Мвд определилось с штрафом за опасное вождение. Опасное вождение: какой штраф за создание аварийной ситуации на дороге

Что же такое "опасное вождение "? Новый в ПДД термин имеет достаточно поверхностное определение, достаточно длинное, но, тем не менее, с 8 июня 2016 года имеет силу в обновлённых Правилах дорожного движения, и активно обсуждается и продвигается штраф за опасное вождение. Но давайте рассмотрим такой термин как "опасное вождение " по порядку!

О необходимости применения санкций - за агрессивное вождение говорится уже давно. На самом деле этой теме уже более десятилетия. Но сам термин "опасное вождение" было предложено ввести только в конце 2015 года. В 2016 году термин обновился, значительно сократилось его определение и стало чуть более конкретным. А в начале лета 2016 года вступили в силу новые ПДД, запрещающие водителю опасное вождение и объясняющие, что это такое.

Что такое опасное вождение?

Но что же такое опасное вождение - что это за определение в ПДД на 2019 год? Само нововведение представляет собой документ - проект постановления Правительства РФ "О внесении изменения в ПДД РФ" . Там всего одно нововведение - внести в пункт 2.7 ПДД (где содержится список запретов для водителя) запрещение опасно водить и сам новый термин - "опасное вождение".

2.7. Водителю запрещается:
...
опасное вождение , выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся:

  • в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения,
  • перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия,
  • несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства,
  • несоблюдении бокового интервала,
  • резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия,
  • препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей,
  • повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Каковы критерии опасного вождения?

Согласно приведённому определению, вождение, чтобы стать опасным, должно включать именно неоднократное совершение одного или нескольких перечисленных действий:

  • Создание помехи при перестроении (8.4 ПДД) - когда Вы, перестраиваясь в соседнюю полосу, вынуждаете того, кто по ней уже едет, изменить скорость или траекторию движения (из определения создания помехи в пункте 1.2 ПДД).
  • Перестроение при достаточно плотном движении (9.4 ПДД), когда заняты все полосы движения (речь идёт, конечно же, о слуаях перестроения, чтобы встать в более "короткую" полосу, где меньше машин или в полосу, где автомобили движутся быстрее.
  • Несоблюдение дистанции до впереди едущего автомобиля (9.10 ПДД). Здесь уже даётся бóльшая свобода нарушения - по факту длина такой дистанции в ПДД не оговорена, и привлечь водителя за нарушение дистанции становится возможным только в случае ДТП.
  • Несоблюдение бокового интервала (9.10 ПДД) - то же самое, что и в случае с дистанцией - размер бокового интервала в ПДД не оговорён, но штраф за него есть.
  • Необоснованное резкое торможение (10.5 ПДД) - проще говоря, оттормаживание едущего сзади транспортного средства. Видимо, обоснованность торможения нужно будет доказать ещё водителю.
  • Препятствование обгону - оно имеет место быть в единственном случае, оговорённом в ПДД - путём повышения скорости обгоняемого авто (11.3 ПДД).

Как видим, всё достаточно просто, хотя и неоднозначно. Но плохое в том, что новый термин в ПДД даёт достаточную свободу для инспекторов ГИБДД для определения опасного вождения и, самое главное, для привлечения водителей к ответственности по КоАП.

Существуют разъяснения ГИБДД 2019 года по этому вопросу. В частности, ГИБДД объяснило критерии опасного вождения по каждому из пунктов в соответствующих видеороликах. Давайте взглянем на них!

Шашки

Нервяки

Торопыги

Упёртые

Воспитатели

Грядки

Как инспектор определяет опасное вождение?

На самом деле, как следует из пояснительной записки, этот термин предусматривает штраф или другое наказание именно за многократное совершение перечисленных в нём нарушающих манёвров за короткий промежуток времени. Например, если Вы за 15 секунд движения в плотном потоке успели 2 раза перестроиться, оттормозить сзади едущий автомобиль, только перестроившись в первый или второй раз, то вот это уже считается опасным вождением.

"Опасное вождение" характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени. В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.

Но есть сложность. Дело в том, что Конституция нашей страны и пункт 1.7 КоАП говорят о том, что никто не может быть привлечён к ответственности, пока не будет доказана его вина. В случае с опасным вождением получается, что такие запрещённые манёвры должны быть как-то зафиксированы.

