Подсчет голосов на первом собрании кредиторов. Как проводится собрание кредиторов при банкротстве Собрание кредиторов должника

Собрание кредиторов при банкротстве юрлица представляет собой объединение конкурсных кредиторов, уполномоченных лиц, созданное для защиты интересов данных лиц при производстве дела о несостоятельности юрлица. О составе данного собрания, его компетенции, а также порядке созыва читайте в нашей статье.

Состав собрания кредиторов

П. 1 ст. 12 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон о несостоятельности) подразделяет участников собрания кредиторов при банкротстве юрлица на следующие категории:

  1. Голосующие участники, к которым относятся лица, чьи требования включены в реестр, а именно:
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы.
  1. Неголосующие участники, а именно уполномоченные лица:
  • от сотрудников юрлица;
  • участников юрлица;
  • собственника имущества юрлица, созданного в форме унитарного предприятия;
  • саморегулируемой организации, в которой состоит арбитражный (конкурсный) управляющий (далее — конкурсный управляющий, т. к. данный вид управляющих встречается наиболее часто);
  • контрольного органа.

Особняком стоят конкурсные кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества юрлица-банкрота. Они могут участвовать в голосовании только:

  • в ходе наблюдения;
  • в ходе финоздоровления либо внешнего управления в том случае, если в продаже объекта залога было отказано судом либо сам залогодержатель отказался от продажи;
  • по вопросам избрания либо снятия управляющего;
  • по вопросу о подаче в суд заявления о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Полномочия собрания кредиторов и кворум для его проведения

П. 2 ст. 12 закона о несостоятельности в качестве вопросов, решение по которым правомочно принимать только собрание кредиторов при банкротстве юридического лица, называет:

  • введение либо изменение периодов проведения процедур финоздоровления или внешнего управления;
  • утверждение плановых документов финоздоровления или внешнего управления;
  • выбор конкурсного управляющего или организации, из членов которой он будет выбран;
  • назначение конкурсному управляющему дополнительных выплат;
  • назначение реестродержателя;
  • заключение мирового соглашения;
  • обращение в суд с заявлением о признании юрлица несостоятельным и открытии конкурсного производства;
  • образование комитета кредиторов (далее — КК), определение его компетенции и выбор членов.

Все вышеуказанные вопросы не могут быть переданы для разрешения каким-либо другим организациям или лицам.

В соответствии с п. 4 ст. 12 закона о несостоятельности кворум для того, чтобы на заседании можно было принимать решения по указанным выше вопросам, составляет более 50% голосов от общего числа голосующих участников. Кворум для повторного заседания составляет 30% при условии, что все участники собрания были извещены надлежащим образом.

Правила созыва собрания кредиторов

В соответствии с п. 1 ст. 14 закона о несостоятельности заседание собрания кредиторов может состояться по инициативе:

  • конкурсного управляющего (о его полномочиях и статусе можно прочитать в статье «Арбитражный управляющий в деле о банкротстве»);
  • голосующих участников, чьи права требования составляют 10% и более от общего размера задолженности юрлица;
  • 1/3 голосующих участников.

В документе с инициативой о проведении заседания должны содержаться темы и вопросы, требующие обсуждения и разрешения. После получения требования у конкурсного управляющего есть 3 недели, чтобы провести мероприятие. В противном случае такое заседание имеют право организовать своими силами лица, которые требовали его проведения (п. 5 ст. 12 закона о несостоятельности).

Уведомление о дате и месте заседания должно быть направлено заинтересованным лицам:

  • почтой не позднее чем за 2 недели до его проведения;
  • курьером или другим способом, обеспечивающим получение уведомления не позднее чем за 5 рабочих дней до момента его проведения.

Кроме того, уведомление должно быть размещено в Едином реестре сведений о банкротстве не позднее чем за 2 недели до момента проведения заседания.

В том случае, если количество участников собрания превышает 500, а также при невозможности личного уведомления участника, например при отсутствии возможности выяснить его контактные данные, размещение объявления в Едином реестре считается надлежащим уведомлением (п. 2 ст. 13 закона о несостоятельности).

Правила проведения собрания кредиторов

Заседание собрания кредиторов проводится, как правило, по местонахождению несостоятельного юрлица либо его руководства. По общему правилу для принятия решения достаточно простого большинства голосующих, присутствующих на заседании. Однако в п. 2 ст. 15 закона о несостоятельности содержится перечень вопросов, по которым для принятия решения потребуется большинство голосов от общего числа голосующих участников.

