Правила обращения с огнем. Правила пожарной безопасности для школьников рф

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ

Каждый год на территории Магаданской области от лесных пожаров гибнут многие тысячи гектаров леса. В отдельные, наиболее засушливые годы, в окрестностях Магадана одновременно возникает до полутора десятков лесных пожаров. Обычно о начале пожароопасного сезона объявляется по местному радио и в печати. В период с 1 мая по 1 октября в сухую погоду костры в лесах разводить запрещается.

Почему загорается лес?

Самопроизвольно в природе лес может загореться по следующим причинам:

1). Удар молнии (так называемые “сухие грозы”). Такие пожары возникают каждый год на огромных пространствах Сибири и Северо-востока.

2). Извержение вулкана с выбрасыванием раскаленной лавы, пепла и газов. Лесные пожары по подобной причине нашей области, на первый взгляд, не грозят. Однако, по данным СВКНИИ, в районе бухты Сиглан (полуостров Кони), в начале века произошло землетрясение с образованием трещин и истечением раскаленных газов, вызвавших возгорание леса. Обгоревшие свидетели того пожара до сих пор встречаются в каменных россыпях.

3). Длительное трение в сухую ветреную погоду сухих веток одна о другую, - подобно тому, как трением двух кусочков дерева добывали огонь наши давние предки. Следует отметить, что хотя теоретически подобное в природе вполне возможно, реально доказать это явление трудно.

Однако в большинстве случаев в пожарах (до 97% !) виноват человек. Как это происходит?

1). Неправильный выбор места для костра , неправильное устройство кострищ, отсутствие надлежащего присмотра за костром, неправильная ликвидация костра.

2). Курение в лесу . Брошенный в засушливый период на сухую моховую подстилку окурок, даже если он хорошо (по мнению курильщика) затушен, сыграет роль фитиля, поднесенного к пороховой бочке.

3). Стрельба из охотничьих ружей и запуск ракет в сухую погоду. Дымящийся ружейный пыж (войлочный, бумажный) при попадании на подходящий горючий материал ведет себя подобно не загашенному окурку. В ветреную погоду запущенная сигнальная ракета порывом ветра часто отбрасывается вниз еще до своего полного сгорания. Особенно опасен запуск ракет в сухую погоду в гористой местности, т.к. даже при отсутствии ветра ракета может упасть на залесенный склон.

Помните: запускать ракеты нужно в сторону обширных водных пространств либо безлесных участков.

4). Брошенные в лесу стеклянные (или из прозрачной пластмассы) банки и бутылки Если в них попадет вода, то, поскольку банка имеет округлую форму, образуется своеобразная собирающая линза. Подобная линза может получиться и из достаточно большого выпуклого осколка банки либо бутылки. Поскольку каждый в детстве что-нибудь да поджигал через собирающую линзу (“лупу”), нетрудно представить результат соединения в природе засушливой погоды, яркого солнца и любезно брошенной человеком стеклянной банки. Следует оговориться, что некоторые специалисты по охране природы допускают, что наполненная водой банка может вызвать пожар только теоретически, - но стоит ли пренебрегать даже теоретической возможностью пожара?

5). Искры из выхлопных труб техники, имеющей двигатели внутреннего сгорания. Если двигатель автомобиля, трактора, бензопилы плохо отрегулирован, раскаленные искры могут стать причиной пожара. Это обстоятельство особо необходимо учитывать при проведении лесоразработок.

6). Сжигание травы на огородах. Огородники, сжигая сухую траву и ботву, или пуская пал на невозделанной пустоши, не всегда могут контролировать огонь, особенно в ветреную погоду.

Выжигание сухой травы вовсе не так безобидно, как кажется. Если огород вплотную подходит к лиственничному лесу, огонь уничтожает слой дёрна между деревьями, который как бы цементирует собой почву. Лиственницы же имеют одну особенность, помогающую им выжить в краю вечной мерзлоты, но, вместе с тем, делающую их легкой жертвой даже небольшого “низового” пожара: корни лиственниц не уходят в глубь почвы, а стелются по ее поверхности, наподобие спиц зонтика. Поэтому, стоит огню уничтожить слой дёрна, как ветер валит лишенные достаточной опоры деревья. Это печальное явление можно видеть на берегах бухты Гертнера, в зоне массового отдыха за “Горняком”.

7). Преднамеренные поджоги. К сожалению, в последнее время по этой причине возникает все больше пожаров в пригородных лесах. Дело в том, что леса вблизи населенных пунктов принадлежат к лесам I группы, сводить которые ради устройства огородов запрещено. Но если устроить лесной пожар, потом можно с “чистой совестью” (с тем, что от неё осталось) обратиться в соответствующие инстанции за разрешением на отвод земли под картошку - леса-то уже нет!

Такие люди, образно выражаясь, сами роют себе яму.

Дело в том, что Магадан, к примеру, давно и прочно вошел в число городов с наиболее запыленным воздухом. В “содружестве” с пониженными температурами воздуха пыль вызывает болезни органов дыхания - бронхиты (самая популярная болезнь у магаданцев), фарингиты, риниты, аллергические реакции, воспалительные заболевания глаз. Поставщиками значительной части этой опасной пыли и являются картофельные огороды (в наиболее опасные периоды - май-июнь и конец сентября-октябрь, - т.е. когда на них нет ни снега, ни растительности).

