Правила тб при работе на швейной машине. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ. Вопросы для повторения

Техника безопасности при обработки изделия

Для безопасного труда каждый работающий должен соблюдать следующие правила техники безопасности.

Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами

Хранить иглы и булавки следует воткнутыми в специальные игольницы, с вдетыми нитками для более легкого обнаружения в случае потери.

Нельзя втыкать иголки и булавки в одежду, мебель, брать их в рот.

До и после работы пересчитывать иголки и булавки.

При уколе пальца иглой следует выдавить две-три капли крови и смазать ранку йодом.

Ножницы следует хранить в специальном чехле.

Передавать ножницы следует кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия.

По окончании работы необходимо убрать свое рабочее место

Правила техники безопасности при работе на швейной машине

Следить за исправностью швейной машины.

Проверять перед работой наличие ограждений и предохранительных экранов, резинового коврика на педали машины, заземления корпуса машины.

Запрещается проводить чистку и смазку машины на ходу.

Запрещается класть ножницы и другие предметы около вращающихся частей машины.

Запрещается отвлекать портного во время работы и отвлекаться самому во избежание попадания рук под иглу или в движущиеся части машины.

Форма портного должна состоять из фартука и косынки, на ногах должна быть обувь без каблуков на резиновой или пробковой подошве.

При обнаружении неисправности, которая самостоятельно не исправляется, следует выключить машину и вызвать мастера-наладчика.

Правила техники безопасности при работе с утюгом

Перед включением утюга необходимо проверить исправность проводки и корпуса.

Под ногами утюжильщицы должен быть резиновый коврик.

При легком покалывании рук во время работы следует срочно отключить утюг и вызвать наладчика - покалывание происходит при замыкании на корпус.

Во время работы необходимо следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга во избежание порчи изоляции.

Необходимо следить за нагревом утюга в соответствии с указателем терморегулятора.

В случае перегрева утюга нужно выключить его и охлаждать, проводя по влажной ткани.

Необходимо выключать утюг во время перерыва и по окончании работы.

При обнаружении неисправности утюга, розетки, вилки или шнура прекратить работу и вызвать электромонтера.

Построение основы платья

Построение чертежа выкройки спинки и полочки. С левой стороны листа бумаги, на расстоянии 10 см от верхнего среза, проводят вертикальную линию, на которой откладывают мерку длины платья (105 см) и ставят точки А и Н. Через точки А и Н вправо проводят горизонтальные линии.

Ширина платья. От точки А вправо по горизонтальной линии откладывают мерку полуобхвата груди плюс 5 см на свободное облегание и ставят точку В.

АВ = 48 + 5 = 53 см.

Через точку В проводят вертикальную линию до пересечения с нижней линией, точку пересечения обозначают Н?.

Длина спинки до линии талии. От точки А вниз по вертикальной линии откладывают мерку длины спины до линии талии плюс 0,5 см и ставят точку Т (38 + 0,5 = 38,5 см). Через точку Т вправо проводят горизонтальную линию до пересечения с линией ВН?, точку пересечения с этой линией обозначают Т?.

Линия бедер. От точки Т вниз по вертикальной линии откладывают 1/2 мерки длины спины до линии талии и ставят точку Б (38: 2 = 19 см). Через точку Б вправо проводят горизонтальную линию до пересечения с линией ВН?, точку пересечения с этой линией обозначают Б?.

Ширина спинки. От точки А вправо по линии АВ откладывают мерку ширины спины плюс 1,5 см и ставят точку А?.

АА? = 18 + 1,5 = 19,5 см.

Ширина проймы. От точки А? вправо по линии АВ откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 0,5 см и ставят точку А?.

А?А? = 48: 4 + 0,5 = 12,5 см.

Через точки А? и А? проводят вертикальные линии вниз.

Срез горловины спинки. От точки А вправо по горизонтальной линии откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 0,5 см и ставят точку А?.

АА? = 18: 3 + 0,5 = 6,5 см.

Для фигур с жировыми отложениями в области седьмого шейного позвонка ширину. горловины спинки увеличивают на 0,5 см.

Из точки А? восставляют перпендикуляр к линии АА?, на котором от точки А? откладывают вверх 1/10 мерки полуобхвата шеи плюс 0,8 см и ставят точку А?.

А?А? = 18: 10 + 0,8 = 2,6 см.

Угол АА?А? делят пополам, от точки А? по линии деления угла откладывают 1/10 мерки полуобхвата шеи минус 0,3 см и ставят точку А?.

А?А? = 18: 10 - 0,3 = 1,5 см.

Точки А?, А? и А соединяют плавной вогнутой линией.

Плечевой срез. От точки А? вниз по вертикальной линии откладывают 2,5 см - для нормальных плеч, 1,5 см - для высоких плеч, 3,5 см - для покатых плеч и ставят точку П. Точки А? и П соединяют прямой линией, на которой (от точки А?) откладывают вправо мерку длины плеча плюс 1,6 - 2 см для вытачки и плюс 0,5 см для посадки и ставят точку П?.

А?П? = 13,5 + 1,6 + 0,5 = 15,6 см.

Глубина проймы. От точки П вниз по вертикальной линии откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 7 см и ставят точку Г.

ПГ = 48: 4 + 7 = 19 см.

Для сутулых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 7,5 см (48: 4 + 7,5 = 19,5 см).

Для перегибистых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 6,5 см (48: 4 + 6,5 = 18,5 см).

Через точку Г влево и вправо проводят горизонтальную линию. Точку пересечения этой линии с линией АН обозначают Г?, с линией ширины проймы - Г?, с линией ВН? - Г?.

Примечание. Мерку глубины проймы можно проконтролировать дополнительной меркой, меркой длины бока, ее снимают от шнурка на линии талии до подмышечной впадины руки минус 2 см.

Срез проймы спинки. От точки Г вверх по вертикальной линии откладывают 1/3 расстояния ПГ плюс 2 см и ставят точку П?.

ГП? = 19: 3 + 2 = 8,3 см.

Угол П?ГГ? делят пополам, от точки Г по линии деления угла откладывают 1/10 ширины проймы плюс 1,8 см и ставят точку П?.

ГП? = 12,5: 10 + 1,8 = 3,1 см.

Линию ГГ? делят пополам и ставят точку Г?. Точки П?, П?, П? и Г? соединяют плавной линией.

Срез проймы полочки. От точки Г? вверх по вертикальной линии откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 5 см и ставят точку П?.

Г?П? = 48: 4 + 5 = 17 см.

Для сутулых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 4,5 см (48: 4 + 4,5 = 16,5 см).

Для перегибистых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 5,5 см (48: 4 + 5,5 = 17,5 см).

Через точку П? влево проводят горизонтальную линию, на которой от точки П? откладывают 1/10 мерки полуобхвата груди, и ставят точку П? (48: 10 = 4,8 см). От точки Г? вверх по вертикальной линии откладывают 1/3 отрезка Г?П? и ставят точку П?.

Г?П? = Г?П? : 3 = 17: 3 = 5,7 см.

Точки П? и П? соединяют пунктирной линией, делят отрезок П?П? пополам, от точки деления под прямым углом к пунктирной линии откладывают 1 см. Получают точку 1. Угол П?Г?Г? делят пополам, от точки Г? по линии деления угла откладывают 1/10 ширины проймы плюс 1,1 см и ставят точку П?.

Г?П? = 12,5: 10 + 1,1 = 2,4 см.

Точки П?, 2, П?, П? и Г? соединяют плавной вогнутой линией.

Линия бока. От точки Г вправо по горизонтальной линии откладывают 1/3 ширины проймы и ставят точку Г? (12,5: 3 = 4,2 см). Из точки Г? опускают перпендикуляр на линию низа. Точки пересечения с линией талии, бедер и низа обозначают соответственно Т?, Б? и Н?.

Срез горловины полочки. От точки Г? вверх по вертикальной линии откладывают 1/2 мерки полуобхвата груди плюс 1,5 см и ставят точку В?.

Г?В? = 48: 2 + 1,5 = 25,5 см.

От точки Г? вверх по линии Г?А? откладывают отрезок Г?В? и ставят точку В?. Точки В? и В? соединяют прямой линией. От точки В? влево по линии В?В? откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 0,5 см и ставят точку В?.

В?В? = 18: 3 + 0,5 = 6,5 см.

От точки В? вниз по линии В?Н? откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 2 см и ставят точку В?.

В?В? = 18: 3 + 2 = 8 см.

Точки В? и В? соединяют пунктирной линией, делят отрезок В?В? пополам, точку деления соединяют пунктирной линией с точкой В?. От точки В? по этой линии откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 1 см и ставят точку В?.

В?В? = 18: 3 + 1 = 7 см.

Точки В?, В? и В? соединяют плавной вогнутой линией.

Центр груди. От точки Г? по линии Г?Г? влево откладывают мерку центра груди (9,5 см) и ставят точку Г?. Через точку Г? проводят вертикальную линию до пересечения с линией В?В?, точку пересечения обозначают В?.

Выступающая точка груди. От точки В? вниз по вертикальной линии откладывают мерку высоты груди (27 см) и ставят точку Г?.

