Повелитель мух в чем смысл. «Повелитель мух», художественный анализ романа Уильяма Голдинга

Остров. Из джунглей выбираются два мальчика: один – светловолосый, второй – толстый. Они обсуждают катастрофу. Толстый пытается понять, где взрослые, но светловолосый (двенадцатилетний Ральф) предполагает, что взрослых на острове нет. Толстый рассказывает о себе: у него астма, с трёх лет он носит очки, а в школе его дразнили Хрюшей.

Ральф находит площадку из розового гранита, а за ней – красивую песчаную бухту. Он плавает, Хрюша – не умеет. Отец Ральфа – капитан второго ранга; у Хрюши нет отца. Его вырастила тётка – владелица кондитерской. Ральф верит, что отец спасёт их. Хрюша сомневается: во время полёта он слышал, как лётчик говорил об атомной бомбе. Толстый мальчик считает, что все в мире погибли и спасать их некому.

Ральф находит в воде кремовую с розовыми вкраплениями раковину. Хрюша предлагает ему подуть в «рог» для того, чтобы устроить всеобщий сбор. На зов Ральфа из джунглей выходит шестилетний Джонни, затем появляются остальные мальчишки, самого разного возраста и вида. Предпоследними прибегают близнецы Эрик и Сэм, за ними из леса выходит стройный отряд хористов, одетых в чёрные шапочки с серебряными кокардами. Возглавляющий хор Джек Меридью разочарован отсутствием взрослых.

Собравшиеся мальчики знакомятся. Главным выбирают Ральфа. Джек недоволен. Ральф милостиво оставляет ему руководство хором. Джек решает, что на острове хористы будут охотниками.

Ральф, Джек и Саймон (мальчик из хора, постоянно падающий в обморок) идут на разведку. Ральф извиняется перед Хрюшей за то, что выдал всем его прозвище. Мальчики поднимаются на вершину и убеждаются в том, что они находятся на острове. Ральф счастлив. Он считает остров своим. На пути к лагерю дети натыкаются на поросёнка. Джек хочет убить его ножом, но не смеет.

Глава 2. Огонь на горе

Один из малышей спрашивает у старших, что они собираются делать со змеем-зверем. Ральф пытается убедить детей в том, что никакого зверя нет. Затем он успокаивает мальчиков, говоря, что рано или поздно их спасут. По совету Ральфа дети разводят на горе костёр, зажигая сухие ветки через Хрюшины очки. Пламя горит ярко, но быстро потухает. От искр костра загорается близлежащий лес.

Глава 3. Шалаши на берегу

Джек охотится один. Его хор купается. Ральф и Саймон также одни строят шалаши. Малыши и ребята постарше предпочитают отдыхать и есть фрукты. Все с удовольствием ходят на собрания, но не хотят работать. Саймон находит себе пристанище среди лесной чащи.

Глава 4. Длинные волосы, раскрашенные лица

Мальчики начинают привыкать к жизни на острове. Малыш Персиваль два дня прячется в шалаше, после чего теряет интерес к играм и начинает плакать. Хор поддерживает костёр, дающий столб дыма. Малыши строят песчаные замки у воды. Они держатся обособленно от старших мальчиков.

Джек находит глину и рисует на своём лице кровожадную маску. Хрюша предлагает Ральфу сделать солнечные часы. Внезапно мальчики замечают на горизонте корабль и в ту же минуту понимают, что их дым еле виден. Поднявшись на вершину, Ральф обнаруживает брошенный хористами костёр.

Джек убивает первую свинью. Ральф зол на него. Хрюша поддерживает Ральфа и получает от Джека удар кулаком в живот. Затем Джек разбивает очки Хрюши, в которых трескается одно стекло.

Джек с хористами разжигают огонь. Мальчики жарят свинью.

