Извещение о проведении согласования границ земельного участка. Порядок согласования местоположения границ земельных участков. Можно ли оспорить границы

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение от 2 сентября 2013 г., по вопросам, связанным с подготовкой межевого плана и проведением процедуры согласования местоположения границ земельного участка, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об определении понятия «земельный участок».

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

2. О заполнении раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана.

Согласно пункту 67.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее - Требования), в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 68 Требований в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.

Таким образом, сведения о земельных участках, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, местоположение которых не уточнено при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, не подлежат включению в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

3. О получении сведений о правообладателях смежных земельных участков.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пункту 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:

В органе кадастрового учета, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о кадастре;

Из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд»;

Из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

По мнению Департамента недвижимости, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

При этом полагаем, что при отсутствии в составе приложения межевого плана документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана надлежащего обоснования местоположения уточненных границ земельного участка орган кадастрового учета вправе принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

4. О согласовании местоположения границ земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности.

В соответствии с пунктом 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

Если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы с органом местного самоуправления согласно Закону о кадастре не проводится.

Обзор документа

Разъяснено понятие "земельный участок". Это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земля, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства подлежат кадастровому учету. Отмечено, что в кадастре могут содержаться сведения об участке, границы которого не установлены. Подтверждается факт его существования.

Рассмотрен порядок заполнения межевого плана в части указания сведений об уточняемых земельных участках и их частях. В реквизит 6 соответствующего раздела включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате кадастровых работ. В противном случае информация о таких объектах не отражается. Разъясняется процедура получения сведений о правообладателях смежных участков.

Указано, как происходит согласование местоположения границ участка с землями неразграниченной государственной собственности. В соответствующий акт включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем объекта, местоположение границ которого уточнено.

Если смежные участки находятся в муниципальной или в государственной собственности до разграничения, и их не предоставили гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юрлицам (кроме муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду более чем на 5 лет, то согласование проводится с органом местного самоуправления.

Если участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы не проводится.

На чтение 5 мин. Просмотров 6 Опубликовано 21.11.2019

Споры с соседями относительно площади владений или иные ситуации могут привести к возникновению потребности в согласовании границ земельных участков. Процедура должна выполняться в соответствии с действующим законодательством. По ее итогу составляется акт – документ, подтверждающий, что стороны согласны на установление границ участков.

Что представляет собой процедура согласования границ участка земли?

Согласование–разновидность кадастровых работ. Оно входит в состав процедуры межевания.

Потребность в проведении манипуляции может возникнуть в следующих ситуациях:

Границы участка должны в обязательном порядке быть согласованы с лицами, которые владеют смежным отрезком земли, внесенными в Государственный кадастр недвижимости. Это значит, что в процедуре принимают участие владельцы соседних участков. Ответственность за ее проведение возлагается на лицо, которое инициировало начало манипуляции.

Перед тем, как приступать к согласованию границ участков, нужно ознакомиться с требованиями действующего законодательства.

Они закреплены в:

  • ФЗ 221;
  • Приказе Минэкономразвития №412.

Результатом проведения процедуры становится составление акта. Он должен быть оформлен в обязательном порядке. Если бумага отсутствует, процедуру согласования легко признать незаконной.

Кто может инициировать согласование границ земельного участка?

Потребность в определении точных границ участка может возникнуть у лиц, владеющих землей или получивших право на нее.

В геодезическую организацию могут обратиться следующие категории лиц:

  • владельцы участка, обладающие правом на него в соответствии с документацией;
  • наследники земли, получившие право на ее использование по закону или завещанию;
  • хозяева помещений в многоквартирных домах, желающие получить придомовую территорию в совместную собственность.

От типа собственника земли зависят особенности проведения процедуры.


Если уточнить границы хотят владельцы участка или лица, получившие его в наследство, им предстоит взаимодействовать с хозяевами смежных территорий. Граждане, выполняющие аналогичную манипуляцию в отношении земли, находящейся под многоквартирным домом и рядом с ним, должны будут выполнять согласование с муниципальными властями.

