Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Основные способы оповещения населения в чс и действия по сигналам оповещения го Основным способом оповещения населения о чс является

Содержание:

1. Федеральная целевая программа
2. Основа системы оповещения
3. Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ»
4. Речевая информация
5. Локальные системы оповещения

Федеральная целевая программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), принятая Постановлением Правительства № 43 от 16 января 1995г. Предусматривает в ближайшее время поднять на новый качественный уровень вопросы оповещения, готовности населения и командно-начальствующего состава к действиям в чрезвычайных ситуациях. В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологического процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Тяжелы социально-экономические последствия от стихийных бедствий.

Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий. Нужна большая и планомерная работа, которую предлагается выполнить за несколько лет. Для этого разработана и утверждена специальная программа. В результате ее реализации должна появиться единая автоматизированная информационно-управляющая система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС), которая будет сопрягаться с местными и региональными звеньями аналогичных систем. Кроме того, она получит тесную увязку с функциональными и ведомственными подсистемами. Намечено внедрить видеоинформационные и другие самые современные средства связи.
Все это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

Основа системы оповещения

Оповестить население - значить предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время - главный фактор. В экстремальных условиях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей. В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы ни было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дается возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.
Хотелось бы напомнить, что в Великую Отечественную войну для оповещения населения об опасности нападения с воздуха использовались главным образом городская радиотрансляционная сеть и сирены. В целом такая система оповещения удовлетворяла требованиям того времени. Сигналы воздушной тревоги и ее отбоя подавались своевременно, население слышало их отчетливо. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебросить в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.
Жизнь и сложившаяся обстановка подсказывают, что не только в МЧС, но и в региональных центрах нужны смешанные авиационные отряды. Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Создан он в марте 1992 г. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами. В Кыргызстане, например, отряд занимался поискам и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенными землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим.
Его личный состав способен работать автономно в течении двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее, чем через 12 часов после получения соответствующих распоряжений. При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Заслуживает внимания и опыт штаба ГО и ЧС Москвы. С 1 октября 1992 г. в нем создана группа оперативного реагирования, находящаяся на круглосуточном дежурстве. Готовность к выезду: летом - 10 мин., зимой - 15. В ее составе 5 дежурных смен. В каждой - 10 специалистов: 4 спасателя, радиолог, химик, медик, связист и 2 водителя (автобуса и специальной машины). Появление такой группы, своего рода «Скорой помощи» при чрезвычайных ситуациях, вполне понятно.

Для уверенного получения сигнала и другой информации жители Ленинграда на продолжении 900 дней блокады держали репродукторы постоянно включенными в сеть. Метроном круглые сутки мерно постукивал в черных тарелках репродукторов, и когда появлялась необходимость, звучал голос диктора. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийских обстрелах, об изменениях обстановки в той или иной части города. Были дни, как например, 9 октября 1941 г., когда «Воздушная тревога» в течении суток подавалась шесть раз и общая продолжительность нахождения людей в убежищах составляла 9 и более часов. За весь период блокады передано 3091 оповещение. Это сохранило жизнь многим тысячам ленинградцев.
В бытность местной противовоздушной обороны (МПВО) и затем, когда появилась гражданская оборона (1961 г.), людей учили, если звучит сирена - это сигнал «Воздушная тревога». Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа).
Шло время, менялась международная обстановка, появились новые потребности. Нужно было не только изменить, но и расширить систему оповещения.

Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

Буйство стихии не прекращается, количество аварий и катастроф не уменьшается, а население нужно предупреждать о всех чрезвычайных ситуациях. А как? До недавнего времени не было сигналов, которые предупреждали бы о приближающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе. Но всем было ясно: нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку. Только тогда можно рассчитывать на разумные и осознанные действия, бороться с паникой и другими негативными явлениями. Поэтому в конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. В случае опасности людей надо было предупредить, где бы они ни находились. Для этого было решено использовать сирены. Поэтому с тех пор завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают другой сигнал «Внимание всем!», а не воздушная тревога, как это предусматривалось прежде.
Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточную работу.
Что-то аналогичное существует и в других странах. Например, в Германии для того, чтобы в случае необходимости обратить внимание населения, установлено и может быть задействовано около100 тыс. сирен. В Австрии имеется их порядка 5 тыс., но этого, считают специалисты, мало, и в ближайшие годы намечено установить еще 5-7 тыс. сирен.

