Сроки следствия упк. Предварительное расследование. Значение предварительного следствия

Каждое уголовное дело в зависимости от состава преступления, его обстоятельств, собранных доказательств, показаний участников, имеет несколько этапов рассмотрения. Основным моментом запуска рассмотрения уголовного производства считается направление заявления о совершенном или готовящемся преступлении от любого гражданина или физического лица в письменной или устной форме. Первым этапом механизма рассмотрения дела является возбуждение уголовного производства следователем, дознавателем или прокурором.

Оно происходит, если факт совершения преступления полностью доказан, проведены все необходимые экспертизы и проверки. Срок возбуждения уголовного производства может длиться до 30 дней по ходатайству о продлении его следователем или дознавателем. После того, как постановление, которое свидетельствует о том, что дело возбуждено, оформлено и согласовано с прокурором, начинается второй этап рассмотрения. Он трактуется как предварительное следствие.

Многие граждане, побывав в ситуации с совершением преступных действий, проявляют недовольство тем, что сроки следствия по уголовным делам значительно затягиваются. Имеются ли для этого основания, законно ли?

Что представляет собой предварительное следствие?

В сфере законодательства стадия предварительного следствия регулируется статьей 162 УПК. Под этим процессом понимают временной период, в течение которого максимально эффективно происходит расследование обстоятельств, сбор доказательств, допрос потерпевших и третьих лиц. Именно эту стадию рассмотрения дела можно считать гарантией установления истины и защиты прав граждан, задействованных в данной ситуации. Следователи работают не по всем уголовным производствам, в их компетенцию не входят дела дознавателей и частного обвинения. Механизм их деятельности регламентирован в статье 151 УПК, где говорится о порядке подследственности.

Установление сроков на этапе предварительного следствия

по уголовным производствам должны быть разумными, они установлены в соответствии с законодательством. в общем порядке определяются максимум в 2 месяца с того момента, как возбуждено производство. Исходя из судебной практики, следственные мероприятия заканчиваются после 2 месяцев работы уполномоченного органа, не всегда. Окончанием работы следователя считается момент направления дела прокурору для согласования, где уже имеется обвинительное заключение. Если следователю не хватило 2 месяцев для установления истины по делу в полном объеме, ему требуется проведение дополнительных экспертиз, он может ходатайствовать, чтобы сроки следствия были продлены до 3 месяцев. При наличии особой сложности в ведении следственных мероприятий по производству, следователь имеет право ходатайствовать в прокуратуру о том, чтобы сроки следствия были продлены до 12 месяцев. после 12 месяцев работы могут быть продлены только в исключительных случаях, что реализуется крайне редко. Для того, чтобы продлить срок следственному органу необходимо направить прокурору постановление, где излагается данная просьба, но произвести эту процедуру следует за 5 дней до окончания срока следствия. Потерпевший, подозреваемый и их представители, уведомляются о продлении периода в письменном виде по почте, либо вручением оповещения лично в руки.

Следственные действия могут проводиться не только по заявлениям граждан, которые направлены несколько месяцев назад. На эту стадию уголовное дело может вернуть прокурор или судебный орган, имея на это определенные основания:

  • заключение об обвинении оформлено без учета требований законодательства (с ошибками, противоречащими закону);
  • его копия в установленном порядке на передана подозреваемому;
  • в обвинительном документе не прописана мера медицинского характера в принудительном порядке, хотя в данной ситуации это необходимо;
  • следует объединить несколько уголовных производств;
  • обвиняемому должным образом не разъяснены его права при вручении копии заключения об обвинении.

На этап расследования дело может вернуться после приостановки при возобновлении. Возобновить его рассмотрение могут, если обвиняемый имеет возможность сотрудничать с органами правопорядка, взаимодействовать с ним по всем вопросам производства. В этих случаях дело могут направить на стадию предварительного следствия повторно. Этот механизм предусматривает свои сроки рассмотрения. Следователю для проведения дополнительных действий устанавливается 1 месяц с того момента, как в его ведение поступило дело. Дальнейшая деятельность следственного органа организуется статьей 162 УПК, в рамках которой, возможно продление сроков рассмотрения до 12 месяцев.

