Закон о такси с 1 июня. Закон о такси: нюансы и поправки

В апреле 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные статьи и положения, которого регламентируют порядок организации, государственной регистрации и осуществления текущей деятельности предприятий такси на территории РФ.

Этим закон о такси отличается от других правовых актов, регулирующих конкретные сферы деятельности в РФ и носящих поэтому соответствующие названия, например «Закон о прокуратуре РФ» или «Закон о судебной системе». ФЗ N 69-ФЗ состоит из 10 статей, которые подвергались изменениям и дополнениям в 2012 и 2014 годах.

Отдельные положения закона вступили в силу не через 10 дней после официального опубликования текста ФЗ, а спустя значительные отрезки времени. Даты начала действия этих положений определены статьей 10 закона.

Часть 23 и часть 24 статьи 9 ФЗ вступили в силу 1-го января 2015 года, поэтому в СМИ применительно к этому правовому акту часто встречается термин «новый закон о такси 2015 года». Который актуален и на сегодняшний 2019 год.

Правовое обеспечение закона «О такси»

Непосредственное отношение к такси имеют следующие статьи ФЗ N 69-ФЗ:

  • Статья 3 вносит в КоАП РФ нормы ответственности (в виде административных штрафов) за различные нарушения правил в работе такси;
  • Статья 7 вводит в ФЗ N 259-ФЗ от 2007 года «Устав автомобильного транспорта…» дополнительную статью 36.1, определяющую область административной ответственности предприятий такси при нарушении ими установленных законом правил;
  • Статья 8 включает в сферу действия ФЗ N 294-ФЗ от 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» предприятия по перевозке пассажиров легковым транспортом;
  • Статья 9 содержит 24 пункта и по сути является непосредственно новым законом о такси. Положения статьи регламентируют все сферы деятельности предприятий такси (как юридических лиц — ЮЛ, так и частных предпринимателей — ИП), начиная с получения разрешения (лицензии) на право перевозки пассажиров, установления требований к транспортным средствам, допущенным к перевозкам, и заканчивая вопросами контроля и надзора за работой предприятий такси со стороны государственных органов;
  • Статья 10 определяет порядок и сроки вступления в силу закона в целом, а также отдельных его статей и положений.

Основные положения закона

Федеральный закон о такси N 69-ФЗ в своем окончательном варианте от 2015 года зафиксировал перечень из 4-х документов, необходимых для получения лицензии на такси и значительно упростил порядок ее получения. Одна лицензия (одно разрешение) выдается на одно транспортное средство (ТС).

Список предъявляемых заявителем документов:

  • Заявление, составленное по утвержденной форме;
  • Копия удостоверения личности заявителя (его представителя);
  • Копия документа о постановке на учет в налоговых органах (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • Копия свидетельства о регистрации ТС (ПТС, копия договора лизинга, договор аренды или генеральная доверенность).

Перечень документов является окончательным и действует на всей территории РФ. Права изменять его региональные или муниципальные органы власти не имеют. Заявку теперь можно отправлять в соответствующие органы по интернету (с помощью сайта государственных услуг), а получать готовое разрешение — по почте.

По сравнению с нормами ранее действующего закона о такси закон 69-ФЗ дает значительные послабления предпринимателям , решившим заняться этой сферой деятельности:

  • Получить разрешение на такси можно не только на собственный автомобиль, но и на транспортное средство, находящееся в официальной аренде или используемое по доверенности. Отказ в получении разрешения должен быть безусловно мотивирован тем органом власти, который уполномочен его выдавать. Отказ возможен исключительно при предъявлении заявителем недостоверных сведений о себе или об автомобиле;
  • Для получения лицензии требуется трехлетний водительский стаж (ранее был 5 лет);
  • Технический осмотр для автомобилей такси унифицируется с техническим осмотром личного автотранспорта, отменяется требование об обязательном наличии в автомобиле талона ТО (ранее осмотр надо было проходить 1 раз в полгода);
  • Разрешается совершать межрегиональные перевозки пассажиров даже при отсутствии специальных соглашений между регионами, если адрес подачи такси находится в регионе, в котором получена лицензия (ранее перевозки можно было осуществлять только по территории своего региона). При наличии соответствующих соглашений между регионами посадку и перевозку пассажиров можно осуществлять и в другом регионе.

