Исправление кадастровых ошибок. Тема: Основные вопросы оформления межевого плана земельных участков сельскохозяйственного назначения. Паевые земли. Типичные ошибки и проблемы. Исправление кадастровых ошибок Раздел в измененных границах

Основным документом, регулирующим раздел, выдел земельных участков, является Земельный Кодекс РФ (далее - ЗК РФ).

Раздела земельного участка – это один из способов образования одного участка или нескольких самостоятельных земельных участков.

На основании пункта 4, пункта 7 статьи 22.2 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе земельного участка. Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки подается заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. Государственная регистрация перехода или прекращения прав на указанные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с Законом о регистрации и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).

При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установлен статьями 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Данной нормой установлено, что, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером.

Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей, органу местного самоуправления поселения и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем земельного участка или земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.

Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.

В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

Ирина Спиранская,

главный специалист-эксперт Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

17867

Что происходит при разделе земельного участка?

Все обязательные условия разделения участка прописаны в . В результате выполнения процедуры осуществляется , а площадь, которая была изначально, перестает существовать. Исключением являются садовые и огородные участки, которые образуются в результате деления общей площади территории сообщества.

В случае раздела земли у владельца изначальной площади появляется право на все земельные участки, полученные в процессе. Если собственность на землю имеет общий характер, то у всех владельцев, за исключением тех ситуаций, когда граждане заключили между собой дополнительное соглашение иного содержания. В том случае, когда разделение касается муниципального или государственного участка, изначальная территория сохраняется в измененных границах.

Дополнительно можно сказать что раздел земельного участка может быть произведен не для каждой площади. Основанием для отказа может стать несколько причин. Разделу не подлежат:

  • участки, находящиеся в аренде или если на них наложен публичный сервитут;
  • участки, в результате деления которых полученная площадь не будет соответствовать минимальным и максимальным нормам, установленным в регионе;
  • участки, имеющие ограничения в виде штрафов, арестов, за которые не уплачены налоги.

Соглашение о разделе земельного участка

В том случае, если у первоначального участка имеется несколько владельцев , они должны заключить между собой соглашение о разделе . Документ составляется в свободной письменной форме между собственниками земельной площади. В соглашении отражается следующая информация:

  • сведения о каждом участнике соглашения;
  • информация о земельном участке;
  • данные акта о принятии соглашения и разделе территории на отдельные площади.

Подписанное соглашение будет считаться основанием для проведения в дальнейшем раздела земли. При необходимости, данный документ нужно будет представить в комплекте бумаг для дальнейшей регистрации прав собственности. Образец соглашения о разделе земельного участка можно скачать на нашем сайте (посмотреть и скачать можно здесь: ). Судебная практика подтверждает, что данный документ является оптимальным вариантом для выполнения раздела участка, поскольку стороны не будут его в дальнейшем оспаривать.

Порядок раздела земельного участка

Основным этапом проведения раздела земельной площади является . Под данным термином следует понимать не только разделение земель на отдельные части, но и определение их границ. Также производится привязка нового участка к местности, что необходимо для дальнейшего учета площади.

Если во время проведения межевания геодезист удостоверился в том, что предварительные данные верны, он может продолжать съемку. Геодезические работы – это целый комплекс мероприятий, который позволяет создать общий план всех земельных участков. Именно поэтому очень важно, чтобы при обращении в Росреестр у каждого заявителя на земельный участок имелось межевое дело .

Однако для оформления раздела земли недостаточно выполнить межевание, процедура достаточно длительная и трудоемкая. Весь процесс имеет определенный порядок и его можно поделить на этапы :

  1. Собственник обращается к геодезистам для выполнения межевания и оформления межевого дела.
  2. После определения границ будущего участка и оформления его плана, владельцу следует обратиться в Кадастровую палату и выполнить регистрацию новых участков одновременно со снятием первоначальной площади с учета.
  3. Каждой из площадей присваивается новый уникальный номер, который вписывается в кадастровый паспорт. Помимо номера, для каждого участка обозначаются основные характеристики, включая адрес земли.
  4. После регистрации необходимо оплатить госпошлину в размере 350 рублей (бланк можно получить в кадастровой палате) и подать документы на регистрацию прав собственности в МФЦ или Росреестр.

