Порядок обучения контрактников в гражданских образовательных учреждениях — Российская газета. Получение первого высшего образования военнослужащим по контракту,отслужившим более трёх лет Обучение военнослужащих по контракту в гражданских вузах

Всем привет. Мне часто пишут военнослужащие по контракту, причем однотипные вопросы, касающиеся поступления в военные училища. И наиболее животрепещущие темы естественно:

Возраст поступления, будущее денежное довольствие, можно ли вообще не учиться в военном училище, но получить лейтенантские погоны и какие нужно собирать документы.

Про поступление в училище из армии .

На все эти вопросы попытаюсь дать ответ.

Причем далеко за ними ходить не нужно. Всю эту информацию, так или иначе, можно найти всего лишь в двух законах, на которые я неоднократно ссылался. Но кто их читает? Я и сам читал, когда припирало, зато каждый раз узнавал много нового. Не поленюсь я написать их названия и сегодня:

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (действующая редакция от 22.12.2014) — далее первый;
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» от 27.05.1998 N 76-ФЗ(действующая редакция от 24.11.2014) — далее второй .

А теперь по-порядку.

Возраст поступления

Возраст для поступления в военные учебные заведения в явной и не очень форме указан в статье 35 первого закона. И вот что дословно там пишут:

В военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования имеют право поступать:

  • граждане, не проходившие военную службу, — в возрасте от 16 до 22 лет;

  • граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — до достижения ими возраста 24 лет;

  • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, — в порядке, определяемом министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

И все понятно и не совсем. Первых два абзаца ясны как день и сомнений не вызывают. А вот что там определил Министр обороны я не знаю где даже искать. Но проведя наблюдения у примерно 10 ведущих военных вузов (не филиалов) везде предельным возрастом поступления контрактников является 25 лет на год поступления. В некоторых с оговоркой до 1 августа года поступления. И тут нужно смотреть индивидуально каждому.

Дополнение от 28.06.15:

В соответствии со ст.45 Приложения к Приказу Министра обороны от 7.04.2015 г. №185 «…военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), поступающих в вузы на обучение по программам с полной военно-специальной подготовкой, - до достижения ими возраста 27 лет» и ст.46 «…по программам со средней военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане, имеющие среднее общее образование, до достижения ими возраста 30 лет.»

Денежное довольствие

Согласен, тема животрепещущая. Солдаты срочники однозначно выигрывают в деньгах. А что контрактники?

Та же самая 35 статья того же закона №1 гласит:

Граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

А дальше включаем голову и вспоминаем, что каждой должности соответствует свой оклад по этой самой должности. А зарплата состоит из оклада по званию, должности и надбавок. Отсюда однозначный ответ: контрактники теряют в деньгах при обучении.

А как вы хотели? Зато обеспечиваются жильем, всеми видами у довольствий и надеждой на светлое будущее.

Можно ли получить погоны лейтенанта имея высшее образование

Приходя на военную службу и подписывая контракт вы соглашаетесь на замещение собой каких-то вакантных должностей части. Им соответствует некоторая военно-учетная специальность (ВУС). Если ваше образование далеко от профиля вашей специальности вы можете всю жизнь быть рядовым на этой должности имея хоть три образования.

Но если вы имеете «родственное» высшее образование вакантной должности, на которую назначается офицер: добро пожаловать.

Основания: пункт 2 статьи 20 «Положения о порядке прохождения военной службы», утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237

Но не все ж так просто. И решающее слово за командиром части и строевой. Потому что решать родственность вашего образования и вакантной ВУС будут они опираясь на какие-нибудь древние советские документы, где в принципе отсутствует половина ныне присваиваемых специализаций. А без перегибов на местах куда?

Основания для обучения

Ну и собственно с какой радости вас должны куда-то отпускать. Моя любимая статья 19 второго в списке закона гласит:

  1. Военнослужащие-граждане имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения, а также на подготовку и защиту в установленном законодательством Российской Федерации порядке диссертаций на соискание ученой степени.

Шах и мат командирам, которые скажут, что вы собрались в непрофильный вуз, нет разнарядки, не в этой жизни, да не охренел ли ты и прочие мудрые слова. А в армии таких слов ой как много. Только вот если дело не доходит до просьбы ответить так письменно. Или отдать какой-то сомнительный приказ письменно. Особенно если дело касается сбора средств на… мебель в гарнизонном клубе офицеров (подставьте свое).