Глава 5. Зверь выходит из вод

Ральф устраивает собрание. Он предлагает поговорить серьёзно. Мальчик требует, чтобы выработанные ранее правила неукоснительно соблюдались: дым поддерживался, в туалет ходили в строго отведённое место, мясо жарили только на горе, у основного костра. Затем Ральф в очередной раз пытается успокоить малышей, говоря о том, что на острове нет никакого зверя, за исключением поросят. Хрюша пытается объяснить страх с научной точки зрения. Малыш Фил рассказывает, как ему снились «крученые на деревьях», а потом он проснулся и увидел в лесу что-то большое и страшное. Саймон признаётся, что ночью в лес ходил он, но малыш Персиваль говорит, что зверь выходит из моря. Ральф предлагает определиться с тем, есть зверь или нет, проголосовав за это. Джек выходит из себя. Собрание распадается. Все бегут к морю, чтобы убить зверя. Ральф, Хрюша и Саймон обсуждают потребность во взрослых.

Глава 6. Зверь сходит с неба

Ночью над островом идёт воздушный бой. Сверху падает парашютист. Утром близнецы Эрик и Сэм разводят костёр и натыкаются на гостя с неба. В ужасе они бегут к шалашам. Ральф созывает собрание, после которого Джек с охотниками и старшими мальчиками идут убивать зверя, а Хрюша остаётся с малышами на берегу. Ральф и Джек исследуют перешеек, но никого не находят.

Глава 7. Большие деревья и тени

Ральф смотрит на бескрайнюю гладь моря и понимает, что это конец. Саймон утешает его, говоря, что он обязательно вернётся домой. На охоте Ральф ранит кабан, но тот убегает. В порыве охотничьего азарта мальчики окружают Роберта и бьют его. До горы мальчики добираются ближе к вечеру. Саймон возвращается на берег, чтобы сказать Хрюше, что ребята не успеют вернуться в лагерь до темноты. Джек вынуждает Ральфа взойти ночью на гору. Там они обнаруживают мёртвого парашютиста и жутко пугаются.

Глава 8. Дар Тьме

Джек созывает собрание. Он говорит, что зверь найден и обвиняет Ральфа в трусости. Затем он предлагает сместить Ральфа с поста главного, но с ним никто не соглашается. Джек убегает в джунгли. Ральф говорит, что всё конечно: их не спасут, так как костёр погас, а разжечь его по-новой мешает зверь. Саймон предлагает ещё раз исследовать гору. Хрюша говорит, что можно сделать костёр на берегу.

Хористы уходят вслед за Джеком. Он предлагает им забыть зверя и жить, охотясь. В тот же день ребята забивают большую свинью. Её голову они решают насадить на кол и принести в дар Зверю.

Джек приглашает сторонников Ральфа присоединится к пиру и его племени.

Повелитель мух – мёртвая свиная голова, на которую слетелись мухи, разговаривает с Саймоном. Мальчик теряет сознание.

Глава 9. Лицо смерти

На остров надвигается гроза. Саймон приходит в себя. Он обнаруживает мёртвого парашютиста и освобождает его тело от строп. Ральф и Хрюша отправляются на пир к Джеку. После ужина напуганные грозой ребята начинают неистово танцевать. Приняв Саймона за зверя, они забивают его до смерти. Порывом ветром тело парашютиста относит в море.

Глава 10. Раковина и очки

Ральф говорит Хрюше, что охотники совершили убийство. Хрюша пытается представить это несчастным случаем и предлагает Ральфу забыть обо всём.

В своём племени Джек становится Вождём. Он устанавливает охрану вокруг скального Замка, водит «дикарей» на охоту.

Ральф и Джек принимают решение не следить ночью за костром – у четырёх мальчиков не хватает сил таскать дрова и поддерживать огонь. Ночью Джек, Морис и Роджер нападают на Ральфа и Хрюшу. В темноте Ральф дерётся с близнецами. Племени Джека достаются разбитые Хрюшины очки.

