Виды и особенности контрольных проверок. Методические рекомендации о проведении проверок Начале проведения внеплановой выездной проверки

Внеплановые выездные проверки проводятся в соответствии с нормами, установленными законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ. Регламент назначения и реализации проверок на территории субъектов хозяйствования прописан в ст. 10 закона № 294-ФЗ. Контролирующие органы могут заинтересоваться деятельностью как юридического лица, так и ИП.

Внеплановая выездная проверка предпринимателей и юрлиц нацелена на выявление фактов несоблюдения требований действующих федеральных и муниципальных правовых актов в соответствующем сегменте бизнеса. Предметом исследования может стать выполнение предписаний госорганов. Задачи проверки включают и обеспечение условий для выполнения законодательных норм, минимизации риска причинения ущерба жизни, здоровью людей и животных, причинения вреда культурному наследию, окружающей среде, предупреждение чрезвычайных ситуаций (техногенного и природного характера), ликвидации их последствий.

Основания проведения внеплановой выездной проверки

Инициировать внеплановые проверочные мероприятия можно по следующим причинам (ст. 10 закона № 294-ФЗ):

  • В случае, когда субъекту хозяйствования ранее выдавались предписания об устранении нарушений. На дату истечения срока, отведенного на исправление недочетов, контролирующая структура может навестить юрлицо или ИП и ознакомиться с результатами «работы над ошибками».
  • Когда внеплановые выездные проверки проводит надзорный орган при получении им аргументированного представления от должностного лица органа госконтроля (надзора). В ходатайстве может быть озвучена информация о наличии угрозы или свершившемся факте нанесения урона здоровью или жизни людей, животных, государственной безопасности, сохранности музейных экспонатов, редких растений, архивной документации, научных изобретений, при нарушении прав потребителей (если в надзорный орган обращались граждане, чьи права нарушены), требований к маркировке товара.
  • По нормам закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка может быть проведена на основании приказа или распоряжения руководителя государственного надзорного органа, изданного по поручению Президента или Правительства России.
  • Проверка возможна если имеется требование прокурора, основанное на материалах обращения в органы прокуратуры третьих лиц.

О проведении проверки предприятие или ИП уведомляются не менее чем за 24 часа любым способом (телефонограммой, письмом, в т.ч. электронным, подписанным ЭЦП, нарочным и т.д.). Исключение – угроза жизни, здоровью людей, животным, окружающей среде, культурным объектам, безопасности страны, угроза чрезвычайных ситуаций. В таких экстренных случаях о проверке надзорные инстанции заранее могут не уведомлять (п. 16, 17 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Согласование внеплановой выездной проверки с прокуратурой

Проверочные мероприятия, которые не были заложены в план на предстоящий год, должны быть отдельно согласованы с прокуратурой (п. 5-10 ст. 10 закона № 294-ФЗ). Обращение требуется направлять в отделение прокуратуры по месту реализации коммерческой деятельности ИП или юридического лица, к которому намереваются наведаться проверяющие. Согласование внеплановых выездных проверок осуществляется в таком порядке:

  • оформляется заявление на согласование проверки по типовой форме;
  • заявление с документами, подтверждающими необходимость незапланированного визита на предприятие, направляется в прокуратуру;
  • поступившие заявки сотрудники прокуратуры рассматривают день в день;
  • в этот же день или на следующие рабочие сутки выносится решение о возможности или невозможности проведения проверки.

Поводом для отказа может послужить отсутствие оснований для внеплановой проверки, отсутствие документальных подтверждений позиции надзорной организации или неправильно оформленное решение о проверке. Разрешение не будет получено и в случае, если контролирующая структура пытается проверить сегмент работы компании, который выходит за рамки компетенции госоргана, либо если разные надзорные структуры собираются проверять соблюдение субъектом одних и тех же требований (п. 11 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

В исключительных случаях (когда требуются неотложные меры при угрозе причинения вреда или возникновения чрезвычайных ситуаций) проверка может быть начата в срочном порядке, в прокуратуру при этом направляется уведомление в течение суток после ее начала (п. 12 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Выездная внеплановая проверка прокуратуры

Прокурорский надзор деятельности субъектов хозяйствования может затрагивать вопросы соблюдения законодательных норм во всех сферах деятельности компаний и ИП. Полномочия органов прокуратуры прописаны в законе «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1. У субъекта для целей проверки может быть запрошена документация, но вся она должна иметь непосредственное отношение к предмету проверки. Прокуратура не может заменять другие надзорные органы (например, если рассматривается спор о несоблюдении прав потребителя, этим заниматься должен Роспотребнадзор, а не прокурор). По результатам проверки обязательно составляется акт, повторно проверить указанный в акте период нельзя.