Получится у вас или нет вопрос другой, но не дать вам шанс попытаться поступить никто не имеет права. От так-то.

Я не юрист, любая информация в этой статье не может быть рассмотрена как истина в последней инстанции.

Я только провожу информирование, которое к стати по бумагам проводится в части еженедельно, а за доведение в том числе и этих двух законов и статей вы скорее всего расписывались. Формально. Но я не выдумал ни один из этих законов, а все время моей службы научило читать их правильно.

#право #военноеправо #прававоеннослужащих #образование #Россия

(комментарий к постановлениям Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года N 1155 и 1156)

В.М. Корякин,
доктор юридических наук

Право на получение образования относится к числу основополагающих прав граждан России (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Особенности реализации данного конституционного права такой специфической категорией граждан, как военнослужащие, определены в ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, где предусмотрены следующие способы получения ими образования:
а) обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) подготовка и защита в установленном порядке диссертаций на соискание ученой степени (данное право имеют только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
в) обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (данное право имеют только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

г) прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение (данное право имеют военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Как следует из содержания п. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", по содержанию и объему прав в области получения образования в гражданских образовательных организациях военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, разделены на две большие группы: 1) офицеры; 2) все остальные военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы).
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" законодатель делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных организациях. В целях реализации данных полномочий Правительством Российской Федерации изданы два важных нормативных правовых акта, вступивших в силу с 15 ноября 2014 г.:
- Правила реализации права , проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156;
- Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением ), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1155.
Рассмотрению указанных актов Правительства Российской Федерации посвящена настоящая публикация.

Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156, документом, подтверждающим право на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение и в период обучения в образовательных организациях, является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования. Форма такой справки утверждена приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1368.
Наиболее значимым видом гарантий реализации военнослужащими права на получение образования в гражданских образовательных организациях являются учебные отпуска, продолжительность которых дифференцирована в зависимости от вида образовательной организации и курса, на котором обучается военнослужащий (см. приложение к настоящей статье).
Кроме отпусков, военнослужащим, совмещающим прохождение военной службы с обучением в гражданских образовательных организациях, предоставляются следующие гарантии:
а) по денежному довольствию*(1):
- при нахождении в учебном отпуске, предоставленном для сдачи вступительных испытаний или для прохождения итоговой аттестации по окончании подготовительных отделений образовательных организаций, денежное довольствие военнослужащему не выплачивается;
- при нахождении в учебном отпуске, предоставленном в период обучения в гражданской образовательной организации для прохождения промежуточной и итоговой аттестации, военнослужащему выплачивается среднемесячное денежное довольствие;
б) по сохранению права на обучение в случае невозможности прибытия в образовательную организацию в связи с занятостью по службе:
- при невозможности своевременного прибытия военнослужащего для прохождения промежуточной или итоговой аттестации в связи с его участием в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, образовательная организация обязана предоставить данному военнослужащему возможность прохождения аттестации в другое время;
- в случае направления военнослужащего, обучающегося в образовательной организации, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, ему в установленном порядке предоставляется академический отпуск на основании личного заявления и справки, выдаваемой командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.
Очень важная норма содержится в п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156: учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях правильного применения рассматриваемого акта Правительства Российской Федерации следует уяснить, что представляет собой понятие "уровень образования", а также каким образом можно определить уровень образования, имеющегося у офицера, желающего получить в гражданской образовательной организации еще одно образование.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В соответствии с п. 5 ст. 10 указанного законодательного акта в Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и адъюнктуре.
В связи с тем что подавляющее большинство , проходящих в настоящее время военную службу, уже имеют высшее образование, полученное в большинстве случаев в военных образовательных организациях до установления ныне действующей структуры профессионального образования*(2), при реализации их права на получение образования в гражданских образовательных организациях на практике могут возникнуть серьезные проблемы. Нередкими являются ситуации, когда командиры (начальники) отказывают подчиненным им офицерам в предоставлении гарантий (в частности, учебных отпусков), связанных с обучением в гражданских образовательных организациях, ссылаясь на то, что они получают высшее образование не впервые.
В целях предупреждения таких конфликтных ситуаций следует руководствоваться положениями ст. 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", где определено, каким образом образовательные уровни (образовательные цензы), действовавшие в Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, действующим в настоящее время (см. таблицу 1).

Таблица 1

Таблица соответствия образовательных уровней (образовательных цензов), действовавших до 1 сентября 2013 г., уровням образования, действующим с 1 сентября 2013 г.