Глава 11. Замок

Ральф созывает собрание на четверых. Хрюша решает пойти к Джеку и потребовать назад свои очки. Ральф и близнецы присоединяются к нему. Ральф называет Джека вором. Мальчики дерутся на копьях. Джек повелевает связать близнецов. Ральф называет Джека зверем. Роджер спускает на перешеек огромный камень. Красная глыба разносит на куски раковину и убивает Хрюшу. Тело мальчика слизывают морские волны. Раненый копьём Ральф убегает.

Глава 12. Вопль охотников

Ральф понимает, что дикари не оставят его в покое. Ночью он узнаёт от близнецов, что перейти на сторону Джека их заставили побоями. Эрик и Сэм говорят Ральфу, что завтра племя вместо свиньи будет охотиться на него. Ральф решает спрятаться вблизи лагеря. Избитые близнецы сдают его место укрытия. Племя сбрасывает на Ральфа огромную каменную глыбу, а затем начинают выкуривать с помощью дыма. Мальчик прорывается на берег, где натыкается на морского офицера с двумя матросами. Дети спасены.


Оказавшись на острове, дети начинают стремительно превращаться в дикарей...

Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» увидел свет в 1954 году. Первая книга писателя-англичанина прокладывала свой путь к читателю долго и трудно: прежде чем роман был напечатан, рукопись побывала более чем в двадцати издательствах – и везде ее отвергали. Но писатель не сдавался, и его дебютный роман все же был издан, а через некоторое время стал настоящим бестселлером. Позже «Повелитель мух» был включен в программу по литературе многих учебных заведений США.

Сегодня мы знаем этот роман как «Повелитель мух». Однако авторское название книги было иным – «Незнакомцы, явившиеся изнутри». Новое название было придумано во время подготовки книги к изданию и придало ей некоторый мистицизм: «Повелитель мух» как бы отсылает нас к Вельзевулу, дьяволу.

Попытки лучше понять суть этого литературного произведения продолжаются до сих пор. Одни называют его философской притчей, другие – аллегорией, третьи – гротескной антиутопией или романом-предупреждением. Некоторые пытались увидеть в «Повелителе мух» скрытый библейский сюжет.

Однако все споры о романе не дают четкого объяснения, почему он так привлекает и одновременно отталкивает и пугает. В 2005 году журнал «Time» включил «Повелитель мух» в список ста лучших романов, написанных на английском языке. И в то же самое время книга Голдинга является одним из самых спорных произведений ХХ столетия. В чем же секрет этого романа? Ответить на этот вопрос нам поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Робинзонада ХХ века

Во время неизвестной войны из Англии эвакуируют группу детей. Но самолет терпит крушение, в результате которого дети оказываются на необитаемом острове. Сначала благовоспитанные мальчики пытаются найти хоть кого-то из взрослых – пилота и «того дядьку с мегафоном», но очень быстро выясняется, что никого, кроме них, на острове нет. Тропическая природа острова обещает райскую жизнь и захватывающие приключения, но идиллия длится недолго.

Чтобы действовать слаженно, детям нужен лидер, на роль которого претендуют двое – Ральф и Джек. Мальчики устраивают выборы, в ходе которых побеждает Ральф. Умный толстяк Хрюша выступает в качестве верного и мудрого советника Ральфа и предлагает необходимые шаги к спасению: строить шалаши в качестве жилья и развести на самом высоком месте острова костер, который будет хорошо виден с моря, – в этом случае их смогут заметить и спасти. Однако первый же костер, который сумели развести с помощью очков Хрюши, заканчивается пожаром, после которого недосчитались одного из младших мальчиков.


Второй претендент на лидерство, Джек, отказывается подчиняться. В мирное время он был старостой церковного хора. В эвакуацию отправили хор в полном составе, и остальные хористы по-прежнему признают Джека своим предводителем. Все вместе они объявляют себя охотниками. Мальчики с энтузиазмом затачивают самодельные копья и целыми днями гоняются за дикими свиньями, которые водятся на острове. С момента убийства первой свиньи Джек окончательно отделяется – создает свое племя, переманивая к себе остальных мальчиков обещаниями захватывающей охоты и гарантированного пропитания.