Речевая информация

На каждый случай чрезвычайной ситуации местные органы власти совместно со штабами по делам ГО и ЧС заготовляют варианты текстовых сообщений, приближенным к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.
К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население? Возможен такой вариант:

«Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - аварийно химически опасного вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в … (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают … (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах … (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и подвалы. Населению, проживающему на улицах… (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы … (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 минут. Могут быть и другие варианты речевой информации на случай наводнений, землетрясений, снежных заносов, ураганов, тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы «очевидцев». Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Еще более важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы. Например, 12 января 1970 г. почти 90% населения береговой зоны Бенгальского залива было оповещено о приближении урагана, вызвавшего затем наводнение. Однако к этой информации люди отнеслись беспечно, мер защиты не приняли и в результате - стихия унесла полмиллиона человеческих жизней.

В конце января и первой половине февраля 1990 г. ураган разрушительной силы, свирепствовавший в Европе, докатился до северо-западных районов нашей страны. Население, да и многие руководители отнеслись к этому пассивно, надлежащих мер не приняли. В результате, когда через четыре дня Воркуту окутала ураганная пурга, на объектах последовали аварии, одна за другой, нарушилось теплоснабжение домов (при температуре воздуха - 25оС), где проживали 70 тыс. человек. На дорогах в снежных заносах застряли сотни машин с людьми. Погибли 6 человек, более 100 получили обморожения, 20 пропали без вести. А ведь всего этого могло и не быть!

Есть конечно примеры и иного рода. Так, 4 июня 1989 г. в 9.30 на железнодорожной станции Арзамас-1 взорвался вагон с взрывчатыми веществами, взрыв потряс весь город. Но уже через 17 мин. (в 9.47) по распоряжению начальника ГО - председателя горисполкома И.Склярова по местному радио передали первую информацию о случившемся. В городе без паники, без суеты приступили к спасательным работам. Действовали арзамасцы спокойно и самоотверженно. По радио постоянно шла не только информация о ходе работ, передавались сообщения и просьбы к населению об оказании той или иной помощи.
А как в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал «Внимание всем!», затем следует информация. К примеру: «Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!»

И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.
Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. Во-вторых. Ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях, так и в военное. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.
Решается это с помощью создаваемых систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи и проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуре П-164 и электросиренах. Речевая информация передается по сетям проводного вещания, через квартирные и наружные громкоговорители. Аппаратура П-164 предназначена для объединения всех средств по доведению звуковых сигналов и речевой информации в единую систему централизованного оповещения в городах, сельских районах, на объектах народного хозяйства. Используя ее, можно дистанционно управлять электросиренами, циркулярно (одновременно) оповещать должностных лиц по квартирным и служебным телефонам, автоматически включать радиотрансляционные узлы и переключать их на передачу программ (сообщений) по линиям Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.

Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельные, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системой централизованного оповещения. Приходится с сожалением констатировать, что Постановление Правительства «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» выполняется очень плохо. Только 7% объектов имеют такие системы предупреждения. Ответственность за организацию оповещения несут министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действия в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.
Локальная система должна включаться очень быстро, с тем, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты.
Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии отвечают начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов народного хозяйства, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования (команды, группы, бригады, звенья).

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является необходимой мерой безопасности, которая позволяет защитить жителей любого населенного пункта от негативных последствий какой-либо аварии или же разрушительного воздействия, вызванного влиянием различных факторов.