Вся процедура занимает не более 10 дней . Заявитель должен быть уведомлен о результатах в течение 5 рабочих дней .

Список документов

Для выполнения процедуры разделения участка потребуется определенный пакет документов:

  1. Заявка о разделе участка, которая заверяется в нотариате. Посмотреть и скачать можно здесь: .
  2. Паспорт заявителя.
  3. Правоустанавливающие документы на земельную площадь.
  4. Кадастровый паспорт первоначального участка.
  5. Если в процедуре принимают участие представители, то необходима нотариальная доверенность.
  6. Постановление органов местного самоуправления о присвоении адресов полученным участкам.
  7. Согласие всех собственников участка на проведение раздела.
  8. Квитанция об уплате госпошлины.

Если все документы подготовлены, то заявка подается в геодезическую компанию, после чего и выполняются межевые работы.

Особенности раздела земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Основной особенностью раздела земли, являющейся или , является то, что после разделения участок полностью сохраняется, но уже в измененных границах .

Разделение можно производить только тогда, когда имеется письменное согласие полновластных распорядителей основного участка. Если участок предоставлен федеральным или муниципальным унитарным предприятием либо учреждением, то письменного разрешения не требуется. Также не нужно согласия, если разделение производится на основании решения суда.

Согласие лучше всего следует получить еще до подготовки схемы расположения участка. Схема, как правило, составляется при участии представителя органов власти и самого заказчика.

Заинтересованными лицами в данном случае выступают арендаторы, застройщики, которым нужна площадь под многоквартирный дом, чтобы в будущем распределить участки между жильцами дома.

Для проведения межевания заказчик должен предоставить:

  • заявку. Посмотреть и скачать можно здесь: ;
  • личные документы;
  • данные о начальной площади;
  • решение собственника о разделе земельного участка, если в этом есть необходимость;
  • схематическое распределение территории на кадастровом плане.

Оформление необходимой документации производится в стандартном порядке, за исключением того, что решение принимается в течение одного месяца , а заявку необходимо подавать в исполнительный орган власти или муниципалитет.

Пример по разделу земельного участка

Полина Сергеевна Тимофеева решила отделить от своей земельной площади 1 га в пользу сына. Женщина подготовила все необходимые документы и передала их геодезической компании. За работу Тимофеева заплатила порядка 20 тыс. рублей. Через некоторое время межевое дело было оформлено, и Полина Сергеевна обратилась с пакетом обязательной документации в МФЦ рядом с домом.

Через 12 дней после обращения женщина получила отказ в регистрации. Обратившись повторно в МФЦ, Полина Сергеевна попросила сотрудника отдела пояснить причину отказа, на что ей было сообщено о нарушениях в межевом деле .

Во время проведения процедуры, работники компании произвели раздел таким образом, что участок, во-первых, получился не строгой геометрической формы, а во-вторых, не имел выхода к проезжей части.

Тимофеева повторно обратилась в геодезическую компанию и потребовала вернуть оплаченные средства, на что работник, выполнявший съемку, ответил отказом.

После этого женщина написала заявление в полицию по факту мошенничества и подала иск в суд на возмещение материального и морального ущерба. Пока шло разбирательство, была повторно проведена съемка, и участок для сына официально зарегистрировали.

Заключение

Можно сделать несколько выводов:

  1. После разделения участка земли получается несколько площадей, права на которые возникают у всех владельцев начальной территории. В ряде случаев, даже после разделения начальный участок остается, но в уже измененных границах.
  2. Некоторые земли не могут быть разделены по причинам, оговоренным в законодательстве.
  3. Для проведения процедуры может потребоваться письменное соглашение о разделе с подписями всех владельцев площади.
  4. Порядок разделения предусматривает проведение межевой съемки и дальнейшую регистрацию прав собственности на участки.
  5. Земли, находящиеся в госсобственности, делятся, когда на это имеется разрешение владельца или это предусмотрено кадастровой схемой.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по разделу земельного участка

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Надежда, и мы с сестрой хотим разделить землю. Полученный безвозмездно участок расположен в Московской области. Площадь земли 0,1 га . Теперь мы обе хотим заняться садоводством и возможно построить дачи. Подскажите, можем ли мы это сделать, и каким образом это осуществить?