Где нельзя разводить костры в бесснежный период?

1). На полянах, покрытых сухой травой. Один порыв ветра - и вся поляна в огне!

2). На сухих торфяниках; на покрытых сухим мхом полянках.

3). На участках леса, обильно покрытых сухим хворостом.

4). Под склонами, покрытыми сухой травой. Дело в том, что теплый воздух всегда поднимается вверх и при этом как бы “прилипает” к склону. Даже при слабом ветерке искры от костра вызовут пожар, мгновенно распространяющийся снизу вверх. Именно по этой причине каждый май-июнь горит пригородный лес в районе популярного у магаданцев места отдыха - на Горняке (бухта Гертнера).

5). Среди зарослей молодых сосен и пихт. В жаркую погоду хвоя этих деревьев полна летучих эфирных масел, которые прекрасно горят. (Конечно, в области такие деревья не растут, но вдруг придется побывать на “материке”. . .).

6). Ближе 10 метров от живых деревьев. Пожара такой костер не вызовет, но деревьям может повредить.

7). На каменных россыпях, лежащих на моховой подстилке. Это очень коварные места. Даже если аккуратно выщипать мох между камнями (или завалить щели со мхом камнями поменьше), огонь может проникнуть внутрь, в подстилающий камни моховой слой. Опасность такого места в том, что даже если очень тщательно залить кострище водой, огонь, “путешествующий” под камнями, пройдет как по фитилю и выйдет пожаром в нескольких метрах в стороне, когда люди уже ушли. По этой причине неоднократно случались пожары на Снежной долине.

Где можно разводить костры?

1). На голых (каменистых, песчаных, глинистых) берегах водоемов, на речных косах.

2). На голых островках в пойме реки.

3). На обширных каменных россыпях (без подстилающего их мха!).

4). На голых склонах сопок выше уровня леса.

5). На обширных полянах с зеленой травой. (При этом помните, что след от костра не зарастает в течение 5 - 7 лет!

6). На специально оборудованных площадках.

В любом случае при разведении огня в лесной зоне необходимо это делать поблизости от воды!

Как быть, если трудно выбрать достаточно безопасное место для костра?

Для центральных районов области характерны обширные участки разреженных лиственничных лесов, где почва плотно покрыта низкорослой растительностью, ягелем, при этом обнажения у берегов ручьев (песок, галька и т.п.) практически отсутствуют.

В такой ситуации огонь надо разводить прямо в русле ручья - на маленьком островке, большом камне; можно и сделать небольшую насыпь, подняв со дна ручья достаточное количество камней. Разумеется, при этом кострище должно быть небольшим.

Как правильно устроить безопасное кострище?

1). Выбрать сухое, желательно возвышенное, место - исходя из вышеперечисленных условий.

2). При выборе учитывать направление ветра, т.к. искры от костра могут им разноситься довольно далеко.

3). Вырезать в верхнем слое почвы квадрат 1х1 метр и осторожно снять его (вместе с травой).

5). Оконтурить кострище камнями (плотно, без промежутков).

6). Если рядом есть немного сухой травы, выщипать её (в радиусе до 3 метров).

7). Из полученной ямы часть грунта рассыпать вокруг за камнями - на случай “выстреливания” из костра горящего уголька).

8). Поставить рядом с кострищем ведро с водой.

9). Пока горит костер, около него должен неотлучно находиться дежурный.

Как правильно загасить костер?

1). Залить костер водой до прекращения выделения огня - начинает идти дым.

2). Залить кострище водой до прекращения выделения дыма - начинает идти пар.

3). Залить кострище водой до прекращения выделения пара.

4). Разровнять угли на дне кострища.

5). Убрать камни туда, откуда вы их взяли.

6). Положить на место кострища квадрат дерна, слегка придавить его и полить водой.

Помните: костер необходимо заливать водой до прекращения выделения пара!
Если у вас нет необходимого количества воды, засыпьте кострище влажным грунтом и хорошо утопчите.

Как быть, если вы вызвали пожар или наткнулись на небольшой очаг лесного пожара?

1). Нельзя паниковать; нужно действовать решительно и попытаться погасить очаг пожара.

2). Если поблизости есть водоём, необходимо организовать “цепочку”, по которой передавать ёмкости с водой. Не стоит всем одновременно бегать за водой, так как это создает путаницу и зря теряется время.

3). Эффективным способом является “захлопывание” огня мокрой одеждой (куртки, штормовки и т.п.). Можно для этой цели использовать и большие зеленые ветки, хотя эффект будет поменьше. При “захлопывании” надо помнить, что после удара веткой или курткой, их надо немного “протянуть”, плотно прижимая к почве, как бы стирая огонь. Не применяйте для захлопывания капроновые ветровки!

4). Если есть лопаты, нужно делать минерализованную полосу, т.е. окружать очаг огня кольцом очищенной от растительности земли (вырыть кольцевую канавку). Этот способ особенно хорош при тушении пожара на торфяниках и мхах

ПАМЯТКА ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ПОЖАРА :

  • не играйте с огнем;
  • не бросайте зажженные спички в почтовые ящики и мусоропровод;
  • не разводите костры вблизи строений и в парковых зонах;
  • не оставляйте без присмотра включенные в сеть бытовые электроприборы.

ПОМНИТЕ, ЧТО ДАЖЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПОЖАР НАЧИНАЕТСЯ ОТ ОДНОЙ СПИЧКИ ИЛИ ДАЖЕ ИСКРЫ! БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ОГНЕМ!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ! Мы, взрослые, знаем, что такое огонь и сколько бед приносит людям пожар. А ребенок всегда бессознательно тянется к огню! Зачастую дети выбирают укромные места для своих опасных игр – собираются в сараях, подвалах, на чердаках. Поэтому очень важно организовать досуг детей и предпринять все меры воспитательного характера по предотвращению детской шалости с огнем:

  • убирайте спички, зажигалки и свечи в недоступное для детей место;
  • не разрешайте детям играть с бензином и другими горючими веществами;
  • если вы оставили дома детей одних, то научите их правильно пользоваться бытовыми электроприборами;
  • объясните, что во время пожара нельзя прятаться под кроватями, в шкафах и других труднодоступных местах, нужно быстро покинуть горящее помещение;
  • доступно расскажите детям, как в случае пожара правильно вызвать пожарную охрану: по телефону 01 сообщить, что и где горит, назвать свой адрес, телефон, фамилию.
  • совместно с детьми, в игровой форме, проведите тренировку эвакуации в случае возникновения пожара:

Если пожар возник в квартире, нужно: позвонить в пожарную охрану, выйти на лестничную клетку (при этом плотно закрыть за собой дверь квартиры), оповестить соседей о пожаре, эвакуироваться из подъезда.
Если пожар возник на лестничной клетке, нужно: позвонить в пожарную охрану, выйти на балкон (при этом плотно закрыть за собой балконную дверь), криками о помощи привлечь к себе внимание, дожидаться приезда пожарных.

ПОЖАР ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ПОТУШИТЬ! СТРОГО СОБЛЮДАЙТЕ МЕРЫ!

Действия при пожаре в школе:

Здания школ относятся к объектам с массовым пребыванием людей.
Поэтому вместе с остальными мерами по организации предупреждения пожаров, существенное место занимает отработка правил эвакуации и поведения при пожаре детей.
Сильных отличий в действиях детей разных возрастов нет, однако, есть и некоторые особенности поведения.
В любом случае если вы первый обнаружили пожар, НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЕ УЧИТЕЛЮ!!!

Основными действиями для всех детей будут являться:

  • никакой паники!
  • по команде учителя покиньте помещения или учебные классы, в которых находитесь;
  • покидать помещения следует организовано, не стоит тратить время на сборы личных вещей;
  • следовать согласно указательных знаков «ВЫХОД»;
  • после эвакуации из школы учителя должны будут построить вас (как правило на стадионе) для того, чтобы пересчитать по списку. Делается это с целью не потерять детей.

Есть моменты, на которые подросткам стоит обратить особое внимание.
Некоторые маленькие дети могут испугаться, поэтому необходимо внимательно следить за ними. Если есть дети, которые испугались, то на них надо воздействовать убеждениями, а также примером поведения других детей.
Дети постарше и старшеклассники могут, наоборот, проявлять так называемый «героизм», то есть побежать туда, где горит огонь, с банальной целью посмотреть, или попробовать потушить, чтобы в лицах одноклассников стать «героями». Такие действия приводят к печальным последствиям и их не нужно допускать.

Реально оценивайте степень опасности, не пытайтесь, без острой необходимости, спускаться по связанным простыням, наружной арматуре и металлическим предметам наружной части зданий.
При несчастных случаях и других угрожающих здоровью и жизни состояниях, требующих неотложной медицинской помощи до прибытия медработника или доставки больного в медучреждения, необходимы начальные простейшие меры помощи.
При вывихах, переломах, разрывах и растяжениях связок особенно важно обеспечить неподвижность конечностей. Сделать это можно при помощи
шин из дощечек, коры деревьев, картона и других подручных средств, закрепив их бинтами, косынками, ремнями, лоскутами ткани. Если травма не сопровождается переломами костей, можно ограничиться тугой повязкой, обездвиживающей травмированную конечность в поврежденном суставе. После наложения шин, пострадавшего надо доставить в травмпункт.
Во время оказания первой помощи при ожогах прежде всего нужно устранить причины вызывающие ожог. Если горит одежда, сбить пламя потоком воды, завернуть пострадавшего в одеяло или в любую другую плотную ткань.
Нельзя бежать в горящей одежде, так как ветер, раздувая пламя, только усилит ожог. Не следует срывать с обоженного места одежду. Ее надо разрезать и осторожно снять, а прилипшие к коже куски материи коротко обрезать ножницами по краям. Если ожог вызван химическими веществами, следует, сразу же струей воды обмыть (15мин) обожженные участки тела. При обширных ожогах любой степени пострадавшего необходимо, как можно быстрее, доставить в больницу.
Если при этом на обожженную поверхность нельзя наложить повязки, то пострадавшего необходимо обернуть чистой простыней, укутать одеялами. Никакого самолечения.