Подобная схема защиты граждан крайне важна для обеспечения безопасности.

Что стоит понимать под оповещением

Данное определение используется для описания комплекса мер, которые позволяют заблаговременно предупредить жителей о возможных чрезвычайных ситуациях, а также их последствиях. Для этого может использоваться телевизионное и радиовещание, сирены и другие системы информирования граждан.

При этом об опасностях, чрезвычайных ситуациях и потенциальных угрозах подразумевает определенную реакцию со стороны жителей населенного пункта. Как только прозвучал вой сирен, нужно без промедления включить радио или телевизор для того, чтобы услышать обращение штаба по делам гражданской обороны либо же местных органов власти.

Данная информация позволит узнать о том, что именно происходит, каковы масштабы разрушений и ожидаемые последствия. Жители также получат инструкцию относительно дальнейших действий.

С того момента, как прозвучали сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, нужно позаботиться о том, чтобы средства информирования были постоянно включены. При подобных обстоятельствах радиотрансляционные узлы в населенных пунктах, подвергшихся опасности, переводят на режим работы в течение круглых суток.

Получать нужные сведения относительно дальнейших действий крайне важно, поскольку это поможет избежать значительного ущерба и даже сохранить жизнь.

Наиболее распространенные ЧС

Если обратить внимание на статистику чрезвычайных ситуаций, то можно обнаружить, что все они относятся к одной из трех ключевых групп. Речь идет о ЧС техногенного, экологического и природного характера.

Что касается последствий ЧС, для защиты от которых используются средства оповещения населения о чрезвычайных ситуациях,то они могут сводиться к разрушениям следующих видов:

Механических;

Акустических;

Электромагнитных;

Информационных;

Биологических;

Радиационных;

Тепловых;

Химических.

Один из ключевых признаков любого поражения - это его масштаб, для характеристики которого используется определение зоны воздействия конкретного разрушительного фактора.

Оповещение населения о - основы

Итак, от того факта, насколько грамотно будет организована данная о ЧС, зависит уровень потенциальной угрозы жизням граждан. Поэтому ключевым фактором здесь является время.

Именно по этой причине на территории РФ в каждом населенном пункте находится ретрансляторный узел. Интересным является тот факт, что столь крупная ретрансляционная сеть есть только в России. Для того чтобы создать комплексный эффект, установлены областные, краевые и республиканские телевизионные центры, местные и широковещательные радиостанции.

Населения о чрезвычайных ситуациях, помимо использования описанных выше средств, подразумевает также наличие на крупных производствах и зданиях соответствующих сирен, при помощи которых можно извещать население о появившейся угрозе.

При этом непосредственно сам вой сирен с 1988 года означает не воздушную тревогу, а необходимость обратить внимание на экстренную информацию. Другим словами, как только жители услышат сирены, им нужно включить все средства трансляции - радио и телевизоры.

Использование речевой информации

Для того чтобы эффективно отреагировать на различные угрозы, штабы ЧС и ГО, совместно с органами власти, формируют определенные обращения, при помощи которых можно будет дать сжатую и предельно актуальную информацию населению тех городов и регионов, которые подверглись опасности. Для этого изначально моделируются различные возможные ситуации, для каждой из них составляется текст.

Например, в случае химической угрозы организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях будет включать донесение гражданам следующей информации:

Предупреждение об аварии на конкретном предприятии;

Извещение о сути угрозы (утечка какого вещества произошла);

Обозначение направления, в котором двигается облако ядовитых испарений;

Перечисление улиц и районов населенного пункта, попадающих в зону заражения;

включаетинструкции относительно блокировки окон и дверей, а также герметизации квартиры;

Информирование о недопустимости нахождения в подвалах и нижних этажах помещений;

Извещение о том, жители каких районов и домов вынуждены покинуть свои квартиры и рабочие места;

Подобный порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должен быть рассчитан на 5-минутную речь, повторяющуюся несколько раз подряд.

