреждения - банки. Несмотря на то что 88-ФЗ расширил перечень субъектов, обязанных контролировать перемещение денежных средств и имущества, основная ответственность за пресечение легализации преступных доходов возлагается именно на кредитные учреждения. В этой связи присутствие в указанном списке риэлтерских компаний, оказывающих посреднические услуги при совершении сделок по отчуждению недвижимости, не освобождает банки от обязанности выявлять операции, предусмотренные в пункте 1.1 ст. 6 115-ФЗ.

Центробанк вправе отозвать у кредитного учреждения лицензию в случае неоднократного нарушения (на протяжении одного года) предписаний, установленных Федеральным законом № 115.

В перечне, закрепленном ст. 5 115-ФЗ, указаны также следующие организации:

  1. Брокеры.
  2. Страховые компании.
  3. Ломбарды.
  4. Букмекерские конторы и тотализаторы.
  5. Компании, управляющие инвестиционными или пенсионными негосударственными фондами.
  6. Операторы, принимающие платежи.
  7. Финансовые агенты, имеющие лицензию на ведение финансовой деятельности.

Права и обязанности компетентных структур

Они закреплены ст. 7 115-ФЗ. В данной норме особое внимание уделяется ограничениям для организаций, совершающих операции с деньгами и иными ценностями. Несоблюдение предписаний, закрепленных в статье, может привести к применению в отношении виновных мер административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности.

В качестве ключевой обязанности компетентных структур названа проверка клиентов, совершающих операции с ценностями для выявления фактов легализации преступных доходов. Она должна выполняться на всех этапах движения имущества и денежных средств. Важнейшую роль при этом играет идентификация субъектов, обслуживаемых указанными организациями. Согласно ст. 7 Закона 115-ФЗ, компетентные структуры обязаны получать сведения не только о лицах, с которыми уже заключен договор, но и о потенциальных клиентах, т. е. до официального оформления их правоотношений.

Идентификация предполагает сбор и анализ следующих сведений о физлицах:

  1. Ф. И. О.
  2. Гражданство.
  3. Реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
  4. Сведения из миграционной карты.
  5. Адрес проживания (регистрации) либо места пребывания.
  6. ИНН (при наличии).

О юрлицах собирается следующая информация:

  1. Наименование.
  2. ИНН или код иностранного юрлица.
  3. Номер госрегистрации.
  4. Юрадрес или места нахождения.

Все указанные сведения должны быть проверены на предмет достоверности и полноты.

Порядок осуществления идентификации, хранения и анализа данных закрепляется в Правилах внутреннего контроля.

Исключения

В ФЗ № 115 закреплены случаи, когда кредитные структуры могут не осуществлять идентификацию. В отношении физлиц она не проводится при:

  • совершении компетентными организациями операций по приему платежей от граждан на сумму не больше 15 тыс. руб. или сумму в инвалюте, эквивалентную 15 тыс. р.;
  • проведении расчетных операций с бюджетами всех уровней;
  • оплате услуг, предоставляемых бюджетными организациями, подведомственных исполнительным органам федеральной, региональной и территориальной власти;
  • оплате за жилые помещения, коммунальные услуги, за охрану квартир и установку охранных сигнализаций, а также услуги связи;
  • уплате алиментов;
  • отчислении взносов членами дачных, огороднических, садоводческих некоммерческих объединений, ГСК, а также при оплате автостоянок.

Данный перечень не подлежит расширенному толкованию.

С момента вступления в действие 121-ФЗ отменяется возможность не идентифицировать субъекта, если ранее он уже был идентифицирован кредитной организацией.

Нововведения в ФЗ № 115

В новой редакции Закона, принятой в 2018 г., присутствует ст. 7.3. В этой норме закреплены обязанности кредитных структур, осуществляющих операции с деньгами и иным имуществом при приеме на обслуживание, а также в процессе обслуживания публичных иностранных должностных лиц. Данная статья введена в дополнение к положениям п. 1 ст. 7 115-ФЗ.

Указанные структуры, согласно норме, обязаны:

  1. Предпринимать обоснованные и возможные меры по выявлению публичных иностранных должностных лиц.
  2. Принимать на обслуживание указанных субъектов исключительно в соответствии с письменным решением начальника организации, уполномоченной совершать операции с денежными и иными ценностями, его заместителя либо руководителя обособленного подразделения кредитного учреждения.
  3. Предпринимать возможные и обоснованные меры по установлению источников происхождения материальных ценностей публичных иностранных должностных лиц.
  4. Регулярно обновлять имеющиеся сведения об указанных субъектах.
  5. Повышенное внимание уделять операциям, совершаемым не только публичными иностранными должностными лицами, но и их родственниками, в т. ч. усыновителями, усыновленными, а также третьими лицами от их имени.