4-й класс

Тема. "Огонь – друг и враг человека".

Цели. Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем; познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить соблюдать их; учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения; давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Оборудование. План эвакуации из школы; знаки пожарной безопасности; книга В.Бианки "Лесная газета" (или отпечатанные отрывки из текста).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей занятия

Учитель. Ребята! Играя, вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия.

Дидактическая игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке;
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел?

Что объединяет эти четверостишия? Какая тема нашего занятия?

Дети. Безопасное обращение с огнем.

У. Прочитайте на доске вопросы, на которые мы должны будем найти ответы в ходе урока.

На доске:

– Сформулируем тему урока.

На доске:

– Для этого какой союз и какой знак выбираем? Почему?

Д. Выбираем союз "и".

У. Огонь-друг – согревает, помогает готовить пищу, плавит сталь, соединяет металл (сварка).
Огонь-враг – уничтожает все живое и неживое.

Стихотворение Е.Ильина читает подготовленный ученик.

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!

III. Рассказ о причинах возникновения пожара

У. С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу.
И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.
Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.
Так, история человечества отмечена катастрофическими пожарами, многие из которых уничтожили целые города: Рим (70 г. до н.э.), Сан-Франциско (1906 г.)
Где же та грань, когда огонь перестает быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Дети записывают определения в тетрадь.

– Почему возникает пожар?

Д. Люди перестают быть осторожными с огнем.

У. Какие примеры, известные вам, подтверждают это?

Ответы детей.

– Скажите, поступок мальчика из следующего примера – шалость или хулиганство?
Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги.

Д. Это хулиганство.

У. Послушайте отрывки из стихотворений. Назовите произведение и автора.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!"

Д. Корней Иванович Чуковский. "Путаница".

У. Может ли море гореть?

Д. Нет.

У. Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в "Путанице"?

Д. Игра со спичками лисичек привела к пожару.

Д. Самуил Яковлевич Маршак. "Кошкин дом".

У. Почему возник пожар?

Д. Была оставлена без присмотра печь.

У. Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.

Д. Сергей Владимирович Михалков. "Дядя Степа".

У. Кому помог Дядя Степа во время пожара?

Д. Он выпустил голубей.

У. Можно ли догадаться о причине пожара на чердаке?

Д. Наверное, дети играли с огнем на чердаке.

У. Познакомьтесь с правилами, которые следует не только знать, но и выполнять!

Дети читают памятки.

    Не устраивай игр со спичками.

    Не пользуйся неисправными электрическими приборами, не оставляй их без присмотра.

    Чтоб он не стал твоим врагом,
    Будь осторожен с утюгом.

    Не суши белье над газом,
    Все сгорит единым разом.

    Все горючие жидкости и легковоспламеняющиеся материалы не храни вблизи огня и нагревательных приборов.

    Не кури, курильщик – это поджигатель.

    · Не оставляй без присмотра печь.

Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь.

    Не украшай елку свечами. Не пользуйся вблизи елки бенгальскими огнями, хлопушками.

    Выходя из квартиры, убедись, что ты нигде не оставил источника огня (закрой печь, выключи газ, электроприборы).

У. Все причины возникновения пожара можно разделить на две большие группы.

На доске:

– Однако детские шалости с огнем составляют большой процент от общего числа пожаров: так, в 1995 г. – 10,5%, то есть 10 из 100 пожаров; в 1997 г. – 9,4%, то есть 9 из 100.
В огне гибнут люди!!!
Детей погибло при пожарах: в 1991 г. – 17,6%, то есть 17 человек из 100 погибших – дети; в 1993 г. – 13,6%, то есть
13 человек из 100.

У. Сделаем вывод: как вы поступите, если увидите, что во дворе вблизи строений дети играют со спичками?

Д. Надо их остановить.

У. Вам на Новый год подарили бенгальские огни и фейерверки. Где вы их будете зажигать?

Д. На открытой местности, вдали от строений.

IV. Физкультминутка

Исходное положение: стоя у парты.

У. Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?

V. Знакомство с правилами самоспасения при возникновении пожара

У. Посмотрев сценку, вы должны будете дать оценку поступкам героев: кто действовал правильно, кто неправильно, и почему вы так думаете.

Дети разыгрывают сценку.
Буратино мастерит ракету, запускает ее с помощью спичек. Взрыв! "Пожар!" – кричит Буратино и начинает метаться по классу. Залезает под стол – прячется.
Вбегает Мальвина, звонит "01", вызывает пожарную команду, вытаскивает Буратино на свежий воздух, оказывает первую помощь.

У. Кто нарушил правила пожарной безопасности?

Д. Буратино.

У. Какие?

Д. Играл со спичками, не позвонил "01", спрятался.

У. Как действовала Мальвина. Повторите хором слова, которые она произнесла, вызывая пожарных.

Д. Это пожарная дружина? У нас в школе пожар. Адрес: ул. Юбилейная, дом 1.

У. Почему она не поприветствовала людей, не попрощалась?

Д. Нет времени.

У. Что необходимо сказать пожарным?

Д. Адрес и характер возгорания.

У. Почитайте девиз урока, записанный на доске.

На доске:

Помни каждый гражданин этот номер "01"!

– Запомните этот номер.

Дети выполняют задание.

– Запишем правила поведения при возникновении пожара в тетрадь.

    Если пожар в зачатке, надо попытаться потушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.

    Позвоните по телефону "01", сообщите точный адрес и характер возгорания.

    Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь.

–На что вы можете рассчитывать при пожаре? Есть 4 основных фактора, которые необходимо знать, если вы хотите спастись при пожаре.

1. Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
2. Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
3. Жар от огня настолько силен, что сам по себе может вызвать гибель.
4. Недостаток времени. Пожар не оставляет времени, нужно успеть выбраться из огня.

О чем следует помнить, принимая меры по спасению?
Если густой дым заполнил все выходы (огонь движется всегда вверх), плотно закройте входную дверь в комнату, законопатив все щели мокрыми тряпками, чтобы предохранить от проникновения дыма. Если дым проник в комнату – держитесь около пола, там всегда есть воздух. Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире.
Эти действия необходимы для вашего спасения, когда вы дома.
Как вы думаете, не изменится ли последовательность и сами действия в случае пожара в школе?

Д. Не знаем.

У. В школе важно как можно раньше поднять тревогу для того, чтобы у большого количества людей было время эвакуироваться из здания. Как можно сообщить о пожаре?

Д. Кричать, сказать взрослым.

У. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

На доске:

  • Вызов пожарной охраны.

    Эвакуация.

    Сбор (место заранее должно быть согласовано).

    Перекличка.

– В школе много людей, если все они будут эвакуироваться через одни двери, что случится?

Д. Давка.

У. В каждом общественном месте есть "План эвакуации". Где он висит в нашей школе?

Д. На втором этаже.

У. Рассмотрите "План эвакуации": что на нем отмечено, что показано стрелками, как будем выходить мы, по какому пути?

Дети отвечают на вопросы.

– Как вы знаете, пожары случаются и в природе. Отчего это происходит и что может сделать каждый из нас – на эти вопросы мы ответим после самостоятельного прочтения отрывка из "Лесной газеты" В.Бианки.

"Беда, если на сухой лес попадет молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо затушит костер. Тонкой змейкой побежал огонь... Не теряй ни секунды. Это беглый пожар – ты сам можешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живо наломай свежих лиственных веток и бей ими, бей огонек, сбивай его, хлещи что есть силы, – не давай ему расти... И зови на помощь товарищей. Если под руками есть лопата или хоть крепкая палка, копай землю, забрасывай огонь землей и кусками дерна. Если ж огонь успел подняться с земли и пошел перекидываться с дерева на дерево – это уж повальный, или верховой, пожар. Со всех ног беги к людям, бей тревогу".

Дети отвечают на ранее поставленные вопросы.

Д. Лесной пожар надо тушить ветками, с помощью лопат...

У. Перечисленные вами средства пожаротушения – пучок из лиственных веток, земля, дерн – это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, покрывало, одеяло.
Есть табельные средства пожаротушения: топор, багор, ведро, огнетушитель. Где вы их видели у нас в школе?

Д. На пожарном щите в хозяйственной части двора.

У. Самое же эффективное средство – это... пожарная машина.

Кто управляет и тушит огонь этим средством? Люди какой профессии всегда готовы прийти к вам на помощь?

Д. Это пожарные.

У. Какими качествами должен обладать пожарный?

Д. Способностью к самопожертвованию, мужеством, обладать физической силой, ловкостью, профессионализмом.

У. История хранит немало подвигов, совершенных в мирные дни. Самой дорогой медалью считается у пожарных "За отвагу на пожаре", высокой наградой называют и благодарность людей, спасенных от огня.

VI. Знакомство с правилами предупреждения пожара

У. Согласитесь, что легче пожар предупредить, чем потушить.

А как же узнать, что нам может подсказать, с какими материалами надо обращаться осторожно, где огнетушители и т.д.?

Существуют знаки пожарной безопасности.

Дети рассматривают первую группу знаков.

На доске:

Д. Запрещающие знаки.

У. Какие запрещены действия?

Д. Пользоваться открытым огнем.
– Вход запрещен.
– Курить запрещено.

Дети рассматривают вторую группу знаков.

На доске:

У.

Д. Эти знаки предупреждающие.

У. О чем они предупреждают?

Д. Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещи.
– Осторожно! Опасность взрыва.
– Осторожно! Электрическое напряжение.

Дети рассматривают третью группу знаков.

На доске:

– Как называется эта группа знаков?

Д. Это предписывающие знаки.

У. Они разрешают действия только при выполнении конкретных требований безопасности труда:

– работать в защитных очках;
– проход держать свободным;
– выходить здесь.

Дети рассматривают четвертую группу знаков.

На доске:

У. Как называется эта группа знаков?

Д. Это знаки указательные.

У. Они служат для оповещения о местонахождении различных объектов. Каких?

Д. Огнетушителя.
– Пункта извещения о пожаре.
– Места для курения.

У. Выполняя эти и другие правила пожарной безопасности, вы оградите себя и своих близких, знакомых от пожара.
Но если все же случился пожар, как оказать первую помощь пострадавшему, побывавшему в условиях пожара?

VII. Знакомство с правилам оказания первой помощи

У. Известно, что чем дольше не принимаются меры при ожоге, тем серьезнее будет травма пострадавшего.
Необходимо:
– облить обожженные места большим количеством воды, охладить;
– снять с пораженных мест кольца, часы, ремни, обувь... так как эти места начнут отекать;
– снять сгоревшие и дымящиеся части одежды, если они не прилипли к пораженным участкам тела пострадавшего;
– защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом;
– вызвать "Скорую помощь" по телефону "03".
В чем будет заключаться первая помощь человеку, у которого загорелась одежда?
Надо остановить его, повалить на землю или на пол, катать по земле, чтобы потушить пламя.

VIII. Итог урока

У. Что не нужно делать при возникновении пожара?

Д. Паниковать, в одиночку бороться с пламенем, не вызвав пожарных.
– Прыгать из окна.
– Прятаться...

У. Что нужно делать?

Д. Сохранять хладнокровие.
– Вызвать пожарных.
– Принять меры для спасения жизни.

У. По какому телефону вызывают пожарную дружину?

Дети хором отвечают девиз урока: "Помни каждый гражданин этот номер "01".

IХ. Домашнее задание

У. Составьте высказывания на тему: "Что я расскажу младшему товарищу о пожаре?"

Немаловажным аспектом в обучении детей школьного возраста правилам пожарной безопасности является непосредственное участие родителей в этом процессе. Родителям необходимо не только напоминать детям о мерах пожарной безопасности, но и самим неукоснительно соблюдать данные правила, в целях безопасности и предотвращения пожаров.
Не следует оставлять на видных местах спички, зажигалки, следить за исправностью электроприборов, степенью изношенности изоляции электрошнуров, прятать от детей емкости с химикатами и горючими веществами и т.п.
Родителям необходимо как можно чаще проводить беседы с детьми о том, как они должны себя вести при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основные правила поведения при пожаре

Эти правила очень важно запомнить детям.
Если в доме возник пожар и рядом нет взрослых, что делать:

  1. Не паниковать, постараться быть собранным и внимательным.
  2. Вызвать пожарную службу по телефону 01. Сообщить свою фамилию, точный адрес, этаж, сказать, что и где горит.
  3. Если возможно сообщить о пожаре соседям.
  4. Небольшое возгорание можно попытаться затушить подручными средствами, если в доме нет огнетушителя: кроме воды, которую необходимо во что-то набирать, подойдет мокрая ткань (простыни, полотенце), плотное одеяло, подойдут также песок, земля, если они есть в доме.
  5. Не пытайтесь погасить сильный пожар самостоятельно, старайтесь быстрее покинуть помещение.
  6. Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату, нужно постараться покинуть в квартиру.
  7. Дым не менее опасен, чем огонь. Если в помещении дым, нужно закрыть нос и рот влажным платком или шарфом, лечь на пол и ползком пробираться к выходу - внизу дыма меньше.
  8. Если произошло возгорание в бытовом электроприборе, нужно попытаться выдернуть вилку из розетки или обесточить через электрощит.
  9. Если загорелся телевизор, его необходимо обесточить, накрыть плотной тканью, если он продолжает гореть, можно попробовать залить воду, через отверстие в задней стенке, только при этом, в целях безопасности, нужно стоять сбоку, так как экран может взорваться.
  10. Если пожаром охвачена одна из комнат, нужно плотно закрыть дверь горящей комнаты и постараться уплотнить дверь, смоченными в воде тряпками, там, где есть щели, чтобы не проходил дым.
  11. Если горит соседняя квартира, и в тамбуре, и на лестничной площадке огонь, и нет возможности выхода по лестнице на улицу, необходимо уплотнить входную дверь в квартиру и поливать ее водой до приезда пожарной бригады.
  12. Если придется пробираться через помещение охваченное огнем, нужно облить себя водой, намочить одеяло или покрывало, накрыться им, набрать в легкие воздуха, постараться задержать дыхание и как можно быстрее преодолеть опасное место.
  13. Если нет возможности выбраться из горящей квартиры, надо выйти на балкон, плотно закрыв за собой дверь. Лучше не спускаться с балкона с помощью простыней или веревок - это очень опасно.
  14. Во время пожара в подъезде лифт может отключиться, поэтому пользоваться им нельзя ни в коем случае.

Если на человеке горит одежда:

  1. Если на вас горит одежда, ни в коем случае не пытайтесь бежать, огонь будет разгораться еще сильнее.
  2. Нужно как можно быстрее сбросить горящую одежду, постараться сбить пламя - падайте на землю и катайтесь, если поблизости есть лужа или снежный сугроб - падайте в них.
  3. Если находитесь в помещении, можно набросить на себя какую-нибудь плотную ткань (одеяло, покрывало, пальто), только оставляйте открытой голову, чтобы не задохнуться дымом.
  4. До приезда врачей не снимайте самостоятельно одежду с обожженных участков тела!

Первая помощь при ожогах:

  1. Приложите к месту ожога влажную и холодную ткань, хорошо, если есть
  2. стерильный бинт, салфетки (обычно они есть в аптечках у водителей), можно смачивать пораженный участок холодной водой.
  3. Не отдирайте одежду от пораженных участков, не смазывайте ожог маслами и мазями, ждите приезда скорой помощи.

Правила пожарной безопасности в лесу:

  1. Нельзя разводить костры в жаркую, сухую, ветреную погоду.
  2. Разжигать костры следует в специально предназначенных для этого местах.
  3. Хорошо, если около места разведения костра будет вода и ветки для захлестывания огня на случай распространения пламени.
  4. Не желательно разводить костры рядом с деревьями - это небезопасно и может привести к гибели деревьев.
  5. Если в лесу начался пожар, главное - не дать огню распространиться. В случае, если потушить огонь своими силами не получается, необходимо срочно сообщить о пожаре в пожарную службу по номеру «01».
  6. При тушении возгораний своими силами можно использовать, кроме воды, способ «захлестывания огня по кромке пожара», для этого подойдут зеленые ветви, можно засыпать кромку пожара грунтом, для перекрытия доступа воздуха и охлаждения горящих материалов.

По каким причинам возникают пожары

Прежде чем говорить о том, каким правилам пожарной безопасности в школе должны учить детей, расскажем о наиболее частых причинах возникновения пожаров. Как вы понимаете, возникают они не только потому, что дети играют со спичками. Причин возгораний множество, а к основным из них относятся:

. Нарушение правил эксплуатации электрических приборов.

. Использование электроприборов и розеток даже с незначительной поломкой.

. Использование нескольких мощных электроприборов одновременно.

Неосторожное обращение с огнем (разведение костров, использование для их разжигания горючих веществ и т.д.).

. Забытые включенные электроприборы.

. Неаккуратное обращение с огнеопасными игрушками (петарды, хлопушки и др.).

. Использование аэрозолей и других баллонов под давлением вблизи огня (аэрозоль от комаров у костра).

. Не затушенный окурок.

И это далеко не все причины, по которым возникают пожары, уносящие человеческие жизни. Согласно статистике, более 90 % пожаров возникает по вине человека, а поэтому все мы - не только учащиеся, должны изучать и запоминать правила пожарной безопасности. Школьники обязаны их повторять из года в год, а учителям это необходимо контролировать.

Учащиеся младших классов обязательно должны знать: что такое пожар, его причины, номер телефона пожарной службы и МЧС. Школьники должны уметь: пользоваться электроприборами, тушить костры, выводить малышей из помещения, где случился пожар.

Пожарная безопасность для школьников начальных классов заключается в следующих простых правилах:

  1. Нельзя трогать спички.
  2. Нельзя играть возле открытого огня и раскаленных предметов.
  3. Нельзя сушить возле них одежду.
  4. Нельзя разводить костры без присутствия взрослых.
  5. Нельзя забывать о включенных электроприборах.
  6. При пожаре сразу сообщать взрослым.

Правила противопожарной безопасности для школьников среднего звена заключаются в том, что они должны знать: как обращаться с электрическими приборами, какие материалы легко возгораются, как пользоваться огнетушителями и другими средствами от огня и дыма, как спасать себя и детей.

Противопожарная безопасность в школе для учащихся старших классов сводится к следующим правилам:

  1. Следить за детьми, чтобы они не играли с огнем.
  2. Не нагревать предметы из неизвестного материала.
  3. Не оставлять включенные электроприборы без присмотра, а уходя из дома выключать их из сети.
  4. Не использовать горючие средства для разжигания костров, печей.
  5. Тушить костры до конца.
  6. Не поджигать сухую траву или тополиный пух.
  7. Не кидать в урны горящие спички.
  8. Не протирать включенные электроприборы влажной тряпкой.
  9. Не вешать корзины с цветами над электроприборами или проводами.
  10. Не тушить загоревшиеся электроприборы водой.
  11. Звонить в пожарную службу при обнаружении даже самого мелкого пожара.

Это самые основные правила пожарной безопасности. В школе и дома детей нужно проверять и контролировать на их знание. Ведь не все школьники одинаково посещают занятия, и вполне может получиться так, что ребенок пропустит урок по пожарной безопасности. Поэтому все родители сами должны учить детей тому, как обращаться с огнем и как от него спасаться.

Основные правила поведения при пожаре.

Когда возникает пожар, нередко в панику бросает не только детей, но и взрослых. Но если последние хотя бы в общих чертах знают, что делать при пожаре, то школьники могут испугаться не на шутку и растеряться. Чтобы этого не было, ребенка нужно учить тому, как вести себя при малейшем признаке пожара, чтобы спасти себя и детей помладше.

В первую очередь ребенку необходимо сразу позвонить в пожарную службу «01» или службу спасения «112» и дать по телефону точную информацию о местонахождении здания.

