Права на очередь на жилье после развода: сохраняются или утрачиваются? Как проверить свой номер в очереди на получение жилья Кто подлежит очереди на жилье

Моя семья из 4-х человек стояла на получение ГЖС как вынужденные переселенцы с 2000г. В этом году мы с мужем не продлевали статус, так как с нашего общежития сняли статус. Мы с мужем решили две комнаты 23 кв метра жилой площади приватизировать (общая составляет 33 кв метра). Наши дети сын (женат, имеет ребенка 2 года) и дочь(ждёт ребенка, не замужем) с марта этого года зарегистрированы по другим адресам и ведут своё хозяйство отдельно друг от друга. Имеем ли мы право разделить очередь между сыном и дочерью с сохранением даты постановки на учет от 12.07.2000г. В браке, семьей сына жильё не приобреталось, дочь тоже не имеет своего жилья. Нам сказали, что сына и дочь могут совсем снять с очереди на получение ГЖС. Горбунова Наталья Геннадьевна
Тольятти
В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца. Относительно вопроса разъединения очереди, сообщаем следующее, что данный вопрос детально не регламентирован Правилами, для получения исчерпывающей информации по данному вопросу рекомендуем Вам письменно обратиться в уполномоченный орган с просьбой разъяснить соответствующий порядок.

Здравствуйте! Моя мама имела статус вынужденного переселенца. Стояла в очереди на жилье с 1998. Она переселенец из Казахстана. Работает в школе. Проживает все эти годы в общежитии. Живет в комнате 10 кв.м. с подселением. В комнате прописана и проживает еще девушка. В прошлом году им разрешили приватизацию. Маму исключили из очереди ВП. Что нам делать подскажите пожалуйста, к кому обратиться? Законно ли ее исключили из очереди? Игнатьева Светлана Евгеньевна
Тольятти
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. При этом для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие указанных обстоятельств, но и в обязательном порядке подача им соответствующего заявления, которое должно быть подано в пределах срока действия этого статуса. В противном случае лицо утрачивает статус вынужденного переселенца на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 9 указанного закона.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации соответствующей подпрограммы устанавливают Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153. В соответствии с п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Если вы считаета, что Ваше право нарушено, то вы вправе оспаривать такое решение в судебном порядке. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Источник: http://civitas.ru

Еще ответы на вопросы

  • Оформление доверенности по продаже недвижимости в РФ. Субсидии по оплате коммунальных услуг лицам без гражданства
  • Образец справки, что не женат на территории Узбекистана. Получение гражданства РФ участнику программы по переселению. Документы на гражданство при наличии родственников в России
  • Медобслуживание и медполис при обучении в российском ВУЗе. Право на бесплатные роды ИГ

Популярные образцы и шаблоны документов

  • Иск о признании права общей совместной собственности на жилой дом
  • Образец апелляционной жалобы по делу о признании недействительным завещания и признании права собственности в порядке наследования
  • Споры о наследстве
    Открытие наследства часто бывает с разными спорами. Наследование по закону и завещанию отличается по своему порядку. Образцы документов, по обращениям связанным с наследственными спорами.

    Жилое помещение и право пользования
    Образцы исковых заявлений по гражданским делам, относительно жилья. Жилищное право включает в себя право пользования проживания владения. Относительно этого вспыхивает очень много разногласий и споров. Очевидна разница между жилым фондом коммунальной ичастной собственностью. На этой же почве разгораются споры по разделу лицевого счета и пользованию квартирой. Образцы заявлений в суд помогут понять что именно нужно указывать в своем заявлении.

    Многим известно такое понятие как разделение очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    С внесением изменений в жилищное законодательство в данном вопросе также произошли изменения.

    Законодательством предусмотрено, что по письменному заявлению граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства, государственном органе, другой организации по месту работы или службы может производиться разделение очереди членов семьи, а также бывших членов семьи.

    Самые существенные изменения произошли в отношении совершеннолетних детей, которые при разделении очереди, теперь будут приниматься на отдельный учет не с даты принятия их на учет в составе семьи родителей, как это было ранее, а с даты наступления совершеннолетия.

    Исключения составляют случаи эмансипации, то есть когда несовершеннолетний признается полностью дееспособным (способным своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать обязанности и исполнять их) по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда, иными словами, уравнивается в правах с совершеннолетними гражданами, а также в случае вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста.

    В такой ситуации они будут приниматься на учет с даты принятия решения об эмансипации или вступления в брак.

    Ранее предусматривалось, что каждый совершеннолетний член семьи вправе заявить о разделе очереди с родителями, если они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с периода постановки на эту очередь родителей, но не раньше даты рождения.

    Согласно статистике, именно в результате такого раздела в последние годы очередь существенно увеличивалась, что и привело к необходимости внесения изменений в этот вопрос.