Ответ: Здравствуйте, Надежда. К сожалению, вы с сестрой не сможете разделить свой участок по закону и построить в дальнейшем на нем дом, поскольку согласно ст. 11.4 Земельного кодекса РФ минимальный размер полученных участков должен соответствовать тем нормативам, которые установлены в регионе. Для Московской области данный показатель составляет:

  • 2,0 га для крестьянского хозяйства;
  • 0,06 га для садоводства;
  • 0,04 га для огородничества;
  • 0,06 га для дачного строительства.

Так как вы планируете построить в дальнейшем на участках дачи, то площади для этого не хватит. Для вас и вашей сестры может быть два варианта:

  1. Разделить имеющуюся землю на два участка по 0,05 га и ограничиться садово-огородным делом.
  2. Разделить землю на участки площадью 0,04 и 0,06 га и на одном построить дачу.

Что касается оформления, то от вас потребуется подготовить необходимый пакет документации, обратиться к геодезистам, которые подготовят межевое дело, и после этого подать бумаги в Росреестр на регистрацию отдельных площадей.

Межевой план – документ, в котором фиксируются сведения о конкретном земельном участке , что позволяет идентифицировать именно этот надел на местности.

Каждый надел соседствует с другими, а границы между располагающимися рядом участками образуют межу. Весь процесс протекает в такой последовательности:

Со всеми соседями по земельному участку требуется согласовать межи под роспись в специальном бланке, чтобы исключить проблемы в дальнейшем. Правильно изготовить документ может только высококвалифицированный специалист при помощи геодезических инструментов, как теодолит.

Межевой план содержит графическую часть – по сути, чертеж, схему, выполненную в масштабе, и текстовую часть, на которой приводится таблица координат каждой характерной точки участка. Под схемой располагают расшифровку условных обозначений, облегчающих прочтение документа даже не специалистом.

Изготовление такой бумаги необходимо, если:

  • подается заявление о постановке земельного надела на кадастровый учет;
  • нужно внести изменения в базу данных ЕГРН относительно размеров или вследствие уточнения координат участка и пр.

Чтобы узаконить малейшие изменения и придать им юридическую значимость, потребуется того или иного вида. Сама форма не может быть произвольной, так как она утверждена «Об утверждении формы…».

Его разновидности и как его получить?

Межевые планы требуются в разных случаях, диктующих вид этого документа. Чаще всего и спрашиваются такие виды межевых планов:

  • по уточнению границ надела земли;
  • исправление ошибок в составлении планов, оформленных ранее;
  • объединение участков;
  • выдел надела межеванием;
  • перераспределение земельных участков;
  • при образовании участка из двух или нескольких;
  • образование нового надела;
  • при выделении из надела большой площади двух и более участков;
  • с сохранением исходного плана и др.

С тем, как выглядит образец межевого плана ЗУ, можно ознакомиться в .

Выполнять такую работу наделены правами кадастровые инженеры местного муниципалитета, а также специалисты из частных компаний, аккредитованных на выполнение подобных услуг, при этом не имеет значения, будет это индивидуальный предприниматель или крупная фирма.

Государственные услуги оказываются бесплатно (только до 2020 г.), а за работы по оформлению межевого плана любого вида в специализированной компании нужно будет заплатить сумму, обусловленную договором.

В зависимости от сложности работ и региональных цен, цена изготовления бумаги частным образом может составлять от 2-х до 15-ти тыс. руб.

О том, кто занимается оформлением межевого плана, мы рассказывали , а из вы узнаете, каков срок действия документа и его стоимость.

В межевом плане содержится такая информация:

  1. цель оформления бумаги и ее разновидность.
  2. Данные о заявителе – ФИО, адрес, СНИЛС, контакты.
  3. Сведения об исполнителе- ФИО, № аттестата кадастрового инженера, наименование фирмы, если заказ выполняется юр. лицом, контакты.
  4. Дата проведения работ.
  5. Специальные сведения – система координат и пр.
  6. Список используемых приборов и инструментов.
  7. Кадастровый номер надела (при наличии), данные о размещенных на участке объектах.
  8. Необходимые сведения о других участках, если предстоит их слияние или уточнение границ с ними, или их частей.
  9. Метод определения координат.
  10. Данные о характерных точках границ участков.
  11. Сведения о площадях с расшифровкой формул.
  12. Сведения об образуемых и измененных участках.
  13. Сводная таблица общих сведений об интересующем участке при необходимости уточнения границ.

Документ сложный, требующий внимания, скрупулезности и точности: ошибки приведут к судебным разборкам между соседями и путаницей в картах, что недопустимо.

Межевание как процедура не заканчивается выездом на местность и камерной работой геодезиста. Только после приведения в соответствие планов ЕГРН с новыми бумагами и корректировок площадей участков можно считать, что межевание выполнено.

У каждой разновидности межевых планов есть свои особенности. Суть каждого из видов планов границ – возможность идентифицировать конкретный земельный участок на местности и в документах. В местных органах власти и в ЕГРН имеются в базах данных карты, достоверность которых должна быть абсолютной.

Ниже расскажем, какие виды его существуют?

Уточнение пределов участка

Такой вид плана нужен, когда участок уже выделен ранее, ему присвоен кадастровый номер, но требуется уточнить площадь и уточнить границы по факту.

Крайне редко выявляются ошибки, допущенные при размежевке, тогда тоже необходимы корректировки границ и площадей.

Уточнение позволяет избежать наложений участков друг на друга и вытекающих из таких обстоятельств конфликтов.

Следует знать, что кадастровый инженер только составляет бумагу, он не наделен правами разбираться в сути конфликтов и выступать миротворцем: для этого следует обращаться в суд.

Документ на его объединение

Если несколько участков объединяются в один, тогда на картах и в натуре выносятся новые границы, что требует корректировки в ЕГРН. Вновь созданный межевой план на объединение в таблице предоставляет полную и достаточную картину для специалистов кадастровой палаты.

Из этой таблицы ясно, какие точки и линии ликвидируются, а схематическое изображение наглядно демонстрирует, каким именно образом создан новый участок.

Раздел с сохранением исходного

Такой документ требуется, когда применяется раздел земельного надела в соответствии со ст. 11.4 ЗК РФ . Речь идет о том, что из одного ранее образованного большого участка образуют несколько, но их границы не выходят за пределы это разделяемого поля.

Получается, что новый межевой план показывает, как именно проложены новые границы, и при этом наружные абрисы исходного куска земли остаются без изменений.

Обычно подобные процедуры проводятся с участками, находящимися в гос. или муниципальной собственности, когда вокруг все роздано и оформлено, или когда надел получен некоммерческой организацией типа садового товарищества, и проводится деление на участки для членов сообщества, но исключительно внутри границы исходного куска земли.

Межевой план в этом случае демонстрирует, каким образом и за кем закреплены новообразованные доли.

По разделу земельного участка

Имеется в виду документ, устанавливающий законные пределы новых наделов при разделе уже существующего участка.

Здесь подразумевается не деление на примерно равные доли, как в дачных кооперативах, а как угодно и на сколько угодно частей, что можно отследить по межевому плану, как именно это осуществлено.

Нужно будет с этим новым документов откорректировать информацию в ГКН, заменив кадастровый паспорт, ранее выданный, и оформив новые кадастровые паспорта на те участки, которые получены в результате раздела.

На образование

Такой вид плана будет нужен, когда земельный надел только образовывается. С готовым межевым планом на образование участка нужно направляться в ГКН за кадастровым паспорт на вновь образованный надел. После этого можно оформлять право собственности или иной документ на право пользования землей.

Передел вследствие ошибок

Если оказывается, что суммарные площади нескольких частей по ранее оформленным документам превышают реальную площадь, или когда границы одного надела накладываются на другой участок, тогда проводятся работы по устранению ошибок.

Новые границы в полном объеме не совпадут с прежними, поэтому после корректировки изменятся абрисы участков и их площади, а ранее выпущенные межевые планы придется заменить уточненными, что потребует внесения изменений в сведения в ЕГРН.

Выдел надела

Этот вид межевого плана применяется, когда на немалой территории выполняют выдел относительно маленького участка. Бумага при таком раскладе требует наибольших затрат времени и труда, а потому имеет самую высокую цену: в зависимости от площади и конфигурации, стоит такой межевой план от 10 до 15 тыс. руб.

Перераспределение

Перераспределение между владельцами выполняется обычно уже после оформления кадастровых бумаг.

Иногда такие процедуры происходят, когда выявляются неточности, или при необходимости выкроить еще один участок.

Бывает, что в старых планах обнаружена путаница, а перераспределение и новые межевые планы позволят четко каждому собственнику выделить свой индивидуальный земельный надел с уже установленными, незыблемыми границами, что избавит от проблем в дальнейшем.

Как на межевом плане отображается перераспределение ЗУ узнаете .

Последние изменения в ЗК РФ говорят о том, что с 2018 г. невозможно будет без межевого плана провести никаких действий с земельными наделами.

Поэтому, пока не начался ажиотаж и не взлетели цены, следует позаботиться о том, чтобы изготовить этот документ на свой участок, воспользовавшись услугами только действительно надежного, ответственного кадастрового инженера с наличием всех требуемых разрешительных бумаг и документов, подтверждающих его уровень квалификации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Раздел земельного участка

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

Например, делится ЕЗ в результате раздела могут образоваться землепользования и многоконтурные ЗУ или только многоконтурные ЗУ или только землепользования.

Раздел допускается проводить в отношении уточненных земельных участков, если же границы исходного земельного участка не уточнены, то раздел допускается при условии если границы образуемых земельных участков совпадают с границами исходного земельного участка, т.е. не смещаются. Однако, в этом случае в состав межевого плана необходимо будет включить Акт согласования внешних границ образуемых ЗУ или Акт согласования границ исходного земельного участка, т.к. при таком разделе одновременно уточняются граница ранее неуточненного исходного земельного участка.
Раздел с сохранением исходного земельного участка в измененных границах
Раздел с сохранением исходного ЗУ в измененных границах допускается в отношении земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан и в отношении единых землепользований.

В соответствии с п. 60 Порядка ведения ГКН, утв. Приказом МЭР РФ от 04.02.2010 г. № 42 в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.

Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.

Т.е. если в составе единого землепользования остается менее 2-ух обособленных ЗУ, то в этом случае необходимо осуществлять раздел такого земельного участка.

Также как в случае с обычным разделом, Акт согласования границ образуемых ЗУ или исходного ЗУ требуется в том, случае если осуществляется раздел ЗУ, имеющего неуточненные границы. Но если ЗУ образуются таким образом, что не затрагивают внешних границ исходного земельного участка, т.е. одновременно не происходит уточнение границ исходных ЗУ, то акт согласования в этом случае не требуется. Также не требуется Акт согласования границ в случае раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, когда осуществляется раздел ЗУ, границы которого в ГКН отсутствуют. Данное правило действует и при согласовании ЗУ образующихся путем выдела.
Перераспределение земельных участков.

В соответствии со ст. 11.7. Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается.

Перераспределение допускается, если оба исходных ЗУ относятся:

К неразграниченной государственной собственности;

К муниципальной собственности;

К частной собственности;

К федеральной собственности;

Собственности субъекта РФ.
Перераспределение между обычными земельными участками.

