Родительское собрание права детей в детском саду. Презентация родительского собрания «Права ребенка – обязанности родителей» методическая разработка на тему. Конспект родительского собрания «Азбука прав ребенка»

Ход собрания

Задачи родительского собрания:

Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;

Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;

Оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком;

Познакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по правовому воспитанию дошкольников.

План проведения собрания:

1. Ознакомление с планом собрания. (Ответственный - заведующий детского сада).

2. Доклад «Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье»

o Право на защиту его от всех форм жестокого обращения,

o Право на жизнь и охрану здоровья,

o Право на образование,

o Право на игру,

o Право на сохранение своей индивидуальности.

3. Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах.

4. Памятка «Защита прав и достоинства в семье».

Уважаемые родители! Этой встречей с Вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социально- правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью.

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.

В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома. Кроме того все чаще и чаще обсуждается проблема домашнего насилия, жестокого обращения с детьми. Все перечисленное связанно со снижением воспитательного потенциала семьи, и как следствие нарушением прав ребенка.

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.

Коротко познакомимся с основными международными документами и документами Российской Федерации, регулирующими права ребенка:

Декларация прав ребенка (принятая ООН 20.11.1959 г.).

Конвенция о правах ребенка (принятая ООН 20.11.1989 г.).

Конституция Российской Федерации (принятая 12.12.1993 г.).

Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001,2006 гг.).

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.).

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.

К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.

Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.

Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

Все это права, за выполнение которых отвечает государство, права, которые связаны с экономической ситуацией в стране.

Остановимся также и на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита.

Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей и от взрослых, которые его окружают. Но именно он чаще всего становится объектом, на который выплескивают свои негативные эмоции родители. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Кроме того многие родители используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость в отношении своих детей при их малейшем неповиновении. Следует помнить, что жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, иначе ведут себя.

Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения и не страдал от негативных последствий. Ведь он ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет и создал вам дополнительные трудности, ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.

Ваш ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создать условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать - в силу особенностей возраста или характера.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И, конечно же, сохранять оптимизм.

Уважаемые родители, наша первая встреча по изучению прав ребенка подходит к концу, но мы еще не раз будем говорить о них. Ведь только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, только соблюдая права и достоинства маленького человека, мы вырастим полноценно развитую личность. А это залог благополучия будущего России и всего мира.

Нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, педагогами во многом

определяет душевный настрой ребенка на будущее.

Проблемы внутрисемейных отношений:

1.Неумение родителей контролировать свои эмоции

(негативные) при общении с ребенком – 29,1%

2.Ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учета советов и рекомендаций 45,8%

4.Гиперопека как следствие тревожности родителей – 66,6%

Памятка для родителей по защите прав

и достоинства ребенка в семье

1. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его.

2. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.

3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

4. Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.

5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

6. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.

8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать, - не наказывайте.

9. За один раз может быть одно наказание. Наказан - прощен.

10. Ребенок не должен бояться наказания.

11. Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания - сообщайте ему об этом.

12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.

13. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

14. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.

Любите своего ребенка!

Родительское собрание на тему:

« »

Цель : правовое просвещение детей и родителей, знакомство с основными правами и обязанностями ребенка.

Ход собрания:

1. Учитель знакомит родителей с темой собрания.

Добрый день уважаемые родители, гости, дети.

Ф.М.Достоевский писал: счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка. Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой абсолютно - нравственной мыслью. В нашей стране проблема детства почти всегда стояла особенно остро.

Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергаются ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей. 348 тысяч семей состоят на учете ПДН. Это ещё раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребёнка.

Тема нашего собрания, которое мы проводим с участием детей «Права ребёнка-обязанности родителей ».

"Воспитание родителей" - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ, телевидение - 30%, школа - 10%, улица -10%.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Ведь надо знать ответы на Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переворотов и, к сожалению, в битвах и войнах.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны, как родителей, так и государства.

Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. В 1990 году она была ратифицирована Россией и вступила в силу 1 октября 1990 года.

Конвенция международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

“Конвенция о правах ребенка” имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.

В нем государства рассматривают детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права.

Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его “в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности”.

Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для государств, в разработке собственных программ в отношении детей. В 1994 году в России была разработана федеральная президентская программа “Дети России”, в состав которой входят целевые программы “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Планирование семьи”, “Одаренные дети”.

Конвенция предоставляет ребенку боль­шие права. Но Конвенция – это

не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться

в вашем жизненном пути.