Тем временем на острове происходят необъяснимые вещи, порождающие страхи. Мальчишки из племени Джека создают примитивный языческий культ поклонения Зверю. Дети пытаются вызвать его милость жертвоприношениями, устраивают первобытные пляски. В разгар одного из таких диких обрядов, войдя в экстаз и потеряв над собой контроль, «охотники» закалывают копьями одного из мальчиков, Саймона.

Так еще недавно цивилизованные маленькие англичане на глазах превращаются в племя дикарей. Ральф и Хрюша в отчаянии. Они не в силах изменить эту ситуацию. Но, собрав остатки воли и разума, продолжают поддерживать огонь на горе, мечтая о том, что их заметят и помогут вернуться к прежней жизни. Однако ночью охотники нападают на их шалаш и отнимают очки Хрюши: им нужен огонь, чтобы готовить мясо, а другого способа добыть огонь, кроме как через увеличительное стекло, они не знают. Когда друзья приходят в стаю Джека, чтобы забрать очки, дикари убивают Хрюшу, сбросив на него со скалы огромный камень.

Ральф остается в одиночестве. Для дикарей он теперь чужак, инакомыслящий, поэтому автоматически превращается в жертву – на Ральфа начинается охота... В попытках загнать свою жертву в угол охотники словно обезумели. Они совершают самоубийственный поступок – поджигают джунгли. Спасаясь от направленных на него копий, Ральф выбегает на берег. Он бежит из последних сил уже без надежды спастись. Споткнувшись и упав, он готовится к смерти. Но, подняв голову, видит военного: заметив дым, на остров высадились спасатели.

Незнакомцы, явившиеся изнутри

Как так случилось, что Уильям Голдинг в сорок лет взял и написал такой странный и даже страшный роман? Сам писатель во многом объясняет особенности своего мировоззрения опытом войны:

«Будучи молодым человеком, до войны я имел легковесно-наивные представления о людях. Но я прошел через войну, и это изменило меня… Война научила меня совсем иному: я начал понимать, на что способны люди…»

Много размышляя о жизни и обществе, он делает еще более суровые выводы:

«Факты жизни приводят меня к мысли, что человечество поражено болезнью… которую мы должны понять, иначе ее невозможно будет держать под контролем. Вот почему я и пишу со всей страстностью, на какую только способен, и говорю: „Смотрите, смотрите, смотрите, вот какова она, природа самого опасного из всех животных – человека!“»

Если рассматривать эти слова с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, можно сказать, что к таким выводам подводит писателя его чуткость и . Главная мысль, которую передает автор в своем романе – это удивительно парадоксальная человеческая особенность превращаться из цивилизованного члена общества в дикаря в самые короткие сроки. Воспитание и культурные ограничения, стремление соблюдать правила приличия в обществе, гражданская позиция и социальная ответственность очень часто слетают с ранее цивилизованного человека, как ненужный налет, когда речь заходит о выживании, когда мы получаем стресс, который не способны адаптировать.

«Пока нас спасут, мы тут отлично проведем время. Как в книжке!»

Главными героями жестокого романа Уильяма Голдинга становятся дети, а не взрослые. Почему? Причин такому выбору героев несколько. Одна из них лежит на поверхности и декларируется самим автором: «Повелитель мух» своим необычным сюжетом и даже именами главных героев отсылает нас к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна (1858). Этим приключенческим романом в стиле робинзонады в свое время зачитывался и сам Голдинг, и его ровесники. Однако увлечение этой романтически-идеалистической историей, в которой воспеваются имперские ценности Англии конца XIX века, не помешало выросшим читателям «Кораллового острова» превратиться впоследствии в жестоких убийц, что и видел Голдинг во времена военной службы.

