Глава 3. Использование шлюпок в особых случаях
3.1. Спасение человека, упавшего за борт
На случай падения человека за борт на корабле при выходе в море готовится специально выделенная шлюпка (см. раздел 6.2).
На спасательную шлюпку назначается полный состав гребцов во главе с офицером. Командир спасательной шлюпки подчиняется вахтенному офицеру. Заступая на вахту, он обязан:
– принять шлюпку, убедившись в ее исправности, укомплектованности и готовности к спуску, а при обнаружении недостатков немедленно доложить вахтенному офицеру и принять меры для их устранения;
– приказать гребцам надеть спасательные жилеты и проверить их исправность;
– назначить место, где должны находиться гребцы;
– распределить гребцов по банкам и проверить знание ими своих обязанностей (особенно при посадке в шлюпку).
В течение дневной вахты с разрешения вахтенного офицера командир спасательной шлюпки производит проверочную посадку команды в шлюпку.
Командир спасательной шлюпки отвечает:
– за нахождение команды в назначенном месте;
– за пребывание гребцов в спасательных жилетах (в течение вахты);
– за правильное крепление шлюпки;
– за правильное крепление походного конца;
– за правильное положение румпеля и шлюпочного чехла;
– за закрытие отверстия для спуска воды;
– за наличие и исправность шлюпочного имущества и вооружения;
– за правильный разнос шлюпочных талей.
Для спуска спасательной шлюпки с главного командного пункта подается команда «Человек за бортом» или «Спасательная шлюпка к спуску», по которой командир и гребцы бегом направляются к шлюпке. Первым свое место занимает командир. За командиром по обеим шлюпбалкам поднимаются гребцы средней банки, за ними по кормовой шлюпбалке – загребные, по носовой – баковые. Вместо шлюпбалок может использоваться специальная сетка (сетчатый трап). По сетке сначала поднимаются гребцы внешнего борта, затем внутреннего.
Спуск шлюпки выполняет команда матросов под руководством дежурного или главного боцмана.
Во время спуска командир шлюпки руководит действиями гребцов, проверяет крепление походного конца, положение румпеля и пробки в сливном отверстии. Гребцы очищают и вставляют уключины. Баковый и загребной внутреннего борта отдают цепные стопора шлюпочных талей, следят за талями, не давая им перекручиваться, и со спуском шлюпки выкладывают тали. Загребной внешнего борта наблюдает за спасаемым человеком и после спуска шлюпки показывает направление на него командиру шлюпки.
Как правило, спуск шлюпки выполняется на инерции переднего хода корабля. Поэтому, когда шлюпка коснется поверхности воды, матросы обтягивают походный конец. Это ослабляет натяжение талей и позволяет гребцам выложить гаки талей из рымов шлюпки.
Сначала выкладываются кормовые тали, а затем носовые. После того как тали будут выложены, шлюпка под действием руля на походном конце отойдет от борта.
Командир шлюпки подает команды «Отдать конец», «Весла разобрать» и т. д. Гребцы разбирают весла и начинают грести. Румпель отвязывается. Командир шлюпки, руководствуясь докладом загребного, целеуказаниями сигнальщика корабля и собственными наблюдениями, кратчайшим путем и максимально возможным ходом ведет шлюпку к спасаемому.
Для указания направления движения шлюпки сигнальщик с корабля дает семафорными флажками (ночью – светосигнальным фонарем направленного действия) следующие сигналы:
– обе руки с флажками вытянуты вверх (ночью – длинные белые проблески) – «Курс шлюпки правилен»;
– правая рука с флажком вытянута горизонтально вправо (ночью – длинные зеленые проблески) – «Шлюпке держать правее»;
– левая рука с флажком вытянута горизонтально влево (ночью – длинные красные проблески) – «Шлюпке держать левее».
В мирное время для поиска и указания места нахождения человека разрешается использовать корабельный прожектор (не наводя луча на шлюпку). При обнаружении человека в его направлении дают несколько вспышек прожектора, после чего держат луч в направлении спасаемого. Шлюпка идет к спасаемому без кормового флага. Подходить следует с наветренной стороны, соблюдая осторожность. При подходе подается команда «Весла по борту» или «Баковые шабаш». Баковые поднимают спасаемого на борт (при необходимости ему оказывается помощь), а командир шлюпки ставит кормовой флаг, и шлюпка возвращается на корабль.
Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей ВикторовичГлава 5 СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА Лучшие обманы – те, при которых вы как бы предоставляете другому человеку выбор: у ваших жертв возникает иллюзия свободы выбора, а на самом деле они лишь марионетки. Роберт
Из книги Чернобыль. Как это было автора Дятлов Анатолий СтепановичГлава 14. Использование атомной энергии И всё-таки не обойтись без высказывания мнения о приемлемости или неприемлемости использования атомных электростанций. Как-то на заданный вопрос о моем отношении к будущему АЭС в связи с Чернобыльской катастрофой и моей личной
Из книги Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель пр. 705(705К) автора Автор неизвестен Из книги Взлёт 2006 10 автора Автор неизвестен« Союз ТМА-9» доставил на борт МКС новый экипаж и первую космическую туристку В сентябре к Международной космической станции стартовал очередной российский корабль «Союз». На его борту в космос впервые в истории космонавтики отправилась турист-женщина – американка
Из книги Новые космические технологии автораГлава 22 Использование фактора «время» в движителях Продолжим рассмотрение новых методов создания движущей силы, которые относятся к инерциальным движителям. Существует ряд работоспособных, экспериментально проверенных конструкций движителей, в который принцип
Из книги Новые источники энергии автора Фролов Александр ВладимировичГлава 10 Использование постоянных магнитов в генераторах энергии Начнем эту обширную тему с истории развития электромагнитного генератора Джона Серла (John Roy Robert Searl). Джон в возрасте 14 лет поступил учеником электромонтера на завод в английском городе Бирмингеме. Работая с
Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок 1.1. Назначение Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. С их помощью решается широкий круг задач:– подрыв плавающих мин;– своз десанта;– доставка
Из книги Богословское-На-Могильцах автора Белицкий Яков Миронович1.2. Типы гребных и гребно-парусных шлюпок Морские корабельные шлюпки классифицируются:– по роду движения – на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;– по материалу корпуса – на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и
Из книги автора1.5. Особенности устройства шлюпок из шпона, пластмассы или легкого сплава Корпус яла может быть изготовлен из шпона, пластмассы или легкого сплава. Корпус из шпона настолько прочен, что для двух- и четырехвесельных ялов нет необходимости устанавливать шпангоуты, а для
Из книги автора2.19. Буксировка шлюпок Шлюпки могут буксироваться с полным составом гребцов или с командой из трех человек (не менее) – старшины и двух гребцов. Если нужно буксировать несколько шлюпок, впереди ставят более тяжелые. При большом количестве шлюпок их буксируют в
Из книги автора3.6. Высадка десанта со шлюпок На шлюпках, выделенных для высадки корабельного десанта, снимают рангоут и паруса. Якорь с якорным канатом укладывают в корме шлюпки, якорный канат ввязывают в скобу якоря. К веслам привязывают штерты длиной около 1 м, а их огоны надеваются на
Из книги автораГлава 6. Обслуживание шлюпок 6.1. Корабельные устройства для крепления, спуска и подъема шлюпок Шлюпки располагают на верхней палубе или надстройках (рострах) с учетом удобства спуска их на воду. На штатных местах шлюпки устанавливают на кильблок и и крепят по-походному
Из книги автора6.3. Спуск и подъем шлюпок Независимо от конструкции подъемных устройств в морской практике выработаны правила, обеспечивающие безопасность спуска шлюпок на воду и подъема их на корабль.Перед спуском шлюпки на воду нужно снять с нее чехол и походные крепления, разнести
Из книги автораГлава 9. Справочные данные 9.1. Основные технические данные шлюпок Примечание. При ветре более 5 баллов пассажировместимость снижают сообразно
Из книги автора9.2. Ведомость снабжения шлюпок
Из книги автораГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой речь идет о судьбе человека, имевшего много завистников; эти люди злорадствовали и смеялись над ним, а потом посчитали сумасшедшим и перестали принимать у себя Он видит - в лентах и звездах, Вином и злобой упоенны, Идут убийцы потаенны, На лицах
Поскольку спуск спасательных средств, как правило, осуществляется после того, когда все меры борьбы за живучесть судна исчерпаны, и состояние судна оценивается как гибельное, то для людей в шлюпках и плотах, находящихся у борта гибнущего судна, существует реальная опасность. Шлюпка может быть разбита волной о борт судна, камеры плавучести плота повреждены, спасательные средства могут быть втянуты в воронку, образующуюся в месте утопления судна.
Если экстренно отходят от борта судна, продолжая подбирать людей, прыгнувших с борта в воду, то рекомендуется отходить на минимально безопасное расстояние, ориентировочно равное длине корпуса судна. Это даст возможность подбирать людей из воды без риска для спасательного средства быть тянутым в воронку либо накрытым мачтой легшего на борт судна. Когда все спасающиеся сели в спасательную шлюпку или плот, то отходят от судно на гарантированно безопасное расстояние в зависимости от ситуации и учета опасных факторов (например, взрыв топливных танков, опасного груза и т.п.)
Первоочередным действием командира спасательного средства является отдача команды "Осмотреться в шлюпке (плоту)!", по которой все находящиеся проверяют, нет ли повреждений, надежно ли закрыты сливные отверстия и др.
К первоочередным действиям относится и оказание первой помощи по- страдавшим. В этой страшной ситуации оставления гибнущего судна уже могут быть люди нервнопотрясенные, раненые, с переломами, кровотечениями или ожогами и т.д.
Первоочередным действием командира спасательного средства является отдача команды "Сдать опасные предметы!" и выполнение ее всеми находящимися в спасательной шлюпке или плоту. При этом также сдают под контроль командиру (и его помощникам) дополнительно взятые кем-либо вода, пища, сигареты, спички и т.п. Такой порядок действий ведет к повышению шансов на выживание.
Отойдя от борта судна, ставят плавучие якоря. Спасательные средства связывают между собой фалинями длиной более 10 м или оптимальной в зависимости от длины волны. По возможности людей распределяют более равномерно по спасательным средствам. Моторные шлюпки оказывают помощь несамоходным спасательным средствам.
Командиры шлюпок, старшины плотов раздают каждому спасающемуся по одной таблетке средства против морской болезни, контролируют наличие подей по возможности с поименной записью, определяют очередность несения круглосуточной вахты наблюдения за поверхностью воды, горизонтом, воз душным пространством, а также очередность дежурства внутри спасательного средства и охраны запасов воды и пищи. Все эти действия также являются первоочередными.
В дальнейшем от специалиста по спасательным средствам (командира шлюпки, старшины плота) во многом зависит выполнение более планомерных действий, направленных на организацию обитания, не допущении паники, депрессии, противостояние основным опасностям (см. п. 4.1.).
3.4. Приемы спуска спасательных шлюпок и плотов при значительном волнении и на ходу судна
Спуск спасательной шлюпки в тихую погоду без хода судна не представляет сложности. Спуск при наличии волнения или хода (например, для удержания судна в определенном направлении относительно волнения), - ответственная операция, которую можно отнести к особым случаям морской практики. Менее опасно спускать шлюпку с подветренного борта, чем с наветренного. Обычно с подветренного борта готовят шлюпку и для спуска по судовой тревоге "Человек за бортом". При необходимости спуска с наветренного борта обеспечивают быструю отдачу фалиней и отталкивают сначала нос, затем борт шлюпки, пользуясь не только отпорным крюком, но и веслами. Без промедления весла вставляют н уключины и начинают грести в первую очередь на том борту, который обращен к судну.
При стремительной качке и высоком расположении шлюпбалок шлюпка может быть разбита о борт судна до того, как коснется килем воды. Бели позволяют обстоятельства нужно завести прижимные концы с борта и под киль судна, которые будут удерживать шлюпку от раскачивания. Шлюпку приспускают до уровня ботдека или другой палубы, с которой удобно производить посадку. На пассажирских судах, как привило, предусмотрены устройства, позволяющие производить, посадку в шлюпку, стоящую на кильблоках.
При плавной бортовой качке, когда ее полупериод больше времени, необходимого для спуска шлюпки, можно спустить ее безопасно и без заводки подкильных концов Для этого полностью подготовленную к спуску шлюпку с севшими в нее людьми удерживают у борта судна дополнительными концами (типа прижимных швартовных) до того момента, когда судно начнет крениться в ее сторону, а затем быстро спускают на воду.
При спуске ца волнении выбирают момент, когда гребень волны пройдет под килем приспущенной шлюпки, и быстро травят тали, пытаясь спустить ее на подошву волны. В момент подъема шлюпки на волне быстро выкладывают кормовые и носовые тали одновременно. Промедление в выкладывании или задержка одних талей может привести к аварии шлюпки. В это время на борту судна нужно дать полную слабину ходовому лопарю шлюпочных талей. Угадать спуск на подошву волны, особенно крутой, зачастую очень трудно. Скорость бега волны довольно высока, например, при длине волны λ = 100 м скорость распространения волн С = 1,25 = 12.5 м/с. Поэтому быстрота и одновременность действий при выкладке талей являются определяющими для обеспечения безопасности. Если спуск должен производиться на ходу судна, рекомендуется посадить в шлюпку всех людей и только после этого спускать ее на воду.
При любых обстоятельствах, на переднем ходу судна, сначала отдают кормовой фалинь, если он имеется, а затем дают ход и отдают носовой фалинь, который должен быть заведен как можно дальше к носу судна. При наличии у судна в момент спуска шлюпки заднего хода поступают также, как описано иыше, но при этом обязательно необходим кормовой фалинь и вместо руля используется рулевое весло с носа шлюпки. Первым н этом случае отдают носовой фалинь, затем кормовой и дают ход. При отдаче фалиней их отбрасывают от шлюпки, чтобы не намотать на винт.
Командиру шлюпки следует помнить о том, что резкая и большая перекладка руля при отходе от борта судна может опрокинуть шлюпку в результате косого рывка фалиня. Даже небольшая скорость судна (около 3-4 узлов) создает шлюпке хорошую управляемость. Поэтому руль перекладывают на малый угол от положения "прямо", и когда шлюпка отойдет от борта судна на расстояние 5 - 10 м, командир шлюпки дает сигнал на судно: "Отдать носовой фалинь!". Все гребцы, кроме одного бакового, приступают к гребле на веслах или работе на качалках ручного привода. Баковый укладывает фалинь и шлюпка получает свободу маневрирования. В аварийных ситуациях отдают фалинь со шлюпки, выдергивая клевант, или перерубают фалинь топором (ножом).
В закрытых спасательных шлюпках для доступа к спускоподъемным гакам имеются закрываемые люки, через которые вручную отдаются гаки из ушек блоков шлюпталей. В таких шлюпках могут быть оборудованы тяги для обеспечения выкладки гаков изнутри шлюпки. Командир шлюпки поворотом рычага выполняет эту операцию.
В современных мотоботах на их днище устанавливаются гидростатические устройства, обеспечивающие одномоментную выкладку гаков (захватов) в момент нахождения шлюпки на подошве волны. Командиры спасательных средств должны научить каждого моряка уметь пользоваться устройством отдачи спуско-подъемных гаков при приводнении.
Приводнение закрытой спасательной шлюпки и спускаемого спасательного плота можно осуществить при волнении методом падения с высоты менее двух метров над водой. Устройство отдачи гаков приводится в действие вручную и спасательное средство падает на воду. Такое устройство в соответствии с фебованиями Кодекса ЛСА должно предусматривать не менее двух действий и фиксированное состояние этого привода в положениях "закрыто" или "открыто" должно быть четко обозначено.
Занятие 3: Командир спасательной шлюпки. Вахтенный на шлюпке. Вахтенный по плавсредствам. Вахтенный на концах. Рассыльный. Специальные наряды.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Командир спасательной шлюпки. Вахтенный на шлюпке. Вахтенный по плавсредствам.
2. Вахтенный на концах. Рассыльный. Специальные наряды.
Литература.
3. Инструкция по организации корабельной службы на кораблях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
1. Учебный вопрос. Командир спасательной шлюпки. Вахтенный на шлюпке. Вахтенный по плавсредствам.
Командир спасательной шлюпки назначается из младших офицеров корабельной службы или подготовленных старшин и подчиняется вахтенному офицеру.
Командир спасательной шлюпки отвечает за: нахождение гребцов в определенном месте с индивидуальными спасательными средствами; правильное размещение шлюпочного имущества, вооружения и закрытие пробки, правильное положение румпеля (он должен быть вставлен и прихвачен к борту, обращенному к кораблю); правильное крепление шлюпки и готовность ее к спуску.
Ему подчиняются гребцы.
Командир спасательной шлюпки обязан:
1) по команде «Человек за бортом» или «Спасательную шлюпку к спуску» первым занять место в шлюпке и руководить посадкой гребцов, выдерживая следующую последовательность: пара гребцов, назначенная на среднюю банку шестерки, должна подниматься в шлюпку по носовой и кормовой шлюпбалкам, за первой парой загребные - по кормовой шлюпбалке и одновременно с загребными баковые - по носовой шлюпбалке;
2) по возможности до спуска шлюпки уяснить задачу, поставленную вахтенным офицером; если предстоит спасение упавшего за борт человека, поручить наблюдение за ним старшине шлюпки, руководить действиями гребцов во время спуска шлюпки и, при отходе ее от корабля, организовать наблюдение на шлюпке за объектом спасения и сигнальщиком на корабле, указывающим направление на объект спасения;
3) управлять шлюпкой в соответствии с требованиями морской практики, чтобы в кратчайший срок подойти к месту назначения; в момент подъема упавшего за борт человека поставить флагшток с Военно-морским флагом.
Команда спасательной шлюпки с разрешения вахтенного офицера может отдыхать в полном снаряжении, не покидая назначенного поста, а в непогоду - удаляться под прикрытие либо размещаться в ближайшем к спасательной шлюпке помещении.
Вахтенный на шлюпке
Вахтенный на шлюпке назначается из матросов. Он отвечает за надежное крепление шлюпки, поддержание на ней чистоты, порядка, сохранность ее имущества и оружия. Вахтенный на шлюпке подчиняется вахтенному офицеру и командиру вахтенного поста. Место его - на кормовом сиденье шлюпки, лицом к ее носу. Если под охраной вахтенного несколько шлюпок, он должен находиться на концевой шлюпке. Вахтенному на шлюпке запрещается ложиться, читать, курить и выходить из нее, не сменившись или без разрешения.
Вахтенный на шлюпке обязан контролировать:
1) крепление шлюпки и не допускать посторонних лиц на шлюпку;
2) сохранность шлюпки и не давать ей биться о борт корабля, пирс или другие шлюпки;
3) соблюдение командой шлюпки чистоты и порядка (команда должна садиться в шлюпку, сняв обувь, а в холодное время года - обтерев обувь от пыли и грязи) и не разрешать ходить по банкам.
Вахтенный на шлюпке по тревогам оставляет свой пост только по приказанию с вахты.
Вахтенный по плавсредствам
Вахтенный по плавсредствам назначается из старшин и матросов береговой базы. Он отвечает за безопасность плавсредств и правильное их использование; подчиняется дежурному по береговой базе и его помощнику. Вахтенному по плавсредствам подчиняется вахта, которую несут на плавсредствах.
После развода новый вахтенный по плавсредствам принимает от старого вахтенного: приказания командования, относящиеся к плавсредствам и несению им вахты, катера и шлюпки, стоящие у пирса (катера не должны иметь крена и дифферента), средства связи, противопожарное и другое имущество, находящееся на пирсе, проверяет их исправность, состояние и крепление швартовов, сходней и кранцев, чистоту и порядок на пирсе.
Вахтенный по плавсредствам в течение несения вахты обязан:
1) находиться неотлучно в районе своего поста;
2) обеспечивать внешнюю безопасность плавсредств и сохранность имущества, находящегося на пирсе;
3) контролировать, чтобы швартовы и сходни были закреплены;
4) не разрешать курить и разводить огонь в неустановленных местах; в случае возникновения пожара немедленно докладывать дежурному по береговой базе и принимать меры к его тушению;
5) докладывать дежурному по береговой базе об ухудшении погоды, угрожающей безопасности плавсредств, а также о появлении у катеров крена и дифферента;
6) не допускать никого на плавсредства во время, установленное командиром береговой базы;
8) осуществлять контроль за чистотой и порядком в районе стоянки плавсредств, не разрешать выбрасывать мусор с катеров за борт и на пирс;
9) докладывать о состоянии плавсредств и вахты прибывшим на пост лицам дежурной службы, которым он подчинен, командованию соединения и береговой базы.
2. Учебный вопрос. Вахтенный на концах. Рассыльный. Специальные наряды.
Вахтенный на концах назначается на кораблях из числа матросов. Он починяется командиру вахтенного поста.
Он обязан:
2) подавать концы на катер (шлюпку), тщательно следя за тем, чтобы они не попали под винты катера (корабля);
3) надежно и по правилам крепить поданные концы;
4) спускать за борт кранцы, когда в этом есть необходимость;
5) контролировать, чтобы за бортом не висели свободные концы и другие предметы, в которых нет необходимости;
6) поддерживать чистоту в назначенном ему районе;
7) в случае падения человека за борт бросать ему концы, спасательные круги и буйки.
Рассыльный
Рассыльный назначается из числа матросов в распоряжение дежурного по соединению, дежурного по кораблю и вахтенного офицера. Они дают ему задание в тех случаях, когда приказание, доклад или сообщение не может быть передано по внутрикорабельным средствам связи.
На ходовом мостике рассыльный занимает место по указанию вахтенного офицера. Если указания вахтенный офицер не дал, рассыльный сам спрашивает, например: «Господин старший лейтенант, где прикажете находиться?». Во внутренних помещениях рассыльный в свободное время имеет право сидеть и читать. При проходе офицеров и старшин рассыльный обязан вставать, если не получит разрешения сидеть.
Все распоряжения рассыльный исполняет бегом. Если рассыльный не находит лица, к которому послан с поручением, он обязан немедленно обратиться за указаниями к лицам дежурной или вахтенной служб.
По выполнении порученного задания рассыльный докладывает пославшему его начальнику.
Например: «Господин капитан 3 ранга. Ваше приказание (такое-то) выполнено». В случае невыполнения задания докладывает о причинах, помешавших его выполнить.
Рассыльный, выделенный в распоряжение какого-либо начальника, после освобождения от своих обязанностей является к вахтенному офицеру.
Специальные наряды
Специальные наряды (дежурства и вахты) предназначены для:
1) поддержания боевой готовности корабельной боевой техники и готовности корабля к походу;
2) наблюдения за окружающей обстановкой, опознания обнаруженной цели и предупреждения о грозящей опасности;
3) наблюдения за исправным состоянием оружия, технических средств и их обслуживания;
4) обеспечения безопасности корабля и поддержания в постоянной готовности средств борьбы за живучесть;
5) обеспечения повседневной жизни и деятельности личного состава;
6) принятия мер по немедленному исправлению повреждений технических средств;
7) контроля за правильным хранением и состоянием взрывчатых, горючих и ядовитых веществ на корабле;
8) обеспечения корабля бесперебойным энергоснабжением, внешней, внутренней связью и наблюдением.
В состав специального дежурства входят:
1) дежурные по боевым частям и службам;
2) дежурные по группе ракетной (ракетно-артиллерийской, артиллерийской) и электромеханической боевых частей; дежурные по ангарам и полетной палубе;
3) дежурный по связи;
4) дежурный рулевой;
5) командир дозора по погребам, помощник командира дозора и дозорные;
6) дневальные по ангарам и дежурные по центральным артиллерийским постам;
7) дневальные по машинным отделениям;
8) дежурные машинисты;
9) дежурные мотористы;
10) дежурные трюмные;
11) дежурные электрики;
12) дежурный санитар;
13) дежурный кок.
В состав специальной вахты входят:
1) вахтенный офицер (старшина) боевого информационного поста;
2) вахтенный инженер-механик;
3) вахтенные рулевые, штурманские электрики;
4) вахтенные у поданных к орудиям боеприпасов;
5) вахтенные у оружия и приборов, находящихся в боевой готовности;
6) вахтенные поста микроклимата ракетно-артиллерийской боевой части;
7) вахтенные у боеприпасов, находящихся на палубе;
8) вахтенные по пожарной безопасности погребов;
9) вахтенные радиотелеграфисты, сигнальщики, радиометристы и гидроакустики;
10) вахтенные телефонисты у коммутаторов;
11) вахтенные в машинном отделении;
12) вахтенные у действующих дизель - генераторов;
13) вахтенные на КП боевой части по живучести;
14) вахтенный контрольного радиационно-химического поста;
Личный состав специальных нарядов подчиняется дежурным по боевым частям и службам, а последние - командирам боевых частей и начальникам служб.
Дежурный по кораблю и дежурный по низам (команде) могут отдавать лицам, несущим службу специальных нарядов, приказания, касающиеся соблюдения корабельного распорядка, чистоты помещений, требований по предупреждению затопления отсеков и возникновения пожаров и аварийных ситуаций с оружием.
Дежурный по боевой части (службе) о заступлении на дежурство докладывает командиру боевой части (начальнику службы) и, кроме того, дежурному по кораблю.
В докладе указываются:
1) состояние боевой части (службы), готовность оружия и технических средств;
2) параметры микроклимата в погребах, шахтах, контейнерах;
3) действующие механизмы;
4) производящиеся в боевой части (службе) работы и планируемый срок их окончания.
Дежурный по боевой части (службе) обязан:
1) поддерживать установленную готовность к походу;
2) обеспечивать установленную готовность оружия и технических средств боевой части (службы);
3) руководить несением службы специальным нарядом боевой части (службы);
4) руководить отправкой с корабля команд, назначенных от боевой части (службы);
5) осуществлять контроль за выполнением распорядка дня личным составом боевой части (службы).
Дежурный по электромеханической боевой части обязан:
1) обеспечивать повседневную жизнь корабля всеми видами энергии и снабжения (водой, топливом и прочими);
2) обеспечивать исправную работу всех действующих механизмов, систем и устройств;
3) поддерживать постоянную готовность средств борьбы за живучесть корабля.
Ответственность за правильную эксплуатацию технических средств личным составом, несущим службу специальных нарядов, лежит на командирах боевых частей и начальниках служб.
Дежурные по боевым частям (группам, службам, помещениям) и дежурные специалисты отвечают:
1) за поддержание установленной готовности;
3) за проведение систематических осмотров и проверок состояния подведомственных им помещений и устройств согласно специальным инструкциям;
4) за чистоту и порядок в подведомственных им помещениях;
5) за точное и своевременное внесение записей в журналы.
О происшествиях и нарушениях в подразделениях дежурный докладывает командиру боевой части (начальнику службы) и дежурному по кораблю.
Вахтенные у действующих механизмов, систем и на специальных постах отвечают:
1) за правильную их эксплуатацию и использование;
2) за точное соблюдение установленных на корабле расписаний по работе порученных им средств;
3) за состояние служебных помещений, в которых расположены обслуживаемые ими механизмы.
Командир дозора по погребам с боеприпасами назначается из командиров отделений артиллерийских и минно-торпедных боевых частей, сдавших зачет и допущенных к исполнению этих обязанностей, и подчиняется командиру соответствующей боевой части.
Командир дозора по погребам отвечает за своевременность обхода дозорными погребов, производство положенных замеров (температуры, влажности), внесение записей в журналы, контроль готовности к использованию систем: пожарных, оросительных и затопления погребов.
Он ведет специальный контрольный журнал, который представляет на проверку дежурному по боевой части не реже двух раз в сутки.
Дозорные по погребам с боеприпасами назначаются из наиболее опытных и дисциплинированных старшин и матросов ракетно-артиллерийской (артиллерийской), минно-торпедной и авиационной боевых частей, сдавших зачеты на допуск и допущенных к исполнению обязанностей дозорных.
Они подчиняются командиру дозора. Во время дежурства они находятся в специально отведенном помещении.
Дозорные по погребам отвечают:
1) за исправность отпечатков слепков и целость дверей, люков, горловин и запоров в дверях и люках КП своих боевых частей, башен, погребов и кладовых с боеприпасами и оружием (они обязаны не реже, чем через каждые два часа, обходить все указанные помещения);
2) за отсутствие в погребах и других подведомственных им помещениях посторонних предметов, особенно пакли, масла и прочих горючих материалов;
3) за своевременное вентилирование погребов и помещений с боеприпасами согласно расписанию; пуск вентиляции погребов во время, не предусмотренное расписанием, производится с разрешения дежурного по электромеханической боевой части.
Дозорные по погребам должны постоянно контролировать исправность температурно-тревожной сигнализации, температуру и влажность в погребах, вести журнал замера температуры в погребах; они обязаны немедленно докладывать командиру дозора и дежурному по боевой части об отклонении температуры и влажности от норм.
Все лица специальных нарядов при выполнении своих обязанностей руководствуются инструкциями, составляемыми специалистами штаба и утверждаемыми командиром соединения.
Обход помещений и боевых постов производится ими согласно схемам маршрутов, разрабатываемым в соединении.
Все лица специальных нарядов, обслуживающие действующие механизмы, устройства и системы, по тревогам оставляют свои посты и занимают места по расписаниям только после смены их лицами, предусмотренными расписанием по боевой тревоге; дозорные по погребам с боеприпасами и другим служебным помещениям - после открытия этих помещений и впуска туда лиц, расписанных по тревогам. Остальные, не сменяясь, занимают свои места по расписаниям. Порядок смены по тревогам должен быть указан в инструкции для каждого поста.
Тема № 8 «Назначение и устройство корабельных шлюпок »
Принятие решения об оставлении судна.
Если у экипажа судна, попавшего в аварийную ситуацию, нет возможности организовать борьбу за живучесть судна или если борьба за живучесть не принесла успеха, то последующим действием капитана является решение в основном двух задач — спасение находящихся на борту людей и спасение имущества, т.е. судна и груза.
Спасение людей является приоритетной задачей перед спасанием имущества, но не редко создаемся такая ситуация, когда спасение людей зависит от спасания самого судна. Дело заключается в том, что при гибели судна вероятность спасения людей значительно снижается, поэтому решение об оставлении судна является крайней мерой и может быть принято только после того, когда все меры борьбы за живучесть судна будут исчерпаны.
Решение об оставлении судна может принять только капитан. Сложность принятия такого решения заключается в том, что в настоящее время не существует четких критериев оценки состояния судна, а, следовательно, и оценки целесообразности и необходимости принимаемого капитаном решения. Поэтому решение об оставлении судна принимается после всестороннего анализа и оценки фактического состояния судна, нецелесообразности или невозможности дальнейшей борьбы за живучесть, оценки вероятности гибели судна и степе ни реальной опасности для находящихся на судне людей.
При принятии решения об оставлении судна необходимо учитывать следующие обстоятельства, которые могут сопутствовать той или иной аварии:
1. Большие массы людей, подлежащих эвакуации (от сотен человек до нескольких тысяч);
2. Большая высота борта и сложность высадки людей в спасательные средства;
З. Скоротечность гибели судна при больших поступлениях воды в корпус судна;
4. Скоротечность развития событий при возникновении пожара;
З. Плохая обученность пассажиров, а иногда и членов экипажа по использованию спасательных средств.
Выбор способа спасания зависит от вида аварии, условий, в которых она протекает, продолжительности аварии и имеющихся в распоряжении экипажа и пассажиров средств спасания.
Скоротечность протекания аварийной ситуации, динамизм происходящих событий часто приводят к непродуманным действиям.
Особенности действия экипажа по шлюпочной тревоге:
Какой бы высокой ни была надежность судна, какой бы мало вероятной ни была возможность его катастрофы, экипаж всегда должен быть готов к оставлению судна по шлюпочной тревоге с использованием судовых спасательных средств.
Шлюпочная тревога и команда "Покинуть судно" объявляются по указанию капитана судна и, как правило, только после того, как он убедится в невозможности силами экипажа и судовыми средствами вести борьбу за живучесть судна, а дальнейшее пребывание на борту судна людей угрожает их безопасности. По шлюпочной тревоге экипаж действует в соответствии с Расписанием по шлюпочной тревоге.
Самые совершенные спасательные средства судна и Расписание по шлюпочной тревоге могут оказаться малодейственными, если со стороны администрации судна в первые важнейшие минуты проведения спасательной операции не будут приняты следующие действенные меры:
1. Предотвращение паники среди членов экипажа и пассажиров.
Многочисленные примеры катастроф судов с гибелью людей показывают, что страх и отчаяние, сопутствующие панике, всегда приводили к человеческим жертвам. При этом гибнут первыми теряющие в испуге самообладание люди, которым спасательные средства кажутся ненадежными, предпочитая их прыжкам с борта судна в воду. Страх и отчаяние людей - это кратковременные факторы, если принимаются действенные меры по предотвращению паники на судне. Человек достаточно вынослив, наделен необходимыми качествами для борьбы с трудностями и лишениями, если им руководит разум и сильная воля.
2.Организованный выход членов экипажа и вывод пассажиров
и посадка их в спасательные средства коллективного использования тепло одетыми и с надёжно за крепленными спасательными средствами индивидуального пользования.
Многочисленные примеры показывают, что большое число людей при спасании погибло в спасательных шлюпках от переохлаждения, которое имело место даже при температурах воды выше нуля. Тёплая одежда расширяет диапазон температур наружного воздуха по выживаемости людей и в спасательных средствах, особенно при воздействии ветра.
3.Укомплектование спасательных шлюпок
, до их спуска на воду, продовольствием, питьевой водой (при хранении её при низких температурах в судовых помещениях), тёплыми одеялами, переносными радиостанциями. штурманскими принадлежностями и другим снабжением. Недостаток пищи - это одно из лишений, которое испытывает человек в спасательном средстве. Перерыв в приёме пищи может вывести человека из равновесия, но он имеет большие запасы энергии мышц, сердца и нервов. Без пищи человек может прожить неделю и более. Страшнее голода жажда Наличие тёплых одеял в спасательном средстве даёт возможность защитить от переохлаждения людей, которые вышли без тёплой одежды или были подняты в шлюпку из воды.
4. Организованный спуск спасательных средств на воду после посадки в них всех членов экипажа и пассажиров.
Такой спуск предотвращает прыжки людей с борта судна в воду, особенно без спасательных средств индивидуального пользования. При прыжках с борта судна в воду люди подвергаются риску телесных повреждений и могут находиться в воде весьма ограниченное время.
Действия командира спасательного средства по шлюпочной тревоге Командир спасательного средства должен постоянно помнить, что его личный пример и сильная воля должны поддерживать дух товарищества. взаимной выручки и непоколебимую уверенность в благополучном исходе спасательной операции.
Он должен контролировать и своевременно устранять все возможные задержки с выполнением действий членов экипажа, регламентированных Расписанием по шлюпочной тревоге.
Лично проверить: закрепление стопоров шлюпочных леббдок и шлюпбалок или других устройств и готовность их к отдаче; отдачу найтовов шлюпки; отдачу бортовых кильблоков шлюпки; разнесение и крепление носового и кормового фалиней.
Через заместителя командира шлюпки проверить выход в шлюпку членов экипажа и вывод в шлюпку пассажиров; подачу в шлюпку продовольствия и питьевой воды, одеял и другого снабжения.
Через старшину спасательной шлюпки-рулевого проверить закрытие спусковых пробок в шлюпке, готовность к отдаче кормовых и носовых талей и фалиней, крепление руля.
Посадку людей в шлюпку следует производить с использованием стационарных трапов или непосредственно со шлюпочной палубы, удерживая в последнем случае шлюпку у борта с использованием фалиней или специальных прижимных концов.
После посадки в шлюпку всех расписанных в ней людей и подготовки шлюпки к спуску командир шлюпки обязан доложить лицу, осуществляющему общее руководство подготовкой и спуском на воду спасательных средств, и действовать в соответствии с полученными указаниями. Только в случаях, не терпящих отлагательства, и при невозможности получить указанное разрешение командира шлюпки может самостоятельно дать команду "Шлюпку на воду"! Командир шлюпки может оставить на палубе старшину спасательной шлюпки для отдачи стопоров шлюпочных лебедок и шлюпбалок, если их отдача не предусмотрена непосредственно со шлюпки.
При спуске шлюпки на воду необходимо:
1.Потравливать носовой и кормовой фалини, не давая им большой слабины; к моменту касания шлюпкой воды фалини должны быть временно закреплены на шлюпке;
2.Момент касания шлюпкой воды резко потравить лопари шлюпталей и, получив достаточную их слабину, по команде командира шлюпки одновременно выложить носовые и кормовые тали; с помощью лебедки, при нахождении старшины шлюпки на палубе, быстро подобрать шлюптали, обеспечив безопасное расстояние до шлюпки, особенно при штормовой погоде;
3.Страховать шлюпку от ударов о борт судна, используя гребцов, сидящих со стороны борта судна.
После спуска в шлюпку по штормтрапу людей, оставшихся на палубе судна, по команде командира шлюпки отдается кормовой, а затем носовой фалини, шлюпке сообщается ход, старшина шлюпки-рулевой отводит шлюпку от борта судна в указанном командиром шлюпки направлении.
После спуска на воду спасательная шлюпка немедленно должна отойти от борта аварийного судна на безопасное расстояние, подобрав плавающих в воде людей. Людей в шлюпку следует сажать, по возможности, через носовую и кормовую части борта Если же шлюпка заполнена, то нельзя ее перегружать, чтобы не допустить ее переворачивания. Моторные спасательные шлюпки должны отвести от борта аварийного судна, при необходимости, спасательные шлюпки (весельные, с ручным приводом), спасательные плоты и плавучие приборы и организовать спасание плавающих в воде людей, принимая при этом меры безопасности, учитывая последствия, которые могут иметь место при гибели судна.
Если авария произошла в море, вдали от берегов, то спасательные шлюпки и плоты должны оставаться как можно ближе к месту аварии судна до подхода спасательных судов, которые могут прибыть в район гибели судна по сигналам бедствия, переданным судном или с помощью шлюпочной радиостанции. Для удержания спасательной шлюпки против волн нужно выбросить плавучий якорь. При необходимости для снижения эффективности волнения можно применять масло.
Необходимо, чтобы спасательные средства держались на воде вместе, по возможности на концах, поданных с одного средства на другое. В этом случае их легче найти в море, и они могут оказать, при необходимости, помощь и поддержку друг другу. Спасательные надувные плоты типа ПСН крепятся за приспособления для их буксировки - металлические кольца, прикреплённые к ремням под трапами или у трапов входа в плот.
На волнении расстояние между спасательными средствами должно быть 12-15 м во избежание их повреждения друг от друга или опрокидывания спасательных шлюпок. Чем больше высота волн, тем больше должно быть это расстояние. При приближении судна или самолета его необходимо временно уменьшить, поскольку кучно расположенные средства легче обнаружить.
3.1. Спасение человека, упавшего за борт
На случай падения человека за борт на корабле при выходе в море готовится специально выделенная шлюпка (см. раздел 6.2).На спасательную шлюпку назначается полный состав гребцов во главе с офицером. Командир спасательной шлюпки подчиняется вахтенному офицеру. Заступая на вахту, он обязан:
Принять шлюпку, убедившись в ее исправности, укомплектованности и готовности к спуску, а при обнаружении недостатков немедленно доложить вахтенному офицеру и принять меры для их устранения;
Приказать гребцам надеть спасательные жилеты и проверить их исправность;
Назначить место, где должны находиться гребцы;
Распределить гребцов по банкам и проверить знание ими своих обязанностей (особенно при посадке в шлюпку).
В течение дневной вахты с разрешения вахтенного офицера командир спасательной шлюпки производит проверочную посадку команды в шлюпку.
Командир спасательной шлюпки отвечает:
За нахождение команды в назначенном месте;
За пребывание гребцов в спасательных жилетах (в течение вахты);
За правильное крепление шлюпки;
За правильное крепление походного конца;
За правильное положение румпеля и шлюпочного чехла;
За закрытие отверстия для спуска воды;
За наличие и исправность шлюпочного имущества и вооружения;
За правильный разнос шлюпочных талей.
Для спуска спасательной шлюпки с главного командного пункта подается команда «Человек за бортом» или «Спасательная шлюпка к спуску», по которой командир и гребцы бегом направляются к шлюпке. Первым свое место занимает командир. За командиром по обеим шлюпбалкам поднимаются гребцы средней банки, за ними по кормовой шлюпбалке - загребные, по носовой - баковые. Вместо шлюпбалок может использоваться специальная сетка (сетчатый трап). По сетке сначала поднимаются гребцы внешнего борта, затем внутреннего.
Спуск шлюпки выполняет команда матросов под руководством дежурного или главного боцмана.
Во время спуска командир шлюпки руководит действиями гребцов, проверяет крепление походного конца, положение румпеля и пробки в сливном отверстии. Гребцы очищают и вставляют уключины. Баковый и загребной внутреннего борта отдают цепные стопора шлюпочных талей, следят за талями, не давая им перекручиваться, и со спуском шлюпки выкладывают тали. Загребной внешнего борта наблюдает за спасаемым человеком и после спуска шлюпки показывает направление на него командиру шлюпки.
Как правило, спуск шлюпки выполняется на инерции переднего хода корабля. Поэтому, когда шлюпка коснется поверхности воды, матросы обтягивают походный конец. Это ослабляет натяжение талей и позволяет гребцам выложить гаки талей из рымов шлюпки.
Сначала выкладываются кормовые тали, а затем носовые. После того как тали будут выложены, шлюпка под действием руля на походном конце отойдет от борта.
Командир шлюпки подает команды «Отдать конец», «Весла разобрать» и т. д. Гребцы разбирают весла и начинают грести. Румпель отвязывается. Командир шлюпки, руководствуясь докладом загребного, целеуказаниями сигнальщика корабля и собственными наблюдениями, кратчайшим путем и максимально возможным ходом ведет шлюпку к спасаемому.
Для указания направления движения шлюпки сигнальщик с корабля дает семафорными флажками (ночью - светосигнальным фонарем направленного действия) следующие сигналы:
Обе руки с флажками вытянуты вверх (ночью - длинные белые проблески) - «Курс шлюпки правилен»;
Правая рука с флажком вытянута горизонтально вправо (ночью - длинные зеленые проблески) - «Шлюпке держать правее»;
Левая рука с флажком вытянута горизонтально влево (ночью - длинные красные проблески) - «Шлюпке держать левее».
В мирное время для поиска и указания места нахождения человека разрешается использовать корабельный прожектор (не наводя луча на шлюпку). При обнаружении человека в его направлении дают несколько вспышек прожектора, после чего держат луч в направлении спасаемого. Шлюпка идет к спасаемому без кормового флага. Подходить следует с наветренной стороны, соблюдая осторожность. При подходе подается команда «Весла по борту» или «Баковые шабаш». Баковые поднимают спасаемого на борт (при необходимости ему оказывается помощь), а командир шлюпки ставит кормовой флаг, и шлюпка возвращается на корабль.