С января 2015 года вступили в силу положения закона по регулированию цветового оформления кузова такси в тех регионах, где местные власти ранее установили такие требования. По новому закону на своей территории региональные власти вправе утверждать несколько вариантов цветового оформления такси . Еще одно новшество, вступившее в силу в 2015 году, относится к обязательной установке на такси таксометра в тех случаях, когда плата за поездку зависит от времени или фактического километража поездки, а не является фиксированной величиной (утвержденным тарифом). ЮЛ и ИП, имеющие разрешения на такси, обязаны осуществлять следующие мероприятия:

  • своевременный технический осмотр ТС;
  • ежедневный контроль технического состояния ТС перед выходом его на маршрут;
  • медицинский осмотр водителей такси для допуска их к управлению ТС.

Особенности лицензирования деятельности такси

Выдачу разрешений (лицензий) на такси в каждом регионе осуществляет специальный уполномоченный орган. Чаще всего таким органом выступает региональное подразделение Министерства транспорта — Комитет по транспорту субъекта РФ. Срок действия разрешения составляет не менее 5 лет. Мотивированный отказ в выдаче разрешения должен быть предоставлен в течение 1-го месяца с даты подачи заявления.

При изменении регистрационных данных ЮЛ или ИП разрешается осуществлять переоформление лицензии. При утере разрешения предельный срок его восстановления составляет 10 дней с момента подачи заявления. Уполномоченный орган ведет реестр всех выданных разрешений и обязан размещать его в свободном доступе на страницах своего сайта.

В случае выявления нарушений в деятельности такси уполномоченный орган (обычно это региональное подразделение ГИБДД) вправе выдавать владельцам лицензий предписания на устранение нарушений в сроки, не превышающие 1-го месяца. В свою очередь, владельцы разрешений обязаны предоставлять в уполномоченный орган отчеты об устранении нарушений (выполнении требований предписаний) до истечения сроков действия предписаний. Невыполнение этих требований или несоответствие данных отчета реальному состоянию дел может вести к аннулированию лицензии на такси.

Отзыв разрешения на такси возможен и по другим причинам:

  • повторное (в течение срока действия лицензии) нарушение правил фрахта такси на территории других регионов (если между регионами не заключены соответствующие соглашения);
  • повторное нарушение положений закона о такси в части требований к автомобилю (наличие цветографической схемы в виде «шашечек» в шахматном порядке на бортах, опознавательного фонаря «Такси» на крыше ТС и таксометра в салоне, а также соответствие цвета ТС цвету, установленному для автомобилей такси в данном регионе);
  • управление автомобилем такси водителем со стажем менее 3-х лет;
  • совершение водителем такси ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Наличие действующей лицензии в салоне автомобиля такси является обязательным условием для допуска таксомотора к перевозке пассажиров. Административная ответственность за нарушение этого требования определена КоАП — штраф до 30 тыс. руб. Конкретные суммы других штрафов за различные нарушения в деятельности такси приведены в статье 3 ФЗ N 69-ФЗ (или в статьях 11 и 12 КоАП РФ).

Как «обойти» закон о такси

Многих водителей-индивидуалов, занимавшихся ранее нелегальной перевозкой пассажиров на легковом транспорте и желающих сегодня сделать этот вид деятельности более законным, но не готовых при этом заниматься регистрацией ООО или ИП, интересует вопрос — как можно «обойти» закон о такси без прямой опасности быть подвергнутым серьезным административным наказаниям со стороны контролирующих органов.

На самом деле закон оставляет несколько незначительных лазеек, позволяющих полулегальным таксистам обходить отдельные его требования. Это касается как вопросов специального оборудования автомобилей под задачи такси, проведения финансовых операций с клиентами, так и порядка осуществления обязательных мероприятий по допуску автомобилей и водителей на маршрут.

Если раньше закон о такси запрещал выдавать лицензии на автомобили, не являющиеся собственностью ЮЛ или ИП, то новый закон не содержит подобных ограничений. Это означает, что предприниматели могут получать разрешения на такси для большого числа автомобилей, взятых в аренду или оформленных по генеральной доверенности. Таким образом к деятельности такси и привлекаются бывшие частники со своими личными автомобилями, с которыми предприниматели просто заключают трудовой договор.

Оборудование автомобиля необходимыми атрибутами такси не представляет никакой сложности (за исключением требования по цвету, если таковое принято в регионе), так как все эти устройства и приспособления являются съемными, а Закон не предъявляет к ним каких-либо стандартных требований. Это касается и знака на крышу, и цветографических полос на борта (могут быть магнитными или простыми наклейками), и даже счетчика-таксометра.

Нет в Законе и четко прописанных требований к процедурам технического контроля состояния ТС перед выходом на маршрут и медицинского освидетельствования водителей, а также к профессиональной квалификации персонала, который должен эти мероприятия проводить.