При перераспределении границы исходных ЗУ должны быть «уточненными» (исключение: допускается перераспределение ЗУ, имеющих не уточненные границы, если границы образуемых ЗУ совпадают с границами исходных ЗУ (не смещаются).

Границы образуемых ЗУ не должны выходить за пределы исходных ЗУ;

Перераспределение допускается только в отношении смежных ЗУ.
Есть разновидность перераспределения, не предусмотренная земельным кодексом, но предусмотренная Приказом МЭР РФ № 412 от 24.11.2008 г. - перераспределение с землями государственной собственности – это когда земельный участок частично образуется из земельного участка, частично из земель государственной собственности.

Перераспределение с землями государственной собственности допускается только в отношении тех земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Перераспределение с землями госсобственности:

Допускается в отношении земельных участков, границы которых являются «уточненными» или «неуточненными»;

Допускается в отношении одного или одновременно нескольких исходных земельных участков.

Допускается только в отношении смежных ЗУ.

В результате перераспределения ЗУ с землями госсобственности могут быть образованы один или несколько земельных участков.

Документы, на основании которых могут быть образованы ЗУ при объединении, разделе или перераспределении.

Документ, на основании которого проводятся кадастровые работы (один из):

Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на каждый исходный ЗУ;

Постановление об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане на образуемые ЗУ, в

Постановление о предоставлении ЗУ (образуемого), выданное после 24.10.2008 г.(если исходный ЗУ находится в государственной или муниципальной собственности)

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта,с актом выбора и схемой расположения (если исходный ЗУ находится в государственной или муниципальной собственности).

Как правильно прописывать в постановлении муниципалитета, из какого единого землепользования участок образуется и доступ? Можно ли это не писать в постановлении (с номерами конкретно), а только на схеме указывать?
В Сборнике образцов документов, которые подготавливают органы государственной власти и местного самоуправления, необходимые для кадастрового учета, который размещен на официальном сайте кадастровой палаты kadastr.tatarstan.ru в разделе «Для органов государственной власти и местного самоуправления» имеются образцы для подготовки таких постановлений. В тексте постановления указывается кадастровый номер земельного участка, из которого образуется ЗУ. Т.е. указывается кадастровый номер единого землепользования. Сведения об обеспечении земельного участка доступом к землям общего пользования указываются в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, причем должны быть указаны земельные участки, через которые обеспечивается доступ, только если это земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности.

Также по вопросам доступа к земельным участкам можно отметить следующее.

Если доступ к землям общего пользования обеспечивается через смежный земельный участок, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования (п.64 Приказа Минэкономразвития РФ № 412 от 24.11.2008 г.).

Если доступ обеспечивается через земельный участок паевого фонда, документом, подтверждающим обеспечение доступа, может быть протокол общего собрания участников общей долевой собственности о согласии на обеспечение доступа.
При образовании земельного участка в результате выдела или раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах в межевом плане должны быть отражены сведения об обеспечении доступа как к образуемым, так и к измененным земельным участкам.

В случае если измененным земельным участком является единое землепользование или МЗУ, то доступ должен быть обеспечен к соответствующему обособленному земельному участку или контуру МЗУ. Если контур или обособленный земельный участок выделяется полностью, то в раздел «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам», сведения об обеспечении доступа к измененному земельному участку не включаются.
Уточнение единого землепользования.

В случае, если необходимо уточнить границы обособленных земельных участков, входящих в состав декларированного единого землепользования, подготавливается МП на уточнение всего ЕЗ. Уточнять отдельные обособленные ЗУ входящие в состав ЕЗ не предусмотрено действующим законодательством, поскольку объектом учета является именно ЕЗ, не обособленные ЗУ. При этом, также стоит иметь ввиду что при уточнении ЕЗ все его границы должны быть согласованы.
При уточнении ЕЗ из его состава могут быть исключены или наоборот включены в его состав обособленные ЗУ. Для отображения в XML файле межевого плана таких ЗУ используются реквизиты InsertEntryParcels «Включаемые в ЕЗ участки» и реквизит DeleteEntryParcels «Исключаемые из ЕЗ входящие участки» раздела Compozition_EZ «Состав единого землепользования».
Рассмотрим случай, когда ЕЗ является смежником

Подготавливается МП на образование или уточнение земельного участка и при этом уточняется часть границ смежного земельного участка являющегося ЕЗ, в этом случае допускается в МП включать сведения только о той части границ ЕЗ, которая является смежной с образуемым (уточняемым) земельным участком.