Проведение согласования границ земельного участка

Если у человека возникла потребность в проведении согласования границ земельных участков, он должен обратиться в геодезическую организацию. Начать процедуру можно и при помощи посещения регионального отдела кадастра и картографии.

Получив заявку от гражданина, его специалисты предложат кандидатуру инженера для осуществления манипуляции. Поговорив с ним, человек сможет узнать все особенности проведения процедуры и получить рекомендации к ее выполнению.

Эксперты советуют провести предварительную беседу с соседями. Обычно они тоже заинтересованы в осуществлении манипуляции и не будут препятствовать в ее проведении.

Затем необходимо подать заявление в геодезическую организацию.

Для выполнения манипуляции потребуется осуществить перечень действий, в список которых входят:

  1. Обсуждение основных особенностей действия и выбор даты проведения согласования.
  2. Подписание договора. Чтобы сотрудники организации начали работу, потребуется внести авансовый платеж или предоставить сумму, взимаемую за выполнение действия, полностью.
  3. Оповещение владельцев смежных участков. Действие должно быть выполнено минимум за 30 суток до проведения процедуры. Факт сообщения информации нужно зафиксировать документально. Для этого владельцы соседних участков должны оставить подписи на соответствующем извещении, содержащим подробную информацию о предстоящей процедуре.
  4. Посещение инженером участка. Работник организации встретиться с соседями, имея на руках уже готовый план межевых линий. Затем будет подписан акт согласования. В зависимости от сложившейся ситуации может быть проведена беседа с каждым собственником отдельно.
  5. Вложение оформленного акта в дело.

Если присутствуют разногласия с соседями, осуществить манипуляцию будет сложнее. Однако эксперты советуют попытаться договориться и решить спорные моменты. Если человек понимает, что конфликта не избежать, лучше привлечь к осуществлению процедуры опытного юриста, специализирующегося на земельных правоотношениях .

Видео сюжет расскажет, что делать, если соседи отказались от подписания акта согласования границ земельного участка

Подготовка извещения

Основными бумагами, которые в обязательном порядке должны быть оформлены при согласовании границ участков, являются извещение и акт. Изначально человеку придется подготовить первый документ. Его необходимо передать владельцам смежных участков.

Выполнить действие можно с помощью:

  • отправки сообщения на электронный адрес;
  • личного сбора подписей;
  • подачи объявления в местное печатное издание;
  • отправки заказным письмом.

Закон допускает возможность сообщения о планируемом согласовании границ с помощью подачи объявления в местную газету. Однако перечень случаев использования способа ограничен. Использование подобной формы извещения соседей возможно, если уведомление о получении заказного письма так и не пришло, или местоположение владельца смежного участка неизвестно . Аналогичное правило применяется и в случае, если с отрезком земли граничат более 5 участков одновременно.

Когда можно не проводить согласование границ земельных участков?

Не всегда границы земель необходимо согласовывать. Существует перечень типов участков, в отношении которых выполнять действие не нужно. К ним относятся земли лесных массивов и участки, расположенные недалеко от границы государства.

Не нужно выполнять согласование и в случае, если земля имеет сельскохозяйственное назначение и находится в пользовании ряда коренных народов, перечень которых закреплен в нормативно-правовых актах, регламентирующих процедуру. Чтобы заранее уточнить необходимость в проведении манипуляции, нужно обратиться к действующему законодательству или воспользоваться помощью опытного юриста.

Межевание границ земельных участков необходимо для точного определения территории, принадлежащей тому или иному владельцу. К примеру, это может понадобиться для разрешения споров с соседями. Без точного определения границ и документального подтверждения этой процедуры невозможны какие-либо финансовые операции с земельным участком.

