Типовое положение об уполномоченном лице по охране труда профсоюза. Уполномоченный по охране труда. Положение об уполномоченном по охране труда организации Положение уполномоченный по охране труда от профсоюза

скачать

Типовое положение об уполномоченном профкома по охране труда

(Приложение к постановлению Исполкома ФНПР от 18.10.2006 № 4-3)

1.Общие положения

1.1. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза (далее - уполномоченный) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организация), в которых работают члены профсоюза.
1.2. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, настоящим Положением, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда.
1.3. Выборный орган первичной профсоюзной организации обеспечивает выборы уполномоченных в каждом ее структурном подразделении и в организации в целом. Численность уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах.
1.4. При наличии в организации нескольких профсоюзов - каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного.
1.5. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации, ее структурном подразделении.
1.6. полномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации.
1.7. Выдвижение уполномоченных в состав комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(ых) органа(ов) первичной (ых) профсоюзной (ых) организации (ий), если он (они) объединяет (ют) более половины работающих, или собрания (конференции) работников организации.
1.8. Уполномоченные осуществляют свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами организации, комитетом (комиссией) по охране труда, технической инспекцией труда профсоюзов, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение надзора и контроля.
1.9. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется выборным органом первичной профсоюзной организации.
1.10. Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные представляют отчет о своей работе (два раза в год) в выборный орган первичной профсоюзной организации (приложение № 1).
1.11. По решению профсоюзного собрания или выборного органа первичной профсоюзной организации уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенные на него функции по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.
1.12. Выборный орган первичной профсоюзной организации и работодатель (должностное лицо), а также техническая инспекция труда профсоюза оказывают необходимую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них обязанностей.
1.13. На основании настоящего Положения общероссийские (межрегиональные) профсоюзы могут разрабатывать свои положения с учетом специфики и особенностей видов экономической деятельности.

2. Задачи уполномоченного

Задачами уполномоченного являются :

2.1. Содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.
2.2. Осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования и (или) наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
2.3. Подготовка предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа.
2.4. Представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
2.5. Информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

3. Функции уполномоченного

Для решения задач, поставленных перед уполномоченным, на него возлагаются следующие функции:
3.1. Проведение обследований или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.
3.2. Информирование работников структурного подразделения о необходимости выполнения инструкций по охране труда, правильного применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, содержание их в исправном состоянии, применения и использования в работе исправного и безопасного оборудования и средств производства.
3.3. Осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц о имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором сроки.
3.4. Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допустимому, вредному и опасному) на основании аттестации рабочих мест по условиям труда.
3.5. Содействие должностным лицам по обязательному прохождению работниками структурного подразделения периодических медицинских осмотров (обследований) в установленные работодателем сроки.
3.6. Осуществление контроля по своевременному обеспечению работников структурного подразделения средствами индивидуальной и коллективной защиты, молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.7. Проведение проверок и обследований машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, находящегося в структурном подразделении с целью определения их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного применения технологических процессов, инструментов, сырья и материалов.
3.8. Информирование работодателя (должностного лица) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшим с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья.
3.9. Участие в организации первой помощи, а при необходимости оказания первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего в структурном подразделении.
3.10. Подготовка предложений работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации по совершенствованию инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.
3.11. Участие в расследовании происшедших в структурном подразделении аварий и несчастных случаев, а также обеспечение контроля за мероприятиями по их недопущению.
3.12. В организации из членов выборного органа первичной профсоюзной организации избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации.
На старшего уполномоченного по охране труда возлагается :
- организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением в структурных подразделениях организации выполнения требований охраны труда, норм и правил по охране труда, локальных нормативных актов;
- внесение в выборный орган первичной профсоюзной организации и руководителям структурных подразделений предложений по улучшению и совершенствованию работы уполномоченных по охране труда;
- участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;
- контроль за выполнением должностными лицами предложений по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда, вносимых уполномоченными;
- внесение предложений по кандидатурам уполномоченных для участия их в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;
- проведение анализа состояния условий и охраны труда в организации, внесение предложений выборному органу первичной профсоюзной организации по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда и оздоровлению работников.