То, что герои «Повелителя мух» – подростки, является также ответом автора на бытующее в западных странах представление о том, что дети – ангелы. Уильям Голдинг жестко развенчал этот миф. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений, его героями стали примерные мальчики, вырванные войной из самого сердца человеческой цивилизации – благовоспитанной Англии. Недаром один из героев в начале повествования не без снобизма заявляет: «Мы не дикари какие-нибудь. Мы англичане. А англичане всегда и везде лучше всех. Значит, надо вести себя как следует».


На этом писатель не остановился. Он сорвал защитные маски не только с цивилизованной благовоспитанности, но и с религиозной благочестивости: самыми дикими и жестокими убийцами становятся в его книге мальчики-певчие из церковного хора. Преображение в язычников-дикарей тех, кто еще не так давно пел ангельскими голосами в храме, происходит с такой скоростью, что не оставляет никакой надежды на помощь церкви и религии в попытках человека остаться человеком (в противоположность «Коралловому острову», в котором дети, напротив, местных дикарей обращают в христианство).

Казалось бы, писатель не оставляет читателям надежды на лучший исход. Мы должны жить с этим страшным зверем внутри, который дремлет до поры до времени, но в любой момент может вырваться наружу. Но эту надежду нам дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Человечество вовсе не больно, оно не деградирует, а напротив, стремительно развивается! В романе Голдинга самым подробным образом выписан человека, который вполне был уместен во времена первых людей, десятки тысяч лет назад. Но в наше время, в цивилизованном обществе, в котором соблюдаются кожные законы и ограничения и развита зрительная культура, такое поведение человека неприемлемо.

Строители системы безопасности

Следует обратить внимание на то, что героями «Повелителя мух» являются исключительно мальчики. С одной стороны, это все та же отсылка автора к произведениям детской литературы прошлого, когда мальчики и девочки еще обучались и воспитывались отдельно. Однако системно-векторная психология Юрия Бурлана дает свое четкое объяснение этому явлению, которого во времена написания романа автор еще не мог знать.

Согласно системно-векторной психологии, только мужчины являются носителями видовой роли, то есть выполняют определенные задачи, возложенные на них обществом. У женщин, кроме , которые сопровождали мужчин на охоте и войне, такой видовой роли нет – главная задача женщины родить потомство и заботиться о нем. Поэтому задача построения коллективной системы безопасности, которая позволяет человеческому виду выжить и продолжить путь в будущее, целиком лежит на мужской части человечества.

Мальчики, входя в пубертат, отделяются от близких, семьи и, становясь полноправными членами общества, начинают поддерживать созданную в нем систему коллективной безопасности. Такая система безопасности строится в первую очередь на строгом , которое обеспечивает выполнение каждым членом стаи своей видовой роли. При правильном ранжировании стая функционирует идеально слаженно. Это обеспечивает членам стаи возможность выжить всем вместе.

Именно процесс ранжирования и попытку создать собственную систему безопасности мы можем наблюдать в ходе прочтения романа. Почему оказавшиеся на необитаемом острове подростки не смогли создать жизнеспособную модель человеческого общества, подчиняясь одному вождю и выполняя каждый свою роль, мы рассмотрим чуть позже.

«Взрослых здесь нет… Мы все должны решать сами…»

Почему же дети, оказавшись на острове, так стремительно превращаются в дикарей? Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, базовая потребность, дающая ребенку возможность нормально развиваться, – , которое обеспечивается родителями (в первую очередь матерью), ближайшим окружением и обществом в целом.

При этом чем младше ребенок, тем сильнее его потребность в ощущении защищенности и безопасности. В «Повелителе мух» это видно по поведению младших мальчиков-шестилеток, которые плачут и кричат во сне. Старшие мальчики ведут себя иначе. В подростковом возрасте дети постепенно становятся более самостоятельными и начинают выстраивать свою собственную жизнь.