Если же придется иметь дело, скажем, с наводнением, то жителей предупредят о факте угрозы затопления и назовут конкретные места города, которые находятся в зоне поражения. После этого последует информация о том, что необходимо перенести все запасы провизии и нужные вещи на верхний этаж здания или чердак. Жители также получат сведения о том, в каком направлении нужно двигаться в случае эвакуации. О самой необходимости покинуть здания тоже сообщат. Далее последует весь комплекс сопутствующих инструкций.

Как можно заметить, независимо от природы ЧС, схема речевого оповещения остается приблизительно той же.

Если произошла авария на АЭС, то запускается сигнал «радиационная опасность». Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, в частности, риска облучения, должно быть произведено во всех населенных пунктах, которые могут оказаться на пути движения облака с радиоактивными элементами.

За таким сигналом звучит речевая инструкция о необходимости использования ватно-марлевой или тканевой противопылевой повязки, а в случае наличия - респиратора. Если данные средства защиты отсутствуют, то стоит воспользоваться противогазом. Также понадобится подготовить и взять с собой средства индивидуальной медицинской защиты, запас продуктов и все предметы, попадающие в категорию первой необходимости. С этим багажом важно не просто перемещаться, а двигаться в сторону ближайшего Все эти действия станут возможны только в том случае, если будет присутствовать организация своевременного оповещения населения при чрезвычайных ситуациях.

Важные нюансы при организации информирования населения

Прежде всего необходимо обеспечить трансляцию всех актуальных сведений и рекомендаций при помощи доступных средств связи. Но, помимо этого, нужно позаботиться о том, чтобы в 5-минутном обращении содержалась вся необходимая информация, которая позволит сохранить жизнь граждан, оказавшихся в зоне поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуацияхкрайне важно еще и по той причине, что отсутствие конкретных данных и соответствующей реакции местных властей в случае ЧС способно создать условия для возникновения панических настроений. Стоит отметить, что паника потенциально опасна не менее, чем сама угроза.

Более того, информационный блок должен быть понятным. То есть люди, услышав информацию и рекомендации, должны осознать ее без искажений и неверных выводов.

Альтернативное использование инструментов оповещения

Есть ряд угроз, которые не попадают в категорию ЧС. В качестве примера можно привести военную тревогу. В этом случае используется та же сирена, что и при возникновении ЧС, только в сообщении звучит текст об угрозе воздушного или другого вторжения с последующими инструкциями. После привлечения внимания может быть озвучена любая актуальная информация в рамках сложившейся ситуации.

Очевидно, что нынешние способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях имеют определенные преимущества и достоинства. Прежде всего, это возможность быстро привлечь внимание людей в любой точке страны. К тому же подобная система универсальна, поскольку ее можно использовать для любых оповещений, в том числе и в военное время. Еще одно ключевое достоинство - это полноценное и быстрое информирование всех жителей, которые находятся в группе риска. И все это возможно благодаря системам централизованного оповещения, которые базируются на проводном вещании, сетях связи и специальной аппаратуре с электросиренами.

Системы оповещения локального типа

Разбираясь в том, как происходит оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,стоит уделить внимание и этим системам. Они необходимы для оперативного информирования жителей об авариях на химически опасных предприятиях, АЭС, гидроузлах и различных объектах, где риск возникновения катастроф повышен.

При помощи локальных систем можно в короткие сроки оповестить о возникновении угрозы вследствие аварии персонал самого предприятия, а также руководство всех учреждений и организаций, которые находятся в непосредственной близости.

Для оповещения населения, находящегося в зоне потенциального поражения, такие средства информирования также прекрасно подойдут. При этом границы подобных зон фиксируются изначально, что позволяет сразу же определить план эвакуации и необходимую стратегию защиты жителей.