Среднее (полное) общее образование

Среднее общее образование

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

Высшее профессиональное образование - бакалавриат

Высшее образование - бакалавриат

Высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура

Высшее образование - специалитет или магистратура

Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре)

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

Послевузовское профессиональное образование в ординатуре

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры

Послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Следует также иметь в виду, что изложенные выше правила реализации права на обучение в гражданских образовательных организациях должны применяться в системном единстве с нормой, предусмотренной абз. 5 п. 5 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая сформулирована следующим образом: "Обучение граждан, окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования и не имеющих гражданского среднего профессионального образования или высшего образования, в гражданских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования не рассматривается как получение ими второго или последующего среднего профессионального образования или высшего образования".
Исходя из изложенного, право на обучение в гражданских образовательных организациях и на получение соответствующих гарантий, связанных с таким обучением, в целях наглядности можно представить в следующем виде (см. таблицу 2):

Продолжительность учебных отпусков, предоставляемых военнослужащим, обучающимся в гражданских образовательных организациях*

Цель предоставления учебного отпуска

Вид образовательной организации, в которую поступает или в которой обучается военнослужащий

образовательные организации среднего образования

образовательные организации высшего образования

Прохождение вступительных испытаний

10 календарных дней

15 календарных дней

Прохождение итоговой аттестации на подготовительных отделениях

15 календарных дней

Прохождение промежуточной аттестации:
- на первом и втором курсах;
- на каждом последующем курсе

по 30 календарных дней по 40 календарных дней

по 40 календарных дней*(3) по 50 календарных дней

Прохождение государственной итоговой аттестации

до 2 месяцев

до 4 месяцев

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Согласно п. 157 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, при предоставлении военнослужащим учебных отпусков денежное довольствие за периоды этих отпусков установленной продолжительности, увеличенные на время проезда к месту нахождения указанной организации и обратно, выплачивается в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для работников, совмещающих работу с обучением (данный порядок установлен ст.ст. 173 , 174 ТК РФ).

Актуальность настоящей работы обусловлена особым правовым статусом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - военнослужащие), который предоставляет военнослужащим не только особые права и гарантии (льготы) на обучение и предоставление учебных отпусков, но и налагает в связи с этим определенные ограничения, касающиеся возможности реализации военнослужащими права на обучение и предоставление учебных отпусков.
В настоящей статье мы рассмотрим возникающие на практике вопросы реализации военнослужащими права на обучение и предоставление в связи с этим учебных отпусков.
Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 26 закрепляет одно из основополагающих прав человека и гражданина - право на обучение.
Развивая указанные положения Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в ст. 3 закрепляет, что основными принципами государственной политики в сфере образования являются: признание приоритетности образования (п. 1), обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2), свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7), обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (п. 8).
Следуя указанным принципам, ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Пункт 2 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) также закрепляет, что государство гарантирует военнослужащим получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.
Право на образование для военнослужащих и условия его реализации закреплены в п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ и зависят от того, имеют или не имеют военнослужащие воинское звание офицера, а также от непрерывной продолжительности военной службы.
Так, в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащие, имеющие воинское звание офицера, могут реализовать свое право на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной (коммерческой) основе, независимо от каких-либо условий (непрерывность военной службы, срок военной службы и др.), руководствуясь лишь личными потребностями и интересами.
Порядок реализации офицерами права на обучение и предоставление учебных отпусков закреплен в Правилах реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156 (далее - Правила N 1156).
Учебные отпуска, согласно п. 3 Правил N 1156, предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также при направлении их на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Возможность реализации военнослужащими, имеющими воинское звание офицера, права на обучение и предоставление в связи с этим учебных отпусков на практике вопросов, как правило, не вызывает.
В свою очередь, для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера, реализация права на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (далее - образовательные программы) в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76 поставлена в зависимость от непрерывной продолжительности военной службы по контракту (не менее трех лет).
Порядок реализации военнослужащими, не имеющими воинского звания офицера, права на обучение за счет средств федерального бюджета по образовательным программам и предоставление учебных отпусков закреплен в Правилах реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1155 (далее - Правила N 1155, Постановление N 1155 соответственно).
Учебные отпуска согласно п. 6 Правил N 1155 предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В связи с изданием Постановления N 1155 было признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78 "О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования" (далее - Постановление N 78), ранее закреплявшее порядок реализации военнослужащими, не имеющими воинского звания офицера, права на обучение, а также продолжительность учебных отпусков.
В целом Федеральный закон N 76-ФЗ, Правила N 1155 достаточно четко устанавливают порядок реализации военнослужащими, не имеющими воинского звания офицера, непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, права на обучение и предоставление учебных отпусков во время прохождения военной службы.
Вместе с тем на практике все чаще встречаются случаи поступления на военную службу граждан Российской Федерации, не имеющих воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, которые на момент поступления на военную службу по контракту уже обучаются по образовательным программам за счет средств федерального бюджета или на договорной (коммерческой) основе, либо случаи, когда военнослужащие, не имеющие воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, начинают обучение по образовательным программам не за счет средств федерального бюджета, а на договорной (коммерческой) основе.
Федеральный закон N 273-ФЗ и Федеральный закон N 76-ФЗ не запрещают указанным гражданам Российской Федерации поступать на военную службу по контракту, а указанным военнослужащим - на обучение на договорной (коммерческой) основе, однако порядок предоставления учебных отпусков таким гражданам Российской Федерации также не закрепляют.
Таким образом, перед командиром воинской части, в которой указанные военнослужащие проходят военную службу, встает вопрос, могут ли таким военнослужащим предоставляться учебные отпуска и если да, то в каком порядке и на основании каких законодательных и (или) подзаконных актов Российской Федерации, а также какой продолжительности учебные отпуска должны быть предоставлены.
Предоставлять гражданам Российской Федерации, не имеющим воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, которые на момент поступления на военную службу по контракту уже обучаются по образовательным программам за счет средств федерального бюджета или на договорной (коммерческой) основе, учебные отпуска, например, в соответствии со ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) граждане Российской Федерации вправе поступить на военную службу при условии их соответствия предъявляемым требованиям.
Гражданин Российской Федерации согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона N 53-ФЗ и п. 8 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, считается поступившим на военную службу по контракту и соответственно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, со дня вступления в силу контракта.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Таким образом, на граждан Российской Федерации, заключивших контракт о прохождении военной службы, действие ст. 173 Трудового кодекса не распространяется.
По указанной причине ст. 173 Трудового кодекса не может применяться и к военнослужащим, не имеющим воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, обучающимся по образовательным программам на договорной (коммерческой) основе либо за счет средств федерального бюджета.
Предоставлять вышеназванным военнослужащим учебные отпуска в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ и изданными в рамках реализации его положений Правилами N 1155, по нашему мнению, также невозможно, так как абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ такого права не закрепляет, а значит, и указанные подзаконные акты такого права закреплять (предоставлять) не могут.
Вместе с тем, поскольку военнослужащие одной категории должны иметь одинаковый уровень прав и социальных гарантий, то право на предоставление учебных отпусков рассматриваемой нами категории военнослужащих, а также порядок реализации этого права, по мнению автора, должны быть закреплены в п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ. Пока соответствующие изменения не будут внесены в п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ, военнослужащие, которые начали обучение по образовательным программам (за счет средств федерального бюджета или на договорной (коммерческой) основе) до поступления на военную службу по контракту, независимо от того, получают ли они образование соответствующего уровня впервые или нет, вправе реализовывать свое право на образование только во время предоставляемых им основных и дополнительных отпусков.
Следующий вопрос, который возникает на практике у командира воинской части: должен ли военнослужащий уведомлять командира о своем поступлении в образовательную организацию на обучение по образовательным программам и, если указанный военнослужащий не уведомил командира о поступлении на военную службу, вправе ли командир отказать военнослужащему в предоставлении учебных отпусков?
В соответствии со ст. 26 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащий обязан быть дисциплинированным и строго соблюдать требования общевоинских уставов.
Согласно п. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее - Устав), военнослужащий обязан докладывать своему непосредственному начальнику обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей.
Поступление военнослужащего в образовательную организацию на обучение по образовательным программам непосредственно влияет на исполнение военнослужащим своих должностных обязанностей, дает ему право на освобождение от их исполнения на длительный период, что, в свою очередь, может повлечь снижение боеготовности воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу по контракту, а значит требует от командира воинской части принятия соответствующих и, главное, своевременных мер по недопущению снижения боеготовности воинской части.
Таким образом, несообщение военнослужащим о поступлении в образовательную организацию на обучение по образовательным программам, независимо от причин такого несообщения, является нарушением военнослужащим требований ст. 26 Федерального закона N 76-ФЗ и Устава и образует дисциплинарный проступок, за который военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
В то же время несообщение военнослужащим о поступлении на обучение в образовательную организацию по образовательным программам не является основанием для отказа в предоставлении ему учебных отпусков (при условии, что образование соответствующего уровня военнослужащим получается впервые), поскольку в их предоставлении согласно п. 10 Правил N 1155 может быть отказано только в связи с участием военнослужащего в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, а также в случае направления военнослужащего, обучающегося в образовательной организации, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях (п. 11 Правил N 1155). При этом военнослужащему, участвующему в указанных мероприятиях, командиром воинской части выдается справка, которая вместе с личным заявлением является основанием для переноса времени прохождения промежуточной (итоговой) аттестации либо предоставления в установленном порядке академического отпуска.