"В чём же сложность " - спросите Вы. А в том, что сегодня практически любое нарушение, которое можно зафиксировать визуально, на 2019 год только так и фиксируются. К таким нарушениям относятся, к примеру, непристёгнутый ремень безопасности, запрещённый цвет фар, съёмная тонировка и тому подобные нарушения, где не требуются специальные приборы для фиксации нарушения (радары, измерители светопропускаемости и т.д.).


В случае таких нарушений составляется протокол, куда и записывается нарушенный пункт ПДД и статья КоАП, применённая. Что же происходит в случае, если Вы обжалуете такое нарушение, мотивировав отсутствие его состава только тем, что Ваша вина не доказана? А постановление с большой долей вероятности никто не отменит: ни судья, ни вышестоящее должностное лицо, мотивировав оставление наказания в силе знаменитым в профессиональных кругах юристов выражением: "нет оснований не доверять сотруднику полиции ", потому что тот принимал присягу. То есть по факту зоркий глаз инспектора ГИБДД устанавливает наличие нарушения и делает неприменимой статью о презумпции невиновности.

Согласитесь, что и в случае с опасным вождением такая логика привлечения к ответственности, когда острого глаза инспектора, чтобы выявить перестроения, оттормаживания и т.п., вполне вероятна, и по сути инспектору дана воля, в том числе и для злоупотребления применимостью этого нового определения в ПДД.

Какой штраф за опасное вождение?

Термин термином, но простое наличие определения в ПДД и запрет опасного вождения ещё ничего не значит. Да, нам запретили опасное вождение, но какая санкция предусмотрена за него? Санкция должна содержаться в Кодексе об административных правонарушениях, предусматривающая наказание за опасное вождение - лишение или штраф. Таковой статьи пока нет, штрафа и лишения, следовательно, тоже. Обсуждение по введению санкции за опасное вождение планируется до сентября 2016 года, после чего будет, скорее всего, введён штраф за опасное вождение.

Рассматривается появление в КоАП штрафа за опасное вождение в размере 5 тысяч рублей. Лишения прав за опасное вождение предусмотрено пока не будет.

Тем не менее, такое нововведение пока ещё очень "сыро" - намного сырее обновление в ПДД, поэтому возможны изменения по части наказания за опасное вождение - может быть как увеличен, так и уменьшен штраф за него, так и введено лишение как минимум за повторность опасного вождения.

Ещё про опасное вождение?

Сам термин "опасное вождение" ввели как более конкретизированную и частную форму пункта 1.5 ПДД, который предписывает водителям действовать в любом случае таким образом, чтобы не создавать опасности для движения .

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Между тем, внедрение опасного вождения в нашей стране не ново. Ещё во времена СССР было подобное правило и даже штраф за него. Впрочем, тогда его определение было немного проще - водителю элементарно запрещалось создавать на дороге любые ситуации, которые бы вынудили других участников дорожного движения резко тормозить или резко уклоняться в сторону для избежания столкновения.

Но наказаний за такие нарушения, к сожалению, тогда не было, так как было непросто установить факт такого опасного вождения, не существовало фото- и видеофиксации, а презумпция невиновности работала гораздо лучше для водителей.

Некоторое время назад, а именно 08/06/2016 года, в правила дорожного движения были внесены правки касаемо опасного вождения. Пока что законопроект в силу еще не вступил и находится на рассмотрении. В связи с этим, многие интересуются, за что же назначается штраф за опасное вождение 2017, и что вообще имеется ввиду под этим неоднозначным термином?

Давно не секрет что из-за агрессивной манеры вождения, происходят самые разнообразные ДТП.

К ним относятся:

  1. Наезды на пешеходов, мирно ожидающих общественный транспорт на остановках, с их травмированием и даже со смертельными исходами.
  2. Выезды на пешеходные переходы, либо на обочины и прочее.

Если верить статистике, а сомневаться нет повода, ежегодно на дорогах России, по вине автовладельцев, только смертельных исходов насчитывается по несколько десятков тысяч человек, что же говорить об травмированности.

Опасное движение в данном случае, это многократное совершение того или иного противоправного маневра на дороге, которое представляет потенциальную опасность как для пешеходов, так и для любых других водителей транспортных средств.

  1. Резкое и необоснованное торможение на проезжей части.
  2. Нарушение в соблюдении боковой дистанции.
  3. Создание препятствий к обгону.
  4. Нарушение общей дистанции с другими транспортными средствами, находящимися впереди.
  5. Попытка перестроения в то время когда дорожное полотно загружено во всех потоках.
  6. За езду с перестроением не по ПДД.
  7. В том случае, когда водитель при перестроении не уступает транспорту с приоритетом в движении.

Изо всех этих экстремальных маневров возникают ситуации, когда по вине водителей происходят аварии с гибелью пассажиров, пешеходов, самих водителей. Также если ездить не соблюдая банальные правила, можно нанести непоправимый ущерб чужому ТС, остановкам, зданиям и прочему.

Под штрафы за агрессивное вождение автоматически попадают те автомобилисты, которые умудряются нарушить вышеупомянутые пункты нарушений несколько раз и за короткий промежуток времени.

В данном законопроекте, акцентом в оформлении штрафа является именно хронология событий.

Если обратить внимание на другие страны Евросоюза, и даже Азии, в категорию «опасного вождения» у них включены, куда меньшие провинности. Например обычный подрез, либо не включенный сигнал поворота, или даже обычный звуковой сигнал, поданный без причин.

Кто и как квалифицирует опасное вождение?

В связи с этим нововведением, многие автомобилисты постоянно интересуются подробностями законопроекта. Особенный интерес вызывает вопрос, кем будет фиксироваться опасное вождение по ПДД?

Несмотря на то, что законопроект еще сыроват и требует многих корректировок, уже сейчас известно, что вся фиксация будет осуществляться все теми же службами, то есть ГИБДД. Как говорится, если правонарушение произошло на дороге, виноват водитель или нет, это прерогатива дорожных полицейских.

Это означает, что именно сотрудник ГИБДД будет сопоставлять факты правонарушений и их хронологический порядок, либо наоборот, он может посчитать, что тот или иной дорожный маневр не является опасным.

Из всего сказанного выводы четкие и объективные:

  1. Не следует нарушать правила дорожного движения, что бы ни произошло.
  2. Если все-таки нарушение произошло, остается только питать иллюзии на благосклонность дорожной полиции, а также на их беспристрастность и грамотность.

Кстати, как доказывает многолетняя практика, подобные штрафные санкции могут стать палочкой – выручалочкой в борьбе с «нехорошими» водителями. Взять к примеру ситуацию, когда автомобилист по какой – либо причине скрывается от сотрудников ГИБДД и естественно пренебрегает правилами во время погони, причем многократно. В этом случае подобная поправка помогает инспектору дорожной полиции решить вопрос, как говорится быстро и качественно.

Возможные проблемы нового законопроекта

Не стоит подвергать сомнению Постановление. Естественно, что все изначально делается во благо и в силу очередной безысходности. В данном случае это поможет сократить число массовых происшествий на дороге и соответственно количество потенциальных жертв.

Тем не менее, многие «свежие» законопроекты имеют способность вносить своим появлением своеобразную путаницу.

Например данному законопроекту прогнозируют проблемные ситуации ввиду:

  1. Угрозы выборочности применения . В этом случае механизм применении поправки необходимо доработать для того чтобы можно было привлекать водителей нарушивших ПДД к ответственности не выборочно, а всех под чистую, не делая никаких поблажек. Почему? Да потому что велик риск того что «Золотая молодежь», их приближенные лица и прочие лихачи, как всегда будут выходить сухими из воды.
  2. Возможность манипуляций инспекторами. Данный законопроект заставляет задуматься о том, что многие нарушения очень сложно оценить, насколько они опасны в том или ином случае. Из-за этого не чистые на руку инспектора могут вымогать взятки, а малограмотные необоснованно штрафовать всех подряд, либо просто субъективно оценивать ситуацию.
  3. Неточная и не конкретизированная формулировка. Непонятны некоторые формулировки, например что означает « нарушения следующие одно за другим»? Какой именно временной интервал может быть законно обоснован? Один день, неделя, пара месяцев или полгода? Пока неясно.

Вполне логично, что все это еще доработается, но далеко не факт что до абсолютной гладкости. Поэтому просто не следует нарушать ни тех, ни иных правил, тогда и переживать будет не о чем.

Как будет фиксироваться череда нарушений, и какова сумма штрафа?

Для того чтобы выписать при опасном вождении штраф, необходимо сначала доказать вину водителя. А для этого мало стандартной фото и видеофиксации. В этом случае инспектору придется предоставить все данные о нарушениях совершенных за определенный промежуток времени, пока неясно какой.

Из этого следует, что привлечь к ответственности недобросовестного водителя будет довольно сложно, а в ряде случаев, практически невозможно. Поэтому рано судить насколько действенной станет новая статья КОАП.

Каждый водитель обладает индивидуальным стилем вождения: одни ездят размеренно и спокойно, тщательно обдумывая любое действие, другие – экспрессивно и порывисто, иногда игнорируя остальных участников дорожного движения и обращая внимание только на свои желания. Увеличение количества машин на российских дорогах привело к тому, что возросло и число автолюбителей, забывающих о безопасности при маневрировании. Некоторые люди настолько безрассудны при управлении автомобилем, что это приводит к авариям. Подобное поведение относится к опасному вождению. Что это такое? Грозят ли агрессивным водителям штрафные санкции? Обсудим данные моменты ниже.

Что такое опасное вождение?

Летом 2016 года в законодательную базу в области дорожного движения были внесены изменения – ввели понятие «опасного вождения». Эта модернизация затронула пункт 2.7 ПДД, информирующий о том, что водителю запрещается неоднократно совершать одно или несколько действий, которые следуют друг за другом, если они противоречат установленным правилам. Опасным вождение будет считаться, когда:

  • Нервяки . Автомобилист перестроился из одной полосы в другую, не предоставив преимущества транспортному средству, обладающему приоритетом. Фактически «подрезал» другую машину, то есть создал помеху при перестроении.
  • Шашки . Перестроение из одного ряда в другой было многократным при интенсивном движении и занятости всех полос. Такие манипуляции в водительской среде называют «шашки» – авто, как шашка, стремительно перемещается по полосам, игнорируя их загруженность.
  • Торопыги . Не соблюдается безопасная дистанция до машины, едущей впереди, при движении в потоке. Некоторые автолюбители так торопятся, что специально вынуждают другие транспортные средства пропустить их. Как? Пристраиваются в хвост максимально близко, мигают дальним светом, иными словами - просто «наступают на пятки», провоцируя ДТП. В большинстве «жертва» пропустит «агрессора», чтобы сохранить свои нервы.
  • Грядки . Игнорируется безопасный боковой интервал. Обычно при движении по многополосной дороге находятся особенно шустрые автомобилисты, которые хотят проскочить между рядами. Например, при наличии двух полос – встать на светофоре в три ряда.
  • Воспитатели . Водитель применяет резкое торможение без объективных причин, не обращая внимания на то, что за ним движутся другие транспортные средства.
  • Упертый . Один автомобиль создает другому препятствия при выполнении обгона последним. Например, две машины движутся друг за другом. Одна хочет обогнать другую и собирается перестроиться в соседнюю полосу, а вторая одновременно делает то же самое, осознанно и упрямо мешая совершению маневра.

Каждое из представленных правонарушений влечет за собой административное наказание в виде штрафа, сумма которого определена в КоАП РФ. Чтобы вождение было признано опасным, водитель должен пренебречь сразу несколькими правилами или одним, но неоднократно.

Важно: все вышеописанные нарушения давно присутствуют в ПДД, то есть водителей, знающих и соблюдающих законы, появление термина «опасное вождение» особенно не затрагивает.

Штраф за опасное вождение

Штрафные санкции за опасное вождение планировалось ввести еще в конце 2016 года: в 12 главу КоАП РФ предлагалось добавить новую статью – 12.38 «Опасное вождение». В соответствии с ней административная ответственность для агрессивных водителей будет представлять собой денежное взыскание в сумме 5000 рублей. 27 января 2017 года законопроект о введении такого штрафа был одобрен Госдумой в первом чтении.

Лишение водительских прав в качестве дополнительного наказания пока не предусматривается, хотя есть предложение забирать удостоверение водителя при повторном нарушении. Возможное новшество активно обсуждается представителями власти, считающими, что реальное наказание за пренебрежение сразу несколькими правилами позволит существенно повысить дорожную безопасность.

Также следует иметь в виду, что все правонарушения, которые входят в понятие «опасного вождения», приводят к штрафным санкциям:

Тип нарушения

Мера ответственности

Законодательный документ

Игнорирование преимущества других автомобилей 500 рублей (или предупреждение) Часть 3 статьи 12.14 КоАП РФ
Безосновательные перестроения из одной полосы в другую (при интенсивном движении) 1500 рублей Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ
Несоблюдение безопасной дистанции или минимального бокового интервала 1500 рублей Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ
Резкое торможение без объективной причины 1500 рублей Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ
Создание помех другим машинам, когда они собираются выполнить обгон 1500 рублей Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ

Как доказать опасное вождение?

Крайне интересный вопрос – есть ли алгоритм, в соответствии с которым вождение будет признано опасным? Все понимают, что существуют шустрые и быстрые водители, не упускающие возможности сократить время, проведенное в пути, но при этом соблюдающие все правила дорожного движения. Где та грань, за которой ловкость и сообразительность переходят в агрессию и лихачество? На самом деле из определения понятия «опасного вождения» все становится понятно – если водитель неоднократно совершает маневры, способствующие возникновению аварийной ситуации, значит, ни о какой безопасной езде не может быть и речи. То есть вождение становится опасным, когда выполняются следующие условия:

  1. Автолюбитель совершил многократные нарушения, которые следовали друг за другом. Причем неважно – одним пунктом правил пренебрег водитель несколько раз или имели место разные нарушения. Например, беспричинное резкое торможение и несоблюдение безопасной дистанции.
  2. Водитель спровоцировал такие обстоятельства, когда движение его транспортного средства (или попутных машин) могло привести (или привело) к возникновению аварийной ситуации.

Есть один нюанс – очень сложно доказать, что некоторые нарушения были допущены, если не произошло столкновения автомобилей. Например, как подтвердить факт несоблюдения безопасной дистанции, если ДТП не случилось? Даже сам штраф за подобное правонарушение на практике налагается на водителей только после аварии, произошедшей по причине того, что машина двигалась на слишком близком расстоянии к впередиидущему авто.

Как правило, доказать опасное вождение можно при наличии видеозаписей, фиксирующих многократное нарушение ПДД. Причем на видеоматериалах должны быть отчетливо видны следующие моменты:

  • государственный номер автомобиля;
  • непосредственно факт совершения правонарушений.

Логично и понятно, что штраф за опасное вождение будет выписываться сотрудниками ГИБДД, когда они обнаружат агрессивных водителей. Однако один момент вызывает недоумение – почему же инспектор не остановит правонарушителя сразу же, то есть, например, после первого резкого торможения без причины? Зачем ждать, когда автомобилист повторит? Видимо, новизна законопроекта не позволила пока учесть все подводные камни - при погоне за преступником у сотрудников ГИБДД не будет возможности задержать его сразу.

Опасное вождение – это новый термин в ПДД. Введение штрафа в 5000 рублей за агрессивную езду необходимо, чтобы обеспечить дорожную безопасность и призвать к ответственности тех водителей, которые многократно нарушают правила, провоцируя аварии.

8 июня 2016 года в ПДД внесены очередные изменения. Одно из них касалось введения в «ПэДэДэшный» обиход понятия «Опасное вождение».

Не будем давать оценку самому процессу реформирования нормативно-правовой базы в области ПДД. Это – отдельная «песня» со своими куплетами-припевами, притопами-прихлопами. И об этом обязательно поговорим. Просто проконстатируем факт: изменения внесены, и нам следует их учитывать!

Вот только относиться к нововведению мы можем по-разному!

Что такое «опасное вождение»

Не будем догматиками и сразу же обратимся к тексту ПДД.

Начало цитаты.

«2.7. Водителю запрещается…

опасное вождение , выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба…».

Конец цитаты.

Согласитесь, громоздкое определение. Разобьем его на структурные элементы исключительно для простоты усвоения.

1. Опасным вождением считаются следующие правонарушения в области ПДД:

а) непредоставление преимущества пользующемуся приоритетом транспортному средству при перестроении из полосы в полосу или из ряда в ряд;

Видео — создание помех при перестроении («нервяки»):

б) перестроение транспортного средства в нарушении ПДД при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты (кроме разрешенных случаев – при перестроении перед поворотом налево или направо, разворотом, остановкой или объездом препятствия);

Видео — многократные перестроения («шашечки»):

в) несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

Видео — не соблюдение дистанции («торопыги»):

г) несоблюдение бокового интервала;

Видео про «грядки»:

д) необоснованное ситуацией резкое торможение (кроме случаев, когда такое торможение требуется для предотвращения ДТП).

Видео о таких «воспитателях»:

е) воспрепятствование обгону.

Видео о таких «упертых» водителях:

Иными словами, в структуру опасного вождения входят противоправные деяния водителя, нарушающего пять норм, предусмотренных пунктами 8.4, 9.4, 9.10, 10.5, 11.3 ПДД РФ.

  • в неоднократном (как минимум – в двукратном!) совершении каждого из вышеуказанных правонарушений;
  • в совершении подряд нескольких (как минимум – двух!) вышеуказанных правонарушений.

3. Опасным вождением считаются указанные действия, если они способны повлечь за собой угрозу возникновения ДТП (то есть угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба).

Сделаем промежуточный вывод

Очень важно отметить, что опасное вождение должно обязательно содержать в себе все три указанных признака одновременно : факт правонарушений, с одной стороны, и факт неоднократности (или последовательности) этих правонарушений, с другой стороны, факт опасности указанных действий или их последствий, с третьей стороны.

Опасное вождение: и всё, и ничего!

Сразу же отмечу: я очень критично и скептически отношусь к инициативе введения такого понятия – «Опасное вождение». Слишком расплывчатая и необоснованная норма! Именно в том виде, в котором это сегодня преподнесено законодателем! Создается впечатление, что последний действовал по принципу: «Главное – прокукарекать! А там хоть не рассветай!».

Поясню. Идея «опасного вождения» была вброшена в массы, и разбирайся, водитель, как хочешь!

Вот мои аргументы против введения на нынешнем уровне понятия «опасное вождения»!

1. Формально за опасное вождение не предусмотрено никакой ответственности!

Возникает ситуация бесцельности вновь введенной нормы. Это когда норма права не действует, потому что гипотеза и диспозиция (как элементы нормы права) присутствуют, а санкции нет. Такое обстоятельство делает норму права бесцельной. А точнее – вообще, нормы права не существует.

Следовательно, декларированная в п.2.7 норма права просто не существует. Опасного вождения в РФ не существует!

Да, скорее всего, наказание в скором времени придумают. Но тогда зачем до этого времени вводить новое понятие?

2. Как следствие из 1-го, КоАП РФ уже предусматривает ответственность за те правонарушения, которые входят структурными элементами в понятие «опасное вождение» . Вот они:

а) часть 3 статьи 12.14 КоАП РФ: «Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, … влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей»;

б) часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ: «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги … влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Поэтому водителя, нарушившего указанные нормы ПДД неоднократно или в совокупности, можно подвергнуть юридической ответственности за конкретные правонарушения.

Отсюда и вопрос: «А зачем тогда нужна норма, наказывающая за опасное вождение?».

Отсюда – и более важный вопрос: «С какой целью вводится понятие опасного вождения? Не является ли это бюрократизацией ПДД?».

3. Еще один каверзный вопрос законодателям.

«Кто будет квалифицировать опасное вождение? ». И это, пожалуй, один из самых не решаемых, в принципе, вопросов.

Проще говоря, кто тот человек, который будет принимать решение, что некий водитель совершил:

  • одно из указанных правонарушений неоднократно;
  • сочетание указанных правонарушений?

Следом – еще один вопрос: «Как понимать неоднократность ? Через какой максимальный промежуток времени совершенные однотипные правонарушения будут считаться неоднократными?»

И еще: «Сколько времени должно пройти, чтобы подряд совершенные правонарушения расценить как сочетаемые ?».

Без решения таких вопросов само понятие «опасное вождение» повисает в воздухе.

Если это решение будет принимать работники ГИБДД, то нас ждет перспектива перманентных судебных разбирательств по искам водителей. И суды захлебнутся такими делами. Если такое первичное решение будет принимать суд, то мы утонем в апелляциях в вышестоящие судебные инстанции.

Вывод: проблема не решаема в части механизма наложения санкций.

4. Еще один обязательный критерий для квалификации опасного вождения – это опасность ДТП. Как расценить степень возможности наступления ситуации ДТП?

Ситуативный анализ позволяет применять только ретроспективный метод: , — значит, его вероятность присутствовала. ДТП не было, — доказать его вероятность будет сложно. Это опять суды, апелляции и прочая атрибутика процессуальных отношений.

Окончательный итог наших размышлений

Следовательно, квалифицировать наличие признаков «опасного вождения» очень сложно. Если не невозможно.

Вопрос: «А, может быть, пока не поздно – отказаться от этого чрезвычайно аморфного и субъективного – понятия?».

Интересен вот еще какой факт.

Понятие «опасное вождение» прописано в пункте 2.7, где рассматриваются негативные обязанности водителя (то, от чего он должен отказаться).

ВОПРОС: «Почему это понятие не прописано в п.1.2 ПДД РФ?» Ведь именно этот пункт отвечает за основные положения и основные понятия, применяемые в Правилах дорожного движения Российской Федерации.

Вывод один: мутно всё это!

Постановка проблемы понятия «опасное вождение» попахивает догматизмом и тематикой чьей-то кандидатской диссертации. Не более!

Хочется задать последний вопрос в отношении понятия опасного вождения:

«А был ли мальчик?».

Видео — фильм «Опасное вождение», разъясняющий этот термин:

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Анатоль

    Нововведение крайне сомнительно. Больше похоже на отписку, чем на что-то реально проработанное.
    Определение вышло слишком уж всеохватывающим: собрали винегрет из уже имеющегося, даже не удосужившись разбить на несколько предложений! Тут явно еще работать и работать над формулировкой, а то без бутылки не разберешься. А раз так, то и трактовать его будет по-разному.

    Виктор Самохин

    Смотрел программу по поводу этой темы. Знаете, по мне эта опасная езда выеденного яйца не стоит, есть уже существующие правила которые подходят под это определение, но государству мало же денег с народа, надо брать больше. А самое смешное, что если у вас присутствует наклейка с университетом или другой известной атрибутикой означающую какую-либо поддержку автомобильного мира гонок, то все, за вами начинается конкретная слежка.

    Александр

    Вроде неплохая идея. Но вопрос в том как это всё будет работать. Доказать опасное вождение будет очень сложно. И кто за этим будет следить. Вот движется поток автомобилей и один из участников играет в «Шашки» как и кто его будет наказывать? А, так наверное это из категорий множества законов в нашей стране которые практически не работают.

    Сергей

    Но ведь есть уже правила дорожного движения и все, что в них запрещено, и есть опасное вождение. Считаю, к опасному вождению надо обязательно отнести езду с ксеноновыми фарами, слепят в темноте, часто создавая аварийные ситуации.

    Сергей Капустин

    Действительно очень трудно будет отследить это нарушение. Да и все эти нарушения прописаны в правилах. По моему мнению вещь абсолютно бесполезная.

    Вика

    В общем-то идея хорошая, но «сыроватая». Необходимо доработать список действий, которые будут относить к опасному вождению, и тогда уже внедрять.

    Евгений Александров

    Какие-то инспектора будут за счёт этого понятия обогащаться, и иногда «карать» обнаглевших. Хуже не будет (найдут и без этого понятия, как из водил деньги вытащить), лучше, думаю, тоже не будет.

    Станислава

    Целиком и полностью поддерживаю то, что необходимо ввести понятие «опасное вождение» и штрафовать за нарушения. Сама столкнулась с этим, недавно закончив автошколу. На моей машине приклеены знаки «неопытный водитель» и «туфелька». И у меня сложилось такое ощущение, что они мне не помогают, а мешают, потому что каждый наровит обогнать и, перестраиваясь обратно в правый ряд, подрезать меня, провоцируя меня, таким образом, прибегать к резкому торможению. Шашечников тоже много на дорогах.

    Пётр

    Я считаю, идея про «опасное вождение» правильная, уж очень много развелось лихачей на дорогах в последнее время. Хуже точно не будет.

    Николай

    Правильно сделали, что ввели понятие «опасное вождение». Я вожу аккуратно, часто перевожу семью. Лихачи на дорогах угроза общественной безопасности.

    Дима

    Давно ждал когда будет закон против такого «вождения» По собственному опыту заметил что, «дурачков» стало поменьше.

    SantaK

    Как по мне, эти нововведения вообще ни к чему. Сейчас лишь бы чего не придумать. Нет четкой оценки, как понять — опасная езда или нет, очень обширные понятия. Так же не могу не упомянуть, что в правилах ПДД все-таки указаны эти аспекты и дополнительного освещения, я считаю, не нужно. Конечно, лихачей на дорогах не мало, да и не думаю, что с этим законом их станет меньше, ведь в каждом законе есть своя лазейка.

    Андрей

    Немало времени пройдёт, пока закон начнёт работать и приносить результаты. Но кому «можно» опасно водить, те все равно продолжат это делать.

    Павел

    Это очередной закон для пополнения казны государственной штрафами, под эту норму можно спокойно вписать пару маневров в плотном потоке или в пробке. Все же пытаются выбрать лучшую полосу, переезжая из одной в другую. теперь придется встать в одну полосу за самосвалом и тащиться за ним, так…Я против!

    Арсений

    Инициатива-то хорошая. За рулём провожу целый день, и этих лихачей на дорогах полно! Но другое дело, как это будут контролировать, как наказывать. Посмотрим

    Павел Андреевич

    Сама норма закона нужна, тут главное не переборщить с критериями опасного вождения, ГИБДД — заинтересованное лицо и вполне может внести такие положения, что пару любых перестроений в полосах может считаться опасным! Для гаишников лучше будет, если все будут ездить по линеечке!

В России внедрение в использование на правовом уровне понятия «опасное вождение» большинством водителей было воспринято с явным негативом. При этом стоит отметить, что подобная практика уже имела место в ряде государств. Самое строгое наказание за такой стиль управления авто введено в Великобритании, где нарушителей ждет штраф в 5000 фунтов (в случае смертельного исхода наказание устанавливается в судебном порядке). Что же изменилось для россиян? Разберемся подробнее.

Штраф за агрессивное вождение

В ПДД термин «опасное вождение» был введен недавно - до 8 июня 2016 года его в сводах законов не использовали. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ N 477 от 30.05.2016, в п 2.7 Правил добавлен абзац, отмечающий, что водителям запрещено

«опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

О том, какой размер штрафа за опасное вождение в РФ в 2018 году их ожидает, водители узнали совсем недавно - статья 12.38, регламентирующая наказание за данное нарушение, внесена в КоАП РФ на основании ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение». В результате рассмотрения законопроекта, парламентарии утвердили предложенный вариант наказания водителей - 5000 рублей.

То, что штраф за агрессивную езду в 2018 году все же будет введен, мало кто сомневался. Однако некоторые моменты закона так и остались спорными, несмотря на то, что в Думе обещали внести коррективы в текст КоАП.

Так, например, в п.3 ст. 12.24 Кодекса к моменту принятия поправок, уже была обозначена административная ответственность водителей, не уступивших дорогу ТС, имеющему преимущество:

«Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

Подобная ситуация возникла и с перестроением в случае занятости всех полос. Данный момент дорожного движения регулировала ч.1 ст. 12.15:

«Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».

Таким образом, правило об опасном вождении дублирует существующие статьи, но с той разницей, что для него характерно неоднократное нарушение правил. При этом доказывать, согласно закону, сотрудникам Госавтоинспекции многократность нарушения не придется. Действует та же практика, которая применяется сегодня, например, при составлении протокола за проезд на красный свет. Здесь не требуются ни свидетели, ни запись с камер, поскольку оснований не доверять инспектору нет.

Штраф за создание аварийной ситуации на дороге

Стоит отметить, что введение штрафа за экстремальное вождение автомобиля преследовало благие цели - сокращение количества аварий, приводящих к гибели людей или нанесении им травм, а также повреждении имущества. Само понятие, введенное в Правила, акцентирует внимание на том, что «опасное вождение» имеет место быть лишь в том случае, если действия водителя:

«повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Какие же действия водителей могут быть рассмотрены как потенциально опасные для окружающих? Если вчитаться в само определение, то мы обнаружим в нем несколько типичных для наших дороги ситуаций:

  • «шашки» (совершаемые несколько раз подряд перестроения);
  • «нервяки» (агрессивное перестроение с созданием помех опережаемым авто);
  • «торопыги» (выбор дистанции между авто, не соответствующей требованиям безопасности);
  • «грядки» (несоблюдение рядности);
  • «воспитатели» (резкое торможение с угрозой столкновения с идущим позади или опережаемым ТС);
  • «упертость» (повышение скорости с целью не дать себя обогнать, когда другое авто уже начало маневр).

Таким образом, новая статья включает в себя наказание за неоднократное (то есть не менее двух раз нужно нарушить ПДД) пренебрежение пп. 8.4, 9.4, 9.10, 10.5, 11.3 Правил Дорожного Движения.

Обратите внимание, что штраф за опасную езду в 2018 году выписывается не самим инспектором, а начальником подразделения на основании составленного на дороге рапорта. В этой ситуации, пожалуй, единственный шанс доказать свою невиновность заключается в наличии возможности убедить инспектора, что маневр совершался с целью предотвращения ДТП. Если вы уверены, что маневры были вынужденными и не могут квалифицироваться по новой статье КоАП, рекомендуем обратиться к адвокатам, которые помогут вам собрать доказательную базу вашей невиновности и выстроят грамотную линию защиты при оспаривании наказания.