Основные причины процедуры

Граждане могут заказать согласование границ земельного участка по таким причинам:

  • Соседи самовольно расширяют свой участок, захватывая часть чужой территории. Довольно часто это происходит, когда собственники длительное время отсутствуют. Недобросовестные соседи могут просто переставить забор на несколько метров. Без точного определения границ разбирательство может быть долгим и очень хлопотным.
  • Ранее согласование границ участка с соседями было проведено только в устной форме, без документального подтверждения. Такие договоренности не имеют никакой юридической силы. Необходим только соответствующий акт, составленный специалистами.
  • При первичном формировании надела были допущены неточности. Неправильное составление технической документации - вина технического сотрудника, но исправлением ошибок должен впоследствии заниматься собственник участка.
  • Необходимость официальной регистрации надела. Документ о праве на собственность не может быть выдан без предварительного проведения геодезических исследований.
  • Необходимость объединить несколько земельных участков в один, или разделить один надел.
  • Участок был приобретен без точного описания размеров и координат надела.

Таким образом, согласование границ открывает доступ к различным операциям с землей, а также защищает собственников от притязаний со стороны соседей.

Порядок оповещения

При определении границ должны присутствовать все заинтересованные лица (физические и юридические). Их необходимо оповестить не позднее, чем за 30 дней до проведения межевания. Владелец надела может сделать это самостоятельно или поручить работу землеустроительной компании, проводящей межевание. Соответствующий пункт должен быть включен в договор о предоставлении услуг.

  • Владельцы всех спорных участков. Вместо них может присутствовать представитель с нотариально заверенной доверенностью.
  • Представители органов местного самоуправления. Акт межевания подписывают уполномоченные сотрудники администрации.
  • Владельцы всех участков, которые граничат с землей заявителя (на правах аренды, бессрочного пользования, собственности, пожизненного наследуемого владения). Акт межевания будет иметь юридическую силу в том случае, если его подтвердили все соседи. Исключение - неявка оповещенного соседа. Такое действие расценивается как согласие с результатами процедуры. В акте делается соответствующая отметка. Правила межевания предусматривают, что в таком случае к инициатору процедуры не может быть никаких претензий.
  • Сотрудники землеустроительной компании, с которой был подписан договор на предоставление услуг. Обычно на объект выезжают несколько инженеров с оборудованием.

Для информирования используются все доступные способы:

  1. Вручение бумаги лично. Обязательно присутствие свидетелей.
  2. Отправка по почте заказным письмом с описью вложения.
  3. Оповещение с помощью средств массовой информации. Используется в тех случаях, если местонахождение адресата неизвестно.

Особенности извещения

В извещении, рассылаемом заинтересованным лицам, обязательно должна быть указана следующая информация:

  • Сведения об инициаторе проведения процедуры, номер телефона, почтовый адрес.
  • Данные об инженере, проводящем согласование, его номер телефона, почтовый адрес и e-mail.
  • Место, дата, время собрания заинтересованных лиц для проведения согласования.
  • Сведения о проекте межевого плана и порядок ознакомления с ним.
  • Почтовый адрес и сроки вручения (направления) уведомлений заинтересованным лицам.

Процедура согласования

Порядок межевания границ земельного участка:

  1. Заявитель и все заинтересованные лица собираются в заранее обусловленное время. Кадастровый инженер из землеустроительной компании объясняет присутствующим свои полномочия и зачитывает повестку.
  2. Проверяются документы всех присутствующих для подтверждения личности. Это является обязанностью инженера. Он не имеет права составлять акт межевания при отсутствии кого-либо из заинтересованных лиц. Все должны предъявить документы для удостоверения личности.
  3. Инженер демонстрирует присутствующим чертеж и объясняет все его элементы. Также он может разъяснить порядок проведения линий на местности.
  4. Вынос поворотных точек на территории, проведение разграничительных линий. Если у кого-то из присутствующих есть претензии или вопросы, специалист должен разъяснить спорные моменты.
  5. Составление акта. Информацию вписывают на обратной стороне чертежа. Внизу ставят подписи все присутствующие участники. Протесты оформляются письменно и прикрепляются к акту.
  6. Установка межевых вех в поворотных точках. Собственнику земельного участка или кому-либо еще запрещается перемещать эти вехи самостоятельно. За нарушение этого правила предусмотрен штраф.

