Организационные и методологические основы государственной и мун службы. Система гос и мун управления. Соц-пр и организ принципы управления

Государственный и муниципальный долг

Понятие гос и мун заим-й. Формы заим-й. Опр-е гос и мун займов, их классиф-я. Программа гос внешних и внутр заим-й РФ. Понятие гос долга. Состав гос долга РФ. Гос внутр долг: опр-е, стр-ра, динамика. Гос внеш долг: опр-е, верхний предел. Опр-е капит, осн-о и тек гос долга.

Гос заимст-я - займы и кредиты, привлекаемые от физ и юр лиц, иностр-х гос-в, м/унар фин орг-й, по кот возникают долговые обяз-ва РФ и суб РФ как заемщика ДС или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Гос (мун) заим-я использ-ся как способ привлеч-я ДС для покр-я бюд дефицитов на всех уровнях БС РФ - фед, рег и местном.

Формы внутренних гос заим-й:

Гос займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

Договоры и соглашения о получении РФ бюд ссуд и бюд кредитов от б-в других уровней БС РФ;

Договоры о предоставлении РФ гос гарантий;

Соглашения и договоры, заключ-е от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долг-х обязат-в РФ прошлых лет.

В завис-ти от дифференциации; по видам заим-я и формир-го портфеля долговых обяз-в гос внешние заим-я подразделяются на иностр-е кредиты (ссуды) и заим-я, осущ-е путем эмиссии гос цб.

Формой гос и мун заим-й явл-ся кредиты, привлек-е органами гос-й власти и органами МСУ для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены гос и комм банками, др КО, иностр гос-ми, их банками и фирмами, м/унар-ми фин орг-ми. По методам проведения гос и мун заим-я подразделяются на добровольные и принудительные.

Гос. и мун. займы - это ден. ресурсы, привлек-е от физ. и юр. лиц, иностр гос-в, м/унар-х фин. орг-й на основании заключ-х договоров, по кот возникают долговые обяз-ва РФ, субъекта РФ, МО как заемщиков или гарантов.

Договор гос. или мун. займа закл-ся путем приобр-я инвестором выпущ-х гос. либо мун. Цб, удовлетв-х право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы им-ва, установленных %.

Гос. и мун. займы классифицируются по ряду признаков :

1. по праву эмиссии: размещаемые центральными, субфедерал и местн органами упр-я.

2. по признаку держателей ц/б займы классиф-ся на размещаемые только среди населения, только среди юр. лиц, и универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других.

3. по срокам погашения займы подразделяются на краткоср-е (до 1 года), среднеср-е (от 1 до 5 лет) и долгоср-е (5 лет и выше).

4. по месту размещения различают внутр займы (в нац. валюте) и внешние, размещаемые на заруб ден рынках (в валюте страны-кредитора, гос-ва-заемщика или третьей страны).


Гос. внутр и внеш заим-я осущ-ся в соотв-и с Программами, утв-ми на очер фин. год совместно с Законом о ФБ.

Гос.внешние заимств-я РФ : выпуск ЦБ от имени РФ, кредиты от: Кред.орг-й,иност.гос-в, иностр.юр.лиц и междун..орг в иностр.валюте!!. Государственный внут.заим-я РФ : выпуск ЦБ,кредиты от: бюджетов, Кр.орг-й, междунар.орг-й в валюте РФ.

Гос.внешние заимс-я суб-та : выпуск ЦБ,кредиты от иностр.банков в валюте иностр; Гос.внут.заимс-я суб-та : выск ЦБ, кредити от бюджетов, кр.орг-й и и междунар.орг-й в валюте РФ;

Мун.заимствования МО : выпуск ЦБ, кредиты от бюджетов и кр.орг-й.

Программа гос внешних заим-й пред-т собой перечень внеш заим-й РФ на очер фин год с разделением на несвязанные (фин) и целевые иностр заим-я. При этом для несвязанных займов и кредитов указ-ся источники привлечения, суммы заим-я и сроки погаш-я, а для цел-х иностр заим-й - конечный получатель, цели заим-я и направления использ-я, источники и суммы заим-я, сроки погашения, гарантии 3х лиц по возврату средств в ФБ (если такой возврат предусм-н), оценка объема использ-х ср-в до начала фин года и прогноз объема использ-я средств в очер фин году.

Программа гос внутр заим-й , суб-в РФ, МО предст-т собой перечень внутр гос и мун заим-й на очер фин год по видам заим-й, с указанием общего объема заим-й, направ-х на покрытие дефицита бюджета и погашение гос, мун долговых обязательств.

Программы гос внутр и внеш заим-й представляются исполнит органами в соответств. за-конодат. (представит.) органы власти вместе с проектом закона о бюджете на очер фин. год.

Гос. или мун. долг – обязат-ва, возникающие из займов принятых на себя РФ, суб РФ и органами местной власти, гарантии по обяз-вам 3-х лиц, др. обяз-ва. Или сумма задолж-ти по выпущенным и непогашенным гос. займам.

Гос. долг РФ – долг-е обяз-ва РФ пред физ. и юр. лицами, иностр гос-ми, м/унар орг-ми и др. суб м/унар-го права. Он обеспечивается всем находящимся в фед. Соб-ти им-вом, состав-м гос. казну.

Гос. долг подразделяется на внеш и внутр. Критерием такого деления в России явл-ся вид валюты, в котором представлены обязательства гос-ва.

Внеш долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутр долгом -обязательства, выраженные в валюте РФ (рублях).

В зависимости от сроков погашения выделяют виды долг. обязательств: краткоср. (до 1 года), среднеср. (от 1 года до 5 лет) и долгоср. (от 5 до 30 лет).

Сроки погашения опред-ся условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Для обязательств МО определен максим. срок погашения 10 лет.

Состав гос. долга РФ пред-т собой групп-ку долг-х обязат-в РФ, которые сущ-т как обязат-ва по:

1) кред-м, привлеч-м от имени РФ как заемщика от кред. орг-ций, иностр гос-в, м/унар фин. орг-ций, иных субъектов м/унар права, иностр-х юр. лиц;

2) гос. цен. бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюд кредитам, привлеченным в ФБ из других бюджетов б.с.РФ;

4) гос. гарантиям РФ;

5) иным долговым обяз-ми., ранее отнесенным в соотв. с законодат.РФ на гос. долг РФ.

В объем гос. внутр долга РФ включаются:

1) номин-я сумма долга по гос. цен.бум. РФ, обяз-ва кот. выражены в валюте РФ;

2)объем основного долга по кредитам, кот. получены РФ и обяз-ва выраж-е в валюте РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

4) объем обязательств по гос. гарантиям, выраженным в валюте РФ.

Внутр долг включает в себя следующие элементы:

· Рыночные долг обяз-ва – эмитированные гос-м и свободно обращающиеся в внутр рынке ГЦБ.

· Нерыночные долг обяз-ва – обяз-ва, кот не могут свободно продаваться и покупаться (задолж-ть Прав-ва РФ по кредитам, получ-м от ЦБ РФ, включая задолж-ть предприятий отдельных отраслей, переоформленная в гос внутр долг)

В объем гос. внешнего долга РФ включаются:

1) номин-я сумма долга по гос. цен. бум. РФ, обяз-ва по кот. выражены в иностр. валюте;

2) объем основного долга по кредитам, кот. получены РФ и обяз-ва выраженые в иностр. валюте, в т.ч. по целевым иностр. кредитам (заим-м),

3) объем обяз-в по гос-м гарантиям РФ, выраж-м в иностр валюте.

При принятии бюджета на очер фин год опредся:

· Верхний предел гос внешнего долга РФ

· Верхний предел гос внешнего долга перед РФ.

· Предел предоставления гарантий третьим лицам.

Предельный размер гос внешних заим-й не должен превышать год объем платежей по обслуж-ю и выплате основной суммы гос внешнего долга.

Государственный долг бывает:

1. Капитальный (долг с процентами)

2. Основной (номинальная стоимость долга)

3. Текущий (те расходы, которые выплачиваются постоянно)

В абсолютном выражении росс внеш гос долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов

2. Управление государственным и муниципальным долгом.

Управления гос и мун долгом: понятие, задачи, эфф-ть. Хар-ка основных методов управления гос и мун долгом. Методы совершенствования системы управления гос и мун долгом.

Управление гос. долгом – сов-сть меропр-й гос-ва по выпуску и размещению долг-х обяз-тв, выплате % по ним, по погашению займов и опр-ю усл выпуска новых гос. ц/б.

Цель: нахожд-е оптим состояния м/у потреб-ми гос-ва в допол фин ресурсах и затратами по их привлеч-ю, обслуж-ю и погаш-ю.

Задачами управления долгом являются:

Сохран-е объема ГД на эк безопасн ур-не;

Сокращ-е ст-ти обслуж-я ГД РФ;

Обесп-е испол-я обяз-в гос-ва в полном объеме по как можно >низкой ст-ти на средне и долгосроч перспективе.

В широком смысле: управление долгом – это 1 из направлений фин политики гос-ва (МО), осущ-ое компетентными органами власти и упр-я и связанное с обяз-вами гос-ва (МО) в качестве заемщика или гаранта.

В узком смысле: упр-е долгом – это сов-сть действий, связ с подготовкой к выпуску и размещению долговых обяз-тв гос-ва (МО), действий по регулир-ю рынка гос. (мун) ц/б, а также действий по обслуживанию и погашению долговых обяз-в и предоставлению гарантий.

Осн принципы упр-я ГД:

Безусловность – обесп-е точного и своевремен выпол-я обяз-в гос-ва перед инвесторами и кредиторами без выставления доп условий;

Единство учета – учет по всем видам кредитов и займов должен иметь место в обязат порядке;

Единство долг политики – обесп-е единого подхода к политике упр-я гос долгом на всех ур-нях гос власти;

Согласованность – обесп-ет мах возмож-ть гармонизации интересов кредитора и гос-ва-заемщика;

Сниж риска – выпол-е всех необх действий, позвол снизить риски кредитора и инвесора;

Оптимальность –создание такой стр-ры гос зимств, чтобы выпол-е обяз-в по ним было сопряжено с мин затратами и мин рисками и оказыв наимен отриц воздействие на эк-ку;

Гласность-предостав-е своеврем достовер и полной инф-и в параметрах займа всем заинтерес пользователям.

Управление гос. долгом РФ осущест Прав-вом РФ, гос. долгом субъекта РФ – органом исполн власти данного субъекта, муниц долгом – уполномоченным органом МСУ.

Упр-е ГД имеет 4 состовл: прогноз-е; план-е; анализ; контроль.

Методы упр-я ГД:

1. рефин-е –погашение части ГД за счет вновь привлеч ДС;

2. конверсия – измен-е доход-ти займа;

3. консолидация – превращ-е части задол-ти в новую задолж-ть с более длит сроком погаш-я;

4. новация-соглашение м/у гос-вом-заемщиком и кредитором по замене обяз-в в рамках 1 кредит договора;

5. унификация-реш-е гос-ва об объедин-и неск-ких ранее выпущ займов;

6. отсрочка-консолидация при одновремен отказе гос-ва от выплачен дохода по займам;

7. дефолт-отказ гос-ва от выплаты ГД.

Реструктуризация- основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, состав-х ГД, с заменой указ-х долг-х обяз-в иными долговыми, предусм-ми др условия обслуж-я и погаш-я обяз-в.

Пон, принципы и характерные черты гос(мун) управления. Управление и власть, разд властей.

Гос. Управление –юридич властная деят-ть всех органов гос-ва, исп власти РФ и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Общие принципы:

Демокр–народ единст источн власти;

Законнос–соблюден и исполн К и з-в,

Объективность–адекватно восприят происходящих процессов;

Научность–примен научных методов, в ходе принятия решений;

Конкретность– управления строиться с учетом конкр жизнен обстоятельств;

Разделение властей – разд гос. власти на зак., исп. и суд. с закреплением конкретных функций;

Федерализм – деят-ть органов исп власти на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

Эффективность –достиж целей осущ-ся при мин затратах сил, ср-в и врем.

Организационные принципы:

Отраслевой–осуще-е управленческой деятельности с учетом общности объекта управления, кот образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом);

Территор–формир системы управлен на тер. основе (адм-тер делении);

Функциональный–органы и аппараты исп. власти осуществляют общие подведомственные функции;

Сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы принимаются коллегиально, а оперативные, не требующие кол рассмотрения, решаются единолично.

Черты:

1.Выполнение общезначимых функций: прогнозир ; планирование ; организация ; надзор ; контроль .

2.Нормативно-распорядительное регулирование, осущ-ся при помощи з-в, указов, постановл и др н/п актов.

3.Деят-ть органов исп власти носит подзаконный характер, осуще-ся на основе исполнение закона.

4.Использ в своей деят-ти властных полномочий.

5.Непрерывный характер гос дея-ти, повседневн руков-во всеми сферами.

6. Высокий профессионализм гос служащих.

Адм-пр отношения. Виды адм прав.

Адм-пр отнош –общ. отношения, урегулированные нормами АП, возникающие на основе юр.фактов в сфере исп. власти (гос управления).

Признаки : являются публичными правоотношениями; носят властный характер; являются организационными; в случае нарушения АП отношений наступает адм ответственность.

Структура : объект; субъект; юр. Факты содержание; метод АП регулирования; способы защиты адм-пр отношений (самозащита, администра, судебный).

Виды адм-пр отношений:

1)по характеру правоотношений:

Материальные, основанные на нормах материального права;

Процессуальные, возникающие с практической реализ матер норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:-горизонтальные – при взаимодействии властных структур между собой, отсутствует соподчиненность;

Вертикальные –одна сторона правоотношений подчинена другой;

Субординационные – соподчинение;

Координационные–властные полномочия совместной деят-ти нескольких управляющих субъектов;

3)по целям: регулят; охранительные.

4) по направленности:

Возникающие в рамках внуто деят-ти органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распредел обязанностей работников управленческого аппарата.)

Возникающие в рамках внеш сферы управления, в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.

Система гос и мун управления. Соц-пр и организ принципы управления.

Система ГМУ - органы и учреждения, должности управления, органа публичной власти и аппарата управления на гос и мун уровнях; пр нормы и индивидуал управленческие решения, технич ср-ва и инфо в управлении,функциональ деят-ть и отношения, взаимодействие должност лиц, работников орг власт и управл.

Признаки:

1.Целостность системы ГМУ: взаимод всех органов и уровней управления.

2.ГМУ функционирование нескольких сложных соц систем.

3.Структурность-внутрен строение системы, форма ее организации.

Подсистемы и их компоненты ГМУ:

-Институциональная подсистема , Институты власти и управления: институт Президента РФ, ФС РФ, Пра-во РФ, судебные органы: КС РФ, ВС РФ.

-Нормативно-пр подсистема - совокуп пр норм и методов, регулирующих организ и порядок де-ти орг вла и упр.

-Коммуникативная подсистема . информац связи суб управления.

-Функционально-структурная подсистема. Госу и мун органы в своих управлен функциях различ по предм, содерж, способу, объему воздействия.

Соц-пр принципы :

-Законность ,соблюдение и исполнение всеми суб и объектами гос управления пр. предписаний.

-Объективность . Научное определение путей и способов дальнейшего совершенствования гос управления. -Конкретность , осуществление гос. управления применительно к конкрет жизненным обстоятельствам.

-Эффективность , достижение целей гос. управления с применением мин затрат сил, ср-в и времени.

-Разграничение предметов ведения между фед органами гос. управления и органами власти суб РФ осущ на основе К (статьи 71 и 72). признает и гарант функционир орг мест самоупр, в пределах своих полномочий самост решают вопросы местного значения.

Организационные принципы :

-Отраслевой . образуются органы для реализации опр вида гос-управленч деят-ти (здрав, культуры).

-Территор , формиров аппарата гос (исп) власти в соответ с адм-тер делен.

-Линейный . каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функц управления.

-Функциональный : управление в рамках конкретной функции.

-Рациональное распределение полномочий между субъектами исп деят-ти: юр закрепление задач, обязанност и прав за каждым органом и работником.

-Ответственность субъектов исп дея-ти за результаты работы.

-Сочетание единоначалия и коллегиальности ; решение важнейших вопросов коллегиальными органами.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Кредит - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности чаще всего с выплатой заемщиком процентов за пользование ссудой.

Гос. и мун. кредит - денежные экономические отношения, в которых государство или муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).

Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Гос. и мун.кредит включает в себя следующие отношения :

-гос.-ое и мун.-ое кредитование - государство или муниципалитет являются кредитором;

-гос-ое. и мун.-ое заимствование - государство или муниципалитет являются должником или должником и принципалом;

-гос.-ые и мун-ые гарантии - государство или муниципалитет являются гарантом.

Формы:

1) кредиты кредитных организаций, полученные органами исполнительной власти;

2) государственные займы, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг;

3) другие долговые обязательства, в том числе в форме Договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный (муниципальный) долг на основе принятых фед.законов;

5) соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет

БК выделяет (виды):

Кредиты кредитных организаций;

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;

Кредиты иностран. государств, включая целевые иностран.кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц.

Принципы :

●добровольность, государственного кредита имеет конституционную природу, поскольку в силу ч. 4 ст. 75 Конституции государственные займы размещаются на добровольной основе. Добровольность в отношениях, связанных с государственным кредитом, проявляется в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает решение о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства. Так, БК установлено, что инициатива вступления в межбюджетные кредитные правоотношения может исходить только от субъектов РФ в лице их исполнительных органов

Принцип возвратности государственного кредита означает возвращение выданной денежной суммы кредитору. Возврат кредита может осуществляться двумя способами:

o вся сумма кредита возвращается по истечении срока разовым платежом;

o в соответствии с договором государственного кредита допускается возврат денежных средств частями. Важно отметить, что в этом случае проценты за пользование кредитом начисляются только на оставшуюся (невозвращенную) часть.

Принцип срочности означает предоставление или привлечение кредита на определенное время, по истечении которого он должен быть возвращен. Срок по договору государственного кредита может быть определен действующим законодательством, кредитным или иным договором. Например, в соответствии с БК долговые обязательства Правительства РФ могут предоставляться на срок от одного года до 30 лет.

Принцип целевой направленности государственных кредитных средств закреплен БК и означает право стороны, предоставляющей во временное пользование свои денежные средства, оговаривать цели их размещения.

Например, органы государственной власти субъектов РФ имеют право привлекать из федерального бюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов региональных бюджетов по погашению возникших долговых обязательств (см. ст. 93.2 БК, Закон г. Москвы от 14.11.2007 № 43 "О государственном долге города Москвы", Закон Тюменской области от 26.09.2006 № 494 "О государственном долге Тюменской области"). Средства федерального бюджета в качестве бюджетного кредита субъекту РФ выдаются на финансирование кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета субъекта РФ. Например, в 2008 г. Правительство РФ было наделено правом предоставлять бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении региональных бюджетов, а также на осуществление мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий (см. ст. 16 Закона о бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.).

I. Вопросы кафедры государственного и муниципального управления

Понятие и свойства системы. Большие и сложные системы.

Система - это совокупность взаимосвязанных частей.

Понятие системы раскрывается через свойства, учитываются те свойства, которые необходимы для решения проблемы.

Свойства:

· Статические – «мгновенное фото», то, чем обладает система в любой, но фиксированный момент времени:

- целостность – система выступает, как некое обособленное единое целое, позволяет разделить мир на 2 части: система и окружающая среда.

-открытость – «модель черного ящика», совокупность входов и выходов, связь с окружающей средой.

- неоднородность – различимость частей, «модель состава» - список частей данной системы

- структурированность – «модель структуры» - совокупность связей внутри системы

· Динамические – изменение системы со временем:

- функциональность – все системы функциональны, выполняют какую либо функцию.

- стимулированность – воздействие на систему извне называется стимулами. Стимулов много, наиболее распространенные это управляемые и неуправляемые мной входы

- измененчивость системы со временем – система со временем меняется: компоненты, структура

- нахождение в постоянно меняющейся окружающей среде – все системы со временем меняются, следствие окружающая среда тоже меняется

· Синтетические свойства – взаимодействие системы с окружающей средой

- эмерджентность – у каждой системы есть какие-то свойства которые не могут быть у ее составляющих частей, за новый свойств отвечает структура.

- ингеренстность – степень согласования с окружающей средой и степень эффективности выполнения функций системы в этой окружающей среде

- неразделимость на части – если хотим сохранить свойства системы, удалять из неё ничего нельзя.

- целесообразность – система создается для достижения каких-либо целей, система есть средство для достижения цели. Субъективная цель – желаемое будущее состояние системы, объективная – цель есть будущее реальное состояние системы.

Большие системы – модель истинная, но неадекватная, но не хватает ресурсов для достижения цели в нужный момент времени. 2 способа управления: упростить модель (для получения вовремя результата), или привлечь дополнительные ресурсы.

Сложные системы – модель этой системы неадекватна (нам что-то неизвестно), следовательно на выходе мы не получаем цель. Чтобы упростить систему 2 способа: пополнять модель необходимой информацией пока на выходе не получим цель, либо упрощать саму систему (Из сложной в простую – знаем как ей управлять). Но для одних субъектов она будет простой, а для других сложной.

Основные принципы организации системы гос. и мун. управления.

СГиМУ можно назвать одной из важнейших дисциплин управленческого цикла. Предметом СГиМУ являются территориальные образования. В роли территориального образования может выступать любое территориальное поселение, у которого есть свои административные границы, который является основной частью региона и наделен возможностью самоуправления. Система управления разделена вертикально и горизонтально. Вертикальное разделение – это разделение на уровни власти, а горизонтальное – на ветви власти.
Уровни власти – разделение властей в соответствии с наделением их определенных полномочий – от высших звеньев управления к низшим. Уровни власти задают способ разделения административной ответственности.
Ветви власти – вертикальное разделение властей для поддержания демократического режима в стране. Вертикальное упорядочивание управленческой деятельности. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную. Разделение СГиМУ на вертикальные и горизонтальные составляющие призвано обеспечить более рациональное и эффективное управление в стране.
СГиМУ содержит два вида управления: Государственное и муниципальное. Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивать защиту государства как целостности и его институтов. Управление в этой области ведется «сверху – вниз», поэтому государство берет на себя право реализации общественного интереса. Государственное управление – это процесс регулирования отношений внутри страны. Направлено на защиту интересов страны, ее институтов и интересов проживающих в ней граждан. Государственное управление осуществляется с помощью государственной власти, которую можно назвать органом законного принуждения в интересах большинства, при соблюдении интересов государства. В качестве системы ГУ реализует некоторые функции:

Институциональная: создает определенные институты для решения государственных вопросов
- регулятивная: регулирует поведение субъектов через систему норм и правил
- целеполагающая: выбирает самые приоритетные пути развития страны
- функциональная: поддерживает все хозяйственные инфраструктуры страны
- идеологическая: формирует общенациональную идею, чтобы объединить людей внутри государства.
МУ напротив, осуществляется «снизу-вверх», для того, чтобы адаптировать муниципальный интерес к государственному. Смысл такой адаптации состоит в том, чтобы обустроить среду обитания людей, наладить связь между территориями. Вся работа МУ направлена на решение вопросов местного значения. Это обоснованно тем, что вопросы такого характера могут понять и решить только люди, непосредственно проживающие на этой территории. Основные принципы формирования СГУ: - принцип разделения властей. Данный принцип введен Монтескье. Как раз этот ученый предложил разделить власть на три составляющие – законодательную, исполнительную и судебную. Это разделение должно привести к повышению эффективности контроля за работой государственных органов власти.
- принцип комплементарности. Обеспечивает непрерывность в системе власти. Равномерное распределение властных функций. Выделение властных полномочий как сверху, так и снизу.
- принцип субсидиарности. Определяет, как будут распределяться и перераспределяться полномочия между управленческими уровнями государственной власти. Определяет, как органы должны исполнять свои полномочия и какую ответственность они несут перед населением. Этот принцип имеет два измерения. Вертикальное – как властные полномочия распределяются между уровнями власти, от местной власти к государственной. Горизонтальное распределение власти характеризуется распределением полномочий на федеральном, региональном и местном уровнях.

Принцип суверенности. Предполагает наличие независимости. То есть суверенность должна способствовать тому, чтобы государство в международных рамках было независимым.
- принцип демократизма. Говорит о том, что население должно принимать непосредственное активное участие в ГиМУ. Т.е. должны принимать участие при избрании органов власти.
- принцип гомогенности. Преимущество федерального права над региональным. Этот принцип говорит о том, что региональное законодательство должно находиться в отношении соподчинения в отношении федерального.

В настоящее время растет популярность специальности «государственное и муниципальное управление». Кем работать можно после завершения обучения?

Общие моменты

Казалось бы, такая престижная специализация, высокий проходной балл при поступлении в высшее учебное заведение должны быть гарантией прекрасной карьеры, быстрого и выгодного трудоустройства. Но на практике ситуация обстоит несколько иначе. Окончили факультет «государственное и муниципальное управление»? Кем работать - не знаете? Для начала выделим особенности данного направления.

Особенности профессии

Возникает закономерный вопрос у тех, кто выбрал для «государственное и муниципальное управление»: кем можно работать после завершения учебы? У вчерашних студентов есть сразу три альтернативных пути:

  • работать в частной организации;
  • трудоустроиться в государственную структуру;
  • получить должность в институте либо исследовательской лаборатории.

Такие перспективы у специализации «государственное и муниципальное управление», кем работать - выбор остается за обладателем диплома. При трудоустройстве соискатель должен учитывать финансовые потребности, собственные амбиции. После обучения на протяжении пяти лет основам прогнозирования и анализа не должно возникать особых проблем при проработке всех преимуществ предлагаемой должности.

Карьерный рост

В реальной жизни выпускники направления «государственное и муниципальное управление», кем работать, не выбирают, а соглашаются на любые предложения, касающиеся делопроизводства. Подобную должность трудно назвать пределом мечтаний, но, несмотря на невысокую заработную плату, существенный объем работы, у делопроизводителя есть все шансы для неплохого карьерного роста. Но это актуально только в тех организациях, в которых возможно последующее продвижение по служебной лестнице. Обладатели диплома по направлению «государственное и муниципальное управление», кем работать, должны выбирать сами.

Служба государству

Если выпускник выбрал работу в государственной организации, он должен понимать весь груз ответственности, который на него возлагается. По сути, такой работник является посредником между институтами власти и обычными людьми. Рассуждаете над тем, кем работать после «государственное и муниципальное управление» факультета? Сначала можно рассчитывать в государственных структурах только на должность специалиста 2 категории. Оклад, который предложат молодому специалисту, не превышает 20-25 тысяч рублей. Но со стороны государства во многих регионах страны предлагаются различные меры поддержки, например, льготы для поступления детей в дошкольные учебные заведения, бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение в местных санаториях. По мере увеличения стажа автоматически повышается размер появляется возможность продвижения по служебной лестнице.

Частные компании

Имеете на руках диплом со специализацией «муниципальное и государственное управление», где работать, еще не решили? Попробуйте трудоустроиться в частную фирму. В таком случае можно даже без стажа рассчитывать на неплохой оклад. Если вы хотите получить сиюминутную материальную прибыль, сразу подыскивайте вакансии в негосударственных компаниях. Выпускники, которые мечтают служить своей стране верой и правдой, должны быть готовы к невысокой заработной плате, ненормированному графику работы. Основным преимуществом подобного выбора можно считать возможность для максимального удовлетворения своих личных амбиций. У вас специальность «государственное и муниципальное управление», кем работать, еще не решили? В таком случае попробуйте сначала оформиться на работу в крупную корпорацию. В любой фирме есть специальный отдел, сотрудники которого занимаются налаживанием взаимосвязей с государственными структурами.

Требования к сотруднику частной компании

Для того чтобы рассчитывать на высокую заработную плату, работать в отделе, занимающемся связями с государственными структурами, необходимо обладать определенными навыками:

  • проводить полный анализ действий власти, принимаемых законов, проводимой политики;
  • находить пути эффективного взаимодействия с государственными структурами;
  • поддерживать и внедрять программы, которые направлены на совместную деятельность с местными органами самоуправления;
  • выявлять главные потребности компании.

Далеко не в каждой частной компании существует взаимодействие с органами государственной власти на таком высоком уровне, который бы позволял создавать специальные отделы, нанимать квалифицированных сотрудников. Подобной деятельностью занимаются только огромные корпорации и крупные монополисты. В них основным держателем акций и учредителем выступает государство, поэтому трудоустроиться в такую серьезную компанию вчерашнему выпускнику будет сложно, даже если у него профессия "государственное и муниципальное управление". Где работать новоиспеченным специалистам?

Консалтинговые конторы и аналитические центры

Трудоустройство в такие организации не гарантирует высокой заработной платы, К тому же тут будет трудно рассчитывать на быстрый карьерный рост. Но для тех людей, которые интересуются прогнозированием, анализом, работа в консалтинговом центре либо аналитическом агентстве станет отличным вариантом. Если те прогнозы, которые вы будете составлять, окажутся точными и удачными, есть шанс через несколько лет завоевать положительный имидж, стать уважаемым членом команды. Постепенно вы получите некий вес в определенном кругу, к вашим предложениям и идеям будут прислушиваться, вы будете систематически приглашаться на разнообразные аналитические программы и передачи. При этом необходимо понимать, что полноценную карьеру могут сделать только единицы, всем остальным придется довольствоваться вторыми ролями, выполнять весьма прозаичные обязанности. Есть небольшая вероятность оказаться сотрудником международной консалтинговой компании, получить возможность реализовать собственный потенциал.

Работа чиновником

Существуют определенные требования, которые предъявляет работодатель к выпускнику высшего учебного заведения. Для того чтобы рассчитывать на престижную работу, необходимо продемонстрировать потенциальному работодателю следующие качества:

  • Анализ. Необходимо владеть информацией об основных изменениях, происходящих на финансовом рынке, в налоговой политике, следить за политическими тенденциями, знать о возможных рисках управленческой работы.
  • Организация деятельности. Уметь создавать и планировать новые проекты, включая и разработку программ для целого региона.

Помимо перечисленных выше навыков, чиновник должен налаживать полноценные взаимоотношения с общественностью, владеть несколькими языками, оказывать консультации частным фирмам. Если у молодого сотрудника есть все эти качества, он найдет себе весьма перспективную и высокооплачиваемую работу, будет востребован.

Заключение

После пятилетнего обучения, получив специальность «государственное и муниципальное управление», кем устроиться на работу, решает сам обладатель диплома. Важно не забывать все те навыки и знания, которые были приобретены в процессе учебы, в полном объеме реализовывать на практике. Данная специальность считается в нашей стране одной из самых современных и молодых. В 2015 году в РФ ввели новый федеральный образовательный стандарт по подготовке специалистов по государственному и муниципальному управлению. На данный момент эта специализация является одной из самых востребованных у абитуриентов, поэтому для поступления на факультет управления нужны высокие баллы единого государственного экзамена. Успешные выпускники общеобразовательных школ стараются попасть именно на эту специализацию, понимая, что после завершения обучения у них будет реальный шанс трудиться в коммерческих структурах, государственном управлении.