Практика по рассмотрению производств на стадии следствия

Исходя из практики ведения следствия, уголовные дела не всегда рассматриваются в соответствии с установленными для этого процесса сроками (более 12 месяцев, если это не является исключительным случаем и сроки не продлены прокуратурой). Данная ситуация нарушает права граждан, которые заинтересованы в результатах следствия, являются участниками дела. В этом случае, заявитель по делу имеет право направить жалобу в письменной форме в прокуратуру. Уполномоченный орган должен проверить: на какой стадии находится дело, по каким причинам нарушены сроки. Ведь оно могло быть передано в суд, а следователь не уведомил участников дела об окончании предварительного следствия. Для решения таких вопросов многие граждане предпочитают обращаться к квалифицированным специалистам. Адвокат, имеющий опыт защиты прав, а также обширные знания законодательства, навыки оформления документов, сможет оказать содействие и консультативную помощь по всем имеющимся проблемам.

Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.

*все поля обязательны для заполнения

Особенности соблюдения периодов для проведения следственных мероприятий

Исходя из того, что ситуации, происходящие с пострадавшими гражданами, сравнительно разные, поэтому для реализации хода расследования могут понадобиться дополнительные экспертизы, освидетельствования, допросы свидетелей, розыскные мероприятия. Законодатель, предполагая запас времени для проведения таких вспомогательных процедур, предусмотрел увеличение сроков при необходимости с оформлением соответствующего постановления следственным органом.

Существует несколько особенностей, и в то же время значимых аспектов, заключающихся в увеличении сроков и актуальности этого действия для расследования в целом:

  • применение определенной срочности с учетом обстоятельств, показаний граждан, следует расценивать как положительную перспективу в осуществлении контроля над ходом расследования, выявлении мельчайших деталей, способствующих в установлении истины и правдивости доказательной базы;
  • при использовании конкретных периодов, со стороны законодателя исходит инициатива соответствия международным принципам осуществления правосудия с отсутствием задержек в связи с неоправданными причинами. Учет дополнительных сроков происходит только при крайней необходимости проведения мероприятий, без которых следствие не сможет продолжать свою деятельность относительно конкретного уголовного производства;
  • при наличии определенных указаний, касающихся продолжительности тех или иных временных периодов, отведенных для ведения тех или иных процедур, имеющих большое значение для следствия, предоставляется возможность максимально сократить срок между совершением преступных действий и назначением справедливого наказания, что можно считать главным условием критерия эффективности функции правоохранительных органов;
  • срочность следственных действий имеет свою специфику отсчета, она начинает действовать с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного производства, причем данная дата в общий срок не входит. Таким образом, период действия определяется фактически с последующего дня;
  • заключительным днем следственных мероприятий выступает день, когда оформляется документ, предусматривающий прекращение производства, либо направление пакета сведений в прокуратуру вместе с готовым заключением об обвинении, или решением об отправке производства в судебный орган с целью использования принудительных мер, предполагающих деятельность медицинского характера.

Вышеописанные нюансы дают понимание о четкости определяемых сроков относительно каждого уголовного дела, информируют о возможных последствия направления заявлений граждан о совершении в отношении их преступных действий.

Преимущества закрепления сроков за действиями следователя

Процесс установления и продления сроков каждого уголовного дела индивидуален, но действующее законодательство ориентирует на определение 2-х месячного периода на ведение следственных мероприятий, который может увеличиваться в зависимости от ситуации до 12 месяцев, с обязательным официальным постановлением.

Закрепление срочности за действиями специалистов имеет свои преимущества:

  • оно дает возможность способствовать скорейшему выяснению обстоятельства дела, участников случившегося, их допросу, разбирательству в деталях;
  • не допускает медлительности действий специалистов, расследующих производство, так как они несут ответственность за оперативность и проведение полного объема процедур за назначенный срок;
  • если срок продлевается, то этот аспект не зависит от тяжести последствия преступного деяния, совершенного злоумышленником. Решение об увеличении периода рассмотрения зависит от исключительности ситуации, невозможности ее разрешения без дополнительных мероприятий, ранее не входивших в планы следственного органа.

Увеличение сроков не является сложным процессом, оно происходит по инициативе специалиста, но и с согласованием вышестоящих контролирующих инстанций.