Внеплановые выездные проверки государственной инспекции труда

Трудовая инспекция может появиться на предприятии с внеплановой проверкой, если подошел к концу срок исправления недочетов, зафиксированных во время предыдущей проверки, или поступила жалоба от работника фирмы/ИП. Поводом для проверки не может стать анонимная жалоба.

Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции реализуется только в том случае, если нельзя дать объективную оценку действиям работодателя на основании документального анализа. Проход на территорию проверяемого субъекта хозяйствования возможен после удостоверения личности проверяющего и представления копии приказа на проведение проверочных мероприятий. Трудовой инспектор может посещать рабочие объекты в любое время суток, запрашивать документы, получать пояснения должностных лиц в письменном виде, производить изъятие образцов материалов, выдавать предписания по выявленным недочетам и участвовать в расследовании несчастных случаев. Трудовой кодекс предписывает инспектору сохранять в тайне все полученные сведения о работе компании.

Внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора

В ходе проверки субъекта хозяйствования Роспотребнадзором может проверяться соблюдение норм закона о защите прав потребителей, соблюдение санитарных норм и т.п. Проверяющие могут обследовать состояние зданий и сооружений, используемых в хозяйственной деятельности, исправность оборудования и транспортных средств, качество производимой продукции.

Внеплановая выездная таможенная проверка

Выездные проверки по вопросам соблюдения таможенного законодательства могут быть реализованы при наличии соответствующего распоряжения руководителя таможенной структуры. Проверяется соблюдение требований, установленных российским таможенным законодательством, и нормами стран-участниц Таможенного союза. В предписании должны быть зафиксированы сведения о типе проверки, основаниях для ее назначения, наименование проверяемого лица, фамилии проверяющих. Внеплановые проверки могут проводиться с такой периодичностью, которая позволяет объективно оценивать правомерность действий компании. Подробно о таможенных проверках читайте .

Проведение внеплановой выездной проверки Госпожнадзором

Органы пожарного надзора могут инициировать внеплановый визит на предприятие, если на территории его расположения действует специальный противопожарный режим. Основанием для проверки в т.ч. может стать завершение капстроительства, изменение класса функциональной пожароопасности объекта, ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, поступившие от третьих лиц жалобы.

Внеплановая выездная проверка проводится органом пожарного надзора путем осмотра помещений, эксплуатируемых фирмой зданий и сооружений. В ходе проверки могут быть изучены документы о проведении инструктажа персонала по пожарной безопасности , обследованы комнаты для курения или хранения горючих материалов. Обязательно анализируется доступность аварийных выходов и исправность противопожарного инвентаря, фиксируется наличие схем эвакуации. Порядок проведения внеплановой выездной проверки Госпожнадзора регламентировано п.п. 66-79 приказа МЧС РФ от 30.11.2016 № 644.

Государственные надзорные органы проверяют организации и ИП в соответствии с нормами закона № 294-ФЗ, который предусматривает уведомление о предстоящем контрольном мероприятии. Однако внеплановая проверка работодателя по Трудовому кодексу проводится без предупреждения.

Плановые и внеплановые проверки ГИТ

Государственная трудовая инспекция (ГИТ) периодически проверяет все предприятия, независимо от формы собственности. По общему правилу мероприятия подразделяются на два вида: плановые и внеплановые проверки. Особенность состоит в том, что согласно Трудовому кодексу она имеет право не уведомлять организацию о своем внезапном посещении.

Плановые контрольные ревизии проводятся не чаще 1 раза в 3 года, начиная со дня государственной регистрации, или получения уведомления о начале деятельности. Нарушение этого правила ведет к тому, что результат проверки может быть признан недействительным по жалобе проверяемого лица.

Более неожиданной для предпринимателя бывает внеплановая проверка трудовой инспекции, в каких случаях она проводится? Обычно поводом для этого служит нарушение норм трудового законодательства, игнорирование обращения работника. Но источником информации для ГИТ служат не только жалобы. В трудовую инспекцию регулярно отправляют информацию полиция, налоговики, прокуратура, а иногда и СМИ.

Внеплановая проверка трудовой инспекции

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ст. 360 ТК РФ.

  • сведения о нарушении требований ТК, поступившие от граждан, должностных лиц органов власти и местного самоуправления, профсоюзов, СМИ;
  • жалоба работника о нарушении его прав со стороны администрации;
  • заявление о проверке вредных (опасных) условий труда на рабочем месте;
  • истечение срока предписания, установленного для исправления нарушения.

При наличии основания, согласование внеплановой проверки с прокуратурой не обязательно, достаточно отправить уведомление о ее проведении.

Инспектор труда может предъявить администрации предписание с требованием:

  • восстановить нарушенные права работника;
  • об устранении выявленных нарушений;
  • о привлечении к дисциплинарной ответственности;
  • об отстранении виновных лиц от должности.

Выданные предписания обязальны к исполнению. Однако нарушение закона должно быть явным, а вмешательство - соразмерным. Статья 358 ТК прямо указывает, что инспектор обязан действовать соблюдать законные интересы работодателей, хранить служебную, коммерческую тайну. Когда проводится внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника, то его имя не разглашается, если он попросил об этом в своем заявлении.

Кроме того, законом допускается внеплановая проверка прокуратуры, основанием для которой служат поступившие материалы и обращения. В этом случае закон прямо запрещает предварительное уведомление работодателя.

Какие нарушения выявляют чаще всего

Основная функция Трудовой инспекции - надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства. Внеплановая выездная проверка обычно проводится на предприятиях, где работает много иностранцев, отмечается большая текучка, возникают скандалы. Иногда причиной может послужить даже публикация о вакансии, если в ней содержатся дискриминационные требования о регистрации, национальности или возрасте.

Заявления, которые послужили основанием для проведения внеплановой проверки, являются далеко не всегда обоснованными. Нередко, таким образом конфликтный работник сводит счеты с работодателем. Из нарушений, влекущих серьезные последствия, можно отметить следующие.

  1. Связанные с оплатой труда.
  • Невыплата за сверхурочные работы - работодатель должен вести журнал их учета, оплата положена в 1,5 и 2-ом размере.
  • Не предоставление отгула или 2-ой оплаты за работу в праздничные и выходные дни.
  • Неоплата при совмещении - за возложение дополнительных обязанностей на время отсутствия другого работника.
  • Лишение премии, предусмотренной системой оплаты труда - часто служит основанием для проведения внеплановой проверки. Желая наказать нерадивого сотрудника, работодатель превышает полномочия. Это не входит в список дисциплинарных взысканий по ТК.
  • Несвоевременная выплата зарплаты - грубое нарушение, это известно большинству руководителей. Однако, невыдача расчетных листков также предусмотрена законом, их отсутствие - повод для жалобы.
  1. Незаконные удержания из зарплаты.
  • Взыскание суммы зарплаты, переплаченной по вине работодателя. Такие действия неправомерны в случае сбоя или ошибки программы, ошибочного применения нормы права, или технического расчета бухгалтера.
  1. Нарушение графика предоставления отпусков.
  • Если во время внеплановой выездной проверки выявят отсутствие этого документа, или обоснованных приказов о его изменении - это повод для предписания.
  1. Увольнение по сокращению штатной численности. На предприятии всегда должны документы, с помощью которых можно доказать, что работник:
  • не имел преимущественного права остаться по сравнению с другими, занимающими аналогичную должность;
  • ему предлагались другие рабочие места (при наличии), и он отказался;
  • был предупрежден письменно за 2 месяца до увольнения.
  1. Необоснованное увольнение за прогул (с нарушением).
  • На практике часто забывают о том, что по закону работнику дается 2 дня для предоставления письменного объяснения. Его отказ должен быть оформлен актом. Приказ об увольнении до истечения 2-х дней будет считаться незаконным.

Работодателю всегда нужно помнить о том, что внеплановая проверка трудовой инспекции по одной поводу, может закончиться выдачей предписания совершенно по другому нарушению. Поскольку Роструд выполняет надзорные функции, он имеет право проверять все документы, связанные с трудовым законодательством.

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
  • положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
  • иные нормативные акты.

Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:

  • плановые;
  • внеплановые.

Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган. По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной.

