Дети на попечении получение квартиры. Предоставление жилья опекунам опекаемым. Я опекун над несовершенолетней имею ли я право поставить на очередь на жилье если да как это сделать спасибо

А.А. Жаров, адвокат, специалист по семейному устройству детей

Жилищный вопрос остается всё последнее время. Увы, никакой ясности не вносят в вопрос о том, какие должны быть жилищные условия, и многочисленные изменения к постановлениям правительства России, принимаемые в последнее время. Вопросы задаются и задаются… В этой статье я постарался обобщить установления законодательства по этому вопросу.

Так какое же должно быть жильё у кандидата в опекуны или попечители несовершеннолетнего? Прежде всего, необходимо вспомнить, что устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исключительно в их интересах (ст. 145 СК РФ). Это значит, что государственные служащие (сотрудники органа опеки) должны прийти к выводу, что передача ребенка в эту конкретную семью будет отвечать его интересам. При этом, существуют ряд формальных требований, которым должен соответствовать опекун. В частности, он должен быть здоров (не иметь заболеваний, предусмотренных в специальном перечне), не быть судимым, не быть лишенным родительских прав и так далее (статья 146 Семейного кодекса РФ).

Но в указанном перечне требований нет ни слова о том, какие именно жилищные условия должны быть у опекуна! Пресловутых «требований по жилью» для опекуна в явном виде в законе нет вовсе.

Однако, законодательство нужно применять в комплексе. Например, из ст. 36 Гражданского кодекса РФ следует, что опекуны несовершеннолетних должны проживать вместе с ними (по крайней мере до 16 лет).

Назначение опекуна происходит по правилам, устанавливаемых Правительством Российской Федерации () где, в частности, установлено, что для того, чтобы сделать вывод о соответствии опекуна требованиям ГК и СК, необходимо провести обследование «условий его жизни». При этом оцениваются «жилищно-бытовые условия» и мотивы заявителя, его способность к воспитанию ребенка и отношения с членами семьи. Подразумевается, что жильё у опекуна есть (хотя прямо это не сказано).

Министерство образования и науки разъясняло уже (), что местом жительства гражданина нужно считать не место его «прописки», а то место, где он постоянно или преимущественно, но на законных основаниях (то есть по договору найма, ссуды — безвозмездного пользования, в силу того, что является собственником…) проживает фактически.

Все вышеизложенное, несмотря на то, что прямого указания в законе нет, позволяет сделать вывод, что жилое помещение у гражданина, решившего стать опекуном, быть должно. И должно быть «в кондиции».

Что это значит? Ребенок, в силу множества нормативных актов, в том числе , имеет право на благоприятные условия жизни. Несмотря на то, что буквально эти требования в законах не изложены, ожидается какой-то «здравый смысл» от сотрудников органа опеки, принимающих решение.

Какой тут может быть «здравый смысл»? Оставим в стороне очевидную вещь, что у ребенка должно быть спальное место и место, где ему делать уроки или играть. Вопрос — про «площадь», именно поэтому сотрудники опеки зачастую отказывают потенциальным опекунам.

В жилищном законодательстве существует понятие «нуждающийся в улучшении жилищных условий» (или «нуждающийся в жилом помещении»). Таковыми признаются (при учете, конечно, прочих ограничений) люди, которые проживают в жилье, площадь которого, приходящаяся на одного человека, меньше учетной нормы. Каждый регион устанавливает эту норму сам.

В Москве закон (Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения») устанавливает эту норму в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения (то есть, включая балконы, лоджии, террасы…) на человека. Если у вас меньше — вас считают «нуждающимся». То есть государство откровенно говорит: на 10 метрах жить ещё можно, а на меньшем — уже нельзя.

Тут есть определенная логика. Если в вашу семью из трех человек в 33 квадратных метрах подселится ещё один маленький человек, государство вздохнёт, конечно, но скажет: нуждаются.

Поэтому отказ органа опеки от передачи ребенка в семью «малогабаритного» опекуна не кажется таким уж надуманным.

Стоит в скобках отметить, что отказ в выдаче заключения о возможности быть опекуном при таких обстоятельствах законным не будет (в законе нет требований ни по жилью, ни по, например, доходу, опекуна). То есть признать «в принципе» годным к исполнению обязанностей опекуна могут и должны, несмотря на все проблемы с площадью.

Однако, имеют полное право отказать в передаче конкретного ребенка в семью, учитывая, что его интересы в данной семье не будут соблюдены в полной мере.

Выход из этой ситуации… находится, по моему мнению, там же где «вход». Органы опеки должны оценивать эту ситуацию (стоит передавать конкретного ребенка в конкретную семью с учетом конкретных обстоятельств, или нет) в каждом случае отдельно.