На практике при уточнении местоположения границ участков многие землепользователи сталкиваются с рядом проблем, вытекающих либо из несогласия смежных землепользователей подписать Акт согласования, либо из отсутствия сведений о собственниках смежных земельных участков, а также некоторыми другими проблемами. О том, на что необходимо обратить внимание при согласовании местоположения границ земельных участков и как обезопасить себя от действий недобросовестных смежных землепользователей, читайте в материале.

В соответствии с положениями п. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

К примеру, собственник не имеющего координат земельного участка хочет присвоить ему в ЕГРН координаты либо хочет изменить местоположение границы своего земельного участка с участком смежного землепользователя. В этом случае согласование местоположения границ осуществляется только с лицами, обладающими смежными земельными участками.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Форма и состав межевого плана в целом, а также акта согласования местоположения границ земельных участков утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - приказ Минэкономразвития № 921). В Акте согласования местоположения границ в обязательном порядке указываются сведения о лице, участвующем в согласовании, его подпись, дата согласования и иные сведения (см. бокс «Фрагмент из утвержденной формы межевого плана»).

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (п. 2 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности). Под заинтересованным лицом, участвующим в согласовании, стоит понимать смежного землепользователя, обладающего земельным участком на праве:

    собственности,

    пожизненного наследуемого владения,

    постоянного (бессрочного) пользования,

    аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Как правильно согласовать местоположение границ земельного участка?

В соответствии с п. 7 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Оба указанных способа согласования местоположения границ предполагают обязательное участие заинтересованных лиц. Вне зависимости от избранного кадастровым инженером способа собственнику участка необходимо обратить внимание на следующее. При согласовании местоположения границ важно убедиться, что смежный землепользователь действительно является заинтересованным лицом в понятии Закона о кадастровой деятельности, то есть обладает земельным участком на одном из четырех вышеуказанных оснований. Для этого необходимо проверить документы - основания возникновения права у смежного землепользователя. Стоит также помнить о том, что фактические границы земельного участка могут не соответствовать имеющимся документам либо юридическим границам (занесенным в ЕГРН).

Приведем основные спорные ситуации, которые могут возникнуть на стадии согласования местоположения границ земельных участков:

    земельный участок смежного землепользователя не имеет установленных координат, а по имеющимся документам определить местоположение его границ не представляется возможным;

    земельные участки по документам не являются смежными (например, согласно генеральному плану ДНП между земельными участками проходит дорога);

    местонахождение смежного землепользователя неизвестно;

    смежный землепользователь отказывается подписать Акт согласования.

Как правило, идентификацией правообладателя смежного участка занимается кадастровый инженер, привлеченный к выполнению кадастровых работ. И все же мы рекомендуем проверять полученную от кадастрового инженера информацию. В противном случае существует риск согласовать местоположение границ с лицом, не являющимся заинтересованным лицом (владельцем смежного земельного участка), что может привести в последующем к возникновению судебных земельных споров.

Несмотря на то что многие земельные участки не оформлены государством надлежащим образом и не поставлены на кадастровый учет, распоряжение ими и согласование осуществляется соответствующим органом государственной власти (местного самоуправления) в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Предположим, к земельному участку примыкают земли, не имеющие границ, кадастрового номера (например, дорога). В этом случае согласовывать местоположение границ возможно с органом государственной власти (местного самоуправления) соответствующего субъекта, в пределах которого расположен земельный участок.

В случае когда собственник смежного земельного участка (земель) неизвестен, за информацией можно обратиться к Администрации субъекта (района, поселения) либо в правление некоммерческого объединения, если земельный участок расположен в границах садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения.

При отказе в согласовании местоположения границ смежным землепользователем на основании п. 1 ст. 64 ЗК РФ спор подлежит рассмотрению в судебном порядке.

Согласование границ через публикацию в официальных источниках

При проведении кадастровых работ может выясниться, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе заинтересованного лица либо кадастровым инженером получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения. В этом случае извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ может быть опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования (п. 8 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности). Как правило, это означает публикацию о проведении собрания в газете муниципального образования.