Но каким образом дети без взрослых могут решать насущные проблемы? Юрий Бурлан дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, раскрывая, что дети, еще только развивающие свои свойства и нарабатывающие культурные ограничения, без взрослых могут построить лишь архетипичное сообщество, объединяясь на чувстве неприязни к жертве или чужому:

«Дети ищут жертву. Так они объединяются и получают чувство защищенности и безопасности. Как они это делают? Архетипично. Им нужна жертва – тот, кто выделяется. Его пробуют на роль жертвы – по поступкам, но особенно по имени. И начинают травить этого ребенка…»

В романе Голдинга мы можем наблюдать такое архетипичное преступное детское сообщество во всех подробностях. Даже удивительно, как натурально и подробно удалось автору описать то, к чему может привести отсутствие в жизни детей мудрого руководства взрослых, ведь в обычной жизни практически нет случаев полной изоляции.

В романе есть эпизод, в котором Роджер, уже бессознательно готовый стать жестоким убийцей, бросает камешки в малыша, который играет на берегу, строя песчаные замки. Камни падают вокруг, ломая башенки из песка, но в самого мальчика, которого зовут Генри, Роджер запустить камнем не может – его еще удерживают прошлые запреты, готовые рухнуть в любой момент:

«Но вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась».

Значимость произведения Уильяма Голдинга прежде всего в том, что он без всяких романтических прикрас продемонстрировал нам, что будет с «венцом природы», когда цивилизация внутри него рухнет. Когда стресс, угроза выживанию настолько велики, что сбивают все наработанные столетиями кожные запреты закона и зрительные культурные ограничения, на которых и держится цивилизация.

Самозванец или вождь?

Предводитель охотников Джек заставляет членов своего «племени» называть себя вождем. Вот только настоящий ли он вождь или всего лишь самозванец? С самого начала между ним и Ральфом возникла конкуренция за роль главного. Сначала победил Ральф, но он не сумел удержать власть. В конце концов, путем жесточайшей борьбы Джек добился своего – но к чему это привело? Телесные наказания (одному из малышей устраивают демонстративное избиение палками), убийства и охваченный огнем остров.

Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, стремление быть лидером – одно из свойств . Но настоящим природным вождем может стать человек с другими устремлениями, с иным устройством психики – обладатель . Только для уретральника его стая превыше всего, а жизнь стаи – важнее собственной жизни. Настоящему вождю не требуется доказывать свое главенство, добиваться власти изощренными способами – все это и так принадлежит ему по праву. Члены стаи на бессознательном уровне чувствуют защищенность, которая исходит от того, кто готов отдать свою жизнь за их жизни, и естественным образом беспрекословно подчиняются уретральному вождю. Уретральное ядро объединяет стаю, иначе начинается разобщение.

Однако среди мальчиков на острове не оказалось уретрального. Еще не развитый кожный лидер не может вести стаю на длинные дистанции – стая погибнет. Этот путь к неминуемой гибели мы наблюдаем в конце книги.

