Сан-Марко в Венеции – площадь с тысячелетней историей. Площади венеции

«Тот, у кого на площади Святого Марка не бьется сердце, не имеет его вообще».
Неизвестный путешественник 19 века


Политический и религиозный центр Венеции — площадь Святого Марка. Площадь включает территорию от Гранд-канала до колокольни (Пьяцетту) и непосредственно обширную площадь (Пьяццы). Здесь расположен Собор Святого Марка (9 - 15 вв.), колокольня (1514), Дворец дожей (14 - 15 вв.) и национальная библиотека Сан-Марко (16 век).

Кампанила (колокольня) собора Святого Марка высотой до 100 метров была построена в сегодняшнем виде в 1514 году, многократно перестраивалась. В 1902 году в результате землетрясения, удара молнии и ветхости она рухнула, но была воссоздана на том же месте в том же виде к 1912 году. Здесь самый знаменитый в Европе ученый своего времени, итальянский физик, астроном Галилео Галилей установил свой первый телескоп для наблюдения небесных тел.

Колокольня служила сторожевой башней и маяком для кораблей, входящих в лагуну. В средневековье в прочной кирпичной шахте башни находилась пыточная клетка. Звон пяти колоколов определял ритм жизни города и призывал не только на службу в храм. Самый большой колокол возвещал о предстоящем заседании Большого Совета, а по утрам звал людей на работу. При звуке другого колокол члены Большого Совета должны были уже спешить во дворец Дожей. Колокол «Нона» отмечал полдень, а «Мецца Терца» сообщал о заседании Сената. Самый маленький колокол оповещал о предстоящей казни.

С вершины башни при хорошей погоде можно увидеть отроги Альп.

На собственно площади (Пьяццы) находятся Старые и Новые Прокурации, предназначенные для жилых апартаментов прокураторов Сан Марко. Между ними, по распоряжению французского императора, было построено новое крыло (бальный зал Ала Наполеоника).


Фотография из книги «Венеция». Серия «Золотая книга». Венеция, 2013.

Часовая башня Святого Марка (15 век) является архитектурным памятником Раннего Возрождения. На вершине башни два бронзовых человека в овечьих шкурах бьют в колокол. Разница в их возрасте (старый и молодой) показывает текучесть времени.
Ниже на голубом фоне с золотыми звездами изображён главный символ Венецианской республики «Крылатый лев» с открытой книгой. Часы показывают сезоны года, время, фазы Луны и движение Солнца от одного созвездия к другому.

Монументальная арка ведет на главную (торговую) улицу Мерчерию и далее к коммерческому и финансовому центру на Гранд-канале у моста Риальто.

Готический Дворец дожей (1309 - 1424) был резиденцией главы Венецианской республики. Во дворце заседал Большой совет и сенат, Верховный суд. Здесь тайная полиция боролась с врагами республики и коррупционерами. Их эффективно топили в лагуне или вешали часто раньше, чем они осуществляли свои коварные помыслы. Во время торжеств дож являлся народу, приплывшего на гондолах, с обращенного к Гранд-каналу балкона. Во Дворце дожей были расположены Зал Большого Совета, кабинеты Тайной канцелярии и камера пыток.

Слева на снимке крупнейшая венецианская национальная библиотека Святого Марка . Она насчитывает около 13 тыс. рукописей, свыше 28 тыс. первопечатных и других древних книг 16 века.

На площади (пьяцетте) возвышаются колонны Святого Марка и Святого Теодора . В 1099 году Венеции за военную помощь Константинополю достались монолитные гранитные колонны (возможно из Сирии), которые примерно через столетие были установлены на главной площади. Место между колоннами использовалось для особых случаев торжества справедливости — для смертных казней. Осужденных ставили лицом к Часовой башне, чтобы они видели, как часы отбивают последние минуты их жизни. Местные жители и сегодня предпочитают не проходить между колонами. Не все туристы об этом знают.

На восточной колонне была установлена бронзовая статуя «Крылатого льва». До сегодняшнего дня продолжаются споры о происхождении «льва» из Персии, Китая, Византии, Ассирии или собственно Венеции.