Если заинтересованные лица не явились на собрание, местоположение границы с такими лицами считается согласованным. В этом случае кадастровый инженер в состав межевого плана включает соответствующую страницу печатного издания с публикацией о проведении собрания заинтересованных лиц.

Таким образом, достаточным условием для публикации извещения о проведении собрания заинтересованных лиц в печатном издании является отсутствие сведений об адресе заинтересованного лица в ЕГРН. С учетом того обстоятельства, что сведения об адресах заинтересованных лиц в ЕГРН в подавляющем большинстве случаев отсутствуют, а печатные издания муниципальных образований по объективным причинам большинством жителей муниципальных образований не изучаются, возникает возможность для злоупотребления правом.

Например, собственник земельного участка находится в конфликте со смежным землепользователем. При производстве кадастровых работ собственник земельного участка узнает, что сведения об адресе смежного землепользователя в ЕГРН отсутствуют. Поскольку конфликт может стать основанием для отказа смежного землепользователя в подписании Акта согласования местоположения границ, кадастровым инженером публикуется информация о проведении собрания в печатном издании. Смежный землепользователь не знакомится с указанным печатным изданием, в результате фактически может произойти захват части его территории, а формально местоположение смежной границы земельных участков будет считаться согласованным.

Суды признают, что такое согласование посредством публикации в печатном издании является надлежащим (см. бокс «Судебная практика»).

Чтобы пресечь возможные действия недобросовестных смежных землепользователей по согласованию местоположения границ посредством публикации извещения о проведении собрания заинтересованных лиц в печатном издании, правообладателю необходимо уточнить, имеются ли в ЕГРН применительно к конкретному земельному участку сведения о почтовом адресе и адресе электронной почты, и внести их при необходимости. Прежде всего, данная ситуация касается лиц, местоположение границ земельных участков которых не установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства (земельные участки «некоординированные»).

Существуют также иные случаи, при которых допускается опубликование извещения о проведении собрания в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования, но эти случаи не слишком распространены на практике (п. 8 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности):

смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Как обезопасить себя правообладателю земельного участка, если смежный землепользователь обратился для подписания Акта согласования местоположения границ?

Согласно п. 4 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

В соответствии с п. 87 приказа Минэкономразвития № 921, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок в письменной форме представили обоснованные возражения о местоположении границ земельного участка, содержание таких возражений указывается кадастровым инженером в Акте согласования. Представленные в письменной форме возражения включаются в Приложение. При наличии обоснованных возражений о местоположении границ такие возражения должны быть сняты либо путем изменения местоположения границ и проведения повторного согласования местоположения границ (отдельной характерной точки или части границ), либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для разрешения земельных споров.

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность подачи возражений в случае несогласия с предлагаемым расположением общей границы земельного участка со смежным землепользователем. Также законодательством устанавливается, что возражения должны быть обоснованными.

Важно, чтобы возражения были переданы кадастровому инженеру в официальном порядке: либо лично, с отметкой и подписью кадастрового инженера о получении, либо направлены заказным письмом с описью вложения на почтовый адрес кадастрового инженера. Несмотря на то что напрямую законодательством такая возможность не предусмотрена, на практике возражения о местоположении границ подаются также в Росреестр по месту нахождения земельного участка, в отношении которого ведутся кадастровые работы.

Согласно положениям п. 5 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.

Поскольку в Акте согласования местоположения границ указываются только координаты, а не точное фактическое местоположение границ, целесообразным будет требовать установить границы на местности. Это позволит заинтересованному лицу обезопасить свою территорию от передачи ее части лицу, выполняющему кадастровые работы в отношении своего земельного участка.

Фрагмент из утвержденной формы межевого плана

Обозначение части границы

Горизонтальное проложение (S), м

Кадастровый номер смежного земельного участка

Сведения о лице, участвующем согласовании

Подпись и дата

Способ и дата извещения

от т.

до т.

Фамилия и инициалы

Реквизиты ­документа,

удостоверяющего личность

подтверждающего полномочия представителя

Судебная практика

Судебный акт

Выдержка из судебного акта

Определение Ленинградского областного суда от 04.02.2015 № 33-624/2015

Согласование местоположения границ земельного участка проводилось на местности. Извещение о проведении собрания опубликовано в газете «Выборг» от <...> года.
В обоснование заявленных исковых требований истцы сослались на то, что формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <...> осуществлена с нарушением требований действующего законодательства, поскольку они не уведомлялись о проведении собрания.
Однако данные доводы опровергаются материалами дела, так, из извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка, опубликованного в газете «Выборг» <...>, следует, что собрание заинтересованных лиц по поводу согласования местоположения границ спорных участков состоится <...> в 13 часов по адресу: <...>.
Анализируя представленные документы, в том числе и материалы землеустроительного дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии надлежащих доказательств, с достоверностью свидетельствующих о нарушении прав истцов в результате межевания земельных участков ответчика

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.11.2016 № Ф02-5727/2016 по делу № А19-13892/2015

Суды пришли к правильному выводу, что публикация извещения о согласовании границ земельных участков в газете «Областная» является надлежащим извещением, поскольку данное издание является официальным печатным изданием субъекта Российской Федерации - Иркутской области

Постановление АС Московского округа от 06.04.2016 № Ф05-3685/2016 по делу № А40-76831/2015

Кассационная коллегия отмечает, что в материалах межевого плана имеется выпуск газеты Правительства Москвы «Тверская 13», в которой было опубликовано извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка по адресу: <...>, однако общество возражений относительно местоположения земельного участка не заявляло

На сегодняшний день утверждение (восстановление) межей участков становится единственной формой земельных отношений между гражданами.

Согласование границ земельных участков (ЗУ) – это разновидность учётных работ (кадастровых работ), элемент процедуры размежевания. Он определяет её юридическую силу и правомочность осуществления в отношении межевых границ как прецедента совместной собственности.

Требования согласования возникают на фоне положений, изложенных в ст. 39 Закона № 221-ФЗ . Они оглашают, что процедура межевания обязана осуществляться в контексте согласованного утверждения межевых границ с соседями по участку.

Если вы стали инициатором определения расположения межей и обратились в геодезическую компанию, ответственность по согласованию границ ляжет на вас как на заказчика. Вам потребуется согласовать общую межевую границу в случае, если:

  1. Соседствующие земли внесены в учётные записи.
  2. Учётные записи обладают точной информацией о расположении межей участков, разделяющих друг друга со стороны соседей заказчика.
  3. Заказчик имеет учтённые в результате кадастровых работ межи с соседствующими участками со своей стороны.

Обязательность согласования межевых границ с землевладельцами соседствующих территорий вызвана совокупностью действий, соответствующих конституционным правам землепользователей.

Межа – это фрагмент имущественной собственности, он принадлежит одновременно двум собственникам (пользователям). А право собственности лица предполагает неприкосновенность в отношении объекта собственности (права пользования).

Кроме этого, согласование границ – документ, который имеет многофункциональную основу , то есть служит не только интересам заказчика межевых работ, но и всем заинтересованным лицам, чьи имущественные интересы защищены государством наряду с интересами заказчика. Как узнать границы своего земельного участка? Читайте .

Согласование границ: пошаговая инструкция

Если , тогда согласование границ может проводиться в двух аспектах, которые определят порядок и процедуру всех ваших действий:

  1. Как неотъемлемая часть процесса межевания, которая во всех случаях сопровождает межевание границ.
  2. Как самостоятельный правовой прецедент.

Исходя из того, какие мотивации у вас имеются в контексте проводимого вами определения межевых линий, вы будете поступать соответствующим образом – заказывать межевую процедуру в целом или оформлять заказ услуг по согласованию границ.

В обоих случаях работу должен выполнить компетентный сотрудник в должности кадастрового инженера. Поэтому, прежде всего, нужно обратиться в геодезическую компанию или непосредственно в местное отделение кадастра и картографии, где вам будет предложена кандидатура кадастрового инженера.

С ним можно обговорить все нюансы и подробности процесса согласования и получить консультацию в отношении ваших действий. Однако имейте в виду, что заказывая работу – вы полностью делегируете свои права специалисту, который обязан выполнить все действия сам или под свою ответственность, если какое-то действие (например, передача извещений) выполняете вы.

Кроме прочего, желателен предварительный разговор с соседями.

Вполне вероятно, что даже в условиях межевого конфликта и претензий в отношении использования границ, они окажут инициативу и сочтут целесообразным проведение согласования границ в своих интересах.

Этот вариант при неоднозначном понимании имущественных прав является оптимальным выходом из сложной ситуации. В этом случае вы можете действовать сообща или порознь – как вам будет удобно.

После того как вы определитесь с целями, обратитесь с заявлением в геодезическую компанию. Далее порядок согласования в целом будет следующий:

  1. Вы договариваетесь о проведении согласования и получаете консультацию.
  2. Составляете договор на проведение работ и оплачиваете их.
  3. Ваши соседи оповещаются о проведении согласования за 30 дней.
  4. Для их оповещения им раздаются или высылаются извещения, обязательно под роспись.
  5. Розданные извещения обозначают надлежаще проведённое предупреждение.
  6. В назначенный день кадастровый инженер с подготовленным планом межевых границ встречается с вашими соседями и подписывает акт согласования.
  7. Предусмотрен вариант индивидуальной работы с каждым из соседей.
  8. По завершении процедуры, акт подписывается и подшивается.

Однако стандартный порядок соблюдается далеко не всегда поэтому процедура межевания и согласования границ включает в себя все нюансы, которые могут возникнуть на фоне существующих нарушений или подозрений о нарушениях со стороны соседей. В некоторых случаях приходится импровизировать и подстраиваться под ситуацию, чтобы не накалять возмущений.
Нельзя исключать, что на определённом этапе у вас с соседями возникнут разногласия в отношении права пользования межой.
На этот случай, все ваши действия надлежит выполнять с опорой на правовую базу.

Извещение о согласовании границ может осуществляться несколькими способами:

  • передачей под роспись;
  • высылаться заказным письмом;
  • пересылаться в электронном варианте;
  • опубликовываться в периодической печати.
  • местоположение соседа невозможно установить;
  • отправленное заказное письмо вернулось с отметкой о не получении;
  • если земля располагается в дачном массиве, с большим числом соседей собственников;
  • в аналогичных случаях коллективной собственности, когда число их участников более 5.

Извещение составляется по регламентированной структуре, в состав обязательных сведений кроме данных о заказчике и исполнителе, входит информация о том, где и каким образом можно ознакомиться с предварительными чертежами проекта, на основании которого составляется акт.

После подписания акта о согласовании, при отсутствии претензий, дальнейшие разбирательства сторон могут рассматриваться только в суде.

Результатом и критерием согласования границ становится подписание акта согласования . Он составляется кадастровым инженером и подписывается соседями по участку. Кадастровый инженер лично проверяет соответствие лиц, подписывающих акт.

Он должен проверить паспорта у всех присутствующих на собрании, а в случае присутствия представителей – проверить наличие удостоверенной доверенности. Надлежащее оформление акта и все правовые последствия в случае нарушения правил подписания остаются в зоне его профессиональной ответственности.

Акт содержит текст с данными и чертёж участка, на котором устанавливаются путём согласования границы. Они подробно описываются, и содержат информацию о землепользователях смежных территорий , которые подписали акт о достижении согласия с представленными их вниманию и оценке межевыми границами в той форме, которая удостоверена актом.

Особенности согласования

После принятия законодательного положения (Закона о ГКН за № 221-ФЗ ), который видоизменил земельный кадастр на Государственный кадастр недвижимости и внёс новые положения о проведении уточнения границ участков и их согласования, в учётных записях прибавилось больше точности.

Одним из существенных нюансов работы в новом стиле стало оборудование и техническое обеспечение работ высокотехнологичной аппаратурой, активное использование электронных документов, которые имеют высокое разрешение для применения на практике.

Так, например, кадастровый инженер имеет право представить акт согласования в электронном виде, скреплённом усиленной электронной подписью.

Важную роль играет особое отношение к данным с ограниченным доступом , к числу которых относятся данные о прохождении границ федерального значения. Соответственно участки, располагающиеся в этой зоне, подлежат особому контролю при согласовании.

Пристальное внимание уделяется чёткости рисунка участка с определением его формы и всех поворотных точек границ. Правила составления акта опираются на положения статьи 40 Закона № 221-ФЗ.

Они устанавливают нанесение на чертёж участка поворотных точек границ участка, которые являются знаками межевых границ. По правилам специалист обязан выстроить новый чертёж с актуальными на момент подписания акта сведениями.

В связи с существующим положением, необходимо сверить соответствие чертежа , сопровождающего акт согласования реальному положению дел на местности и разъяснить всем заинтересованным лицам порядок проведения межевой границы между их участками. Разъяснение должно быть подробным и чётким, чтобы при подписании акта у соседей по участку не осталось никаких сомнений.

К сожалению, некоторые специалисты совершают нарушения в отношении разъяснения.

Они предлагают подписать никому не понятный чертёж, изготовленный на базовой структуре старого плана, на который внесены изменения.

Однако правила разъяснения должны быть основаны не на вере в компетентность кадастрового специалиста, а на достоверной информированности.

Если при подписании акта вам или вашим соседям что-либо покажется не совсем понятным – требуйте разъяснения и попросите, чтобы вам было продемонстрировано совпадение границ, представленных в чертеже акта с их наличием в натуре.

В некоторых случаях требуется согласование границ участка с местной администрацией . Естественно к их числу относятся ситуации, когда земли лица, проводящего межевание, граничат с муниципальными землями. Некоторые специалисты кадастровой службы передоверяют подписание акта согласования границ с соседями, в том числе и с администрацией, заказчику.

Это в корне неверный и неправомочный вариант действий. В подобных случаях административные службы отсылают заказчика, давая обещания и откладывая рассмотрение вопроса всё дальше, ссылаясь на занятость. Это не удивительно, так как в соответствии с новыми положениями этим вопросом обязан заниматься кадастровый инженер. Именно он как уполномоченное лицо должен решить этот вопрос.

Затягивание вопроса может возникнуть по той причине, что для согласования и подписания акта, в администрации должна быть создана специальная экспертная комиссия, которая сверяет данные указанные в акте с установлением границ в натуре. А это довольно трудоёмкий процесс. Сколько стоит сделать межевание земельного участка — читайте перейдя по .

В каких случаях не требуется согласования границ?

Согласование границ проводится условно, без их определения на местности, а зачастую без согласования с третьими лицами в том случае, когда информацией в отношении особых территорий может владеть лишь ограниченный круг лиц, а так же в случаях, когда точность границ на местности установить в принципе невозможно либо не имеет смысла.

К числу таких случаев относятся:

  1. Зоны лесных массивов.
  2. Особо охраняемые территории (прохождение границ РФ).
  3. Земли с/х назначения используемые коренными народами Дальнего востока, Севера и Сибири.
  4. Если границы уже определены проходящими по границам участка линейными объектами.
  5. Зоны территорий отграниченные в учётных записях при помощи обозначения объектов природного или искусственного происхождения.

Как сделать межевание без соседей? Читайте .

Заключение

Правила согласования границ земельных участков имеют утверждённую структуру и законодательно определяемый алгоритм, которому необходимо следовать.
Ваша компетентность в этом вопросе позволит избежать ошибок, которые могут быть допущены кадастровым специалистом.
Вы сможете держать вопрос на контроле и курировать его.

Важно в решении этого вопроса понимать , что заказ проекта межевания включает в себя все моменты требуемых действий. Соответственно вы сами можете определить меру своего участия в действиях по согласованию границ. Самое главное – чтобы после проведённой работы у заинтересованных лиц, подписавших акт, не осталось сомнений в правильности их установления.