Новый закон о такси N 69-ФЗ в целом достаточно полно и качественно выполняет основное свое предназначение — цивилизованное регулирование деятельности многочисленных предприятий, осуществляющих платную перевозку пассажиров легковым автомобильным транспортом, на территории всех регионов РФ. А некоторые его несущественные недоработки и пробелы, скорее всего, будут тщательно проанализированы и устранены путем внесения новых изменений и дополнений в будущем.

Вас заинтересует:


30 Comments

    У каждого таксиста есть тревожная кнопка. По закоулкам они ездят больше чем сотрудники МВД или ФСБ. Машины подорожали,запчасти подорожали,бензин подорожал-услуги такси дешевеют.

    Смог в столице,а за рулём катаются и живут в машинах граждане СНГ!

    Таксист Борис

    Скажите в какой стране этот закон работает и для кого он написан?Как стояли дикари у вокзала,так и стоят...Как крышевали их,так и крышуют!

    Лишь четыре из десяти его статей посвящены внесению поправок, касающихся работы такси. Зато поправки эти существенно реформируют всю систему таксомоторных перевозок, потому документ и получил неофициальное название «Закона о такси».

    Заполонили дворы автомобили- такси. Стоят круглосуточно! Личному транспорту собственников и нанимателей мест в собственных дворах не остается. Поголовное шлагбаумство — изоляция дворов — не выход! Значит, жителям за деньги:резидентские разрешения, народные гаражи, а таксомоторам бесплатно в наших дворах? Почему Закон обходит такое важное — как парковка и стоянка таксомоторов?

    Вопрос:могу ли я,управляя арендованным лицензированным автомобилем такси, вести (производить видеозапись) видео-блог,соответственно с согласованием пассажира?Прописано ли это в законе? Ведь многие современные авто оборудованы системой Хендс-фри и по сути это так же может отвлечь от дороги

    Что сейчас делается в «засланных» такси-это кошмар. Яндекс,UBER, ГЕТ нанимают водителей удаленно не видя не водителей не состояния машин,при этом водителей набирают в обход 69 ФЗ,а именно, со стажем вождения от 6 месяцев. В каком состоянии машина эти службы тоже видно не совсем волнует. Заключают договора на перевозку пассажиров,во сколько прибывает машина на заказ вы никогда не узнаете,пожаловаться некому. Водители приезжают еще и грубят,машины грязные в салоне,от водителей пахнет. Дополнительной страховки пассажиров нет. А главное,никак не могу понять какое горючее они заливают,т.к. по их расценкам...это должна быть вода

    • Извеняюсь за грубость я 13 лет работаю в этой сфере есть пассажиры кокорые считают плачу что хочу то и делаю а твоё дело везти так что ненадолго хаить водил провокаторов хватает и я уверен что приветливому пассажиру явно не нагрубят.так что бывает всякие случаи,просто долго описывать.А вот за закон хочу сказать одно он сырой был и останется и невовсех регио нах проезд стоит бешенных денег унас проезд(не посадка) 50 рублей до 3 км а бензин40,15 Лучше бы спросили у депутатов где наше достояние народа и закон конституции вот где дела творятся

Абсолютно с вами согласен. Дело в том, что таксуют в стране не для получения дохода, а чтобы выжить. Как сказал один таксист: «беру в долг у машины.» На самом деле работа таксистом на своём авто убыточна. И чем дороже автомобиль, опрятнее водитель, законнее поездка, тем больше убыток. А расценки обязательно увеличатся, когда депутаты окончательно победят народ, отняв у него и эту возможность подработки. На рынке останетутся только монополисты. Стать таксистом сможет далеко не каждый, и заказать такси — то же. Вот оно — счастье...

Если хотите ехать в новенькой машинке, где от водителя пахнет Диором, салон свежий и говорят с вами «на будьте любезны», то готовьтесь платить не как за поездку на маршрутке!.. Сначала посчитайте, сколько стоит содержание авто в надлежащем виде, когда ты ежедневно возишь разный люд по 12 часов в сутки, а то и больше. И водителю должно остаться на содержание семьи, себя и авто, чтобы все были счастливы!

Главный недостаток закона № 69-ФЗ в том,что лицензия оформляется на автомобиль а не на водителя: сменил автомобиль — оформляй новую лицензию. В цивилизованных странах лицензию на такси покупает водитель и становится собственником лицензии пожизненно,может её подарить,продать.В этом случае разбил или продал автомобиль — лицензия остаётся действующей до конца твоей жизни и не требует оформления на новый автомобиль.Но Россия,как всегда,впереди планеты всей и умом её не понять.