Алексей Владимирович (27.11.2016 в 02:17:41)

Здравствуйте,

В соответствии с действующим законодательством Вы обладаете полным правом на получение высшего образования. Указанное право предусмотрено в частности в ст. 19 ФЗ "О статусе военнослужащих":

1. Военнослужащие-граждане имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения, а также на подготовку и защиту в установленном законодательством Российской Федерации порядке диссертаций на соискание ученой степени.

Порядок приема военнослужащих в указанные организации и порядок обучения в них, порядок подготовки военнослужащими диссертаций на соискание ученой степени определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Абзац утратил силу.

Военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, привлекаются к выполнению задач, не связанных с реализацией профессиональных образовательных программ, только по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации.

Абзац утратил силу.

Перечень военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования утверждается Правительством Российской Федерации.

Тем самым, если Вы четко решили подавать документы для обучения, то имеете полное на это право. Главное успешно пройти вступительные испытания. После этого Ваша учеба будет зависеть только от Вас.

Более того, для сдачи вступительных экзаменов Вы имеете право на . Для реализации этого права необходимо подавать соответствующий рапорт на имя командования с приложением справки-вызова из военнного ВУЗа.

6. Учебные отпуска и другие социальные гарантии, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 31 Положения "О порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года также устанавливается следующие льготы:

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов):

а) в военно-учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру и в период обучения в них;

б) в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них.

В соответствии п. б ч. 1 ст. 31 Положения "О порядке прохождения военной службы", утвержденного указом Президента РФ 1999 г. № 1237, учебный отпуск предоставляется военнослужащим без каких-либо ограничений.

Отказы либо препятствия со стороны командования в прохождении Вашего обучения не допустимы и должны быть обжалованы в военную прокуратуру.

Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 78 "О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 78
"О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования"

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определить:

порядок выдачи и учета направлений на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет;

порядок предоставления военнослужащим, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, дополнительных отпусков и других социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Расходы, связанные с реализацией настоящего постановления, производить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Правила
обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 78)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила регулируют в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет в календарном исчислении (далее - военнослужащие), на внеконкурсное поступление (при условии успешного прохождения вступительных испытаний) и обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - государственные и муниципальные образовательные учреждения) с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

2. При переводе военнослужащих в установленном законодательством Российской Федерации порядке из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в продолжительность непрерывной военной службы по контракту, учитываемую при определении права военнослужащих на внеконкурсное поступление (при условии успешного прохождения вступительных испытаний) и обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, включается непрерывная продолжительность военной службы по контракту до перевода.

В случае поступления на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе и ранее проходивших военную службу по контракту, при определении их права на внеконкурсное поступление (при условии успешного прохождения вступительных испытаний) и обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях продолжительность предыдущей военной службы по контракту не учитывается.

3. Документом, подтверждающим право военнослужащего на внеконкурсное поступление (при условии успешного прохождения вступительных испытаний) и обучение в государственном и муниципальном образовательном учреждении, является направление на обучение в государственное и муниципальное образовательное учреждение, оформленное в соответствии с приложением (далее - направление на обучение), выдаваемое командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

Порядок выдачи и учета направлений на обучение определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

4. Направления на обучение выдаются военнослужащим, получающим образование соответствующего уровня впервые.

Военнослужащим в период их обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также военнослужащим, проходящим обучение в военных образовательных учреждениях, направления на обучение не выдаются.

Военнослужащим, поступившим в государственные и муниципальные образовательные учреждения по направлениям на обучение и отчисленным из них за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава государственного и муниципального образовательного учреждения и (или) правил его внутреннего распорядка, новые направления на обучение могут быть выданы не ранее чем через три года после отчисления.

