Где правил хаммурапи. Хаммурапи. Законы, описание, история. Когда они были найдены

Про по-настоящему успешные операции спецслужб мы ничего никогда не узнаем. Провальные миссии, наоборот, быстро становятся достоянием общественности. О таких случаях в учебных пособиях для студентов академий ФСБ и ЦРУ наверняка пишут с пометкой «не пытайтесь это повторить».

Цупал и Шварц в нижнем ряду

В 1940 году неподалеку от города Честер британскими спецслужбами был создан особый тренировочный лагерь для военнослужащих чехословацкого происхождения. Целью участников лагеря были диверсии на территории Протектората Богемии и Моравии, в частности физическое уничтожение руководителей, симпатизировавших фашистскому режиму. Операция «Антропоид», в ходе которой должен был быть ликвидирован протектор Рейнхард Гейдрих, стартовала спустя два года. Параллельно с ней решено было провести секретную миссию «Тин», целью которой стал министр образования и пропаганды Эммануэль Моравец.

В проведении «Тин» были задействованы опытные парашютисты Ярослав Шварц и Людвик Цупал. 29 апреля 1942 года военные выпрыгнули из самолета над местностью Падрт. Провал операции случился уже через пару минут после ее непосредственного начала: оба парашютиста сломали ноги при приземлении, сделав «Тин» самой короткой секретной миссией в истории человечества.

Несмотря на полученные травмы и потерю друг друга, Шварц и Цупал решили по отдельности выполнить-таки приказ. Шварцу удалось добраться в Прагу, где он оправился от травм, но вскоре был убит в знаменитом бою в соборе Святых Кирилла и Мефодия. Цупал успешно скрывался на протяжении нескольких месяцев и даже попытался сделать хоть что-то на благо отчизны, рискнув подорвать используемую немцами железную дорогу, но был пойман гестаповцами и расстрелян в январе 1943 года.

Золото

Еще одна неудача британских спецслужб (на сей раз сотрудничавших с ЦРУ) приключилась в 1956 году. Дело происходило в свежеразделенном Берлине. Разузнав о местоположении телефонных кабелей особого назначения, по которым передавались звонки дипломатических служб и советской разведки, ЦРУ и MI6 решили воспользоваться ситуацией. К кабелям, которые находились на глубине полуметра под оживленной восточноберлинской улицей, решено было провести подземный туннель. Расчеты и непосредственное строительство велись на протяжении двух лет в режиме строжайшей секретности. За это время строителям пришлось столкнуться с множеством сложностей - от грунтовых вод до внезапного (и потому не очень приятного) обнаружения довоенной выгребной ямы.

В 1955 году туннель был готов, и агентам удалось услышать телефонные разговоры советских военных. Прослушка велась почти год, было записано 40 000 часов телефонных разговоров, расшифровкой которых денно и нощно занимались шесть сотен специалистов. В целом операция, получившая название “Золото”, обошлась спецслужбам в 6,7 миллиона долларов.

Казалось бы, что провального в этой миссии? Ответ прост: еще до начала строительства туннеля советское руководство было предупреждено британским контрразведчиком Джорджем Блейком. Джордж, предавший монархию ради идей коммунизма и до сих пор проживающий в Москве (сейчас его зовут Георгий Бехтер, и ему 96 лет), сдал абсолютно всю информацию, касающуюся строительства. В течение одиннадцати месяцев советские военные с радостью использовали линию для бессмысленных разговоров с целью дезинформации противника. В конце концов им это надоело, и в апреле 1956 года руководство СССР заявило об обнаружении туннеля.

Альхесирас

В 1952 году на базе ВМС Аргентины было сформировано особое подразделение боевых водолазов. Отряд, получивший название «Бузо Тактико» принимал участие во многих спецоперациях, но настоящую известность получил после того, как четверо бойцов с треском провалили миссию «Альхесирас».

Задачей участников отряда была диверсия на британской военно-морской базе в Гибралтаре в разгар войны за Фолклендские острова. В апреле 1982 года Гектор Розалес, Максимо Николетти, Антонио Латорре и военный, чье имя засекречено по сей день, прибыли в Испанию под видом обычных туристов. Поселившись в городе Альхесирас, они на протяжении нескольких недель совершали ночные заплывы к Гибралтару и ни разу не были замечены британской охраной.

В свободное от плавания время мужчины вели расслабленную жизнь курортников и периодически ездили в аргентинское посольство в Мадриде, где получали мины и бомбы. Ради подстраховки использовались три прокатные машины на четверых - именно это и повлекло за собой провал операции. Владелец очередного автопроката заметил в руках у клиента ключи от машин, арендованных у конкурентов. Пораскинув мозгами, мужчина решил, что потребность в одновременной аренде нескольких автомобилей в разных компаниях может быть у одного типа людей - кровожадных мафиози-наркобаронов.

