Прокурорский надзор и его роль в трудовых отношениях. Что проверяет прокуратура Что проверяет прокуратура по трудовому законодательству

студент факультета магистерской подготовки Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Аннотация:

В статье автором рассматриваются актуальные вопросы надзорной деятельности прокуроров, касающиеся защиты граждан в трудовой сфере. Современное законодательство, регулирующее деятельность органов прокуратуры, не содержит точной формулировки предмета данного вида надзора, поэтому на основе анализа действующих нормативных правовых актов и мнения советских и современных ученых предпринимается попытка его определить. Нарушение трудовых прав работников является довольно распространенной ситуацией. Особенно это касается сферы оплаты труда. В связи с чем уделено внимание средствам прокурорского реагирования на выявленные нарушения трудового законодательства. Также на основе комплексного анализа предложены основные пути повышения эффективности данного вида надзора и способы совершенствования действующего правового регулирования.

Ключевые слова:

прокурорский надзор, защита трудовых прав, предмет надзора, нарушение трудового законодательства, средства прокурорского реагирования, ответственность, Россия, РФ.

Конституция Российской Федерации закрепляет в ст. 37 основные права, которыми наделен человек в сфере трудовых правоотношений . Это исходные положения являются основой для правового регулирования труда . Реализация закрепленных трудовых прав дает каждому возможность удовлетворить потребность, направленную на создание материальных предпосылок в целях нормального существования, поэтому их обеспечение и защита является необходимым условием социально-экономического прогресса.

В п. 52 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения благоприятных условий для качества труда и его достойной оплаты . Откуда следует, что вместе с постоянным совершенствованием трудового законодательства неизменна актуальность защиты трудовых прав граждан и посредством различных государственных структур, в том числе прокуратурой. Федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор во взаимодействии с прокуратурой . Надзор за исполнением законодательства, закрепляющего основные права граждан в области труда, – важная составляющая прокурорского надзора. В своей деятельности прокуроры руководствуются приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 (далее – Приказ № 195), в п. 7.1 которого им предложено делать акцент, направленный на защиту конституционных трудовых прав граждан .

Изучение сущности рассматриваемого надзора за соблюдением трудовых прав граждан невозможно без усвоения предмета надзорной деятельности. В течение длительного времени последнее исследовалось советскими учеными-юристами. По мнению Сабельфельд Т.Ю., каждый из авторов был прав в той или иной мере с учетом политических запросов и реалий прокурорского надзора советского времени . Полученные выводы привели к уточнению рассматриваемого понятия на современном этапе развития общественных отношений. Ведь исторический метод познания позволяет определить уровни развития изучаемого явления, сопоставить его изменения и обусловить тенденции дальнейшего развития.

К примеру, с точки зрения Гаврилова В.В., предмет надзорной деятельности составляют:

  1. исполнение законов – нормативно-правовые акты, издаваемые поднадзорными прокуратуре объектами должны соответствовать положениям Конституции, законодательных и правовых актов;
  2. соблюдение законов гражданами;
  3. принятие ряда мер, способствующих предупреждению нарушений и установлению режима законности .

Обратим к опыту стран СНГ на примере Казахстана, где надзорная деятельность, направленная на соблюдение закрепленных в Конституции прав граждан в трудовой деятельности, также приоритетное направление осуществляемое прокуратурой Республики Казахстан. Задачи надзора закреплены здесь в ст. 28 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре» . В Законе о прокуратуре России задачи надзора не закреплены. Указанные же в Законе Республики Казахстан «О Прокуратуре» задачи в российском законодательстве отнесены к предмету надзора за исполнением законов . В Казахстане устанавливается предмет надзора по его отраслям: за законностью оперативно-розыскной деятельности; за следственной деятельностью и дознанием; за осуществлением исполнительного производства.

Все же большая часть современных исследователей выводит предмет надзора на основе ст. 21 Закона о прокуратуре России, закрепляющей предмет прокурорского надзора за исполнением законов. Галузо В.Н. определяет предмет надзора как наличие следующих взаимосвязанных частей:

  1. исполнение совокупности действующих законов поднадзорными объектами, выполняющими административные и распорядительные функции;
  2. соответствие нормативных правовых актов органов и их должностных, осуществляющих административную и распорядительную деятельность, действующим законам .

Однако не следует забывать о том, что надзор органов прокуратуры, касающийся защиты трудовых прав, является одной из частей надзора, обеспечивающего соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Предмет второго определен в ст. 26 Закона о прокуратуре. Это подчеркивает правозащитную функцию прокуратуры. Анализируя мнения ученых советского и современного периодов и Закон о прокуратуре, на наш взгляд содержание предмета надзора необходимо представить как единство трех составляющих, а именно:

  1. соблюдение конституционных положений, исполнение норм федерального и регионального законодательства, касающихся трудовой сферы, объектами прокурорского надзора, перечисленными в ст. 21 и ст. 26 Закона о прокуратуре;
  2. соответствие правовых актов, издаваемых в сфере труда, Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам, имеющим непосредственное отношение к регулированию трудовой деятельности граждан;
  3. соблюдение поднадзорными объектами прав и свобод человека и гражданина в области трудовых правоотношений.

Кроме того, следует учитывать, что из анализа ТК РФ (ст. 353, ст. 365) Рострудинспекция осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих трудовые правоотношения, во взаимодействии с прокуратурой Российской Федерации, т.е. пределы этой деятельности в рассматриваемой сфере по кругу правовых актов, исполнение которых проверяется прокурорами, значительно шире, чем в Законе о прокуратуре . Следовательно, проведение прокурорских проверок не должно быть ориентировано исключительно лишь на проверку норм, закрепленных ТК РФ. Такой же тщательной проверке должно подвергаться и исполнение положений сопутствующих подзаконных нормативных правовых актов, изданных во исполнение норм указанного кодекса, конкретизирующих отдельные его положения и механизмы их исполнения.

В дополнение в связи активным развитием малого бизнеса и предпринимательства в экономическом секторе России в настоящее время, актуально рассматривать среди объектов приведенного надзора физических лиц – индивидуальных предпринимателей. На данном основании предлагается дополнить ст. 21 и ст. 26 Закона о прокуратуре путем включения индивидуальных предпринимателей в число поднадзорных объектов.

Приказом № 195 (п. 7.2) прокурорам в ходе проверок исполнения трудового законодательства поручено анализировать данные о выполнении работодателями обязанности по обеспечению условий труда, отвечающих требованиям безопасности для работников, и о своевременности выплаты заработной платы, которая должна устанавливаться на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, закрепленного государством. Особое внимание должно уделяться организациям-должникам, проходящим процедуру банкротства. В то же время предписывается обращать внимание на повышение мер, устанавливающих ответственность руководителей предприятий за нарушение трудовых прав работников, поэтому, говоря о надзоре за соблюдением прав граждан в трудовой сфере как неотъемлемой составляющей деятельности органов прокуратуры, необходимо обратить внимание специфику правовых средств прокурорского реагирования, направленных на устранение правонарушений в сфере трудовых правоотношений.

Обращения граждан и организаций в прокуратуру по поводу нарушения трудовых прав выступают в качестве наиболее распространенного источника информации о фактах нарушения закона. Наряду с этим прокурор не ограничен рамками поступившей информации. Он может проверить соблюдение законов не только в отношении лица, обратившегося с заявлением, поскольку имевшие место нарушения могут иметь систематических характер и допускаться в отношении всего персонала организации. Особенно это касается нарушений, связанных с правом работников на вознаграждение за труд. Как считает Князева Н.А., совместное рассмотрение однородных споров, затрагивающих интересы значительного числа работников, могло бы поспособствовать достижению социального эффекта: защита публичного интереса, а именно это пресечение противоправной деятельности в целом, а также защита частного интереса – восстановление нарушенного права отдельного работника .

Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений трудового законодательства перечислены в ст. 22 и ст. 27 Закона о прокуратуре.

  1. Вынесение постановления, направленного на возбуждение административного производства, в случае совершения административного правонарушения. Это наиболее распространенных вид юридической ответственности, к которой привлекается работодатель за нарушение трудового законодательства и иных нормативно правовых актов в сфере труда (ст. 5.27 КоАП РФ), за нарушение требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ), за нарушение прав работников, закрепленных в соглашениях, коллективных договорах, локальных нормативных актах (5.28 - 5.34 КоАП РФ). При этом Мещерякова Т.Р. обращает наше внимание, что законодатель исключил нарушения, допускаемые при участии в социальном партнерстве, из числа трудовых правонарушений .
  2. Требование прокурора о привлечении нарушивших закон лиц, к иной законной ответственности. Отдельного внимания здесь заслуживает вопрос о привлечении работодателей к уголовной ответственности посредством деятельности органов прокуратуры. Когда нарушение трудовых прав имеет признаки преступления, прокурорами выносится мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган, где должен быть решен вопрос об уголовном преследовании. В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы, если данное деяние совершено субъектом из корыстной или иной личной заинтересованности .
  3. Внесение представлений об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и (или) нарушений трудовых прав и свобод человека и гражданина, их причин и способствующих этому условий. Данный акт прокурора должен быть рассмотрен безотлагательно.
  4. Опротестование противоречащих закону правовых актов. Указанный акт прокурорского реагирования применяется прокурором или его заместителем в тех случаях, когда выявляются правовые акты, которые не соответствуют конституционным и законодательным положениям, относящимся к трудовому регулированию. Следует сказать, что Закон о прокуратуре в вышеприведенной ситуации допускает два варианта действия: опротестование акта или обращение в суд. К примеру, при проверке о незаконном увольнении работника прокурором была установлена обоснованность доводов по обращению заявителя и неправомерность действий работодателя. Как справедливо замечает Стрельников В.В., в настоящей ситуации опротестование незаконного приказа об увольнении будет выступать более быстрым способом удовлетворения жалобы уволенного лица . Обращение в суд займет больше времени и потребует больших усилий от работников прокуратуры, что может снизить эффективность его работы в целом.

Вместе с тем, касаясь судебной защиты, необходимо добавить об имеющемся у прокуроров вправе обратиться в суд с иском в рамках гражданского или административного судопроизводства, когда пострадавший в силу установленных законом причин не может лично отстаивать свои права, либо нарушение стало иметь особый общественный характер . По данным статистики в 2016 г. в сфере оплаты труда прокурорами было направлено 333 624 исков и заявлений в суд (на 9,1 % меньше, чем в 2015 г.) .

Зачастую применение мер прокурорского реагирования на нарушения трудового законодательства имеет комплексный характер. В частности, в 2017 г. прокуратурой одного из районов Республики Мордовия в ходе проверки ООО «ПМК Т.» исполнения трудового законодательства были выявлены факты нарушения сроков выдачи заработной платы, что привело к образованию задолженности перед 26 работниками. Допускались нарушения прав работников при предоставлении им отпусков. В отношении директора ООО «ПМК Т.» прокурором было вынесено постановление о возбуждении административного производства по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ . Также прокуратурой в интересах работников данной организации в суд направлены исковые заявления, в целях взыскания задолженности по оплате труда на сумму более 100 тыс. рублей. Кроме того, директору ООО «ПМК Т.» внесено представление об устранении нарушений закона и привлечении к ответственности лиц, их допустивших.

С точки зрения методологии, выделим и необходимые критерии научного исследования в области надзорной деятельности прокуратуры относительно защиты прав граждан в сфере труда, обозначенные, например, в научной статье Н. Володиной. Отметим важные критерии, например, такие как: детерминизм как признание причинной обусловленности правовых явлений и процессов; верификация, то есть эмпирическое подтверждение в юриспруденции теоретических положений; рационализм, как основной признак научного знания, разработанный представителями неопозитивизма; историзм исходит из того, что право есть исторический феномен; прогрессизм для обновления концептуального арсенала в правовой науке, что обусловлено внешними и внутренними причинами; объективность в юриспруденции понимается как истинность в законах и нормативных правовых актах для установления подлинной воли законодателя; логичность научных знаний по юриспруденции выражается в соответствии принципа достаточного основания, при котором каждая мысль обоснована доказанными положениями .

Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить основные пути повышения эффективности данного надзора с использованием методологии по трем основным направлениям:

  1. более предметное и целенаправленное взаимодействие органов прокуратуры с контролирующими органами, правоохранительными органами и органами местного самоуправления;
  2. осуществление надзорной деятельности с учетом разнородности и многофакторности трудовых нарушений, основанное на всестороннем анализе ситуации;
  3. акцентирование внимания непосредственно на предупреждении и профилактике выявленных нарушений в области трудовых правоотношений.

В целях активизации надзора за соблюдением трудовых прав граждан видится разумным разработка проекта приказа Генерального прокурора России, где найдут отражение основные требования, предъявляемые к рассматриваемому виду надзорной деятельности.

Каковы полномочия проверяющих при совместной проверке? Какие документы придется предоставить работодателю проверяющим по их требованию? Кто в случае обнаружения нарушений вправе привлечь компанию к ответственности?
Проверки проводятся государственной инспекцией труда с целью установить, соблюдаются ли работодателем нормы законодательства о труде и охране труда. Работники прокуратуры имеют право производить контроль и надзор за соблюдением законности во всех производственных областях компании. В то же время и сами работники прокуратуры, и инспекторы ГИТ должны строго придерживаться рамок закона при исполнении проверочных действий. Кадровику также необходимо знать определенную процедуру действий проверяющих, чтобы избежать неправомерных претензий с их стороны во время проверки.

Какие могут быть основания для проверки?
Объединяются обе службы (прокуратура и ГИТ) для проведения проверки, если:
— произошел несчастный случай (массовый или связанный с гибелью людей);
— у компании имеется большая задолженность по заработной плате (за время более двух месяцев);
— разбирается дело об АП (по постановлению прокурора, направленному в ГИТ).
О начале выездной внеплановой проверки организация должна быть поставлена в известность любым доступным способом и в срок не менее чем за 24 часа (ч.16 ст.10 Закона № 294-ФЗ).
В случае проведения проверки по заявлению работника о нарушении его трудовых прав или если сотрудником сделан запрос о проведении проверки условий труда на его рабочем месте, запрещается заранее извещать компанию (ч. девятая ст.360 ТК РФ).

Внимание!
Проверку проводят только те сотрудники ГИТ, чьи полномочия подтверждены распоряжением.
Полномочия членов проверочной комиссии
Перед началом любой проверки прокурорский работник обязан показать служебное удостоверение (ст.22 Закона № 2202-1). В тоже время инспектором ГИТ должны быть предъявлены удостоверение и копия распоряжения о проверке (ст.360 ТК РФ, ч.1 ст.14 Закона № 294-ФЗ).

Указанный документ должен соответствовать установленной форме и быть подписанным руководителем ГИТ или его заместителем. В ходе проведения проверки трудовые инспекторы должны руководствоваться нормами Трудового кодекса и Закона № 294-ФЗ, а работники прокуратуры придерживаться положений Закона № 2202-1. У совместно работающих проверяющих различные полномочия, и документы, которые они составляют по итогам проверки, также разнятся. И если сотрудник инспекции труда пишет акт по результатам проверки, то работники прокуратуры вовсе не обязаны делать подобное. А в случае выявления нарушения трудового законодательства, работник прокуратуры выносит постановление и направляет его в ГИТ, а сотрудник ГИТ пишет протокол и рассматривает дело об административном правонарушении.
Что является основанием для проведения внеплановой проверки?
Им может послужить исчерпанный срок, в период которого работодатель обязан выполнить предписание по устранению нарушения.

Основанием являются и письменные обращения в инспекцию труда:
— заявление либо информация о нарушении работодателем трудового законодательства, что создало угрозу здоровья и жизни работников;
— заявление работника о том, что работодатель нарушает его трудовые права;
— запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
Основанием служит издание приказа или распоряжения руководителя ГИТ или его заместителя по поручению Президента РФ или Правительства РФ,
или изданный приказ (распоряжение) о проведении внеплановой проверки по требованию прокурора.
Документы, которые во время проверки обязан предоставить работодатель

В зависимости от места проведения проверок их принято делить на документарные и выездные (ст.11 и 12 Закона № 294ФЗ). При документарной проверке работодатель обязан предоставить документы в проверяющий орган, а во втором случае работники прокуратуры и трудовой инспекции сами прибудут к месту проверки.
В ходе документарной проверки в первоочередном порядке рассматриваются материалы, которые уже есть в распоряжении проверяющих организаций (материалы по результатам ранее проведенных плановых проверок). В случае если в них не достает нужной информации, работниками ГИТ и прокуратуры делается мотивированный запрос, требующий предоставить дополнительные сведения. Затребованные документы необходимо отправить в течение 10 рабочих дней со дня поступления мотивированного запроса (ст.12 Закона № 294ФЗ).

Во время выездной проверки обязанностью работодателя является обеспечение доступа проверяющих на территорию компании и возможности ознакомления со всей необходимой документацией (ст.11 Закона 294ФЗ и ст.22 Закона 2202-1).

Истребованная документация должна иметь непосредственное отношение к предмету проверки. Работодатель вправе представить заверенные копии нужных документов либо их электронную версию (ч.6 ст.11 Закона № 294-ФЗ).

В процессе любой проверки следует неукоснительно выполнять законные требования сотрудников проверяющих органов, в случае неисполнения и предприятие, и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Оформление результатов проверки

По завершению проверки инспектор ГИТ изложит ее результаты в акте, который составляется в двух экземплярах (ст.16 Закона №294 ФЗ). Один экземпляр акта вручается под роспись руководителю проверяемой организации или уполномоченному лицу.
Если же проверка была проведена с грубым нарушением законодательства, то на основании заявления организации результаты проверки аннулируются вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или по решению суда.

Внимание!
Если по результатам проверки составляется протокол об административном правонарушении, должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, правомочно обратиться за юридической помощью (25.1 КоАП РФ).
Возможные действия работодателя по итогам проверки
Если итоги проверки не устраивают организацию, она может обжаловать эти результаты в 10-дневный срок. Обжаловать результаты проверки можно в вышестоящем проверяющем органе или в суде.

Если сотрудник трудовой инспекции выдал предписание об устранении обнаруженных проверкой нарушений, то компания обязана выполнить это предписание в указанный срок, после чего письменно сообщить инспектору труда о выполнении предписанного с приложением к сообщению копий документов, подтверждающих устранение нарушений. Если на компанию или должностное лицо был наложен административный штраф, его следует оплатить в течение месяца со дня вступления в законную силу постановления и поставить в известность Государственную инспекцию труда.

Совет: Если нет возможности вовремя исполнить предписание, то следует направить в ГИТ ходатайство с просьбой продлить срок его выполнения с указанием уважительных причин.

Спорным и плохо урегулированным в законодательстве остается вопрос об объектах прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.

Статьи 21 и 26 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации называют следующие поднадзорные объекты: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иными федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Во-первых, в этом перечне указаны государственные комитеты, которые были упразднены Указом президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. №724//Рос. газ. - 2008. - 13 мая.И не указаны агентства, которые были учреждены этим же указом.

Во-вторых, этот перечень не содержит указания на граждан. Во время, когда принимался Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации, индивидуальное предпринимательство не было столь распространенным явлением. Сейчас же индивидуальное предпринимательство стало популярной формой ведения не только малого и среднего, но и крупного бизнеса. Сейчас индивидуальными предпринимателями создаются крупные торговые сети, сети общественного питания и пр. Соответственно, они имеют в штате большое число работников. И вопрос о надзоре за соблюдением трудового законодательства индивидуальными предпринимателями очень актуален.

Трудовое законодательство определяет понятие «работодатель», которым, согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо. В свою очередь работодатели - физические лица делятся на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и физических лиц, вступающих в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Так логично ли ограничивать круг поднадзорных объектов теми, что указаны в Федеральном законе о прокуратуре Российской Федерации?

Большинство авторов считает, что индивидуальные предприниматели должны быть включены законодательно в число субъектов надзорной деятельности прокуратуры. Тем более что согласно статистике именно индивидуальные предприниматели чаще всего нарушают трудовое законодательство, особенно в части выплаты заработной платы, предоставления отпусков, заключения трудовых договоров. Сабельфельд, Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации: дисс. … канд. юр. наук / Уральская юр. Акад. - Екатеринбург: 2009.

На практике этот надзор и осуществляется. Так прокуратурой города Сургута проведена проверка требований трудового законодательства в сфере охраны труда ИП П., в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно штатному расписанию у ИП П. имеется 9 должностей, при этом аттестация рабочих мест по данным должностям не проведена. Таким образом, в действиях ИП Петрук Е.С. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считаем это правильным, поскольку граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателем - индивидуальным предпринимателем, должны иметь равные права со всеми другими работниками в части контроля и надзора за соблюдением их прав.

Трудовое право, как уже было сказано, уравнивает работодателей - индивидуальных предпринимателей с работодателями - юридическими лицами. У работников индивидуального предпринимателя есть лишь некоторые особенности в правовом статусе, предусмотренные главой 48 Трудового кодекса Российской Федерации, и они не касаются контроля и надзора за соблюдением их прав.

Также в гражданском законодательстве говорится, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (пункт 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Примечание к статье 2.4 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 года № 195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 дек. 2001 г. №195-ФЗ// Рос. газ. - 2001. - 31 дек. устанавливает, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Это примечание крайне важно, поскольку дает возможность органам прокуратуры возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении индивидуальных предпринимателей, в случае нарушения ими трудового законодательства.

Учитывая сложившуюся практику и нормы других отраслей законодательства, полагаю, что логично включить индивидуальных предпринимателей в число объектов прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства.

Но есть и противники данной позиции. В своем диссертационном исследовании И.Н. Тризно проводил анкетирование среди работников прокуратуры по данному вопросу. 61% опрашиваемых считает, что индивидуальные предприниматели как работодатели не должны быть объектом прокурорского надзора, а должны быть в сфере контроля и надзора государственных инспекций труда. Прокуратура же при этом может осуществлять надзор за данными работодателями опосредованно - осуществляя надзор за деятельностью органов контроля. Тризно, И. Н. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан Российской Федерации: дисс. … канд. юр. наук / Акад. Генерал. прокуратуры РФ. - М: 2009.

Эта точка зрения кажется спорной, поскольку это ставит работников индивидуальных предпринимателей в худшее положение по сравнению с другими работниками. Полагаю, что они должны обладать равными правами и возможностями.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации провозглашает принцип равенства прав и возможностей работников.

Кроме того, статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации говорит, что все работники имеют право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. Если глава 57 Трудового кодекса находится в разделе о защите трудовых прав, то законодатель рассматривает государственный надзор как один из способов защиты трудовых прав. Значит, все работники должны иметь равные права на данный способ защиты.

Также Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации не названы работодатели - физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями). Отношения по прокурорскому надзору за данными лицами не урегулированы и подзаконными актами, судебной практики по этой теме также нет. Не охвачена эта тема и научными работами. Дело в том, что сам институт работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, урегулирован в законодательстве довольно слабо, и в связи с этим редко применяется.

Мы полагаем, что данных работодателей также необходимо включить в предмет прокурорского надзора, но лишь в сфере исполнения трудового законодательства. Это необходимо по тем же причинам, что и включение в предмет прокурорского надзора работодателей - индивидуальных предпринимателей. Но это требует особого законодательного и подзаконного регулирования, поскольку данные работодатели все же имеют свою специфику и сами являются физическими лицами.

Среди всех направлений прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства следует особо выделить последнее - надзор за соблюдением работодателями и иными лицами трудовых прав граждан.

На заседании расширенной коллегии Генеральной прокуратуры 19 февраля 2008 года Генеральный прокурор Ю.Я. Чайка подчеркнул: «Для прокуратуры Российской Федерации обеспечение конституционных прав и свобод человека всегда являлось одной из ключевых задач, решаемой на всех направлениях ее многогранной деятельности. Основные наши усилия направлялись на то, чтобы утвердился правовой порядок в социальной сфере. В центре постоянного внимания находились вопросы оплата труда и обеспечение его безопасных условий. В немалой степени в результате грамотной организации работы прокуроров, а также проведения комплекса эффективных надзорных мероприятий удалось значительно улучшить ситуацию в сфере оплаты труда. Работа на этом направлении должна оставаться под контролем. Каждый гражданин должен своевременно получить то, что он заработал своим трудом». Доклад Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Прокуратуры Российской Федерации. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.genproc.gov.ru/management/appearences/document-1/. - Загл. с экрана.

Говоря об особой важности третьего направления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, не следует умалять и важность двух других направлений этой деятельности.

Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. Следует иметь в виду, что закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от содержания документов и материалов, степени их открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного и иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их. Что же касается документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или военную тайну, т.е. документов и материалов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», то прокурор допускается к ним при наличии у него соответствующего допуска.

Прокурорский надзор и его роль в трудовых отношениях

Рострудинспекция осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих трудовые правоотношения, во взаимодействии с прокуратурой Российской Федерации, т.е. пределы этой деятельности в рассматриваемой сфере по кругу правовых актов, исполнение которых проверяется прокурорами, значительно шире, чем в Законе о прокуратуре . Следовательно, проведение прокурорских проверок не должно быть ориентировано исключительно лишь на проверку норм, закрепленных ТК РФ.

Такой же тщательной проверке должно подвергаться и исполнение положений сопутствующих подзаконных нормативных правовых актов, изданных во исполнение норм указанного кодекса, конкретизирующих отдельные его положения и механизмы их исполнения.

Надзор за соблюдением трудовых прав работников

Знакомясь с подобными документами и материалами, изучая их, он обязан соблюдать установленные правила обращения с ними. При разглашении сведений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.


3. Требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Хотя в ст. 22 Закона о прокуратуре и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или лицам их замещающим.

Вы точно человек?

Новосибирск: Издательство НГАУ, 2014. Стрельников В.В. Законодательные и практические особенности прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства // Гражданин и право.

2013. № 3. Статистические данные об основных показателях деятельности органов Прокуратуры Российской Федерации за 2016 г. // 2017, Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/1162324/ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (ред.
от 03 июля 2016) // СПС «КонсультантПлюс», 2017. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 17 апреля 2017) // СПС «КонсультантПлюс», 2017. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2017. Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-1 (ред.

84. прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан.

Республики Мордовия в ходе проверки ООО «ПМК Т.» исполнения трудового законодательства были выявлены факты нарушения сроков выдачи заработной платы, что привело к образованию задолженности перед 26 работниками. Допускались нарушения прав работников при предоставлении им отпусков.

В отношении директора ООО «ПМК Т.» прокурором было вынесено постановление о возбуждении административного производства по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ . Также прокуратурой в интересах работников данной организации в суд направлены исковые заявления, в целях взыскания задолженности по оплате труда на сумму более 100 тыс.

рублей. Кроме того, директору ООО «ПМК Т.» внесено представление об устранении нарушений закона и привлечении к ответственности лиц, их допустивших.

Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства

Обычно прокурорами истребуются письменные объяснения от должностных лиц и граждан составляемые ими самостоятельно. Объяснения приобщаются к материалам проверки. 8. Проводить прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов. Согласно ст 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов прокурор проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Что касается проверок законности актов, изданных федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, то они в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г.
№ 30 могут проводиться как при наличии сведений о нарушении законов, так и при их отсутствии.

Прокуратура как орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности 1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ 1.2. Принципы и организация деятельности прокуратуры 1.3.

Внимание

Предмет и виды прокурорского надзора Глава 2. Общие положения прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства 2.1. Методика организации и осуществления прокурорского надзора 2.2.


Законность заключения, изменения и расторжения трудовых договоров 2.3. Законность применения дисциплинарных взысканий и мер материальной ответственности Глава 3. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства: анализ практики Заключение Библиография Приложения Введение Деятельность по государственному надзору и контролю осуществляется различными органами, которые могут осуществлять самостоятельную деятельность, а также взаимодействовать с целью обеспечения реального восстановления нарушенных прав.

Надзор прокурора за исполнением трудового законодательства

Отдельного внимания здесь заслуживает вопрос о привлечении работодателей к уголовной ответственности посредством деятельности органов прокуратуры. Когда нарушение трудовых прав имеет признаки преступления, прокурорами выносится мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган, где должен быть решен вопрос об уголовном преследовании.
В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы, если данное деяние совершено субъектом из корыстной или иной личной заинтересованности .

  • Внесение представлений об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и (или) нарушений трудовых прав и свобод человека и гражданина, их причин и способствующих этому условий. Данный акт прокурора должен быть рассмотрен безотлагательно.
  • Опротестование противоречащих закону правовых актов.

Предъявление подобного требования к другим должностным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нарушением правил субординации. Прокурора могут интересовать сведения о состоянии законности, о совершенных правонарушениях и принимаемых мерах к их устранению и предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая информация.

При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные документы; справки; статистические и другие отчеты и многие другие документы и материалы.

В одном случае прокурор истребует документы в офис прокуратуры, в другом — знакомится с ними по месту их хранения непосредственно во время проведения соответствующих проверок. В соответствии со ст.
В этом случае действия органа, обеспечивающего промышленную безопасность, приведут к возникновению отношений по государственному надзору и контролю с участием органов прокуратуры. Устранение нарушений трудовых прав работников в подобной ситуации будет оформлено в виде правоприменительного акта органа прокуратуры.

Инфо

Таким образом, действия других органов по надзору и контролю могут выступать в качестве способа защиты трудовых прав, то есть основанием для возникновения отношений по государственному надзору и контролю с участием органов прокуратуры. В свою очередь, устранение нарушений в рамках этих отношений будет происходить путем издания представления органом прокуратуры о недопустимости неправомерного поведения работодателя, использующего ненадлежащие средства защиты работников от воздействия неблагоприятных производственных факторов.

В то же время предписывается обращать внимание на повышение мер, устанавливающих ответственность руководителей предприятий за нарушение трудовых прав работников, поэтому, говоря о надзоре за соблюдением прав граждан в трудовой сфере как неотъемлемой составляющей деятельности органов прокуратуры, необходимо обратить внимание специфику правовых средств прокурорского реагирования, направленных на устранение правонарушений в сфере трудовых правоотношений. Обращения граждан и организаций в прокуратуру по поводу нарушения трудовых прав выступают в качестве наиболее распространенного источника информации о фактах нарушения закона. Наряду с этим прокурор не ограничен рамками поступившей информации.

Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению представленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. 1).

Исходя из задач, стоящих перед в современный период перед российским государством, сформировавшейся структуры федерального законодательства и сложившейся практики работы прокуратуры, выделяют следующие направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов:

Социальная сфера,

Экономическая сфера,

Оборонная сфера,

Внешнеэкономическая сфера,

Административно-юрисдикционная сфера.

Надзор за исполнением законов в области трудового законодательства относится к социальной сфере.

Первая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре.

Прокурор, осуществляя возложенные на него функции, вправе:

1. По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. Для вхождения на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с документами и иными материалами, содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тайне, являющейся разновидностью государственной тайны.

2. Иметь доступ к интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. Следует иметь в виду, что закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от содержания документов и материалов, степени их открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного и иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их. Что же касается документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или военную тайну, т.е. документов и материалов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», то прокурор допускается к ним при наличии у него соответствующего допуска. Знакомясь с подобными документами и материалами, изучая их, он обязан соблюдать установленные правила обращения с ними. При разглашении сведений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.

3. Требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Хотя в ст. 22 Закона о прокуратуре и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или лицам их замещающим. Предъявление подобного требования к другим должностным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нарушением правил субординации.

Прокурора могут интересовать сведения о состоянии законности, о совершенных правонарушениях и принимаемых мерах к их устранению и предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая информация. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные документы; справки; статистические и другие отчеты и многие другие документы и материалы. В одном случае прокурор истребует документы в офис прокуратуры, в другом - знакомится с ними по месту их хранения непосредственно во время проведения соответствующих проверок. В соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, справки, их копии и иные документы, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

4. Требовать от руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях надзорного процесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором. Главное назначение специалиста как лица, обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на вопросы, поставленные перед ним прокурором. В качестве специалистов привлекаются работники самых различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие, чаще занимающие должности государственных инспекторов (контролеров). Полномочие о выделении специалистов прокуроры чаще реализуют путем направления в адрес руководителя соответствующего органа письменного требования с просьбой направления в распоряжение прокурора того или иного специалиста. Услуги, оказываемые прокурору специалистами, выделяемыми негосударственными органами (структурами), подлежат материальному вознаграждению в виде выплаты гонораров.

5. Требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, проведения проверок в связи с поступившими в орган прокуратуры материалами и обращениями. Это полномочие реализуется путем направления в адрес руководителей органов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления. Чаще проведение проверок поручается органам контроля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля.

6. Требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Это требование реализуется чаще путем направления письменного требования и реже - путем вынесения мотивированного постановления. Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах, участках, отделах, лабораториях, службах). Хотя об этом и не упоминается в Законе, но прокуроры могут также требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций проведения служебных расследований в связи, например, с происшедшими авариями, несчастными случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями, недостачами материальных средств и т.д. Вправе прокуроры требовать и проведения разного рода экспертиз. Требование о проведении экспертиз реализуется путем вынесения соответствующих постановлений.

7. Вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное место своего нахождения для истребования объяснений по поводу нарушения закона. Обычно прокурорами истребуются письменные объяснения от должностных лиц и граждан составляемые ими самостоятельно. Объяснения приобщаются к материалам проверки.

8. Проводить прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов. Согласно ст 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов прокурор проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Что касается проверок законности актов, изданных федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, то они в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. № 30 могут проводиться как при наличии сведений о нарушении законов, так и при их отсутствии. Проверка законности актов в других органах проводятся только в связи со сведениями о нарушении законов. Но и обладая информацией о нарушении законов, прокурор проводит проверки, в частности на предприятиях, в учреждениях и в организациях, как правиле тогда когда их проведение нельзя поручить органам контроля, вышестоящим и иным органам.

Проверки исполнения законов и проверки законнности актов проводятся прокурорами в пределах их должностей компетенции. Так, муниципальные прокуроры (районные, городские) проводят проверки в органах районного звена. Что касается прокуроров субъектов РФ, то они проводят проверки в республиканских краевых, областных органах. При этом вышестоящий прокурор обладает правом проводить проверки в органах, вносящихся к компетенции нижестоящих прокуроров, а в отдельных случаях поручать проведение проверок прокурорам районов и городов в органах краевого, областного и им равных звеньев

Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на устранение выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона (ст. 22-25 Закона о прокуратуре)

К этим полномочиям относятся права прокуроров

1. Опротестовывать противоречащие закону правовые акты либо обращаться в суды и арбитражные суды с заявлениями (исками) о признании таких актов недействующими.

Вносить представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

3. Возбуждать производство об административном правонарушении.

4. Возбуждать уголовное дело.

5. Требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной).

6. Освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

7. Предостерегать должностных лиц о недопустимости нарушения закона.

Прокурор в пределах своей компетенции также полномочен: принимать меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона; обращаться в интересах государственных, кооперативных органов, общественных организаций и граждан с исковыми заявлениями в суды и арбитражные суды.

В ст. 6 Закона о прокуратуре закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Закреплено также, что неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их, полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную.

Многие права прокуроров являются вместе с тем и их обязанностями. Например, из права прокурора истребовать для проверки соответствия законам правовых актов органов представительной и исполнительной власти вытекает его обязанность систематически проводить проверки законности этих актов, принимать меры к своевременному выявлению и устранению нарушений, допущенных при издании указанных актов. Все рассмотренные выше полномочия прокуроров рассчитаны на активное их применение.

Активное, обоснованное применение прокурорами предоставленных им полномочий позволяет своевременно выявлять и устранять нарушения законов, способствующие им обстоятельства, предупреждать нарушения законов и тем самым способствует укреплению законности и правопорядка в регионах и в целом в стране.