Мимика удивление. Вариации мимик человека. Характеристика различных форм мимики

Мимика и жесты - важнейшие элементы коммуникации. Это то, что принято называть способами невербального общения. Эти средства помогают расставлять смысловые акценты разговора, способствуют усилению эмоциональности и экспрессивности речи.

Кроме того, «язык тела» зачастую способен сказать о говорящем гораздо больше, чем собственно слова. Мимика, и другие несловесные средства коммуникации слабо контролируются говорящим, поэтому могут стать источником дополнительной информации о человеке. О его намерениях, эмоциональном состоянии, настроении и отношении к собеседнику.

Эта статья поможет разобраться в нюансах психологии мимики и жестов.

Вопреки сложившемуся у многих людей мнению, жестикуляция - это не просто «добавка» к разговору, не просто проявление индивидуальных или культурных привычек. По данным современных научных исследований, жестикуляция и другие элементы несловесной коммуникации - это один из первичных способов общения между людьми. Некоторые ученые вообще считают, что в какой-то момент истории это было одним из основных средств общения.

Эти средства общения не просто сопутствуют разговору, они очень сильно влияют на его смысловое наполнение. Причем таким образом, что слушатель зачастую этого даже не понимает, поскольку подобные сигналы считываются подсознательно. С одной стороны, они значительно облегчают общение, потому как помогают расставлять в беседе нужные акценты, экспрессивно выделять какие-то элементы разговора, задают саму модальность речи. С другой - они эффективно работают в качестве средства убеждения.

Кроме того, мимика и жесты могут быть источником дополнительной информации или, в некоторых ситуациях, вообще заменять речь.

Мимика и жесты у человека, с точки зрения психологии, выполняют следующие функции:

  1. Регулирование . Это жесты, которые сопутствуют императивной речи, - приказам, просьбам и др.
  2. Репрезентация внутреннего эмоционального состояния говорящего, его отношения к собеседнику и самой ситуации разговора.
  3. Пространственная функция - жесты указывают на пространственное положение говорящего и собеседника.
  4. . Жесты заменяют или дополняют такие языковые средства выразительности, как метафора, ирония, гипербола и т. д.
  5. Коммуникативная функция.
  6. Функция отображения речевых действий. Жесты могут иллюстрировать предложение, угрозу, просьбу. Не следует путать с первым пунктом. Эта функция связана именно с речевым действием субъекта диалога.
  7. Функция описания физических параметров объекта, его действий и свойств.

Жесты, мимика и другие элементы несловесной коммуникации имеют сильную связь с речью. Можно сказать, они образуют единую систему коммуникации, которая призвана наиболее эффективно доносить информацию и оказывать воздействие на собеседника.

Какой отдел мозга отвечает за жесты

Использование жестов и мимики обусловлено не только культурными особенностями. Источник этого лежит гораздо глубже - в самой человеческой психике. Мимику и жесты, в первую очередь, .

Жесты и мимика человека воспринимаются и продуцируются разными отделами мозга.

За продуцирование отвечает правое полушарие головного мозга. Это же полушарие позволяет человеку ориентироваться в пространстве, распознавать голоса, интонации, ритм, музыку. Правое полушарие отвечает за конкретное предметное мышление.

Однако воспринимать, дешифровать сигналы жестов и мимики помогают те же самые области мозга, что отвечают за речь - нижняя лобная извилина и задняя височная область. Иными словами, мозг воспринимает жест, как символ, равноценный слову.

Что могут рассказать жесты о человеке

Жесты и мимика - неисчерпаемый источник информации о человеке. Не следует, конечно, воспринимать это, как универсальный способ получения сведений о намерениях или мыслях собеседника, потому как всегда нужно учитывать индивидуальный контекст, индивидуальные привычки партнера и обстановку, в которой происходит разговор.

Мимика может говорить и о сугубо физиологическом состоянии человека. Однако есть некоторые общие поведенческие закономерности, знание которых поможет сориентироваться в конкретной речевой ситуации.

Лицо и глаза по праву считаются самыми выразительными частями тела, когда разговор заходит о мимике.

  1. Прямой взгляд, долгий и непрерывный зрительный контакт с собеседником, свидетельствуют о заинтересованности, настроенности на диалог и высоком уровне доверия.
  2. Прикрытые и слегка опущенные глаза - физическое или эмоциональное утомление, пассивность, незаинтересованность.
  3. Прищур традиционно читается, как признак или повышенного внимания, или как свидетельство злого умысла, негативного отношения к собеседнику.
  4. Склоненная голова и взгляд снизу-вверх - подсознательно воспринимается, как признак агрессии, готовности и желания применить силу.
  5. Склоненная голова при согнутой спине, напротив, говорит о желании угодить.
  6. «Бегающий», постоянно уклоняющийся взгляд сигнализирует о неуверенности или тревожности собеседника. Или о том, что обстановка разговора доставляет ему дискомфорт.
  7. Взгляд сбоку - скепсис или недоверие.
  8. Поднятые брови, широкие глаза и приоткрытый рот - удивление.
  9. Мелкие морщины вокруг глаз выдают радость.
  10. Плотно сжатые губы, нахмуренные брови и расширенные, как бы «раздутые» ноздри, - гнев.
  11. Если человек морщит нос, вполне возможно, он испытывает отвращение. Эта инстинктивная реакция на плохой запах работает и на более символическом уровне.


Положение головы

О многом может сказать и само положение головы:

  • Голова на уровне собеседника - готовность к диалогу.
  • Слегка приподнятая с выдающимся вперед подбородком - уверенность в себе, высокая самооценка, высокомерие, готовность к действию.
  • Головна, склоненная набок или опущенная вниз, - слабость, усталость, готовность идти на компромисс.