Дух Конвенции о правах ребенка можно выразить так:

«Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем,

любви к нему».

2. Выступление учащихся.

1ученик: Сегодня мы расскажем Вам о некоторых правах ребенка.

2ученик: Ребенком является каждое человеческое существо до достижения

18-летнего возраста, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.

1ученик: Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

Чтец 1 . Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают -

Чтец 2: Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

Чтец 3 : Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь всегда, ребята.

Чтец 4. Папа, мама, ты и я -

Называемся «семья».

И для нас Семейный Кодекс

Выпускается, друзья!

Чтец 5: Есть еще такое право

помнить думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь, подарить.

Чтец 6: Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно,

Есть у нас такой закон.

Чтец 7: Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Чтец 8: Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

Чтец 9: Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

Чтец 10 : Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать.

Чтец 11: Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным - все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.

3.Учитель:

Актуальность проблемы прав ребёнка сегодня не вызывает сомнений.

Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдения отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, как это происходит в сценке, которую предлагаем вашему вниманию.

(сценка - показывают дети)

ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!

Товарищи взрослые! Вы в ответе

За все, что сделали ваши дети.

Дело было вечером.

Делать было нечего.

А у нас в квартире газ.

А у нас водопровод.

А у нас сегодня папа

Пришел домой навеселе.

Кошку выбросил в окошко,

Вместо кошки стало две.

А мой папа, между прочим,

Не ночует дома ночью.

А мой папа-бегемот.

Его мама так зовет.

Бегемотом удивил,

Да я у папы - крокодил.

Брат - осел, сестра-свинья.

Зоопарк, а не семья.

А у нас соседка Нюра - дура,

У нее извилин мало.

Это мама так сказала.

А у нас сосед соседа

Бил вчера велосипедом.

Велосипедом - ерунда,

Вот мотоциклом - это, Да!

Ах, ты драться? Получи!

Где тут были кирпичи?

Петя Вову колотил,

Вова Петю укусил.

Два забора поломали,

Две рубахи изодрали,

Час каталися в пыли,

А потом домой пошли.

Папа с мамой от ужаса белые:

«Что с ребенком улица сделала».

А ведь улица - дело пятое,

Ведь не улица виноватая!

Товарищи взрослые! Вы в ответе

За все, что делают ваши дети

Учитель: Я думаю, уважаемые взрослые, вы согласитесь, что подобные ситуации встречаются довольно часто в жизни.

4 Литературно-правовая викторина.

Учитель : Наши дети имеют много прав. Я предлагаю провести литературно-пр

Вам будут предложены ситуации, в которых нарушаются права литературных героев. Используя статьи «Конвенции о правах ребенка», вы должны подготовить и дать четкий, грамотный ответ на поставленный вопрос.

1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»

(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3 ситуация: Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ответ: Статью 16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”.)

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

Учитель: Молодцы ребята! Но соблюдение ваших прав зависит не только от взрослых. Необходимо помнить, что рядом с вами живут ровесники, обладающие точно такими же правами. Права одного человека не должны ущемлять права другого. И надо помнить, что не только вы нуждаетесь в заботе. Ваша помощь и внимание иногда просто необходимы взрослым. Особенно вашим родителям.

5 часть: «Дискуссия »

А теперь, уважаемые родители, предлагаю вам поработать в группах.

Вам будут предложены ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Используя «Конвенцию о правах ребенка», вам нужно составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка. Или подискуссировать на затронутую тему, а может он все-таки был прав, в том, что требовал?

Ситуация 1

Мать: Сколько раз тебе говорить - после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын: Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Вопрос : О чем нужно знать родителям, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном и сыну?

(Ответ: ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в доме!), и является нарушением общественного порядка)

Ситуация 2

Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная.

Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме беспорядок!

Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования

Вопрос: Как вы разрешите подобную ситуацию.

(Ответ: Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей)

Ситуация 3

Ученик: Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем мне она, если я шофером буду? Да и придираетесь вы к нам, двойки часто ставите. Пусть нам другого учителя дадут, посправедливее.

Учитель: Как ты смеешь Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал. Меня за двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить.

- Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Кто прав, кто виноват в этой ситуации? Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?

(Ответ: закон на стороне Марьи Ивановны. В соответствии со статьей 13 учащийся имеет право высказывать свои претензии, но это необходимо сделать так, чтобы не пострадала репутация других людей)

Конечно, уважаемые родители, каждый, по своему, вы правы. У каждого ребенка есть права, записанные в конвенции, но не забывайте напоминать детям, что не нельзя нарушать права других людей, требуя выполнения своих.

Права ребёнка-обязанности родителей!

7.Анализ анкеты для детей

1.Ощущаете ли вы дома:

а) эмоциональное насилие (враждебное или безразличное отношение);

б) физическое насилие (избиение, сексуальное домогательство);

в) психологическое давление (унижения, оскорбления);

(приложение 2)

2.Обеспечивают ли вам дома материальный уровень, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития?

100% - да

3. Созданы ли вам условия жизни, гарантирующие охрану и укрепление здоровья?

100% - да

4.Какие твои права больше всего ущемляются в семье?

(приложение 3)

Учитель: Причину, по которой дети назвали, именно эти права, я вижу в том, что наши дети вступили в период, который принято называть - подростковый. Подростковый возраст - важный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Нашим детям хочется больше самостоятельности, свободы.

9. Учитель . Стихотворение «Для вас, родители».

Если ребенка лишь критиковать,

Он научится все отрицать!

Если он видит вокруг лишь врагов,

Будет драться вечно готов.

Если все время над ним издеваться,

Будет собственной тени стесняться.

Если взрослых поступки постыдные,

За себя постоянно ему будет стыдно!

Но если взрослые проявляют терпение,

Будет и он терпелив без сомнения!

Если поддержка его окружает,

В себе он уверенность приобретает.

Щедро хвалите его и тогда

Будет он жизнью доволен всегда!

Будьте к нему справедливы, люди,

И справедливым ребенок Ваш будет!

Любите его таким, каков он есть,

Ему не нужны заигрывания и лесть,

И он, как это свойственно детям,

Любовью горячей на это ответит.

Дороти Ло Нолте

Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.

10 .Дети поют песню « Не отнимайте солнце у детей».

11. Заключение.

Учитель:

В заключении, я предлагаю вам определить:

Полезность нашего собрания;

Актуальность обсуждаемых ситуаций;

Атмосферу встречи.

Если вам наша встреча понравилась – поднимите улыбающийся смайлик.

Если затронутая тема оставила вас равнодушными – смайлик с равнодушным лицом

Если наше собрание вам не понравилось – смайлик с недовольным лицом.

Спасибо за работу. Здоровья, удачи вам и вашим детям.

Родительское собрание на тему

«Права ребёнка»

Цель. Правовое просвещение родителей.

Задачи.

    Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами, призванными защищать права детей.

    Провести профилактику и коррекцию асоциального поведения отдельных родителей.

    Повысить сплочённость группы родителей.

Материалы и оборудование: листы бумаги, карандаши на каждом столе, памятки «Пять видов психологического насилия», «Семь правил для всех», видеоаппаратура и видеофильм с участием детей на тему поощрений и наказаний, выставка детских рисунков по теме «Право на любовь», информационная выставка на тему собрания.

Предварительная работа. Анкетирование родителей, направленное на выявление проблем, связанных с воспитанием детей в семьях, съёмка видеофильма с участием детей на тему поощрений и наказаний, рисование детьми рисунков на тему «Право на любовь».

Ход собрания.

Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребёнка. Сегодня мы попробуем встать на место наших ребятишек, обсудим некоторые проблемные ситуации, поговорим об основных методах воспитательного воздействия. Вашему вниманию предлагаются выставка детских рисунков и информационная выставка. А сейчас мы совершим краткий экскурс в историю возникновения проблемы защиты прав и достоинств ребёнка.

Историческая справка

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.

С наступлением ХХ! века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

По необходимости разработки мер по охране прав ребёнка был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка.

В настоящее время права и достоинство ребёнка нашей страны защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

    Декларация прав ребёнка (1959).

    Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребёнка.

    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

    Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

    Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав».

    Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.

    Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства.

    Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» .

Учитель. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Барто:

Нет, уйду я насовсем!

А то я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Пруд заброшенный найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу с лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром в перелеске.

Только я же – футболист,

А играть-то не с кем!

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

Родителям задаются следующие вопросы:

    Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?

    Что могло случиться, почему он решил жить в лесу один?

    Бывает ли у вас такое желание и настроение?

    Почему оно у вас появляется? Какая тому причина?

Детско-родительские отношения в современных семьях

По данным статистики, практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных.

Затянувшийся экономический кризис привёл к тому, что большинство российских семей попали в разряд необеспеченных или нищих. По последним данным наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей, в 30 регионах России впервые после Великой Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растёт число детей, рождённых вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

Всё это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплёскивают на тех, «кто под руку попадётся», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребёнок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребёнка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребёнка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребёнка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т.д.

Нелюбовь, неприязнь родителей к ребёнку вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.

Интересно отметить расхождения в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчёт, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные – физические наказания и ругань.

Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребёнок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребёнка.

Воспитатель проводит анализ результатов предварительного анкетирования.

Виды и последствия насилия над ребёнком

Необходимо помнить, что любое насилие над ребёнком и его личностью приводит к нарушению его физического и психического здоровья.

Различают четыре вида насилия над детьми.

Физическое насилие, когда остаются следы от побоев, ремня, травмы. Дети, к которым применяется физическое насилие, плохо питаются, медленно растут, слабы физически.

Психологическое насилие, когда детей словесно уничтожают, игнорируют, изолируют, угрожают им, лгут. Такие дети агрессивны, плохо спят, страдают энурезом, не умеют контактировать со сверстниками. Различают пять видов только психологического насилия (родителям раздаются памятки «Пять видов психологического насилия»).

Сексуальное насилие. Дети, пережившие сексуальное насилие, более подвержены нервно-психическим расстройствам. Они всего боятся, замкнуты, слабо учатся, плохо общаются со сверстниками, выбирают сексуальные игры.

И, наконец, существует просто моральная жестокость, проявляющаяся по отношению к детям, когда взрослые пренебрегают основными нуждами ребёнка. Сюда можно отнести недопустимые формы наказания «естественными последствиями», когда ребёнок лишается еды, прогулки, общения со сверстниками.

Исследователями установлено, что насилие чаще используют те родители, которые сами страдали в детстве. Также установлено, что у подростков, страдающих неврастенией, основной причиной явилось нарушение внутрисемейных отношений в дошкольном детстве. Родители, не зная как себя вести в трудных ситуациях, прибегали к телесным наказаниям, запугиваниям, чрезмерной строгости.

Наказание как метод воспитательного воздействия

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие.

85% родителей справедливо считают, что ударить ребёнка – означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% - используют ремень как способ наказания

Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлёпающая своего ребёнка со словами: «Драться нехорошо!» вряд ли малыш поймёт, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать ещё и потому, что обычно после них ребёнок начинает вести себя хорошо только в присутствии того, кто наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребёнке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.

Ещё один вид наказания – речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведёт лишь к тому, что ребёнок будет использовать эту модель со сверстниками.

Весьма распространённой формой наказания являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребёнка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребёнка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нём заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять её нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

Довольно распространённым в семье является наказание естественными последствиями, состоящие в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.д.). такой метод может привести к успеху, если только ребёнок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Применяя наказание «естественными последствиями» нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

Но, наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Известный российский психолог Владимир, Леви написал «Семь правил для всех» (родителям раздаются одноимённые памятки, воспитатель зачитывает краткие тезисы правил).

Наказания и поощрения – основные методы воспитания в семье

Чтобы подкрепить желательное поведение ребёнка, родители используют поощрения. И наоборот, чтобы прервать его нежелательное поведение, используют наказания.

Воспитатель предлагает родителям подумать и составить список используемых ими поощрений и наказаний. Можно ранжировать предложенные родителями варианты ответов по частоте использования того или иного поощрения или наказания, по эффективности.

После озвучивания и обсуждения списков, составленных родителями, воспитатель предлагает просмотреть видеофильм с участием детей «самое страшное наказание и самое желанное поощрение». Можно сравнить ответы взрослых и ответы детей на один и тот же вопрос.

«Каждый ребёнок обладает правами»,– сказано в Конвенции ООН. Одно из них – это право на любовь и заботу.

Учитель предлагает родителям посмотреть выставку детских рисунков на тему «Право на любовь».

Обсуждение проблемных ситуаций

Учитель предлагает родителям отметить те вопросы, на которые предстоит им ответить в ходе обсуждения:

- нарушает ли эта ситуация права вашего ребёнка прямо или косвенно;

- кто виноват в нарушении прав вашего ребёнка: заведующий, методист, воспитатели группы, родители вашей группы;

- каким образом можно разрешить ситуацию, чтобы она не затрагивала интересы вашего ребёнка.

    В группу пришёл новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу же заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.

    Ребёнка привели в первый раз после болезни без справки от врача. Воспитатель его принимает, поддавшись на уговоры.

    Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулках ограничивал активность вашего ребёнка в тех случаях, когда это связано с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорировал вашу просьбу.

    В детском саду вашего ребёнка посвятили в тайну своего появления на свет. Это его сильно взволновало. Он стал одолевать вас вопросами, стал не в меру любопытен в вопросах ваших взаимоотношений со спутником жизни.

    Родитель, забирая вечером ребёнка из детского сада, не заходит на территорию и не разговаривает с воспитателем. Игнорирует приветствия и другие знаки вежливого отношения.

Нашу сегодняшнюю встречу хотелось бы завершить на поэтической нотке:

Алла Баркан, «Практическая психология для родителей,

или Как научиться понимать своего ребёнка»,

Болтушечка и хохотушечка…

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Любая капелька твоих веснушек

Дороже мне всех праздничных нарядов.

Когда ты плачешь замирает сердце.

Смеёшься – я счастливее счастливых…

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Пока ты рядом, все твои невзгоды

Я заберу себе

И постараюсь, чтоб дул тебе

Только попутный ветер…

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Прости меня за все твои обиды,

За то, что свою долю материнства

Я, может быть, несу совсем не так.

Ты – солнышко моё!

И знай об этом.

Тебе необходимо это знать.

Мой милый капризуля и курносик,

Проказник, шалунишка, баловник,

Болтушечка и хохотушечка…

Моё земное божество…

«Да святится имя твоё».

Приложение

1. Анкета

Уважаемые родители! Вам предлагается ответить на вопросы анонимной анкеты. Данное исследование проводится для определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.

    Считаете ли Вы, что родители должны иметь специальные навыки в воспитании детей?

Да Нет

    Удовлетворены ли воспитанием, данным Вам родителями?

Да Нет Не совсем

    Хотели бы Вы воспитывать своих детей так, как воспитывали Вас?

Да Нет

    Какой метод воспитания Вы применяете?

Только поощрение

Частое порицание

«Метод кнута и пряника»

    Допускаете ли Вы применение физического наказания (шлёпнуть, встряхнуть)?

Да Нет

    Вы считаете метод физического наказания

*перспективным?

Да Нет

*эффективным?

Да Нет

Спасибо за сотрудничество!

2. «Наказывая, подумай: зачем?» семь правил для всех (Владимир Леви).

    Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

    Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».

    За один раз - одно. Не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

    Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

    Наказан – прощён.

    Наказание без унижения.

    Ребёнок не должен бояться наказания.

3. Пять видов психологического насилия:

1. Игнорирование – отказ ребёнку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности.

2. Отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичные унижения, подчёркивание недостатков.

3. Угрозы, запугивание.

4. Изолирование – установление ограничения контактов со значимыми для ребёнка людьми – бабушкой, отцом.

5. Развращение – поощрение саморазрушаегося поведения, употребление алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.

ТАТЬЯНА ФООС
Родительское собрание на тему: «Охрана прав и достоинств ребенка»

Родительское собрание

Тема : «Охрана прав и достоинств ребенка »

(по материалам «Декларации прав ребенка » )

Задачи :

Формировать у родителей представления о правах ребенка ;

Развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность принимать точку зрения собеседника) ;

Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Материал : видеоролики из жизни детей группы (право на отдых , право на образование , право на неприкосновенность жилища); книга, «Мои права и обязанности » , изготовленная детьми группы; выставка рисунков «Моя семья» ; педагогические ситуации, выставка документов по защите прав детей : Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка , Семейный кодекс и др. ; тест «Какой вы родитель , тест «Я и мой ребенок » ; памятка родителям «Права и обязанности родителей » .

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители !

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель , обязан знать свои собственные права , права своих детей , уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей . Каждый ребенок на свете имеет право на детство . Это право защищено международными правовыми актами . Если ребенок сыт и здоров , получает необходимое лечение и любовь близких и ценит все это, он никогда не станет смеяться над ребенком -инвалидом или пожилым человеком. Зная, что такое жестокое обращение и то, что это недопустимо, малыш никогда сам не будет жесток к людям, животным и природе.

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития.

Насколько вы осведомлены в области правовых знаний , мы с вами сейчас и увидим. С помощью сказок вспомним права человека .

Вопросы :

Какое правило нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ? (право на жизнь )

Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (он был не похож на других)

Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик» (правом на бесплатное образование)

Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей)

Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна-Лягушка» ? (вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

Какое право нарушила злая волшебница, когда украла малолетнего принца, прогневавшись на его отца? (право жить со своими родителями )

Вспомните сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» . На какое право посягнула царица , приказав Чернавке извести царевну и бросить ее в лесу? (личная неприкосновенность, жизнь и свобода) .

Просмотр видеоролика инсценировки детьми сказки «Заюшкина избушка» ? (право на неприкосновенность жилища)

Просмотр видеороликов о права детей в группе (дети играют : право на отдых , играю с кем хочу и во что хочу, право индивидуальности ).

Посмотрим, что же знают наши дети о своих правах обязанностях .

Презентация книги «Мои права и обязанности » , изготовленная детьми.

Просмотр видеоролика беседы с детьми по правам и обязанностям .

Жизнь маленького ребенка начинается с детства, и еще в древние времена люди понимали это. Как же помочь ребенку ? Как ему защитить себя, отстоять свое собственное мнение? Какие правовые документы по правам детей вы знаете ?

Вопросы :

Как называется основной документ по правам ребенка , принятый 44 сессией Генеральной ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка )

В каком возрасте человек считается ребенком , по мнению ООН? (0 – 18 лет)

На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка ? (на родителей )

Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей ? правом , и обязанностью)

Решение педагогических ситуаций :

Ситуация 1.

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг . Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться , кто здесь не прав .

Ситуация 2.

Петя бегал по группе во время занятия. На замечание воспитателя ответил : “ Ну и что? Я имею право на свободу перемещения. ”

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться , кто здесь не прав .

Ситуация 3.

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей.

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться , кто здесь не прав .

Ситуация 4.

В нашем кинотеатре идут фильмы о любви, а детям до 16 лет смотреть нельзя.

Нарушаются ли права ребенка на получение информации?

Каждый родитель желает своему ребенку блага и счастья , но не каждый знает, как это сделать. И, конечно, невозможен процесс воспитания вообще без наказаний, применяемым к своим детям.

Написать наказания, которые вы применяете к своим детям.

Для правильного воспитания детей важно знать, какие формы наказаний существуют :

а) физическое применяется часто тогда, когда сами родители слабо контролируют свое поведение;

б) речевая агрессия (ругань, оскорбления) – тоже мало эффективна и обычно ведет к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками;

в) сепарационные наказания, то есть лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним, то есть ребенка лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться.

Это чрезвычайно сильно действующая форма и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

г) Наказание естественными последствиями, состоящие в лишении ребенка за провинность чего-нибудь приятного (сладостей , новых игрушек, прогулок и т. д.) . Такой метод может принести успех, если только ребенок считает ограничение справедливым , если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события . Применяя это наказание, нельзя лишать ребенка того , что необходимо для его полноценного развития.

Чтобы подкрепить желаемое поведение ребенка , вы, родители , часто используете поощрения. Напишите их

Как правило , мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем. Объятья, похвала, улыбка – в отличие от десятой ненужной куклы или машины – не приведут к избалованности, а только подтвердят любовь и укрепят доверительные отношения. А баловство начинается там, где взрослые не могут сказать «нет» , наказать ребенка за проступки , и потакают всем его просьбам в ущерб своим потребностям.

Занимаясь воспитанием детей, нас порой мучают сомнения : не слишком ли мы строги, а может, наоборот, чересчур мягки и позволяем садиться себе на шею. Вот бы кто-нибудь объективно посмотрел со стороны. Наш тест выступит в роли независимого эксперта.

Тест «Какой Вы родитель

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос : «Какой Вы родитель Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы и фразы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста

Не знаю, что бы я без тебя делал (а)

И в кого ты такой уродился !

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну на кого ты похож (а?

Я в твои годы.

Ты моя опора и помощник (ца)

Ну что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь!

Какая (какой) ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька?

У всех дети, как дети, а ты….

Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая!

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу . Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком , непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка .

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком , его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.

«Ребенок – зеркало семьи ;

как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский

И закончить нашу сегодняшнюю встречу я хочу высказыванием С. Соловейчика : «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне : «Мне послан ребенок ; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, сегодняшний, и поэтому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка , охраняю его детство , понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не унижаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым возвышаюсь в духе своем»».

Тест для родителей «Я и мой ребенок »

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима . Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях , поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы Ответы

Можете ли Вы? Могу и всегда так поступаю Могу, но не всегда так поступаю Не

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком ? А Б В

2. Посоветоваться с ребенком , невзирая на его возраст? А Б В

3. Признаться ребенку в ошибке , совершенной по отношению к нему? А Б В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты ? А Б В

6. Поставить себя на место ребенка ? А Б В

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц? А Б В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? А Б В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка ? А Б В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В

11. Выделить ребенку один день , когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? Б В А

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил , грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка ? А Б В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? А Б В

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - в 2 очка.

Ответ «В» - в 1 очко.

30 - 39 очков

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспиания и постоянной линии поведения.

Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

16 - 30 очков

Сумма от 16 до 30 очков : забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно . Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка .

Менее 16 очков

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка . Вам недостает либо знания , как сделать ребенка личностью , либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.

Памятка для родителей

ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.

2. На прием детей в ДОУ в соответствии с договора ДОУ.

3. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса.

4. На перевод ребенка , в другое ДОУ.

5. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с воспитателем группы или администрацией ДОУ и обращаться к уполномоченному по правам

6. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями.

7. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний , а также на получение информации о своем ребенке , если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку .

8. Требовать соблюдения прав ребенка .

9. На полную информацию об образовательно-воспитательном процессе в ДОУ.

10. Высказывать обоснованную критику в адрес ДОУ на родительских собраниях , а также при встрече с заведующим ДОУ в корректной форме.

11. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с заведующим ДОУ.

12. В случае конфликта между родителем и воспитателем , между воспитателем и ребенком , а также между детьми на перевод ребенка с согласия администрации в другую группу.

13. Оказывать материальную помощь образовательному учреждению, предусмотренным договором с ДОУ об использовании средств.

14. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение , оскорбление, эксплуатацию.

2. Обеспечивать детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом образовательном учреждении.

3. Следить за внешним видом, поведением своих детей.

4. Интересоваться успехами и неудачами своих детей.

5. Выполнять Договор, заключенный с образовательным учреждением.

6. Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и т. д.) .

7. Регулярно посещать родительские собрания ,

8. Соблюдать режим ДОУ

9. В случае причиненного ущерба имуществу ДОУ родители обязаны возместить его.

10. Своевременная оплата за содержание ребенка в детском саду .

Родительские собрания в детском саду

Конспект родительского собрания-диспута
по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей»

Долганова Елена Владимировна, воспитатель 1 квал.категории
д/с №1 п.Новозавидовский Конаковский р-н Тверская область

Подготовка:

  1. Изучение с педагогами Конвенции о правах ребенка (семинар) .
  2. Анкетирование родителей. Цель: выявление социально-педагогических условий воспитания в семье.
  3. Наблюдения, беседы, тестирование детей. Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.
  4. Оформление наглядной агитации в группах по Конвенции о правах ребенка.
  5. Подбор материалов к толкованию и иллюстрированию статей №№ 13, 14, 18, 19 Конвенции о правах ребенка.
  6. Подготовка информационного листка по содержанию собрания.
  7. Составление сценария собрания.

Организация:

  1. Пригласить родителей на собрание.
  2. Подготовить карандаши и бумагу для проведения теста.
  3. Подготовить зал: стулья, столы, вешалки.
  4. Расстановка мебели.

Ход родительского собрания.

Вступительные слова заведующей детского сада И. Ю. Масленниковой. Разговор пойдет в форме диспута по Конвенции о правах ребенка.

Вопрос: Кто из Вас знает о существовании Конвенции о правах ребенка? Краткая справка: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. (Не нужно путать с правовым документом о правах человека) .

Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства - члены ООН - ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое не присоединилось бы к данной Конвенции.

Вопрос: А как Вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?

Вопрос: Как Вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте? Ответы родителей.

Вопрос: Кто знаком с содержанием Конвенции о правах ребенка?

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.

Ведущий: Наша встреча идет под девизом «Защитим наших детей от. ..». Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.

Воспитатель средней группы: В нашей жизни встречаются разные ситуации. Они иллюстрируют наши взаимоотношения с детьми. Каковы они? Вот одна из ситуаций: «Анечка ест сухарик. Ей нравится, и она ест с удовольствием. Бабушка предлагает внучке апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!». - «Бабуля, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает девочка. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!». «А я не буду, - протестует внучка, - не хочу».

Вопрос: А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них? Ответы родителей.

Воспитатель средней группы: А вот еще одна очень часто повторяющаяся ситуация: например, Ваша дочка утром хочет надеть свое любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у нее будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт.

Вопрос: Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию? Ответы родителей.

Вывод: Из самых лучших побуждений взрослые, порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не согласны. Ребенок обязательно должен понять, что от него хотят и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение. (Статья 13.) . А государства-участники уважают это право каждого ребенка. (Статья 14.) .

Ведущий: Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия: физического, психологического, оскорбления, .. .

Это насилие и агрессия не всегда откровенны, они могут быть завуалированы. «Даша, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!. .. и т. д. и т. п.

Ответы родителей.

Вывод: Психологическое давление, оскорбление, унижение ребенка наносит ему еще больший вред, чем физическое наказание, это тоже унижение и оскорбление. Конвенция о правах ребенка трактует, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов. .. (Статья 18.) .

В предложенных Вашему вниманию ситуациях явно выражены гиперопека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых. Очень часто дети подвергаются и визуально - эмоциональной агрессии со стороны взрослых. «Две фотографии» Показываю родителям фотографии 2-х детей, проявляющих противоположные эмоциональные состояния: гнев и радость.

Вопрос: Какой ребенок вызывает у Вас положительный отклик? Как Вы считаете, когда взрослый находится в раздраженном состоянии, какая реакция может возникнуть у ребенка?

Ответы родителей.

Ведущий: Все мы любим своих детей, хотя понимание этого у всех различно. Мы предлагаем Вам тест «Цветок». С помощью этого теста Вы сами сможете оценить свое отношение к ребенку. Родителям предлагается нарисовать в центре кружок, в который надо вписать имя ребенка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, соответствующее качеству, присущему ребенку. Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка.

Вопросы: Посчитайте, сколько положительных и отрицательных качеств Вы написали. Каких больше? Выделите наиболее точное для Вашего ребенка. Почему Вы так считаете?

Ведущий: Мы вели разговор о статьях Конвенции, в которых говорится о правах ребенка. Но есть в ней статьи, посвященные родителям. Прежде чем мы познакомимся с их содержанием, проанализируем поведение родителей в некоторых жизненных ситуациях.

Воспитатель старшей группы: На родительском собрании группы выступал папа одного мальчика. Он заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Он сказал, что ничего не понимает в педагогике, да и времени на воспитание сына у него нет.

Вопрос: А как Вы думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, папа или мама, а может быть, детский сад?

Ответы родителей.

Воспитатель средней группы: А вот еще пример из жизни: родители Саши повздорили на тему «какой водой умываться ребенку». Мама настаивала на теплой воде для умывания, т. к. , по ее мнению девочка слабенькая, быстро простужается. А папа пытался убедить маму, что нужно умываться холодной водой, не нежить ребенка, а постепенно закалять, чтобы Саша не болела. В конце разговора девочка заявила, что будет делать так, как сказала мама. Папа как всегда разговор на этом закончил и вышел из ванной комнаты.

Вопросы: Кто из родителей прав? Почему отец не проявил свои знания раньше?

Ответы родителей.

Ведущий: Когда между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы. Родители же соревнуются в перетягивании детей на свою сторону, не останавливаются ни перед чем. Здесь неизбежны ложь, увертки, взаимные обвинения. Ребенок может настроиться против кого-то из родителей, а это оставит неизгладимый след в душе и отрицательно повлияет на его характер. Он поймет, что может добиться своего, играя чувствами других людей.

Вопрос: Если возникает ситуация развода? Кто встает на защиту прав ребенка? Ответы родителей.

Ведущий: В Конвенции о правах ребенка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка. «Государства-участники предпринимают все возможные усилия, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы». (Статья 18.) .

Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, годы учебы во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее.

Прежде чем встретиться с Вами, уважаемые родители, мы провели диагностику внутрисемейных отношений, изучали эмоциональный микроклимат в семьях, стили Вашего общения с детьми. О результатах этой исследовательской работы Вы можете узнать у воспитателя.

В целом были выявлены следующие проблемы:

  • неумение родителей контролировать свои эмоции (негативные) при общении с ребенком - 29, 1%
  • ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учетов советов и рекомендаций - 45, 8%
  • авторитарность в воспитании - 33, 3%
  • гиперопека как следствие тревожности родителей - 66, 6%

Ведущий: Этой встречей с Вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей.

Мы надеемся на Ваше активное участие в этой работе и на серьезное отношение ко всем нашим просьбам и заданиям. Очень хотелось бы знать Ваше мнение о нашей встрече и о всей работе, которая будет проводиться в группах и в детском саду.