Обязанности россиян согласно Конституции РФ. Справка. Конституционные обязанности государства Конституционные обязанности личности в российской федерации

Конституционная обязанность - это закрепленная Конституциейв интересах общества необходимость, предписывающая каждому индивиду определенный вид и меру своего поведения.

Здесь важно выделить два конституционных принципа:

а) равенство обязанностей (ч. 2 ст. 6Конституции РФ);

б) уважение прав и свобод других лиц. Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

КонституцияРФ закрепляет следующие конституционные обязанности человека и гражданина:

1. Соблюдение Конституции РФ и законов. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15Конституции России. По сути она распространяется и на не граждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции РФ и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты (ч. 5 ст. 13Конституции РФ).

2. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. В частях 2и3 ст. 38Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан: во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании; во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих детей и родителей, когда они еще или уже не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.

3. Получение основного общего образования. Конституция РФ возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, на родителей и лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно даже представить себе, какова может быть их ответственность и в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности общего основного образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

4. Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44Конституции РФ). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

5. Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

6. Сохранение природы и окружающей среды. Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58).

7. Защита Отечества и обязанность воинской службы. Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина РФ" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и мобилизации.

Конституционные обязанности (безусловные для выполнения действия) – это определяемые нормами Конституции РФ границы допустимого поведения субъектов, чрезвычайно важную составную часть их правового статуса. Обязанность гражданина – обязательное соблюдение Конституции, законов, актов органов муниципального и местного самоуправления. Согласно этому определению возникает право различных правительственных организаций, администраций местного самоуправления требовать от физических лиц выполнения закрепленных в Конституции правил.

Конституционные права и декларируемые обязанности граждан прочно связаны и составляют единое целое, при этом они являются обязательным элементом правового статуса субъекта. Комплекс сложнейших связей человека с коллективом, обществом и государством представляет определенную обобщенную категорию – правовой статус.

Закрепленные Конституцией права, обязанности личности определяют порядок взаимоотношений граждан с государством. Конституция определяет базовые права, свободы и обязанности субъекта, а в дальнейшем на их основе создается юридическая база всех прочих прав, свобод и обязанностей, находящих применение в законах.

Конституция – основной закон, в ней содержатся исходные положения, которые регулируют общественные взаимоотношения в разных сферах. Известно, что в России в полном объеме гарантируются базовые права и свободы людей, исходя из норм международного права.

Суждение - правовой статус, можно представить в виде перечня его структурных элементов:

  • основные конституционные права, обязанности;
  • правосубъектность;
  • российское гражданство;
  • юридическая ответственность гражданина;
  • базовые правовые нормы;
  • законные интересы гражданина и государства.

Основные конституционные обязанности населения России:

  • Верховенство конституционных обязанностей. Все обязанности, определенные в Конституции, являются основными, т. е базовыми, а все иные обязанности, устанавливаемые законами, не должны им противоречить. Ни граждане, ни чиновники не имеют права нарушать закрепленные в Основном законе положения. Президент страны – гарант соблюдения Конституции. Если возникает конфликтная ситуация, то конституционная норма имеет приоритет.
  • Установленные конституцией обязанности – юридическая база для всех типов обязанностей, возникающих в процессе законотворчества. При этом необходимо отличать обязанности человека без гражданства от обязанностей гражданина. Любой житель планеты на территории РФ, лицо без гражданства или иностранец пользуются естественными правами – безусловное право на жизнь, право собственности и т. д. После юридического закрепления права человека в законодательстве, оно превращается в обязанности гражданина. Например, в ст. 59 Конституции России написано, что защита Отечества – безусловная обязанность каждого гражданина.
  • Базовые конституционные обязанности сформированы в общем виде. Конкретизация и деталировка производится в отраслевых нормах.
  • Действие Конституции и определяемых нею конституционных обязанностей действует во всех регионах РФ, в отношении любого жителя Земли и всех граждан России
  • Основной Закон декларирует - все граждане равны перед законом, их конституционные обязанности одинаковы, т. е. в Основном законе закреплен принцип равноправия.
  • Важный принцип – непрерывность конституционных обязанностей для граждан. Человек ответственен перед обществом и государством. В случае несоблюдения базовых конституционных обязанностей возникает юридическая ответственность, определяемая действующим законодательством.

Разновидности конституционных обязанностей

Одна из составляющих правового статуса гражданина – декларируемые конституционные обязанности. Базовые обязанности апатрида и гражданина, которые делятся на:

  • общие конституционные обязанности;
  • частные обязанности.