К таким вопросам относятся:

  • формирование либо роспуск КК;
  • выбор конкурсного управляющего или организации, из которой он будет утвержден;
  • оформление мирового соглашения и т. д.

Решения, принятые собранием, фиксируются в протоколе, один экземпляр которого в течение 5 дней направляется в арбитражный суд. К протоколу прикладываются копии следующих документов (п. 7 ст. 12 закона о несостоятельности):

  • реестра требований, актуальных на момент проведения заседания;
  • бюллетеней, с помощью которых проводилось голосование;
  • документов, подтверждающих полномочия лиц, принимавших участие в заседании;
  • материалов, которые были представлены участникам для утверждения либо ознакомления;
  • материалов, доказывающих своевременное уведомление участников собрания о времени и месте его проведения.

Оригиналы протоколов и приложений к ним должны храниться у конкурсного управляющего до завершения производства по делу о несостоятельности юрлица.

Общие правила проведения собрания утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 56.

Формирование комитета кредиторов

Комитет кредиторов при банкротстве юрлица осуществляет полномочия, предоставленные ему собранием кредиторов, в целях защиты прав кредиторов и контроля за деятельностью конкурсного управляющего (п. 1 ст. 17 закона о несостоятельности). Данный орган может не образовываться, если количество голосующих участников составляет менее 50.

КК создается в количестве 3-11 человек. Точный состав определяется на заседании собрания кредиторов. Кандидаты в члены КК предлагаются голосующими участниками, при этом госслужащие могут быть избраны только по предложению уполномоченного органа.

Выборы членов КК производятся кумулятивным голосованием участников собрания кредиторов, имеющих право голоса. При этом размер голосов каждого определяется как произведение размера требования кредитора в рублях на количество членов формируемого КК (п. 2 ст. 18 закона о несостоятельности). Свои голоса голосующий участник может отдать за одного претендента или распределить их между несколькими.

Избранными считаются претенденты, которые набрали большее число голосов.

Права КК

Права КК закреплены в п. 3 ст. 17 закона о несостоятельности. Итак, КК может:

  • затребовать от конкурсного управляющего либо директора юрлица-банкрота сведения о финансовом состоянии юрлица в ходе применяемых процедур в деле о несостоятельности;
  • обжаловать действия конкурсного управляющего в судебном порядке;
  • принять решение о созыве собрания кредиторов;
  • принять решение об обращении к собранию кредиторов с предложением об отстранении конкурсного управляющего;
  • осуществлять другие полномочия, переданные ему собранием кредиторов.

Для осуществления своих полномочий КК может выбрать своего представителя, закрепив такое решение в протоколе заседания. О правилах ведения протокола читайте в следующем разделе статьи.

Правила работы КК

После образования КК его участники выбирают из своего состава председателя (п. 3 ст. 18 закона о несостоятельности), а также определяют регламент работы. Примером может служить типовой регламент работы комитета ликвидируемого банка (приложение 1 к Порядку организации и проведения заседаний комитетов кредиторов ликвидируемых финансовых организаций, утв. решением правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 21.12.2015, протокол № 192).

При принятии решений каждый член КК имеет 1 голос, который он не может передать кому-либо другому (п. 5 ст. 17 закона о несостоятельности). Решения по вопросам, включенным в повестку заседания, принимаются большинством голосов. В ходе заседания ведется протокол, который, если в регламенте работы не указано другое правило, подписывается председателем КК. Документ составляется в 2 экземплярах, один из которых в течение 5 дней с момента проведения заседания передается в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности.

К протоколу в обязательном порядке прикладываются документы (копии), идентичные тем, что прикладываются к протоколу собрания кредиторов:

  • бюллетени;
  • материалы для утверждения;
  • доказательства своевременного уведомления членов о проведении заседания и т. д.

Информация о решениях, принятых на заседаниях комитета, в течение 3 рабочих дней с момента получения протокола должна быть размещена конкурсным управляющим в Едином реестре.

Таким образом, собрание и КК являются органами, защищающими права и законные интересы кредиторов юрлица-банкрота. Общее собрание формирует КК, выбирает арбитражного управляющего, устанавливает для него дополнительные выплаты. КК осуществляет контроль за деятельностью управляющего. Данный орган может не формироваться, если число кредиторов менее 50.