Каждый день разные сферы предпринимательской деятельности подвергаются регуляторным давлениям. Так и в сфере работы такси участились налоговые проверки, увеличилась частота проверок наличия лицензий. Законодательство существенно ужесточило процедуру работы таксо-моторной сферы предпринимательства. Поэтому, закон "О такси" и поправки к нему должны быть знакомы каждому таксисту. Но за текучестью изменений и дополнений, которые постоянно вносятся в его структуру, мало кто успевает уследить. Предлагаю вам ознакомиться с самыми последними изменениями, знание которых, поможет обезопасить себя в дальнейшей работе.

Закон "О такси", основные положения

Федеральный закон « О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» - известный в народе как закон «О такси». Новый закон о такси 2016 года внес значительные изменения в работу частных перевозчиков. В частности, согласно ему, ужесточились штрафы для нелегальных перевозчиков и уменьшились для легальных таксистов.

Интересный факт! Первые такси, по некоторым данным, появились еще в Древнем Риме. Это были колесницы со своеобразным таксометром в виде таза, в который после каждых 200 метров падал камешек – потом камешки подсчитывались и производилась оплата.

Диспетчерская служба такси, деятельность которой регулирует этот закон, несет ответственность за передачу заказов нелегальным таксистам и за качество услуг, которые предоставляет эта служба. Кроме того, теперь распределение выручки между таксистами и диспетчерской службой будет более справедливым.

Согласно тому же закону "О такси", машина такси должна быть окрашена в жёлтый, белый, либо один из других четырёх цветов, которые определили местные власти. Более того, служба такси должна работать по отдельной для каждого авто и водителя лицензии. Если у водителя отсутсвтвует лицензия, то ему грозит достаточно внушительный штраф.

Интересный факт! Первый таксометр в России появился в конце XIX века.

Этот закон дал таксистам возможность обслуживать и государственные органы, что должно значительно уменьшить растраты государственных средств на аренду и обслуживание автомобилей чиновников.

Документы необходимые для регистрации такси

Для того, чтобы получить разрешение на работу частным перевозчиком или сотрудником предприятия по предоставлению такого рода услуг (такси), вам необходимо, в первую очередь, быть индивидуальным предпринимателем, либо оформить свою фирму (юридическое лицо).

Для начала, необходимо посетить налоговые органы вашего региона для регистрации ИП. При оформлении индивидуального предпринимателя при себе нужно иметь оригинал паспорта и копии всех заполненных страниц. Для ускорения процесса оформления, вам лучше сразу скачать с сайта налоговой службы вашего региона квитанцию об оплате налогового сбора и оплатить ее в ближайшем Сбербанке.

Также, нужно уточнить у налогового работника при оформлении ИП, какие именно налоги вам следует оплачивать, необходимые документы отчетности и т.д. Сразу можно зарегистрироваться в онлайн-кабинете налоговой службы как налогоплательщик, это поможет вам в дальнейшем отслеживать ваши оплаты и контролировать отчетность.

Оформив ИП, вы сможете обратиться в свой региональный орган исполнительной власти по выдаче соответствующего разрешения на деятельность (обычно, это Минтранс). Для ускорения получения разрешения такого рода, перед подачей документов лучше перезвонить в эту структуру и уточнить необходимые документы, так как они могут дополнятся, в зависимости от региона.

Однако, согласно закону «О такси», вам точно необходимы определенные документы при подаче заявления на получение разрешения.

Важно! При выезде на трассу, таксист всегда должен иметь при себе нотариально заверенные копии разрешения на работу.

Прежде всего, вам нужно заявление, так как без него, никто не выдаст вам лицензии. Его можно подать как в письменном виде, так и в электронном, это как вам удобно. В заявлении должна быть указана информация о предприятии (если такое имеется), или об индивидуальном предпринимателе, контактные телефоны, место регистрации и идентификационный номер налогоплательщика.

К заявлению должны быть прикреплены копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо представителя заявителя (для юридических лиц), копия регистрационных документов транспортных средств, которые заявитель будет использовать для перевозки пассажиров, а если транспортное средство приобретено по договору лизинга, или аренды, либо передано по доверенности – необходимо прикрепить к заявлению копию этих документов. Также, в зависимости от региона, вам необходимо будет оплатить государственную пошлину, это, примерно, от 0 до 5000 руб.