Включение ст. 7.3 в 115-ФЗ обуславливается напряженной международной ситуацией и желанием руководства страны обезопасить экономику от негативного воздействия. Включение нормы в рассматриваемый нормативный акт имеет важнейшее значение для реализации концепции нацбезопасности РФ. Положения нормы соответствуют государственной политике в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, поскольку закрепляет меры, пресекающие нежелательные действия иностранных лиц.

Нюанс

Существует еще один Закон под таким же номером, что и рассматриваемый нормативный акт, - 115-ФЗ от 25 07 2002. В ст. 4 закреплены основы правового положения иностранцев в России. Этот Закон никаким образом не связан с рассматриваемым нормативным актом и сферой противодействия легализации преступных доходов. В процессе правоприменения этот нюанс необходимо учесть.

Ответственность за неисполнение положений 115-ФЗ

В ст. 13 Закона закреплены административные меры для обеспечения защиты финансовых и публично-правовых интересов государства.

Согласно норме, нарушение правил осуществления операций с материальными ценностями кредитными структурами, лизинговыми и страховыми организациями, учреждениями почтовой связи, ломбардами, букмекерскими конторами и иными субъектами, указанными в комментируемом нормативном акте, влечет аннулирование (отзыв) их лицензии.

Отзыв разрешительного документа представляет собой решение, которое принимается уполномоченным органом по основаниям и в порядке, предусмотренным в федеральном законодательстве. Аннулирование лицензии не влечет прекращение работы лица, а только лишь запрещение отдельных видов операций. Отзыв разрешительного документа - исключительная мера воздействия.

В рассматриваемом нормативном акте установлено, что компетентные организации, совершающие операции с материальными ценностями, должны документально фиксировать и предоставлять сведения контрольным органам не позднее дня, идущего после даты совершения соответствующей операции (ст. 7, часть первая, п. 4). По ст. 13 115-ФЗ, нарушение установленного срока влечет отзыв лицензии.

В законе, однако, предусмотрена возможность не направлять информацию в уполномоченные органы. Ею могут воспользоваться сотрудники компетентных структур, осуществляющие процедуры внутреннего контроля, если у них возникают подозрения в том, что их клиенты совершают операции для легализации преступных доходов. В таких ситуациях, разумеется, применение мер ответственности, становится крайне затруднительным.

Органом, обладающим право отзывать лицензии у кредитных структур, нарушающих законодательство в сфере противодействия легализации преступных доходов, является Центробанк. Данное полномочие соответствует Рекомендациям № 17, 23, 29 FATF. В них установлено, что государства должны обеспечить применение пропорциональных, эффективных сдерживающих мер уголовного, гражданского, административного характера на случай выявления фактов неисполнения нормативных предписаний. Согласно Рекомендациям, в странах должно обеспечиваться распространение кредитными структурами адекватных методов надзора и регулирования. Компетентным органам надлежит предпринимать необходимые правовые или регулятивные меры для предотвращения получения преступниками или их сообщниками контрольных или значительных пакетов акций, управленческих должностей в финансовых учреждениях.

Надзорные органы, в свою очередь, должны обладать достаточными полномочиями для осуществления мониторинга и контроля соблюдения субъектами требований законодательства в сфере борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Они должны наделяться правом проводить инспекции, требовать предоставления любых сведений от финансовых структур, необходимых для мониторинга, применять адекватные административные наказания за несоблюдение предписаний.

В международных конвенциях, ратифицированных РФ, устанавливается, что страны-участницы обеспечивают применение соразмерных, эффективных гражданско-правовых, уголовных или административных мер сдерживающего характера с учетом опасности совершенного преступления к юрлицам и гражданам. Принятие Центробанком решения об отзыве лицензии у кредитной организации в соответствии со ст. 13 115-ФЗ сопровождается осуществлением всестороннего анализа ее работы не только для выявления нарушений федерального законодательства, но и определения количества (объема) выполняемых операций, наличия/отсутствия факторов, создающих угрозу для интересов вкладчиков и кредиторов, стабильности всей банковской системы страны.