г) составляет повестку дня собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания кредиторов по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;

д) заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.

4. При организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:

б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы;

в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.

5. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов;

г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.

7. При проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) открывает собрание кредиторов и объявляет:

об основаниях созыва собрания кредиторов;

о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов;

о правомочности собрания кредиторов;

о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов;

б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня;

г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.

б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.

9. После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам.

10. Арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются:

а) полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица;

б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;

в) основания проведения собрания кредиторов;

г) дата и место проведения собрания кредиторов;

д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;

ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;

з) повестка дня собрания;

и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;

к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

11. По требованию кредитора в протокол собрания кредиторов вносится краткое содержание его выступления либо в случае представления кредитором пояснений в письменной форме или документов указывается факт представления таких пояснений и документов, которые прилагаются к протоколу собрания кредиторов.

Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание.

12. Арбитражный управляющий в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов:

а) уведомляет членов комитета кредиторов о проведении заседания;

б) ведет протокол заседания комитета кредиторов;

в) представляет по решению комитета кредиторов информацию о финансовом состоянии и ходе процедуры банкротства должника.

13. Заседание комитета кредиторов проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления либо в ином месте, определенном арбитражным управляющим по согласованию с комитетом кредиторов.

Доброго времени суток уважаемые специалисты!

Помогите пожалуйста разобраться в ситуации, если вас не затруднит, т.к. своего опыта маловато и в вопросе разбираюсь поверхностно. Итак, мы имеем следующее:

Состоялось первое собрание кредиторов, в котором приняли участие три кредитора (А, Б, В) с общей суммой требований от числа включенных в реестр 70,38% (т.е. собрание правомочно):
кредитор А - 48,48% голосов от включенных в реестр
кредитор Б - 12,64% голосов от включенных в реестра
кредитор В - 9,26% голосов от включенных в реестр

Голосование по вопросу избрания процедуры прошло единогласно - 70,38% за введение конкурсного производства. А вот голосование по вопросу избрания кандидатуры /СРО произошло с полным разделением голосов, т.е. каждый из кредиторов проголосовал за разную кандидатуру (т.е. кредитор А за кандидатуру А - 48,48%, кредитор Б за кандидатуру Б - 12,64%, кредиторв В за кандидатуру В 9,26%)
По общим правилам п. 2 ст. 15 ВУ счел решение по данному вопросу не принятым, что и отражено в соответствующем протоколе ПСК, соответственно направил таковой в суд.
Вчера состоялось судебное заседание по итогам наблюдения: конкурс ввели без вопросов, а вот относительно вопроса избрания кандидатуры суд категорично подытожил, что ВУ неправильно произведен подсчет голосов в части голосования по вопросу и решение принято, т.к. кредитор А проголосовал 48,48%, то утверждению подлежит кандидатура А. Вместе с тем судом не было к судебному заседанию запрошено соответствие кандидатуры А из СРО, ввиду чего суд назначает и.о. конкурсного текущего ВУ и откладывает судебное заседание по утверждению конкурсного на 17.11., полагая что решение принято и дело только за тем, чтобы сделать запрос в СРО.
Аналогичное толкование суда и по вопросу создания комитета кредиторов (голоса разделились тоже), суд полагает, что комитет образован, поскольку кредитор с 48,48% проголосовал "за". Необходимо отметить, что в судебном заседании присутствовал представитель контролирующего органа, который подтвердил, что логика суда по подсчету голосов ПСК в части голосования по вопросам, определенным п. 2 ст. 15 ЗоБа, правильный и для избрания кандидатуры АУ достаточно голосования кредитора с 48,48% голосов.
А теперь вопрос: Прокомментируйте пожалуйста - полагаете ли вы в данном случае решение суда верным? Если всё таки решение суда в этой части не является верным, то варианты развития событий и возможных действий?- Обжаловать решение в части, добиваться, чтобы суд обязал ВУ (теперь уже и.о. КУ) провести повторное ПСК? P.S. я юрист Должника, нам нравится текущий ВУ (и.о. КУ)
Большое спасибо всем откликнувшимся заранее

Первое собрание выбрало КУ, суд утвердил, ввел КП все как обычно, без приставки И.О.
Уже в конкурсе этот же судья признал первое собрание недействительным. Какие действия КУ и последствия? Сейчас кредитор накатал жалобу что КУ не провел ПОВТОРНОЕ первое СК в конкурсе.... А разве он имеет такие полномочия?

Да. Имеет.
Статья 127. Конкурсный управляющий
1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
1.1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае, предусмотренном настоящего Федерального закона, арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кандидатура которого представляется саморегулируемой организацией, членом которой является временный управляющий.
2. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.


Так как избрание кандидатуры конкурсного управляющего относится к исключительной компетенции первого собрания кредиторов, суд не вправе самостоятельно избрать кандидатуру из случайной СРО или случайного конкурсного управляющего, на основании ст. 73:

Статья 73. Компетенция первого собрания кредиторов
1. К компетенции первого собрания кредиторов относятся:
принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.


Более того, на основании п. 3 ст. 73, любое последующее собрание кредиторов, которое собирается после первого собрания кредиторов, в части избрания кандидатуры конкурсного управляющего, должно действовать по правилам первого собрания кредиторов:

Статья 73. Компетенция первого собрания кредиторов
3. В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные настоящей статьей к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы настоящего Федерального закона, относящиеся к первому собранию кредиторов.

Таким образом, рекомендовать кандидатуру из СРО или арбитражного управляющего может только собрание кредиторов.

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего
9. В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

Кредиторы - это лица, у которых есть права требования к должнику по денежным или иным обязательствам (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ). Для участия в первом собрании предъявить требования кредитор должен в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении в отношении должника (п. 1 ст. 71 Закона N 127-ФЗ). Это первый этап в деле о банкротстве. Требования направляются должнику, временному управляющему и в арбитражный суд. В соответствии с определением суда они будут включены в реестр требований кредиторов.

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до окончания наблюдения. Дату проведения устанавливает и он же уведомляет о ней кредиторов (п. 1 ст. 72 Закона N 127-ФЗ). По общему правилу сообщение кредитору по почте должно быть направлено не позднее чем за 14 дней до проведения собрания, либо иным способом, обеспечивающим получение сообщения, - не менее чем за 5 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона N 127-ФЗ).

Участники первого собрания кредиторов

Участники первого собрания - это конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, своевременно предъявившие свои требования, которые были внесены в реестр требований. Эти участники на первом собрании обладают правом голоса (ст. 2 , п. 2 ст. 72 Закона N 127-ФЗ).

Первое собрание кредиторов может принять решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, причем какую бы из указанных процедур кредиторы ни выбрали, они должны будут предложить конкретный срок ее проведения (п. 1,2 ст. 74 Закона N 127-ФЗ), либо решение о признании должника банкротом. После соответствующее ходатайство подается в суд.

Кроме того, первое собрание кредиторов вправе (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ):

  • сформировать комитет кредиторов, определить его состав и полномочия;
  • устанавливать дополнительные требования к кандидатурам арбитражных управляющих;
  • выбрать кандидата на место арбитражного управляющего или СРО, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • выбрать реестродержателя из числа тех, которые аккредитованы СРО;
  • выполнять иные функции.

Возможно ли провести первое собрание кредиторов в конкурсном производстве?

Представьте ситуацию. В период процедуры наблюдения первое собрание кредиторов не состоялось. Временный управляющий в связи с этим подал ходатайство о продлении процедуры и переносе рассмотрения дела о банкротстве на более поздний срок, но суд отказал, принял решение, к примеру, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Тогда фактически первое собрание кредиторов будет проведено уже в ходе процедуры конкурсного производства. Однако это будет не совсем то первое собрание.

Ведь два главных вопроса, которые решаются на первом собрании, это какую следующую процедуру банкротства надо применить к должнику, и кого выбрать на место арбитражного управляющего (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ). В рассматриваемой ситуации первый вопрос не актуален, поскольку конкурсное производство уже открыто. Что касается утверждения конкурсного управляющего, то его должно выбрать собрание кредиторов большинством голосов (п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ). Однако долгое время кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, не имели права голоса на собраниях, проводимых в ходе конкурсного производства (п. 1 ст. 12 Закона N 127-ФЗ в ред., действ. до 29.01.2015 , п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58). Данный пробел был ликвидирован только в начале 2015 года.