Государственный орган берет на себя полномочия в отказе выдачи желаемого разрешения в случаях, когда вы подали недостоверную информацию, либо транспортное средство уже зарегистрировано.

Лицензия на работу такси выдается на 5 лет. Если предприниматель потерял ее, или она, по каким-либо причинам, потрепалась и т.д., дубликат будет выдан на оставшееся время.

Требования к автомобилю

Для получения разрешения на перевозку пассажиров, автомобиль должен соответствовать определенным нормам, которые также определяются в новом законе "О такси" 2016.

В первую очередь, транспортное средство должно иметь соответствующий опознавательный окрас. На кузове машины, по бокам, должны быть нанесены контрастные квадраты в шахматном порядке. Обычно, это чёрный и какой-то отдельный контрастный цвет.

Цветовой окрас такси устанавливается в каждом регионе отдельно. Органы власти имеют право определять до трех цветов. Так что, при оформлении лицензии, необходимо уточнить вопрос расцветки машин такси в своем регионе.

Важно! Обязательное условие для машины такси – это наличие фонаря оранжевого цвета, что, впрочем, является главным атрибутом такси, особенно ночью.

Также, вам, скорее всего, придется обзавестись таксометром – это более удобное (как для пассажира, так и для таксиста) средство исчисления стоимости проезда. Пассажир будет знать точную стоимость проезда, а водитель – обезопасит себя от скандалов и недовольства.

Каковы бы не были слухи, такси не должно оснащаться тахографом или ГЛОНАССом.

Как и где можно получить лицензию для перевозки пассажиров

Для получения лицензии на перевозку пассажиров, условия частично отличаются от условий получения . Для ее получения вам нужно быть учредителем предприятия или индивидуальным предпринимателем.

Необходимые документы, которые прикрепляются к заявлению на выдачу лицензии на перевозку пассажиров:

нотариально заверенные копии документов о регистрации юридического лица;

Нотариально заверенные копии учредительных документов: договор учредителей, устав, свидетельства ИИН, ОГРН, копия паспорта руководителя и решение (приказ) о вступлении на должность руководителя;

Копии документов сотрудника, который будет ответственен за перевозку пассажиров;

Документы нанятого медработника, или договор о сотрудничестве с медицинским учреждением, которое будет осуществлять медицинский осмотр водителей перед рейсами;

Договора с водителями, их медицинские справки, подтверждение наличия трехлетнего стажа работы водителей, копия водительских прав категории «Д»;

Копии документов на владение транспортным средством (договор лизинга, ПТС, аренда);

Документальное подтверждение возможности самостоятельного осуществления технического осмотра машин, или договор со сторонним предприятием, которое занимается технической поддержкой;

Копия договора об аренде автостоянки, или наличие собственной стоянки;

Талоны ТО;

Нотариально заверенная копия полиса ОСАГО;

Квитанция об оплате государственного лицензионного сбора.

Для частных предпринимателей перечень документов для получения лицензии на пассажирскую перевозку практически такой же, только вместо учредительных документов, нужна лишь выписка с ЕГРИП и свидетельство о государственной регистрации.

Выдача лицензионных документов осуществляется органами Ространснадзора. Заявление о получении такой лицензии рассматривается в 45-дневный срок, при этом вся информация о ходе рассмотрения находится на портале этой службы. Результат такого расмотра приходит электронной и обычной почтой. Штрафы для водителей такси

В соответствии с законом "О такси" 2016 года, если у вас нет разрешения на занятие такой деятельностью, то вам светит штраф за нелегальное такси, в 2016 году – это 30 тыс. рублей. Если вы были повторно уличены в такого рода нарушении, то на вас снова возложат административный штраф в сумме 30 000 рублей и отнимут право управления транспортным средством на срок от 3 до 6 месяцев. Юридическое лицо, за осуществление такой деятельности без лицензии, штрафуется до 400 000 рублей.

Если вы индивидуальный предприниматель, то штраф за работу в такси без наличия лицензии, также будет весьма значительным.

Для такси, работающих без наличия листка с необходимой информации по перевозке пассажиров законодательством предусмотрено наказание в размере 1000 рублей, причем, такую же сумму придется выложить за невыдачу чека клиенту.

Если у вас есть лицензия на такси, но при этом цветовая схема вашей машины не соответствует правилам в вашем регионе, или же у вас отсутствует опознавательный фонарь оранжевого цвета, штраф для ИП – 3 тыс. руб., для юридических лиц – 50 тыс. руб.