Согласование в этом случае проводится только той границы ЕЗ, которая была уточнена в результате проведения кадастровых работ по образованию (уточнению) основанного ЗУ. В ЗКИ должен быть отражен этот факт.
Также бывают случаи, когда образуемый (уточняемый) ЗУ, в отношении которого проводятся кадастровые работы, полностью накладывается на обособленный земельный участок, входящий в ЕЗ и при КР выявлена необходимость исключения этого обособленного ЗУ из ЕЗ.

В этом случае нужно подготовить МП вначале на уточнение ЕЗ, а затем образовать (уточнить) ЗУ. Поскольку 412 приказом, предусмотрена подготовка МП в виде одного документа, в случае если уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в т. ч. в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ.

Исключаемый из ЕЗ обособленный ЗУ, не является фактическим смежником образуемому (уточняемому) ЗУ. Кроме того, действующей xml-схемой не предусмотрено при уточнении (образовании) ЗУ одновременно включать в xml сведения об исключаемом из др. ЗУ, представляющего собой ЕЗ обособленного ЗУ.
Еще один случай: если в обособленном земельном участке допущена кадастровая ошибка, как образовать из него земельный участок в исправленных границах.

Сначала нужно подготовить межевой план на исправление кадастровой ошибки в ЕЗ (в обособленном ЗУ). После исправления ошибки по заявлению правообладателя, готовить МП на образование ЗУ
В связи с тем, что в последнее время участились случаи включения МП заключений кадастровых инженеров, где в качестве обоснования исправления кадастровой ошибки указывается, что границы земельного участка существуют на местности более 15 лет, дополнительно поясняем.
При уточнении границ ЗУ их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 70.1. Требований к подготовке МП в заключении кадастровый инженер должен обосновать местоположение уточненных границ ЗУ.

В письме Минэкономразвития РФ от 16.09.13 г. №ОГ-Д23-5116 приведены примеры обоснований местоположения границ ЗУ:

Конкретные объекты искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка;
- источник получения информации о существовании границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан);
- меры, принятые для получения документов, подтверждающих местоположение границ уточняемого земельного участка.

Таким образом, при уточнении земельных участков необходимо чтобы уточняемые границы земельного участка были подтверждены - это может быть правоустанавливающий документ или документ, который определял местоположение границ ЗУ при его образовании. Либо если границы ЗУ существуют более 15 лет, подтверждение существования границ этого ЗУ. Т.е. при уточнении границ обоснованием уточнения будет являться это подтверждение.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка – это воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН. Т.е. обоснованием кадастровой ошибки является не соответствие фактических границ земельного участка на местности границам земельного участка по сведениям ГКН, а в свою очередь фактические границы земельного участка подтверждаются вышеперечисленными обоснованиями.

Сдача карт (планов) объектов землеустройства в государственный фонда данных.
Как Вы знаете 14.02.2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 г. № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» (далее – 71 Постановление).

Согласно данному постановлению обязательным приложением к направляемым в ОКУ документам, для внесения сведений о границах населенных пунктов, муниципальных образований, зон с особыми условиями использования территорий и при направлении решений об утверждении правил землепользования и застройки, является карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Направляемая в ОКУ карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

С целью разъяснения процедуры сдачи карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных нами было направлено письмо в Управление Росреестра по РТ, на которое было получено письмо с описанием данной процедуры.

В соответствии с разъяснениями:

Согласно п. 9 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 №267 (далее – Порядок) материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.