Азбука прав ребенка родительское собрание. Конспект родительского собрания-диспута по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей. Дети уходят в группу

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Права ребёнка»

Цель. Правовое просвещение родителей.

Задачи.

  1. Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами, призванными защищать права детей.
  2. Провести профилактику и коррекцию асоциального поведения отдельных родителей.
  3. Повысить сплочённость группы родителей.

Материалы и оборудование: листы бумаги, карандаши на каждом столе, памятки «Пять видов психологического насилия», «Семь правил для всех», видеоаппаратура и видеофильм с участием детей на тему поощрений и наказаний, выставка детских рисунков по теме «Право на любовь», информационная выставка на тему собрания.

Предварительная работа. Анкетирование родителей, направленное на выявление проблем, связанных с воспитанием детей в семьях, съёмка видеофильма с участием детей на тему поощрений и наказаний, рисование детьми рисунков на тему «Право на любовь».

Ход собрания.

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребёнка. Сегодня мы попробуем встать на место наших ребятишек, обсудим некоторые проблемные ситуации, поговорим об основных методах воспитательного воздействия. Вашему вниманию предлагаются выставка детских рисунков и информационная выставка. А сейчас мы совершим краткий экскурс в историю возникновения проблемы защиты прав и достоинств ребёнка.

Историческая справка

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.

С наступлением ХХ! века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

По необходимости разработки мер по охране прав ребёнка был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка.

В настоящее время права и достоинство ребёнка нашей страны защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

  1. Декларация прав ребёнка (1959).
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребёнка.
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

  1. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.
  2. Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав».
  3. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.
  4. Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства.
  5. Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» .

Воспитатель. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Барто:

Нет, уйду я насовсем!

А то я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Пруд заброшенный найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу с лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром в перелеске.

Только я же – футболист,

А играть-то не с кем!

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

Родителям задаются следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
  2. Что могло случиться, почему он решил жить в лесу один?
  3. Бывает ли у вас такое желание и настроение?
  4. Почему оно у вас появляется? Какая тому причина?

Детско-родительские отношения в современных семьях

По данным статистики, практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных.

Затянувшийся экономический кризис привёл к тому, что большинство российских семей попали в разряд необеспеченных или нищих. По последним данным наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей, в 30 регионах России впервые после Великой Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растёт число детей, рождённых вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

Всё это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплёскивают на тех, «кто под руку попадётся», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребёнок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребёнка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребёнка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребёнка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т.д.

Нелюбовь, неприязнь родителей к ребёнку вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.

Интересно отметить расхождения в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчёт, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные – физические наказания и ругань.

Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребёнок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребёнка.

Воспитатель проводит анализ результатов предварительного анкетирования.

Виды и последствия насилия над ребёнком

Необходимо помнить, что любое насилие над ребёнком и его личностью приводит к нарушению его физического и психического здоровья.

Различают четыре вида насилия над детьми.

Физическое насилие, когда остаются следы от побоев, ремня, травмы. Дети, к которым применяется физическое насилие, плохо питаются, медленно растут, слабы физически.

Психологическое насилие, когда детей словесно уничтожают, игнорируют, изолируют, угрожают им, лгут. Такие дети агрессивны, плохо спят, страдают энурезом, не умеют контактировать со сверстниками. Различают пять видов только психологического насилия (родителям раздаются памятки «Пять видов психологического насилия»).

Сексуальное насилие. Дети, пережившие сексуальное насилие, более подвержены нервно-психическим расстройствам. Они всего боятся, замкнуты, слабо учатся, плохо общаются со сверстниками, выбирают сексуальные игры.

И, наконец, существует просто моральная жестокость, проявляющаяся по отношению к детям, когда взрослые пренебрегают основными нуждами ребёнка. Сюда можно отнести недопустимые формы наказания «естественными последствиями», когда ребёнок лишается еды, прогулки, общения со сверстниками.

Исследователями установлено, что насилие чаще используют те родители, которые сами страдали в детстве. Также установлено, что у подростков, страдающих неврастенией, основной причиной явилось нарушение внутрисемейных отношений в дошкольном детстве. Родители, не зная как себя вести в трудных ситуациях, прибегали к телесным наказаниям, запугиваниям, чрезмерной строгости.

Наказание как метод воспитательного воздействия

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие.