Жестикуляция руками

  1. Непроизвольные манипуляции с элементами гардероба, посторонними и предметами или лицом (потирание носа или мочки уха) могут говорить о сильном волнении, тревоге, о том, что собеседник что-то ждет или в чем-то не уверен. Такие жесты, как ни странно, призваны именно скрыть волнение и стресс, отвлечь от них самого человека.
  2. Открытые, приподнятые ладони - этот жест используется в ситуации объяснения, убеждения. Можно сказать, что это своеобразный знак «стоп».
  3. Руки, сложенные в «замок», прикрывающие определенные части тела, спрятанные в карман, - часто это говорит о неуверенности и настороженности. Человек бессознательно прибегает к защитным жестам, когда ощущает угрозу.
  4. Руки за спиной воспринимаются, как сигнал неготовности к диалогу, сигнал робости и сомнений.
  5. Если руки свободно свисают вдоль тела, это можно прочитать, как символ пассивности.
  6. Сжатые в кулак руки воспринимаются, как признак решительности, агрессии или сконцентрированности.

Жестикуляция плечами

  • Человек воспринимается, как уверенный и решительный, когда свободно двигает плечами.
  • Признаками высокой самооценки и желания действовать можно назвать выдающуюся вперед грудную клетку при отведенных назад плечах.
  • Напротив, «впалость» грудного отдела часто интерпретируется с точностью наоборот. Как и прижатые к голове или «выпадающие» вперед плечи.

Походка и осанка

  1. Уверенный человек обладает прямой осанкой и не сутулится.
  2. Несмотря на то, что сутулость может быть, например, признаком неактивного, сидячего образа жизни, ее часто интерпретируют психологически.
  3. Походка быстрая, с активной жестикуляцией руками, выдает решительность и стремление действовать.
  4. Шаркающая и медленная походка подсознательно ассоциируется с ленью и медлительностью.
  5. Прямая, размеренная и широкая походка говорит об открытости и уверенности.
  6. Мелкие шаги свидетельствуют об осторожности, предусмотрительности и расчетливости.

Заключение

Чрезвычайно богат и разнообразен. Жесты и мимика делают речь насыщеннее, разнообразнее и богаче с точки зрения экспрессии.

Жестикуляция для человека - естественна и необходима. Даже в тех культурах, где не принято обильно подчеркивать речь мимикой или движениями, они играют большую роль. Важно уметь «читать» и расшифровывать эти более или менее явные знаки.

Не менее важно уметь ими пользоваться самостоятельно. Уместная, выразительная и яркая жестикуляция, правильный взгляд и осанка помогут выстроить диалог максимально эффективно, действенно и убедительно.

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

Значение мимики в жизни человека

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой . Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, , голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

О чём расскажет мимика?

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST , которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье , расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок .
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой , направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи .
  11. Человек, довольный собой , выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость , человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь , люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

Заключение

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит . Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Мимика благоговения (0,01) характеризуется обращением лица вверх, глаза чаще закрыты, сопровождается поднятыми вверх руками. Несколько отличается мимика моления, при которой лицо обращено к объекту, вытянуто, сопровождается протянутыми вперед руками, глаза открыты.
Мимика внимания (0,20), наблюдавшаяся чаще всего, характеризуется взглядом, обращенным на объект, нахмуренными в большей или меньшей степени бровями, закрытым ртом.

Мимика задумчивости (0,12) - остановившийся взгляд фиксирован не на собеседнике, брови нахмурены, но в меньшей степени, чем при мимике внимания, рот закрыт.
Мимика решимости (мимика борца) (0,12)-брови нахмурены, углы рта опущены вниз, возможен оскал; взгляд напряженный и направлен в сторону объекта действия, голова опущена с демонстрацией теменной части.

Мимика удивления (0,0) - глаза широко раскрыты, нижнее веко расслаблено, брови подняты, поперечные морщины на лбу, рот открыт, нижняя челюсть опущена. При удивлении глаза более широко раскрыты, чем при страхе, в связи с расслаблением нижнего века.

Мимика радости (градации - восхищение, удовольствие, приподнятое настроение) (0,15)-брови подняты вверх, поперечные морщины на лбу, блеск глаз, взгляд в лицо, губы в улыбке, часто рот при восхищении открыт. Восхищение от удивления отличается характером взгляда, состоянием глазных яблок, углов рта. При удивлении взгляд менее пристальный, чем при восхищении.
Мимика гордости (0,01) отличается положением головы, которая приподнята, и мимическим комплексом радости.

Мимика хитрости (0,08)-лицо ориентировано к объекту боком, глаза прищурены и отведены, брови опущены, рот в иронической улыбке. Мимика отражает старания скрыть свои намерения.
Мимика беспомощности (0,0) -углы рта опущены, рот открыт, брови приподняты или нахмурены, взгляд по сторонам, могут быть приподняты плечи.

Мимика безразличия (0,01)-взгляд устремлен вниз, углы рта опущены, рот приоткрыт, глаза тусклые, на лбу вертикальные морщины, плечи опущены.
Мимика страха (градации - ужас, изумление, тревога, ожидание, настороженность) (0,08) - брови почти прямые или несколько приподняты, внутренние углы бровей рдвинуты, горизонтальные морщины занимают 2/3 или 3/4 лба. Если только приподняты брови и отсутствуют морщины, то это - предчувствие страха или контролируемый страх. Нижнее веко напряжено. Рот открыт, дыхание учащено, углы рта опущены. В градациях страха могут присутствовать отдельные компоненты страха или в целом мимическое выражение менее выражено. При изумлении брови приподняты в большей мере и характерно отстранение. При ожидании и настороженности проявления экспрессии минимальны.

Мимика гнева (0,0) - брови нахмурены, лобная мышца сокращена, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы раздвинуты и оттянуты назад, прямоугольной формы, зубы обнажены, лицо часто краснеет, взгляд направлен на объект гнева.

Мимика отвращения (градации - презрение, пренебрежение) (0,01)-лицо отвернуто от объекта, а взгляд направлен на него. Кинематика носа при презрении и пренебрежении менее выражена, при отвращении ноздри расширены. Губы оттянуты вверх и назад, нередко асимметричны.

Мимика стыда (0,0) (градации - вина, застенчивость) (0,0) - взгляд отведен, не фиксирован, лицо повернуто в сторону, голова опущена, брови вниз, веки приподняты, иногда закрыты, лицо покрасневшее, иногда прикрыто руками, плечи приподняты. С. Е. Izard (1982) считает, что стыд, робость и вина являются акцентами одной эмоции. Для мимики застенчивости характерно уменьшение движения глаз после инициального контакта.

Мимика страдания (0,09) (градации - депрессия, страдание, боль, горе) - внутренний край бровей приподнят, горизонтальные морщины, складки Верагута на верхнем веке, углы рта опущены, обозначены носогубные складки, глаза тусклые и печальные.

Мимика плача (0,0). Возможны амимичный плач, плач с жестовой экспрессией - с закрытым руками лицом, тереблением или разрыванием одежды, вырыванием волос, заламыванием рук, плач со смехом, плач при мимике смеха.
Мимика тупости (0,0) -сложное мимическое выражение, включающее элементы напряженности, безразличия и гипомимии.

Мимика непонимания (0,0) - сложное мимическое выражение, включающее элементы удивления, безразличия, внимания, т. е. внешне противоположные мимические выражения.
Мимика кокетства - вначале продолжительный взгляд, потом он отводится, лицо удлиняется, голова опускается, возможно надувание губ (инфантильный признак) как прообраз хоботка. Экспрессия направлена на побуждение симпатии.

Не многие из нас знают, что такое физиогномика, так вот, это наука, точнее необоснованное учение, которое непосредственно ориентировано на определение характера человека и его душевных качеств исходя из анализа характерных черт лица, особенностей головы и выражения лица. Так вот в Китае и Японии это искусство было особо развито в эпоху средневековья. В этих странах создавались школы, где тщательно изучалось человеческое лицо, причем изучалось оно буквально по каждому миллиметру, обращая при этом внимание на каждый бугорок, покраснение или побледнение кожи. И уже после, исходя из накопленного материала, физиогномисты пытались определить характер человека и даже определить его судьбу.

План статьи:

Принципы физиогномики

Многие ученые пытались доказать тот факт, что физиогномику изучать необходимо, но, к сожалению, на сегодняшний день эта наука считается несерьезной. Но все же изучение связей между чертами характера человека и его мыслями, а так же выражением его лица, необходима в первую очередь художникам и актера, а также тем людям, работа которых непосредственно связанна с людьми, то есть , следователям, учителям, продавцам и т.д.

Четыре, из имеющихся пяти органов чувств непосредственно находятся в области лица, именно с их помощью мы и получаем информацию об окружающем нас мире. В качестве своеобразных антенн выступают глаза, уши, нос и рот, именно с их помощью мы воспринимаем происходящую вокруг нас информацию. В основном сильнее всего человек воспринимает данную информацию в возрасте до пяти или же до шести лет. Это даже хорошо видно по лицу ребенка, многие, скорее всего, обращали внимание на то, что у детей большие распахнутые глаза, иногда создается впечатление, что он хочет увидеть все сразу, ушки, которые слышат все на свете, нос, который старается почувствовать все запахи, даже самые тонкие, рот, куда он отправляет все, что только попадает под руки, именно эти органы чувств и помогают деткам позвать окружающую информацию.


К сожалению, со временем острота чувств проходит, притупляется, и взрослый человек уже теряет способность замечать все то, что раньше приносило ему столько радости и удивления, это в свою очередь результат того, что человек привыкает к окружающему миру, к его влиянию, и эти чувствительные антенны ему становятся не нужны. Что касается непосредственно психики человека, то она в свою очередь становится ригидной, и это непосредственно находит отражение на лице человека. То есть начинается процесс редукции, то есть глаза теряют свой блеск, становятся немного впалыми, им уже менее интересно происходящее вокруг, лицо теряет свою подвижность, а рот приобретает форму узкой щели. Характер человека становится замкнутым, и он постепенно уходит в себя. У каждого человека подобные изменения происходят с различной скоростью, независимо от возраста, у кого-то лицо начинает изменяться только к семидесяти годам, а у кого-то такие перемены произошли уже в двадцать.

Для человека, лицо которого довольно быстро утратило свою живость, характерен пессимизм, он уже со страхом относится ко всему новому, довольно болезненно переносит перемены. Для его характера свойственно проявление черт интроверта. Довольно сложно уговорить такого человека предпринять что-то, что могло бы . Такие люди склонны уже к сорока годам считать, что жизнь закончена и им осталось только дождаться своего часа. Но люди с таким типом характера встречаются довольно редко. В основном люди с подобным поведением страдают каким-то недугом, или страдает по какому-то поводу, но вот когда все плохое, происходящее с ним заканчивается, этот человек за довольно короткое время преображается прямо на глазах. Он молодеет, его антенны начинают работать с новой силой, принимая сигналы окружающего мира и ему снова интересно все новое.

Нередко можно встретить людей в престарелом возрасте, которые, не смотря на свою седину, . Лица таких людей зачастую не подвержены редукции и соответственно их антенны не закрываются до глубокой старости. По типу своего характера это люди экстраверты, в душе они всегда остаются большими детьми. Они довольно просто находят общий язык с окружающими, им легко завести новое знакомство, но в тоже время им очень просто бросить начатое дело, дабы заняться чем-нибудь более интересным и познавательным. Такие люди отличаются открытыми и блестящими глазами, благодаря чему они зачастую пользуются большой популярностью в обществе.

В наше время, очень много внимания придается языку мимики и жестов. Данный способ информации считается естественным. Все мы довольно часто обращаем внимание на телодвижения других людей, и в данном случае стоит отметить, что они не только несут в себе информацию, которую воспринимает наш разум, но и способны влиять на другого человека. Именно за счет этого язык жестов получил довольно широкое распространение в области политики и бизнеса. Используют жесты и мимику люди гораздо больше заинтересовывают людей в том или ином деле, что в свою очередь помогает гораздо эффективнее проводить презентации, увлекать публику своей речью и т.д.

Что же касается непосредственного восприятия жестов и мимики окружающих людей, то именно они и определяют нашу реакцию и отношение к тем людям. Необходимо научиться лучше понимать подаваемые телесные сигналы и правильно использовать данное знание, применяя это для более эффективного взаимодействия с людьми.

При общении, кроме произнесенных фраз, человек делает много малозаметных или заметных жестов, которые также не производятся бессмысленно, они тоже выражают его точку зрения на данные обстоятельства. Каждый из собеседников воспринимает эти жесты на подсознательном уровне, но в основном наше сознание не поддает их рациональному анализу. Изучив такой скрытый язык, можно читать всю скрытую информацию.

Ученые считают, что данная способность читать чужие мысли по мимике и жестам свойственна всем людям. За счет внешних признаков, начиная от выражения лица и вплоть до принятой позы, поможет догадаться о намерениях и чувствах того или иного человека.

Читать информацию, о которой говорят жесты и мимика возможно за счет того, что независимо от культурного уровня людей и конкретно какого-то человека слова и соответственно сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что хорошо подготовленный человек, даже по голосу сможет определить, какое движение сделает его собеседник во время произнесения той или иной фразы.

Умение общаться с другими людьми, понимание их психологии, намерений и интересов главенствует в любом общении. Человек, который умеет и может поставить себя на место другого человека и понять его всегда будет удачлив в жизни.


О характере человека многое говорит уже сама форма его лица. В основном она классифицируется на четыре вида: 1) круглая; 2) квадратная; 3) треугольная; 4) прямоугольная; 5) трапециевидная.

Типы лиц и их характеристики

Для круглого типа лица характерно расширение в средней части, в области скул и шеи. Размеры лица в таком случае очень близкие как по горизонтали, так и непосредственно по вертикали. В области нижней челюсти, подбородка и височных впадин наблюдается округлость.

Форма лица такого типа характеризует людей с тяжелым весом. Если при этом человек имеет маленький нос, то это характеризует его как натуру беззаботную, которая любит жизненный комфорт. Человек с такими чертами большой гурман и любовник, по своей натуре он очень мягок и миролюбив, нежен. Люди с круглой формой лица не стремятся к высокому положению или славе, потому что они в большей степени они являются материалистами. В основном они не честолюбивы. Люди с круглым лицом, проницательными глазами, с выдающимися скулами и высокой переносицей являются мыслителями, с характерным упорядоченным умом.

Квадратное лицо само по себе широкое в средней части и области скул, нижняя челюсть гораздо тяжелее, шире, и резко выражены углы нижней челюсти. Квадратная форма лица характерна для мужественного, грубоватого, худощавого типа людей, которые имеют довольно вспыльчивый характер. Такой человек по своей натуре великий боец, лидер. Как правило, они упрямы, настойчивы, тугодумы, решительны как в делах, так и в любви, имею непосредственное стремление к успеху и хорошие исполнители. Если такой формой лица наделена женщина, то она в свою очередь является упорным соперником в любом деле, в семейной жизни занимает доминирующее положение.

Трапециевидное лицо имеет форму сжатой верхней частью, в области висков, нижняя же часть лица более тяжелая, а углы нижней челюсти резко выражены и развернуты.

Такая форма лица говорит о том, что этот человек довольно артистичен, умен и восприимчив, но, к сожалению, у него отсутствует боевой дух. Женщины с таким типом лица в основном очень любящие, их семейная жизнь всегда счастлива.

Треугольное лицо имеет форму заостренного подбородка, области нижней челюсти.

Такая форма говорит о том, что человек занят собой и сверхчувствителен. Такая форма лица встречается у интеллектуальных людей, умных, изворотливых, хитрых, лишенных привязанности и преданности, ревнивых. Люди с треугольным лицом могут стать прекрасными научными сотрудниками, философами или заняться искусством, но также они могут быть и беззастенчивыми бизнесменами, изменниками и шпионами.

Для удлиненного лица характерен удлиненный подбородок и высокий лоб, в данном случае вертикальные размеры выигрывают, в отличие от горизонтальных.

Удлиненная или прямоугольная форма лица нуждается в одинаковой ширине челюсти и лба. Ее еще называют аристократической формой лица. Такое лицо характерно для чувствительного, интеллигентного, дальновидного и предусмотрительного, спокойного и справедливого человека. Люди с таким типом лица наделены прекрасными организаторскими талантами и прекрасно умеют работать с другими людьми, дабы достичь поставленных целей. В основном эти люди добиваются успеха в жизни.

Комбинированные формы лиц

Овальное лицо – имеет плавные очертания, особенно это касается подбородка, скул и нижней челюсти. Такое лицо принято называть классическим или идеальным.

Ромбовое лицо – для такого типа лица характерны сильно выступающие скулы, которые в свою очередь очерчены подскуловыми впадинами, узкий лоб. В верхней области у висков и нижней – подбородка и челюсти, частей лица сужается, а вот в области скул расширяется.

Что же касается непосредственно мышц лица, то они тоже могут рассказать не мало, в зависимости от того какие они расслабленные или же натянутые. У людей, для которых характерен гипертонус мимики, или другими словами большая напряженность мышц, которая в свою очередь может находить свое проявление во всевозможных подергиваниях и тиках, как правило, множество проблем, которые его тревожат. Эти проблемы могут быть как настоящими, так и надуманными, это уже не важно, главное в данном случае то, что они не дают ни на минуточку о себе забыть.

Из-за этого часто такие страхи не дают человеку возможности принимать новые, полностью меняющие ситуацию решения, он боится того, что все-то, что он строил с таким трудом, возьмет и рухнет, и в следствии ему придется начинать все заново. Но, не смотря на это, такие люди довольно энергичны, в том случае, когда они уверены в успехе нового дела, берутся за него с большим энтузиазмом, довольно легки на подъем, помимо этого у них гораздо сильнее выражена способность к принятию разного рода решений, и они гораздо больше нуждаются в общении.

И абсолютно по-другому ведет себя человек, который имеет расслабленную мускулатуру, то есть с гипотонусом лица. Для такого типа лица характерно в некоторой степени выраженное обвисание щёк, сонные, полуприкрытые глаза, немного приоткрытый рот, а на лице в основном выражение полного равнодушия. Мысли у таких людей текут медленнее, а действия лишены энтузиазма и энергии, если они что-то делают то только потому, что это так надо, если бы на то была их воля, то они врядли бы что-то предпринимали вообще.

Они не хотят решать какие-то проблемы, да и тех, по сути, у них нет. Они все пускают на самотек, дабы оно само собой рассосалось. Стоит также отметить, что мышечный гипотонус и гипертонус является только отражением состояния нервной системы человека, ее непосредственной устойчивости и возбудимости. Соответственно, чем выше мышечный тонус, тем гораздо легче возбуждается нервная система, и чем быстрее гипертонус сменяется гипотонусом, тем меньше она устойчива. Такие перепады в основном наблюдаются у людей с аффективным типом лица.

Для аффективного типа лица характерно в некоторой степени грубое лицо, слишком неровное, со впалыми щеками, выступающими скулами, и со множеством выступов и впадин, которые оставлены непосредственно сильными эмоциями, которые возникают довольно часто. Человек с таким типом лица довольно легко входит в состояние аффекта, а именно, тогда когда появляется сильное эмоциональное возбуждение, у него оно случается достаточно часто, он не может его контролировать.

Такой тип лица непосредственно может принадлежать как интроверту, так и экстраверту, причем в равной степени. Проявляется это у экстравертов с открытыми лицами, и у интровертов с редуцированными, аффекты, конечно же, проявляются по-разному. К примеру, если у экстраверта злость, гнев и обида очень эмоционально и бурно выплескивается наружу, то для интроверта отрицательные эмоции находят свои проявления в душевных переживаниях, продолжительное время, разъедая ему душу.

У физиогномистов принято мысленно разделять человеческие лица на три части, первая называется – витальной, происходит от слова vita – жизнь, она показывает, как сильно человек отстаивает своё право на существование. В эту часть непосредственно входит подбородок, который прекрасно дает понять, в какой степени человек использует свои волевые качества, дабы достичь поставленной цели. Хорошо видно, что когда человеку необходимо отстоять свою точку зрения, он неосознанно начинает напрягать мышцы нижней части лица, следовательно, чем чаще и успешней человек отстаивает свои права, тем более развит его подбородок.

А вот гармонично развитой подбородок уже может многое рассказать о своем хозяине, а именно то, что этот человек в основном добивается поставленных целей, хотя и способен отказаться от цели, в том случае, если видит, что она нецелесообразна. Человек, у которого хорошо развит подбородок, зачастую имеет квадратную форму, любыми путями добивается поставленной цели, прёт на пролом как танк, этого человека мало волнует то, что останется после того как он достигнет намеченного. Для него характерно штурмовать новые и новые высоты. А вот что касается непосредственно маленького подбородка, можно сказать в некоторой степени мягкого, то такой человек может с легкостью отступить от задуманного, всего лишь представив себе какие могут быть связаны с этим трудности и препятствия. Но этого может и не случиться, особенно в том случае, если человеком правит сильное желание, или же, наоборот, нежелание добиться чего-нибудь.

Вторая зона называется эмоциональной, к ней непосредственно относятся скулы, нос, щеки, рот. Наиболее подвижной частью человеческого лица является именно рот, так как он первым реагирует на различные изменения эмоционального фона, отражая те эмоции, которые в данный момент испытывает человек, даже если это длиться только пару секунд.

Такие эмоции как радость, гнев, обида, презрение и прочее, выражает изгиб губ, даже в том случае, когда их владелец хорошо владеет собой, и пытается скрыть от окружающих свое настроение, все равно любая эмоция на одно мгновение отразится на его лице, по большей части в области рта, поэтому стоит быть очень внимательными и не упустить это мгновение. Если Вы увидели, что Ваш собеседник слегка обкусывает губы, то в таком случае, это означает, что в этот момент он что-то обдумывает, причем довольно напряженно, а вот прервать его размышления или нет, уже зависит непосредственно от Вас.