Нельзя оставаться в горящем помещении и прятаться в шкафы или иные предметы мебели. Если пожар случился в квартире, нужно срочно ее покинуть, закрыв за собой дверь. Если в помещении есть дети, их необходимо вывести. Если путь к выходу лежит через горящую комнату, то необходимо закрыть в нее дверь и звать на помощь через окно.

Если пожар возник в подъезде, нужно оставаться в квартире и не открывать дверь до тех пор, пока огонь не будет потушен. При проникновении дыма в квартиру необходимо открыть окна.

Эти простые правила, которые помогут человеку не растеряться при пожаре и спастись от огня, должны знать все школьники, начиная с младших классов. Теоретические и практические занятия по пожарной безопасности в школах необходимо проводить как можно чаще, но не менее важную роль в обучении детей обращению с огнем должны выполнять родители школьников.

Проводя дома одни большую часть времени, школьники должны помнить о правилах пожарной безопасности:

  • Выходя из квартиры, выключи электроприборы. Проверь, закрыты ли конфорки газовой плиты.
  • Не суши вещи над плитой, они могут загореться.
  • Не играй со спичками, зажигалками, фейерверками, свечами, бенгальскими огнями и аэрозольными баллончиками.
  • Если в квартире пахнет газом, не включай свет и не зажигай спички, а немедленно вызови газовую службу с мобильного телефона по номеру 104. Домашним телефоном пользоваться нельзя. Проветри комнату.
  • Газовые трубы не турник, не виси на них.
  • Не дотрагивайся до электроприборов мокрыми руками и не пользуйся ими в ванной комнате.
  • Не накрывай светильники бумагой и тканью.
  • Не пользуйся электроприборами и розетками, которые искрят.

Провожая ребят на летний отдых, педагоги должны уделить внимание пожарной безопасности в лесу , так как подростки посещают оздоровительные лагеря, ходят в походы и выезжают на загородный отдых.

  • Не разводи костёр без взрослых. В сухую и жаркую погоду достаточно искры, чтобы лес загорелся.
  • Не поджигай сухую траву.
  • Если начался лесной пожар, определи, куда ветер несёт огонь. Выходи из леса в ту сторону, откуда дует ветер. Расскажи о пожаре взрослым.
  • Не кури в лесу.
  • Не оставляй в траве бутылки или осколки стекла, так как они могут сработать как линзы и стать причиной пожара.

Цели: научить детей действовать в чрезвычайной ситуации.

Задачи: закрепить навыки правильного поведения на пожаре;

научить оказывать первую помощь при ожогах,

развивать уверенность и чувство взаимопомощи.

Оборудование: тесты по теме урока, макет дерева и конверты с шаблонами плодов, цветов, зелёных и жёлтых листьев.

1. Сообщение темы и целей

Сегодня мы продолжаем серию уроков по противопожарной безопасности. И поговорим о том, какие правила безопасности мы должны соблюдать, если вдруг случился пожар и как оказать первую помощь пострадавшим.

2. Актуализация и усвоение новых знаний. Правила техники безопасности с огнём

Кто из вас не знает стихотворения С.Я. Маршака «Кошкин дом» ?

Тили - бом, тили - бом.

Загорелся Кошкин дом.

Вспомните, от чего он загорелся?

Продолжите это стихотворение…

(Кошка выскочила, глаза выпучила…)

Почему Кошка так реагировала на пожар?

А кто не растерялся? Как действовала на пожаре курица?

  • Чем ещё можно потушить пожар? (ответы детей)

Если огонь небольшой, можно затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю воды.

Если огонь сразу не погас, нужно немедленно уйти из дома в безопасное место и обязательно сообщить о случившимся взрослым.

Если не можешь убежать, нужно открыть окно в не горящем помещении и позвать на помощь соседей или прохожих.

При пожаре никогда нельзя садиться в лифт. Он может отключиться, и человек, находящийся в лифте, задохнётся.

Когда приедут пожарные, их необходимо слушаться и ни в коем случае не прятаться.

А кто знает, как нужно действовать, если пожар произойдёт в школе?

Наверняка, в школе проводилась учебная пожарная тревога. (Ответы детей)

В каждой школе составлен план эвакуации. Такой план находится на каждом этаже. Его должны все знать и при пожарной тревоге строго придерживаться инструкции.

3. Индивидуальная самостоятельная работа.

Ребята, сегодня мы закончили изучение тем по технике безопасности во время пожара. И в качестве обобщения предлагаю вам выполнить тест, с последующей самопроверкой.

Тестирование.

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?

а) Залить телевизор водой

б) Позвать кого-нибудь на помощь

в) Попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных

г) Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01

2. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

а) убежать

б) закричать

в) вызвать пожарных

3. Телефон при пожаре

4. Чем можно потушить огонь?

а) бензином

б) бумагой

в) песком

5. В каких произведениях говорится о пожаре?

а) Л.Н. Толстой. «Лев и собачка» .

б) К.И. Чуковский. «Путаница» .

в) Н.Н. Носов. «Фантазёры» .

г) Е.А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял» .

Ответы к тесту:

1- г, 2- в, 3- б, 4- в, г, 5- б, г

Ну, вот ребята теперь я спокойна, вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности. Я надеюсь, что никогда вам не придётся набирать телефон 01.