Обычаи, традиции, обряды. Социальная психология Табу обычай право норма мораль обобщающее


табу и ограничений, основных ценностей и воззрений различных социальных групп, ограни-ченный доступ к СМИ и ограниченное информационное обеспечение. Все это неизбежно материализуется в повышении общей степени риска при принятии тех или иных управленческих решений. Международная маркетинговая деятельность обусловливается также требованиями принятых под эгидой ООН международных правил и кодек сов,

  • табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные прави ла (конституции, законы, права собственности), а также механиз мы, обеспечивающие их выполнение [Норт, 1997а]. В этом опре-делении основной упор делается на то, что институты образуют ограничительные рамки для экономического поведения людей. Норт проводит аналогию с правилами игры в командных спор-тивных играх (например, в футболе).
  • 3.4.2. Коллективная (общинная) собственность
    табу. Члены группы, которые нарушают правила, регулирующие доступ к ре сурсу и распределяющие издержки, связанные с сохранением ре сурса, подвергаются санкциям, зависящим от тяжести проступка. Так, поддержание в исправном состоянии и производственное использование ирригационных систем в японской деревне тре бовало тяжелого труда по удалению грязи и сорняков из водных каналов, чистки дренажной
  • 13.1. Подходы к государственному стимулированию экономического роста.
    табу на проигрышные рассуждения о политике, направленной на изменение темпов роста1. Вместе с тем Солоу предполагает возможность такого воздействия, изменяя темпы роста с помощью инструментов фискальной и монетарной политики. Основное направление воздействия - изменение уровня занятости и воздействие на величину капиталовооружености с це лью достижения лзолотого правила. Важным является также
  • 15.7. Россия в лпровале рынка
    табу, не афишировал ся. Доход высших звеньев пролетарской элиты второго поколения, по подсчетам того же Восленского, превосходил средний уровень трудящихся примерно в де сять раз, однако не во многие сотни, как на Западе. И именно такое положение элиту начало угнетать. Пролетарская элита третьего поколения являлась уже полной противополож ностью, антитезой поколения первого. Произошла переоценка
  • 1. Основные характеристики родового строя
    табуированном) и бе зусловно отвергала отрыв и отклонения индивидуального от общеколлективного. В поддержании единства и стабильности социума, принятого типа социального поведения существенную роль играли многообразные запреты (табу) , относящиеся к различным сферам жизни (половым, трудовым, брачным, бы товым и т.д.). На весьма ранних этапах становления социальной жизни табуируются каннибализм,
  • 1.3. КТО И КАКИМ ОБРАЗОМ?
    табу, социальные перегородки, ка стовая, цеховая, общинная замкнутость, детальная регламента ция многих сторон частной жизни). Но и в современном обществе традиции и обычаи оказывают влияние на многие стороны эко номической жизни - деление профессий на лмужские и лжен ские, приемлемый обществом уровень дифференциации дохо дов, некоторые способы распределения потребительских благ, особенно в
  • 2.4 Трудовые ресурсы мира
    табу и т.д.), а также как партнеры по бизнесу. Если Вы причастны к организации зарубежного производства или хотя бы представительства фирмы, к организации совместной деятельности или найму на работу представителей некоренных народов или зарубежных стран, Вам небезразличны такие качества будущих работников, как уровень и структура трудовой мотивации, квалификация, дисциплина, честность и
  • 3.5. Структура занятости и качество трудовых ресурсов
    табу и т.д.), партнёров по бизнесу (обязательность, сочетание государственных и личных интересов, роль личных связей в деловых отношениях), будущих работников (уровень и структура трудовой мотивации, квалификация, дисциплина, честность и ответственность, инициативность и творческий потенциал, а также присущие им человеческие слабости и национальные привычки). Для бизнеса важнейшей
  • Возникновение денег
    табу на добыгую дичь или зверя: охотник не мсжет есть то, что он подстрелил или поймал, поэтому он должен обменять своо добычу на другую пишу у когсенибудь из сопламенни- ков. Английский социолог и этнограф Б. №линовский упоминает занятный обычай жителая острюва Трюбриан отдавать часть урожая и охотничьей до- бычи лMI/жу сестры, даже когда сестры в действительности нет. Американский востоковед
  • 1.2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
    табу исчерпали свое влияние. Более того, в городах женщины работали вдали от своего очага. Они очень быстро переставали кормить грудью ребенка, что создавало возможность для беременности13. Другие же обычаи продолжали сохранять свое влияние. Не могло быть и речи об абортах, стерилизации и контрацепции, так как это ставило под вопрос в этих обществах сам смысл существования женщины. Экономическое
  • 2. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА 2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
    табу, которое последний поддерживал в области прямого вмешательства государства в экономическую сферу. И если стойкая приверженность левых партий принципам национализации продолжала по-прежнему раздражать компании, то более гибкие методы реализации государственных инвестиций воспринималась позитивно. Наконец, деловой мир не скрывал своего удовлетворения той активной ролью государства, которую
  • 3. Теории, учитывающие социальные и политические изменения.
    табу - одни из тех правил, которые очень четко соблюдались в первобытных обществах. Если вы, женившись на девушке из другого племени, по какой-то причине напали на ее соплеменника, вы тем самым автоматически нападаете на какого-то ее родственника (отца, брата, деда и т.д.), что порождает дополнительные издержки по нарушению прав собственности людей того племени. Кстати, этот сюжет встречался и в
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков. Распространение только на данный родовой коллектив. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания. Специфические санкции - осуждение поведения
  • ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    табу. Обычаи, нормы права, нормы морали, политические нормы. Вышеперечисленные плюс нормы моды. Тест 10. Каковы основные способы возникновения права в первобытном обществе? Толкование и правотворчество. Санкционирование и правотворчество. Систематизация и санкционирование. Тест 11. Чем право отличается от социальных норм первобытного общества? Общеобязательная нормативность, формальная
  • 2.1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДОГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРИОДА
    табу) как самый простой и элементарный приём воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; выражали интересы всех членов рода и
  • 12.2. Внелегальный рынок как институциональная система
    табу на ис-пользование насилия в качестве регулятора повседневной жизни, стремление к монополизации насилия накладывают четкий отпечаток и на поведение представителей мафии в экономической сфере. Ограничений на поиск прибыли у связанного с мафией предпринимателя значительно меньше, чем у легального предпри-нимателя. Первый в случае необходимости не остановится перед применением насилия, тогда как
  • 13.1. Три вида институциональных рамок
    табу) К Кроме того, существуют и такие рамки поведения, которые не фиксируются ни в писаном, ни в неписаном праве. Индивиды выбирают их спонтанным образом и добровольно следуют их предписаниям. В последнем случае речь идет об институтах как совместных стратегиях, принимающих форму соглашений и лфокальных точек2. Например, при желании найти друг друга в условиях невозможности достигнуть
  • При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