Цитаты с тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Много лет тому назад по ТВ посмотрел кусок фильма "Повелитель мух" и был, конечно, потрясён. Оказывается, это был фильм, созданный в 1963 году по одноименной книге Уильяма Голдинга. Прошло много лет и я снова встретился с героями этого удивительного произведения. Ведь, правда, стоит взять ребенка из самой распрекрасной семьи, отнести его в джунгли, лес и если его не съедят звери, то зверем станет он. Это будет точно не Маугли. Цивилизация это тысячелетний опыт поколений и как животных не получится, генетически не передается человеку многое из того, что получают с рождения животные. Уильям Голдинг это со всей очевидностью подтвердил, что чувство стадности будет постепенно овладевать человеком, если за ним не присматривать. Он быстро теряет внедренное в него воспитание и начинает вести себя так, чтобы выжить сегодня, завтрашний день его не интересует. Актуально ли это произведение сегодня? Ещё бы. На православной украинской земле славяне убивают, пытают, насилуют славян. На Востоке правоверные мусульмане проделывают то же самое с себе подобными. Что происходит?
О жестокости подростков известно каждому, но что удивительно, любая мать маленького убийцы будет кричать, что её ребёнок самый лучших, тихий, умный и спокойный и преступление совершить никак не мог. Огромный океан выплеснул на берег группу маленьких англичан, чудом спасшихся во время авиакатастрофы. Это были правильно мальчики от шести до 11 лет. Они уже прекрасно знали, что такое хорошо и что такое плохо. Казалось бы испытание, которому подвергла их судьба, должно было объединить, сцементировать внезапно возникший детский коллектив. Казалось бы, но как бы не так. Написанный удивительным простым "школярским" языком роман читается легко но с каждой страницей понимаешь, что приближается нечто ужасное, страшное, что не должно было произойти с этими благовоспитанными мальчиками. Дети постепенно превращались в монстров. Их купили, грубо говоря куском плохо прожаренной свинины. На весах лежала еда и человечность ребенка. Еда победила. Сэр Уильям Голдинг замечательно выписал образы детей. Главные герои книги предводитель Ральф, мудрый, толстый Хрюша, антипод Ральфа Джек, близнецы, как живые, не придуманные живут, адаптируясь в соответствии с законами джунглей, звереют и, наконец, готовые к убийству, легко убивают своих товарищей. Каждому написанному слову в романе веришь и это страшно: ведь наши дети, внуки могли бы попасть на остров без взрослых и сломаться, потерять свою человеческую сущность. Естественным является и финал произведения, когда все мальчики, ещё не понимая, что творили, начинают рыдать вслед за избранным ими предводителем Ральфом и брошенным ими же в пучину горя и страданий. Эту книгу и эти два фильма нужно смотреть детям, как назидание, может быть кому-то и поможет в становлении, как человека. Не зря это произведение стало лучшим романом 1954 года, а сам автор в последствии лауреатом Нобелевской премии в области литературы и искусства.

Катастрофа, в результате которой на необитаемый остров попадает группа мальчишек, без всяких взрослых; два варианта развития событий. Подростки вспомнят о приличиях и будут вести себя, как «истинные англичане». Либо же с них сойдёт бремя цивилизации, и они одичают, позабыв о ценностях и дисциплине. Первую возможность рассматривал шотландец Роберт Баллантайн при написании робинзонады «Коралловый остров» (1857), где воспевал Викторианскую имперскую Англию. О второй версии заговорил почти сто лет спустя Уильям Джеральд Голдинг в знаковой книге «Повелитель мух» (1954). Это его дебют в литературе.

Фильм Питера Брука — самая близкая к книге адаптация, у картины имеются как и сильные стороны, так и слабые. К сильным, несомненно, относится то, что режиссёр сумел полностью передать конфликт из романа — противостояние Разума и Разрушения. Точно переданы диалоги, почти слово в слово, хорошо показаны характеры главных персонажей. Как экранизация книги, данная лента берёт явный реванш, выигрывает у дальнейшей версии 1990 года, где полно режиссёрской отсебятины. Подобно книге, лента Брука метафорично показывает остров, как мир, в котором образовалось тоталитарное племя дикарей, травящее уникумов «не таких, как они». Ввиду непосредственной близости картины к своему первоисточнику, заметим, что это один из немногих плюсов, перекрывающих недостатки фильма. Ему простительны примитивные съёмки или почти полное отсутствие музыкального сопровождения. Это замечательно компенсируется также хорошей игрой главных актёров, сыгравших Ральфа, Джека, Хрюшу, Саймона. Ребятам выдалось сыграть несколько особо эмоциональных сцен. Например, эпизоды противостояния разумного Ральфа жажде крови и слепой ярости Джека.

Одно из средств, использованных Бруком, для передачи книжного конфликта в картине — одиночество персонажей. В начале ленты Ральф и Хрюша, будущие сторонники порядка, находятся наедине со зрителем. В финале Ральф становится одиночкой в целом мире, изгоем. Иной способ — звукоряд или его отсутствие. В ленте диалоги Ральфа и Хрюши проходят в тишине; мальчик Саймон, олицетворение правды, открывает жуткую истину о Звере в мёртвой тишине. Тогда как Джек и его племя истошно орут свои ритуальные песни. Перед зрителем целый ряд символов: шум как безумие; спокойствие как порядок. Однако значение тишины двойственно: в некоторых эпизодах она является признаком надвигающейся опасности или же подготовкой к ужасу (Ральф и Джек находят Зверя «с небес»). Точно так же дело обстоит и с огнём в истории Голдинга. Огонь, как спасительный знак на горе, единственный путь к цивилизации, за которую усердно держится Ральф; с другой стороны, пламя здесь олицетворяет апокалипсис, поскольку способно погубить весь остров. Огненная разрушающая сила, вызванная нелюдями, означает конец человечества, в целом.

Джек — староста церковного хора, однако его вера является напускной, фальшивой, о чём говорит его дальнейшее поведение. Он и его хор, облачённый в величественные чёрные плащи, символично представляется «элитой». Остров обнажил Зло, которое прячется в каждом из нас, и тот самый Зверь вырвался наружу. Ральф — олицетворение порядка, держащийся за цивилизацию. Как и Хрюша, он весь фильм проходил в старой одежде, даже несмотря на то, что она на нём была вся изорвана — ещё одна деталь, отличающая их от «охотников». Однако в книге человеческая Личность Ральфа подвергается проверке на прочность: борясь с дикарями за свою жизнь, он забывает о человеческом в самом себе, уподобляясь остальным. «Дитём науки» в «Повелителе мух» представлен Хрюша; этот мальчик близорук, потому, что смотрит только в науку, не верит в чудовищ с научной точки зрения, зато свято верит в цивилизацию (заметим, что именно благодаря его очкам можно добыть огонь). Поэтому Голдинг делает его очкариком, как интеллектуала; именно поэтому полуслепой астматик наименее приспособлен к выживанию в дикой среде.

Самая известная аллегория из книги говорит о Повелителе мух, как о Вельзевуле, князе Тьмы, упоминаемом в Библии. Однако существует иная интерпретация: повелитель мух — это Джек Меридью, а его племя — это, соответственно, мухи, летающие над трупом человеческой природы. Очень сильные и запоминающиеся христианские аллюзии, скорее всего, противопоставляются научной сфере жизни человечества, которую олицетворяет Хрюша. Поэтому в некотором роде роман Голдинга христианский. Иная аллегория говорит о необитаемом острове, как мире, в котором присутствуют различные слои и структуры общества. Ральф как демократ (найденный им морской рог — как оплот демократии). Хрюша как простолюдин, цепляющийся за цивилизацию, к тому же, поверхностно смотрящий на мир за своей близорукостью. В этот же раздел отнесём и Персеваля, который заучил адрес дома священника в Хаккет Сент-Энтони, и изо всех сил пытается сохранить его в своём мозгу, до поры до времени. Джек как лидер тоталитаризма и последователь уничтожающей идеологии со своими безликими двойниками, вроде Роджера.

Мой вердикт: Роман «Повелитель мух», хоть и пугающий, а местами даже отталкивающий, хорош тем, что помогает читателю задуматься. Написанное живым языком, показывающее острые конфликты, актуальные и поныне проблемы, это произведение мастера слова Уильяма Голдинга является одной из умных книг XX столетия. Фильм Питера Брука можно приравнять к первоисточнику, до такой степени, что они сливаются в единое целое (воистину редчайший случай!). Не имея в своём арсенале ярких спецэффектов, мастеровитых актёров своего времени или каких-то душевных элементов, но наполненная интересными «фишками», анализируемая кинокартина запоминается именно что своей близостью к оригиналу. Тем, что она смогла передать аллегории и пугающие пророчества писателя на все 100 %. Это не тепло-душевный фильм для семейного просмотра; «Повелитель мух» находится в разделе «кино не для всех».