В качестве ключевого преимущества локальных систем можно определить их очевидную оперативность, которая очень важна при возникновении аварий и катастроф. Что касается решения о запуске данной системы, то его принимает дежурный диспетчер. Изначально активируются сирены близлежащего жилого массива и самого объекта в частности. После звука, который привлекает внимание жителей, звучит актуальная информация.

Такая система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должна включаться в максимально короткие сроки. Любое промедление в условиях ЧС может привести к человеческим жертвам.

Кто отвечает за работу системы

Очевидно, что, кроме технической составляющей, важным является человеческий фактор. От квалификации и реакции дежурного персонала напрямую зависит тот факт, насколько эффективной окажется организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях при конкретных обстоятельствах.

Что касается более глобальных организационных моментов, то ими занимаются уже начальники штабов ЧС и ГО, причем независимо от того, какой они имеют ранг. А непосредственной поддержкой связи и ее изначальным обеспечением должны заниматься начальники служб оповещения населенных пунктов (объектов экономики, районов, городов, областей). В их обязанности входит контроль за состоянием воздушных и кабельных линий, а также аппаратуры связи.

Эвакуация

Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях может включать и финальный этап организации защиты населения, а именно - вывоз их с опасной территории.

Более того, эвакуация является одним из основных средств защиты жителей в случае возникновения ЧС. Суть этого комплекса мероприятий сводится к тому, что люди массово переселяются из районов и населенных пунктов, где есть риск получить ущерб здоровью вследствие различных видов угроз (от ЧС до военного вторжения).

Особенно актуальной эвакуация является в том случае, если в регионе не хватает защитных сооружений для размещения в них нужного количества людей. При таких условиях только быстрый и грамотный вывоз/вывод жителей в безопасную область может помочь избежать существенных жертв.

Заключение

Нетрудно прийти к выводу, что оповещение населения о чрезвычайных ситуацияхявляется важной частью защиты жителей различных регионов от всех ключевых видов угроз, являющихся следствием ЧС.

По этой причине как к состоянию оборудования, как и к организации самого процесса, используемого для подачи сигнала, необходимо подходить с максимальной ответственностью.

Оповещение населения об опасности – процесс, обеспечивающий оперативное доведение заранее установленных сигналов и речевых сообщений до органов управления Единой государственной системы ГО и ЧС, должностных лиц объектов экономики и населения, проживающего вблизи территории, которая может подвергнуться поражению (заражению).

Оповещение и информирование населения вблизи объекта экономики являются самыми эффективными способами защиты. Оповещенное персонал и население вблизи объекта может своевременно, до воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, принять меры своей защиты.

Оповестить население – значить предупредить его о надвигающемся наводнении, пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе, угрозе теракта или начала военных действий. Для этой цели используются все средства проводной, радио – и телевизионной связи.

В целях оповещения и информирования населения используются:

· городские сети связи (радио, телевидение, телефон, в том числе мобильные сети);

· силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Рис.5. 2. Электрическая сирена С – 40.

Подавляющее большинство объектов экономики имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они мощной системой телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Вся эта система дополняется развитой сетью электрических сирен производственных объектов и больших городов.

Современная система оповещения включает следующую информацию и сигналы:

· сигнал «Внимание всем!», как правило, передается воем сирен объектов экономики. Услышав этот сигнал, необходимо включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение районной (городской) подсистемы Управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Речевое сообщение может быть такого варианта:

· «Внимание! Говорит штаб Комиссии города по делам ГО и ЧС. Граждане! Произошла авария на водозаборной станции с выбросом хлора в атмосферу. Подход зараженного воздуха к объекту может быть через 2 – 2,5 часа. Рекомендуем: закрыть окна и двери, произвести герметизацию рабочих помещений; покинуть все подвальные помещения объекта (хлор тяжелее воздуха, стелется по земле и заполняет все низинные места). Выдача противогазов осуществляется со склада хранения с 10 часов».

Такая информация передается несколько раз в течение примерно 5 минут. Это время позволяет принять и осуществить рекомендованы меры защиты.