    • внимательно прочитайте задание;
    • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

    За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

    Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

    Максимальное количество баллов – 100.

    Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

    Желаем успеха !

    Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

    Задание 1

    Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер.

    1.1. Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства – это

    1. девальвация
    2. ревальвация
    3. деноминация
    4. дефляция

    1.2. Согласно кодексу общественной организации «В здоровом теле – здоровый дух» её члены должны воздерживаться от употребления табака и алкоголя, в общении друг с другом соблюдать правила вежливости, помогать престарелым членам организации, принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых организацией. Какие социальные нормы нашли своё отражение в данных положениях кодекса?

    1. корпоративные и моральные
    2. моральные и правовые
    3. правовые и корпоративные
    4. моральные и политические

    1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного

    1. ограничение прав и свобод граждан
    2. отсутствие ответственности власти перед обществом
    3. применение репрессий к противникам режима
    4. контроль государства за всеми сферами общественной жизни

    Ответ :

    1.1 1.2 1.3
    2 1 4

    По 1 баллу за каждый верный ответ .

    Максимум за задание 3 балла .

    Задание 2

    Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

    2.1. Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности.

    1. Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва.
    2. Бухгалтер В. ушёл на пенсию.
    3. Майору присвоено звание подполковника.
    4. Продавец назначена директором магазина.
    5. Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический.
    6. Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей.

    2.2. Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов?

    1. Государственная Дума
    2. Совет Федерации
    3. Председатель Правительства РФ
    4. Президент РФ
    5. Генеральный Прокурор РФ
    6. законодательные органы субъектов Российской Федерации
    7. органы местного самоуправления

    2.3. К направлениям философии относятся

    1. идеализм
    2. кубизм
    3. позитивизм
    4. марксизм
    5. абстракционизм
    6. классицизм

    2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае

    1. возражений одного из супругов против расторжения брака
    2. наличия у супругов общих несовершеннолетних детей
    3. признания одного из супругов недееспособным
    4. несовершеннолетия одного из супругов
    5. осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет

    Ответ :

    2.1 2.2 2.3 2.4
    346 246 134 12

    По 2 балла за полностью верный ответ , 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

    Максимум за задание 8 баллов .

    Задание 3

    Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

    3.1. Вексель, акция, облигация, чек.

    Ответ : Ценные бумаги.

    3.2. Обычай, традиция, табу, мораль.

    Ответ : Виды социальных норм.

    По 2 балла за каждый верный ответ .

    Максимум за задание 4 балла .

    Задание 4

    Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

    4.1. Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ

    Ответ : вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент – федеральный округ.

    4.2. Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал

    Ответ : факторы производства, лишний элемент – налоги.

    По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование , 1 балл за указание лишнего ).

    Максимум за задание 6 баллов .

    Задание 5

    «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    5.1. Все мировые религии возникли в Древнем мире.

    5.2. Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики.

    5.3. Большинство государств мира являются унитарными.

    5.4. «19 декабря 2016 г. коллегии выборщиков в 50 штатах США и округе Колумбия большинством голосов официально избрали Дональда Трампа президентом США». Данное сообщение отражает ступенчатый характер выборов на пост Президента США.

    Ах! чувствую: ничто не может нас
    Среди мирских печалей успокоить;
    Ничто, ничто… едина разве совесть.
    Так, здравая, она восторжествует
    Над злобою, над тёмной клеветою. –
    Но если в ней единое пятно,
    Единое, случайно завелося,
    Тогда – беда! как язвой моровой
    Душа сгорит, нальётся сердце ядом,
    Как молотком стучит в ушах упрёк,
    И всё тошнит, и голова кружится.

    (А.С. Пушкин)

    В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль.

    Ответ:

    5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
    Нет Да Да Да Нет

    По 1 баллу за каждый верный ответ .

    Максимум за задание 5 баллов .

    Задание 6

    Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.








    Ответ :

    1 балл за обобщающее понятие . По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня .

    Максимум за задание 10 баллов .