    Например, родители стояли на очереди с 1990 году. В том случае, если ребенок родился, предположим, в 1990 году и в 2008 он достиг совершеннолетия, он мог разделить очередь с родителями и быть принятым на отдельный учет с 1990 года - то есть, года рождения.

    Если же, ребенок родился, предположим, в 1993 году и достигнет совершеннолетия в 2011 году, то на отдельный учет он сможет быть принят с 2011 года, то есть, когда ему исполнится 18.

    Соответственно, теперь придется выбирать: либо разделить очередь и ждать еще полтора десятка лет, либо получить жилье с родителями.

    Таким образом, при разделении очереди каждый из членов семьи, а также бывших членов семьи имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия.

    Согласно данному положению, при разводе после раздела очереди, второй очередник имеет право стать на очередь по месту своей регистрации с той даты, когда супругов ставили на учет вместе.

    Но и тут есть нюансы.

    Допустим, муж и жена, состоявшие в браке, стали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Под воздействием определенных жизненных обстоятельств им пришлось развестись.

    По статистике, дети в данной ситуации, как правило, остаются с матерью. В данном случае, мама и ребенок являются семьей, а женщина, не вступившая после развода в новый брак, имеет по закону все основания основание остаться на учете с момента принятия.

    Что касается бывшего мужа, то он будет снять с учета, если обеспечен жильем по норме.

    Например, 2005 году супруги стали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как впервые вступившие в брак. Через два года они развелись, и в результате очередной сверки бывшего мужа сняли с очереди из-за отсутствия оснований быть признанным в улучшении жилищных условий.

    Несмотря на то, что в соответствии с законодательством предусмотрено разделение очереди, при отсутствии оснований стоять на очереди нуждающихся, с очереди могут снять. Так, при постановке на учет, было основание: впервые вступивший в брак, после развода оно отпало.

    Если бы имелись иные основания, например, проживание в квартире, где на каждого приходится менее 15 квадратных метров, или жилье признано несоответствующим санитарным и техническим требованиям и т.д., бывший супруг мог бы состоять на учете.

    Если же оснований нет — значит, с очереди человека снимают.

    Отмечу еще один момент: член семьи или бывший член семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации по месту работы или службы, имеет право на разделение очереди с момента трудоустройства или поступления на службу в данный государственный орган или другую организацию.

    Предположим, что супруги состоят на учете в Витебске по месту работы мужа. В таком случае при расторжении брака супруга сможет разделить очередь по месту работы мужа, только если она работает на том же предприятии в Витебске.

    Иначе, ей придется обращаться для постановки на учет по месту жительства.

    VELVET: Ольга Богадевич


    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

    председательствующего судьи Хусаиновой Е.В.,

    при секретаре Куликовой О.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-680 по иску Колесниковой Л. М., Колесникова С. Г. к Администрации городского округа Новокуйбышевск о признании права на разделение очереди на получение жилищного сертификата вынужденного переселенца с сохранением первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий,

    У С Т А Н О В И Л:

    Колесникова Л.М. и Колесников С.Г. обратились с иском к Администрации г.о.Новокуйбышевск о признании права на разделение очереди на получение жилищного сертификата вынужденного переселенца с сохранением первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая, что они получили статус вынужденных переселенцев, после чего, обратились в Администрацию г.о.Новокуйбышевска с заявлением на получение жилищных сертификатов, и были включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. 12 лет назад они - мать и сын, составляли одну семью и были включены в очередь вынужденных переселенцев на получение жилищного сертификата как одна семья. В настоящее время они не являются одной семьей, проживают отдельно друг от друга, ведут раздельное хозяйство. Колесников С.Г. создал свою семью. В связи с изменившимися обстоятельствами, 17.12.2012 года они обратились с письменным заявлением в Администрацию г.о.Новокуйбышевск о разделении очереди на две отдельные с сохранением первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в виде предоставления социальной выплаты, удостоверяемой жилищными сертификатами. Однако, Администрация г.о.Новокуйбышевск отказала им в разделении очереди, сославшись на «пробел в законодательстве» по вопросу деления очереди вынужденных переселенцев, а также на разъяснения Министерства регионального развития от 18.02.2008 года, согласно которым, данный вопрос должен решаться в судебном порядке. Считают, что в соответствии с п.п. «б» п.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года, они имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищными сертификатами, по раздельным очередям, поскольку оба обладают статусом вынужденного переселенца, не являются членами одной семьи, проживают раздельно, иного жилого помещения в собственности не имеют. На основании изложенного, просили признать за ними право на разделение очереди в списке «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» на получение государственного жилищного сертификата как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и обязать Администрацию г.о.Новокуйбышевск разделить очередь Колесниковой Л.М. и Колесникова С.Г. на две отдельные очереди с момента первоначальной постановки на учёт - с.