Особенности сроков при возобновлении следствия

В некоторых случаях, происходит момент, когда действия по расследования необходимо приостановить (при наличии тяжелого заболевания обвиняемого, его отсутствии в зоне доступа правоохранительных органов).

Возобновление деятельности активируется тогда, когда ранее имевшиеся причины для приостановления исчезают. Кроме того, в функцию прокурора, проверяющего дело, входит возврат его для проведения дополнительных следственных мероприятий, происходит это в течение 1 месяца.

Этот момент может быть зафиксирован как отдельное постановление, предполагающее возобновление производства, либо в виде резолюции, переданной в орган следствия.

В ходе производства предварительного следствия по уголовному делу действуют все те же общие условия, которые распространяются и на производство дознания. Но при производстве предварительного следствия существуют и свои характерные правила, которые действуют на всем протяжении предварительного следствия по уголовному делу, они касаются: срока предварительного следствия (ст. 162 УПК), производства предварительного следствия следственной группой (ст. 163 УПК), а также привлечения в качестве обвиняемого (гл. 23 УПК).

Под правилами предварительного следствия понимают предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством общие процессуальные нормы и особенности, которые характерны для данной формы предварительного расследования и действуют на всем протяжении предварительного следствия.

Срок предварительного следствия

Срок предварительного следствия - это промежуток времени, в течение которого следователь (руководитель следственного органа) производит определенные процессуальные (следственные) действия по конкретному уголовному делу для установления обстоятельств совершенного преступления, обнаружения и закрепления следов преступления, раскрытия и изобличения виновных и привлечения их в качестве обвиняемых при строгом соблюдении прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Общий срок предварительного следствия по уголовному делу не должен превышать двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела независимо от каких-либо обстоятельств, возникших при его производстве. В данный срок не включается период времени, когда производство по уголовному делу было приостановлено в порядке, предусмотренном ст. 208 УПК. Кроме того, срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа или его заместителем. В случае когда уголовное дело представляет особую сложность, то срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями.

Как уже отмечалось, началом истечения срока предварительного следствия считается день возбуждения уголовного дела, т.е. день вынесения постановления о возбуждении уголовного дела независимо от того, когда уголовное дело было принято к производству следователем и производились ли по нему следственные действия до принятия уголовного дела к производству следователем. Окончанием срока предварительного следствия считается день:

  • - составления обвинительного заключения и направления его вместе с уголовным делом прокурору. В данном случае период ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела включается в срок предварительного следствия;
  • - вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера и направления его прокурору;
  • - вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу или уголовному преследованию.

Во всех случаях дата, которая стоит в перечисленных процессуальных документах, является одновременно и датой окончания предварительного следствия по уголовному делу.

В случае если уголовное дело было возращено прокурором следователю в порядке п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК для исполнения его указаний либо обжалования его решения, срок предварительного следствия в данном случае устанавливается руководителем следственного органа, но он не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. Исчисление срока начинается с момента принятия дела к производству следователем. Если закончить предварительное следствие в отведенное время не представляется возможным, то срок предварительного следствия может быть продлен на общих основаниях и с учетом указанного месячного срока (ч. 6. ст. 162 УПК). Положения данной нормы в связи с внесением соответствующих изменений в действующее законодательство приобрело правовую определенность в случаях, когда уголовное дело возвращается для производства дополнительного расследования".

В основном, данная правовая неопределенность была связана с определением руководителя следственного органа, из тех, что перечислены в ст. 39 УПК, обладающего правом на продление предварительного следствия сроком на один месяц после возращения уголовного дела от прокурора, а также имеющего право продлевать срок неоднократно. Кроме того, неопределенность существует и в случаях, когда имеются различные основания возобновления производства предварительного следствия и т.д. Несоответствие в данном вопросе установил и Конституционный Суд РФ, который в своем Определении от 11 июля 2006 г. № 352-0 "По запросу Промышленного районного суда города Оренбурга о проверке конституционности части шестой статьи 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" сформулировал позицию, в соответствии с которой прокурор (в настоящее время руководитель следственного органа) не может неоднократно по одному и тому же основанию продлевать срок предварительного следствия более чем на один месяц превышающий срок, установление которого в соответствии с ч. 4, 5 ст. 162 УПК относится к компетенции этого прокурора (руководителя следственного органа).