    Задание 7

    Прочитайте фрагмент работы Джона Локка «Два трактата о правлении».

    Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого… И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашённым народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу государства в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом – для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны государства от вторжений и захватов. А всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.

    7.1. Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права.

    7.2. Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста.

    7.3. Автор говорит о том, что правитель должен «править согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов». Какие последствия могут быть, если это правило не соблюдается? Приведите три возможных последствия.

    Ответ :

    7.1. Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность.

    По 1 баллу за каждое названное право . Всего 3 балла .

    7.2. Теория общественного договора. «Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества.»

    3 балла за верно названную теорию . 3 балла за обоснование . Всего 6 баллов .

    7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия).

    Ответы могут быть даны в иных , близких по смыслу формулировках .

    2 балла за каждое названное последствие . Всего 6 баллов .

    Максимум за задание 15 баллов .

    Задание 8

    Решите задачу

    15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию?

    Ответ:

    Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ.

    1 балл за ответ на первый вопрос . 3 балла за приведённое обоснование .

    2 балла за верное указание нормативно правового акта .

    Максимум за задание 6 баллов .

    Задание 9

    Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

    Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем ______(А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является ______(Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и ______(В).

    Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного ______(Г) общества, когда накопившиеся ______(Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит ______(Е). Она предполагает ______(Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного ______(З), определял их как локомотивы ______(И). В то же время многие подчёркивали их ______(К), разрушительное воздействие на общество.

    Список терминов

    А Б В Г Д Е Ж З И К
    2 11 5 9 1 6 8 10 18 14

    По 1 баллу за каждую верную вставку .

    Максимум за задание 10 баллов .

    Задание 10

    Озаглавьте схему. Объедините следующие понятия в классификационную схему. (Понятия даны в мужском роде, единственном числе.)

    Территориальный, федерация, децентрализованный, национальный, централизованный, унитарный, национально-территориальный, конфедерация.

    Ответ :

    По 1 баллу за каждый верный элемент .

    Максимум за задание 9 баллов .

    Задание 11

    Прочитайте отрывок из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и ответьте на вопросы.

    Перетаскав за четыре года войны порядочно «языков» через линию фронта, я точно знал, как много может рассказать захваченный врасплох человек. В том, что его, этого захваченного мною бандита, удастся «разговорить» в МУРе, я совершенно не сомневался. И поэтому вся затея, где главная роль отводилась этому желторотому сосунку Векшину, казалась мне ненадёжной. Да и нецелесообразной. Я снова качнулся на стуле (он пронзительно взвизгнул – дурацкий стульчик, на гнутой спинке которого висела круглая жестяная бирка, похожая на медаль) и сказал, слегка откашлявшись:

    – А может, есть смысл захватить этого бандита и потолковать с ним всерьёз здесь?

    Все оглянулись на меня, мгновение в кабинете стояла недоуменная тишина, расколовшаяся затем оглушительным хохотом…

    Жеглов положил руку мне на плечо и сказал:

    – У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности…

    И я удивился, как Жеглов точно угадал мою мысль. Конечно, лучше всего было бы промолчать и дать им возможность забыть о моем предложении, которое, судя по реакции, показалось им всем вопиющей глупостью, или нелепостью, или неграмотностью. Но я уже завёлся, а заводясь, я не впадаю в горячечное возбуждение, а становлюсь упорным, как танк. Потому и спросил, спокойно и негромко:

    – А почему же вам «языки» без надобности?

    Жеглов повертел папироску в руках, подул в неё со свистом, пожал плечами:

    – Потому что на фронте закон простой: «язык», которого ты приволок, – противник, и вопрос с ним ясный до конца. А бандита, которого ты скрутишь, только тогда можешь назвать врагом, когда докажешь, что он совершил преступление. Вот мы возьмём его, а он нас пошлёт подальше.

    – Как это «пошлёт»? Он на то и «язык», чтобы рассказывать, чего спрашивают. А доказать потом можно, – убеждённо сказал я.

    Жеглов прикурил папироску, выпустил струю дыма, спросил без нажима:

    – На фронте, если «язык» молчит, что с ним делают?

    – Как что? – удивился я. – Поступают с ним, как говорится, по законам военного времени.

    – Вот именно, – согласился Жеглов. – А почему? Потому что он солдат или офицер вражеской армии, воюет с тобой с оружием в руках и вина его не требует доказательств…

    – А бандит без оружия, что ли? – упирался я.

    – На встречу вполне может прийти без оружия.

    – А то. В паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже – написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать!

    Вопросы

    11.1. Какая отрасль российского права регулирует ситуацию, ставшую предметом спора между главными героями романа? Как называется раздел международного права, регулирующий обращение с военнопленными, в том числе с «языками»?

    11.2. В соответствии с каким правовым принципом Жеглов отклоняет предложение рассказчика взять языка?

    11.3. Раскройте три положения этого принципа, закреплённые в действующей Конституции РФ.

    Элементы ответа Баллы
    11.1. Должны быть названы: уголовно-процессуальное право, международное гуманитарное право По 2 балла за каждую верно указанную позицию.

    Максимум 4 балла

    11.2. Презумпция невиновности 3 балла за верно названный принцип
    11.3. Могут быть названы следующие положения.

    · Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

    · Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

    · Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

    По 3 балла за каждое верно приведённое положение.