В каких случаях возможна внеплановая проверка

Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:

  1. Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье «Предписания государственных инспекторов труда» .
  2. Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
  3. Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.

Другие основания для внеплановой проверки

Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:

  1. Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
  2. Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
  3. Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников. Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ.

Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.

Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения. Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ.

Общие положения о проверке по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).

В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  • удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
  • провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу.

Возможность проверки по анонимному обращению

Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.

В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).

Документарная проверка

Особенность данного вида проверки состоит в том, что она осуществляется госинспекторами на своем рабочем месте. В первую очередь они проверяют документы работодателя, которые имеют в своем распоряжении, например акты проверок, проведенных ранее, их результаты, протоколы о привлечении к ответственности и т. п.

Внеплановая документарная проверка трудовой инспекции предполагает получение и иных документов, находящихся у работодателя. В случае такой необходимости:

  1. Инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя нужные ему документы (к запросу должно прилагаться распоряжение о назначении документарной проверки).
  2. После получения запроса работодатель должен подготовить и направить в ГИТ требуемые документы (на это ему предоставляется 10 дней).
  3. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от компании или ИП-работодателя представления письменных пояснений (на это также дается 10-дневный срок).

Для подтверждения обоснованности своих письменных пояснений работодатель может подкрепить их документами.

ВАЖНО! Документарная проверка может перейти в выездную, если госинспекторы обнаружат нарушения требований трудового законодательства.

ГИТ при проведении этого вида проверки может запрашивать у проверяемого лица только те документы, которые относятся к ее предмету. Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались.

Выездная проверка

Этот способ проверки работодателя на предмет исполнения норм трудового законодательства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 12 закона № 294. Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции осуществляется в следующем порядке:

  1. Выезд на место проверки — по месту расположения (регистрации) работодателя или месту, где он ведет деятельность.
  2. Предъявление руководству работодателя служебного удостоверения, приказа руководства ГИТ о назначении проверки.
  3. Ознакомление руководства проверяемого лица с целями, задачами, основаниями проводимой процедуры.
  4. Ознакомление с мерами, которые планирует принять госинспектор, сроками и условиями проведения проверки (см. Административный регламент, утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты от 30.10.2012 № 354н).
  5. Запрос документов и их незамедлительное представление. Этим обстоятельством выездная проверка отличается от документарной, при которой документы могут готовиться 10 дней.
  6. Окончание проверки, оформление ее результатов (составление акта, выдача предписания, привлечение к ответственности).

Выездная проверка не может проводиться без руководителя организации. В том случае, если при выезде выяснился факт отсутствия директора, ИП или другого уполномоченного ими лица, госинспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки. После этого в течение 3 месяцев ГИТ может назначить новую проверку, не предупреждая об этом работодателя.

Сроки проверки

Период проведения внеплановой проверки трудовой инспекции не может длиться больше 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 закона № 294). Если инспектору необходимо запросить какие-либо документы у других госорганов, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановлении проведения процедуры. Руководство, в свою очередь, вправе приостановить ее на 10 рабочих дней. Законодательством разрешено приостанавливать проведение проверки только единожды.

ВАЖНО! В случае если ГИТ вынесено решение о приостановлении проверки до получения определенных документов, в этот период должна быть приостановлена любая деятельность госинспектора на проверяемом предприятии (п. 2.2 ст. 13 закона № 294).

Срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ максимум еще на 20 дней при наличии веских оснований. Если проверяемое лицо — малое или микропредприятие, то срок продляется только на 50 и 15 часов соответственно.

Несмотря на то, что законом четко определен срок, в течение которого может осуществляться внеплановая проверка деятельности юридического лица или предпринимателя, следует иметь в виду, что количество таких проверок не ограничено и зависит от возникновения оснований для их проведения. Эта особенность также отличает внеплановую проверку ГИТ от плановой, в рамках которой госинспекторы могут проверять работодателя не чаще 1 раза в 3 года (за некоторыми изъятиями, установленными Правительством РФ).

Реестр внеплановых проверок на 2018 - 2019 год

Плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе. Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:

  1. Номер проверки.
  2. Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.
  3. Сведения, содержащиеся в акте проверки.
  4. Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
  5. Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.).

На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.

Внеплановые проверки, проводимые при выдаче юрлицам лицензии или иного разрешения (согласования), если осуществление проверки предусмотрено правилами выдачи спецразрешения, в указанный реестр не включаются (п. 1 ст. 13.3 в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 613-ФЗ).

Внеплановая проверка трудовой инспекции - в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах. На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.

Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы Химич Николай Васильевич

5.4 Особенности документарных и выездных проверок

Помимо указанной классификации, все проверки Федеральным законом № 294-ФЗ в зависимости от предмета и места проведения разделены на документарные и выездные. Как документарная, так и выездная проверки могут быть проведены в ходе проведения и плановых, и внеплановых проверок.

Предметом документарной проверки в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 294-ФЗ являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Документарная проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Предметом выездной проверки в силу статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка может быть проведена только в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

Удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

Оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Однако в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц проверяющего органа, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Согласно Федерального закона № 294-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по установленной федеральным органом исполнительной власти форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий проверяющий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в проверяющий орган.

Важным нововведением Федерального закона № 294-ФЗ является положение о том, что результаты проверки, проведенной проверяющим органом с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений установлен в части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ. К ним, например, относятся отсутствие оснований проведения проверки, нарушение сроков и времени проведения проверки, нарушение процедуры оформления проверки и т. п.

Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

1.2. Критерии отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок Выездные налоговые проверки считаются одной из самых эффективных форм налогового контроля, осуществляемого на территории Российской Федерации. При этом планирование выездных проверок

Из книги Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база автора Гусятникова Дарья Ефимовна

3.5. Особенности проверок налогоплательщиков, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции В истории страны доходы от производства и реализации алкогольной продукции являлись ведущими статьями государственного бюджета. Сегодня, когда государственная

Из книги Правовое регулирование международных банковских сделок и сделок на международных финансовых рынках автора Шамраев Андрей Васильевич

3.6. Особенности проверок иностранных организаций - российских налогоплательщиков В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации,

Из книги Организация бизнеса: грамотное построение своего дела автора Рыбаков Сергей Анатольевич

3.7. Особенности проверок филиалов и представительств В п. 2 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства

Из книги Обман и провокации в малом и среднем бизнесе автора Гладкий Алексей Анатольевич

3.8. Особенности проверок налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и физических лиц Напомним, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) предпринимателя на основании соответствующего решения руководителя налогового органа или

Из книги Наличные денежные расчеты: с учетом последних изменений в законодательстве автора Корнийчук Галина

3.9. Особенности проверок налоговых агентов Налоговое законодательство понимает под налоговыми агентами лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В целом, по

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

3.2. Журналы проверок Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» всем работодателям вне зависимости от организационно-правовой

Из книги Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы автора Химич Николай Васильевич

Глава 4 Правовое регулирование документарных аккредитивов 4.1. Характеристика источников правового регулирования. Понятие документарного аккредитива, стороны и принципы аккредитивной сделкиВ международной банковской практике термину «документарный аккредитив»

Из книги Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы автора Сиббет Дэвид

Информация по результатам проверок Еще одним источником информации являются данные, полученные от госорганов после проведения внеочередных «заказных» проверок, если они были связаны с выемкой документов или истребованием копий корпоративных и

Из книги автора

Из книги автора

Порядок проведения проверок Как правило, нарушения выявляются при проведении выездных проверок, которые иногда проводятся налоговыми органами в виде специальных рейдов вместе с сотрудниками милиции или госторгинспекции. Это обусловлено еще и тем, что налоговым

Из книги автора

Результаты проверок Результаты проверок, проводимых инспекциями ФНС и территориальными органами государственных внебюджетных фондов, оформляются в аналогичном порядке. Порядок оспаривания итогов проверок налогоплательщиками (страхователями) также аналогичен.Если

Из книги автора

5. Регламент проведения проверок 5.1 Общие положения 26 декабря 2008 года был подписан Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -

Из книги автора

5.3 Проведение внеплановых проверок Предметом внеплановой проверки являются контроль за:? соблюдением юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными

Из книги автора

8. Особенности проверок административных правонарушений по статье 15.1 КоАП РФ 8.1 Существо нарушений по статье 15.1 КоАП, административная ответственность В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,

Из книги автора

Визуализация выездных сессий в Бристоле Эта история потянула бы на книгу, поэтому сразу перейду к рассказу о том, насколько важную роль сыграли графические заготовки в нашей работе. Рабочие сессии шли в Бристоле, куда съехались сотрудники всех 12 лабораторий, их