Как это и происходит сейчас.

На сегодняшний день в Российской Федерации живут и работают граждане, у которых имеются статусы дети-сироты.

Многие из них имеют право на , а также возможность , так как у них отсутствует свое.

Но мало кто из них знает о том, до какого возраста необходимо подавать документы? Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Куда следует обращаться.

Рассмотрим все это подробнее.

Законодательная база вопроса

На сегодняшний день, вопрос о предоставлении жилья для категории детей-сирот регулируется такими законодательными актами :

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №54;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №123;
  3. Федеральным законом №159, который предоставляет дополнительные льготы для детей-сирот;
  4. Гражданский Кодекс РФ, в частности статьей №292.

Если говорить о самих требованиях к предоставляемому жилью, то они заключаются в следующем:

  • жилая площадь должна быть отдельной (под этим подразумевается отсутствие части коммунальной квартиры);
  • жилая площадь в обязательном порядке должна включать в себя: водоснабжение и водоотвод, электроснабжение, отопление и другие сантехнические приборы (туалет, душ и так далее).

Помимо этого необходимо обращать внимание на тот факт, что предоставляемая жилплощадь должна в обязательном порядке быть расположена непосредственно в том регионе, где проживает претендент на ее получение.

В том случае, если по каким-либо причинам отсутствует регистрация, жилье должно быть предоставлено непосредственно в том регионе, где он находится под .

В статье 8 ФЗ №159 РФ о господдержке детей- сирот конкретной нормы выделения жилищной площади не обозначено , а указано, что в каждом муниципальном образовании установлены свои размеры предоставления жилплощади по договору .

Условия выделения жилплощади

Действующим законодательством РФ четко прописываются обязательные условия, отвечая которым можно рассчитывать на получение социального жилья.

В частности речь идет о таких условиях , как:

  • отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  • претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  • претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как “невозможность жить нынешнем месте”.

При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях :

  • с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  • с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  • жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  • жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

Порядок предоставления

В первую очередь следует помнить о том, что жилье должно быть предоставлено для ребенка сироты до того времени, когда ему выполниться 23 года либо же он станет полностью дееспособным. Если говорить простыми словами, то сирота, который выпускается с образовательного учреждения либо же демобилизуется с воинской службы уже должен быть со своей жилплощадью.

Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору социального найма. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше.

При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди , и получить его без очереди невозможно.

Важно учитывать, что после того как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что новый порядок предоставления жилого помещения должен полностью исключить возможные махинации чиновников, поскольку такое жилое помещение невозможно приватизировать, продать либо же передать в право использование другим гражданам, которые не относятся к детям сиротам.

При этом допускается возможность получить вместо жилого помещения денежную компенсацию , которой должно хватить на покупку жилья.

Куда следует обращаться?

Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.

Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.

Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

Постановка в очередь на жилье

До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе.

Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.

Порядок действий

Сам алгоритм постановки в очередь регламентируется как региональными законопроектами, так и Федеральным законом №159.

В частности алгоритм постановки на учет заключается в следующем:

Перечень необходимых документов

Согласно действующему законодательству РФ, дети-сироты должны подготовить такой пакет документов :

  • оригинал и копию паспорта;
  • документ, который подтверждает наличие статуса ребенка сироты;
  • оригинал ;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия в собственности своей недвижимости;
  • справку с места учебы либо же работы;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если сирота состоит в браке;
  • свидетельства о рождении своих детей, при их наличии;
  • 2 заявления: одно в органы опеки и попечительства, второе – непосредственно в местные органы самоуправления.

Стоит отметить, что заявление пишется в свободной форме. Каких-либо четких рамок законодательством не предусмотрено.

При этом в нем обязательно должны содержаться :

  • инициалы заявителя;
  • паспортные данные;
  • информация об удостоверении ребенка сироты;
  • требование о предоставлении жилой площади;
  • дату составления;
  • подпись заявителя.

При этом недопустима подача документов доверенным лицом. Все документы подаются непосредственно самим ребенком сиротой.

Сроки предоставления жилья

Если говорить о самих сроках предоставления такого жилья, то они, откровенно говоря, неизвестны. Почему? Все достаточно просто.

Вся проблема в том, что количество жилья в каждом регионе утверждает непосредственно сами региональные органы самоуправления. Они выделяют квартиры на следующий год ровно в таком количестве, насколько это позволяет местный бюджет.

Как показывает практика, жилье можно получить и через 10 и через 20 лет.

Возможность оформления предоставленного жилья в частную собственность

Каждый гражданин РФ, который имеет статус дитя-сироты, имеет право приватизировать квартиру, предоставленную в пользование местными органами самоуправления.

Однако есть небольшие нюансы. Они заключаются в том, что если между получателем жилплощади и самим органами местного самоуправления изначально был оформлен договор о предоставлении специализированного жилья, то приватизация невозможна. При этом, по истечении 5-летнего периода, такой договор прекращается и оформляется бессрочный договор социального найма, при котором приватизация возможна.

В том случае, если договор социального найма был составлен сразу, то приватизацией можно начать заниматься, как только тот договор подписан, вне зависимости от того, прошло 5 лет или нет.

Если же местные органы самоуправления предоставили отказ в приватизации имущества, которое предоставлено по договору социального найма, то получатель имеет полное право оспорить это решение в судебной инстанции по месту своего проживания. Как правило, суд в 90% случаях принимает сторону заявителя, то есть получателя недвижимости.

Проблемы выделения жилья

В первую очередь необходимо понимать сам механизм, по которому можно получить в пользование недвижимость от государства для этих категорий граждан.

Изначально, после того, как человек остался сиротой, у его родителей наверняка была какая-либо недвижимость. Она сразу закрепляется за ребенком. Поле того, как ему исполняется 18 лет, органы опеки и попечительства предоставляют ему право распоряжаться этой недвижимостью. По сути, ООП выступает гарантом сохранности такого имущества до совершеннолетия его полноправного владельца и тем самым, решая вопрос с предоставлением жилья.

Но не редко встречаются случаи, когда сирота является не единственным владельцем такой недвижимости, и третьи лица после прихода сироты в такую квартиру, попросту не пускают его жить в нее. В этот момент, для сироты начинаются все проблемы, ведь необходимо становиться на очередь и ждать получения квартиры от государства, и органы пеки и попечительства, в том числе и суды не могут помочь сироте вернуть недвижимость от родителей в свою собственность.

Недвижимость гарантируется сиротам государством, но при этом этот вопрос возложен на региональные власти, которые должны предоставлять жилье, купленное за счет местного бюджета. Но такой бюджет, в среднем, позволяет приобрести 3-5 квартир для сирот в регионе. А что будет с остальными? Остальные должны ждать уже следующего года и возможно, очередь до них дойдет.

По статистике, период ожидания предоставления жилья варьируется в пределах от 5 до 10 лет. По этой причине можно с уверенностью говорить о том, что проблемы в предоставлении жилья для детей-сирот существуют немалые, и при этом их решение может занять минимум года 3-4, поскольку все прекрасно понимают сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

Изменения в 2019 году

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которым жилые помещения предоставляются детям-сиротам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.

Теперь порядок формирования списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ, а органы опеки осуществляют контроль за своевременной подачей заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Если дети-сироты и лица из их числа при достижении 18 лет не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, они вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Лица исключаются из списка, при условии включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

О получении жилой площади от государства детьми-сиротами рассказано в следующем видеоматериале:

Подопечные дети, и воспитанники приемной семьи сохраняют не только права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, но и имеют право - при отсутствии закрепленного жилого помещения - на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством .

Право каждого ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительского попечения, а также лиц из их числа (т.е. детей, достигших совершеннолетия и до 23-летнего возраста) на получение жилья по достижении 18 лет, закреплено в ст. 8 . В этом Федеральном законе установлен минимум гарантий и прав, действующий на всей территории РФ. В частности, с 1 января 2013 года из ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , и из п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ пропало упоминание о том, что жилье детям-сиротам предоставляется вне очереди.

Законы субъектов РФ могут лишь расширить набор льгот для детей-сирот, но не сократить общефедеральный минимум. Помимо возможных дополнительных льгот, законы субъектов РФ устанавливают порядок постановки на учет в целях получения жилья (п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), в т.ч. гарантировать, например, внеочередное предоставление жилья. Хотя этот порядок не может сократить объем предоставленных прав, он может установить важные условия пользования этими правами (сроки подачи документов, перечень необходимых документов, сроки ответа на заявления и пр.).

Итак, как опекун или приемный родитель может определить, имеет ли его подопечный право на получение жилья по достижении 18 лет?

Шаг 1

Сначала следует выяснить, не закреплено ли за подопечным ребенком жилье, т.е. не является ли он нанимателем жилого помещения по договору социального найма (или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) либо собственником жилья.

Эта информация должна находиться в личном деле подопечного, которое сначала хранится в органах опеки по месту нахождения детского учреждения, а затем передается в органы опеки по месту жительства опекуна или приемного родителя. При передаче ребенка под опеку опекун (приемный родитель) имеет право получить лично под роспись . Если вы обнаруживаете, что в личном деле ребенка нет вообще никакой информации по жилищной ситуации, то необходимо обратиться либо в органы опеки по месту назначения вас опекуном (если этот недочет был обнаружен при получении документов из личного дела ребенка), либо в органы опеки по вашему месту жительства (если этот недочет был обнаружен позднее) с требованием защитить право подопечного ребенка на жилье (либо в виде закрепления за ним жилья, либо в виде признания его необеспеченным жильем), как того требует п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (региональными законами эти обязанности органа опеки могут быть прописаны подробнее).

Шаг 2

Если за ребенком не закреплено никакого жилья – ни по праву собственности, ни по договору соцнайма, - то ребенок однозначно имеет право на получение жилья по достижении 18 лет (отдельный вопрос - ).

Если закрепленное жилье у ребенка есть , то следующим шагом следует оценить, считается ли оно пригодным для проживания в смысле п. 4 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» . Если согласно этого Федерального закона жилье считается пригодным для проживания, то ребенок на получение жилья права не имеет, кроме тех случаев, когда законом , установлены более жесткие требования к пригодности жилья (как, например, в ст. 13 ). Но если подобного регионального закона нет, а согласно Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепленное жилье пригодно для проживания, то подопечный ребенок на получение отдельного благоустроенного жилья по достижении 18 лет права не имеет .

Шаг 3

Если закрепленное жилье есть, но оно не пригодно для проживания (либо в соответствии с критериями п. 4 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , либо в соответствии с критериями соответствующего регионального законодательства), то подопечный ребенок имеет право на получение жилья. Конкретный порядок установления факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, а также порядок включения ребенка в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями определяется законом того субъекта РФ, где проживает опекун (приемный родитель) и подопечный ребенок. Законы субъектов РФ можно поискать в разделе "Законодательство" или в Интернете (сейчас много материалов на тему регионального законодательства).

В г. Москве порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам регулируется ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" , а также Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве" .

Со скольки лет можно поставить ребенка сироту (под опекой) в очередь на жилье? Спасибо!

За ребенком, оставшимся сиротой или без попечения родителей, должно быть закреплено жилое помещение (квартира или дом родителей, иное жилое помещение). Если такого помещения нет, органы опеки обязаны внести его в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением и по достижении им совершеннолетия, выхода из специализированного учреждения, из семьи опекунов, предоставить ему жилое помещение (как правило - 1 комнатная квартира).
Более подробно, читайте в статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Желаю успехов!

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Мне 17 лет. Находилась под опекой, до замужества. Отдадут ли мне ребенка если у меня нет жилья. Мужу 25.

отсутствие жилья не является основанием для определения порядка проживания несовершеннолетнего с другим родителем.
в вашем случае надо смотреть иск который был предъявлен (если такое имелось)

Уточните вопрос и обстоятельства. У Ваша мужа есть квартира, в которой Вы зарегистрированы (прописаны) и Вы хотите,чтобы муж и Вы воспитывали ребенка - своего, его, приемного?
Полная дееспособность у граждан наступает либо после регистрации органом ЗАГСА брака (даже если Вам 17 лет) либо после достижения возраста 18 лет - совершеннолетия.
Вы - полноценный гражданин (гражданка) и у Вас есть все права лица, достигшего 18 лет.




Ответ от 03.05.2013 09:13

В соответствии с частью 1 статьи 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют все те права, как личного неимущественного, так и имущественного характера, которыми законодательство наделяет несовершеннолетних детей, воспитывающихся в родной семье.
Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны и совместное с ним проживание основано на закрепленном СК РФ праве ребенка жить и вос­питываться в семье и соответствует положениям гражданского законодательства о месте жительства несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством (ГК РФ обязывает опекунов и попечителей несовершеннолетних граждан проживать совместно со своими подопечными). Совместное проживание подопечного ребенка с опекуном (попечителем) создает предпосылки для реализации права ребенка на обеспечение ему условий для содержания, воспитания, образования, а также физического, психического, духовного и нравственного развития. Лишь в ряде случаев, когда опекун (попечитель) не имеет возможности в силу уважительных причин, упоминавшихся выше, лично воспитывать ребенка, он имеет право на временное помещение подопечного ребенка в соответствующее воспитательное учреждение.
Законом отдельно выделено право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании его наследования по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, куп­ли-продажи. Норма СК РФ о сохранении за детьми, находящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение базируется на положениях гражданского и жилищного законо­дательства. Передача под опеку (попечительство) несовершеннолетнего ребенка не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение. Однако несовершеннолетний подопечный ребенок не вправе самостоятельно распоряжаться жилым помещением, поэтому необходимо предварительное и попечительства" href="http://rossovet.ru/tag/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0+%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8+%D0%B8+%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/">разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении жилых помещений, собственниками которых являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Право на жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении (предоставленном гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года) остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста четырнадцати лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и по­печительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста четырнадцати лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.