Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок. До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ. Однако в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компетенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право: 1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией; 2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей; 3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации; 4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила; 5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок; 6) давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии; 7) проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений; 8) беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.
Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону. На деятельность по государственному энергетическому надзору требования ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяются с отдельными изъятиями. В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности. В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться. В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору. Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использованием электрических и теплоиспользующих установок.
Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению. Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд. Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются. При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений. В свою очередь, лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.
Отдельные положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок. Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.
Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" правами. В частности, они могут: 1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору; 2) знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам; 3) обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке.
Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности. В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.
- Кадровое делопроизводство и Трудовое право
14. Проведение плановых проверок субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от присвоенной их деятельности определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
Плановые проверки субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, не проводятся.
15. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение в году проведения проверки периода, указанного в пункте 14 настоящего Положения, начиная со дня:
а) получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов электроэнергетики и объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
б) присвоения в установленном порядке деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии определенной категории риска;
в) окончания проведения последней плановой проверки.
16. Отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется:
по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя) - для категорий высокого, значительного и среднего риска;
по решению руководителей территориальных органов органа государственного надзора по месту нахождения объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии, - для категорий умеренного и низкого риска.
При наличии объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии на территории 2 и более субъектов Российской Федерации, отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя).
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора (далее - государственный надзор).
2. Государственный надзор в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее - обязательные требования в сфере электроэнергетики), а также правилами по охране труда, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере электроэнергетики, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере электроэнергетики при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2016 г. N 701 Положение дополнено подпунктом 2.1
2.1. Государственный надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения.
2.2. Государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее - обязательные требования в сфере теплоснабжения), а также правилами по охране труда, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования в сфере теплоснабжения лиц к ответственности, а также деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере теплоснабжения, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере теплоснабжения.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 2.3 с 30 ноября 2018 г. - Постановление
2.3. В отношении объектов теплоснабжения, являющихся опасными производственными объектами, плановые проверки соблюдения требований безопасности в сфере теплоснабжения проводятся при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности с периодичностью, установленной Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
3. Должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор от имени этих органов, являются:
а) руководители органов государственного надзора;
б) заместители руководителей органов государственного надзора;
в) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
г) начальники отделов структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
д) другие должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;
е) руководители территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
ж) начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
з) другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.
4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со , 9 - 13 и Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - проверки).
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 4.1 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 4 августа 2017 г. N 930
4.1. Должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющие государственный надзор, при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
5. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок имеют право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, расположенные в границах охранных зон объектов электроэнергетики, а также территории, здания, помещения, сооружения объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций;
б) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований в сфере электроэнергетики, обязательных требований в сфере теплоснабжения (далее - обязательные требования) и об устранении выявленных нарушений, а также о предотвращении нарушений требований безопасности на объектах электроэнергетики, объектах теплоснабжения;
в) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений в пределах своей компетенции;
г) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
д) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю.
6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
7. Должностные лица органа государственного надзора при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Государственный надзор осуществляется при:
а) вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций;
б) осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
в) строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, не являющихся объектами капитального строительства.
9. Предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии обязательных требований, в том числе:
а) наличие разрешительных документов на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения в случаях, предусмотренных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
б) соблюдение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций нормативов запасов топлива, а также порядка создания и использования запасов топлива;
б.1) соблюдение собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, требований о наличии принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства или подаче газа на источник тепловой энергии не менее чем от 2 магистральных газопроводов и обеспечении готовности оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе;
в) соблюдение особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
г) соблюдение установленного порядка вывода объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в ремонт;
д) соблюдение субъектами оперативно-диспетчерского управления обязательных требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также наличие аттестации у лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
е) выполнение субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии иных обязательных требований.
10. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
11. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 13 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
13. В целях применения при осуществлении государственного надзора риск-ориентированного подхода деятельность субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности).
Отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска согласно приложению.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 14 с 1 января 2019 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
14. Проведение плановых проверок субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от присвоенной их деятельности определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
Плановые проверки субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, не проводятся.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 15 с 1 января 2019 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
15. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение в году проведения проверки периода, указанного в пункте 14 настоящего Положения, начиная со дня:
а) получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов электроэнергетики и объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
б) присвоения в установленном порядке деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии определенной категории риска;
в) окончания проведения последней плановой проверки.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 16 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
16. Отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется:
по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя) - для категорий высокого, значительного и среднего риска;
по решению руководителей территориальных органов органа государственного надзора по месту нахождения объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии, - для категорий умеренного и низкого риска.
При наличии объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии на территории 2 и более субъектов Российской Федерации, отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя).
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 17 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
17. В случае пересмотра решения об отнесении деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении их деятельности к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
При отсутствии решения об отнесении деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска их деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 18 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
18. Органы государственного надзора ведут перечни субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, деятельности которых присвоены категории риска. Включение в указанные перечни осуществляется на основании решений уполномоченных должностных лиц об отнесении деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к соответствующим категориям риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 19 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
19. Перечни, предусмотренные пунктом 18 настоящего Положения, содержат следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, которым присвоена категория риска;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
д) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
е) реквизиты решения о присвоении категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии к соответствующей категории риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 20 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
20. На официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о субъектах электроэнергетики, теплоснабжающих организациях, теплосетевых организациях и потребителях электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории высокого и значительного риска, содержащаяся в перечнях, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
г) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
д) категория риска и дата принятия решения об отнесении деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии к соответствующей категории риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 21 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
21. Размещение информации, указанной в пункте 20 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 22 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
22. По запросу субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации или потребителя электрической энергии орган государственного надзора, принявший решение о присвоении категории риска, в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, предоставляет информацию о присвоенной их деятельности определенной категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности к определенной категории риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 23 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
23. Субъекты электроэнергетики, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители электрической энергии вправе подать в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, в органы государственного надзора заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено приложением с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
Приложение
к Положению об осуществлении
федерального государственного
энергетического надзора
Критерии
отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска
1. При осуществлении государственного надзора отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии и теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций к определенной категории риска осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований, предусмотренных статьей 29.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", и требований, предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - обязательные требования), в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящего документа и с учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований в соответствии с пунктами 6 и настоящего документа.
2. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований деятельность субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от установленной и (или) передаваемой мощности используемых (эксплуатируемых) объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок относится к следующим категориям риска:
электрические станции установленной мощностью от 500 МВт включительно и выше;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 500 МВт включительно и выше;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 500 МВт включительно и выше;
электрические станции установленной мощностью от 150 МВт включительно до 500 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 100 МВт включительно до 500 МВт;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 100 МВт включительно до 500 МВт;
электрические станции установленной мощностью от 50 МВт включительно до 150 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 5 МВт включительно до 100 МВт;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 5 МВт включительно до 100 МВт;
объекты теплоснабжения установленной мощностью от 10 МВт включительно и выше;
электрические станции установленной мощностью от 1 МВт включительно до 50 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 0,15 МВт включительно до 5 МВт;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 0,15 МВт включительно до 5 МВт;
объекты теплоснабжения установленной мощностью от 0,15 МВт включительно до 10 МВт;
электрические станции установленной мощностью менее 1 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети менее 0,15 МВт;
электроустановки потребителей 1 и 2 категорий надежности электроснабжения максимальной мощностью менее 0,15 МВт;
объекты теплоснабжения установленной мощностью менее 0,15 МВт.
3. Деятельность субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике относится к категории среднего риска.
4. В случае если субъект электроэнергетики, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация или потребитель электрической энергии эксплуатируют объекты разной мощности или пропускной способности электрической сети, то деятельности указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присваивается наиболее высокая категория риска согласно мощности эксплуатируемых объектов или пропускной способности электрической сети, отвечающим наиболее высокой категории риска.
5. В случае если используемый (эксплуатируемый) объект электроэнергетики и (или) объект теплоснабжения являются единственным источником электрической и (или) тепловой энергии в системе энерго- и теплоснабжения, деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих этот объект, присваивается более высокая категория риска.
6. С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований:
а) деятельность субъектов электроэнергетики, подлежащая отнесению согласно пунктам 2
отсутствие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных , 9.11 и 9.18
б) деятельность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, подлежащая отнесению в соответствии с пунктами 2 , и настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска, подлежит пересмотру в части отнесения к категориям соответственно значительного, среднего, умеренного и низкого риска при соблюдении одного из следующих условий:
отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, их должностным лицам и иным работникам за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
отсутствие по итогам последней проверки вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) деятельность субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, подлежащая отнесению в соответствии с пунктами 2 , и настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска, подлежит отнесению к категориям соответственно высокого, значительного, среднего и умеренного риска в случае возникновения одного из следующих оснований:
наличие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о привлечении к уголовной и (или) административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их должностных лиц и иных работников за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований деятельность субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике:
а) подлежащая отнесению в соответствии с пунктом 3 настоящего документа к категории среднего риска, подлежит отнесению к категории значительного риска до проведения очередной плановой проверки в случае возникновения одного из следующих оснований:
наличие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о привлечении к уголовной и (или) административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их должностных лиц и иных работников за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом в связи с ошибкой субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
наличие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, их должностным лицам и иным работникам за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом в связи с ошибкой субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5525), слова "федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор,".
2. Пункт 4.1 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774; 2009, N 11, ст. 1304; 2011, N 18, ст. 2645; 2012, N 7, ст. 864), после слов "требованиям промышленной безопасности," дополнить словами "требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике,".
Правительство Российской Федерации постановляет :
Утвердить прилагаемые:
Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора;
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 29.07.2013, N 30, ст. 4119.
Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора (далее - государственный надзор).
2. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.
3. Должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор от имени этих органов, являются:
А) руководители органов государственного надзора;
б) заместители руководителей органов государственного надзора;
в) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
г) начальники отделов структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
д) другие должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;
е) руководители территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
ж) начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
з) другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.
4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9-13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - проверки).
5. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок имеют право:
А) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, расположенные в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
Б) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению безопасности и надежности объектов электроэнергетики, а также предотвращению таких нарушений;
В) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений в пределах своей компетенции;
Г) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
Д) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю.
6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
7. Должностные лица органа государственного надзора при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15-18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Государственный надзор осуществляется при:
А) вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов электроэнергетики;
б) осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
в) строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, не являющихся объектами капитального строительства.
9. Предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики обязательных требований, в том числе:
А) наличие разрешительных документов на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики в случаях, предусмотренных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
Б) соблюдение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций нормативов запасов топлива, а также порядка создания и использования запасов топлива;
В) соблюдение особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
Г) соблюдение установленного порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт;
Д) соблюдение субъектами оперативно-диспетчерского управления обязательных требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также наличие аттестации у лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
Е) выполнение субъектами электроэнергетики иных обязательных требований.
10. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
11. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
1. В пункте 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5525), слова "федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор,".
2. Пункт 4-1 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774; 2009, N 11, ст. 1304; 2011, N 18, ст. 2645; 2012, N 7, ст. 864), после слов "требованиям промышленной безопасности," дополнить словами "требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике,".
1.2.11. Государственный энергетический надзор Российской Федерации организует и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 938.
1.2.12. Госэнергонадзор входит в систему Министерства топлива и энергетики РФ и объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции.
1.2.13. Основной задачей Госэнергонадзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных, сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.
1.2.14. Органы и учреждения Госэнергонадзора осуществляют надзор за:
Проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации; разработки, проектирования, изготовления, накладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования;
Обеспечением организациями безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций;
Соблюдением организациями правил устройства электрических установок, правил эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом;
Организацией учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
Проведения организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования;
Эффективностью использования средств федерального бюджета, направленных на цели энергосбережения.
1.2.15. Главному государственному инспектору по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместителям, старшим государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставляется право:
Давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электроустановок, правил эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, правил пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции;
Требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представить иную опасность для человека;
Осуществлять контроль за своевременной проверкой знаний персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
Давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знаний правил техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
Принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
Осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок;
Давать организациям предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
Проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
Беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
1.2.16. Органы и учреждения Госэнергонадзора в соответствии с возложенными на них задачами:
Участвуют в установленном порядке в работах по сертификации электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг;
Участвуют в лицензировании работ в области энергетики и использовании нефтепродуктов в пределах полномочий, представляемых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации;
Организуют и проводят обязательные энергетические и энергоэкономические обследования организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее шести тысяч тонн условного топлива по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Выдают свидетельства о взрывобезопасности электрооборудования на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий);
Заключают договоры с юридическими и физическими лицами;
Осуществляют научно-техническую и информационную деятельность;
Разрабатывают и издают нормативно-техническую документацию.
1.2.17. Органы и учреждения Госэнергонадзора имеют право:
Получать необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора;
Привлекать по согласованию с руководителями организации специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного энергетического надзора и составления экспертных заключений.