Бдительные испанские полицейские, получившие в преддверии грядущего чемпионата мира по футболу разнарядку проверять всех подозрительных людей, молниеносно отреагировали на звонок наблюдательного гражданина. При проверке гостиничных номеров аргентинцев они, к своему удивлению, обнаружили вовсе не наркотики и деньги, а полноценный боевой арсенал, водолазные костюмы и акваланги. Задержание «Бузо тактико» состоялось днем 31 мая, всего за несколько часов до планируемой диверсии.

Орлиный коготь

Самым грандиозным провалом в истории спецопераций США стал «Орлиный коготь» - спасение сотрудников американского посольства в Тегеране, захваченных в заложники группой иранских студентов в ноябре 1979 года. На протяжении нескольких месяцев люди находились в плену и договориться о их освобождении было мало шансов: в стране в тот момент проходили массовые беспорядки в связи с приходом к власти Рухоллы Мусави Хомейни.

В 1980 году руководство США решило, что пора применить силовые методы. Вопреки логическим доводам госсекретаря Сайруса Венса, началась подготовка к сверхсекретной операции, поначалу носившей название «Горшок риса», а позже переименованной более устрашающе - «Орлиный коготь».

План был непростой. Вертолеты ВМС США должны были вылететь с авианосца неподалеку от оманского побережья и в сопровождении самолетов-заправщиков добраться до заброшенной после Второй мировой войны британской базы, которая находилась в 200 километров от иранской столицы. Оттуда заправившиеся вертолеты с бойцами спецподразделения «Дельта» должны были добраться до Тегерана, где их встретили бы заранее подготовленные агенты ЦРУ, - все вместе они собирались штурмовать здание посольства. После освобождения заложников территорию Ирана планировалось покинуть, выполнив вышеописанные действия в обратном порядке. Миссия стартовала вечером 24 апреля 1980 года.

Сложно сказать, что именно пошло не так, потому что не так шло абсолютно все. Один из вертолетов практически сразу рухнул в море из-за поломки лопасти, другой вскоре потерялся в хабубе (чтобы не вызывать подозрений, были отправлены обычные вертолеты с авианосца, но экипаж не умел управлять машиной в условиях ночного полета над пустыней).

Долетевшие до базы самолеты и вертолеты мгновенно были демаскированы местным населением - оказалось, что рядом проходит довольно оживленное шоссе, по которому в тот момент проезжал пассажирский автобус. Следом за автобусом к базе подъехал бензовоз, и по нему растерявшиеся бойцы «Дельты» открыли огонь, что стало причиной мощного взрыва, который было видно за много километров. В довершение ко всему, один из вертолетов и самолет-заправщик взорвались во время дозаправки. После этого военные спешно ретировались на самолетах, бросив на базе оставшиеся вертолеты, гору секретной документации и тела погибших товарищей.

Итоги грандиозного провала «Орлиного когтя» были неутешительными: восемь погибших военнослужащих, пребывание заложников в плену вплоть до 1981 года и огромное пятно на репутации президента Джимми Картера. Иранские военные, впрочем, были довольны: они подобрали и стали использовать пять новеньких американских вертолетов.

Введение. 3

Глава № 1.Вавилон в правление Хаммурапи (XVIII столетии до н. э.) 5

Глава № 2. Свод законов Хаммурапи (XVIII столетии до н. э.) 14

Заключение. 20

Библиографический список. 21

Введение

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники эти, являются самыми первыми законам, их составители первыми людьми попытавшимися установить, некоторые социальны нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса – это закон.

Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу "око за око, зуб за зуб". В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

Хаммурапи не был первым законодателем. Уже на протяжении столетий люди регулировали свою жизнь определенными нормами. Однако Кодекс Хаммурапи ввиду его обширности стал для нас важнейшим источником сведений о древнем праве. По словам И.М. Дьяконова, «законы Хаммурапи представляют продуманную и своеобразную систему права, исходящую не из механического соединения первоисточников, а из реальных потребностей Вавилонского государства того времени». В основе этой системы законов лежала конкретная правовая практика. Некоторые параграфы законов столь подробно описывают какие-то бытовые случаи, что производят впечатление коротких рассказов.

В этот свод законов включены нормы, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Они, в частности, посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей; статусы имущества, полученного от царя за службу, операциями с недвижимостью и связанными с ними правонарушениями; торговым и коммерческими операциями; семейному праву; умышленным и неумышленным телесным повреждениям; операциям с движимым имуществом, в частности, с его наймом. Остается, правда, открытым вопрос, действительно ли судьи руководствовались данными законами при вынесении приговоров? Вероятно, строгие наказания за многие, в том числе мелкие преступления на самом деле не применялись и служили лишь для устрашения.

При написании своей работы я разделил её на две главы. В первой, решил показать Вавилон в период правления царя Хаммурапи. А во второй подробно рассмотреть сам свод законов Хаммурапи.

Глава № 1 « Вавилон в правление Хаммурапи»

Там, где Тигр и Евфрат ближе всего подходят друг к другу, тянется целое поле холмов. Они доходят до самого берета реки. Под холмами скрыты развалины самого большого города южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался «Врата бога», «Баб-или» называли его жители на своём языке. Греки переделали «Баб-или» в «Вавилон» и от названия города прозвали и всю страну Вавилонией. В течение долгого времени Вавилон был маленьким, незаметным поселением. Мы читаем в древних документах о царях из городов Ура и Урука, мы знаем историю Лагаша и Уммы, знаем о знаменитом царе Саргоне из города Аккада и о многих других царях и городах. А Вавилон упомянут только один раз, в надписи, где Саргон Аккадский рассказывает о том, как он подавил восстание во многих подвластных ему городах; самым незначительным из них был Вавилон.

С тех пор прошло около шести столетий. За это время Вавилон превратился в самый большой и богатый город во всей Месопотамии.
Через Вавилон постоянно проезжали суда, гружённые зерном. Они отправлялись вверх по Евфрату. Отсюда хлеб везли в богатые города Финикии, где можно было продать и купить самые разнообразные товары. Купцы возвращались с грузами меди и строевого леса, пригоняли партии рабов. Приходили в Вавилон и купцы с севера. Они останавливались в Вавилоне, перегружали здесь товары на лодки и отправлялись с ними во вое области Шумера и Аккада.

С течением времени вся торговля сосредоточилась в Вавилоне, и он стал самым крупным торговым центром Месопотамии. Правители Вавилона стали завоёвывать соседние города сначала в Аккаде, а потом и в Шумере. Постепенно они захватили власть над всеми городами.Самым знаменитым из всех вавилонских царей был Хаммурапи. Он царствовал 42 года, с 1792 до 1750 г. до н. э.Он покорил страну Мари, лежащую по Евфрату к северу от Вавилонии, цари Ашшура признавали его власть, финикийские купцы посылали ему богатые подарки, на юге в Шумере в городе Исине были поселения вавилонских воинов.

Только город Ларса не подчинялся Вавилону. Там правил эламитянин Римсин. Его владения были тоже обширны; много шумерских городов находилось под его властью. Когда в Вавилоне правил ещё отец Хаммурапи, эламские воины вторглись в пределы Вавилона, разгромили его и заставили царя заплатить богатую дань.И вот теперь Хаммурапи решил покончить с эламитянами, изгнать их из пределов Месопотамии и подчинить своей власти шумерские города, принадлежащие Эламу. Целых тридцать лет шла борьба между Хаммурапи и Римсином, и, наконец, в 1762 г. до н. э. Ларса пала, Римсин был окончательно изгнан из пределов Шумера. Тогда Хаммурапи стал царём всего Шумера и Аккада и принял старый титул древних аккадских царей - «царь четырёх стран света».Многие города превратил Хаммурапи в крепости, приказав обнести их высокой стеной для защиты от нападения врагов. Но больше всего заботился он о постройке каналов, так как без них невозможно было орошать поля в период засухи. А земледелие по-прежнему оставалось самым важным занятием жителей, и зерно было главным богатством Вавилона. Его продавали в соседние страны, отправляли караваны с зерном в финикийские города и в обмен на него привозили строительный лес, медь, камень. Вот почему все вавилонские цари так старательно охраняли оросительную систему во всей стране и строили новые каналы. Самый большой канал Хаммурапи, по традиции вавилонских царей, назвал своим именем: «Хаммурапи - благословение народов». Из этого канала вода распределялась по многочисленным маленьким каналам и давала орошение сотням гектаров земли. В те времена такой большой и красивый канал казался чудом, и ещё много лет спустя после смерти Хаммурапи на него не могли надивиться чужеземцы.

В Уруке, Лагаше, Уре, Ларсе и многих других городах Хаммурапи приказал выстроить новые каналы, очистить старые от ила и песка и строго следил за тем, чтобы его чиновники и наместники поддерживали в порядке всю оросительную систему Вавилонии. «Так говорил Хаммурапи. Ты должен созвать людей, которые владеют землями вдоль канала Думманум, чтобы они вычистили Думманум. В течение настоящего месяца они должны исполнить работу по очищению канала». Это письмо Хаммурапи продиктовал писцу, который был специально приставлен к нему и писал под его диктовку распоряжения наместникам царя. Писец острой деревянной палочкой начертил на влажной глиняной табличке клинописные знаки. Когда «письмо» высохло, писец обернул его в тонкий слой глины - своеобразный «конверт», который должен был предохранить глиняное письмо. Письмо было адресовано Синидиннаму, правителю Ларсы, так как канал Думманум был в его области.