В том случае, когда человек находится в какой-то критической ситуации, он может закусывать не только губу, но и язык. Также очень хорошо передает чувства человека его нос. Во время возбуждения, причем любого происхождения, крылья носа начинают раздуваться. Если человек видит что-то, что его раздражает, то нос в таком случае морщится.

Ко рту, помимо губ, относятся еще и две носогубные борозды, подбородочная борозда и углы рта.

В зависимости от того, каков разрез ротовой щели, рот может быть маленьким или большим, а что касается непосредственно уголков рта, то они могут быть опущенными или приподнятыми.

Если у человека широкий рот и квадратное лицо, то это говорит о том, личность авторитетна и имеет талант организатора.

Если рот большой и не закрывается плотно, то это в свою очередь говорит о том, что это нерешительный и беспечный человек.

Если женщина имеет большой рот, то у нее больше проявляются большие способности к служебной карьере, чем к домашней работе.

При наличии широкого рта на полной твердой основе у людей с крупной костной структурой, говорит о том, что личность агрессивная и честолюбивая, авантюристичная, равнодушная к своим поражениям и успехам.

О человеке с маленьким ртом можно сказать, что он постоянно занят борьбой за существование, имеет слабый застенчивый характер, который не решается принять на себя ответственность. Выступающий рот (рассматривается рот человека в профиль при сомкнутых губах) – говорит о том, что человек активный и решительный, обладает быстрым умом.

Характеристика человека по его губам

Если нижняя и верхняя губа перекрываются одна другой и нижняя губа выступающая, то это говорит о том, что человек по своей натуре эгоистичен, может быть неудачен в браке.

В том случае, когда верхняя и нижняя губа перекрываются одна другой и выступающей губой является верхняя губа, то это говорит о том, что человек тщеславен и нерешителен, имеющий ненасытное либидо и часто заводит внебрачные связи.

Если линия между губами изгибается к низу, то это характеризует человека как упрямого и эгоцентричного, который поддается на расположение к себе только с помощью похвалы и лести.

Наличие тонких губ, плохо закрывающихся и соответствующих друг другу, говорит о человеке, что он не имеет особых деловых амбиций, ему характерны преступные наклонности.

В том случае, когда линия между губами изгибается вверх посередине, то это говорит о том, что человек проворный и изобретательный.

Широкая, грубая длинная верхняя губа и заостренная или маленькая нижняя губа, говорит о том, что эти люди плохие дельцы, которые довольно легко могут стать жертвами.

Что нам расскажет нос?

А говорит он следующее:
  • Как ни странно, но нос управляет судьбой человека приблизительно с 41 до 50 лет, именно в этот период жизни и решается вопрос успеха или же провала личности.
  • Так вот, у обладателя длинного носа, проявляются следующие основные черты характера – непригодность для деловых предприятий и консервативность. У них просматриваются элементы презрительно-высокомерного поведения, имеется способность к интеллектуальным достижениям (в области науки или техники).
  • Для обладателя сверх длинного носа характерно: консервативная духовность, довольно часто нереалистичная и капризно-спекулятивная личность.
  • Короткий нос, характеризует своего хозяина как человека с открытым характером, оптимистичного и дружелюбного, имеющего свободную сексуальную мораль, он может легко раздражаться по мелочам, хорошим мотивом для выполнения работы, являются эмоциональные импульсы, поэтому его необходимо постоянно похлопывать по плечу.
  • Костлявый нос с небольшой горбинкой и высоким перегибом говорит о своем хозяине, что он гордый индивидуум, упрямый, агрессивный и решительный.
  • Высокий и очень костлявый нос говорит, что человек живет в жизненном одиночестве. А если нос к тому же имеет заостренный кончик и выглядит достаточно полным и плоским, то в таком случае можно сказать, что личность наделена довольно предприимчивым духом и импульсивностью, которая в свою очередь довольно часто отталкивает родственников и друзей, тем самым обрекая себя на полное одиночество.
  • Тощий костлявый нос говорит о том, что человеку очень сложно сконцентрироваться. В том случае, когда нос расположен довольно высоко в соответствии с лицом в целом, то о таком человеке можно сказать, что он личность очень гордая, трудная в общении и надменная. Если такой человек наделен властью, то проблемы с подчиненными неизбежны, иногда даже в семейных отношениях он не заходит дальше простой терпимости.
  • Если спинка носа хорошо закругленная, то этот человек довольно артистичен и счастлив в браке.
  • Если площадка носа имеет излом, впадину и горизонтальные линии пересекающие спинку носа, то этот человек наделен плохим здоровьем, даже возможна ранняя смертность.
  • Если нос имеет высокую крохотную площадку между глазами, то этот человек имеет тесные семейные узы, лоялен и долгую продолжительность жизни. В том случае, когда площадка полная и плоская, то это в свою очередь говорит, что человек имеет горячее сердце и довольно счастлив в браке.
  • Если нос имеет изломанную спинку с множеством мелких гребней, то для такого человека свойственна нищета и лишения.
  • Если нос узкий и выглядит, словно кромка меча, то у такого человека жизнь полна тяжелого и изнурительного труда.
  • Если спинка носа слегка приплюснутая и к тому же пересекается горизонтальными линиями, то такого человека ждет несчастье.
  • Когда спинка носа плоская, хорошо уравновешенна обоими крыльями носа и большая, то этот человек сам по себе натура расчетливая, имеющая прогноз на богатство.
  • Если у человека нос имеет слабую спинку, то этот человек наделен шансами на ранний успех и, к сожалению, поздний провал в жизни.
  • Нос, у которого спинка расширяется посередине и только слегка покрыта плотью в сочетании с маленькими ноздрями и низкими скулами, то это в свою очередь говорит, что у человека в какой-то степени банальная и скучная жизнь, полная тяжелого труда и практически не вознаграждаемая.
  • Если спинка носа имеет наклон в сторону, то это говорит о том, что, скорее всего, человека будут преследовать неудачи.
  • Нос, у которого спинка пересечена глубокими линиями говорит, что судьба такого человека будет в какой-то степени связана с бедствиями.
  • У женщин такой нос является свидетельством тяжелого брака и скорого развода.
  • Если на спинке такого носа будут видны вены, то это возможность того, что он будет иметь .
  • Если кончик носа свисает как орешек, то этот человек будет занимать довольно прочное положение в обществе, и процветание в бизнесе.
  • Если кончик носа сильно отвисает, то это свидетельствует о сверхсексуальности человека. Если кончик носа заостренный и не мясистый, то это говорит о том, что личность склонна к предательствам и вероломству.
  • Если кончик носа, имеет форму клюва орла, то это мстительный человек, можно сказать, что в какой-то степени он одержим манией, что ему постоянно все мешают. В том случае, когда кончик носа имеет слегка красноватый оттенок, говорит о том, что его хозяин ленив и нетвердый, карьерист из него не получится, но он довольно проницателен и одарен дальновидностью.
  • В том случае, когда спинка носа высокая, при наличии слабых скул и челюстей, то это говорит о том, что человек рожден в семье с высоким социальным положением, в среднем возрасте его ожидают бедствия, а в старости – лишения.
  • Когда нос имеет отвисающую форму и тощий кончик, который в свою очередь закрывает собой большую часть верхней губы, то это вероломная и предательская натура.
  • Если кончик носа расщеплен, то этот человек подозрительный, мстительный, застенчивый, отдающий предпочтение решать свои проблемы самостоятельно, с помощью своего оригинального ума.
  • Если у носа полный, большой, выпуклый кончик, то это говорит что человек душевный, добросердечный, всегда готов к самопожертвованию, если имеется управляемый блеск глаз.
  • Нос, имеющий круглый и полный кончик, который прикрывает собой определенную часть желобка над серединой верхней губы, то этот человек обладает необычайной энергией, неограниченной деловой сообразительностью и проницательным умом.

Идеальным носом – принято считать нос нормальной длины, сбалансированный со ртом, глазами и подбородком. Обязательно должны быть две глубокие линии по обе стороны рта. Такой нос говорит о человеке, что он честен, темпераментен, сексуально активен, горд, деятелен и имеющий большой авторитет.


Третья зона лица непосредственно включает в себя верхнюю часть лица, брови, лоб и глаза, называется эта часть интеллектуальной. В глазах человека всегда довольно четко отображаются мыслительные процессы, происходящие в голове человека, их скорость и направление. Блестящие глаза и оживленный взгляд говорят о том, что их обладатель полон энтузиазмом и увлечен какой-то идеей. И, соответственно, полуприкрытые глаза с потухшим взглядом говорят о том, что человек подавлен или находится в депрессии. Американскими учеными было установлено, что люди в основном смотрят в шести разных направлениях, это непосредственно зависит от того, что происходит в данный момент в их мозгу.

Для правшей характерно при каком-то воспоминании или если они что-то представляют, направлять взор вверх вправо, а для левшей соответственно вверх влево. При воспоминании, какого-то звучания музыки, правша направит свой взор вправо, а если он воображает какой-то звук, то влево. Правша смотрит вниз влево в тех случаях, когда хочет вспомнить ощущение, вкус, запах, а в противоположном направлении смотрит тогда, когда ведет внутренний диалог. Что касается левши, то у него происходит все то же самое, только в противоположном направлении.

Если Вы хотите проверить, кто находится перед Вами, то можно попросить того человека вспомнить какой-то образ или звук и соответственно посмотреть на движение его глаз. Стоит отметить, что в китайской физиогномике, морщинки, которые непосредственно возникают в уголках глаз, при смехе, называются – хвост золотой рыбки. И чем больше и пышнее этот хвост, значит, этот человек отзывчив и добр. На лице человека не редко можно заметить над глазами, два небольших свода, они особенно заметны у людей с большой наблюдательностью. Принято считать, что они означают желание помочь и повышенную внимательность.

Довольно часто, но не во всех случаях, большой лоб является признаком большого ума, но иногда обстоятельства складываются таким образом, что человек не может развить свой интеллектуальный потенциал. Но случается и так, что довольно умный человек, в области знаний, совершенно не разбирается в другой области. Поэтому, что касается оценки ума, то здесь с каждым человеком необходимо быть довольно осторожными. У взрослых людей может быть отчетливо видна борозда посередине лба, которая в свою очередь говорит о том, что он интроверт и обладает высокой степенью самоанализа. В том случае, когда человек концентрируется довольно часто, сосредотачиваясь на чем-то, у него соответственно образуются несколько вертикальных складок над переносицей.

Глаза как открытая книга, по ним можно читать многое

Если человек обладает большими сбалансированными глазами с радужными оболочками, значит это человек консервативен, спокоен и добр.

Соразмерные глаза, но меньше обычных, говорят о том, что человек по своей натуре скромен, старается не привлекать к себе внимания, личность неяркая, упрямая и внутренне самодовольная. Для женщин с такими глазами характерна чистота и неприступность, замужние женщины остаются преданными и верными, но очень ревнивыми.

Соразмерные глаза, но больше чем нормальные, говорят о человеке, что он чувственная и восприимчивая натура, властвующая и мужественная. Для женщин с такими глазами характерно эстетическое лицо и наклонности.

Маленькие глаза с маленькими радужными оболочками, присущи людям, которые не удовлетворены своим положением в жизни, они ворчливы, и не желают принимать существующий порядок, для них свойственно проявление жестокости и применение силы для достижения своих целей.

Глаза подняты вверх, значит человек чувствительный, смелый, алчный и решительный. Если при этом у человека нос крючком и низкий лоб, то эти черты отрицательные. Для женщин с такой внешностью характерно неразумие, ревность и буйность.

В том случае, когда внешний уголок глаз (тот который находится у виска) острый и длинный, то такой человек наделен сильным умом и проницательностью, безжалостен и артистичен.

Глаза, скошенные к низу, говорят о том, что человек оптимистичен, добродушен, умеющий снискать расположение.

Если уголки глаз смотрят вниз, то этот человек по своей натуре спокоен, пессимистичен и имеет покорный характер.

Казалось бы, брови просто мелочь, но и они также многое говорят о характере того или иного человека. Они непосредственно бывают тонкие, широкие, сросшиеся на переносице. Если бровь короткая и тонкая, то это говорит о том, что человек одинок в борьбе за жизнь. Если же короткие брови имеют неровную или грубую структуру, то это означает переменчивую карьеру. Слишком тонкие и практически невидимые брови – характеризует своего владельца как распутного и хитрого. Что касается общей характеристики, то тонкая бровь является в первую очередь признаком влюбчивой натуры и счастливой жизни в браке.

Если человек имеет форму бровей, которая напоминает бумеранг, то по своей натуре он человек изобретателен и довольно силен, способен давать ход своим идеям и перевоплощать их в действия, это самоуверенная и сексуальная натура. Женщина с такими бровями старается взять инициативу в любовных отношениях на себя, в браке доминирует, имеет довольно сильную физическую привлекательность.

В том случае, когда брови тесно соединены и образуют горизонтальную линию, иногда бывают настолько жестки, что могут сбиться кучей на их внешних концах. Для человека с таким типом бровей характерно находчивость и решительность.

Если брови расположены наискосок, и практически сходятся на середине лба, то в таком случае это человек обладает прекрасным воображением, мужеством, предвидением. Для женщины характерно сначала некоторое нарушение красоты, а вот попозже она будет преуспевать в карьере.

Когда обе брови и соответственно глаза находятся на одном уровне, хорошо сбалансированы и пропорциональны, то этого говорит о том, что человек по своей натуре очень добродушен, честен, серьезен, удачлив, добросовестен, и находится в прекрасных взаимоотношениях с обществом.

В том случае, если часть бровей идет в противоположном направлении, говорит о том, что это довольно упрямый человек, лишенный гибкости, в отношениях с людьми бескомпромиссен.

Брови соединяются и образуют тяжелую и густую полосу, характерно для прямолинейного человека, который не считается с мнением других. Женщина с такого типа бровями наделена довольно сильным характером, у нее нет склонности к ведению домашнего хозяйства, скорее всего ее замужество закончится разводом, а вот, что касается, непосредственно карьеры и профессиональной деятельности то здесь все удачно.

По чертам лица человека, а также по его мимике можно сказать очень много, какое настроение у человека, о чем он думает, как он себя поведет в дальнейшем, но что бы иметь возможность читать это по лицу, необходимо хорошо изучить черты лица и возможное дальнейшее поведение.

Мимика (от греч. подражатель) - выразительные движения лица человека, приводящие к сокращению лицевых мышц, происходят в соответствии с теми или иными психическими состояниями человека, образуя то, что называют мимикой или экспрессией лица. С художественной и театральной точек зрения - это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, что можно назвать «искусством выражать чувства и настроение.

Відео YouTube


Общение является одним из центральных аспектов повседневной жизни, что находит свое отражение в широком разнообразии способов которыми люди обмениваются информацией. И это происходит не только с помощью слов, но и с помощью мимики и движений тела. Выражение лица можно сказать многое. Кивок означает понимание, хмурое выражение может сказать: «Я не понимаю! Пожалуйста, объясните еще!»
Ученые из Института Макса Планка по биологической кибернетики в Тюбингене (Германия) обнаружили, что мы можем классифицировать выражение лица гораздо лучше, когда оно движется естественным образом, а не когда «заморожено» в фотографии. Для того, чтобы проявилось преимущество динамической информации, мы должны видеть изменяющуюся мимику лица, по меньшей мере, 100 миллисекунд. Если видеоряд короче, наш мозг не способен правильно интерпретировать выражение лица. Некоторые выражения проявляются в изменении ориентации головы, например кивок или покачивание головой. Другие основаны на сложных деформациях лицевой части. Например, морщины нашего носа сигнализирует об отвращении или о том, что человек хмуриться.

Не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и мимика может вызывать эмоции. Это своего рода обратная связь. Человек, который пытается изобразить на своём лице эмоцию, рано или поздно начинает её испытывать. Вот попробуйте прямо сейчас улыбнуться и одновременно подумать о чём-нибудь плохом. Вряд ли у Вас что-нибудь получиться, а если и получиться то с трудом. Можно этот опыт использовать и наоборот.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.
Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды...) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие...) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение...).
Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а скривленный в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке...). Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению

.
Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

Чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении;
- кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;
- улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться;
- улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства;
- улыбка без подъема нижних век - неискренность;
- улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза.


Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

- *радость*: грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
- *интерес*: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
- *счастье*: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
- *удивление*: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
- *отвращение*: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
- *презрение*, бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
- *страх*: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об
интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;
- *гнев*: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
- *стыд*: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
- *скорбь*: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены