Проблемы защиты прав человека в Объединенной Европе — курсовая работа. Всё самое интересное в одном журнале

Современное общество преклоняется перед супергероями из книг, кинофильмов и комиксов. Мы получаем удовольствие от того, что видим победу добра над злом. Нам нравится идея о спасителе, который приходит на помощь невинным жертвам. Но нравственные устои этих ставших знаковыми фигур являются столь же вымышленными, как и те супердержавы, в которых разворачиваются события.

При этом мы иногда забываем, что истинные герои живут среди нас. Они не сворачивают горы и не стреляют паутиной из своих запястий, но их подвиги намного более впечатляющие. Опасности, через которые они прошли, были подлинными, а ставки – высокими. Они действовали не по долгу службы и часто помогали другим с риском для собственной жизни.

В то время как новости круглосуточно сообщают нам, что наш мир становится всё более мрачным и жестоким, в нём происходит и много хорошего. Помня об этом, мы хотим рассказать всего лишь о десяти экстраординарных, но реальных героях.

Героизм во время схода оползня в Монтесито
В январе 2018 года в Южной Калифорнии произошла целая серия смертельно опасных оползней. Это бедствие унесло жизни почти двух десятков человек и отправило в больницы ещё 163 человека. Грязевой поток в Монтесито был так силён, что сворачивал здания с фундаментов. Достигавшая скорости 32 километра в час волна уносила с собой автомобили, деревья, столбы электропередач и строения.

Так как проливной дождь был предсказан заранее, команды спасателей прибрежного города были уже готовы к работе. К счастью, среди спасателей была и Мэйве Джуарез, координировавшая работу спасателей.

Ранним утром Мэйве инспектировала мост через ручей в Сан-Исайдро. Спустя момент после её отъезда огромный взрыв газа полностью разрушил мост и поджег соседние здания. Мэйве помчалась обратно, и как раз вовремя, чтобы увидеть, как супружеская пара выпрыгивает со второго этажа горящего дома. В результате прыжка женщина сломала обе ноги. Мэйве одела полуголую женщину и несла её на себе более 400 метров до безопасного места.

Мэйве продолжала работать всю ночь вместе со своими коллегами и помогла более чем 100 жителям. Вместе со своим сослуживцем Энди Руппом она была награждена первой в истории отдела пожарной охраны Монтесито Медалью за храбрость.

Мужчина с золотой рукой
То, что случилось с Джеймсом Харрисоном ещё в молодые годы, навсегда изменило его взгляды на жизнь. В 14-летнем возрасте молодой австралиец перенёс операцию, которая потребовала ряда переливаний крови. Понимая, что его жизнь была спасена благодаря доброте других людей, Харрисон решил, что он обязан расплатиться за это. Четыре года спустя, в 1954 году, он начал сдавать кровь. Его не смогла остановить даже боязнь уколов.

Вскоре врачи обнаружили, что в плазме крови Джеймса содержится очень редкий вид антител – антитела класса D.
Исследователи установили, что антитела-D можно вводить для борьбы с состоянием, называемом резус-конфликтом. При резус-конфликте иммунная система беременной женщины определяет эритроциты, содержащиеся в крови её ребёнка, как чужеродное тело. После этого включается иммунная система матери, и она начинает уничтожать эритроциты ребёнка. Этот нежелательный процесс может вызвать серьёзные осложнения во время беременности и привести к гибели ребёнка. Плазму крови Джеймса можно было использовать для такого способа лечения, который приостанавливает воздействие на ребёнка иммунной системы матери.

Джеймс стал первым донором того, что позднее стало называться «Австралийской программой Anti-D». Джеймс (он же «Мужчина с золотой рукой») жертвовал плазму крови 1173 раза. Он сдавал кровь каждые две недели в течение 60 лет. По мнению Австралийского Красного Креста, кровь 81-летнего донора помогла спасти более двух миллионов детей. «В каждой ампуле Anti-D, когда-либо созданной в Австралии, есть доля Джеймса», - пояснил координатор программы «Резус» Робин Барлоу.

Неудивительно, что за свою благородную деятельность Джеймс был награждён Медалью ордена Австралии.

Трагедия на воде
В августе 2018 года пассажирский катер с 24 людьми на борту врезался в неустановленный объект на водных путях Государства Рек – одного из штатов Нигерии. Лодка опрокинулась, выбросив пассажиров за борт. Джозеф Бланксон нырнул в воду без колебаний. Как только 36-летний мужчина вытащил одного человека, он тут же бросился спасать следующего. Одного за другим Бланксон вытащил на берег 13 человек. Пытаясь спасти 14-го, уставший Бланксон утонул сам. Однако благодаря самоотверженности Джозефа его гибель была единственной в тот день.

У Бланксона остались жена и трое детей. Супруга Бланксона отозвалась о своём муже как о любящем отце и человеке, который в первую очередь думал о других людях, а не о себе. Президент сената Нигерии Букола Сараки сказал о Бланксоне:

«Время от времени мы слышим удивительные истории о нигерийских героях. Джозеф Бланксон отдал свою жизнь, чтобы спасти 13 человек. Я приветствую этого нигерийского героя, который своим последним великим актом еще раз показал нам, что в нашей стране есть замечательные люди. Его имя будет написано золотыми буквами в нашей памяти».

Правительство Государства Рек организовало фонд пожертвований, чтобы помочь скорбящей семье Джозефа.

Ангел Нанкинского моста
На реке Янцзы есть Нанкинский мост. Строительство этого колоссального железнодорожного моста заняло восемь лет и было завершено в 1968 году. Мост может похвастаться четырёхполосным шоссе длиной 6772 метра, смотровой башней и рядом причалов.

Этот замечательный памятник мастерству китайских инженеров стал одним из излюбленных мест для совершения самоубийств. За период с 1968 по 2006 год около 2000 человек воспользовались Нанкинским мостом, чтобы свести счёты с жизнью.

В 2003 году продавец овощей по имени Чен Си вышел на свою ежедневную прогулку по мосту. К своему ужасу, он обнаружил, что какой-то мужчина готовится прыгнуть с моста. Чен Си действовал быстро и затащил человека обратно через стальные перила. С этого дня он сделал задачей своей жизни спасение других людей.

Каждый уик-энд Чен Си использует своё свободное время, чтобы патрулировать мост. Проезжая на своём мотоцикле, он высматривает в людях признаки депрессии. «Обычно они идут медленно, без воодушевления и всякого направления. Я подхожу к ним и разговариваю», - объясняет Чен.

Он даже раздавал брошюры для предотвращения самоубийств, в которых был указан его собственный номер мобильного телефона в качестве экстренного контакта. Наблюдая за мостом более десятилетия, Чен Си спас уже сотни жизней. Награждённый призом документальный фильм «Ангел Нанкина» даёт зрителям возможность взглянуть на самоотверженную работу Чена.

Предупреждение о цунами
В 2004 году 10-летняя Тилли Смит отдыхала на пляже в Пхукете, Таиланд, и увидела нечто такое, что спасло многих людей. По словам Тилли, «море пузырилось, как пена на пиве». Кому-то такое описание может показаться обыденным, но Тилли знала, что речь идёт о важных вещах.

Ранее, во время одного из уроков по географии, Тилли уже слышала о цунами. В учебном фильме были показаны и некоторые признаки, говорящие о приближении цунами: вспенивание воды и внезапный резкий отлив.

Тилли умоляла своих родных уехать подальше от побережья. Её отец, Колин Смит, отправился в отель, чтобы предупредить персонал. Но убедить мать оказалось гораздо труднее. Тилли утверждала, что цунами будет совершенно точно, но мать не хотела ей верить.

Тилли вспоминает: «Она никак не реагировала. Тогда я сказала ей: «Мама, это правда, я ухожу. Я совершенно точно знаю, что будет цунами». А она мне просто ответила: «Пока!»».

Отец Тилли предупредил дежурного охранника, и власти быстро эвакуировали людей с пляжа. Семья Смита укрылась в гостинице всего за несколько минут до подхода волны.

Причиной цунами было недавнее землетрясение недалеко от побережья индонезийского острова Суматра. Последовавшая волна накрыла обширные районы Юго-Восточной Азии и убила почти 230000 человек. Настойчивость Тилли спасла жизнь многих людей, которые в тот день отдыхали на пляже. Она была награждена Специальной премией Томаса Грея от имени Морского Общества.

Отравленная деревня
Когда Филлис Омидо начинала работать на заводе по производству чугуна в Кении, она не знала о том, что ставит под угрозу своё собственное здоровье.

В африканских странах активно растёт спрос на солнечные батареи, и это вызывает конкуренцию. На заводе EPZ, где работала Омидо, использовался свинец, извлечённый из старых автомобильных аккумуляторов. Работавшей на заводе в качестве менеджера по связям с общественностью, Омидо было поручено подготовить отчёт об экологическом воздействии свинца. Новости оказались ужасающими. Химические вещества, использовавшиеся на заводе, представляли потенциальную опасность для всех окружающих. Хотя Омидо рекомендовала немедленное переоборудование производства, её рекомендации были проигнорированы. Вместо этого, её просто отстранили от работы по этой тематике.

Через три месяца заболел сын Омидо. Вскоре врачи установили причину: повышенное содержание свинца в крови мальчика. Поскольку в то время Омидо кормила его грудью, считается, что свинец попал в организм вместе с грудным молоком.

Филлис оставила свою работу и начала расследование проблем со здоровьем в Овино-Ухуру – трущобах, где была расположена фабрика.

Благодаря усилиям Филлис было обнаружено, что многие жительницы имели выкидыши и страдали от респираторных заболеваний. Под давлением общественности было закрыто более десятка плавильных заводов по всей Кении.

В 2015 году Омидо стала лауреатом экологической премии «Голдман». В настоящее время молодая мать подала иск против кенийского правительства. Между тем, комитет по здравоохранению сената решил предпринять усилия по оказанию помощи Овино-Ухуру.

Кампания Омидо не прошла без инцидентов. В 2012 году боевики напали на её дом. Она живёт в постоянном страхе быть похищенной, и у неё всегда наготове тревожная кнопка.

Так что же такое «жизненное предназначение»?

Мое жизненное предназначение – это
найти мое жизненное предназначение!
Юрий Боянович
Определений у этого понятия очень и очень много. И очень и очень сложных. Но, подытожив самые распространенные из них, мы получаем приблизительно следующую универсальную простую формулировку.

Жизненное предназначение – это высшая вечная абсолютная цель, задача жизни; это путь, дорога, это направление, вектор движения; это сфера, отрасль деятельности; это роль...

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи... Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко... Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами...

Все эти переживания – эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций Определение данного понятия даёт практическая психология...

Счастье – главная цель и смысл жизни человека!

Что для человека важнее всего в его жизни?

На этот вопрос чаще всего можно получить ответ, что для человека важнее всего его собственная жизнь. Разве человек, скажут некоторые люди, не отдаст все, что имеет, за то, чтобы жить?

Также часто можно услышать в ответ, что для человека важнее всего его здоровье. Когда человек, скажут другие люди, страдает от отсутствия здоровья, он тоже готов очень многим пожертвовать. Иногда отсутствие здоровья...

«Первый результат от работы над собой - это гордость, которая полностью разрушает жизнь человека. Камня на камне не оставляет».

На самом деле мы все очень гордимся собой, даже если мы так не думаем и никогда не причисляли себя к гордецам.

Но если в вашем окружении вам бросается в глаза чья-то гордость, высокомерие или спесивость (презрительное отношение), то не сомневайтесь: это качество также есть и в вас.

Как говорит известный лектор Владимир Слепцов:

«Самолеты всегда сталкиваются...

Введение.
Судьба посылает к нам людей, чтобы посмотреть на то, как мы будем устанавливать с ними взаимоотношения.

Для чего это происходит? Чтобы мы могли научиться общаться с самой судьбой - это способ установить с ней отношения.

Более того: это возможность отблагодарить ее за заботу о нас.

Люди вокруг нас - это олицетворение нашего желания научиться правильно общаться, научиться правильно любить.

Этим мы и отличаемся от животных.
Линия Жизни и линия Здоровья имеются и у обезьян, а...

Жизнь без страха означает жить в радости и с удовольствием. Трудно? Некоторые скажут, что это не реально, а некоторые скажут, что живут в удовольствиях только те, кто имеет много денег)), а остальным по судьбе написано «маяться и страдать, тяжким трудом добиваться места под солнцем, преодолевая многие препятствия. Что не получится, отнимут, заберут и вообще – многие поколения так жили, а чем мы лучше / хуже?».
Да, у каждого своя судьба, свои прожитые жизни и «не выученные уроки», но… каждый...

Человек - странное существо… Разум был дан ему для того только, чтобы легче было человеку выполнить его предназначение. А для чего еще? Разве может быть другая задача у Промысла, кроме как только эта - помочь человеку на его Пути?

Но каким образом человек употребляет свой разум?..

Он спрашивает: а что такое Путь? а что такое Промысел? а почему я должен по нему идти? а как долго по нему идти? а что мне за это будет? а какова цель? а как понять, что это правильный путь? а как бы я мог...

Новый век, новое время, новые возможности. Но как определить новый путь? Конечно же, следует честно посмотреть вокруг, трезво оценить реальность, а еще лучше взглянуть по-настоящему в глаза самому себе. Обнаружить себя во всей красе и как-то к этому отнестись.

Вот я, человек XXI века. Я такой-то и такой. Я – активный и пассивный, лживый и правдивый, смелый и трусливый, моральный и развращенный, раздражительный и сдержанный…

Вы непременно найдете здесь свой портрет. И скажете...


Времени, как правило, не находится. Так продолжается вплоть до самой пенсии, оглянешься назад - а самого-то главного так и не сделал.

Так происходит у 99 процентов людей. Спроси у родителей - они...


Выступление председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и церковному служению архимандрита Пантелеимона (Шатова) на пресс-конференции «Как остановить эпидемию абортов?».

Готовясь к сегодняшней пресс-конференции, я еще раз посмотрел некоторые цифры, которые говорят о том, что происходит в нашей стране. И конечно, эти цифры не могут не ужасать. Рождается лишь один из 7-10 зачатых детей.

Остальные убиваются и не выходят на свет Божий. И наша страна, некогда, меньше 100 лет назад, бывшая оплотом Православия, страна, где об абортах не могло быть и речи, стала одной из ведущих стран в этой страшной кампании, где легализовано убийство детей.

Не все формы протеста могут быть благословлены Церковью, но мы должны понимать, что то, что происходит в нашей стране, - это катастрофа, сравнимая с мировой войной, взрывом атомной бомбы. Никакие теракты, никакие стихийные бедствия, болезни, СПИД не уносят столько жизней и не приносят столько вреда стране, как эти легализованные аборты. Речь идет о всем нашем народе. Вот цитата из Паисия, очень авторитетного в православной среде старца: «Когда государственный закон не запрещает аборт, тогда последствия ложатся на каждого гражданина, так как Бог наказывает весь народ. Но когда выходит закон, запрещающий аборты, тогда наказанию подвергается только лицо, которое согрешает». Конечно, мы не сможем остановить людей, которые совершают это страшное злодеяние, и, какие бы ни были изданы законы, люди, искаженные грехом, всё равно будут воровать и убивать, пить, употреблять наркотики, кончать с собой, жить не по заповедям Божиим. У каждого есть право выбора, как ему жить на этой земле.

Но то, что происходит у нас, касается не только тех людей, которые совершают этот грех по незнанию, но касается и нас. В частности, аборты совершаются за деньги, которые я плачу как налогоплательщик в бюджет. Другими словами, я являюсь как бы соучастником этого греха. И каждый человек, платящий эти налоги, оплачивает эти аборты. Каждый врач, который работает в клинике, обязан участвовать в этих абортах. И он не может отказаться.

Церковь должна свидетельствовать о зле, она хотя бы должна сказать, что это плохо, а это хорошо, и пусть люди выбирают сами. И пусть президент и парламентарии наши решают вопрос о законности абортов: с какого срока можно убивать ребенка во чреве, с какого уже нельзя, по каким причинам можно его убить или по каким причинам его убивать нельзя. И как это делать, кому разрешать или не разрешать. Но все-таки сказать, что любой аборт - это грех, Церковь должна. И она об этом говорит. Это грех, потому что у зачатого ребенка есть душа. Это не просто скопление клеток.

При зачатии, по церковному учению, человеку дается от Бога душа. Мы убиваем человека, пусть неразвившегося, пусть неизвестного нам, пусть даже невидимо совершаются эти грехи женщинами или теми людьми, производящими «лекарства», с помощью которых совершаются аборты. Но мы должны сказать, что это убийство.

Всякий грех наказывается Богом, об этом мы тоже должны предупредить людей, которые делают аборт. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Знайте, что за каждого, по воле матери нерожденного младенца, те, другие, которых, она родит на "радость" себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно». Потому что какая может быть жизнь у матери в вечности, если она убивает своих детей и при этом не кается. И он говорит, обращаясь к матерям, что никто им не давал права распоряжаться жизнью другого человека. Нельзя решать - этот будет, а этот не будет жить.

Он говорит: «Может быть, вы умертвили будущего гения, может быть, умертвили того, кто молитвами своими спасал бы мир, умертвили настоящих людей, с большим сердцем и умом. Умертвили великого старца, человека, вокруг которого спасались бы тысячи людей, умертвили какого-нибудь общественного деятеля, жизнь которого принесла бы великие благодеяния обществу. Мы утонули в крови убитых младенцев, и кровь эта вопиет к Небу. Не думайте, что это безнаказанно проходит. Это слишком страшный грех». Мы должны говорить об этом, пусть это неприятно людям, которые хотели бы забыть о том, что они сделали, пусть это неприятно врачам, которые участвуют в этом, пусть это неприятно компаниям, которые получают выгоду от того, что продают расчлененные тела этих детей, используя их в каких-то фармацевтических целях. И мы должны предупредить людей, которые совершают этот грех, что если они не покаются, то их ждет расплата и страшное наказание от Бога. Я могу свидетельствовать о своей жизни, о жизни тех людей, которых я знаю, как отражается совершенный грех на других, и я знаю детей, которые остались жить, потому что их матери передумали.

И вот теперь они понимают, что они могли бы сделать, если бы они совершили аборт, видя живого человека, любя его, видя живую личность. И такой личностью является каждый ребенок, зачатый во чреве. Поэтому очень хорошо, что состоится фестиваль, на котором будут говорить о том, как помочь людям осознать этот грех, очень хорошо, что есть инициатива создать в Москве «Окно жизни», которое есть во многих странах И чтобы женщины, которые бросают своих детей или не знают, что с ними делать, которым стыдно отказываться от ребенка и отдавать его в детский дом, могли его просто положить в это «Окно жизни», чтобы о нем позаботились другие.

Мы предложили бы сделать так, чтобы за аборты не платили все налогоплательщики, а также, чтобы была процедура обязательного информированного согласия женщины на аборт. Чтобы ее предупредили, что будет с этим ребенком, как будет использоваться оставшееся его тельце, какие опасности ждут мать, если она сделает аборт. В одной стране дают матери послушать сердцебиение плода, и после этого многие отказываются от совершения аборта. В некоторых странах не сразу дают разрешение на эту операцию, чтобы мать имела возможность подумать.

Нужно поддерживать женщин в кризисной беременности, помогать материально, психологически и духовно этим женщинам. И Церковь готова этим заниматься. Сейчас есть такие антикризисные центры в России, и их число будет увеличиваться.

И я объявляю об этом здесь очень широко, потому что с этой эпидемией нужно бороться, что наш Синодальный отдел готов помогать всем тем женщинам, которые боятся, что у них не хватит средств, чтобы вырастить ребенка. Мы готовы взять этого ребенка после родов на свое воспитание, устроить его в церковный детский дом, следить за ним. Есть богатые люди, которые готовы взять на себя содержание матери, которая собирается родить ребенка, я думаю, что таких людей много можно найти. Сейчас есть много предпринимателей, которые финансируют различные церковные проекты. И наверное, спасение жизни одного ребенка важнее, чем строительство храма.

Нельзя только запрещать, нужно помогать женщинам избежать той пропасти, в которую они падают сами и куда сбрасывают своих нерожденных детей. Существует множество вариантов, как можно помочь, поддержать женщин, которые оказались в такой кризисной ситуации. Конечно, это нужно делать с любовью, помнить, что все мы грешники и что кроме аборта существуют и другие смертные грехи, и что каждый из нас, если его судить по совести, достоин осуждения, Страшного Суда Божия. Поэтому вести эту работу нужно, никого не осуждая, никем не гнушаясь, никого не презирая, и Церковь готова принимать кающихся грешников. И если кто-то совершил подобный грех, ему нужно идти в церковь и каяться, просить прощения у Бога. Бог милостив и покаявшихся грешников Бог прощает. И об этом тоже нужно говорить.

Если человек пришел ко Христу, ему не надо ничего запрещать. Один святой говорил: «Люби Бога и поступай как хочешь». Конечно, тогда не нужно будет никаких законов. Но закон существует для того, чтобы ограничивать зло. Конечно, запрет абортов полностью не решит проблему и криминальные аборты будут совершаться, но число абортов уменьшится, намного меньше будет жертв.

Архимандрит Пантелеимон (Шатов)


Газета о сохранении народа Российского «Вифлеемский глас», № 6-8, лето 2010 года.

Учитель истории и обществознания

Яшкульской многопрофильной гимназии

Берикова Н.Б.

Т-у: Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом.

(Повторительно-обобщающий по главе 1, учебник «Введение в обществознание» Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова)

Урок рассчитан на 1 час, I концентр 6 класс.

Цели урока:

    Продолжить работу, направленную на осмысление уч-ся связи между отношением людей к жизни и смерти, и условиям жизни, уровнем развития культуры общества.

    продолжить формирование умений делать выводы, сотрудничать в процессе групповой работы.

Учащиеся должны :

    Рассказывать об отношении людей к жизни и смерти в разные исторические эпохи;

    Называть причины низкие ценности человеческой жизни в ранние исторические эпохи;

    Объяснять, почему требованием современной культуры является признание права человека на жизнь.

Проблема урока :

План урока :

Самые важные права человека

Тип урока : урок – размышление в форме презентации POWER POINT по заданной теме

Метод обучения : самостоятельная, проблемно-поисковая деятельность.

Форма проведения : работа в группах

Тип урока : обобщающий

Оборудование:

Компьютер и проектор, интерактивная доска, видеоролик, учебники, таблицы, информационные листы к уроку, презентация POWER POINT по заданной теме

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 31 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы

Основные понятия: Право, Всеобщая декларация прав человека, мировоззрение, тотем, сострадание, милосердие, герой, гуманность, варвары, просветитель.

Эпиграф к уроку:

«Важнее спасти жизнь одного человека,

чем построить семиярусную пагоду

в честь Будды» (восточное изречение)

Домашнее задание: п.1- 6. Письменно ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы все люди третьего тысячелетия признали жизнь человека безусловной ценностью.

Ход урока.

I этап. Вступительное слово учителя.

Доброе утро всем. Тема нашего урока «Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом.»

Прежде чем говорить о правах человека, давайте ответим на вопрос: Что такое право? Какие значения слова «право» вы знаете?

Право – это совокупность законов, то есть все-все законы, существующие в государстве.

Право – это то, что определяет наши с вами права. (С.5)

Теперь, когда вы вспомнили, что означает понятие право, давайте выясним, какие права люди назвали самыми важными правами человека и почему.

(Право на жизнь, собственность, свободу )

Учитель : Давайте приоткроем завесу прошлого, заглянем в глубь веков и посмотрим, как в предыдущие эпохи люди относились к самим себе, к своим и чужим правам. Конечно, мы не будем рассматривать, как обстояло дело со всеми известными правами – на это потребуется слишком много времени. Поэтому обратимся лишь к самому важному праву – праву на жизнь. Был ли человек свободен в выборе своей судьбы, было ли у него право на собственную жизнь и смерть в первобытном, античном и средневеком обществах. На основе работы в группах, попытаемся выяснить

    Как ценилась человеческая жизнь в первобытном обществе.

    Как ценилась человеческая жизнь в период античности.

    Как ценилась человеческая жизнь в средние века.

    Как ценится человеческая жизнь в современный период.

И ответим на главный вопрос, на который мы ищем ответ:

Почему в древности так мало ценилась человеческая жизнь?

Оформим свои выводы в таблице.

в первобытном обществе

в период античности

в средние века

в современный период

Ребята, у вас на столах листы с заданиями Результаты работы оформите в таблице. (на работу отводится 5-10мин)

Пока работают группы, мы прослушаем сообщение.

Сообщение ученика: Из истории создания Всеобщей декларации прав человека.

II этап. Работа по группам

Задание группе 1

Прочитайте текст п. 3 (с.21 -28) и выполните следующие задания:

    Какова была основная цель первобытного коллектива?

    Чем можно объяснить то, что интересы коллектива считались выше интересов отдельного человека?

    Чем объясняются причины столь своеобразного отношения к жизни и смерти у людей первобытного общества?

    Можем ли мы сказать, что у первобытного человека отсутствовало право на жизнь?

    Как вы думаете, могла ли в первобытном обществе возникнуть мысль о необходимости гарантии права на жизнь? Почему?

Учитель. Попытайтесь ответить на главный вопрос: Почему в древности так мало ценилась человеческая жизнь?

Задание для группы № 2.

Прочитайте текст п.4 (с.35-41) и выполните следующие задания:

    В чем причина изменения отношения людей к жизни и смерти?

    В связи с чем появились первые представления о необходимости отказа от кровной мести?

    Представьте себя на Народном собрании в Афинах в 427 г. до н.э. Кого из двух ораторов поддержали бы вы, почему? Попоробуйте возразить тому из них, с доводами которого вы не согласны.

    Ученые утверждают, что смертная казнь – «дочь» кровной мести. Объясните, как вы понимаете это выражение. На чем основано подобное утверждение ученых?

    Как по-вашему, могла ли в Древней Греции возникнуть идея защиты права человека на жизнь?

Учитель. Мы с вами продолжаем выяснять причины малой ценности человеческой жизни в древности. Ответьте на главный вопрос, используя в качестве примера Древнюю Грецию.

Задание группе № 3.

Прочитайте текст п. 5,6 (с.48-59) и выполните следующие задания:

    Почему варвары разрушали дворцы, произведения искусства?

    Сегодня нередко можно услышать, что каких-то людей называют варварами. Есть ли варвары в наше время? Обоснуйте свое мнение.

    Отсутствие каких культурных качеств приводит к появлению варваров в современном обществе?

    Что можно сказать об отношении к жизни и смерти людей средневековья?

    Как люди Средневековья воспринимали окружавший их мир?

Учитель . Мы с вами продолжаем выяснять причины малой ценности человеческой жизни в древности.

Учитель. В Средние века, как и во времена античности, были люди, которые значительно опережали свое время. Они утверждали, что нет ничего ценнее человеческой жизни. Однако их современники, как когда-то древние греки, не слышали голоса мудрых и по прежнему хватались за оружие по любому поводу и без всякого повода. Конечно, людей мысливших подобным образом, было немного, но век от века их становилось все больше. В XVII веке жил и творил уже известный вам Джон Локк, были и другие мыслители, которые соглашались с ним в том, что нет ничего ценнее человеческой жизни и что право на жизнь есть естественное и неотъемлемое право каждого человека. Давайте заслушаем, что писал о правах человека один из современников Дж. Локка, английский философ Ричард Овертон: «Каждому живому существу от природы дано то свойство, что жизнь его не подлежит вмешательству или посягательству со стороны, ибо каждый есть личность со своими качествами, своей собственностью, и всякая попытка покуситься на то, что составляет это «я», есть грубое насилие, есть оскорбление самих основ природы, и Закон справедливых отношений между людьми, между вами и мною, единственно таков: никто не властен над моими правами и свободами, как и я ни над чьими; я представляю собой личность со своими свойствами, своей собственностью и заявляю свое «я» - не менее, но и не более того».

Вы согласны с тем, что нет ничего ценнее человеческой жизни?

III этап. Обсуждение результатов работы в группах и заполнение таблицы

Итоговая таблица .

Как ценилась человеческая жизнь

В первобытном

обществе

«В первобытном обществе жизнь человека не представляла особой ценности, т.к.а) важнее были интересу коллектива, поскольку человек не мог выжить один, погибнет род- погибнет человек; б) люди не знали, что человек умирает навсегда, они верили, что через какое –то время вновь смогут вернуться в общество».

В период

античности

В Древней Греции жизнь человека ценилась меньше интересов коллектива, поскольку еще давали о себе знать обычаи первобытного общества. Но во времена античности уже стали появляться идеи ценности человеческой жизни.

В средние

века

В ранее Средневековье, в результате разгрома варварами античной цивилизации (культуры), народы Европы сделали шаг назад в культурном развитии, вернувшись в своем миропонимании во времена первобытности.

В эпоху Средневековья люди не делали различий между реальным и потусторонним миром, жизнь человека обесценивали постоянные эпидемии и войны.

В современный

период

В XX веке, оказавшись перед угрозой гибели человечества, люди поняли, как дорога жизнь и что выживание всего человечества возможно лишь при условии признания за каждым права на жизнь.

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что на протяжении многих веков жизнь человека ценилась невысоко, считалось вполне возможным пожертвовать ею ради интересов коллектива. При этом решение о жертве человек далеко не всегда принимал самостоятельно, часто о том, можно ли отдать одну жизнь на благо множества людей, решал коллектив.

Прошли годы, мы живем в третьем тысячелетии. Что изменилось? Что сегодня более важно: жизнь одного человека или выживание коллектива?»

Решение дилеммы .

На воздушном шаре путешествует небольшая группа людей. Пролетая над океаном, они обнаружили, что шар теряет высоту и все больше снижается. Установив место своего нахождения, воздухоплаватели решили попробовать продержаться до ближайшего берега и сбросили все, что имелось на борту: шар взмыл вверх, но через некоторое время вновь начал снижаться. Что делать? Тогда один из путешественников предложил тянуть жребий: кому из них броситься в бушующий океан, пожертвовать собой ради спасения всех остальных.

Вопрос: Представьте, что вы оказались одним из путешественников, поддержали бы вы данную идею или с возмущением отвергли бы ее? Какое решение предложили бы вы?

Учитель. Предложить уч-ся, утверждающим право коллектива распорядиться чьей-то жизнью, найти решение еще одной проблемы: человек, которому выпал жребий, отказывается прыгать за борт, смогли бы вы выполнить роль палача?

Учитель. Идея жребия свидетельствует о том, что люди понимают несправедливость своего решения и хотят переложить ответственность за него на случай, на судьбу, на что-то высшее, что поможет им в будущем облегчить муки совести. В то же время человек, принуждающий кого-то отдать свою жизнь во имя жизни других людей, прекрасно понимает, что берет на себя вину всего коллектива, он будет убийцей живого человека, который только что говорил, смеялся, надеялся на будущее…

Дело в том, что человек, взявший на себя эту страшную обязанность, в памяти тех, кто остался жить, будет не их спасителем, а именно убийцей того, кто с мольбой о пощаде протягивал к нему руки.

Закрепление.

Тесты:

1. Подчеркните верный вариант продолжения фразы.

1) Равнодушное отношение к смерти у людей первобытного общества объясняется…

а) жестокостью б) особым миропониманием в) смелостью

2) в первобытном обществе интересы коллектива были…

А) важнее интересов отдельного человека

Б) менее важны, чем интересы отдельного человека

В) так же важны, как и интересы отдельного человека

3) Понятие «герой появилось …

а) в первобытном обществе б) в Средние века в) в эпоху античности

4) Гуманизм это

А) Любовь к животным, защита их от насилия, жестокого обращения, борьба за сохранение среды их обитания.

Б) Человеколюбие, человечность, уважение к людям, их человеческому достоинству.

В) Любовь к природе, защита ее от варварского уничтожения, охрана лесов, полей, воздуха, рек, морей и т.п. от загрязнения.

5) Люди начали осуждать месть и считать ее недопустимой, противоречащей нормам морали…

А) в Новое время б) в Средние века в) в эпоху античности

6) Люди Средневековья считали, что жизнь человека…

А) принадлежит ему, и он вправе распорядиться ею по своему усмотрению

Б) принадлежит обществу, и оно может распоряжаться ею

В) принадлежит Богу, и только он властен отнять ее.

7. После того как люди узнали, что смерть уносит человека навсегда…

А) появились первые идеи о недопустимости кровной мести

Б) появилось понятие «героизм»

В) жизнь каждого отдельного человека стала цениться выше интересов коллектива.

2. Текст с ошибками .

1. Тотем

2. Сострадание

3. Милосердие

    Давайте поразмышляем.

Вы знаете, что со временем отношение человека к человеку менялось. Какое из двух приведенных ниже утверждений могло бы соответствовать людям первобытной культуры (если бы они вообще задумывались об этом), а какое – современной?

Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами.

У человека не может быть никаких прав и свобод, он целиком зависит от коллектива, и поэтому воля коллектива важнее.

Обсуждение вопроса: кем дано человеку право на жизнь?

Учитель: Право на жизнь является естественным и конституционным правом человека. В Конституции РФ оно зафиксировано в статье 20. Государство таким образом, берет на себя обязательства создавать условия для реализации права человека на жизнь…

Конституции РФ. Статья 20.

    Каждый имеет право на жизнь.

Возможные ответы уч-ся: Государство должно делать все, чтобы человек родился, условия создания семьи, организация медицинского обслуживания граждан, образования, условий жизни.

Государство должно делать все, чтобы продлить жизнь человека:

    борьба с преступностью;

    здоровый образ жизни, охрана труда;

    борьба с вредными привычками, с болезнями.

Учитель: Реальным право человека на жизнь становится только там, где государство берет на себя гарантии его соблюдения.

Работа с высказыванием:

«Важнее спасти жизнь одного человека, чем построить семиярусную пагоду в честь Будды» (восточное изречение)

Вывод урока : Сегодня на уроке мы с вами ребята узнали о том, как долог был был путь, проделанный человечеством, прежде чем идея прав человека поселилась в умах и сердцах многих жителей планеты Земля и получила реальное воплощение в документе, названном Всеобщей декларацией прав человека.

Первая мысль о недопустимости человеческого жертвоприношения, первая добровольная смерть за людей, за их счастье – это великие достижения, великий подвиг. И люди, совершившие его, достойны почитания. Век от века все слышнее становились голоса мыслителей о ценности жизни каждого человека. Но только в XX веке, оказавшись перед угрозой гибели человечества, люди поняли, как дорога жизнь и что выживание всего человечества возможно лишь при условии признания за каждым права на жизнь.

Домашнее задание : повторить п.1- 6. Письменно ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы все люди третьего тысячелетия признали жизнь человека безусловной ценностью

Творческие задания. Жизнь дается один раз.

    Существует немало пословиц и поговорок, рассказывающих о любви к жизни. Вспомните или найдите в книгах не менее трех таких пословиц и поговорок. Объясните их.

______________________________________________________________

    Понравившуюся больше всего пословицу или поговорку изобразите в рисунке, можно шуточном.

    Продолжите фразы.

Древнегреческий драматург Еврипид (ок. 480-406 до н.э.) писал: «Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие ________________________________________________________________

Французский писатель Ж. Лабрюйер (1645-1696) утверждал: «Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего ________________________________________________________________

Русский писатель П.А.Павленко (1899-1951) полагал: «Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что ________________________________________________________________

    Ходом шахматного коня, начиная со значка +, прочитайте высказывание писателя С.П. Бородина (1902-1974).

    страшна -

    +

    что

    приходит

    времени.

    она

    смерть

    XXXXXXXXXX

    Не

    страшно

    раньше

    всегда

    Здесь зафиксированы слова французского философа и писателя Ж. –Ж. Руссо (171201778). Начиная с буквы «С» в центре лабиринта, соедините все буквы одной линией, ни разу не пересекая ее. А есть ли другие мерила человеческой жизни.

    л

    е

    н

    и

    я

    .

    б

    т

    ;

    ц

    е

    н

    а

    е

    е

    е

    и

    ж

    и

    з

    н

    ь

    н

    з

    р

    ч

    е

    С

    а

    м

    а

    и

    а

    т

    а

    б

    е

    с

    о

    п

    ч

    в

    о

    н

    з

    е

    н

    о

    г

    е

    и

    п

    у

    е

    е

    т

    о

    т

    и

    с

    Читая каждую вторую букву, восстановите высказывание немецкого поэта Г.Гейне (1797-1856). Постарайтесь его объяснить.

    Авмсреозндиотрлодвшыаеелгюшдщиьлоюрбпямтт –

    жоилзднщь

    Продолжите предложения.

Хорошая жизнь – это ________________________________________________________________

Самое главное в жизни - _______________________________________________________________Нельзя прожить жизнь без - _______________________________________

________________________________________

Задание для индивидуальной работы учащихся

1. Заполните пропуски в тексте:

1. Герой – это человек, … жертвующий своей жизнью, своими … во имя других людей.

2.Вторгнувшись на территорию …, варварские племена … и … многие произведения античной культуры, так как они были представителями …

3. Варвары не могли понять христианские заповеди, призывающие не …., …, так как в основе их культуры лежало правило: «…»

4. Быть христианином – это значит принять определенные …

2. Текст с ошибками .

Подчеркните ошибки в тексте. Ниже напишите правильный вариант.

Главн ую роль в изменении понимания человеком самого себя сыграло то, что люди стали больше думать о смерти.

После того как люди стали размышлять о жизни и смерти, они поняли, что человек умирает точно так же, как умирает все живое на Земле.

3. Соедините стрелками термины и определения

1. Тотем

А)Сообща переносить горе, сочувствовать горю, сокрушаться за кого-то, соболезновать

2. Сострадание

Б) Готовность делать людям добро; синонимами этого понятия являются такие слова, как «мягкосердечность», «жалостливость»

3. Милосердие

В) животное, растение или какой-либо неодушевленный предмет, которых люди первобытного общества считали своими родственниками.

Работа с текстом статьи 20 Конституции РФ и статьи 3 Всеобщей декларации прав человека.

Всеобщая декларация прав человека. Статья 3.

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновеность.

Конституции РФ. Статья 20.

    Каждый имеет право на жизнь.

    Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Вопросы и задания к документам.

1. Вспомните, какие права являются естественными и неотъемлемыми.

2. Почему право на жизнь признают главным и основным?

3. Каким образом Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека защищают право человека на жизнь?

Жизнь - путешествие, которое лучше совершать одиноко.
Жюльетта Адан

В любом человеке есть все человеческое: самое луч-шее и самое худшее.
Л.Лавель

В каждом человеке есть что-то от всех людей.
Г.Лихтенберг

Жизнь - это путь, покрытый терновыми кустами, которые рвут наши одежды и под конец оставляют нас израненными и обнаженными.
О.Бартелеми

Надо много пережить, чтобы стать человеком.
Сект - Экзюпери

Жизнь - карантин у входа в рай.
К.Вебер

Человек не рожден для того, чтобы быть счастливым, а для того, чтобы быть человеком, за собственный риск и страх... Надо, стало быть, вступать в жизнь, как идут в бой, храбро, не задаваясь вопросом, как и когда вернешься.
Э.Берсб

Величайшая из книг - книга жизни, которую нельзя ни закрыть, ни вновь открыть по своему произволу.
Ламартин

Жизнь человеческая похожа на дорогу, кончающуюся страшной пропастью: с первого же шага нас об этом предупреждают, но закон неумолим, надо идти вперед хотелось бы вернуться, да нет возможности все обру-шилось, исчезло.
Ж.Боссюэ

Нет человека, которому бы в жизненной лотерее доставались одни выигрыши.
Б. Пру с

Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как это ни странно, а без этого пуста жизнь.
В.ВЛозанов

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно.
Вольтер

Чтобы жизнь не казалась невыносимой, надо приучить себя к двум вещам: к ранам, которые наносит время, и к несправедливостям, которые чинят люди.
Шамфор

Жизнь без любви я считаю греховным и безнравственным состоянием.
Ван

Жизнь человеческая - беспрерывная, злая борьба; лишь только с одной стороны побеждены препятствия, улажен мир, с другой восстают из-под земли, падают с неба враги, нарушающие спокойное пользование жизнью, гармонию и развитие.
А.Герцен

Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны. Кто-то злобствует, кто-то сердится. Кто-то снова в тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании. Наши души - как топоры... Слишком многих мы словом ранили, Позабыв, что слова остры.
А.Дементьев

Жизнь коротка, искусство долговечно, случайные обстоятельства скоропроходящи, научные опыты под-вержены сомнению и суждения затруднительны.
Гиппократ

Жизнь есть касса, куда мы складываем все принад-лежащие нам духовные сокровища.
В.Гумбольдт

Жизнь - это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным - значит убить себя.
Ф.Геббель

Искусство жизни состоит не столько в том, чтобы сесть в подходящий поезд, сколько в том, чтобы сойти на нужной станции.
А.Зигфрид

Вот жизнь человека: в двадцать лет - павлин, в тридцать - лев, в сорок - верблюд, в пятьдесят - змея, в ше-стьдесят - собака, в семьдесят - обезьяна, в восемьдесят - ничто...
Б.Грасиан

Жизнь - это пилюля, которую невозможно проглотить, не позолотив.
Самуэль Джонсон

Большинство людей умирает, не зная, что они так и не жили. Но умирают счастливыми, так как этого не знают.
Ибсен

Лучше лишиться жизни, чем льстить низким. Нищета лучше, чем роскошь через богатство другого. Не стоять у дверей богатого и не говорить голосом просителя
- это лучшая жизнь.
Индусское изречение

Важнее спасти жизнь одного человека, чем построить семиярусную пагоду в честь Будды.
Китайское изречение

Если есть у тебя для жилья закуток - В наше подлое время - и хлеба кусок, Если ты никому не слуга, не хозяин - Счастлив ты и воистину духом высок!
Омар Хайям

Мы научаемся жить, когда жизнь наша уже прошла.
М.Монтень

Жизнь - шахматная игра; только она закончена, как все фигуры - короли, королевы, офицеры, башни, кони и пешки - бросаются в ящик.
М. Сафир

Жизнь - это воспоминание об одном мимолетном дне, проведенном в гостях.
Б.Паскаль

Жизнь, как бал:
Кружиться - весело, кругом все светло, ясно... Вернулся лишь домой, наряд измятый снял - И все забыл, и только что устал.
М.Лермонтов

Жизнь - долгий, очень долгий вдох... до последнего издыхания.
Жан Поль Рихтер

Это боги уже устроили так, что всякий мо-жет отнять у нас жизнь, но никто не в со-стоянии избавить нас от смерти.
Сенека

Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня.
Сенека

Жизнь наша коротка, потому что мы делаем из нее дурное употребление.
Сенека

Трудно начать жизнь сызнова - те, кто всегда начинают жить, живут дурно.
Сенека

Недостойным кажется затягивать жизнь пустыми на-деждами. Нет, благородный человек умеет красиво жить и красиво умереть.
Софокл

Чтобы сомнительно обеспечить нашу сомнительную жизнь в сомнительном будущем, мы наверно губим нашу верную жизнь в верном настоящем.
Л.Толстой

Короткая жизнь дана нам природой, но память о хорошо проведенной жизни остается вечной. Жизнь наша стала бы прекрасна, если бы мы только увидали всю ее низость.
Г. Торо

Я умру, что останется? Лучик во мгле, От опавших цветов лепестки на земле. Свиток жизни исписан, вздох сделан последний, Искра поздняя гаснет в холодной золе.
Фараддин Ирака

Когда мы в суете проводим день заднем, Мы жизнью эти дни ошибочно считаем.
Лишь истинная жизнь оста-нется от жизни, Когда в конце концов итог мы подведем.
Камаладдин Исфахани

Справедливо, что жизнь чело-века есть настоящий роман, ко-торый, при мужественном галержании, доставляет воображению более высокое удо-вольствие, чем всякий вымысел.
Р.Эмерсон

Жизнь не горька для того, кто твердо убежден, что вовсе не жить - не беда.
Эпикур

Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтоб умереть.
В.Алъфиери

Охранять природу - значит охранять родину.
М.Пришвин

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
Пифагор

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
Сократ

Природа есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры.
М.Пришвин

Лучшая весть, которую мне шлете, это не та, что природа так прекрасна и бла-годетельна дая вас, но та, что есть человек, который так прекрасно умеет любить ее.
Г. Тор о

Только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком.
К.Маркс

Что значишь ты без трав и птиц и без любви к пчеле жужжащей, без журавлей над хвойной чащей, без миловидных лисьих лиц? Когда поймешь ты наконец, врубаясь в мертвые породы, о человек, венец природы, что без природы твой венец?
Оемен Кирсанов

Родину надо любить с лесами, полями, реками и тра-вами. Только тогда проявляется у человека большая вер-ность и большая любовь.
М.Калинин

Через триста-четыреста лет вся наша земля обратится в цветущий сад и жизнь будет тогда необычайно легка и удобна.
А.Куприн

Жизнь есть комедия для того, кто мыслит, и трагедия для того, кто чувствует.
Эпикур