· В военное время при возникновении воздушной, химической или радиационной опасности подается сигнал воем сирен, то есть сигнал «Внимание всем!», а затем речевая информация. К примеру: «Внимание! Говорит штаб Комиссии города по делам ГО и ЧС. Граждане! « Воздушная тревога!», « Воздушная тревога!» Населению занять укрытия согласно расчета в своём районе. По этому сигналу о непосредственной угрозе нападения противника, действовать надо быстро. Отключить (в темное время) наружное и внутреннее освещение, задёрнуть шторы (для светомаскировки), перекрыть газ, отключить воду, взять средства защиты, документы, ценные вещи и быстро занять своё место в убежище. Если сигнал оповещения застал вас на улице, покиньте транспортное средство и спуститесь в ближайшее убежище (метрополитен, перекрытый подземный переход и др.). Только с получением сигнала: «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги!» можно продолжить движение, работы и т.д.



· Сигнал « Радиационная опасность» подается при начале радиоактивного заражения (загрязнения) данной территории. Он доводится до населения в целях принятия мер безопасности. При нахождении дома житель обязан: закрыть окна, двери; надеть респиратор (противогаз) и приступить к герметизации жилища. Информацию об этих действиях население получить средствами связи города (района) от штаба Комиссии по делам ГО и ЧС. По команде штаба: «Все в укрытие!» Надеть средства защиты, противогаз (респиратор). Взять документы, запас продуктов и воды, медикаменты, предметы первой необходимости и следовать в убежище.

· Сигнал «Химическая тревога» подаётся при появлении признаков химического (биологического) заражения или обнаружении аварии на химически опасном объекте. Внимательно слушайте сигналы оповещения и инструкцию по действию по ним от штаба Комиссии по делам ГО и ЧС города (района). Инструкция по действию населения имеет целью максимально оказать помощь населению по уменьшению поражений от той или иной опасности.

· Сигнал «Отбой химической тревоги» подается в тех случаях, когда опасность для жизни населения полностью миновала. Обычно в тех случаях, когда ликвидация последствий химического заражения, проведена полностью.

Сопутствующим фактором всех чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного времени является возникновение панических настроений среди населения. Результаты панических настроений среди большой массы населения трудно предсказуемы и существенно усиливают отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций.

Для снижения отрицательных последствий возникшей ЧС и организации мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения и инфраструктуры населенных пунктов введены сигналы оповещения, которые передаются заблаговременно, и порядок информирования населения о чрезвычайных ситуациях

Оповестить население - значить предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого используются все средства проводной радио- и телевизионной связи.

В Российской Федерации, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы не было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в ряде производственных помещений. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дает возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.

До населения сигналы оповещения, как правило доводятся при помощи сирен, а также по сетям проводного вещания, радиовещания и телевидения в течение 2-3 минут. Сирены предназначены для подачи сигнала населению «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». Этот сигнал привлекает внимание населения на необходимость приема последующих основных и экстренных сигналов оповещения по гражданской обороне.

Предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» представляет собой завывающий звук сирены, который достигается периодическим снятием напряжения с электродвигателя сирены: 9 секунд сирена находится под напряжением и формирует мощный звук в широком диапазоне звуковых частот, на 6 секунд напряжение снимается с сирены и ее звучание ослабевает.

Такой цикл включения и выключения сирены повторяется 11 раз, после чего сирена автоматически прекращает свою работу. Таким образом, время передачи предупредительного сигнала для населения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» составляет не более 165 секунд.

Сирены устанавливаются в населенных пунктах с населением более 500 человек. Для обеспечения сплошного звукового покрытия они размещаются на крышах высоких зданий. При этом одна электросирена типа С-40 обеспечивает эффективную площадь звукопокрытия в городе с высокоэтажной застройкой порядка 0,3-0,7 км 2.

Кроме того, для передачи предупредительного сигнала населению «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» могут быть использованы прерывистые гудки промышленных предприятий и транспортных средств. При этом население должно знать, что прерывистые гудки предприятий и транспортных средств, а также завывающее звучание сирен означает сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».

Другим эффективным средством оповещения населения, находящегося вне дома, являются уличные громкоговорители. Их применение в целях оповещения населения более универсально: с помощью уличных громкоговорителей можно воспроизводить звук электросирен и затем транслировать передачу речевых информационных сообщений. Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (площади и оживленные улицы, объекты транспорта и торговли, вокзалы, стадионы, промышленные и учебные заведения) и подключаются к специальным линиям радиотрансляционной сети города (населенного пункта). Включение уличных громкоговорителей для передачи информации населению о чрезвычайной ситуации осуществляется оперативных дежурным или специально уполномоченным по ГО ЧС через специальные устройства, размещенные на радиотрансляционном узле. Ответственность за организацию связи и оповещения несут руководители и специально уполномоченные в области защиты населения всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования (команды, группы, бригады, звенья). С целью организации своевременного оповещения и информирования населения о характере и возможных последствиях ЧС в период повседневной деятельности на всех объектах экономики и в организациях, в местных и территориальных звеньях управления по делам ГО и ЧС разрабатываются соответствующие планы оповещения населения.

План оповещения населения в зависимости от характера ЧС и условий их возникновения является основным документом для организации оповещения и информирования населения за минимально возможное время. При этом основная задача населения сводится к тому, чтобы знать и применять адекватные меры по обеспечению личной безопасности, соответствующие переданной - принятой информации о возникшей чрезвычайной ситуации. Основным способом оповещения и информирования населения, находящегося в жилых помещениях, о надвигающейся опасности является передача речевых сообщений по сетям звукового вещания и телевидения. Поэтому, услышав предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», люди должны включать приемники проводного и беспроводного вещания, радиовещания и телевидения и прослушать официальную информацию о чрезвычайной ситуации и мерах по обеспечению собственной безопасности. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций, местные органы исполнительной власти, специально уполномоченные за безопасность населения и территории, совместно с управлениями МЧС РФ по делам ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

В военное время при возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует речевая информация. Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное. Каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Сигнал " Наводнение" - оповещает об ожидании затопления местности, либо подтопления зданий населенного пункта в результате повышения уровня воды в водоеме. Населению необходимо отключить освещение, газ, воду, нагревательные приборы, сообщить о полученной информации соседям, собрать необходимые вещи, продукты питания, воду, отключить газ, электроэнергию и прибыть для регистрации на сборном эвакопункте и отправке в безопасные районы.

Сигнал "Радиационная опасность" - оповещение населенных пунктов и районов, к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при аварии на атомной установке или при взрыве ядерного боеприпаса. Услышав данный сигнал необходимо срочно надеть респиратор, ватно-марлевую повязку, при отсутствии данных предметов надеть противогаз. Собрать заготовленный заранее запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и спрятаться в убежище, противорадиационном е укрытии или подвале, погребе и т.п.

Сигнал "Химическая тревога" - оповещение данным сигналом свидетельствует об угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения. Услышав данный сигнал необходимо немедленно надеть противогаз, а в случае необходимости - и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении и оставаться в нём до получения разрешения на выход. Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях. Все граждане, находящиеся вне убежища, должны немедленно надеть противогазы, защитную одежду и постараться как можно быстрее выйти из зараженного участка. Выход осуществляется в средствах защиты в сторону, которую укажут работники ГО, либо перпендикулярно направлению ветра. При использовании противником бактериологического оружия, по системам оповещения, население немедленно получит дополнительные сведения о дальнейших действиях. Следует соблюдать все требования органов гражданской обороны, а также выполнять их распоряжения и после того как опасность миновала.

Сигнал "Воздушная тревога" - оповещает об опасности поражения противником данного города. По радиотрансляционной сети передается текст: "Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!" Эта трансляция сопровождается звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. Продолжительность сигнала 2-3 минуты. По этому сигналу рабочие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий, но если по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища. Сигнал "Воздушная тревога" может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники. Останавливается транспорт и все население укрывается в защитных сооружениях.

Сигнал "Отбой воздушной тревоги" - оповещается органами гражданской обороны. Передается следующий текст по радиотрансляции: "Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги!" Вследствие чего населению разрешается покинуть убежища с разрешения комендантов (старших) убежищ, и рабочие могут приступать к продолжению оставленной работы .

Умение населения правильно действовать в условиях чрезвычайной ситуации и умение правильно использовать полученную информацию может сократить количество жертв до минимума. Поэтому сигналы оповещения ГО необходимо знать, и уметь правильно действовать по ним.

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения. Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал "Внимание всем!". Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты. Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

  • - федеральных органов исполнительной власти;
  • -органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • - территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
  • - органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • - главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

  • - руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
  • - главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • - органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
  • - единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
  • - специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
  • - дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
  • - населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

  • - руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
  • - специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
  • - дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
  • - населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

| Материалы к урокам ОБЖ для 10 класса | План проведения занятий на учебный год | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Урок 16
Оповещение и информирование населения об опасностях,
возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени




Важным условием своевременного принятия необходимых мер по защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время является оповещение.

Под оповещением понимают доведение до органов управления, сил и средств РСЧС, а также населения сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях.

Передача сигналов и информации осуществляется с помощью специальных систем оповещения, которые создаются на всех уровнях управления РСЧС: федеральном, межрегиональном, территориальном, муниципальном и объектовом. Эти системы оповещения являются автоматизированными и обеспечивают передачу по сетям связи команд управления. По этим командам включаются средства оповещения - электрические сирены, громкоговорители, радиовещательные и телевизионные станции. Система оповещения населения на территории субъекта Российской Федерации приведена на схеме 20.

Электрические сирены (рис. 29), размещенные на территориях городов и населенных пунктов, при включении обеспечивают передачу своим звуком предупреждающего сигнала «Внимание всем!». Услышав данный сигнал, люди должны включить телевизоры, радиоприемники, радиоточки и прослушать речевое сообщение о случившемся и порядке действий в создавшейся ситуации. Передача речевого сообщения осуществляется сразу же после сигнала «Внимание всем!».

На ограниченных территориях могут быть использованы вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции. Их применение позволяет проводить оповещение в ночное время, когда основные средства - квартирные громкоговорители, радиоприемники и телевизоры - выключены. На шумных производствах и в лечебных учреждениях могут быть установлены световые табло (транспаранты) с текстами поступивших сигналов и команд. В качестве вспомогательных средств возможно использование гудков производственных предприятий и звуковых сигналов транспортных средств (рис. 30).

Типовые тексты информации для населения в чрезвычайных ситуациях заранее разработаны органами управления ГОЧС и записаны на магнитные носители на русском и национальных языках.

Для защиты населения, проживающего в районах потенциально опасных объектов, на этих объектах создают локальные системы оповещения. Такие системы есть на ядерно и радиационно опасных объектах, химически опасных объектах, на гидротехнических сооружениях, при авариях, на которых может образоваться зона катастрофического затопления.

Зоны действия локальных систем оповещения установлены:

В районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта);
в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе 2,5 км вокруг объекта;
в районах размещения гидротехнических объектов - на расстоянии до 6 км от объектов.

Для своевременного оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций предусмотрено размещение современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей. Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения при этом.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «оповещение».

2. Какими способами осуществляют оповещение?

3. Что относится к вспомогательным средствам оповещения? Приведите примеры.

4. В каком порядке проводят оповещение граждан?

Задание 31

Совместно с преподавателем подготовьте текст речевой информации (оповещения) для учащихся вашей школы в случае возникновения пожара. Используйте для этой цели план эвакуации из школы при пожаре.