4. Права уполномоченного

Для выполнения возложенных на него функций уполномоченный имеет право :
4.1. Осуществлять контроль в организации (структурном подразделении) за соблюдением требований инструкций, правил и норм по охране труда, локальных нормативных актов.
4.2. Осуществлять проверки или обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также по результатам расследования несчастных случаев.
4.3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.4. Получать информацию от работодателя и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о мерах по защите от воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов.
4.5. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.
4.6. Вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении нарушений требований охраны труда (приложение № 2).
4.7. Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).
4.8. Направлять предложения должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников,
4.9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением требований охраны труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, изменениями условий труда.
4.10. Вносить работодателю, должностному лицу и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных правовых актов об охране труда.
4.11. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

5. Обеспечение деятельности уполномоченного

5.1. Обеспечение условий деятельности уполномоченного (освобождение от основной работы на период выполнения возложенных на него обязанностей, прохождения обучения, обеспечение необходимой справочной литературой, предоставление помещения для хранения и работы с документами и др.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом организации.
5.2. Уполномоченному выдается установленного образца удостоверение (приложение № 3).
5.3. Уполномоченные проходят обучение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя в образовательных центрах по охране труда, а также проходят обучение за счет средств работодателя по отраслевым программам.
5.4. В соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом организации уполномоченному могут устанавливаться социальные гарантии, предусмотренные статьями 25, 26 и 27 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
5.5. За активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации, улучшению условий труда на рабочих местах уполномоченный может быть материально и морально поощрен.
5.6. Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.

Институт уполномоченных по охране труда был образован для создания общественного надзора за реализацией легальных прав и интересов трудящихся в сфере охраны труда у конкретного работодателя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Надо отграничивать людей, которые занимают данную должность от ответственных за охрану труда. Это не одно и то же.

Так, ответственного назначает работодатель, а уполномоченного – выбирают на собрании трудящихся. Кроме того, они реализуют разные задачи.

Ответственный за охрану труда должен заниматься обеспечением внедрения предписаний законодателя на предприятии, а уполномоченный – осуществляет контроль за данными действиями, с точки зрения их соответствия нормам права.

Нормативная база

Правовой статус доверенных по охране труда определяется данными нормативными актами:

  • Трудовой кодекс РФ (ст. 370);
  • Закон №10 от 12.01.1996 (ст. 19);
  • Постановление Исполкома ФНПР от 2006г. № 4-3;
  • Рекомендации уполномоченному профкома по охране труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.04.1994г. № 30.

Ознакомиться с документами можно здесь:

Зачем нужны?

Итак, кто такой уполномоченный по охране труда? Это сотрудник, чья ключевая задача – надзор за отсутствием нарушений прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия трудовой деятельности.

Представительный орган обладает и другими способами для достижения поставленной цели, но этот является наиболее эффективным.

Уполномоченный проводит регулярный контроль за положением в области условий труда, выполнением определённых норм, правил и инструкций. Он может своевременно реагировать на обнаруженные нарушения и предпринимать действия для их ликвидации, а также применять санкции к виновным лицам.

Основные задачи и функции

Функции и задачи доверенных по охране труда определены в постановлении Министерства труда №30 от 1994г. (пункт 2 и 3).

Начнем с ключевых задач, стоящих перед этим работником:

  • участие в образовании у работодателя безопасных условий труда, которые бы соответствовали установленным нормам и правилам;
  • контроль за сложившейся ситуации в сфере охраны труда у конкретного работодателя;
  • представление интересов сотрудников в надзорных учреждениях при рассмотрении соответствующей категории споров;
  • консультирование трудящихся относительно их правомочий на охрану труда.

Полный перечень функций уполномоченных по охране труда представлен в п.3 рассматриваемого постановления:

  • контроль за выполнением норм и принципов, утвержденных в сфере охраны труда;
  • участие в деятельности комиссии при организации проверки сооружений, техники и машин на соответствие их нормативным требованиям;
  • участие в формировании мероприятий по недопущению несчастных случаев на производстве;
  • контроль за выполнением норм о режиме труда и отдыха, компенсации сотрудникам, занятым на тяжёлых и опасных работах;
  • участие в анализе несчастных случаев (по поручению профсоюза);
  • донесение до сотрудников информации о том несоблюдении правил и норм по охране труда, которое было выявлено у работодателя.

Права и обязанности

Для реализации тех функций и задач, которые мы рассмотрели ранее уполномоченных по охране труда наделяют следующими правами:

  • контролировать реализацию законодательных актов в области охраны труда у работодателя;
  • проверять реализацию мероприятий в соответствующей отрасли, которые были утверждены в коллективном договоре, соглашении или приняты по результатам анализа несчастного случая;
  • запрашивать сведения о положении в области охраны труда у руководителей и должностных лиц предприятия;
  • выдвигать требования о приостановке трудовых операций, если под угрозой находится жизнь или здоровье сотрудника;
  • делать представления о необходимости ликвидации нарушений;
  • обращаться в надзорные инстанции с предложением о наложении санкций на должностное лицо, которое нарушает нормативные требования по охране труда.

Как назначается уполномоченный по охране труда?

Уполномоченных избирают на общем собрании трудящихся.

Инициирует его проведение профсоюз (иной представительный орган) или трудовой коллектив. Уполномоченный по охране труда избирается на срок не менее 2 лет.

В качестве кандидатуры на данную должность рассматриваются и специалисты, которые не работают на этом предприятии.

Кем назначается?

В отличие от должности ответственного за охрану труда, который назначается руководителем предприятия, уполномоченного выбирает трудовой коллектив. Для этого организуется общее собрание. После того как уполномоченный был избран, издается приказ руководителя.

Выборы

Доверенных по охране труда избирают на общем собрании трудящихся.

Если у работодателя функционирует несколько профсоюзов, то каждый из них может представить собственного кандидата. Общее собрание трудящихся для проведения выборов созывает либо представительный орган трудящихся, либо инициатива исходит от трудового коллектива. В ходе реализации данного мероприятия ведется протокол.

На некоторых предприятиях могут работать несколько уполномоченных. Конкретное их количество, а также процедура избрания и период деятельности утверждается в коллективном соглашении или ином договоре, который заключен между работодателем и представительным органом трудящихся.

Протокол избрания

В ходе общего собрания трудящихся обязательно ведется протокол.

В нем указывается:

  • количество участников;
  • ФИО председателя и секретаря;
  • повестка;
  • распределение голосов (за, против, воздержался).

Протокол подписывается председателем и секретарем собрания.

Протокол избрания уполномоченного по ОТ

Приказ о назначении

После того как на собрании был избран уполномоченный по охране труда, руководитель предприятия издает приказ о назначении. В нем делается ссылка на номер протокола общего собрания коллектива.

С данным документом уполномоченный по охране труда обязан быть ознакомлен под роспись.

Образец приказа о назначении уполномоченного по ОТ

На какой срок избирается?

Конкретный период утверждается или иным соглашением, которое заключили работодатель и представительный орган трудящихся.

После истечения данного срока уполномоченный может быть переизбран, если иное не установлено в локальных документах предприятия.

Также они могут быть отозваны с должности до окончания данного периода, если такое решение примет общее собрание трудящихся. Досрочное снятие может быть связано с невыполнением функций или отсутствием необходимой требовательности уполномоченного по охране труда.

Особенности и организация работы

Уполномоченные по охране труда должны быть членами состава комитета по охране труда. Причем в соответствии с рекомендациями Министерства труда такое положение касается всех лиц, которые занимают данную должность, без исключения.

В ходе своей деятельности уполномоченные лица сотрудничают и взаимодействуют с руководителями подразделений, представительным органом трудящихся, службой охраны труда, надзорными инстанциями. При выполнении возложенных на них функций они должны соблюдать законодательство РФ, в том числе Трудовой кодекс. Также на них распространяются положения коллективного договора, техническая документация предприятия и т.д.

Уполномоченный отчитывается на общем собрании трудящихся, избравших его, о своей деятельности.

Документы

Уполномоченный в ходе реализации своей деятельности соблюдает нормативы охраны труда, Положение об уполномоченном по охране труда, постановления профсоюзного органа трудящихся, коллективное соглашение, внутренние акты организации по обеспечению надлежащих условий труда.

Типовое положение

Типовое положение об уполномоченном было принято ФНПР.

Данный документ создан в силу предписания ст. 370 Трудового кодекса РФ. Его ключевая роль — формирование основных направлений работы, полномочий и функций по охране труда, осуществлению контроля за реализацией норм и правил охраны труда у работодателя и в организации, в которой трудятся члены профсоюза.

На предприятии может быть разработано собственное положение, которое касается деятельности данного лица.

Инструкции

В своей работе уполномоченный руководствуется инструкциями по охране труда. Он же изучает их выполнение на конкретном предприятии.

При выявлении нарушений доверенные лица по охране труда вправе использоваться следующие возможности:

  • выдвинуть требования о приостановке трудовых операций, если в ходе их исполнения под угрозой находится жизнь или здоровье сотрудника;
  • оформить предписание о необходимости ликвидации нарушений;
  • обратиться в надзорные службы с предложением о привлечении руководителя предприятия к ответственности за несоблюдение требований в области охраны труда.

Как проходит переаттестация?

Относительно порядка аттестации и переаттестации данного лица законодатель не делает каких-либо оговорок. Следовательно, она проводится в общем порядке.

Нюансы увольнения

В соответствии с ТК РФ утвержден особый порядок данных работников – только с разрешения профсоюзного органа, членами которого они выступают.

Данная процедура выглядит следующим образом:

  • работодатель направляет в адрес профсоюзного органа документы, которые являются причиной для расторжения трудовых отношений;
  • в течение 7 дней профсоюзный орган представляет свой ответ в письменном виде о согласии или несогласии с таким увольнением. Если ответ не представлен в данный срок, то работодатель может расторгнуть договор без учета мнения представительного органа трудящихся.

Профсоюз и охрана труда.

Для реализации своих прав работники (профсоюзы) могут избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, общественные инспекции, направлять своих представителей в комитеты (комиссии) по охране труда.
Статья 370 ТК РФ предоставляет профсоюзам право на осуществление контроля соблюдения работодателями и иными представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок с дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональные, территориальные объединения организаций профсоюзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда имеют те же, права, что и уполномоченные (доверенные) лица.
Согласно ТК РФ ст. 370, а также «Рекомендациям по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива», утв. постановлением Минтруда от 8.04.94 № 30, общественный контроль за ОТ в организациях осуществляют уполномоченные лица по охране труда от профсоюза или трудового коллектива.

Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль соблюдения работодателями законодательных нормативных правовых актов об охране труда, состояния охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей по охране труда. На предприятии уполномоченные должны действовать на основе Положения об уполномоченных , учитывающего специфику деятельности организации.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок избрания уполномоченных определяются коллективным договором или иным совместным решением работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии. Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива подразделения сроком не менее чем на 2 года.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда в организации. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенные на них функции или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Для вновь избранных доверенных лиц рекомендуется организовывать обучение по специальной программе за счет предприятия (с сохранением среднего заработка).

Основные задачи уполномоченных лиц

Основными задачами уполномоченных являются:
- содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных условий труда;
- осуществление контроля состояния охраны труда на предприятии и соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Функции уполномоченных лиц

К функциям уполномоченных относятся:
- контроль состояния охраны труда, соблюдения работодателем нормативных актов по охране труда, соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда и правильности применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты;
- участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния оборудования, зданий, сооружений, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений и т.п., участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;
- участие в расследовании несчастных случаев на производстве (по поручению профкома или иного представительного органа трудового коллектива);
- осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о произошедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
- участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, улучшению условий труда работников;
- информирование работников о состоянии условий труда, проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда.

Права уполномоченных лиц

Уполномоченные лица имеют следующие права (ст. 370 ТК):
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций (своих подразделений), работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- направлять представление работодателям (руководителям подразделений) об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, обязательные для рассмотрения;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменением условий труда;
- контролировать соблюдение работодателем (в подразделении) трудового законодательства;
- проверять состояние условий и охраны труда, выполнение мероприятий по охране труда;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
- предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Порядок осуществления контроля внештатными инспекторами государственных органов надзора

Для повышения эффективности государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде, охране труда и промышленной безопасности и более широкого привлечения общественности к его осуществлению органы государственного надзора организуют работу внештатных инспекторов.
Внештатный инспектор труда действует в соответствии с Положением о внештатном инспекторе труда Федеральной инспекции труда, утв. Приказом Федеральной инспекции труда от 27.06.00 г. № 4.
Внештатный инспектор органов Ростехнадзора действует в соответствии с Положением о внештатном инспекторе органов ГГТН РФ, утв. Приказом ГГТН РФ от 11.04.97 г. № 72.
Внештатным инспектором может быть гражданин РФ не моложе 18 лет. Он утверждается на основании личного заявления, представления профсоюза или другой общественной организации, иных документов, подтверждающих пригодность кандидата к выполнению специфических задач и функций, приказом руководителя надзорного органа.
В организациях образуются посты общественного контроля, в которые входят также внештатные инспекторы труда и внештатные инспекторы Ростехнадзора, закрепляемые за определенными государственными инспекторами. Внештатный инспектор осуществляет свои функции под непосредственным руководством и контролем государственного инспектора, за которым он закреплен.

"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", 2012, N 6

Вопрос: Объясните, пожалуйста: чем отличаются ответственный за охрану труда и уполномоченный профкома по охране труда?

Ответ: Вначале давайте скажем, что между названными работниками общего. А общее у них то, что оба они являются важнейшими элементами системы управления охраной труда в организации.

Теперь про отличия.

Во-первых, разная система назначений. Ответственный за охрану труда назначается приказом руководителя организации в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования ILO-OSH2001", где сказано, что на уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица:

Наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;

Для периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;

Для содействия в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда.

Уполномоченный профкома по охране труда избирается на общем собрании коллектива и действует в соответствии с Постановлением Минтруда России от 08.04.1994 N 30 "Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива".

Во-вторых, эти специалисты решают разные задачи в области охраны труда.

На ответственного за охрану труда возлагаются следующие обязанности:

1. Руководство работой по обеспечению охраны труда руководителями структурных подразделений.

2. Организация внедрения на предприятии нормативных правовых актов по охране труда и контроля за выполнением изложенных в них требований.

3. Осуществление мероприятий по внедрению безопасной техники и технологии.

4. Выполнение в установленные сроки предписаний органов государственного надзора и контроля.

5. Утверждение планировок на размещение оборудования, машин, механизмов и организацию рабочих мест в соответствии с требованиями правил и норм техники безопасности.

6. Технический надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией зданий, помещений, объектов социального назначения, устройств, машин, механизмов, станочного парка и другого оборудования в соответствии с требованиями действующих правил и норм техники безопасности и производственной санитарии, государственных стандартов безопасности труда.

7. Принятие необходимых мер для сохранения жизни и здоровья работников при возможности возникновения аварийных ситуаций, в том числе мер по оказанию первой помощи пострадавшим.

8. Своевременное расследование несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний в соответствии с действующими положениями, разработка и выполнение мероприятий по их предупреждению.

9. Организация и проведение в установленные сроки обучения и проверки знаний по охране труда и безопасности труда руководителей структурных подразделений, специалистов, инженерно-технических работников и рабочих.

10. Разработка предупредительных и контролирующих мер по предотвращению и устранению опасностей и рисков в производственных процессах и на рабочих местах.

11. Приобретение для работников предприятия средств индивидуальной защиты (СИЗ), спецодежды и специальной обуви, обезвреживающих и моющих средств в соответствии с действующим законодательством по охране труда и др.

Основными задачами уполномоченного профкома по охране труда являются:

1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.

2. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

3. Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

4. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Подписано в печать

Уполномоченный по охране труда на предприятии представляет интересы трудового коллектива или профсоюза. В статье расскажем о его правах и обязанностях, а также как организовать выборы и оформить все документы.

Из этой статьи вы узнаете:

С какой целью назначается уполномоченный по охране труда

Деятельность этих выборных лиц регулируется рядом законов и нормативных актов РФ. В первую очередь это ст. 370 ТК РФ, которая дает описание не только самому понятию, но и подробно приводит список прав. Не следует путать их со специалистами по ОТ. Это разные должности. Доверенные лица назначаются на выборной основе на определенный срок.

Упоминания об уполномоченных по охране труда имеются:

К основным задачам этих выборных лиц можно отнести:

  • помощь в обеспечении на предприятии условий, отвечающих нормативным требованиям в области ОТ;
  • контроль за положением дел и выполнением руководством обязанностей по охране труда;
  • помощь сотрудникам при обращении в ГИТ и другие надзорные органы, а также общественные организации по вопросам нарушения прав;
  • проведение консультаций для членов коллектива;
  • возможность принимать участие в проверке помещений, техники на предмет соответствия требованиям законодательства;
  • помощь в разработке мероприятий по снижению числа несчастных случаев ;
  • участие в расследовании несчастных случаев (при выдаче соответствующего задания профсоюзным органом);
  • надзор за выполнением установленных норм работы и отдыха, возмещением работникам, трудящимся в тяжелых или опасных условиях.

С подробным описанием основных задач доверенного можно ознакомиться в Федеральном законе от 12.01.1996 (п. 2 и п. 3).

Главное – следить за безопасностью производства, оценивать риски и давать рекомендации руководству компании. В случае игнорирования руководством организации мнения уполномоченного, ему следует направить жалобы в соответствующие органы (ГИТ, Ростехнадзор и т.д.) во избежание несчастных случаев на рабочих местах.

Права уполномоченного по охране труда

Права доверенного перечислены в том же нормативном документе, что и задачи, только в п.4:

1. Проверять соответствие трудового процесса законодательству об ОТ.

2. Осуществлять контроль за процедурами по ОТ, если таковые описаны в колдоговорах, соглашениях.

3. Участвовать в комиссиях по приемке оборудования, вводимого в эксплуатацию.

4. Контактировать и получать от руководства информацию по текущему состоянию дел в области ОТ.

5. Требовать остановки производства при угрозе жизни и здоровью членов коллектива.

6. Требовать исправления нарушений, представляя акт о нарушениях.

8. Участвовать в рассмотрении трудовых споров.

Выборы уполномоченных лиц по охране труда

Эта должность является выборной. В зависимости от того, чьи интересы представляет уполномоченный, отличается и процесс его избрания. При направлении от профсоюзного органа выборы обеспечиваются профсоюзом (п. 1.2 Постановления Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 № 4-3). При избрании от рабочего коллектива (без участия профсоюза) процесс выборов организует работодатель.

В зависимости от величины штата предприятия могут быть избраны несколько человек. Выборы проходят на общем собрании коллектива. После того, как выбор сделан, руководителем компании производится назначение приказом. Выбранный уполномоченный принимается в штат организации. Это необходимо, поскольку работодатель обязан направить выбранное лицо на .

На какой срок выбираются общественные уполномоченные по охране труда

Согласно рекомендациям Минтруда, срок избрания должен составлять 2 года. Но это рекомендация, а не правило. Если в организации с представителями трудового коллектива подписано коллективное соглашение, этот период должен быть в нем отражен, и срок может быть значительно выше установленного.

После окончания срока избрания доверенный может быть избран вновь либо уволен. Опять-таки, все детали отражаются в . Отзыв уполномоченного с выборной должности возможен, если представители первичной профсоюзной организации или трудового коллектива недовольны его работой. Решение также должно быть принято на общем собрании сотрудников предприятия.

Протокол избрания (образец)

Избрание уполномоченного по охране труда от трудового коллектива оформляется протоколом собрания. Протокол должен быть оформлен надлежащим образом. В его тексте обязательно указывается численность коллектива, число присутствующих, повестка дня и принятое решение. Подписывают документ председатель собрания и секретарь.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда (образец)

После избрания доверенного издается приказ о назначении. В тексте документа обязательно должна присутствовать ссылка на протокол собрания. В приказе назначаются ответственные за его исполнение, а также проставляются подписи назначенного и ответственного лица.

Обучение уполномоченных по охране труда

Выбранное лицо должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством для персонала, работающего в области охраны труда. Без соответствующего образования доверенный не сможет верно оценить ситуацию, а принимаемые им решения не будут легитимными.

Обучение должно производиться в специализированном учебном центре, имеющем соответствующую лицензию, в рамках должностных обязанностей по специальной программе или в целом по курсу. Работодателю стоит при этом помнить, что все расходы ложатся на его плечи.

Организация работы уполномоченного по охране труда от трудового коллектива

Работа уполномоченного должна быть построена на нормах законодательства в области ОТ. Он должен входить в состав . Работа должна выстраиваться таким образом, чтобы выполнять все возложенные обязанности.

План работы уполномоченного по охране труда разрабатывается совместно с профсоюзом. Он составляется, как правило, на 1 год. Некоторые мероприятия, в него включаемые, могут выполняться в течение года периодически, тогда как другие – однократно. Чаще всего план представляет собой таблицу, где указывается наименование мероприятия, периодичность его проведения и ответственное лицо.

Некоторые мероприятия проводятся совместно со специалистом по охране труда или другим должностным лицом. В зависимости от специфики работы предприятия отличается и список мероприятий. Так для образовательного учреждения он будет один, а для промышленного предприятия – другой.

По завершении каждого полугодия составляется отчет. Его форма приведена в . Форма является унифицированной. Данный отчет заполняется в соответствии с рекомендациями, приведенными в указанном Постановлении.

Установлены четкие рамки, в которые следует сдать отчет: не позднее 15 января и 15 июля каждого года. Помимо формирования собственно отчета, необходимо подготовить и пояснительную записку к нему. В ее тексте приводятся примеры проведенных проверок и их результаты, а также дается оценка текущему положению в области ОТ на предприятии.

Представление уполномоченного доверенного лица по охране труда

При выявлении нарушений уполномоченный направляет руководителю Представление (утв. ). В нем приводятся выявленные нарушения и прописывается конкретный срок или период их устранения, по прошествии которого доверенный вправе обратиться в надзорные органы.