В том случае, когда у вас нет лицензии на такси, но ваше авто имеет опознавательный фонарь и соответственную цветовую схему – штраф 5 тыс. рублей, и еще учитывайте штраф за работу без разрешения. При наличии лицензии, но отсутствии опознавательных атрибутов, штраф составит 3000 рублей.

Итого, в общей сложности, водитель с лицензией или без, может заплатить за одну поездку до 50000 рублей штрафа.

Как "обходят" закон "О такси"

Все мы помним, как еще в 2015 году по городам курсировали легковые машины с шашечками непонятного цвета, оранжевыми губками и т.д. Закон 2016 «О регулировании частных перевозок» и поправки в законе " О такси" сильно ужесточили ситуацию.

Для таксиста, индивидуального предпринимателя, стало тяжело и дорого "таксовать". Нужно зарабатывать, но что это за заработок, особенно в небольших городах, где за регистрацию такси взимаются пошлины до 5000 рублей. Правда, ИП дешевле обходится по налогам, нежели отдельное предприятие со своей диспетчерской службой и автопарком, но и для обычного таксиста эта сума достаточно внушительная.

Нелегальное такси, как способ уйти от ответственности и больших растрат, стал Меккой для большинства предпринимателей такого рода. Хотя, всегда можно попытаться ужиться с законом в роли предприятия.

Для этого создается юридическое лицо, которое специализируется на службе заказов, причем ни о какой службе такси не может быть и речи.

Отдельные индивидуальные предприниматели, пользуются услугами данной компании в качестве посредника между клиентом и непосредственно таксистом, который оформлен просто как ИП. Факта создания компании такси нет, налоги платятся исправно. Правда, создавая такого рода организацию, вам придется привыкнуть к частым искам и подкопам органов государства, а также обязательно обзавестись адвокатом. Большинство исков такого рода будут беспочвенны и, как обычно бывает, подлежат обжалованию.

Начиная с 2011 года, были внесены значительные поправки в законодательство "о такси", результатом чего стал современный вид этой службы. Закон "О такси" позволяет осуществлять лицензирование частных предпринимателей почти безболезненно. Единственным минусом так и остались большие растраты ИП на обслуживание, оформление и медицинский осмотр, и если в больших городах, таких как Москва, Петербург, у таксистов еще есть возможность "выходить в плюс", то в маленьких – этот вопрос стоит ребром, по крайней мере, для большинства частных извозчиков.

Интересный факт! В 2016 году, в городе Фудзисава будет проведён эксперимент по эксплуатации такси без водителя.

Подписывайтесь на наши ленты в

Для правильной езды на дороге все водители должны знать и следовать правилам дорожного движения, и водители такси не исключение. Правовые нормы для таксистов содержатся в Федеральном Законе №69.

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой 11 апреля 2011 года. Данный Законопроект был одобрен Советом Федерации 13 апреля того же года. В законную силу вступил документ 21 апреля 2011.

Федеральный Закон №69 содержит 10 статей. Правовое регулирование перевозки пассажиров и багажа состоит из:

  • ФЗ №69 о такси;
  • — определяет штрафные санкции за нарушения общепринятых законодательных норм.

Последние изменения ФЗ о такси

Практически все законодательные акты требуют пересмотра. Законы пересматриваются членами Государственной Думы для их усовершенствования, путем внесения в них изменений, поправок и дополнений. Необходимы нововведения из-за возникающих спорных ситуациях, на который определенный законодательный акт не распространяется.

Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» претерпел изменения 14 октября 2014 года.

Федеральный закон 69 о такси ст 3

Данная статья характеризует ответственность за нарушения правил перевозки клиентов и багажа:

  • В легковом автомобиле, перевозящем пассажиров, должна быть информация о правилах езды в данном виде транспорта. Отсутствие информации влечет за собой штраф для водителя — 1000 руб. (для юр. лиц — 30 000 руб.);
  • Если водитель не выдает клиенту кассовый чек или квитанцию, то ему грозит штраф в размере 1000 руб. (для юр. лиц — 30 000 руб.);
  • На автомобиле должны быть отметки, свидетельствующие о его принадлежности к такси (опознавательный фонарь на крыше или цветографическая желтая схема на кузове машины). Отсутствие отметок грозит штрафом водителю 3 000 руб. (для юр. лиц — 50 000 руб.).

В последней редакции корректировке подверглась 3 статья настоящего закона, а именно 17 пункт. Из этого пункта исключили 4 абзац.

Закон 69 о такси ст 9

Важным аспектом в данной статье являются обязанности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении автомобилей, перевозящих клиентов и их багаж:

  • проводить периодическое и своевременное обслуживание и ремонт машин;
  • осуществлять технический осмотр автомобиля перед выездом на линию;
  • предоставить водителям обязательный медицинский осмотр.