85% родителей справедливо считают, что ударить ребёнка – означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% - используют ремень как способ наказания

Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлёпающая своего ребёнка со словами: «Драться нехорошо!» вряд ли малыш поймёт, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать ещё и потому, что обычно после них ребёнок начинает вести себя хорошо только в присутствии того, кто наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребёнке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.

Ещё один вид наказания – речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведёт лишь к тому, что ребёнок будет использовать эту модель со сверстниками.

Весьма распространённой формой наказания являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребёнка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребёнка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нём заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять её нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

Довольно распространённым в семье является наказание естественными последствиями, состоящие в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.д.). такой метод может привести к успеху, если только ребёнок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Применяя наказание «естественными последствиями» нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

Но, наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Известный российский психолог Владимир, Леви написал «Семь правил для всех» (родителям раздаются одноимённые памятки, воспитатель зачитывает краткие тезисы правил).

Наказания и поощрения – основные методы воспитания в семье

Чтобы подкрепить желательное поведение ребёнка, родители используют поощрения. И наоборот, чтобы прервать его нежелательное поведение, используют наказания.

Воспитатель предлагает родителям подумать и составить список используемых ими поощрений и наказаний. Можно ранжировать предложенные родителями варианты ответов по частоте использования того или иного поощрения или наказания, по эффективности.

После озвучивания и обсуждения списков, составленных родителями, воспитатель предлагает просмотреть видеофильм с участием детей «самое страшное наказание и самое желанное поощрение». Можно сравнить ответы взрослых и ответы детей на один и тот же вопрос.

«Каждый ребёнок обладает правами»,– сказано в Конвенции ООН. Одно из них – это право на любовь и заботу.

Воспитатель предлагает родителям посмотреть выставку детских рисунков на тему «Право на любовь».

Тренинг «Билль о правах»

Родители делятся на две подгруппы. Одно – представляет детей. Другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав.

Необходимо напомнить «детям», что они должны написать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребёнка-дошкольника или вспомнить себя в детстве.

После небольшой подготовки «родители» и «дети» начинают предъявлять свои права друг другу. Причём каждое право может быть внесено в список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.

Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.

Обсуждение проблемных ситуаций

Воспитатель предлагает родителям отметить те вопросы, на которые предстоит им ответить в ходе обсуждения:

Нарушает ли эта ситуация права вашего ребёнка прямо или косвенно;

Кто виноват в нарушении прав вашего ребёнка: заведующий, методист, воспитатели группы, родители вашей группы;

Каким образом можно разрешить ситуацию, чтобы она не затрагивала интересы вашего ребёнка.

  1. В группу пришёл новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу же заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.
  2. Ребёнка привели в первый раз после болезни без справки от врача. Воспитатель его принимает, поддавшись на уговоры.
  3. Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулках ограничивал активность вашего ребёнка в тех случаях, когда это связано с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорировал вашу просьбу.
  4. В детском саду вашего ребёнка посвятили в тайну своего появления на свет. Это его сильно взволновало. Он стал одолевать вас вопросами, стал не в меру любопытен в вопросах ваших взаимоотношений со спутником жизни.
  5. Родитель, забирая вечером ребёнка из детского сада, не заходит на территорию и не разговаривает с воспитателем. Игнорирует приветствия и другие знаки вежливого отношения.

Нашу сегодняшнюю встречу хотелось бы завершить на поэтической нотке:

Алла Баркан, «Практическая психология для родителей,

Или Как научиться понимать своего ребёнка»,

Болтушечка и хохотушечка…

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Любая капелька твоих веснушек

Дороже мне всех праздничных нарядов.

Когда ты плачешь замирает сердце.

Смеёшься – я счастливее счастливых…

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Пока ты рядом, все твои невзгоды

Я заберу себе

И постараюсь, чтоб дул тебе

Только попутный ветер…

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Прости меня за все твои обиды,

За то, что свою долю материнства

Я, может быть, несу совсем не так.

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Мой милый капризуля и курносик,

Проказник, шалунишка, баловник,

Болтушечка и хохотушечка…

Моё земное божество…

«Да святится имя твоё».

Мама.

Воспитатель благодарит присутствующих за участие в обсуждении проблемы защиты прав ребёнка. Предлагает посетить информационную выставку, где представлены консультации на следующие темы: «Профессиональная помощь родителям», «Как избежать пораженческих ситуаций», «Психологическая помощь детям дошкольного возраста при дисгармонии в семейных отношениях», «Как предупредить невроз?», «Дисциплина: границы позволяемого», «Декларация прав ребёнка», «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания», «О чём плачет ребёнок», «Искусство быть родителем», «Памятка родителям от ребёнка» и т.п.

Источники: Ж. «Управление ДОУ», №№ 3, 6, 2005; «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка»,составитель Е. В. Соловьёва; А. Баркан, «Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка».

Приложение

1. Анкета

Уважаемые родители! Вам предлагается ответить на вопросы анонимной анкеты. Данное исследование проводится для определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.

  1. Считаете ли Вы, что родители должны иметь специальные навыки в воспитании детей?

Да Нет

  1. Удовлетворены ли воспитанием, данным Вам родителями?

Да Нет Не совсем

  1. Хотели бы Вы воспитывать своих детей так, как воспитывали Вас?

Да Нет

  1. Какой метод воспитания Вы применяете?

– Только поощрение

– Частое порицание

– «Метод кнута и пряника»

  1. Допускаете ли Вы применение физического наказания (шлёпнуть, встряхнуть)?

Да Нет

  1. Вы считаете метод физического наказания

*перспективным?

Да Нет

*эффективным?

Да Нет

Спасибо за сотрудничество!

2. «Наказывая, подумай: зачем?» семь правил для всех (Владимир Леви).

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
  3. За один раз - одно. Не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
  4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  5. Наказан – прощён.
  6. Наказание без унижения.
  7. Ребёнок не должен бояться наказания.

3. Пять видов психологического насилия:

1. Игнорирование – отказ ребёнку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности.

2. Отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичные унижения, подчёркивание недостатков.

3. Угрозы, запугивание.

4. Изолирование – установление ограничения контактов со значимыми для ребёнка людьми – бабушкой, отцом.

5. Развращение – поощрение саморазрушаегося поведения, употребление алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.


Родительские собрания в детском саду

Конспект родительского собрания-диспута
по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей»

Долганова Елена Владимировна, воспитатель 1 квал.категории
д/с №1 п.Новозавидовский Конаковский р-н Тверская область

Подготовка:

  1. Изучение с педагогами Конвенции о правах ребенка (семинар) .
  2. Анкетирование родителей. Цель: выявление социально-педагогических условий воспитания в семье.
  3. Наблюдения, беседы, тестирование детей. Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.
  4. Оформление наглядной агитации в группах по Конвенции о правах ребенка.
  5. Подбор материалов к толкованию и иллюстрированию статей №№ 13, 14, 18, 19 Конвенции о правах ребенка.
  6. Подготовка информационного листка по содержанию собрания.
  7. Составление сценария собрания.

Организация:

  1. Пригласить родителей на собрание.
  2. Подготовить карандаши и бумагу для проведения теста.
  3. Подготовить зал: стулья, столы, вешалки.
  4. Расстановка мебели.

Ход родительского собрания.

Вступительные слова заведующей детского сада И. Ю. Масленниковой. Разговор пойдет в форме диспута по Конвенции о правах ребенка.

Вопрос: Кто из Вас знает о существовании Конвенции о правах ребенка? Краткая справка: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. (Не нужно путать с правовым документом о правах человека) .

Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства - члены ООН - ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое не присоединилось бы к данной Конвенции.

Вопрос: А как Вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?

Вопрос: Как Вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте? Ответы родителей.

Вопрос: Кто знаком с содержанием Конвенции о правах ребенка?

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.

Ведущий: Наша встреча идет под девизом «Защитим наших детей от. ..». Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.

Воспитатель средней группы: В нашей жизни встречаются разные ситуации. Они иллюстрируют наши взаимоотношения с детьми. Каковы они? Вот одна из ситуаций: «Анечка ест сухарик. Ей нравится, и она ест с удовольствием. Бабушка предлагает внучке апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!». - «Бабуля, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает девочка. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!». «А я не буду, - протестует внучка, - не хочу».

Вопрос: А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них? Ответы родителей.

Воспитатель средней группы: А вот еще одна очень часто повторяющаяся ситуация: например, Ваша дочка утром хочет надеть свое любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у нее будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт.

Вопрос: Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию? Ответы родителей.

Вывод: Из самых лучших побуждений взрослые, порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не согласны. Ребенок обязательно должен понять, что от него хотят и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение. (Статья 13.) . А государства-участники уважают это право каждого ребенка. (Статья 14.) .

Ведущий: Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия: физического, психологического, оскорбления, .. .

Это насилие и агрессия не всегда откровенны, они могут быть завуалированы. «Даша, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!. .. и т. д. и т. п.

Ответы родителей.

Вывод: Психологическое давление, оскорбление, унижение ребенка наносит ему еще больший вред, чем физическое наказание, это тоже унижение и оскорбление. Конвенция о правах ребенка трактует, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов. .. (Статья 18.) .

В предложенных Вашему вниманию ситуациях явно выражены гиперопека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых. Очень часто дети подвергаются и визуально - эмоциональной агрессии со стороны взрослых. «Две фотографии» Показываю родителям фотографии 2-х детей, проявляющих противоположные эмоциональные состояния: гнев и радость.

Вопрос: Какой ребенок вызывает у Вас положительный отклик? Как Вы считаете, когда взрослый находится в раздраженном состоянии, какая реакция может возникнуть у ребенка?

Ответы родителей.

Ведущий: Все мы любим своих детей, хотя понимание этого у всех различно. Мы предлагаем Вам тест «Цветок». С помощью этого теста Вы сами сможете оценить свое отношение к ребенку. Родителям предлагается нарисовать в центре кружок, в который надо вписать имя ребенка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, соответствующее качеству, присущему ребенку. Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка.

Вопросы: Посчитайте, сколько положительных и отрицательных качеств Вы написали. Каких больше? Выделите наиболее точное для Вашего ребенка. Почему Вы так считаете?

Ведущий: Мы вели разговор о статьях Конвенции, в которых говорится о правах ребенка. Но есть в ней статьи, посвященные родителям. Прежде чем мы познакомимся с их содержанием, проанализируем поведение родителей в некоторых жизненных ситуациях.

Воспитатель старшей группы: На родительском собрании группы выступал папа одного мальчика. Он заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Он сказал, что ничего не понимает в педагогике, да и времени на воспитание сына у него нет.

Вопрос: А как Вы думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, папа или мама, а может быть, детский сад?

Ответы родителей.

Воспитатель средней группы: А вот еще пример из жизни: родители Саши повздорили на тему «какой водой умываться ребенку». Мама настаивала на теплой воде для умывания, т. к. , по ее мнению девочка слабенькая, быстро простужается. А папа пытался убедить маму, что нужно умываться холодной водой, не нежить ребенка, а постепенно закалять, чтобы Саша не болела. В конце разговора девочка заявила, что будет делать так, как сказала мама. Папа как всегда разговор на этом закончил и вышел из ванной комнаты.

Вопросы: Кто из родителей прав? Почему отец не проявил свои знания раньше?

Ответы родителей.

Ведущий: Когда между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы. Родители же соревнуются в перетягивании детей на свою сторону, не останавливаются ни перед чем. Здесь неизбежны ложь, увертки, взаимные обвинения. Ребенок может настроиться против кого-то из родителей, а это оставит неизгладимый след в душе и отрицательно повлияет на его характер. Он поймет, что может добиться своего, играя чувствами других людей.

Вопрос: Если возникает ситуация развода? Кто встает на защиту прав ребенка? Ответы родителей.

Ведущий: В Конвенции о правах ребенка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка. «Государства-участники предпринимают все возможные усилия, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы». (Статья 18.) .

Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, годы учебы во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее.

Прежде чем встретиться с Вами, уважаемые родители, мы провели диагностику внутрисемейных отношений, изучали эмоциональный микроклимат в семьях, стили Вашего общения с детьми. О результатах этой исследовательской работы Вы можете узнать у воспитателя.

В целом были выявлены следующие проблемы:

  • неумение родителей контролировать свои эмоции (негативные) при общении с ребенком - 29, 1%
  • ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учетов советов и рекомендаций - 45, 8%
  • авторитарность в воспитании - 33, 3%
  • гиперопека как следствие тревожности родителей - 66, 6%

Ведущий: Этой встречей с Вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей.

Мы надеемся на Ваше активное участие в этой работе и на серьезное отношение ко всем нашим просьбам и заданиям. Очень хотелось бы знать Ваше мнение о нашей встрече и о всей работе, которая будет проводиться в группах и в детском саду.

Подготовила старший воспитатель Рябиженко Светлана Говсеповна

Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь – это счастье. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослого.

Малыш еще не знает, что влажный аромат травы, красоту цветов и деревьев можно утратить навсегда, если не беречь, не охранять их.

Малыш еще не знает, что на земном шаре не прекращаются войны и люди убивают друг друга и способны равнодушно пройти мимо голодных, бездомных, обездоленных. Малыш верит в любовь, силу и доброту окружающих его взрослых и очень надеется на их защиту.

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том нежном возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у малыша складывается доверие к себе, людям, миру, формируется характер, возникает и укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Проблема защиты прав детей широко обсуждается в нашей стране в последние годы. Одной из задач, которую необходимо решить, является просвещение самих детей в области их прав.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. В 1989 году была принята конвенция о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого ребенка от рождения и до 18 лет.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Для нашего общества существует не день и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое нас должно сменить, необходимости поиска новых подходов к воспитанию. С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации?

С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

Установлено, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Только половина родителей понимают, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне реальное явление.

Задача педагогов и руководителя ДОУ – не оставаться равнодушным и организовывать защиту прав и достоинств маленького ребенка. Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа педагогов с детьми и родителями.

Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.

Желаем вам светлого и ясного неба, чистой и бодрящей воды, доброго и удачного жизненного пути.

Филатова Надежда Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ црр детский сад № 33 "Ромашка"
Населённый пункт: Московская область город Воскресенск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Права ребенка"
Дата публикации: 15.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Родительское собрание «Права ребенка»

Ход собрания
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья - группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова). Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно, сохранить только в семье, а передать их, только через детей. Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом. Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире. В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома. Кроме того все чаще и чаще обсуждается проблема домашнего насилия, жестокого обращения с детьми. Все перечисленное связанно со снижением воспитательного потенциала семьи, и как следствие нарушением прав ребенка. Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок. Условно права ребенка можно разделить на
6 основных групп:
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности. Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы. Все это права, за выполнение которых отвечает государство, права, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Остановимся также и на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей и от взрослых, которые его окружают. Но именно он чаще всего становится объектом, на который выплескивают свои негативные эмоции родители. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Кроме того многие родители используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость в отношении своих детей при их малейшем неповиновении. Следует помнить, что жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения и не страдал от негативных последствий. Ведь он ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет и создал вам дополнительные трудности, ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы. Ваш ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создать условия для их реализации. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье. Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать - в силу особенностей возраста или характера. Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И, конечно же, сохранять оптимизм.
Уважаемые родители, наша первая встреча по изучению прав ребенка подходит к концу, но мы еще не раз будем говорить о них. Ведь только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, только соблюдая права и достоинства маленького человека, мы вырастим полноценно развитую личность. А это залог благополучия будущего России и всего мира. Из опыта работы ДОУ по ознакомлению детей со своими правами. Коротко познакомимся с основными международными документами и документами Российской Федерации, регулирующими права ребенка: Декларация прав ребенка (принятая ООН 20.11.1959 г.). Конвенция о правах ребенка (принятая ООН 20.11.1989 г.). Конституция Российской Федерации (принятая 12.12.1993 г.). Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001,2006 гг.). Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.).
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: – Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
Декларация прав ребенка
является первым международным документом. В 10принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ –
Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: – на воспитание; – на развитие; – на защиту; – на активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных
актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,Закон «Об образовании». – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Семейный Кодекс РФ
– документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Закон «Об образовании»
утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56). В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.
Устав ДОУ
– нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза¬имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, .
Право ребенка на жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства - критический период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Право ребенка на образование
Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на
образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.
Право ребенка на игру
«Игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще¬ствлению указанного права», - утверждает Декларация прав ребенка.
Решение общего родительского собрания
1. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его. 2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем. 3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье. 4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым. 6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.

Родительское собрание на тему

«Права ребёнка»

Цель. Правовое просвещение родителей.

Задачи.

    Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами, призванными защищать права детей.

    Провести профилактику и коррекцию асоциального поведения отдельных родителей.

    Повысить сплочённость группы родителей.

Материалы и оборудование: листы бумаги, карандаши на каждом столе, памятки «Пять видов психологического насилия», «Семь правил для всех», видеоаппаратура и видеофильм с участием детей на тему поощрений и наказаний, выставка детских рисунков по теме «Право на любовь», информационная выставка на тему собрания.

Предварительная работа. Анкетирование родителей, направленное на выявление проблем, связанных с воспитанием детей в семьях, съёмка видеофильма с участием детей на тему поощрений и наказаний, рисование детьми рисунков на тему «Право на любовь».

Ход собрания.

Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребёнка. Сегодня мы попробуем встать на место наших ребятишек, обсудим некоторые проблемные ситуации, поговорим об основных методах воспитательного воздействия. Вашему вниманию предлагаются выставка детских рисунков и информационная выставка. А сейчас мы совершим краткий экскурс в историю возникновения проблемы защиты прав и достоинств ребёнка.

Историческая справка

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.

С наступлением ХХ! века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

По необходимости разработки мер по охране прав ребёнка был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка.

В настоящее время права и достоинство ребёнка нашей страны защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

    Декларация прав ребёнка (1959).

    Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребёнка.

    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

    Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

    Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав».

    Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.

    Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства.

    Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» .

Учитель. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Барто:

Нет, уйду я насовсем!

А то я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Пруд заброшенный найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу с лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром в перелеске.

Только я же – футболист,

А играть-то не с кем!

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

Родителям задаются следующие вопросы:

    Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?

    Что могло случиться, почему он решил жить в лесу один?

    Бывает ли у вас такое желание и настроение?

    Почему оно у вас появляется? Какая тому причина?

Детско-родительские отношения в современных семьях

По данным статистики, практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных.

Затянувшийся экономический кризис привёл к тому, что большинство российских семей попали в разряд необеспеченных или нищих. По последним данным наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей, в 30 регионах России впервые после Великой Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растёт число детей, рождённых вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

Всё это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплёскивают на тех, «кто под руку попадётся», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребёнок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребёнка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребёнка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребёнка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т.д.

Нелюбовь, неприязнь родителей к ребёнку вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.

Интересно отметить расхождения в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчёт, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные – физические наказания и ругань.

Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребёнок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребёнка.

Воспитатель проводит анализ результатов предварительного анкетирования.

Виды и последствия насилия над ребёнком

Необходимо помнить, что любое насилие над ребёнком и его личностью приводит к нарушению его физического и психического здоровья.

Различают четыре вида насилия над детьми.

Физическое насилие, когда остаются следы от побоев, ремня, травмы. Дети, к которым применяется физическое насилие, плохо питаются, медленно растут, слабы физически.

Психологическое насилие, когда детей словесно уничтожают, игнорируют, изолируют, угрожают им, лгут. Такие дети агрессивны, плохо спят, страдают энурезом, не умеют контактировать со сверстниками. Различают пять видов только психологического насилия (родителям раздаются памятки «Пять видов психологического насилия»).

Сексуальное насилие. Дети, пережившие сексуальное насилие, более подвержены нервно-психическим расстройствам. Они всего боятся, замкнуты, слабо учатся, плохо общаются со сверстниками, выбирают сексуальные игры.

И, наконец, существует просто моральная жестокость, проявляющаяся по отношению к детям, когда взрослые пренебрегают основными нуждами ребёнка. Сюда можно отнести недопустимые формы наказания «естественными последствиями», когда ребёнок лишается еды, прогулки, общения со сверстниками.

Исследователями установлено, что насилие чаще используют те родители, которые сами страдали в детстве. Также установлено, что у подростков, страдающих неврастенией, основной причиной явилось нарушение внутрисемейных отношений в дошкольном детстве. Родители, не зная как себя вести в трудных ситуациях, прибегали к телесным наказаниям, запугиваниям, чрезмерной строгости.

Наказание как метод воспитательного воздействия

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие.

85% родителей справедливо считают, что ударить ребёнка – означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% - используют ремень как способ наказания

Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлёпающая своего ребёнка со словами: «Драться нехорошо!» вряд ли малыш поймёт, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать ещё и потому, что обычно после них ребёнок начинает вести себя хорошо только в присутствии того, кто наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребёнке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.

Ещё один вид наказания – речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведёт лишь к тому, что ребёнок будет использовать эту модель со сверстниками.

Весьма распространённой формой наказания являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребёнка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребёнка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нём заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять её нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

Довольно распространённым в семье является наказание естественными последствиями, состоящие в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.д.). такой метод может привести к успеху, если только ребёнок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Применяя наказание «естественными последствиями» нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

Но, наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Известный российский психолог Владимир, Леви написал «Семь правил для всех» (родителям раздаются одноимённые памятки, воспитатель зачитывает краткие тезисы правил).

Наказания и поощрения – основные методы воспитания в семье

Чтобы подкрепить желательное поведение ребёнка, родители используют поощрения. И наоборот, чтобы прервать его нежелательное поведение, используют наказания.

Воспитатель предлагает родителям подумать и составить список используемых ими поощрений и наказаний. Можно ранжировать предложенные родителями варианты ответов по частоте использования того или иного поощрения или наказания, по эффективности.

После озвучивания и обсуждения списков, составленных родителями, воспитатель предлагает просмотреть видеофильм с участием детей «самое страшное наказание и самое желанное поощрение». Можно сравнить ответы взрослых и ответы детей на один и тот же вопрос.

«Каждый ребёнок обладает правами»,– сказано в Конвенции ООН. Одно из них – это право на любовь и заботу.

Учитель предлагает родителям посмотреть выставку детских рисунков на тему «Право на любовь».

Обсуждение проблемных ситуаций

Учитель предлагает родителям отметить те вопросы, на которые предстоит им ответить в ходе обсуждения:

- нарушает ли эта ситуация права вашего ребёнка прямо или косвенно;

- кто виноват в нарушении прав вашего ребёнка: заведующий, методист, воспитатели группы, родители вашей группы;

- каким образом можно разрешить ситуацию, чтобы она не затрагивала интересы вашего ребёнка.

    В группу пришёл новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу же заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.

    Ребёнка привели в первый раз после болезни без справки от врача. Воспитатель его принимает, поддавшись на уговоры.

    Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулках ограничивал активность вашего ребёнка в тех случаях, когда это связано с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорировал вашу просьбу.

    В детском саду вашего ребёнка посвятили в тайну своего появления на свет. Это его сильно взволновало. Он стал одолевать вас вопросами, стал не в меру любопытен в вопросах ваших взаимоотношений со спутником жизни.

    Родитель, забирая вечером ребёнка из детского сада, не заходит на территорию и не разговаривает с воспитателем. Игнорирует приветствия и другие знаки вежливого отношения.

Нашу сегодняшнюю встречу хотелось бы завершить на поэтической нотке:

Алла Баркан, «Практическая психология для родителей,

или Как научиться понимать своего ребёнка»,

Болтушечка и хохотушечка…

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Любая капелька твоих веснушек

Дороже мне всех праздничных нарядов.

Когда ты плачешь замирает сердце.

Смеёшься – я счастливее счастливых…

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Пока ты рядом, все твои невзгоды

Я заберу себе

И постараюсь, чтоб дул тебе

Только попутный ветер…

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Прости меня за все твои обиды,

За то, что свою долю материнства

Я, может быть, несу совсем не так.

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Мой милый капризуля и курносик,

Проказник, шалунишка, баловник,

Болтушечка и хохотушечка…

Моё земное божество…

«Да святится имя твоё».

Приложение

1. Анкета

Уважаемые родители! Вам предлагается ответить на вопросы анонимной анкеты. Данное исследование проводится для определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.

    Считаете ли Вы, что родители должны иметь специальные навыки в воспитании детей?

Да Нет

    Удовлетворены ли воспитанием, данным Вам родителями?

Да Нет Не совсем

    Хотели бы Вы воспитывать своих детей так, как воспитывали Вас?

Да Нет

    Какой метод воспитания Вы применяете?

Только поощрение

Частое порицание

«Метод кнута и пряника»

    Допускаете ли Вы применение физического наказания (шлёпнуть, встряхнуть)?

Да Нет

    Вы считаете метод физического наказания

*перспективным?

Да Нет

*эффективным?

Да Нет

Спасибо за сотрудничество!

2. «Наказывая, подумай: зачем?» семь правил для всех (Владимир Леви).

    Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

    Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».

    За один раз - одно. Не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

    Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

    Наказан – прощён.

    Наказание без унижения.

    Ребёнок не должен бояться наказания.

3. Пять видов психологического насилия:

1. Игнорирование – отказ ребёнку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности.

2. Отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичные унижения, подчёркивание недостатков.

3. Угрозы, запугивание.

4. Изолирование – установление ограничения контактов со значимыми для ребёнка людьми – бабушкой, отцом.

5. Развращение – поощрение саморазрушаегося поведения, употребление алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.