Безусловно, в случае возвращения уголовного дела от прокурора продление срока предварительного следствия на один месяц для производства дополнительного следствия (и в случаях неоднократного продления предварительного следствия), даже если срок предварительного следствия превышает общий срок предварительного следствия, установленный для продления соответствующим руководителем следственного органа, должен продлеваться только тем непосредственным руководителем следственного органа, в производстве которого находится данное уголовное дело, т.е. руководителем следственного органа, который обладает правом непосредственного осуществления процессуального контроля по уголовному делу. Данное положение связано с понятием разумного срока производства по уголовному делу, которое в настоящее время стало принципом уголовного процесса (ст. 6.1 УПК), а также оперативностью осуществления данного процессуального действия. Кроме того, буквальное толкование процессуальной нормы, предусмотренной ч. 7 ст. 162 УПК, характеризующей процедуру продления срока следствия, также ориентирует на то, чтобы срок следствия мог продлеваться тем непосредственным руководителем следственного органа, в производстве которого находится данное уголовное дело.

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству в случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214 и п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК срок для исполнения указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ч. 4, 5 и 7 ст. 162 УПК.

При необходимости продления срока следствия следователь возбуждает перед руководителем следственного органа ходатайство посредством вынесения соответствующего постановления. Данное постановление представляется руководителю следственного органа не позднее пяти суток до истечения срока предварительного следствия. Во всех случаях о продлении срока предварительного следствия следователь письменно извещает обвиняемого и его защитника. Продление срока следствия может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Производство предварительного следствия следственной группой

При наличии материальных (фактических) и процессуальных оснований предварительное следствие может осуществляться следователем не единолично, а несколькими следователями, т.е. следственной группой.

Материальные (фактические) основания производства предварительного следствия следственной группой обусловлены необходимостью эффективного проведения расследования по уголовным делам, представляющим особую сложность, или наличием большого объема следственной работы, подлежащего выполнению. Категории таких дел определяются наличием оценочных критериев, таких как: уголовные дела, имеющие повышенный общественный интерес, многоэпизодность, дела с большим числом обвиняемых или потерпевших, дела о преступлениях, совершенных на значительной территории, и т.п.

Процессуальным основанием производства предварительного следствия следственной группой является вынесение отдельного постановления о производстве предварительного следствия следственной группой либо указание на это в постановлении о возбуждении уголовного дела. В постановлении перечисляются все члены следственной группы (в ее состав может включаться и сотрудник, выполняющий по делу ОРМ) и указывается ее руководитель.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, а также об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа.

Подозреваемому, обвиняемому объявляется состав группы и разъясняется право отвода. Они вправе заявить отвод как всему составу следственной группы, так и отдельным ее членам.

Сам же руководитель следственной группы становится таковым с момента, когда он вынес постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Руководитель следственной группы самостоятельно имеет право осуществлять следующие процессуальные (следственные) действия:

  • o организовать работу следственной группы;
  • o руководить действиями других следователей;
  • o составлять обвинительное заключение либо выносить постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направлять данное постановление вместе с уголовным делом прокурору;
  • o участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями;
  • o лично производить следственные действия;
  • o принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК.

Кроме того, он в соответствии с ч. 4 ст. 163 УПК принимает решения:

  • o о выделении уголовного дела в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153-155 УПК;
  • o прекращении уголовного дела полностью или частично;
  • o приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
  • o привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
  • o направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК;
  • o возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
  • o возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК.

Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве Российской Федерации - одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специальными для этого органами предварительного следствия - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст.125 УПК РФ).

Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству, заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Либо постановления о прекращении уголовного дела.

Предварительное следствие, деятельность, содержание которой охватывает, от начала до конца, стадию предварительного расследования. Оно направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию. Именно предварительное следствие впитало в себя максимум предусмотренных законом гарантий, соблюдение прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса.

Предварительное следствие по уголовному делу производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью.

Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявление причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению.

Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, которая предусматривает наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К делам, по которым производится предварительное следствие, отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.

Предварительное следствие имеет место и по преступлениям, по которым согласно закону производство такового не обязательно. Следователь в данной ситуации вправе преступить к уголовному процессу, только если это признают необходимым суд или прокурор.

Предварительное следствие является высшей и наиболее сложной формой расследования, применяемой по делам о более серьезных преступлениях.

Предварительное следствие состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.

Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами и многое другое.

Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев. Однако он может быть продлен руководителем следственного органа в установленном законом порядке.

Сущность уголовно-правовых отношений состоит в том, что государство в праве и обязано определить основания и пределы ответственности лица за содеянное. Поставить вопрос о применении к виновному мер общественного воздействия или основания освобождения лица от ответственности. Человек, совершивший преступление вправе законными средствами защищаться от необоснованного обвинения, незаконного осуждения и несправедливого наказания, а также обязан подчиниться мерам воздействия со стороны органов власти.

Однако, до тех пор, пока следователь, прокурор не возбудит уголовное дело и не начнет производство предварительного следствия, уголовно-правовые отношения носят потенциальный, скрытый характер. Уголовно-правовые отношения всегда предшествуют уголовно-процессуальным, являются их основой, в них реализуются.

Иными словами, уголовно-процессуальные отношения есть способ практического применения уголовно-правовых отношений, поскольку процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни.

Уголовно-правовые отношения без уголовно-процессуальных отношений могут быть реализованы именно как правовые, т.е. основанные на праве отношения. Применение уголовно-правовых норм без соблюдения уголовно-процессуальных форм будет означать либо самосуд (внегосударственное принуждение) либо государственное, но не правовое принуждение.

Расследование преступлений, по своему содержанию, полностью соответствует понятию стадии процесса, что не оспаривается практически ни кем до настоящего времени

Сегодня оно заключается в деятельности органов дознания и предварительного следствия, осуществляемой под надзором прокурора и ограниченным контролем суда, по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью установления наличия или отсутствия события преступления, лиц, его совершивших, характера и размера ущерба, причиненного преступлением, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Постановление о производстве следственного действия состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В водной части указывается наименование следственного действия, кем и когда вынесено постановление. Описательная часть содержит обоснование решения о производстве следственного действия, т.е. в ней излагаются обстоятельства уголовного дела. В резолютивной части формируется решение о производстве следственного действия.

Ряд следственных действий разрешается производить только на основании судебного решения, так как они ограничивают конституционные права граждан (обыск, наложение ареста на корреспонденцию, контроль и запись телефонных переговоров).

Закон не допускает проведение следственных действий в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств (осмотр места обнаружения трупа, дорожно-транспортное происшествие, обыск при наличии оснований полагать, что лицо может уничтожить следы преступления, и т.п.).

При производстве следственных действий запрещено применять к их участникам насилия, угрозы, создавать опасность для их жизни и здоровья.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за принуждение лица к даче показаний либо эксперта к даче заключения, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки.

Необходимо соблюдать права участников следственных действий. При производстве следственных действий их участникам, в частности понятым, должны быть разъяснены их права, обязанности. Это удостоверяется подписями данных лиц в протоколе. Недопустимо привлекать к участию в следственных действиях лиц, если имеются основания к их отводу.

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалистов и сотрудников органа дознания.

По результатам следственного действия в ходе него либо непосредственно после него составляется протокол следственного действия, который служит основным средством фиксации результатов следственного действия. Он может быть написан ль руки, либо с помощью технических средств. Требования, которые предъявляются к протоколу, сформулированы в ст. 166 УПК РФ.

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям , предусмотренным настоящим Кодексом.

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой , пятой и седьмой настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой , пятой и седьмой настоящей статьи.

6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном

КУРСОВАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина: Уголовно-процессуальное право

Тема: «Предварительное следствие как форма предварительного расследования»

Выполнил: Щербина Павел Михайлович, 4 курс, 43 учебный взвод

Научный руководитель: Осколков Александр Валерьевич

Дата защиты: _______________________

Оценка: ____________________________

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Предварительное следствие как форма предварительного расследования.

1.1 Осуществление производства по уголовному делу в форме предварительного следствия……………………………………………..5

1.2 Отличия предварительного следст­вия от дознания……………………8

Глава 2. Условия предварительного расследования

2.1 Подследственность……………………………………………..……….11

2.2 Начало и окончание предварительного расследования………….……13

Заключение ..……………………………………………………………….…...19

Список литературы …………………………………………………………….21

Введение

Предварительное расследование - это самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного производства и выражающаяся в деятельности органов дознания, следователя и прокурора по раскрытию преступления, выявления и изобличения лиц, виновных в его совершении, а также отягчающих и смягчающих их ответственность обстоятельств в целях обеспечения правильного применения закона и определения наиболее справедливой меры наказания при условии установления их виновности, осуществляемая в строгом соответствии с уголовным и уголовно-процессуальном законом.

Органы расследования обязаны выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, в целях предупреждения их в дальнейшем. Предварительное расследование направлено так же на своевременное принятие мер обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Предварительное расследование по каждому делу должно отвечать таким требованиям, как всесторонность, полнота, объективность и быстрота исследования обстоятельств дела.



Поэтому предварительное расследование, на мой взгляд, самая важная стадия уголовного процесса.

В уголовном процессе признаются две формы предварительного расследования:

1) дознание

2) предварительное следствие.

Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ – одна из основных форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия. Таких как, следователи органов внутренних дел, следователями органом федеральной службы безопасности, (ст. 151 УПК РФ) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом, деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.

Рассматриваемое мною предварительное следствие производится только после возбуждения уголовного производства.

Задачами предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный, не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Задачами исследования состоят в разборке теоретических основ уголовно процессуальной деятельности по обеспечению общих условий предварительного следствия и изучению общих основ предварительного расследования в целом.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе производства предварительного расследования, а так же авторские работы которые в той или иной степени описывают общие условия предварительного расследования.

Предметом исследования является развитие и современное состояние правового статуса предварительного следствия.

Предварительное следствие как форма предварительного расследования.

Осуществление производства по уголовному делу в форме предварительного следствия.

Существуют две формы предварительного расследования:

1. дознание

2. предварительное следствие

Предварительное следствие - это деятельность, содержа­ние которой охватывает всю от начала до конца стадию пред­варительного расследования.

Предварительное следствие на­правлено на досудебное установление всех обстоятельств, под­лежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).

Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интере­сов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, ко­торые обладают процессуальной самостоятельностью. Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, наделен руководитель следственного отдела.

Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащи­ми, гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воин­ских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совер­шивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.

Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участие в расследовании дела. При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором.

Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных дей­ствий и процессуальных решений.

Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, при­влечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уго­ловном процессе защитника, законных представителей, граж­данских истцов и других субъектов уголовного процесса, озна­комление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль, за деятельностью следователя. Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

Таким образом, предварительное следствие – форма предварительного расследования, обладающая специфическими чертами и проводимая по подавляющему большинству уголовных дел.

1.2 Отличия предварительного следст­вия от дознания:

1) В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, со­гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст­вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис­ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания. Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

2) В субъектах. Предварительное следствие по уголовным делам осуществ­ляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела предварительное следствие согласно ст. 163 УПК может быть поручено сразу нескольким следователям (следственной группе). Лишь при необходимости быстрого обнаружения и закреп­ления следов преступления, незамедлительного собирания до­казательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает так­же и орган дознания (ч. 1-3 ст. 157 УПК).

3) В сроках. Для предварительного следствия по сравнению с дознанием законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые к тому же не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК).

4) В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем - обвиняемого. В зависимости от характера совершенно­го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де­ла привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет­ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе - в момент вынесения в отношении его обвинительного акта. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого.

5) В способе формирования позиции стороны обвинения для последующего судебного разбирательства. Предварительное след­ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение. В случаях, требующих изменения или дополнения предъявленного обвинения в порядке ч. 1 ст. 175 УПК, проце­дура привлечения лица к уголовной ответственности должна быть повторена применительно к каждому новому обвинению. Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини­тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

6) В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель­ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея­тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюде­ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф­фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Законодатель устанавливает различные полномочия проку­рора и правила прокурорского надзора за дознанием и предвари­тельным следствием. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия.