При какой статической нагрузке испытывают спасательную веревку. Назначение ппсу, спасательных веревок их применение. Дайте определение понятию «Пожар»

размер шрифта

ПРИКАЗ МЧС РФ от 31-12-2002 630 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ... Актуально в 2018 году

Спасательные веревки

309. Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

310. Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

311. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

312. На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

313. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

314. Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.

К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков - груз 350 кг на 5 мин (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин.).

После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.

Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.

Рукавные задержки

Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.

Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц, пожарных, поясных карабинов пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).

Приложение N 4

к Правилам

Журнал регистрации результатов испытаний пожарно-технического вооружения

Наименование предмета вооружения

Инвентарный номер

Величина испытательной нагрузки

Результат испытаний

Подпись лица, проводившего испытания, расшифровка подписи

Приложение N 5

к Правилам

Требования безопасности при ликвидации горения в жилых домах.

При ликвидации горения в жилых домах перед тушением необходимо принять меры по:

перекрытию задвижек на газопроводе;

отключению подачи электроэнергии;

снижению температуры и удалению дыма из помещения;

охлаждению обнаруженных баллонов с газом и их эвакуации под прикрытием водяных струй.

Определение и классификация пожарных насосов.

Насосами называются машины для перемещения жидкостей или газов, в которых механическая энергия двигателя преобразуется в гидравлическую энергию движущейся среды.

· Объёмные – поршневые, плунжерные, роторные (шиберные, шестерённые)

· Струйные – гидроэлеваторы, эжекторы и инжекторы.

· Лопастные – центробежные, осевые, вихревые.

Понятие о ликвидации пожаров.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его повторного возникновения.

Обязанности РТП.

РТП обязан:

обеспечивать управление действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), привлекать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определять решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;

производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

принимать решения об использовании на пожаре газодымозащитной службы (ГДЗС), в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб пожарной охраны;

организовывать связь на пожаре;

сообщать дежурному диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;

докладывать старшему должностному лицу, принявшему на себя руководство тушением пожара, об обстановке на пожаре и принятых решениях;

обеспечивать выполнение правил охраны труда и техники безопасности личным составом пожарной охраны, участвующего в тушении пожара и привлеченных к тушению пожара сил, доводить до них информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;

обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения (энергетической, водопроводной, скорой медицинской помощи и др.), привлекаемыми в установленном порядке к тушению пожара;

принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества, к установлению причины пожара;

составлять акт о пожаре;

выполнять обязанности, возлагаемые настоящими Указаниями на оперативный штаб, если указанный штаб на пожаре не создается.

5. Тушение пожаров самолётов в аэропортах и ангарах.

При пожаре возможны:

быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов;

угроза жизни и здоровью людей, трудность их эвакуации в результате заклинивания дверей и люков;

быстрое нарастание концентрации токсичных продуктов горения в летательном аппарате;

интенсивное горение узлов и деталей из горючих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов;

взрывы баллонов со сжатым газом;

быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок самолета;

при пожаре вне территории аэродрома - значительное удаление от водоисточника, трудность доставки к месту аварии пожарных автомобилей и огнетушащих веществ. При ведении боевых действий необходимо:

сосредоточить требуемое количество сил и средств у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготовить средства индивидуальной защиты личного состава (теплоотражательные костюмы, СИЗОД), средства эвакуации и спасания, медицинский персонал на автомобилях скорой помощи;

организовать вскрытие основных и аварийных люков, а в необходимых случаях - обшивки корпуса, в специально обозначенных местах для срочной эвакуации и спасания людей;

осуществлять взаимодействие с руководителем полетов и аварийно-спасательной службой аэропорта, согласовывать с ними действия по тушению пожара;

ликвидировать горение топлива под фюзеляжем, в первую очередь в районе эвакуационных дверей и люков, применяя пену, порошок или мощные водяные струи, и одновременно охлаждать корпус летательного аппарата;

подавать огнетушащие вещества для предотвращения быстрого распространения огня по корпусу, в наиболее важные части летательного аппарата (двигатели, гондолы двигателей, кабину пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков;

производить тушение внутри двигателя пеной, порошками или двуокисью углерода, подавая их через входное устройство, сопло двигателя и (или) гондолу. Ликвидацию горения разлитого и истекающего топлива производить несколькими стволами одновременно;

ликвидировать горение внутри пассажирских салонов распыленной водой или раствором пенообразователя через двери, аварийные люки или специально проделанные в обшивке отверстия;

ликвидировать горение шасси компактными струями воды со смачивателями, из стволов с большим расходом со снятыми насадками при напоре, необходимом для смывания расплавленного магниевого сплава;

развернуть по возможности летательный аппарат с помощью тягачей, в целях ограничения распространения огня по ветру.