Все водители и юридические лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа, обязаны знать положения настоящего закона о такси.

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ
№ 22 от 11 июня 2008 года
«О ЛЕГКОВОМ ТАКСИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

(в ред. законов г. Москвы от 22.06.2011 №29, от 26.12.2012 №74, от 22.05.2013 №24)

Настоящий Закон устанавливает основы взаимодействия органов государственной власти города Москвы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими таксомоторные перевозки в городе Москве.

Статья 1. Основные понятия

1. Легковое такси - легковые автомобили, предназначенные для осуществления таксомоторных перевозок.
2. Таксомоторные перевозки - деятельность по перевозке пассажиров и их багажа легковым такси.
3. Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие разрешение на осуществление таксомоторных перевозок.
4 - 6. Утратили силу с 1 сентября 2011 года.

Статья 2. Организация транспортного обслуживания населения в сфере таксомоторных перевозок

1. Транспортное обслуживание населения в сфере таксомоторных перевозок организует уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий управление в области транспорта (далее - уполномоченный орган), во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти города Москвы.
2. В городе Москве разрешение на осуществление таксомоторных перевозок (далее - разрешение) выдается уполномоченным органом.
3. Разрешение выдается сроком на пять лет.
4. Форма разрешения, порядок его выдачи и переоформления, размер платы за выдачу разрешения (дубликата разрешения) устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 2.1. Требования к легковому такси

Легковое такси должно иметь желтую цветовую гамму кузова.

Статья 3. Реестр выданных разрешений на осуществление таксомоторных перевозок

1. Сведения о разрешениях включаются в Реестр выданных разрешений на осуществление таксомоторных перевозок (далее - Реестр). Положение о Реестре утверждается Правительством Москвы.
2. Утратила силу с 1 сентября 2011 года.
3. Реестр создается в целях:
1) обеспечения общедоступности информации о перевозчиках и действующих на территории города Москвы разрешениях;
2) мониторинга состояния таксомоторных перевозок, выявления тенденций развития таксомоторных перевозок.
4. Формирование и ведение Реестра осуществляются уполномоченным органом.
5. Утратила силу с 1 сентября 2011 года.
6. В Реестр вносятся следующие сведения:
1) регистрационный номер разрешения, который присваивается в соответствии с порядковым номером внесения в Реестр (в случае исключения из Реестра данный регистрационный номер в дальнейшем не используется), дата его выдачи и дата прекращения действия разрешения;
2) полное наименование перевозчика;
3) контактные данные перевозчика: место нахождения (для юридического лица), номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты и (или) иные контактные данные, представленные перевозчиком по его выбору для направления обращений;
4) сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер - для юридических лиц; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей;
5) информация о марке, модели, государственном регистрационном знаке и годе выпуска автомобиля, на который выдано разрешение;
6) сведения о приостановлении и возобновлении действия разрешения, отзыве (аннулировании) разрешения, дата внесения информации об изменении сведений, содержащихся в Реестре;
7) иные сведения, предусмотренные положением о Реестре;
8) - 10) утратили силу с 1 сентября 2011 года.
7. Утратила силу с 1 сентября 2011 года.
8. Реестр размещается на официальном сайте уполномоченного органа.
9. Сведения о выдаче и переоформлении разрешений, информация об изменении сведений, содержащихся в Реестре, вносятся в Реестр уполномоченным органом на безвозмездной основе и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в течение пяти дней со дня внесения в Реестр соответствующих изменений.
10. Утратила силу с 1 сентября 2011 года.

Статья 6.1. Порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением перевозчиками установленных требований

1. Региональный государственный контроль за соблюдением перевозчиками требований, установленных частями 1.4, 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", осуществляется должностными лицами уполномоченного органа (учреждений уполномоченного органа) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в форме плановых и внеплановых проверок.
2. Порядок проведения проверок за соблюдением перевозчиками требований, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Москвы.

Статья 7.1. Переходные положения

Особенности применения статьи 2.1 настоящего Закона устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
11 июня 2008 года
N 22

Первая его часть, уже вступил в силу и органы начали выдавать разрешения на работу легкового такси согласно данному закону. Тем не менее, споры об этом “законе о такси” №69 не смолкают. Что нужно сделать, чтобы соответствовать требованиям законодательства, какие документы необходимо предоставить, чтобы получить разрешение – лицензию, где и как можно это сделать?