Когда гонец прибыл в Ларсу с царским письмом, Синидиннам осторожно разбил «конверт» и вынул письмо. Напоминание царя было равносильно приказу, и Синидиннам очень строго следил за порядком в своей области.Между царём и наместником шла оживлённая переписка; большое количество писем Хаммурапи к Синидиннаму дошло до нас, и мы узнали из них много интересного. Вот перед нами письмо с царским приказом, который не сразу можно понять. Оно, на первый взгляд, кажется несколько странным и загадочным.«Так говорит Хаммурапи. Так как год имеет недостачу, то пусть месяц, который теперь начинается, называется вторым Элулом. И вместо податей, поступающих в Вавилон на 25-й день месяца Тишри, пусть поступает подать на 25-й день второго Элула». Всё непонятно в этом письме. Что это за недостача в году? Как можно вставить дополнительный месяц между шестым месяцем вавилонского календаря Элулом и седьмым месяцем Тишри? Откуда взялся «второй» Элул?

Чтобы разобраться в этом письме, надо хорошо знать вавилонский календарь. Оказывается, что в Вавилонии началом месяца считался день новолуния, и так как месяц продолжался от новолуния до новолуния, то в нём было только 28-29 дней. Однако в году было 365 дней. Ежегодно между солнечным годом и двенадцатью лунными месяцами получалась небольшая разница, не хватало нескольких дней в году, «год имел недостачу», как говорил Хаммурапи. В течение нескольких лет «недостача» уже равнялась целому месяцу, и тогда устанавливался високосный год, и в календарь вставляли добавочный месяц, который помещали либо в конце года, либо в середине, т. е. после месяца Элула, как указано в нашем письме. Дополнительный месяц не имел собственного названия и назывался по предыдущему месяцу. Вот почему в письме Хаммурапи появилось название «второй Элул». Хаммурапи очень беспокоился о том, как бы Синидиннам не позабыл, что во второй Элул - месяц (хоть он и дополнительный) тоже должна быть своевременно внесена подать в царскую казну. В високосном году царь Хаммурапи получал со своих подданных подати не двенадцать раз за год, а тринадцать. Этот год был выгодным для казны.
Главные доходы государство получало от податей. По всей стране наместники собирали подати разными продуктами и серебром. Земледельцы давали зерно и масло, вино и полотна, пастухи отдавали дорогую овечью шерсть, которая шла на изготовление тканей для царя и знати, ремесленники поставляли свои изделия. Эти ценности грузили на суда и отправляли по рекам и каналам в столицу. Там царские писцы учитывали все полученные товары, записывали их на особые таблички и складывали в амбары, где стояла день и ночь надёжная охрана. Земледельцы и ремесленники платили подати натурой - продуктами. Купцы посылали в Вавилон подати товарами или серебром в виде слитков или колец. Денежных знаков (монет) в те времена ещё не было, и серебро считали по весу. Талант, мина, сикль - это были вавилонские меры веса, в этих мерах проходили все денежные расчёты, в сиклях и минах оценивали стоимость товаров.Даже часть доходов от храма поступала в царскую казну. Но в этом случае подать доставлялась царю не наместником, а самими храмовыми служителями, и наместник должен был только следить за своевременной отправкой людей и подати. «Так говорит Хаммурапи, - снова писал царь в Ларсу. - Когда ты рассмотришь эту табличку, ты велишь прибыть к тебе всем надсмотрщикам за скотом, приписанным к храмам богов, и пастуху, вместе со всеми их доходами. И ты отправь их в Вавилон, чтобы они отдали их доходы. Смотри, чтобы они ехали ночью и днём и достигли Вавилона в течение двух дней».Ежедневно отправлялись из Вавилона гонцы с письмами Хаммурапи. Во всех музеях хранится огромное количество всевозможных глиняных табличек. Мы можем там увидеть различные деловые документы, хозяйственные отчёты, письма.От царя Хаммурапи до нас дошло много различных документов и много писем, главным образом к Синидиннаму. Может быть, эти письма случайно сохранились лучше других, а может быть, царь именно Синидиннаму посылал наибольшее количество указов и распоряжений, так как Ларса, а вместе с ней и вся южная часть Шумера, была присоединена к Вавилону совсем недавно.