    Максимум 9 баллов

    Максимум за задание 16 баллов

    Задание 12

    Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

    Высказывания Понятия
    А ) Наполеон Бонапарт )

    Н . Макиавелли )

    Б ) Р . Даль )

    У . Черчиль )

    В ) Время – это ***. (Б . Франклин )

    *** – хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф . Бэкон )

    Г ) *** – это кража. (Ж . Прудон )

    Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д . Локк )

    Ответ

    Высказывания Понятия
    А ) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт )

    Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н . Макиавелли )

    армия
    Б ) Безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р . Даль )

    **** – худшая форма правления, не считая всех остальных. (У Школьный / Год: / Город: /

    Существуют конкретные формы социального контроля в обществе: закон, табу, обычаи, традиции, привычки, этикет.

    Закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею. Устанавливая определенный порядок отношений в государстве, законы могут способствовать или препятствовать его развитию, влиять на снижение или повышение социального самочувствия населения, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жизни в обществе. Это особенно заметно в периоды дестабилизации социально-экономической и политический жизни государства в эпоху революционных преобразований, радикальных реформ. В периоды стабилизации общественных отношений большинство людей воспринимают действие правовых норм как должное.

    Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествовавших появлению законов, являлось табу. Оно включает в себя систему запретов на определенные побуждения и мысли, совершение каких-либо действий и поступков людей, социально не приемлемых для общества в целом. В первобытном обществе табу регулировали некоторые стороны жизни людей. Считалось, например, что при нарушении определенных запретов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. В современных условиях табу чаще всего связаны с ограничениями морального и нравственного порядка. Например, все знают, что они могут делать и как не должны поступать, будучи законопослушными гражданами и порядочными людьми.

    Мораль и нравственность регулирует неформальные отношения в обществе и часто противопоставляются законам как регулятору формальных отношений. Мораль и нравственность определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные и нравственные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются. Принципы морали и нравственности универсальны, поскольку отражают в себе абсолютные человеческие ценности. Последние усваиваются в процессе социального развития людей и совершенствования всего общества. Усвоение представлений о добре и зле происходит с самого раннего детства и способствует формированию представлений о сущности мироздания и идеала социально-ценностных отношений в нем.

    Усвоение морали и нравственности происходит на уровне формирования и развития совести как интегрального социально-психологического и духовного качества людей. По мнению В. Даля, "совесть – это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития".

    Иногда в основе "внутренних" табу людей – интериоризированных на уровне подсознания людей запретов, связанных с существовавшими в прошлом определенными социальными ограничениями, – могут лежать суеверия, предрассудки, ритуалы. Некоторые формы неврозов проявляются в навязчивых и повторяющихся ритуальных действиях субъекта, возникающих под влиянием страха возмездия. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия.

    Весьма широко социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, понятные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, – обычаи. Они усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая – распространенность. Обычай определяется условиями развития общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.

    Под традициями обычно понимаются такие обычаи, которые сложились исторически в тесной связи с культурой конкретного этноса, передаются из поколения в поколение на уровне социальной архетипии (терминология К. Г. Юнга) и определяются духовным и психологическим складом народа.

    Традиции имеют глубокие исторические, социальные и психологические корни. Очень часто их трудно изменить или преодолеть. Иногда они несут в себе негативное содержание, не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции – это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Однако и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально- экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в государстве (обществе) и влияющими на социальные нормы восприятия и поведения людей. "Так, традиция существования патриархальной семьи постепенно меняется во многих странах мира. Состав современной семьи, проживающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители – дети. Это обусловлено многими причинами, в частности материальными условиями и большими когортными (групповыми) различиями между поколениями" (Кабаченко Т. С., 2000).

    Обычаи и традиции проявляются по законам и механизмам массовидного поведения людей и играют огромную роль в интеграции общества, осуществлении социального контроля за воспитанием его представителей. Они функционируют в соответствии с их социальной целесообразностью. "Далеко не все обычаи закрепились и модифицировались в традиции. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе. И хотя некоторые традиции у тех или иных народов и вызывают сомнения с точки зрения их социальной целесообразности, следует иметь в виду, что они не могли бы сохраниться, если бы такой целесообразности не существовало, поскольку это главное условие их существования. Постижение смысла традиции как формы социального контроля является весьма сложной задачей, связанной с постижением культуры того народа, чьи традиции рассматриваются. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа".

    Важной формой социального контроля, наряду с традициями, являются привычки, представляющие закрепившиеся устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей. Они функционируют как неосознаваемые действия, которые столько раз повторялись в жизни людей, что приобрели автоматизированный характер.

    Формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания людей. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как у детей, так и взрослых), при появлении новых обязанностей или условий жизни формируются новые или изменяются старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т.е. способствуют социальной адаптации, личностному росту людей, то последние относительно легко достигают поставленных целей. Если привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям.

    Очень часто привычки могут превращаться в потребности, если они сформированы и закреплены. Они находятся в тесной связи с условиями экономического, политического и духовного развития людей, оказывают существенное влияние на принятие ими жизненно важных решений, способы поведения и деятельности. В ряде случаев некритическое восприятие жизненных ситуаций может вести к деформации, превращению привычек в предубеждения и предрассудки, которые могут не совпадать со шкалой общих ценностей, характерных для общества в целом или конкретных социальных групп. По этой причине они могут стать весьма раздражающим фактором, порождать противоречия и конфликты между людьми. Привычки входят в формы социального контроля, потому что, во-первых, они формируются под влиянием общественных норм, во-вторых, когда они уже сформированы, то буквально диктуют людям шаблоны социального поведения. "Конечно, если человеку необходимо продемонстрировать действие, которое не является привычным, он сможет это сделать, но только в том случае, если будет держать себя под строгим самоконтролем, что значительно осложняет сам процесс выполнения. Если же данное действие необходимо человеку усвоить, оно со временем, в процессе постоянных упражнений, превращается в привычку и тогда может осуществляться спонтанно, на неосознаваемом уровне, не отнимая у субъекта силы на самоконтроль" (Андриенко Е. В., 2010).

    Особой формой социального контроля является этикет, представляющий собой установленный порядок поведения, а также совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. "Этикет можно рассматривать как чисто внешнюю, оторванную от нравственного содержания форму поведения, которая, с одной стороны, приобретает смысл благожелательного и уважительного отношения к людям, с другой – может вести к развитию неискренности и лицемерия".

    Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгой регламентации до относительно свободной. Этикета стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение правил или требований, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы.

    Однородность социальных норм первобытного общества

    В догосударственный период, в котором не было государства и права, а люди жили общинами, поведение людей регулировали такие социальные нормы как табу, мораль, обряды, миф, обычай. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества носили однородный, недифференцированный характер и были едиными для всех членов первобытного общества, для всех членов общины. Они получили название мононормы (от монос “единый”, норма – “правило”) - нормы, соединяющей в себе правило поведения общесоциального, религиозного и бытового характера; обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции; единые правила, неразделенные на религиозные, морально-этические и иные. Например, запрет убийства члена своего коллектива объяснялся с религиозной точки зрения как запрет богов, нарушение которого будет прегрешением и повлечёт за собой божьи кары. Одновременно, такое деяние считалось с морально-этической точки зрения нехорошим делом. Одновременно, существовал обычай - пищевой запрет на употребление в пищу мяса людей своей общины; кроме того, существовала угроза мести со стороны родичей за убийство.

    Социальные нормы поддерживались самопомощью, самоуправством (тот, кому был причинён вред, сам должен был позаботиться об охране своих интересов с помощью родственников), моральными санкциями (это божья кара, осуждение общественного мнения, угрызения собственной совести), третейским судом старейшин. Третейский суд был судом добровольным, который ставил своей целью сохранить мир и согласие в общине, а значит примирить стороны, предотвратить перерастание конфликта в состояние постоянной вражды внутри общины. Примирение означало компромиссное соглашение враждующих сторон.

    Многие споры и конфликты в общине разрешались самими спорящими сторонами в порядке саморегуляции. Члены общины были жизненно заинтересованы в сохранении внутреннего мира, в объединении усилий, во взаимопомощи. Санкция за нарушение норм поведения в условиях саморегуляции была такова: кто не соблюдает правила, тому не помогут в работе.

    Табу

    Самыми древними социальными нормами являлись табу. Табý - это совокупность особого рода запретов тех действий, которые, как верили люди, неотвратимо навлекали на них непонятную, но грозную опасность. Для табу характерно отсутствие всякого обоснования. Люди должны были слепо подчиняться этим запретам. Человек, нарушивший табу, причинял вред всему обществу.

    Запретными становились опасные для коллектива действия. Например, запрещались убийство сородичей, телесные повреждения, кровосмешение (инцест), общение с чужими (не членами рода) как потенциальными носителями «зловредной магии», способной нанести вред тем, кто соприкасается с ними и др.

    Соблюдение табу было обеспечено карой, неминуемо поражающей нарушителя. Кара могла быть религиозная или общественная. Общественная кара заключалась в смертной казни, изъятии имущества нарушителя, изгнании из общины. Религиозная кара наводилась на нарушителя сверхъестественными существами и мистическим путем. Она выражалась, например, болезнью, смертью от удара молнии и пр. Этнографами были записаны случаи, когда туземец умирал от одного ужаса, что им нарушено табу.

    Например, как-то один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, запрещено, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер. Остатки от трапезы вождя были табу, и съевший их, даже по неведению, должен был заболеть и умереть.

    Мораль

    Мораль (нравственность) - это совокупность взглядов, идей, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости и складывающихся на их основе норм поведения. Для морали характерна оценка поведения людей с помощью понятий добра и зла. Тем самым действия людей подразделялись на одобряемые и осуждаемые обществом. Добро - это действия людей, по данным опыта, совпадающие с интересами общества и служащие интересам его самосохранения и благополучия. Эти действия одобряются обществом. Зло - это действия людей, идущие вразрез с интересами общества, наносящие ему ущерб, разрушающие общество. Подобного рода действия осуждаются обществом и влекут за собой санкции (неблагоприятные последствия) для нарушителя. Моральными санкциями являются божья кара, угрызения собственной совести и осуждение общественного мнения.

    Нормы морали выражаются или в отрицательной форме запретов или в положительной форме повелений. Основные нравственные правила таковы: «Не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы они тебе делали» и «Делай другим то, что ты хочешь, чтобы они тебе делали». Другими словами: как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Отсюда двоякое требование: не вредить другим или не делать зла и делать другим добро или помогать ближнему, нуждающемуся.

    Табу и мораль регулировали отношения между членами одного коллектива - общины, рода. Люди в первобытном обществе делились на своих и чужих. К чужим был возможен другой подход, прямо противоположный: «Если наши украли лошадь у чужих - это добро, если у наших чужие украли лошадь - это зло».

    Различие между моралью и правом проявляется в характере санкций (неблагоприятных последствий для нарушителя) и способе их осуществления. Нормы морали обеспечиваются моральными санкциями: Божья кара, разного рода неодобрение, порицание со стороны общественного мнения и угрызения совести (совесть - это внутренний судья). Все эти санкции могут одинаково распространять свое действие и на обеспечение осуществления права. Особенность права состоит в том, что независимо от общих моральных санкций оно устанавливает еще свои специфические юридические санкции. Отличительными признаками юридической санкции являются точная определенность страдания, причиненного нарушителю нормы права, а также определенность правоохранительных органов, предназначенных для приведения санкций в исполнение. Ни одного из этих признаков нет в моральных санкциях.

    Создаваемое религиозной верой представление о каре Божьей по самому своему существу чуждо внешней определённости. Реакция совести зависит от индивидуальных особенностей человека, хотя предполагается, что когда окружающие человека люди осуждают его поступки, у него возникает чувство вины и стыда перед ними за свои действия. Реакция общественного мнения, хотя и проявляется в известном внешнем давлении на нарушителя моральной нормы, но не отличается определенностью. Нарушающий моральную норму не знает наперед, в чем выразится реакция общественного мнения, - она разнообразна: начинаясь с простого словесного выражения порицания, она может доходить до кровавой расправы. Общественное мнение не обладает определенными, заранее установленными органами для выражения общественного порицания.

    Обряды и миф

    К социальным нормам первобытного общества можно отнести также обряды и мифы. Обряды - это правила поведения, заключающиеся в символических действиях. Например, обряды похорон и поминок умерших, свадебный обряд, обряд вступления в должность вождя и др.

    Важным регулятором поведения людей были мифы. . В обиходной речи «миф» - это выдумка. В философии под мифом понимают особую форму мысли, наиболее простую, наиболее всеобщую, присущую человеку на всех ступенях развития - и на первоначальной, и на нынешней. Миф - это нечто, основанное на действительных событиях, но приукрашенное и изменённое. Миф - это предание, сказание, повествование о происхождении мира, в которых боги творят мир, а герои обустраивают его, о первопредках, от которых пошёл народ. Например, миф о братьях Каине и Авеле, Рόмуле и Реме (основатели Рима), Кие, Щеке и Хориве (основатели Киева). У каждого народа есть исторические мифы - это мифы о своей истории, географические мифы - о соседях и о других народах. Мифы нужны для объяснения мира. Исторические мифы необходимы народу, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В мифах истории живёт коллективная память народа, которая объясняет - кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства. В мифах сконцентрирован опыт поведения, разные варианты ответов, что нужно делать в тех или иных случаях. Миф является побуждением к действию. Он представляет собой набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действий, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. Почитание предков предполагает: если они вели себя так, то мы не можем, не утратив достоинства, вести себя хуже. Происхождение обязывает.

    Вот, к примеру, миф о том, как к Петру I привели пленных шведских офицеров после Полтавской битвы 1709 г. Офицеры смущены, напряжены: откуда они знают, что с ними будет теперь? Пётр же обнимает их, кричит: «Пировать будем!». И во время пира шведы сидят среди русских, с такими же бокалами в руках, перед ними тарелки, полные еды. И Пётр поднимает тост: «За наших учителей!». Было? Не было? В любом случае в этом предании урок: будь великодушным к побеждённому врагу. Не мсти. Не злобствуй. Умей учиться у врага, и если научился чему-то, признай это вслух. Уклонись от ненависти, от сведения счётов. В средине XX века русские вели себя с поверженным врагом, как в начале XVIII-го. Пленные немецкие солдаты не стали ответчиками за преступления, совершённые армией нацистов в России. Они привлекались к восстановительным работам, жили в условиях, которые не были хуже условий жизни русских, их даже сытнее кормили, одевали в трофейную немецкую форму и лечили, если заболеют. В войнах в горячих точках конца XX - начала XXI веков русские проявили то же отношение к вчерашним вооружённым врагам, взятым в плен.

    Современными аналогами мифа являются кинофильмы, политические идеи построения на земле идеального общества, земного рая - коммунизма, правового государства, свободного рынка и др.

    Обычай

    На первое место среди социальных норм выдвинулись обычаи. Обычаи - устойчивые правила поведения, нормы, возникшие путем продолжительного соблюдения людьми. Обычай обязателен независимо от того, признается он или не признается государством. Сила обычая основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении его на практике. Авторитет обычая был основан на старине : «так поступали отцы и деды», «чем старей, тем правей», «повальный обычай, что царский указ».

    Обычаи существовали в устной традиции, передавались от поколения к поколению. В общине были знатоки обычаев, к которым в случае спора обращались спорящие стороны за консультацией. Они говорили, что надо делать так-то, потому что именно так делали предки. Обычаи регулировали типичные отношения: брак, обязанности мужчины и женщины, кары за обиду и причиненный вред (кровная месть), обычай почитать старших как хранителей опыта поколений, передача имущества умершего роду, семье.

    Происхождение права. Обычное право и судебный

    Прецедент

    Право постепенно выделяется из однородных социальных норм. Причины появления права, выделения из правил общежития норм права следующие:

    1. Численный рост социальной группы, формирование территориальной общины (вόждества), которое объединяло общины под властью одного правителя и насчитывало несколько тысяч человек. Когда социальная группа невелика (в соседской земледельческой общине насчитывалось от 100 до 300 человек), жизнь и поведение каждого человека проходили на глазах у всех. Ему было не ускользнуть от внимания и осуждения своих сородичей. Но значительный рост численности группы ослаблял влияние общества на личность, так как внимание общества рассеивалось между большим числом людей и люди, хотя бы отчасти, сумели освободить свое поведение от общественного контроля.

    2. Нарушение однородности социальной группы. Однородная социальная группа, которая не обнаруживает никаких различий ни по происхождению, ни по богатству, сильна единством своих интересов, взглядов, преданий. Расслоение социальной группы по богатству (обладающие имуществом имущие и не обладающие имуществом неимущие), по происхождению (знатные и незнатные), по завоеванию (победители и побежденные) подрывало эту однородность.

    В пределах одной и той же группы сталкивались уже прямо противоположные интересы. Например, то, что с точки зрения побежденных хорошо, то с точки зрения победителей дурно, то, что первые будут одобрять, то вторые будут порицать, а между тем общественное мнение сильно только своим единством. Тогда становится ясна недостаточность этого способа охраны правил общежития. Кризис обычая, когда общественное мнение теряет свою силу и люди перестают следовать тому, что принято, с необходимостью ведет к возникновению правового обычая.

    3. Рост общественной группы и нарушение её однородности привело к увеличению числа правил, необходимых для сохранения сплоченности. Как бы медленно ни развивалась жизнь, а всё же число правил постепенно накапливалось. Удержание всех их в памяти становилось затруднительным для стариков, а отсутствие письменности и грамотности возлагало всю надежду на человеческую память. Возможно, что более новые правила, не вполне согласовались с прежними. В действии общественного мнения появилось некоторое замешательство, которым готовы были воспользоваться одни члены общества за счет других.

    При таком положении становилась очевидной необходимость выделения особой группы норм, поддерживаемых более энергичными средствами. Переход социальных норм от состояния однородности к состоянию разнородности обуславливался зарождением суда от имени власти, когда произошло формирование ранних государств в форме общин (городов) - государств.

    Зарождение права стало возможным только с появлением суда, организованного государственной властью и обособленного от суда общественного. Суд есть деятельность государственной власти, направленная на защиту и восстановление права в случаях спора о праве или нарушения права. Решения государственного суда обеспечивалось государственным принуждением.

    Древнейшим и первоначальным источником права всех народов является обычное право. Правовые обычаи (обычное право) - это обычаи, признаваемые и защищаемые государством. Правовые обычаи - правила поведения людей (нормы права), сложившиеся в жизни (практике) людей в течение длительного времени в силу повторяемости их в действиях людей, признанные государством в лице судов или других государственных органов в качестве общеобязательных норм поведения и обеспечиваемые силой государственного принуждения. Так как право строится на принуждении, а организованными принудительными средствами располагает государственная власть, то обычаи приобретают правовой характер только вследствие предоставления им защиты со стороны государства. Обычай не может стать нормой права помимо воли государственной власти. Обычай становится правовым только вследствие того, что суд своим решением обеспечит сложившейся норме юридическую защиту. Из общей массы обычаев выделяются те, которые признаются судом, - это правовые обычаи. Суд обеспечивает свою защиту одним обычаям, и отказывает в этой защите другим. Государство признает уже сложившиеся обычаи и наделяет их правовым характером, придавая им, безусловно, обязательную силу, в форме защиты отдельных случаев судом.

    Обязательность неправового обычая догосударственного общества основана на старине: я обязан поступать так, потому что так поступали предки, и так поступают теперь все, а правовой обычай дополнительно к авторитету предков охраняется государственным принуждением. Правовые обычаи, в отличие от неправовых обычаев, обеспечиваются силой государственного принуждения.

    Нормы обычного права, хотя и создаются в своем содержании помимо государственной власти, но юридическую обязательность они приобретают по воле государственной власти. Обычное право исходит от общества, оно безлично, то есть автор его неизвестен. Для образования обычного права необходима длительность и непрерывность его соблюдения.

    Правовой обычай - право неписаное, нигде письменно не фиксируется. Нормы обычного права передаются устно, словесно из поколения в поколение. «Нормы обычного права хранятся непосредственно в народной памяти и на первоначальных стадиях развития получают внешнее выражение исключительно в тех самых действиях, в которых они осуществляются. Действия, совершаемые во исполнение нормы обычного права, сопровождаются особыми обрядами, цель которых подчеркнуть их правомерность, и становятся таким образом юридическим символами. Таковы, например, рукобитье при заключении договора, передача дерна при продаже земли, посажение на стол при вручении княжеской власти и т. п. Все эти обрядовые действия являются не только формой совершения юридических сделок, но и символическим выражением нормы обычного права, регулирующей соответственные юридические отношения». Нормы обычного права проявляются не только в повседневной жизни, в особых формальных обрядовых действиях, но и в судебных решениях (судьи выносят решение на основе обычаев), в высказываниях сведущих людей, знатоков обычного права, обычно людей старого возраста, которые помнили как поступали предки, а опытность, связанная с продолжительной жизнью, внушала особую авторитетность их суждениям. Обычное право выражается в юридических пословицах и поговорках, которые имеют форму кратких положений и выражают правовое сознание народа: «Кто желает решить дело по справедливости, тот должен выслушать обе стороны».

    Постепенно роль государственного суда укреплялась. Между сторонами возникали споры, для решения которых не было соответствующих норм обычного права и отсутствовали письменные законы. Во всех таких случаях суду приходилось создавать новые юридические нормы по поводу данного конкретного случая. Тем самым появляются судебные прецеденты как новый самостоятельный источник права, равносильный обычному праву. Судебные прецеденты - это нормы права, правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела. Решение суда обеспечивается государственным принуждением. Авторитет судебного прецедента основывается на том, что так было, хотя бы и один раз.

    Таким образом, тот момент, когда суд стал выбирать из предложенных ему правил, обычаев или стал творить новые правила путем прецедента, - был моментом зарождения права. Правовой обычай есть норма, сложившаяся в обществе и лишь признанная государством в качестве общеобязательной нормы и обеспеченная силой государственного принуждения. Судебный прецедент есть новая норма, созданная судом при вынесении им решения по отдельному случаю. Право зародилось, когда стали образовываться государства в форме ранних монархий.

    Он пробирался сквозь густые заросли, беспокойно озираясь по сторонам. Он чувствовал, как что-то неуклонно приближалось, что-то готовое поглотить его, и унести туда, откуда не возвращаются. Острая боль внезапно пронзила сердце, и он упал замертво. - Обряды и обычаи надо соблюдать - сказал старый шаман, и бросил сломанную фигурку в костёр. - А что он сделал? - полюбопытствовал человек, сидящий рядом с ним. - Произнёс имя нашего погибшего брата...

    Вера в табу оказывает очень на человека, в сознании которого прочно закреплена некая установка. Так, например, у некоторых народов под запретом табу - произносить имя умершего человека. Вера в этот запрет, как и во множество других обрядов и обычаев сформировывалась на протяжении многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нарушителя - ведь он знает, что за ним "явится" дух умершего.

    Обряды и обычаи друидов. Что запрещено "повелителям леса"

    Всемогущие кельтские жрецы и мистики - друиды - также были должны подчиняться определённым законам. К примеру, им запрещалось записывать свои знания на бумаге - ведь друиды обладали Истинным Могуществом, и если бы такие сокровенные знания попали в руки невежд, то это привело бы к глобальной катастрофе.

    Для друида власть - это в первую очередь искусство владеть собой. Друиды считали бессмысленной жестокостью причинять страдания живым существам, но, тем не менее, довольно сурово относились к нарушителям табу. Для нарушителя порядка исполнялась "злая песня" - своего рода на друидский манер. В зависимости от тяжести проступка эта "песня" могла иметь различные последствия - от заболевания жертвы до её смерти. У друидов существовал некий кодекс поведения, названный законом трёх требований, он включал в себя следующие непреложные Истины:

    Три сущности человека:

    Каким он себя считает.

    Каким его считают другие.

    Каков он на самом деле.

    Три духовных правила, направляющих человека:

    Владение собой (самоконтроль).

    Владение миром.

    Владение неведомым (магией).

    Три вещи, которые всегда нужно контролировать:

    Три признака жестокости:

    Пугать без нужды животное.

    Обрывать без нужды растения.

    Гнаться без нужды за привилегиями и милостями.

    Три ключа власти друида:

    Обладать знанием

    Хранить молчание.

    Множество обрядов и обычаев друидов были связаны с натуральной магией. Поэтому "хранители леса" трепетно относились к природе, и человека, причиняющего ей вред, ждало наказание.

    Обычаи и обряды Африки - вера в табу

    Строжайше запрещалось охотиться на тотемных животных. У разных племён были разные тотемы - быки, крокодилы, львы, голубые антилопы. В некоторых случаях запрещалось не только убивать и есть тотемное животное, но даже и смотреть на него. В Африке живёт племя арара, его территория расположена северу от племён аравете и паракана. Мужчины этого племени охотятся только на обезьян. Интересный факт - название каждого из трёх племён можно перевести, как "настоящие люди" или просто "люди", а, следовательно, своих соседей они считают не совсем людьми.

    Нубийцы, проживающие в восточной Африке, верят, что они умрут, если войдут в дом королевского священника. Избегнуть этой опасности можно одним способом - для этого нужно обнажить левое плечо при входе, и склонить короля прикоснуться к нему рукой. Отсюда пошло суеверие, что прикосновение королей обладает целебной силой, и . Большинство аналогичных обрядов и обычаев также было сформировано под воздействием суеверных представлений.

    Следует отметить, что больше всего дикари опасаются колдовства, поэтому зачастую новоприбывшим европейцам строго запрещается контактировать с местными жителями, вступать с ними в общение. Сначала африканские колдуны должны исполнить все обряды и обычаи, чтобы чужеземцы не смогли принести с собой болезни и бедствия.

    У некоторых племён существовали любопытные табу на убийства. В соответствии с ритуалом, они приносили головы убитых на войне врагов в своё поселение. Но чтобы духи убитых не мстили, у голов следовало попросить прощения. При этом произносился примерно следующий текст: "Не обижайся, ведь и наши головы могли сейчас находиться в твоей деревне, будь мы менее удачливы. Зачем ты стал нашим врагом? Нам следовало оставаться друзьями, и тогда твоя кровь не была бы пролита".

    Человечество нелегко расстаётся с древними обрядами и обычаями. Одни традиции полностью изживают себя, а другие трансформируются в причудливые . И всё же вера в табу - совершенно неприемлемый пережиток прошлых времён, ограничивающий свободную волю человека.