Общие обязанности – строгое соблюдение федеральных законов и Конституции, безусловное уважение прав и свобод соотечественников, бережное отношение к природе своей страны, сохранение культурного, исторического наследия и памятников. Выполнение этих обязанностей обязательно для всех граждан России.

Частными обязанностями считаются только те, которые касаются определенных категорий населения – родителей, совершеннолетних детей, военнообязанных, налогоплательщиков и т. д. Например, налогоплательщики обязаны платить установленные местными и федеральными законами налоги, сборы. Конституция РФ четко определяет основные обязанности:

  • неукоснительное соблюдение Конституции, федеральных законов;
  • оборона Отечества;
  • уплата установленных законами фискальных выплат;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • уважение к правам и свободам других граждан;
  • стремление сохранить памятники истории и культуры;
  • патриотическое воспитание и качественное образование детей;
  • помощь престарелым родителям.

Статья 15 Конституции устанавливает за гражданами, должностными лицами, администрациями муниципального самоуправления, правительственными организациями, обязанность – соблюдение Конституции и государственных законов.

Защита Отечества от внешней агрессии – основная обязанность и священный долг граждан России. Эта обязанность направлена на обеспечение безопасности государства, защиту населения, материальных и моральных ценностей российского общества. Федеральный закон о военной службе создан на основе на ст. 59 ч.2 Основного Закона. Всеобщая воинская обязанность включает в себя следующие элементы:

  • воинский учет;
  • систему обязательной подготовки к службе;
  • компанию призыва на военную службу;
  • период прохождения службы;
  • увольнение в запас;
  • периодический призыв для граждан находящихся в запасе на переподготовку.

Уплата налогов, сборов в бюджет страны и местные бюджеты регионов. Статья 57 Конституции декларирует – каждый гражданин России обязан платить налоги и местные и муниципальные сборы. Важно, что законы, ухудшающие положение плательщиков налогов, а также вводящие новые налоги, не имеют обратной силы.

Сохранение заповедников, природы, лесов, рек и окружающей среды обитания. Статья 58 Конституции определяет, что в обязанности каждого гражданина, правительственных организаций и местного самоуправления, входит сохранение окружающей природной среды. За нарушения этой статьи, в зависимости от возникших последствий, предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность, а в особо тяжелых случаях – уголовная ответственность.

Уважение прав и свобод сограждан. В Основном Законе зафиксировано, что при реализации своих законных прав и свобод запрещено нарушать права и свободы кого-то бы ни было. Реализуя свои права, люди постоянно взаимодействуют, и порой между ними возникают конфликты и противоречия. Важнейшей задачей считается достижение определенных компромиссов для согласования взаимных интересов. Считается недопустимым проявление эгоизма, анархии и своеволия при реализации своих прав за счет других лиц.

Забота об исторических, культурных памятниках. Конституция вменила в обязанность граждан России заботиться и сохранять культурное и историческое наследие (ст. 44). Уникальной ценностью всего российского народа и неотъемлемой частью всемирной культуры являются объекты культурного наследия Отечества. Установленная Конституцией обязанность по защите и сохранению памятников истории и культуры касается всех субъектов правоотношений, кроме того, она распространяется также на артефакты, прибывшие из-за рубежа.

Забота о детях и престарелых родителях (ч. 4 ст. 434). Воспитание детей и забота о них – исключительное право и обязанность родителей. Согласно Основному закону родители или опекуны, попечители обязаны предоставить своим детям возможность получить общее образование.

С момента совершеннолетия или при вступлении в брак ребенка, не достигшего совершеннолетия, ответственность родителей прекращается. Более подробно обязанности и права родителей описаны в «Семейном кодексе», а обязанности относительно образования детей закреплены законом «Об образовании».

Основной Закон РФ устанавливает для детей, трудоспособных и достигших 18 лет, конституционную обязанность проявлять заботу о своих нетрудоспособных родителях. Несомненно, что подобные отношения зависят от воспитания, чувства долга взрослых детей их нравственных и человеческих качеств привитых родителями. Если же в судебном порядке будет вынесено постановление об уклонении от своих прямых обязанностей родителями, при лишении родительских прав и других подобных обстоятельствах, то на основании судебных решений дети освобождаются от необходимости содержать, помогать и поддерживать своих престарелых «родителей».

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выполнила:

студентка 4 курса заочного отделения

Киященко Наталия Николаевна

Проверила: научный руководитель

Моисеева Е.В.

Челябинск, 2010


Введение

1. Система конституционных прав и свобод гражданина РФ

2. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

3. Конституционные обязанности человека и гражданина РФ

4. Задача 1

5. Задача 2

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент – права, свободы и обязанности личности.

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.

Считается, что существует набор причин, по которым одни права и свободы закрепляются конституционно, другие – в текущем законодательстве.

К причинам закрепления их в Конституции принято относить:

1. значимость этих прав и свобод для человека и общества;

2. изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод;

3. верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными;

4. принадлежность основных прав и свобод каждому гражданину;

5. всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина;

6. основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина;

7. они действуют на всей территории государства.

Юридические права и свободы – очень близкие и по существу тождественные понятия. Будучи закреплены в Конституции, они означают меру возможного поведения т.е. определяют границу. Рамки возможных действий, вид и меру поведения, возможность пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Соответственно юридические обязанности – это мера должного поведения. Будучи закреплены в Конституции, они определяют вид и меру общественно необходимого поведения граждан, предъявляют обязательные требования к поведению, действиям личности.

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему. Все они, закрепленные в 48 статьях 2-й главы Конституции РФ в количестве 109 норм, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественного права.

1. Система конституционных прав и свобод гражданина РФ

Все основные права и свободы человека и гражданина РФ подразделяются на:

I. личные (гражданские) права и свободы. Согласно гл.2 Конституции РФ к этой группе прав относятся:

Право на жизнь,

Право на свободу и личную неприкосновенность,

Право на неприкосновенность жилища,

Право на неприкосновенность частной жизни,

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,

Право на определения национальности,

Право на пользование родным языком,

Право на свободу передвижения и места жительства,

Право на свободу совести

Набор этой группы прав и свобод в науке конституционного права наделяют следующими особенностями:

1.1. они являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

1.2. они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан и предполагает определенную этику и законность поведения государственных служащих, их уважительное, чуткое, внимательное, соответствующее правовым предписаниям отношение к людям, а равно требования к членам общества не нарушать права и свободы других;

1.3. особо значимы и наиболее уязвимы в их числе права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, переговоров, телеграфных и иных сообщений.

Право на неприкосновенность личности означает, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было. Институт неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).

Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных ФЗ, и на основании судебного решения. Закон разрешает проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц в двух ситуациях:

1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, землетрясение и.д.)

2) при защите правопорядка (для раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу, получения сведений о преступлении и подозреваемых в его свершении лицах при проведении оперативно - розыскной работе, в рамках административного права, исполнения приговоров и др. судебных решений).

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейнуютайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый также имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основе судебного решения.

Право на определение национальности означает, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Русский язык признан государственным на всей территории РФ. Конституция гарантирует всем ее народам как право на пользование родным языком , на создание условий для его изучения и развития, так и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права каждому, кто законно находится на территории РФ, предоставляется свобода передвижения и места жительства.

Важнейшими духовными правами человека являются: свобода совести, свобода вероисповедания. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

II. политические права. Связаны с обладанием гражданства государства и в отличии от личных прав, адресованных в Конституции «каждому», принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Гражданин может участвовать в политической жизни общества по достижению им возраста 18 лет.

Формами непосредственного осуществления гражданами политической государственной власти являются: референдумы, всенародное голосование по вопросам государственной и местной жизни, все виды участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

Формами воздействия граждан на политическую государственную власть всех уровней является: влияние избирателей на своих депутатов, выражение общественного мнения по всем вопросам внутренней и внешней политики.

К важным средствам проявления активности граждан относятся: обращения лично и через коллективы в государственные органы и органы местного самоуправления по индивидуальным и общественным делам и для защиты своих прав. Граждане имеют равный доступ к государственной службе всех видов. За каждым из них закреплено право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии для непосредственного решения государственных проблем, профсоюзы для защиты своих производственных, социальных и других интересов, достижения установленных целей и т.д.

III. социально-экономические права. Образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Они относятся к таким важным сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование и служат обеспечению материальных, духовных, физических и др. социально значимых потребностей и интересов личности.

В ст.7 Конституции РФ закреплены положения, определяющие экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. К ним относятся: собственность (ст.35); право на землю (ст.36); свобода труда и право на труд в надлежащих условиях (ст.37); охрана семьи (ст.38); право социального обеспечения (ст.39); право на жилище (ст.40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41); право на благоприятную окружающую среду (ст.41); право на образование (ст.43); свобода научного, технического, литературного, художественного и др. видов творчества, преподавания (ч.1,2 ст.44); право на пользование учреждениями культуры (ч.3 ст.44).

2. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов.

Ч. 1 ст. 17 закрепляет гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; ч. 2 ст. 19 гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина безо всякой дискриминации; ст.28 гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания; ст.29 гарантируется свобода слова и мысли (ч.1); свобода массовой информации (ч.5); ч.4 ст.35 гарантирует право наследования; ч.5 ст.37 работающим по трудовому контракту гарантируется установленная ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск; ч.1 ст.39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и т.п. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных муниципальных государственных учреждениях и на предприятиях гарантируется ч.2 ст.43; ч.1 ст.44 гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и др. видов творчества, преподавания; ч.1 ст.45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина; ч.1 ст.48 гарантирует право на получение квалификационной юридической помощи; ч.2 ст.61 российским гражданам, находящимся за границей, гарантируется покровительство и защита со стороны России. Свобода труда при его оплате не ниже установленного ФЗ минимального размера и защита граждан от безработицы гарантируется ст.37; ч.2 ст.8 гарантирует право частной собственности (включая землю, ч.1 ст.36); ст.41 гарантирует охрану здоровья и медицинскую помощь. Помимо личных прав и свобод, государство гарантирует и политические права и свободы граждан, изложенных в ст.32 Конституции РФ. Например: ст.13, 30 гарантирует свободу общественных объединений; ч.2 ст.46, 52 гарантирует защиту прав граждан от произвола властных структур и должностных лиц и т.п.

Следовательно, осуществление конституционных прав и свобод не просто провозглашается, но и гарантируется Конституцией и законодательством РФ. Для каждого конституционного права человека и гражданина предусматривается некий отправной уровень, стандарт, понижение которого государством не должно допускаться.

3. Конституционные обязанности человека и гражданина РФ

Права и обязанности невозможны друг без друга. Конституционные обязанности человека и гражданина направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служат как личным, так и общественным интересам; имеют важную общественную и государственную значимость. Правовое содержание конституционных обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам, подтверждением чему служит как личным, так и общественным интересам; имеют важную общественную и государственную значимость. Правовое содержание конституционных обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам, подтверждением чему служит конституционное положение ч.1 ст.59 о том, что защита Отечества является сначала долгом, а потом обязанностью гражданина РФ. Такая последовательность подчеркивает первичность появления моральных норм по отношению к юридическим, а так же может расцениваться как первичность личностной мотивации должного поведения по отношению к гражданской.

Конституционные обязанности, будучи закрепленными, в Конституции РФ, приобретают высшую юридическую силу и всеобщий характер.

К Конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:

Соблюдение Конституции РФ

Уважение прав и свобод других лиц

Обязанность родителей заботиться о детях, об их воспитании

Обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях

Обязанность родителей или их заменяющих (опекунов, попечителей) обеспечить получение детьми образования данного уровня

Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры

Платить законно установленные налоги и сборы

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Обязанность граждан РФ защищать Отечество.

4. Задача 1

Решите задачу со ссылкой на статьи закона: Павлова обратилась в суд с иском о взыскании алиментов с бывшего супруга. Она осуществляет уход за их пятнадцатилетним сыном-инвалидом, постоянного заработка не имеет. Бывший супруг отказался признать иск, поскольку брак расторгнут одиннадцать лет назад, а травму, ставшую причиной инвалидности, сын получил восемь лет назад по недосмотру матери.

Даже при регламентировании алиментных обязательств супругов и бывших супругов Семейный кодекс не забывает о несовершеннолетних детях. При определенных условиях жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы, имеют право на получение алиментов на его содержание (ст. 89 СК). То же самое можно сказать о праве бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака, поскольку и бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка, как правило, нуждается в материальной поддержке со стороны бывшего супруга (ст. 90 СК).

Что же касается бывшего супруга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы, то пункт 1 ст. 90 СК предоставляет право взыскания алиментов на его содержание только при условии нуждаемости.

Данное исключение предусмотрено для случаев, когда один из супругов в течение брака не имел самостоятельного дохода в связи с тем, что по обоюдному согласию супругов занимался уходом за детьми или ведением домашнего хозяйства и в связи с этим не приобрел право на трудовую пенсию. Если после расторжения брака до достижения им пенсионного

Требовать алименты от другого супруга может также супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Группа инвалидности ребенку, не достигшему 16 лет, не определяется. Право на алименты не зависит от того, является ли супруг, требующий алименты, нетрудоспособным. Поскольку инвалиды I группы нуждаются в постоянном постороннем уходе, супруг, ухаживающий за ребенком-инвалидом, как правило, вынужден или не работать совсем, или работать неполное время, что существенно отражается на его возможности получения дохода. Неблагоприятные материальные последствия необходимости ухода за ребенком-инвалидом должны в равной мере нести оба супруга, в связи с чем супруг, осуществляющий такой уход, имеет право на взыскание со второго супруга средств на свое содержание. Нуждаемость супруга, претендующего на алименты, определяется в общем порядке.

Статья 90. Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака

Настоящие правила включают в себя сложный комплекс отношений в семье и между супругами. Нуждающийся супруг должен получить поддержку и после расторжения брака.

Согласно СК РФ, бывший супруг вправе при определенных обстоятельствах требовать взыскания алиментов в судебном порядке с другого бывшего супруга. Ограничение права бывшего супруга требовать предоставления содержания после расторжения брака связано с тем, что супруги после развода становятся посторонними друг другу лицами, и семейные связи между ними прекращаются.

Такое право на взыскание алиментов в судебном порядке признается за бывшей женой в период беременности и в течение трех лет с момента рождения общего ребенка. Бывшая жена сохраняет право на алименты только в том случае, если беременность возникла до момента расторжения брака. Женщина, состоящая в фактическом браке, не имеет такого права.

Особо оговаривается право на алименты того из супругов, который осуществляет уход за общим ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, оно сохраняется только в случае, если ребенок был рожден до расторжения брака или в течение 300 дней с момента расторжения брака. Нетрудоспособность ребенка может возникнуть как до расторжения брака, так и после его расторжения.

Нетрудоспособный нуждающийся супруг по общему правилу имеет право на получение содержания от бывшего супруга, только если его нетрудоспособность возникла в течение одного года после расторжения брака. Однако суд может признать право на алименты за супругом, ставшим нетрудоспособным в течение пяти лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Данное исключение предусмотрено для случаев, когда один из супругов в течение брака не имел самостоятельного дохода в связи с тем, что по обоюдному согласию супругов занимался уходом за детьми или ведением домашнего хозяйства и в связи с этим не приобрел право на трудовую пенсию. Если после расторжения брака до достижения им пенсионного возраста остается менее пяти лет, он, как правило, не успевает приобрести права на такую пенсию.

5. Задача 2

Кто вправе требовать признание брака недействительным?

СК РФ (ст.27) Признание брака недействительным:

1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 14 и 12 и пунктом 3 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, т.е. если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

3. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния (ЗАГС) по месту государственной регистрации заключения брака.

4. Брак признается недействительным со дня его заключения (ст. 10 настоящего СК).

Согласно ст.28 СК РФ Лица, имеющие право требовать признание брака недействительным

1. Требовать признания брака недействительным вправе:

Несовершеннолетний супруг, его родители, его родители (лица, их заменяющие), орган опеки и попечительства или прокурор, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижении этим лицом брачного возраста (ст.13 СК РФ). После достижения несовершеннолетним супругом возраста восемнадцати дет требовать признание брака недействительным вправе только этот супруг;

Супруг, права которого нарушены заключением брака, а также прокурор, если брак заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение: в результате принуждения, обмана, заблуждения или невозможности в Сулу своего состояния в момент государственной регистрации заключения брака понимать значение своих действий и руководить ими;

Супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, опекун супруга, признанного недееспособным, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку, др. лица, права которых нарушены заключением брака, произведенного с нарушениями требований ст 14 СК, а также орган опеки и попечительства и прокурор;

Прокурор, а также не знавший о фиктивности брака супруг в случае заключения фиктивного брака;

Супруг, права которого нарушены, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 3 ст.15 СК.

2. При рассмотрении дела о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также лицом, признанным судом недееспособным, к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства.

Заключение

Конституционные права, свободы и обязанности, прежде всего, опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто уклоняется от их несения. Подобно тому, как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства, выражающиеся в гарантиях этих прав. Иначе говоря, предоставляя гражданам права и свободы и, возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения – с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.


Список использованной литературы

1. Конституционное право: Учебник / Под ред. Проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 1998. – 544 с.

2. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм. – Ростов н/Д; Феникс, 2007. – 445, с. (Высшее образование).

3. Смоленский М.Б., Мархгейм М.Б. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 448 с.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • · соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • · платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • · сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • · защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • · заботиться о детях (ст. 38);
  • · заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • · получить основное общее образование (ст. 43);
  • · заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Обязанности -- составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Равенство обязанностей - этот принцип, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Соблюдение Конституции и законов - это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на не граждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов -- всеобщее правило, не знающее исключений. Право: Учебник. / Под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 306 с.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической, силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

Уважение прав и свобод других лиц - это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого -- закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

В ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, -- обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции). "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с внесенными поправками от 21.07.2014) Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова., В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 210 с.

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами. гарантия защита обязанность конституция

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с внесенными поправками от 21.07.2014) В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество -- это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но защита Отечества и несение военной службы -- это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, в которых они несут службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 6 января 2007 г.) установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного федеральным законом права на освобождение или отсрочку от призыва. Закон регламентирует воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважительной причины или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев.

Вопросы прохождения военной службы (срок, заключение контракта, порядок отбора кандидатов и др.) регулируются Положением, утвержденным Указом Президента РФ (в редакции от 17 апреля 2003 г.). Правовое положение военнослужащих определено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (в редакции от 6 января 2007 г.).

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подведомственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в качестве специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ. Те федеральные органы исполнительной власти, которые заинтересованы в прохождении альтернативной службы гражданами в подведомственных им организациях, представляют соответствующие предложения по видам работ, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ. Теория государства и права. / Под ред. А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 380 с.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отметил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.

Необходимо учитывать, что начавшаяся реформа армии, и особенно предстоящий переход к регулярной армии на профессиональной основе, повлечет существенное изменение законодательства о военной службе.

Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Основные права и свободы человека и гражданина РФ отражены во Второй главе Конституции РФ. Объединим их в несколько групп:

1. Личные (гражданские): право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода передвижения и выбора местожительства, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести, право на сопротивление насилию, на справедливый суд.

2. Политические: свобода слова и убеждений, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством.

3. Экономические: право на труд, право на отдых, право на участие в управлении предприятием, право частной собственности, право на предпринимательство, право на забастовку.

4. Социальные: право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и охрану здоровья), право на достаточный уровень жизни, право на жилище, право на образование.

5. Культурные: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса.

За соблюдением прав человека следят не только государственные органы, но и уполномоченные лица. Гарантом прав и свобод человека является Президент РФ (ст. 80, п. 2 Конституции РФ). В 1996 г. в России была учреждена должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), в 2009 г. – Уполномоченного по правам ребенка.

Обязанности человека и гражданина. Они содержатся в Конституции РФ:

1. Соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15, п.2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (ст. 17, п. 3).
3. Забота о своих детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38, пп. 2,3).
4. Получение основного общего образования (9 классов) (ст. 43, п. 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (ст. 44, п. 3).
6. Уплата налогов и сборов (ст. 57).
7. Бережное отношение к природе и окружающей среде (ст. 58).
8. Защита отечества (ст. 59).

Правоспособность – способность иметь права и обязанности согласно законам России (появляются с рождения). Например, право на жизнь, имя, достоинство.

Дееспособность – способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности (приобретаются постепенно). Например, малолетние дети от 6 до 14 лет могут совершать только мелкие бытовые сделки. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут с разрешения родителей совершать различные сделки, распоряжаться своим заработком, иметь авторские права.

Деликтоспособность – способность лица нести ответственность за совершенные правонарушения:
с 14 лет – частичная уголовная и гражданская ответственность;
с 16 лет – полная уголовная, административная и дисциплинарная ответственность;
с 18 лет – полная гражданская ответственность.

Международный билль о правах человека состоит из пяти документов:

1. Всеобщая декларация прав человека(10 декабря 1948 г.);
2. Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
3. Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
4. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах - Положение о порядке рассмотрения индивидуальных жалоб (1966);
5. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Изложенный материал необходимо знать не только для подготовки к ЕГЭ. Чтобы вписываться в общественную систему и чувствовать себя уверенно, прежде всего, мы должны хорошо знать свои права и обязанности!