Наполеон Бонапарт, поставивший последнюю точку в существовании тысячелетней Венецианской республики, посчитал своим священным долгом снять с колонны символ могущества Венеции и отправить «Льва Святого Марка» в Париж, где он был установлен перед Домом Инвалидов. Это показалось чрезмерным для европейских лидеров и по решению Венского конгресса «Лев» вновь отправился в Венецию, но по дороге скульптура разбилась. Уже на месте её кое-как склеили и установили. В 1985 году была осуществлена капитальная реставрация «Льва». Возраст скульптуры весом в 2,8 тонн был определён в 2500 лет. Это дало основание предположить, что скульптура была отлита в 5 веке до нашей эры в ассирийском городе Тарсе . Откуда в 11 или 12 вв. крестоносцы («освободители Гроба Господня») доставили этот трофей в Венецию.

На западной колонне установлена копия скульптуры Святого Теодора (оригинал хранится во Дворце дожей). До возведения Собора Святого Марка, куда были привезены мощи Святого из Александрии, Святой Теодор считался главным символом Венеции. Скульптура считается комбинированной - составлена из мраморного торса римского полководца 2 века и головы скульптуры Митридата Понтийского (царя Боспора). По легенде, крокодил символизирует морское могущество Венеции.

Знаменитый мост Вздохов (17 век), соединяющий дворец Дожей, где размещался суд, с городской тюрьмой. По мосту проводили заключённых, приговорённых к смертной казни.

На площади всегда многолюдно, даже глубокой осенью

Пьяцца. Слева Старые Прокурации, справа собор Святого Марка в реставрационных лесах.

Кафедральный Собор Святого Марка построен в византийском стиле и украшен многочисленными мозаиками. В нем находятся украденные в Александрии мощи апостола Марка и множество награбленных во время крестовых походов ценных предметов, в том числе из Константинополя. В 1987 году Собор наряду с другими венецианскими памятниками включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО.


Площадь Сан-Марко в Венеции условно можно разбить на две части: пьяцетту и пьяццо. Пьяцетта - небольшая территория между самой площадью Святого Марка и каналом Джудекка. Она встречает гостей входными воротами в виде двух гранитных колонн. Справа от них стоит Дворец дожей (правителей города), слева - Библиотека Марчиана, заканчивается пьяцетта Колокольней. Центром притяжения служит Собор Сан-Марко - главная достопримечательность города. Не менее интересны здания Прокураций, Часовая башня, Лоджетта. Современный вид, форму, размеры она приобрела к 1777 году. Сейчас ее длина 175 м, ширина 82 м.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

История

История возникновения этого удивительного места уходит корнями в 829 год. Венецианские купцы, имевшие торговые дела в египетской Александрии, ухитрились тайком вывезти мощи великого христианского святого, апостола Иисуса Христа - евангелиста Марка, спрятав их в саркофаг среди свиных шкур. Видимо они заметили, что мусульмане никогда не прикасаются к «нечистому» грузу. План удался, таможенный досмотр обошел их стороной, и мощи благополучно прибыли в Венецию.

Для их размещения построили базилику Сан-Марко, соответственно и площадь перед ней назвали также. В 976 году во время пожара здание сильно пострадало. Вместо него был построен величественный собор. Площадь постепенно расширялась, стала центром города, на ней проходили все политические мероприятия, народные праздники и даже казни.

Архитектурные достопримечательности

Знакомство с достопримечательностями начинается для туристов сразу же, как только они выходят из вапоретто (морские такси). На Piazza San Marco сосредоточен целый ряд исторических зданий и сооружений.

Колонны Святого Марка и Теодора

Первое, что видят гости, ступая на мостовую пьяцетты, это две гранитные колонны. Они привезены из Константинополя в 1125 году, а установлены только в 1196 году. Колонны монолитные и очень тяжелые, вес каждой более 100 тонн, именно из-за этого их длительное время не могли установить. Одну из колонн венчает мраморная статуя Святого Теодора с копьем, попирающего ногами дракона. Эта сцена символизирует власть Венеции над морской стихией. Святой Теодор был первым покровителем города и до сих пор очень любим и почитаем венецианцами.

На капители другой колонны - бронзовый крылатый лев, держащий лапу на открытом Евангелии. Лев - библейский символ святого Марка. Он изображен на гербе Венеции. Этой фигуре более 2500 лет, по одной версии она была привезена из Китая, другие усматривают в ней образец ассирийского искусства. В прежние времена пространство между колоннами служило местом казней. До сих пор венецианцы считают дурной приметой проходить там, где свершались смертные приговоры.

Собор Сан-Марко

По существующей легенде евангелист Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне. Однажды, попав в страшную бурю, он пережидал ее. Во сне явился ангел и возвестил, что он обретет вечный покой на этой земле. И вот, уже 12 веков мощи святого покоятся под сводами собора, названного в его честь. С первого же взгляда Собор Сан-Марко поражает своим великолепием. Базилика, построенная в 829 году, сильно пострадала от пожара 976 года, поэтому на ее месте решили построить новое здание. Современный вид собор приобрел в 1094 году.

В тот период было велико влияние на Венецию Константинополя. Поэтому здание возведено в византийском помпезном стиле, с роскошью, нехарактерной для храмовых сооружений Западной Европы. Мраморный фасад украшен многочисленными колоннами, башнями, барельефами, скульптурами. Необычайно красивы мозаичные композиции со сценами «Страшного суда» и «Похищения мощей Святого Марка».

У собора пять входных порталов. Над главным - установлена величественная бронзовая квадрига (четыре коня). Скульптуры относят к работе древнегреческого мастера 4 века до н.э. Они украшали триумфальную арку Нерона в Риме, а потом арку Трояна. Венецианцам достались в качестве военного трофея. Венчают храм пять куполов, облицованных серебристыми прямоугольными пластинами.

Не менее завораживает внутреннее убранство. Из-за обилия золота Собор Сан-Марко нередко называют «Золотой Собор». Своды, стены, купола покрыты мозаикой из разноцветного муранского стекла. Купол расписан сценами «Сотворения мира». Но главная драгоценность находится под алтарем: это рака с мощами Святого Марка.

Золотой Алтарь - великое произведение готического искусства выполнен в 1345 году. Его размеры - 3,50*1,4м. На нем изображены эпизоды из Священного Писания, жизни Святого Марка. В драгоценный оклад вставлены эмали и 2500 камней: аметисты, изумруды, сапфиры, рубины. Иконостас изготовлен из серебра, покрыт слоем золота, украшен множеством эмалевых пластин, драгоценных камней.

Часовая башня

Здание построено в 1499 году под руководством архитектора Кодуччи. Композиция состоит из четырех частей. Главный ее элемент - сине-золотые астрономические часы. На циферблате два круга: наружный и внутренний. Золотая стрелка показывает время по наружному кругу. На внутреннем - изображены знаки зодиака и фазы Луны. Над часами установлена медная статуя сидящей Мадонны с младенцем Христом. Дважды в год, на Богоявление и Вознесение, перед ней появляются волхвы, склоняющиеся в поклоне.

По обе стороны от статуи - небольшие прямоугольные окошечки, где указываются текущие часы и минуты. Выше установлена скульптура крылатого льва, держащего в лапах открытое Евангелие. Венчают башню статуи двух мавров из бронзы: старик и юноша. В руках у них длинные молоты, которыми они периодически ударяют по колоколу: за 5 минут до целого часа и через 5 минут. Это символ уходящего вперед времени.

Библиотека Сан-Марко

Библиотека находится на северной стороне пьяцетты. Длина здания 80 м. Оно построено в 1537-1545 г.г. по проекту архитектора Сансовино. Первоначально библиотека предназначалась для хранения старинных греческих, латинских первопечатных книг и манускриптов (рукописных свитков), преподнесенных городу кардиналом Брессаноне.

В последующие годы пополнялась за счет военных трофеев, монастырских и семейных коллекций. Сейчас библиотека Сан-Марко (Marciana) насчитывает около 40 тыс. уникальных экземпляров. Беломраморный фасад очень наряден, украшен балюстрадой из статуй, колонн. Внутреннее убранство не менее изыскано: на стенах - портреты знаменитых мыслителей и философов, в позолоченном зале хранятся рукописи в изысканных переплетах.

Дворец Дожей

Здание в стиле венецианской готики, украшенное колоннами, ажурными арками создает впечатление воздушности и легкости. Расположено оно одной стороной к морю, фасадом - к площади. Во дворец ведет Лестница Гигантов, по обе стороны от нее – две огромные статуи, символизирующие войну и море: Марс и Нептун. Между ними вверху – барельеф крылатого льва. Здесь давали присягу избранные дожи.

Дворец дожей был построен в XIV веке, имел несколько предназначений:

  • Частные апартаменты дожа (правителя Венеции). Там они жили и правили
  • Магистратура, где заседали Сенат, Совет, располагались различные Коллегии
  • Гражданский и церковный Суд
  • Трибуна - с балкона второго этажа дож обращался к жителям Венеции
  • Тюрьма

В залах магистратуры обсуждались законы, решались политические, церковные вопросы, принимались послы и дипломатические миссии. В зале Сената вершился суд, и до наших дней сохранилась судебная трибуна 18 века. Интерьер дворца поражает своей роскошью. Стены и потолок облицованы мрамором, гобеленами, кожей с золотой отделкой.

Украшением служат полотна гениальных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Порденоне, фрески Паоло Веронезе. На одних изображены сцены, прославляющие Венецию: победоносные битвы, построение флота, морские сражения. На других - эпизоды из Священного Писания, боги античного мира. Особого внимания достойно уникальное собрание оружия: боевого, декоративного, трофейного. Всего экспозиция насчитывает 2031 предмет, в их числе доспехи французского короля Генриха IV, рыцарей-крестоносцев, турецкий штандарт, сабли, мушкеты.

Старая и Новая Прокурации

Прокурации были построены для размещения высших чиновников исполнительной власти - прокураторов. В их обязанности входило исполнение постановлений дожа и Сената в финансовой, юридической, имущественной, политической и других сферах. Первую Прокурацию - Старую - построили на северной стороне площади в 1532 году. Это длинное трехэтажное здание с арками, лоджиями, колоннами. Из-за разрастающегося бюрократического аппарата одного здания оказалось недостаточно.

В 1586 году напротив него были построены Новые Прокурации. А в 1810 году по указу Наполеона на западе площади построили еще одно здание - Ала Наполеоника (крыло Наполеона), соединяющее обе Прокурации. Все здания построены в едином стиле эпохи Возрождения. Сейчас на верхних этажах располагаются музеи, нижние отданы под кафе.

Лоджетта Сансовино

Лоджетта - небольшое изысканное здание, созданное по проекту архитектора Сансовино в стиле барокко, примыкающее к колокольне. Время постройки: 1537-1540 годы. Фасад выполнен из белого и цветного мрамора, украшен колоннами, барельефами со сценами из античной мифологии, статуями богов. Долгое время Лоджетта служила местом встреч знатных патриций. Позже в ней разместилась стража Дворца дожей. Сейчас через Лоджетту входят на смотровую площадку колокольни.

Кампанила

Кампанила - смотровая площадка и колокольня собора Сан-Марко. У основания имеет форму квадрата со стороной 12 м, высотой 98,6 м. Она выстроена из кирпича, увенчана мраморной звонницей с пятью колоколами, украшена статуями богинь Правосудия, Венеры, Минервы, фигурой крылатого льва. Завершается колокольня шпилем в форме пирамиды, на вершине которого установлен флюгер с золотым архангелом высотой 2 м.

Первая башня на этом месте была построена в IX веке, служила смотровой площадкой и маяком. В начале XVI века построили новый вариант колокольни. Она простояла почти 400 лет и в 1902 рухнула. Десять лет шли работы, и первоначальный вид был восстановлен полностью.

Сан Марко – площадь голубей

Голуби стали неотъемлемой частью Piazza San Marco. Согласно преданию, на освящение собора приехало много гостей. В числе даров были два голубя, которых выпустили на волю. Они сели на карниз собора, что было сочтено символичным знаком, голуби признаны священными. С тех пор сложилась традиция охранять и кормить птиц.

Со временем их расплодилось великое множество. Из санитарных соображений, и чтобы ограничить потомство, голубей кормят специальным кормом. До 2008 года пакетики с крупой можно было купить на площади, но потом продажу прекратили и туристам запретили кормить птиц.

Время работы и цены на билеты

Время работы достопримечательностей на пьяццо Сан-Марко разнится по сезонам. Высоким сезоном считается апрель–октябрь, низким: октябрь–апрель.

Собор Святого Марка:

  • Вход в Собор бесплатный. В будни часы работы: 9.30 –17.00, в выходные: 14.00–17.00.
  • Билет в Музей Святого Марка стоит 5 €. Открыт ежедневно: 9.45 – 16.50.
  • Посещение Сокровищницы – 3 €. В будни: 9.45 – 17.00, выходные:14.00 – 17.00
  • Вход в Золотой алтарь 2 €. В будни: 9.45 –17.00, выходные: 14.00 –17.00

В низкий сезон время посещения сокращено на час. Вход в Собор с багажом запрещен, нельзя делать фото- и видеосъемку, громко говорить и находиться в открытой одежде.

Площадь очень сильно изменилась в XV-XVII веках. Тогда было принято решение о новом проекте данной территории, которое предоставил архитектор Сансовино. Именно благодаря этим изменениям были снесены старые здания по периметру и построены новые, большинство из которых сохранились до наших дней. Среди всех прочих зданий этой постройки можно выделить такие, как Библиотека, здания Новых Прокураций, Башня часов, Монетный Двор.

Площадь Сан-Марко всегда привлекала художников со всего мира. Множество полотен показывают нам состояние этого места в разные времена. Характерной чертой площади до XVIII века (а именно тогда произошла новая реставрация) был её узор, выложенные красный кирпичом, «рисовавший» своеобразную елочку. Во время реставрации красный кирпич заменили серой плиткой, что сильно подорвало красоту и популярность этой части Венеции среди художников.

Самыми популярными достопримечательностями площади Сан-Марко на сегодняшний день являются: , Колонны, Старые и Новые Прокурации, Ала Наполеоника. Причём даже среди них можно выделить ещё более популярные здания – это Собор Сан-Марко и Дворец Дожей. Именно здесь Вы увидите самое высокое здание Венеции — колокольную башню собора Святого Марка, высота которой составляет почти 99 метров, в прошедшие времена она была маяком для тех кораблей, которые входили в лагуну.

Самыми узнаваемыми обитателями площади Сан-Марко являются голуби. Причём их здесь развелось так много из-за того, что почти все туристы подкармливают их, способствуя увеличению их численности. Кстати, Вы тоже это можете сделать, корм продаётся тут же:) А для людей здесь есть замечательные кафе, которые славятся своим вкуснейшим кофе и десертами.

Piazza San Marco
Адрес : Piazza San Marco, Venezia, Италия

Площадь Сан-Марко - визитная карточка и главное туристическое место Венеции, которое не обойдёт стороной ни один из туристов, посещающих знаменитый город на воде. Сегодня мы совершим небольшую фотопрогулку по Сан-Марко и полюбуемся ей в разных ракурсах.


1. На набережную площадь Сан-Марко выходит боковой своей частью, Пьяцеттой. А встречают туристов со стороны воды две колонны - Святого Марка и Святого Теодора. На капители колонны Святого Теодора установлен, как ни странно, Святой Теодор, а вот колонну Святого Марка венчает изображение Крылатого льва - одного из символов Венеции.

2. Одним из главных зданий площади Сан-Марко является помпезный Дворец дожей - бывшая резиденция правителей могущественной Венецианской республики.

4. Пройдя через Пьяцетту, боковую площадь, ведущую к воде, оказываемся непосредственно на главной венецианской площади Святого Марка. Здесь и зимой довольно много туристов - кто-то фотографирует, кто-то кормит жирных венецианских голубей, кто-то сидит в кафешке, кто-то просто прогуливается, задрав голову на роскошные фасады. Но это ещё нормально - летом здесь просто не протолкнуться: отсутствие толп народа - одно из главных преимуществ Венеции Зимней.

5. Самым высоким зданием Сан-Марко является колокольня высотой 99 метров. Эта колокольня первоначально была построена в 1514 году, но в 1902 году полностью обрушилась - причиной послужили многочисленные землетрясения и удары молний, которым подвергалась башня за 400 лет своего существования, а также общий износ постройки. При падении колокольни был разрушен и ближайший к колокольне угол Дворца дожей. К счастью при обрушении здания не пострадал ни один человек - пропала только кошка смотрителя. Башню решили восстановить в первозданном виде - восстановленная колокольня была открыта в 1912 году.

6. Панорама площади, колокольни и собора Святого Марка.

7. На Сан-Марко находятся несколько ресторанов и кафе, большинство из которых действуют уже несколько столетий и сами стали символами города. Впрочем, и поесть в этих заведениях выйдет в копейку - зато вы будете пить ту самую чашку кофе, которую пили какие-нибудь высокопоставленные дожи лет триста назад. :))

9. Роскошный фасад собора Святого Марка - главная достопримечательность одноимённой площади, да и, пожалуй, всего города тоже. Часть его была закрыта лесами, но в детали центральной и левой части фасада можно было вглядеться подробнее. Очень красиво - как в музее! Впрочем, собственно, Венеция и есть город-музей. :))

19. Ещё одним интересным зданием, выходящим на площадь Сан-Марко, является Часовая башня 1496-1499 годов постройки.

22. Этот сине-звёздный фон за крылатым львом почему-то напомнил символику Евросоюза. 1496-1499 годы. Улыбнуло. :)))

23. Одни из самых красивых панорам площади открываются со смотровой террасы собора Святого Марка. Общий вид площади.

24. Панорама Пьяцетты, боковой части Сан-Марко, выходящей к воде.

25. Кони и часовая башня на заднем фоне.

Удивительная сказка наяву, наибольшая загадка, призрачный город, где вместо улиц лишь реки, музей на воде - это все о Венеции, основанной в 421 г. в день Благовещения Девы Марии. Здесь время остановило свой бег, забывается обо всем, хочется смотреть бесконечно на невероятное соединение человека с морем. Бирюзовая вода плещется легко и спокойно между домами, нельзя понять: то ли море поселилось в необычном городе, то ли город проживает в нем. Восхищенный небывалой красотой, Генри Лонгфелло воспел его в своей поэзии: "О лебедь городов, воды и солнца брат! Подобно лилии гигантской ты зачат"…
Но боль и сожаление вызывает в душах людей, живущих здесь и приезжающих сюда, сознание того, что эту "белую лилию" поглощает морская пучина. Медленно, но неотвратимо опускается Венеция в воды Адриатики. Возможно, в недалеком будущем наши потомки будут вспоминать о ней, как ныне мы вспоминаем Атлантиду.

Легендарное место Италии

Площадь Сан-Марко это архитектурный шедевр с ноткой византийской и восточной культуры поддерживается десятью тысячами дубовых свай. Щедрым подарком миру стали, рожденные здесь, великие музыканты: Антонио Вивальди, прославившийся Джованни Пикки, незабываемый Ипполито Сьера. Различные галереи мира хранят непревзойденные полотна мастеров кисти: Беллини, неповторимого Франческо Гварди и, конечно же, Тициана, написавшего множество работ на античные, библейские сюжеты. Его "Кающаяся Мария Магдалина" до сегодняшних дней вызывает восторг и трепет.
Город масок, веселья прекрасен в любое время, его воздух пропитан романтикой и любовью. Сев в гондолу, под веселую песенку местного "таксиста" пришло время отправиться к сердцу Венеции - площади Сан-Марко для знакомства с жемчужиной Италии.

Знакомство с гордостью Венеции

Две огромнейшие колонны - городские врата встают на пути. На самом верху одной восседает крылатый лев - городской символ, навеки устремив взор на величественный храм Сан-Марко . С другой вершины приветствует гостей статуя Святого Теодора. Самая большая площадь напоминает, скорее, огромнейший двор эпохи Возрождения благодаря окружающим ее Старым Прокурациям с пристроенной часовой башней, где на циферблате изображены все знаки зодиака, Новым Прокурациям, колокольне, Дворцу дожей, другим творениям рук человеческих. Главным украшением является Собор Святого Марка, в честь которого назвали площадь. "Гостиная Европы", - так отозвался о ней Наполеон. Здесь радушно встречает гостей множество голубей. Они настолько ручные, что готовы клевать прямо из рук.
Венеция - гондолы и мосты, карнавалы, встречи и расставания. Венеция, где, может быть, и вы прочувствуете неслыханное ликование. Именно здесь начинаются ошеломляющие праздники, длящиеся до двух недель. Говорят, что невозможно изменить судьбу, но в этом месте многое можно поменять: почувствовать себя в роли императора, из Золушки превратиться в очаровательную принцессу или стать весельчаком Арлекино. Трудно узнать соседа под изысканной маской, непривычной манерой, игрой.
Ослепительные фейерверки, веселые шествия с акробатами, фокусниками, сказочными персонажами заполняют городское пространство. Заканчивается представление сжиганием чучела. Колокольный перезвон извещает о наступлении Великого поста. Прощайте, танцы, песни и веселье. Пришла пора поразмыслить над жизнью, пора "собирать каменья", совершая добрые дела. Оставим площадь, познакомимся с ее главным архитектурным шедевром.

Главная достопримечательность площади

Собор увлекает своей многовековой историей, которую можно изложить отдельной книгой. Эти стены хранят мощи Святого Марка - небесного покровителя. Его знак - фигура крылатого льва, ставшая символом Венеции. Строительством занимался дож Джустиниано Партечипацио, закончить сооружение довелось брату в 829 г. С тех пор утекло немало воды, были пожары, разрушения, произведено большое количество реконструкций с внесенными изменениями. О первозданном виде здания можно судить лишь по археологическим раскопкам. Его по праву считают сокровищницей духовности христианства.
Словно огромный греческий крест с пятью куполами, разукрашенными стеклянными полотнами из мозаики, устремляется он к Небесам, прося благословения для всех живущих. Тысячами разноцветных стеклышек обрамлены арки со стенами. В небольших башенках застыли в камне фигуры множества святых. Перехватывает дыхание от мозаичного пола, где "оживают" картины библейских сцен. Сверкающий в солнечных лучах храм Божий напоминает Вифлеемскую звезду.
Нигде в мире не увидите лошадей, застывших в бронзе на вершине собора. Глядя на них, кажется: вдруг раздастся топот, послышится лошадиное ржанье, сорвутся с мест и понесутся кони вдоль узких улочек. Настолько точно сумел древний мастер придать им сходство с живыми. "Пусть кони Марка сбруей золотой и бронзой блещут в ясную погоду", - писал о них Байрон.
Алтарная соборная часть имеет киворий. Мощные мраморные колонны служат надежной опорой. Они сохраняют невероятные истории из жизни Девы Марии и Христа. В глубине, скрытый от посторонних глаз, хранится, настоящее чудо ювелирного мастерства, - золотой алтарь. Проводимая здесь служба проникает в душу, сердце, очищает и умиротворяет благодаря талантливым архитекторам, внедрившим в стены акустические кувшины. Направимся дальше.

Красоты Дворца дожей

Совсем рядышком находится еще одно архитектурное совершенство - резиденция дожей. Здесь заседал Большой совет и Сенат, стены помнят о процессах Верховного суда, где вершились человеческие судьбы. Такое впечатление, что здание соткано из легкого кружева с нелогично созданными элементами фасада, но это на первый взгляд, здесь все продумано до мелочей.
Первый этаж представляет аркадную галерею, дающую любому проходящему приятную прохладу. Невесомый балкон на втором этаже служит затемнением официальным помещениям. С восточной части на балконе установлена статуя Правосудия, откуда в 1865 г. провозгласили о присоединении Венеции к Итальянскому королевству. Вызывает интерес мост с удивительным названием, к нему направимся.

Мост Вздохов

Почему так назвали, кто вздыхает здесь? Мост является связующим звеном между музеем дожей и городской тюрьмой. Название досталось из-за узников, которые тяжело вздыхали, бросая на город прощальный взгляд. Никто не мог отсюда убежать, лишь однажды это удалось сделать единственному заключенному. Этим человеком был не кто иной, как известный ловелас, ужасный авантюрист Джакомо Казанова. За что любили его так красавицы? Объяснение имеется в его мемуарах. Кем бы ни была женщина, куртизанкой или графиней, для него не имело значения. Он воспринимал каждую богиней, любя страстно, откровенно, будто бы в последний раз, даже при непродолжительном романе. Коренной венецианец, он великолепно играл на скрипке, был осведомлен в медицине, знал астрономию, математику, умел быть верным другом и просто добрым малым.
Каждый, посетивший прекрасный город на воде, откроет для себя свою Венецию. Ее нельзя воспринимать глазами, нужно чувствовать душой. Этой живой легенде невозможно сказать "прощай", можно только произнести: "До новой встречи", ведь среди многочисленных каналов навеки потеряете собственное сердце.