Общие правила отзыва лицензии

Соответствующее решение подлежит опубликованию в официальном издании "Вестнике Банка России" в течение недели с даты его принятия. Оно вступает в действие с момента вынесения. Законодательство закрепляет право заинтересованных лиц оспорить принятое решение в течение месяца с даты его опубликования. Факт обжалования, а также применение мер обеспечения исков не приостанавливают исполнение решения.

Дополнительные меры воздействия

В соответствии с письмом ЦБ № 98-Т от 2005 г. и методическими рекомендациями № 59 от 1997 г., территориальные подразделения Центробанка наделаются правом применять к субъектам, не исполняющим предписания законодательства в сфере легализации преступных доходов:

  1. Требования об устранении выявленных нарушений.
  2. Денежные взыскания. Их размеры устанавливаются ФЗ " О Центробанке РФ".
  3. Ограничение совершения отдельных финансовых операций на период до 6 мес.
  4. Требование о замене руководства.
  5. Запрет на совершение кредитной структурой отдельных операций, указанных в лицензии, выданной ей, на срок до 1 г.
  6. Запрет на открытие филиалов в течение года.

При выявлении оснований, предусмотренных пунктом 6 1 части 20 статьи ФЗ № 395-1, территориальное подразделение вправе инициировать процедуру отзыва лицензии у кредитной структуры. При этом подразделению рекомендовано предъявлять требование об устранении выявленных нарушений в комплексе с иными мерами воздействия. Выбор той или иной санкции осуществляется учреждением самостоятельно с учетом:

  1. Характера и причин нарушения, допущенного кредитной структурой.
  2. Общего финансового положения кредитной организации, ее позиции на региональном и федеральном рынках банковских услуг, возможности ухудшения ее финансового состояния в связи с предпринимаемыми к ней мерами воздействия.
  3. Эффективности правил осуществления внутреннего контроля, разработанных структурой для противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, их соответствия рекомендациям ЦБ.

Заключение

В УК не содержится конкретная норма, положения которой можно было бы применить непосредственно к должностным лицам, допустившим нарушения законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Многие эксперты полагают, что нет необходимости создавать такого рода статьи по подобным нарушениям в разных сферах управления. Следует обеспечивать экономичность законодательства, закрепляющего ответственность субъектов, уплотнить составы правонарушений. В настоящее время ключевыми уголовными статьями, закрепляющими санкции за неисполнение нормативных предписаний в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, считаются ст. 173-174.1, а также 175. В этих нормах закрепляются необходимые юридические основания для пресечения противоправных действий, борьбы с обналичиванием средств через компании-однодневки.

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

Страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;

Организации федеральной почтовой связи;

Ломбарды;

Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Операторы по приему платежей;

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

Кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

Микрофинансовые организации;

Общества взаимного страхования;

Негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.


Судебная практика по статье 5 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ

    Постановление № 5-72/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-72/2018

    Шахунский районный суд (Нижегородская область) - Административные правонарушения

    Дело № 5 - 72/2018 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении 30 октября 2018 года г.Шахунья Судья...

    Постановление № 5-671/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-671/2018

    Дело № 5 - 671/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Орехово-Зуево Московской области 30 октября 2018 года Судья Орехово-Зуевского городского суда Московской области Пронякин Н.В., ...

    Постановление № 5-687/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-687/2018

    Орехово-Зуевский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    Дело № 5 - 687/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Орехово-Зуево Московской области 30 октября 2018 года Судья Орехово-Зуевского городского суда Московской области Пронякин Н.В., ...

    Решение № 2А-3281/2018 2А-3281/2018~М-3101/2018 М-3101/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2А-3281/2018

    Первомайский районный суд г. Кирова (Кировская область) - Гражданские и административные

    Содержит указания на применение к административному истцу мер административного принуждения. Уведомление об отказе в выдаче патента иностранному гражданину, направленное ФИО2 в части разъяснения положений ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и необходимости выезда из РФ, носит рекомендательный характер. Поскольку...

    Постановление № 5-328/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-328/2018

    Петушинский районный суд (Владимирская область) - Административные правонарушения

    От выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации является незаконно находящимся на территории Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года за N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации...

    Постановление № 5-702/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-702/2018

    Неклиновский районный суд (Ростовская область) - Административное

    К делу 5 - 702/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания 30 октября 2018 года пер. Красный, д. 39, с. Покровское, Неклиновского района Ростовской области Судья Неклиновского районного суда Ростовской области...