При сильном ветре - ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра - покрывать поверхность разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.

Тушение летательных аппаратов на стоянках а в ангарах:

организовать немедленный отвод в безопасную зону и защиту, охлаждая водяными струями соседние летательные аппараты;

задействовать имеющиеся стационарные установки пожаротушения, подавать мощные водяные струи для охлаждения несущих конструкций ангара;

использовать для подачи стволов стремянки, стапели, трапы и пожарные лестницы.

6. Дайте определение понятию «Пожар».

Пожар – комплекс физико-химических явлений, в основе которых лежат нестационарные (изменяющиеся во времени и пространстве) процессы горения, тепло- и массообмена. Пожаром считается неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб.

Веревка спасательная. Назначение, порядок испытания.

Спасательная верёвка предназначена для спасания людей, самоспасания и страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно – спасательных работ, а также при тренировках.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Назначение

Веревка пожарная спасательная ВПС-30 предназначена для спасания людей, самоспасания и страховки пожарных при тушении пожаров и связанных с ними аварийно-спасательных работах, а также при тренировках пожарных.

Устройство

Шнур веревки свит из высококачественной пеньки или льна. Она состоит из четырех скрученных пучков, в каждом из которых три пряди. Концы веревки вделаны в грушевидные металлические коуши. Один из концов веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2-5 см ширины) с инвентарным номером.

Веревка, смотанная в клубок, хранится в непромокаемом чехле. На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания.

Таблица 16

Тактико-технические и эксплуатационные характеристики

Наружный осмотр и проверка

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней, а начальниками караулов – перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре. Веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 на 200 мм длины веревки. Перед каждым использованием спасательной веревки на занятии, учении под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной веревке подтягиваются и зависают на 1-2 сек. Три человека. Если после снятия нагрузки удлинение веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Испытание

Спасательная веревка испытывается один раз в шесть месяцев статической нагрузкой. Веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной веревки прикрепляют груз в 350 кг в течение 5 мин. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. При отсутствии вышек, на которых можно проводить испытание, веревку можно испытывать в горизонтальном положении через блок.

Крюк пожарный

Назначение

Пожарный крюк КП предназначен для вскрытия строительных конструкций внутри помещения, разборки и обрушения стен, растаскивания тяжелых частей конструкций, удаления с места пожара отдельных частей оборудования, а также для выполнения работ, требующих усилий нескольких человек.

Рисунок 19

Устройство

Пожарный крюк КП изготовлен из полосовой стали сечением 25х12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 226 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, а нижний- заканчивается ушком для навязывания трехпрядной веревки диаметром 14-17 мм и длиной 1, 3 м. Другой конец веревки заканчивается петлей длиной 600 мм. Масса крюка 1,6 кг.

Рабочая часть крюка заострена на длине 60 мм и термически обработана. Необработанная часть крюка окрашивается в черный цвет.

Испытание

Крюк подвергается испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки, равной 200 кгс, в течение 50 мин. При этом не допускается изменение формы крюка.

Стальные пожарные ломы предназначены для вскрытия строительных конструкций при пожаротушении. ГОСТ 16714-71 предусмотрены три типа ломов: легкий, тяжелый и универсальный.

Рисунок 20

Ломы пожарные

Пожарный легкий лом ЛПЛ

Применяют при расчистке мест пожара, вскрытия кровель, обрешетки, обшивки и других подобных работах. Лом представляет собой круглый стержень, верхний конец которого отогнут под углом 45° и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 60 мм.

Нижний конец лома также четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески его на карабине.

Рисунок 21

Пожарный тяжелый лом ЛПТ

Предназначен для тяжелых рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения (полы, дощатые фермы, перегородки), а также для вскрытия дверей.

Лом представляет собой круглый стержень, на верхнем конце которого имеется четырехгранный крюк, а на нижнем – заточка на два канта. В верхней части лома, на расстоянии 170 мм, имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески его на карабине.

Рисунок 22

Универсальный пожарный лом ЛПУ

Предназначен для вскрытия дверей, оконных решеток, а также для выполнения легких рычажных работ в помещениях, где теснота не позволяет применять другие виды ломов при тушении пожара.

Универсальный лом представляет собой короткий круглый стержень с двумя отогнутыми фигурными рабочими частями. Одна рабочая часть выполнена в виде фигурной лопатки, другая - в виде лопатки с опорной пятой.

Общие требования

Рабочие части ломов имеют заострение на длине не менее 60 мм для загнутых и на длине не менее 150 мм для прямых концов ломов. Поверхность ломов окрашена краской в черный цвет.