Хаммурапи. XVIII в. до Р. Х.
Изображение перепечатывается
с сайта http://slovari.yandex.ru/

Искусный полководец

Хаммурапи, царь Вавилона 1-й династии, правивший в Вавилонии в 1792-1750 гг. до Р. Х. Сын Синмубаллита. + 1750 г. до Р. Х.

Хаммурапи взошел на трон очень молодым. Как и многие цари Двуречья до него, он начал свое царствование с традиционного мероприятия - установления "справедливости", то есть отмены долгов и прощения недоимок. Следующие шесть лет он посвятил храмовому строительству. Все это время Хаммурапи, видимо, тайно подготавливал войну против Ларсы, царь которой Рим-Син был в то время самым могущественным государем Месопотамии. В 1787 г. до Р. Х. вавилоняне, внезапно напав, захватили Иссин и Урук. Но в следующие годы Рим-Сину удалось вернуть утерянные города, после чего между двумя государствами на четверть века установился мир. Для Вавилонии это были годы бурного расцвета. Под управлением Хаммурапи страна быстро крепла и богатела. В 1768 г. до Р. Х. он провел важную административную реформу, в результате которой было урезано самоуправление местных общин и значительно укрепилась царская власть. Все храмы в административном и хозяйственном отношении оказались подчинены царю, а страна была разделена на области, управляемые царскими чиновниками. Хаммурапи упорядочил сбор налогов, запретил продажу земли (чтобы не допустить разорения земледельцев, наделы которых переходили в руки ростовщиков) и ограничил частную торговлю (была введена государственная монополия на многие виды товаров, а все купцы зачислены в разряд государственных чиновников). Очень много сил отдал Хаммурапи совершенствованию законодательства. Делом всей его жизни стало создание знаменитого сборника законов, который составлялся и редактировался до самой его смерти. Этот свод считается крупнейшим и важнейшим памятником права древней Месопотамии и представляет собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных норм права. По своей продуманности, логичности и последовательности кодекс Хаммурапи на протяжении многих веков не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.

В 1764 г. до Р. Х. Хаммурапи возобновил войны с соседями и сокрушил их молниеносными ударами одного за другим. Прежде всего он разбил соединенную армию Эшнуны (города, расположенного на севере от Тигра в долине Диялы), Малгиума (города на Тигре в устье Диялы) и Элама. Этой победой, по словам Хаммурапи, он "утвердил основание царства Шумера и Аккада". Действительно, обеспечив себе фланг со стороны гор, царь Вавилонии выступил против престарелого царя Ларсы Рим-Сина. Заняв Ниппур, вавилоняне в 1763 г. до Р. Х. подошли к стенам Ларсы. Через несколько месяцев столица пала, Рим-Син был низложен, а вся его огромная страна присоединена к Вавилонии. В 1762 г. до Р. Х. Хаммурапи вновь выступил против северян. В 1761 г. до Р. Х. были захвачены Малгиум и царство Мари (государство выше Вавилона по Евфрату). В 1757 г. до Р. Х. вавилоняне взяли ассирийские города на Тигре - Ашшур и Ниневию. В 1756 г. до Р. Х. власть Хаммурапи признала Эшнуна. Таким образом, возникло невиданное по своим размерам государство, охватывающее всю Нижнюю и значительную часть Верхней Месопотамии.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Электронный текст перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Марксистский взгляд:

Хаммурапи, царь Вавилонии в 1792-1750 до н. э., в период царствования которого она достигла наивысшего расцвета. Будучи искусным политиком и полководцем, X. в результате успешных войн подчинил Вавилонии Ассирию, южную и среднюю части Месопотамии. При Хаммурапи в стране наблюдался экономический подъём. Большое развитие получило орошаемое земледелие и скотоводство. Широко применялась плавка металлов (особенно бронзы, в меньшей степени - железа), что привело к созданию более совершенного оружия. Достигли значит, развития товарно-денежные отношения, частные рабовладельческие хозяйства, централизация государства, ещё более укрепилась царская власть, что нашло отражение в кодексе законов (ок. 1760 до н. э.). Законы Хаммурапи представляют собой важнейший памятник древневост. рабовладельч. права. Текст их, начертанный архаической клинописью на диоритовой стеле, состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В законах уделялось большое внимание укреплению власти рабовладельцев, охране частной собственности и интересов царских служилых людей. В них упоминаются воины-колонисты, которые получали от царя земельные наделы и за это должны были нести воен. службу. Ряд статей посвящён обязанностям и правам воинов. Напр., уклонение воина от похода и даже попытка выставить взамен наёмника карались смертной казнью. Отмечались две категории воинов - баиру и реду и два звания военачальников - деку и лабуту, что свидетельствовало об определённой структуре вавилонского войска и воен. иерархии. Законы Хаммурапи отражали сравнительно высокую ступень классовой и социальной дифференциации.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии

Вавилонский царь

Хаммурапи - сын Синму-баллита, вавилонский царь (1792-1750 гг. до н.э.), шестой представитель так называемой вавилоно-аморитской династии, великий завоеватель и законодатель Древнего Востока.

В начале царствования Хаммурапи вынужден был признать зависимость от царя Ашшура Шамши-Адада I. Это позволило ему укрепиться в Междуречье и вступить в борьбу за объединение земель между Тигром и Евфратом. Его основными соперниками в этом были царь Элама Рим-Син, имевший своей резиденцией город Ларса, и царь государства Мари, тоже подвластного Ашшуру. Стремясь к достижению своей цели, Хаммурапи использовал не только военную силу, но и дипломатию. Так, опираясь на поддержку Рим-Сина и с молчаливого согласия царя Мари Зим-рилима, он на седьмом году царствования захватил Урук, Иссин и Ур. В течение двух лет ему удалось закрепиться на завоеванной территории. Известно, что в это время он прорыл большой канал, имевший важное хозяйственное значение и получивший название "Хаммурапи -изобилие".

Опасаясь, как бы ассирийский царь Шамши-Адад I не положил конец его успехам, Хаммурапи принял ряд мер по укреплению своих северных границ. Он приступил к захвату пограничных областей, отделявших Вавилонию от Ашшура. В 1781 г. Шамши-Адад I умер, и Хаммурапи содействовал изгнанию ассирийских гарнизонов из Мари. Он заключил оборонительный союз с Зимрилимом. Они стали называть друг друга "братьями" и впредь действовали согласованно в своей внешней политике.
В период с 1780 по 1762 гг. Хаммурапи не вел крупных войн в Междуречье, занимаясь внутригосударственными делами; в это время он был наиболее могущественным правителем Междуречья. Однако вскоре обострились его отношения с Рим-Си-ном. Между ними назревала война. Хаммурапи решил первым нанести удар по противнику. На тридцать первом году царствования он во главе большого войска выступил против Рим-Сина и, как сказано в одной надписи, "сокрушил при помощи богов Ану и Энлиля страну Эмутбал и царя Рим-Сина". Богатый город Лар-са оказался в руках вавилонского царя. Вместе с Ларсой к Вавилону были присоединены и другие шумерские города. Рим-Син с остатками своего войска бежал в Элам.

Достигнув быстрого успеха на юге, Хаммурапи обратил внимание на север Междуречья, который имел для Вавилона большое экономическое и стратегическое значение. Там было много леса и руды, оттуда расходились важные торговые пути на восток, север и запад, к городам Сирии и Средиземному морю. Господство в Северном Междуречье позволяло защитить северные границы Вавилонского царства от частых набегов горных племен.

Около 1760 г. Хаммурапи двинул свое войско в Северное Междуречье. Зимрилим прислал ему на помощь вспомогательные отряды воинов. Несколько месяцев Хаммурапи вел упорную борьбу за обладание Северным Междуречьем. Наконец приступом был взят город Эшнунна; вслед за ним сдались и другие города. Хаммурапи стал полновластным хозяином завоеванных территорий.

Усиление Вавилона встревожило Зимрилима; царь Мари понял, какую ошибку совершил, помогая вавилонскому царю в его начинаниях. Однако было поздно: Хаммурапи уже собрал силы, чтобы выступить против Мари.
Дважды (в 1759 и 1757 гг.) Хаммурапи вторгался в Мари. Во время второго похода он захватил и разрушил столицу этого царства; царь Зимрилим по его приказу был убит. В последующие годы Хаммурапи подчинил области вдоль течения Тигра, включая Ашшур.

В годы своего продолжительного царствования Хаммурапи создал обширный свод законов, который сохранился до наших дней и представляет собой крупнейший и важнейший памятник права Древнего Междуречья. Кодекс Хаммурапи состоит из двухсот восьмидесяти двух статей и охватывает различные сферы жизни и деятельности населения Вавилонского царства; особое внимание в нем уделяется сельскому хозяйству. Хаммурапи считается одним из самых выдающихся правителей.Древнего Междуречья. После его смерти созданная им держава просуществовала при его потомках еще более двухсот лет. Однако уже его сыну Самсуилуне пришлось столкнуться с рядом проблем. Так, при нем от Вавилона отпал город Терка на реке Хабур; затем вспыхнуло крупное восстание на юге страны, которое, правда, удалось подавить, но спокойствие там установилось ненадолго. В конце XVIII в. до н.э. у берегов Персидского залива образовалось так называемое Приморское царство. В середине XVII в. в состав этого царства вошли Ла-гаш и Ур. В начале XVI в. смертельный удар по Вавилонскому царству нанесли хетты. В 1595 г. хеттский царь Мурсили I низложил Самсудитану, последнего царя из династии Хаммурапи.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Хаммурапи (1792--1750 гг. до н.э.) - самый известный из всех правителей древней Месопотамии. Известность получил благодаря дошедшему до нас Кодексу законов, а также успешным завоеваниям, позволившим ему объединить под своей властью практически всю Месопотамию.

Хаммурапи -- шестой царь первой Вавилонской династии. Амореи вторгаются на территорию Месопотамии на рубеже III-II тыс. до н.э., что приводит к гибели Царства Шумера и Аккада (Ур III династии). На захваченной амореями территории возникают враждующие между собой княжества. В начале II тыс. до н.э. небольшое аморейское племя яхрурум захватывает северную часть царства Иссин и создает здесь самостоятельное государство, столицей которого становится город Вавилон.

Хаммурапи был шестым и самым знаменитым царем I династии (1792-1750). Он вступил на престол в молодом возрасте после смерти своего отца Синмубаллита. Будучи еще наследником престола, Хаммурапи принимал активное участие в государственных делах и выполнял важные административные обязанности. Размеры, местоположение, военная сила государства, унаследованного Хаммурапи, делали его одним из сильнейших царей в Вавилонии.

Важнейшим направлением политической деятельности Хаммурапи, которое он также унаследовал от своих предков, было стремление добиться контроля над распределением вод Евфрата. Такая политика вела к столкновению с царством Ларса, располагавшимся в менее выгодном положении вниз по течению Евфрата. Первые попытки в этом направлении Хаммурапи предпринял в самом начале своего царствования.

Хаммурапи сразу же попытался отвоевать Ур и Иссин, но не смог там укрепиться и перенес направление своей военной деятельности на север и на восток. В последующие 20 лет между важнейшими царствами Месопотамии - Мари, Ашшуром, Эшнунной, Вавилоном и Ларсой - почти не происходило прямых военных столкновений, однако подспудно велась активнейшая политическая деятельность по привлечению союзников, составлению коалиций, укреплению приграничных крепостей.

Зато последние 14 лет правления Хаммурапи были заполнены беспрерывными войнами. В 1764 г. Хаммурапи разгромил коалицию, включавшую Ашшур, Эшнунну и Элам - главные силы на восток от Тигра, грозившие закрыть ему доступ к металлопроизводящим территориям Ирана.

В 1763 г. Хаммурапи начал давно подготавливавшиеся исподволь военные действия против Ларсы. В этой войне он, по-видимому, успешно использовал стратегию, когда-то примененную его отцом. Хаммурапи сумел перегородить плотиной воды главного канала, снабжавшего Ларсу водой, а затем внезапно открыл дамбу, чтобы вызвать опустошительное наводнение, либо просто задержал воду - главный источник жизни. Осада г. Ларса - последнего укрепления Рим-Сина, - длившаяся несколько месяцев, закончилась полной победой Хаммурапи.

После разгрома Ларсы Хаммурапи был вовлечен в военные действия на восточных окраинах своего государства, а в 1761 г. он наступил против своего долговременного союзника Зимрилима, царя Мари. Причины этой войны против города, располагавшегося почти в 500 км от Вавилона, которым правил верный союзник Вавилона, нам неизвестны. Либо это опять была война за контроль над водными ресурсами, либо попытка перехватить у Мари контроль над пересечением важных торговых путей.

Двумя годами позже Хаммурапи снова, в третий раз, направил свои войска к востоку и во время этого военного похода окончательно разгромил Эшнунну. Эта победа, по-видимому, была достигнута тем же способом, что и победа над Ларсой, - перекрытием водных источников. Разгром Эшнунни был последней крупной победой Хаммурапи.

Однако в результате этой победы Хаммурапи разрушил последнюю преграду, отделявшую от Вавиловии народы Востока, среди которых были, вероятно, и касситы, завоевавшие Вавилонию 160 лет спустя.

Административная система государства была упорядочена и строго централизована, так что нити управления всеми сторонами хозяйственной жизни в конечном счете сходились в руках царя, который вникал во все вопросы. Придавая большое значение личному участию в делах, Хаммурапи вел интенсивную переписку с чиновниками на местах; нередко и частные лица со своими жалобами или проблемами обращались прямо к нему.

Была проведена важная судебная реформа, которая внедряла единообразие в судопроизводстве; роль царя в нем усилилась. Во все большие города, где раньше действовали только храмовые и общинные суды, были назначены царские судьи из числа чиновников, подчиненных непосредственно царю. Храмы с их обширными хозяйствами, занимавшими значительную часть территории Месопотамии, которые после падения III династии Ура пользовались большой самостоятельностью, были вновь в административном и хозяйственном отношении полностью подчинены царю. На большей части территории государства была совершенно запрещена продажа земли, кроме городских участков.

Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи, грандиозная по своим масштабам и целенаправленности, произвела большое впечатление на современников и надолго осталась в памяти потомков.

Однако эти меры, часто новаторские по форме и способу проведения, по сути своей были направлены не на обновление общества, а на поддержание традиционных общественных институтов, таких, как натуральное хозяйство, общинная собственность на землю и т.п., и не затрагивали экономической основы общества: характер производства и уровень развития производительных сил в старовавилонской Месопотамии оставались в принципе теми же, что и в Шумере. Хаммурапи был одним из самых выдающихся деятелей в истории древней Месопотамии.

Его личные качества сыграли немалую роль в возвышении Вавилона и сохранении им долгое время своей власти над значительной частью Двуречья.

Однако те же силы, которые подточили государство III династии Ура и привели его к упадку, продолжали действовать в Месопотамии и после образования Вавилонского государства. Экономические интересы разных частей Вавилонии были различны, и только ценой больших усилий Хаммурапи и его преемникам удавалось некоторое время удерживать всю завоеванную территорию в своих руках.

Археология во все времена открывала перед человечеством секреты прошлой жизни. Одной из самых ценных находок, сделанной в начале 20 века на территории древнего города Сузы, стали высеченные на каменном столбе правила, которые позже были названы законами Хаммурапи. Что представляет собой этот своеобразный кодекс, и кем был его создатель? Об этом мы расскажем прямо сейчас.

Кто такой Хаммурапи: краткая биография

О древнего Вавилонского государства, до восхождения на престол известно немногое. В 1793 году до нашей эры он стал единоличным правителем своей пока небольшой империи. Практически сразу он занялся подготовкой к захватнической войне против окружающих его городов-государств: Ларсы, Исина, Малгиума, Рапикума и Урука. Его планы были реализованы к концу 1781 года но нашей эры, в результате чего Хаммурапи объединил земли Нижней Месопотамии в мощную империю, не знавшую поражений.

Утверждение царской власти и огромное влияние своей империи на экономику и товарно-денежные отношения в регионе ещё больше укрепило его единоличную власть. Однако не этими завоевательными походами прославился царь.

Настоящим достижением того времени стало создание своеобразной конституции - законов Хаммурапи. Высеченные на каменном столбе правила, по которым в то время жил Вавилон, стали не только историческим памятником, но и неплохим источником сведений об устройстве государства и светской жизни в ту эпоху.

Внешний вид каменного столба с законами

Написаны на шумерском языке, алфавит которого больше всего напоминает клинопись. Высеченные на каменном столбе правила прекрасно сохранились, что позволило досконально изучить все тонкости правового и государственного устройства Вавилона в период правления создателя законов, а также на протяжении многих веков после его смерти.

Сам столб изготовлен из базальта, довольно прочного камня. Его верхняя лицевая часть увенчана барельефным изображением Хаммурапи, получающим от бога солнца Шамаша те самые законы.

Вся остальная поверхность испещрена письменами, излагающими то, как должен жить человек в государстве, чем руководствоваться при совершении любых сделок, заключении или расторжении брака, а также указаны основные меры наказания при проступках. Текст поделён на три условные части: введение, 282 правила и заключение. Стоит заметить, что высеченные на каменном столбе правила сохранились не полностью: 35 из них были стёрты. Однако их удалось восстановить с помощью документов, сохранившихся в библиотеке царя Ассирии Ашшурбанипала.

Законы царя Хаммурапи: какие сферы жизни регулировали правила

Хаммурапи, судя по изложенным на базальтовом столбе правилам, старался урегулировать практически все сферы жизни в своём государстве. Законы содержат множество пунктов в области торговых отношений, в частности ответственность продавца за продажу некачественного товара, в том числе ювелирных изделий, ткани и даже кораблей. Высеченные на каменном столбе правила достаточно подробно разъясняют и последствия любых преступных деяний, будь то кража, преднамеренное или случайное убийство или чародейство. Кроме того, они предусматривают ответственность и за лжесвидетельство. Немалая доля законов посвящена институту брака и семейному праву, а также имущественным отношениям.

Историческая ценность законов Хаммурапи

Об исторической ценности законов Хаммурапи можно судить лишь по тому, что это единственный хорошо сохранившийся источник, который позволил узнать не только о древневавилонском, но и о древневосточном праве вообще. Учёные пришли к выводу, что царь Вавилонского государства взял за основу своих законов те правила, которые царили в обществе на тот момент, но не везде были обязательными в исполнении. Также законы Хаммурапи позволили понять многие стороны жизни населения в Месопотамии во 2-м тысячелетии до нашей эры.