5. При невозможности своевременного прибытия военнослужащего для прохождения промежуточной или итоговой аттестации в связи с его участием в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, государственное и муниципальное образовательное учреждение предоставляет такому военнослужащему возможность прохождения аттестации в другое время.

Основанием для переноса времени прохождения промежуточной или итоговой аттестации является справка , подтверждающая участие военнослужащего в указанных мероприятиях, выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

6. В случае направления военнослужащего, обучающегося в государственном и муниципальном образовательном учреждении, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, ему в установленном порядке предоставляется академический отпуск на основании личного заявления и справки, выдаваемой командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

7. Военнослужащий, обучающийся в государственном и муниципальном образовательном учреждении, переведенный к новому месту прохождения военной службы, имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, перевестись для продолжения обучения в другое государственное и муниципальное образовательное учреждение, находящееся вблизи нового места военной службы.

8. Военнослужащим при поступлении (обучении) в государственные и муниципальные образовательные учреждения дополнительно предоставляются:

а) военнослужащим, поступающим на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения:

для прохождения вступительных испытаний при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 15 календарных дней;

для прохождения вступительных испытаний при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования - 10 календарных дней;

для сдачи выпускных экзаменов на подготовительных отделениях (курсах) государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования - 15 календарных дней;

б) военнослужащим, успешно обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования:

для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 50 календарных дней;

при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней;

для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;

для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц;

в) военнослужащим, успешно обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования:

для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней;

для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца;

для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

9. Военнослужащим, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов по их желанию устанавливается специальный регламент служебного времени с сокращением продолжительности еженедельного служебного времени на 7 часов.

10. Утратил силу с 1 января 2012 г., а в отношении лиц, указанных в части 4 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - с 1 января 2013 г.

11. Порядок предоставления военнослужащим учебных отпусков и других социальных гарантий, связанных с обучением, определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят военную службу.

Приложение
к Правилам обучения военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту
(за исключением офицеров),
в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях высшего и среднего
профессионального образования
и на подготовительных отделениях (курсах)
федеральных государственных образовательных учреждений
высшего профессионального образования
(с изменениями от 3 сентября 2007 г.)

Угловой штамп войсковой части (учреждения) Направление на обучение в государственное и муниципальное образовательное учреждение высшего (среднего) профессионального образования (на подготовительном отделении (курсах)) _______________________________________________________________________________, (воинское звание, фамилия, имя, отчество) проходящий военную службу по контракту в________________________________________ _______________________________________________________________________________, (наименование федерального органа исполнительной власти либо номер войсковой части) имеющий непрерывную продолжительность военной службы по контракту не менее трех лет, направляется на обучение в ________________________________________________ ________________________________________________________________________________ (наименование государственного и муниципального образовательного учреждения) с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"______________________________________________ ________________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы) имеет право на внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Настоящее направление действительно по "__"____________________200_ г. Командир войсковой части ____________________________________________ Место (воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия) печати

Правительство РФ утвердило Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений.

Правила регулируют вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих, непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет в календарном исчислении, на внеконкурсное поступление (при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах) и обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

Правилами определен порядок исчисления срока непрерывной военной службы. Так, установлено, что при переводе из одного федерального органа, в котором предусмотрена военная служба, в другой в продолжительность срока военной службы включается период службы до перевода. В случае поступления на военную службу по контракту из запаса продолжительность предыдущей военной службы не учитывается.

Для поступления в ВУЗ и иные названные учебные заведения военнослужащим выдаются направления. Обязательным условием является получение образования соответствующего уровня впервые. Военнослужащим, поступившим в гражданские образовательные учреждения по направлениям на обучение и отчисленным из них за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава гражданского образовательного учреждения и (или) правил его внутреннего распорядка, новые направления на обучение могут быть выданы не ранее чем через три года после отчисления.

Правилами предусмотрены отсрочки для прохождения аттестации, возможность предоставления академических отпусков военнослужащим, перевода их в иные учебные заведения по обстоятельствам, связанным с прохождением военной службы. Поступающим и обучающимся военнослужащим предоставляются учебные отпуска. Порядок предоставления военнослужащим учебных отпусков и других социальных гарантий, связанных с обучением, определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят военную службу.

Расходы, связанные с реализаций порядка, установленного Правилами, производятся за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 78 "О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования"


Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1155 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г., а в отношении лиц, указанных в части 4 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 г.