Испытание

Ломы подвергаются испытаниям на изгиб путем закрепления прямого конца лома в опоре на длине 60 мм и приложения к противоположному концу лома типа ЛПУ, а для других ломов на расстоянии 1 м от места закрепления нагрузки, равной: 100 кгс - для ломов типа ЛПТ; 80 кгс - для ломов типа ЛПЛ и ЛПУ в направлении, перпендикулярном продольной оси лома, в течении 10 мин. Появление трещин и остаточных деформаций не допускается.

Багор пожарный

Назначение

Пожарные багры предназначены для разборки при тушении пожаров кровель, стен, перегородок, стропил и других частей горящих зданий, для сваливания труб и печей, а также для растаскивания горящих материалов.

Устройство

Существует два типа багров: цельнометаллические БПМ (рис.) и насадные на деревянный шест БПН.

Рисунок 23

Пожарный багор цельнометаллический БПМ:

1-кольцо-рукоятка; 2-труба; 3-стальной крюк с копьем

БПМ состоит из стального крюка с копьем, посаженного на отрезок газовой трубы (диаметром 20 мм, толщиной стенки 2,8 мм), и кольца-рукоятки, изготовленной из стального прутка диаметром 20 мм, расположенного на другом конце отрезка трубы. Крюк и кольцо-рукоятка приварены к трубе. Длина багра БПМ - 2000 ± 10 мм, масса не более 5 кг.

Сварные швы должны быть ровными, без посторонних включений, наплывов и пережогов металла. Заостренные рабочие части инструмента должны быть заточены, а затем термически обработаны на длине, не менее 60 мм.

Металлические поверхности должны быть гладкими, без трещин, волосовин, плен, вмятин, заусенцев, окалины, ржавчины и других дефектов, снижающих прочность, ухудшающих внешний вид и эксплуатационные качества инструмента.

Кольцо-рукоятка должно находиться в плоскости, проходящей через середину посадочного отверстия (всада). Отклонение от соосности не должно превышать 1,0 мм.

Механические свойства металла багров должны быть не ниже, чем у стали марки 45 по ГОСТ 1050.

Механически не обработанные поверхности должны иметь лакокрасочное покрытие по ГОСТ 9.032-74, класс III.

Испытание

Багор один раз в год испытывают на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки, равной 1960 Н (200 кгс), в течение 50 мин.

Не допускается изменение формы и нарушение сварных соединений у багров.

Порядок проведения ежедневного осмотра

Перед заступлением на дежурство визуальным осмотром устанавливается качество поверхности и наличие покрытия.


Веревка пожарная спасательная обычного исполнения (ВПС) (согласно НПБ 167-97) предназначена для спасания людей, самоспасания и страховки пожарных при тушении пожаров и связанных с ними аварийно-спасательных работ, а также при тренировке пожарных.

Веревку свивают из высококачественной пеньки или льна.

Тактико-технические и

Показатели ВПС-30 ВПС-50
3433,5
Динамическая нагрузка, грузом массой, не менее, кг. 100
15000
Диаметр, мм. 11± 1
Длина, м. 30+ 0,5 50+ 0,5
Масса без чехла, кг., не более 2,7 4,4
Диапазон рабочих температур, о С -40...+50
Назначенный ресурс, цикл, не менее 100
Средний срок службы, лет. нет данных
Гарантийный срок службы со дня изготовления, мес. нет данных
Гарантийный срок эксплуатации, мес. 24

Термостойкая пожарная веревка (ТПВ) (согласно НПБ 167-97) предназначена для выполнения аварийно-спасательных работ при тушении пожаров в зонах возможного воздействия на неё открытого пламени и высоких температур.

Тактико-технические и

эксплуатационные характеристики

Спасательная веревкасостоит из четырех скрученных пучков, в каждом из которых три пряди. На концы веревки вплетают металлические коуши.

Спасательная веревкахраниться в чехлах, смотанные в клубок и иметь защиту от воздействия влаги, прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей. Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2-5 см ширины, на котором указан инвентарный номер). На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.



Спасательная веревкапроверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней, а начальниками караулов (помощниками начальников караулов) перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (можно через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1-2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм. длины веревки.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев.

Статическое испытание: веревку распускают на всю дину и к одному концу подвешенной веревки прикрепляют груз в 350 кг. на 5 мин. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать в горизонтальном положении через блок.

Динамическое испытание: к концу веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза веревка не должна пробуксовывать более 30 см.



Вывод: Веревка пожарная спасательная предназначена для вооружения подразделений противопожарной службы МЧС России, используется для страховки пожарных при тушении пожаров и связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, а также при тренировках пожарных.