    В судебном заседании истец Колесникова Л.М. поддержала исковые требования по выше изложенным основаниям, и пояснила, что они приехали в Российскую Федерацию из Казахстана, где их семья имела свой дом, который продали, деньги поделили между детьми. В мае 2000 года они получили статус вынужденного переселенца. она обратилась в Администрацию г.о.Новокуйбышевск с заявлением о включении её в список лиц, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, на получение государственного жилищного сертификата. Постановлением Главы г.о.Новокуйбышевск от 21.12.2001 года их семья в количестве 3-х человек: она, муж и несовершеннолетний сын были включены в список «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» на получение государственного жилищного сертификата как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». её муж умер. Ранее они все проживали по адресу: . В 2008 году ей, как ветерану труда, и её отцу – ФИО1, как ветерану ВОВ, по договору найма специализированного жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения «Дом ветеранов» было предоставлено жилое помещение по адресу: . Они с отцом переехали жить по указанному адресу, а сын остался проживать по-прежнему адресу вместе с семьей старшего брата. В 2009 году отец получил сертификат на приобретение жилья, как участник ВОВ, и купил однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: . Однако, продолжал проживать вместе с ней в Доме ветеранов, так как не мог передвигаться самостоятельно и нуждался в уходе. отец умер. Наследниками по завещанию после смерти ФИО1 являются она и два её брата. С 2008 года они с сыном проживают раздельно, общего хозяйства не ведут, сын создал свою семью. Несмотря на то, что брак сына не зарегистрирован в органах ЗАГС, он фактически перестал быть членом её семьи. На один жилищный сертификат социальная выплата составляет 1060000 рублей, на состав семьи из 2-х человек – 1200000 рублей. Этих денежных средств недостаточно для приобретения двух квартир: для неё и для сына, поэтому она просить разделить очереди на получение жилищного сертификата вынужденного переселенца с сохранением первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    В судебном заседании истец Колесников С.Г. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным истцом Колесниковой Л.М., подтвердив, что с 2008 года он проживает отдельно от матери по адресу: , со своей девушкой. Их брак не зарегистрирован в органах ЗАГС из-за отсутствия финансовых средств. Кроме него и его девушки по указанному адресу проживают жена и дочь его старшего брата, который уехал на заработки в. Он лично не обращался в Администрацию г.о.Новокуйбышевск с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку уже состоял в очереди как вынужденный переселенец вместе с матерью.

    Представитель Администрации г.о.Новокуйбышевск Негорожина А.Г., действующая на основании доверенности от, исковые требования Колесниковых Л.М. и С.Г. не признала, поскольку действующим законодательством не предусмотрено разделение очереди на получение жилищного сертификата вынужденного переселенца и пояснила, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан. Датой постановки на учет считается дата подачи заявления. Колесников С.Г. с заявлением о постановке его на учет в качестве вынужденного переселенца, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Администрацию г.о.Новокуйбышевск не обращался. Включение его в указанный список может затронуть права других очередников. Состав семьи Колесниковых не изменился, и когда подойдет их очередь, они получат жилищный сертификат на одну семью из двух человек, а не каждый в отдельности. В случае обращения Колесникова С.Г. с заявлением о включении его в список лиц, признанных вынужденными переселенцами, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления необходимых документов, он будет включен в указанный список со дня подачи заявления, а его мама – со дня подачи её заявления, то есть с.

    Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает иск Колесниковой Л.М. и Колесникова С.Г. к Администрации г.о.Новокуйбышевск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Судом установлено, что Колесникова Л.М. и Колесников С.Г. получили статус вынужденных переселенцев на основании решения миграционной службы Самарской области от, что подтверждено удостоверениями вынужденного переселенца, выданными: - на имя Колесниковой Л. М., и – на имя Колесникова С. Г..

    Постановлением Главы г.Новокуйбышевск от 21.12.2001 года Колесникова Л.М. и члены её семьи (всего 3 человека) включены в список «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» на получение государственного жилищного сертификата как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на основании личного заявления Колесниковой Л.М. от.

    Колесникова Л.М. обратилась с письменным заявлением в Администрацию г.о.Новокуйбышевска о разделении очереди на две отдельные с сохранением за Колесниковым С.Г. первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в виде предоставления социальной выплаты, удостоверяемой жилищными сертификатами – с.

    Из письма первого заместителя Главы г.о.Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В.К. от 28.12.2012 года следует, что в удовлетворении заявления Колесниковой Л.М. отказано, поскольку семья Колесниковых была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как единая семья, в сводный список вынужденных переселенцев включена с составом семьи 2 человека, и разделение очереди не предусмотрено действующим законодательством.

    В соответствие с п.п. «ж» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

    Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении иска Колесниковой Л. М., Колесникова С. Г. к Администрации городского округа Новокуйбышевск о признании права на разделение очереди на получение жилищного сертификата вынужденного переселенца с сохранением первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено: 27.05.2013 года.

    Председательствующий (Е.В. Хусаинова)

    Суд:

    Новокуйбышевский городской суд (Самарская область)

    Истцы:

    Колесников С.Г.
    Колесникова Л.М.

    Предоставление бесплатного жилья - мера беспрецедентная для всякого государства.

    Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.

    По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.

    Кто может претендовать на получение социального жилья

    Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:

    а) малоимущими;

    б) нуждающимися в предоставлении жилья.

    Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.

    Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.

    Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.

    Основные термины и законы

    Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.

    В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.

    Социальное жилье

    Социальное жилье - жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.

    В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.

    Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».

    Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».

    Общая площадь жилого помещения (площадь квартиры)

    К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

    Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.

    Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).

    Площадь жилого помещения (общая площадь квартиры)

    Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.

    Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.

    Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.

    Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.

    Норма предоставления

    Норма предоставления - «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.

    Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».

    Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».

    Учетная норма

    Учетная норма - минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.

    Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения (с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).

    Малоимущие - как определяется уровень обеспеченности

    Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

    Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

    С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены - то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

    По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

    Определение имущественной обеспеченности

    Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

    а) Расчет дохода семьи

    Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве - 20 лет, то есть 240 месяцев).

    Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.

    Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.

    Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.

    б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению

    Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:

    • земельные участки в полной или долевой собственности, рассчитанные по кадастровой стоимости;
    • дачные дома, гаражи и иные нежилые помещения (по рыночной стоимости);
    • автомобили и другие регистрируемые транспортные средства (по оценочной среднерыночной стоимости);
    • паенакопления в любых кооперативах;
    • имущественные доли, акции и ценные бумаги.

    Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.

    Исчисление стоимости необходимой жилплощади

    Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.

    О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области - 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.

    При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве - 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург - 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ - 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике - 20 700 рублей, Чеченской Республике - 21 050 руб. и Республике Ингушетия - 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове - 23 750 рублей, Ульяновской области - 25 400 рублей и Ставропольском крае - 24 500 рублей.

    Порядок признания малоимущим в Москве и необходимые документы

    В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).

    В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:

    1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html ;

    2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;

    3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;

    4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.

    5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.

    6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):

    • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • документы о праве собственности на земельный участок, дачу, гараж; о праве собственности на транспортное средство;
    • справка Бюро технической инвентаризации о стоимости дачи, гаража или иного нежилого строения;
    • справка о кадастровой стоимости земельного участка;
    • справка о стоимости паенакоплений (выдается кооперативом);
    • отчет независимого оценщика о стоимости имущества членов семьи заявителя.

    В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).

    Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ - копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.

    Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении

    После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

    В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.

    Необходимым условием является одна из ситуаций:

    1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.

    Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге - 9 кв.м., в Калининграде - 12 кв.м., в Оренбурге - 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке - 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.

    При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.

    2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.

    Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере - Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.

    3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.

    Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

    4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.

    5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.

    Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.

    В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе - ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.

    Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.

    Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:

    • своих несовершеннолетних детей;
    • супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
    • нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
    • временных жильцов.

    Влекут ухудшение жилищных условий:

    • сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
    • изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
    • продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
    • выдел доли собственниками жилых помещений.

    Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.

    Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.

    В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru .

    Документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):

    • паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних детей и иные документы, на гражданина Российской Федерации, подтверждающие личность и место жительства заявителя и членов его семьи;
    • свидетельства о браке, разводе и об иных родственных отношениях, связывающих лица, указанные в заявлении;
    • копия решения о признании семьи малоимущей, если заявитель озаботился об этом заранее, либо пакет документов, подтверждающий размер доходов за последние два года, и сведения об имеющемся имуществе (кроме жилья, пригодного для проживания).

    В особых случаях дополнительно прилагаются документы:

    • о праве собственности членов семьи на жилые помещений, пригодные для проживания, в том числе расположенные за пределами города Москвы или Российской Федерации за последние 5 лет;
    • о наличии прав на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма, которыми обладают граждане, проживающие в ветхих строениях, дети-сироты, бывшие заключенные и демобилизованные из Вооруженных Сил РФ, а также тяжело больные граждане по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

    Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.

    Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.

    В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве - окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).

    На что можно претендовать и кто первый в очереди

    В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара - на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.

    Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.

    В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь - тяжело больные хроники; в третью - жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.

    За что снимают с учета или отодвигают очередь

    Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.

    Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.

    Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.

    Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.

    Реально ли получить социальное жилье?

    Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве - 9701, в Санкт-Петербурге - 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.

    Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.

    Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.

    В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.

    Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет - смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!

    Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.

    Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», - предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.

    Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье - доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.

    Законы и подзаконные акты

    «Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

    Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

    Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

    Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

    Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»