Плечевой срез и линии вытачки. От точки В? вниз по вертикальной линии откладывают 1 см и ставят точку В?. Точки В? и В? соединяют прямой линией. Точки П? и В? соединяют пунктирной линией. От точки П? вправо по пунктирной линии откладывают мерку длины плеча минус величина отрезка В?В?, минус 0,3 см и ставят точку В?.

П?В? = 13,5 - 3 - 0,3 = 10,2 см.

Точки Г? и В? соединяют прямой линией, на которой от точки Г? вверх откладывают величину отрезка Г?В? и ставят точку В?. Точки В? и П? соединяют прямой линией.

Расчет раствора вытачек по линии талии. Если платье должно быть приталенным, необходимо сделать вытачки. Для определения величины раствора вытачек необходимо найти разность между шириной изделия по линии груди (с учетом припуска на свободное облегание и шириной изделия по линии талии также с учетом припуска на свободное облегание (48 + 5 = 53 см; 38 + 3 = 41 см; 53 - 41 = 12 см). Величина раствора всех вытачек равна 12 см.

Величина раствора передней вытачки равна 0,25 от общего раствора вытачек (12 х 0,25 = 3 см). Величина раствора боковой вытачки равна 0,4 от общего раствора вытачек (12 х 0,4 = 4,8 см). Величина раствора задней вытачки равна 0,35 от общего раствора вытачек (12 х 0,35 = 4,2 см).

Расчет ширины платья по линии бедер. Для расчета ширины изделия по линии бедер к мерке полуобхвата бедер прибавляют 2 см на свободное облегание, из полученной величины вычитают ширину платья, полученную при построении чертежа между точками Б, Б? (53 + 2 - 53 = 2 см). Полученную величину (2 см) распределяют поровну между полочкой и спинкой (2: 2 = 1 см). От точки Б? влево и вправо откладывают по 1 см и ставят точки Б? и Б?.

От точки Т? влево и вправо по линии талии откладывают по половине раствора боковой вытачки (4,8: 2 = 2,4 см) и ставят точки Т? и Т?. Точки Т? и Т? соединяют прямыми линиями с точкой Г? и продолжают эту линию до линии проймы. Точку Т? соединяют пунктирной линией с точкой Б?, точку Т? - с точкой Б?. Расстояния между этими точками делят пополам, из точек деления в сторону линии бока восставляют перпендикуляры, на которых откладывают по 0,5 см. Полученные точки соединяют с точками Б?, Т? и Б?, Т? плавными линиями. Через точку Б? и Б? проводят вертикальные линии до линии низа. Точки пересечения с линией низа обозначают Н? и Н?.

Линия талии полочки. От точки В? вниз по линии В?Н? откладывают мерку длины переда до линии талии плюс 0,5 см (43 + 0,5 = 43,5 см) и ставят точку Т?. Точки Т? и Т? соединяют плавной линией.

Линия бедер полочки. От точки Б? вниз по вертикальной линии откладывают величину отрезка Т?Т? и ставят точку Б?. Точки Б? и Б? соединяют плавной линией.

Линия низа полочки. Вертикальную линию В?Н? продолжают вниз, от точки Н? вниз по этой линии откладывают величину отрезка Т?Т? и ставят точку Н?. Точки Н? и Н? соединяют плавной линией.

Оформление вытачки на спинке. Расстояние между точками Г и Г? делят пополам, точку деления обозначают Г?. Через точку Г? проводят вертикальную линию до пересечения с линией бедер. Точки пересечения с линиями талии и бедер обозначают Т? и Б?. От точки Т? влево и вправо откладывают по половине глубины задней вытачки (4,2: 2 = 2,1 см) и ставят точки Т? и Т?. От точки Г? вниз по вертикальной линии откладывают 1 - 3 см и ставят точку Г?. От точки Б? вверх по вертикальной линии откладывают 4 см. Точки Т? и Т? соединяют слегка вогнутыми линиями с полученной точкой и с точкой Г?.

Линии передней вытачки. Через точку Г? вниз проводят вертикальную линию. Точку пересечения этой линии с линией талии обозначают Т?, с линией бедер - Б?. От точки Т? влево и вправо откладывают по половине глубины передней вытачки (3: 2 = 1,5 см) и ставят точки Т?? и Т??. От точки Г? вниз по вертикальной линии и от точки Б? вверх по той же линии откладывают по 5 см. Полученные точки соединяют прямыми линиями с точками Т?? и Т??.

В этой книге обязательно следует отвести несколько строк для того, чтобы написать важную вещь - советы по сохранению здоровья мастеров. Оказывается, во время изготовления изделия в стиле пэчворка с некоторыми швейными предметами необходимо соблюдать правила техники безопасности. Ведь иголки и ножницы относятся к так называемым «колющим и режущим предметам», поэтому, работая с ними, надо быть предельно внимательными. Поэтому запомните важные условия, которые следует выполнять.

Соблюдайте следующие правила

Первые правила - про ножницы.

Во время шитья ножницы нужно передавать друг другу только кольцами вперед.

Во время работы с ними нельзя вертеться.

Нельзя подносить ножницы близко к лицу и размахивать ими.

Когда передаете их товарищу, то внимательно следите за тем, как товарищ их возьмет в руки.

Не кладите ножницы на самый край стола - они могут упасть и поранить кого-то из портных.

Следующие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с иголками. Эти правила так важны, что следует уделить им особое внимание. Ведь иголка - очень маленький предмет, и бывает весьма опасно, если она вдруг потеряется или будет забыта на рабочем месте. Это может привести к печальным результатам. Итак, запоминайте:

Иголки по окончания шитья нельзя забывать на рабочем месте - на столе или диване! Их место - в игольнице.

Иголки нельзя брать в рот!

Если иголка упала на пол, ее необходимо найти. А легче всего найти иголку, если в нее вдета нитка, поэтому выработайте у себя привычку всегда вдевать в ушко иголки нитку. Кончилась одна нитка - вденьте новую, пусть даже ваше шитье завершено.

Иголки не следует (даже на время) прикреплять к одежде и оставлять в ткани, если работа закончена.

По окончании работы внимательно посмотрите - все ли ваши иголки находятся на месте? Вспомните, сколько их было до начала работы? Допустим, четыре, так по окончании работы все четыре иголки должны быть на своем месте, то есть - воткнуты в игольницу.

Мы уже упоминали, что иногда при изготовлении мягких изделий может понадобиться утюг - с его помощью лоскутки и поделки приобретают более нарядный вид. При использовании этого предмета тоже надо помнить несколько правил техники безопасности.

Пользоваться утюгом надо не самостоятельно, а в присутствии кого-то из взрослых. Тогда их подсказки и помощь смогут вам пригодиться.

Перед тем, как включать утюг, познакомьтесь с ним. Рассмотрите, какой он у вас: простой, с терморегулятором, с увлажнителем? Найдите на терморегуляторе отметку, соответствующую ткани, которую вы хотите погладить - шелк, шерсть, хлопок. Если вы хотите разгладить сильно помятый кусочек искусственной ткани, то вам понадобится отметка «капрон» - ведь такая ткань делается на синтетической основе, которая способна плавиться при сильной температуре.

Для глаженья необходима матерчатая подстилка. Вероятно, такая подстилка уже есть у вас в семье - на ней взрослые гладят белье после стирки. Но попросите, чтобы для глаженья лоскутиков вам выделили свой кусочек материи, лучше белого цвета. Ведь небольшие кусочки имеют обыкновение осыпаться, оставляя не подстилке свои нитки. Не очень приятно будет маме, если к свежевыглаженной рубашке или скатерти пристанут нитки от ваших лоскутков. Так что пусть у вас будет своя подстилка для глажения утюгом.

Обязательно потренируйтесь, как вы будете брать утюг, еще не включая его. Вдруг вам покажется неловкой его ручка, или вы не сумеете аккуратно снимать его с ткани? Если у утюга есть подставка, то научитесь точно устанавливать после глаженья его на эту подставку. Если же по окончании работы его надо просто ставить торчком, как говорят в народе - «на попа», тоже проделайте это несколько раз, чтобы рука запомнила, как это делать.

Работа с утюгом требует внимания. Во-первых, посмотрите, достаточно ли чистая у него поверхность, иначе темные полосы могут оставить грязные пятна на светлых тканях. Во-вторых, не перекалите его, когда гладите ткань, а то можно оставить на ней подпалины, которые ничем не вывести. В-третьих, всегда ориентируйтесь на нижний показатель терморегулятора. Допустим, вам надо погладить лоскутик ткани, изготовленный из шерсти с примесью синтетики. Тогда регулятор утюга надо поставить на более прохладный указатель - там, где указано «синтетика», а не там, где «шерсть».

Самое важное - не забудьте выключать утюг по окончании работы!

Правила техники безопасности

Выполнила проект:педагог дополнительного образования Минаева Светлана Алексеевна

2014 -2015 учебного года

И Н С Т Р У К Ц И Я
по правилам техники безопасности
при выполнении ручных работ (шитье, вышивка)

1. Требования безопасности перед началом занятий

    Хранить рукоделие в специальном пенале или шкатулке.

    Хранить иголки и булавки в игольнице.

    Не приносить на урок большое количество иголок и булавок.

    Не приносить на урок ножницы.

2.Требования безопасности во время занятий

    Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы.

    Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.

    Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя.

    2.4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.

    Передавать ножницы друг другу только сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.

    Следите за тем, чтобы ножницы не падали на пол.

    Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.

    При работе с иглами пользуйтесь пальцевым напёрстком.

    Не размахивать ножницами, спицами и крючками.

3.Требования безопасности в аварийных ситуациях

    При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники.

    В случае травматизма обратитесь к педагогу за помощью.

    При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите педагогу.

    Требования безопасности по окончании занятий

    Проверить количество иголок и булавок в игольнице, их должно быть столько же, сколько было в начале работы.

    Сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выбросить в мусорный контейнер.

    Убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место.

    Убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.

    Приведите свое рабочее место в порядок

    Уходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

Ознакомила всех детей:

ПАМЯТКА детям в случае возникновения пожара

1. При обнаружении признаков пожара сообщите об этом взрослым, позвоните по телефону 01 и назовите адрес, где вы находитесь.

2. Если Вы один в здании, и с Вами находятся младшие дети, успокойте их и выведите из здания.

3. При перемещении закройте двери в помещение, в котором произошел пожар.

4. Если комнаты задымлены, передвигайтесь к выходу ползком по полу, внизу над полом остается кислород.

5. Если огонь отрезал Вам путь к выходу, выйдете на балкон, откройте окно, разбейте стекло и зовите о помощи. В замкнутом помещении стучите в стены, пол, потолок, чтобы Вас услышали люди.

6. Если есть возможность, заполните ванну водой найдите трубку чтобы дышать и погрузитесь в воду.

7. В задымленном помещении дышите через ткань намоченную водой.

8. При загорании на Вас одежды не пытайтесь бежать (горение будет еще сильнее) снимите быстро с себя одежду, бросьте ее в безопасное место, потушите. Если одежду быстро снять невозможно, то обернитесь тканью (одеялом, покрывалом), или упадите на пол, землю и вращайтесь чтобы зажать пламя и затушить его. Так же можно потушить быстро одежду на другом человеке.

9. При пожаре в любом помещении, если Вы не можете выйти, не прячьтесь под сгораемые предметы, держитесь ближе к стенам, при обрушении это наиболее безопасное место.

10. В задымленном помещении реагируйте на окрики, не пугайтесь, дайте себя обнаружить и спасти.

Ознакомила всех детей:

Правила поведения на осенних каникулах.


2. Находясь вблизи водоёмов, не входить в воду, не ходить по краю обрыва. 3. При походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.

Ознакомила всех детей:


Правила поведения на зимних каникулах.


1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
2. В случае гололёда не спешить при ходьбе, не обгонять прохожих. При падении стараться упасть на бок, не хвататься за окружающих.
3. Во время катания на горках и катках, быть предельно внимательным, не толкаться, соблюдать правила техники безопасности:
4.Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м при спусках с горы - не менее 30 м; при спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки; после спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками; немедленно сообщить взрослым (родителям, знакомым) о первых же признаках обморожения; во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной слишком свободной обуви.
5. Во время катания на коньках надо стараться обходить тех, кто плохо катается. При падении держать руки ближе к телу и пытаться как можно быстрее подняться на ноги. Надо считаться с конькобежцами, которые «выписывают» дуги и пируэты спиной вперед столкновения с ними не исключены. По неписаному правилу крытых катков, двигаться следует вдоль борта в одном направлении.
6. Находясь у водоёмов, не ходить по льду (лед может оказаться тонким).
7. Использовать бенгальские огни и т.п. только в присутствии и с разрешения взрослых в специально отведенных для этого местах, соблюдая правила пожарной безопасности и инструкцию по применению.
8. Играя в снежки, не метить в лицо и в голову.
9. Не ходить вдоль зданий – возможно падение снега и сосулек.

Ознакомила всех детей:

Правила поведения на весенних каникулах:


1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции. 2. Не ходить вдоль зданий – возможно падение снега и сосулек. 3. Не подходить к водоёмам с тающим льдом. Не кататься на льдинах. 4. При использовании скутеров, велосипедов соблюдать правила дорожного движения. 5. При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов, помнить, что проезжая часть не предназначена для их использования, кататься по тротуару. 6.Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и одежду с длинными рукавами во избежание укусов клещей и других насекомых. 7. Находясь вблизи водоёмов, не входить в воду, не ходить по краю обрыва. 8. При походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.

Ознакомила всех детей:


Правила поведения на летних каникулах.


1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
2. Находясь на улице, надеть головной убор во избежание солнечного удара. При повышенном температурном режиме стараться находиться в помещении или в тени, чтобы не получить тепловой удар.
3. При использовании скутеров, велосипедов соблюдай правила дорожного движения.
4. При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов, помни, что проезжая часть не предназначена для их использования, ты должен кататься по тротуару.
5. Находясь вблизи водоёмов, соблюдать правила поведения на воде. Не купаться в местах с неизвестным дном.
Входить в воду только с разрешения родителей и во время купания не стоять без движений. Не прыгать в воду головой вниз при недостаточной глубине воды, при необследованном дне водоема и при нахождении вблизи других пловцов. Не оставаться при нырянии долго под водой.
Не купаться более 30 мин., если же вода холодная, то не более 5-6 мин.
Не заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна (буйки), не купаться при большой волне, не подплывать близко к моторным лодкам, пароходам, баржам и пр. плавательным средствам.
Почувствовав озноб, быстро выйти из воды и растереться сухим полотенцем. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.
6. Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и одежду с длинными рукавами во избежание укусов клещей и других насекомых.
7. Во время похода в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под н оги.

Ознакомила всех детей:

Техника безопасности на занятиях по спортивным и подвижным играм


1. Общие требования безопасности


1.1. К занятиям по спортивным и подвижным играм допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при столкновениях, нарушении правил проведения игры, при падениях на мокром, скользком полу или площадке.
1.4. Занятия по спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
1.5. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм должна быть медаптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Руководитель занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. О каждом несчастном случае с обучающимся руководитель занятий обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.
1.8. В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий


2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования.
2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
2.4. Провести разминку, тщательно проветрить спортивный зал.

3. Требования безопасности во время занятий


3.1. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) руководителя занятий.
3.2. Строго выполнять правила проведения подвижной игры.
3.3. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
3.4. При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя занятий.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях


4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
4.2. При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.3. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании занятий


5.1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала.
5.2. Тщательно проветрить спортивный зал.
5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

Ознакомила всех детей:

Правила техники безопасности

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с клеем

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Ознакомила всех детей:

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ.

    Храните иголки и булавки в игольнице.

    Не берите иголки и булавки в рот.

    Не пользуйтесь при работе ржавыми иглами и булавками.

    Во время работы не вкалывайте иголки и булавки в одежду.

    Не перекусывайте нитку зубами - можно испортить эмаль и поранить губы.

    До и после работы проверь количество игл.

    Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется.

    Сломанную иглу надо завернуть в плотную бумагу и выбросить.


ОХРАНА ТРУДА. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.

    Свет должен падать слева или спереди.

    Нельзя опираться грудью на стол.

    Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.

    Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.

    В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

Ознакомила всех детей:

Занятия на уроках труда для девочек не менее травмоопасны, чем для мальчиков. Швейные машинки, утюги, острые ножницы и иглы – при неправильном обращении могут служить источником повышенной опасности. Именно поэтому в кабинете труда школьникам необходимо полностью придерживаться техники безопасности, а учителю следить за её неукоснительным исполнением.

Обеспечивается преподавателем и каждым из учащихся, задействованным в процессе обучения. Инструктаж по технике безопасности направлен на снижение риска получения ушибов, ожогов, порезов, поражения электрическим током, а также на снижение опасности возникновения пожара. Помещение, а также всё учебное оборудование должно соответствовать установленным нормативам.

Общие положения по правилам безопасности на уроке труда

  • К уроку допускаются только школьники, одетые в специальную рабочую форму;
  • Нельзя приступать к выполнению задания без ознакомления с техникой безопасности и разрешения учителя;
  • Нельзя пользоваться инструментами и оборудованием не по назначению, а также поврежденными предметами;
  • Задания надо выполнять внимательно и аккуратно, чтобы не нанести вред себе и окружающим;
  • Рабочее место надо содержать в чистоте, предметы хранить в соответствии с техникой безопасности;
  • При получении травмы немедленно прекратить выполнения учебного задания и сообщить об этом учителю;
  • По окончанию урока труда необходимо убрать рабочее место, сложить инструменты на места и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкция по безопасности на уроке труда, работа с тканью

Ознакомление школьников с техникой безопасности является необходимым условием допуска к урокам труда. Также ученики должны пройти медицинский осмотр и иметь соответствующее разрешение по работе с предметами, представляющими собой повышенную опасность.

Техника безопасности на уроке труда при работе с ручным инструментом

  • Перед началом работы школьникам надо одеть спецодежду, а длинные волосы заправить под колпак или косынку;
  • Ножницы, иголки и шило необходимо хранить в специально предназначенных для этого местах и доставать только для использования по прямому назначению;
  • Перед работой необходимо проверить отсутствие ржавых иголок и булавок. Запрещается использовать их для выполнения заданий, так как они плохо прокалывают ткань и могут сломаться и поранить руку;
  • Использованные инструменты необходимо класть на место, нельзя оставлять открытые ножницы. Если их надо передать кому-то, то они должны при этом быть закрыты и направлены рукояткой к получателю;
  • Запрещено держать ножницы острыми частями вверх, а также использовать их при наличии ослабленного центрального крепления;
  • При использовании ножниц проденьте в кольца большой и средний палец, указательным пальцем придерживайте их с нижней стороны. Узкое лезвие должно находиться снизу, а остриё направлено от себя. Нельзя резать на ходу;
  • Шить ткань необходимо, используя наперсток;
  • Для крепления ткани надо вкалывать в неё булавки только острыми концами от себя;
  • Нельзя перекусывать нити зубами или рвать их, а также вкалывать свободные булавки в одежду или любые непредназначенные для этого предметы, необходимо использовать специальные подушечки;
  • При работе со спицами надо их держать не ближе чем 35 сантиметров от глаз. Нельзя использовать гнутые и ржавые спицы;
  • Сломанные иглы и булавки необходимо сдать учителю труда.

Правила безопасности на уроке труда при работе со швейной машинкой

  • Перед началом работы на уроке труда надо одеть спецодежду, длинные волосы заправить под колпак или косынку, а манжеты рукавов застегнуть;
  • Необходимо убедиться в работоспособности швейной машинки, отсутствии видимых повреждений и наличии неповрежденного заземления. Проверить прочность креплений иглы и лапки, а также присутствие диэлектрического коврика под ногами;
  • Перед выполнением шитья надо убрать с платформы швейной машины все посторонние предметы;
  • Перед стачиванием изделия убедитесь, что в нем не осталось иголок или булавок;
  • При шитье не наклоняйтесь близко над швейной машинкой, следите за правильной осанкой, не держите пальцы в опасной близости от рабочей иглы. Плотные места прошивайте с использованием пониженных оборотов;
  • По окончанию выполнения задания отключите швейную машинку от источника электропитания.

При работе со швейной машиной оснащенной ручным приводом из инструкции по технике безопасности извлекаются пункты касающиеся электропитания оборудования.

Инструкция по соблюдению правил безопасности на уроке труда при работе с электроутюгом

  • Перед началом работы на уроке труда надо одеть специальную одежду с нарукавниками, длинные волосы заправить под колпак или косынку;
  • Убедится в исправности шнура и вилки, наличии заземления и диэлектрического коврика под ногами, а также термостойкой подставки под утюгом.
  • Перед началом работы, если это предусмотрено в классе, надо включить вытяжную вентиляцию;
  • Надо касаться электрического шнура, переключателя и вился только сухими руками;
  • Необходимо правильно выбирать на утюге термический режим глажения;
  • Не оставлять горячий утюг без присмотра и следить чтобы его подошва не касалась проводов и посторонних предметов;
  • При глажке стоять ногами на диэлектрическом коврике. Не касаться рукой горячих поверхностей утюга и не смачивать обильно проглаживаемую ткань водой;
  • В конце выполнения задания на уроке труда надо отключить утюг от электропитания и установить его на термостойкую подставку.

Каждый ученик обязан соблюдать правила по технике безопасности на уроке труда во избежание травм и пожара. Преподаватель должен следить за соблюдением техники безопасности на уроке труда и оперативно устранять возможные риски.

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для швеи-мотористки при работе на швейной машине с электроприводом.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе на швейной машине с электроприводом допускаются лица старше 18 лет, специально обученные данной профессии, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, аттестованные на I группу по электробезопасности, обученные безопасным приемам труда, прошедшие стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Не реже 1 раза в полгода швея-мотористка проходит повторный инструктаж по охране труда, не реже 1 раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медицинский осмотр – в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 302н.
1.3. Швейная машина должна подключаться посредством гибкого провода, имеющего штепсельную вилку и розетку с заземляющим контактом; должна быть снабжена устройством, предохраняющими пальцы от прокола иглой и откидным кожухом, ограждающим вращающиеся части.
1.4. Швейная машина должна иметь надёжное крепление объёмных частей, быть безопасной в работе и не иметь доступные для случайного прикосновения токоведущие части.
1.5. Корпус электродвигателя швейной машины должен быть заземлен.
1.6. Рабочее место должно быть оснащено винтовым стулом с поясничной опорой и регулируемым по высоте.
1.7. Для амортизации сотрясений во время работы головки швейных машин должны быть установлены на эластичные прокладки, прикрепленные к настольным доскам машины.
1.8. Швея-мотористка должна быть обеспечена специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
1.9. Во время работы на швею-мотористку возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— подвижные части производственного оборудования, игла;
— повышенная яркость света;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— отсутствие или недостаток естественного света;
— повышенный уровень шума на рабочем месте;
— повышенное содержание пыли в воздухе.
1.10. Швея-мотористка обязана немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
1.11. Швея-мотористка обязана:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии;
— во время работы быть внимательной, не отвлекаться и не отвлекать других;
— не пользоваться защитными средствами, не прошедшими установленных испытаний, а также такими, срок испытания которых истек;
— обо всех неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента докладывать непосредственному руководителю.
1.12. Швея-мотористка должна выполнять работу, которая поручена руководителем, при условии, что безопасные способы ее выполнения ей известны.
1.13. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед приемом пищи необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.14. Требования настоящей инструкции являются обязательными для швеи-мотористки. За невыполнение этих требований швея-мотористка несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть и застегнуть (завязать на завязки) рабочую одежду. Одежда не должна стеснять движений во время работы. Волосы убрать под головной убор. В карманах не должно быть острых предметов.
2.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место. Убрать предметы, которые не имеют отношения к выполняемой работе.
2.3. Проверить достаточность освещения рабочего места.
2.4. Убедиться в наличии и исправности необходимых для выполнения порученной работы ограждающих и предохраняющих устройств, приспособлений и инструментов, разместить их в удобном и безопасном для использования порядке.
2.5. Проверить исправность швейной машины на холостом ходу, в первую очередь проверить действие фрикциона (тормоза). Машина должна немедленно останавливаться при снятии ноги с педали.
2.6. Убедиться в правильной установке иглы.
2.7. Произвести уборку машины, обтереть её от пыли и масла.
2.8. В случае обнаружения опасных ситуаций и невозможности их устранения немедленно поставить в известность непосредственного руководителя.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Поддерживать на рабочем месте чистоту и порядок.
3.2. Во избежание несчастных случаев запускать машину плавным нажатием педали.
3.3. Следить за тем, чтобы детали кроя и инструмент не соприкасались с маховиком машины. Случайно попавшие в приводной механизм нитки и детали изделий выбирать только при выключенном электродвигателе.
3.4. Прокладывая строчку, деталь изделия держать двумя руками. Прижимную лапку поднимать с помощью подъёмника или педали.
3.5. Прижимную лапку к шьющему механизму подводить только во время остановки машины.
3.6. Следить, чтобы вентиляционные щели на кожухе двигателя не засорялись нитками или остатками материала. Очищать щели от воз¬можных остатков материалов пылеочистительной кисточкой и только в режиме отключения машины от электросети.
3.7. Машину необходимо отключать, в случае:
— обнаружения неисправностей;
— перерыва в работе или ухода с рабочего места;
— смены иглы и прижимной лапки;
— обрыва нити и заправки верхней и нижней нитей;
— чистки, смазки и регулировки машины;
— выполнения любых ремонтных работ.
3.8. Отработанные швейные иглы складывать в специальную тару.
3.9. Не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношение к данной работе.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения неисправностей в электрической швейной машине или в электропроводке немедленно прекратить работу, отключить машину от электросети и доложить о ситуации непосредственному руководителю.
4.2. При возникновении пожара немедленно прекратить работу, сообщить в пожарную часть по телефону 101, отключить электропитание, сообщить непосредственному руководителю и приступить к ликвидации очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.3. При несчастном случае освободить пострадавшего от травмирующего фактора, оказать ему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103, известить о происшествии руководство и по возможности сохранить обстановку, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.
4.4. Оказание первой помощи:
— при поражении электрическим током обесточить пострадавшего (не забывая о собственной безопасности);
— при отсутствии пульса на сонной артерии нанести удар кулаком по грудине и приступить к реанимации;
— при коме повернуть пострадавшего на живот;
— при электрических ожогах и ранах наложить повязки;
— при переломах костей конечностей наложить шины;
— при ожогах не следует стаскивать с обожженного места одежду и удалять прилипшее к ране белье, при ожоге глаз электрической дугой необходимо делать холодные примочки раствором борной кислоты;
— при отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и непрямой (наружный) массаж сердца, обратив внимание на зрачки; расширенные зрачки указывают на резкое ухудшение кровообращения мозга, при таком состоянии оживление начинать немедленно;
— вызвать скорую помощь по телефону 103.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Остановить (отключить от электросети) швейную машину.
5.2. Вычистить и смазать маслом механизмы швейной машины.
5.3. Привести в порядок рабочее место. Очистить стол и пол у машины от отходов, убрать готовую продукцию и неиспользованные ма¬териалы.
5.4. Убрать инструменты и приспособления в специально отведённое место.
5.5. Снять и убрать спецодежду, привести себя в порядок.
5.6. Вымыть лицо и руки с мылом.
5.7. Обо всех нарушениях, обнаруженных во время работы, а также о принятых мерах известить своего непосредственного руководителя.
5.8. Отключить освещение и закрыть помещение.