Есть и другого рода вопросы: как продолжать спокойно работать, как и раньше, не нарушая законов, какими способами воспользоваться, чтобы “закон о такси” остался в стороне? Таксисты ищут пути-выходы из этой проблемы и спрашивают у коллег как можно обойти новый закон о такси.

Для начала: список документов для получения разрешения на такси ИП или ООО:

1. Паспорт или копия его, заверенная уполномоченным органом.
2. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (заказывается заранее по месту регистрации в налоговой).
3. Подтверждение права собственности на предполагаемый автомобиль, если же авто оформлено не на вас, то разрешение – лицензию получит хозяин автомобиля.
4. Свидетельство о регистрации транспортного средства (копия).
5. Договор, если авто находится в лизинге (копия).

Список документов и порядок подачи заявления, предлагаемые федеральным законом о такси, могут отличаться, так как они регулируются региональным законом о такси. К тому же не прекращаются дебаты на счёт единого цвета такси.

Где же получить разрешение на такси?

Эта миссия возложена на уполномоченный для этого орган, представляющий исполнительную власть субъекта Федерации.

Шашечный пояс: автомобиль – такси, должен иметь вдоль кузова (на боковых его поверхностях) цветографическую схему, которая представляет собой композицию из нескольких квадратов двух контрастных цветов, изображенных в шахматном порядке, но на счёт цвета, величины и количества этих квадратов нет никаких уточнений. Хороший выход – полоски на магните в цвет кузова авто с несколькими тиснеными маленькими квадратами.

Фонарь для такси: легковой автомобиль, работающий в такси, должен быть оборудован опознавательным фонарем на крыше, оранжевого цвета. Это совсем просто – приобрести съёмную шашку: надо – поставил, не надо – снял. Хорошо ещё, что выбор на рынке большой.

Таксометры: такси обязательно должно быть оборудовано счетчиком-таксометром. Опять же, обратите внимание, нет никакого уточнения, каким должен быть таксометр! Представьте, что можно принять за таксометр, да всё, что угодно: и программа на мобильном, на навигаторе или, возможно, дешевый таксометр с несколькими режимами. И пусть потом в суде докажет , что таксометр не был предъявлен, если нет регламента по таксометрам. Кстати сказать, нигде в законе не указано, что расчёт в такси за проезд должен взиматься согласно показаниям таксометра. Так что и старый калькулятор тоже может заменить таксометр.

Кроме того, предприниматель обязан:
а) обеспечивать своевременное техническое обслуживание и необходимый ремонт автомобиля;
б) проводить ежедневный контроль технического состояния перед каждым выездом авто на линию;
в) обеспечить прохождение неукоснительного медицинского осмотра всеми водителями перед выездом такси на рейс.

Как же тогда быть с договором фрахтования?

В случае с такси договор фрахтования устный, заключается между перевозчиком – фрахтовщиком (водителем) и пассажиром – фрахтователем на время поездки. Согласно этому договору, перевозчик – водитель обязан предоставить пассажиру своё такси для совершения поездки и после оплаты должен выдать кассовый чек или квитанцию в виде бланка строгой отчётности.

Возможно ли вообще избежать получения лицензии для работы в такси и продолжать, при этом, работать законно?

Самое главное, ответственность за нарушение статьи «незаконное предпринимательство» до наших дней никто не отменил. К тому же, в случае с такси появляются всякого рода уполномоченные органы, в том числе и ГИБДД, осуществляющие контроль с очень высокими штрафами. По этой причине, конечно, должен оформлять ИП. Но уточнить надо, на какие виды деятельности. Нужно осуществлять оформление кода деятельности ОКВЭД не 60.22 – «такси», а 60.23 – из раздела «деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта».

Некоторые оказывают «информационные услуги», а пассажира перевозят при этом бесплатно.

Разъяснить этот вид деятельности возможно следующим образом: любая деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющаяся расписанию. В том числе: чартерные перевозки; предоставление услуг с экскурсионными и прочими целями; аренда междугородних и городских автобусов с водителем; перевозка пассажиров на автомобиле с живой тягой.

И, в общем-то, всё законно, на основе Федерального Закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» никто не отменял транспортное обслуживание, в том числе и чартерные перевозки. Информативные же услуги осуществляет диспетчерская служба на не безвозмездной основе.

Конечно, правильнее всего не пытаться “подстроиться” под закон, а работать по закону. Но ничего не поделаешь, такие уж в России принимают законы, в том числе и новый закон о такси.

Видео — служба заказа (перевозчики) вместо такси: