Методы генерации идей: метод фокальных объектов и гирлянд ассоциаций. Использование принципа идеализации для снятия инерции мышления. Метод гирлянд ассоциаций и случайностей

В недавно опубликованной на нашем сайте статье «Метод фокальных объектов » мы рассказывали об интересной методике, с помощью которой можно находить новые идеи для творчества и создания технических новинок. Сегодня мы поделимся с вами немного более сложной техникой поиска идей, основанной на МФО – она также ориентирована на то, чтобы выйти за границы привычных для нашего мозга рамок, создать нечто новое и уникальное. Метод гирлянд ассоциаций и метафор был разработан Генрихом Бушем для того, чтобы еще более расширить возможности креативного потенциала человека. Он увеличивает количество присоединенных к фокальному объекту ассоциаций, делая еще шире поле для эксперимента.

Этот метод послужит помощником для тех, кому по долгу работы необходимо регулярно придумывать что-то новое, изобретать – разработчикам, дизайнерам, рекламщикам. Когда в голове пусто, поиграйте в эту игру, она увлекательна и проста, когда разберетесь в ней. И сразу же появится целый ворох интересных мыслей, а вместе с ним – вдохновение.

Давайте разберем алгоритм работы метода гирлянд ассоциаций и метафор на примерах.

1. Берем фокальный объект, с которым планируем работать. Пускай это будет чашка: представим, что мы конструкторы, и нам дано задание разработать новый необычный товар для завода по производству кухонной утвари. Находим ряд синонимов к объекту: чашка – рюмка – стакан – заварник.

2. Теперь выбираем случайные объекты – имена существительные. Как и в МФО, это лучше всего делать с помощью орфографического или любого другого словаря, но можно взять и художественную книгу. У нас нашлись такие слова: лоза – семья – войско – мозг – завтрак. Как видите, количество синонимов и количество случайных слов не обязательно должно совпадать.

3. Теперь нужно логично объединить каждый из синонимов с каждым из случайных слов:

Чашка из лозы, семейная чашка, военная чашка, чашка в форме мозга, чашка для завтрака;
- рюмка с лозой, рюмка для семьи, рюмка для военных…


5. Следующий шаг – присоединение свойств случайных объектов к фокальному слову и его синонимам: виноградная чашка, длинная чашка, плодоносящая чашка, прочная чашка, вьющаяся чашка и т. д.

6. Находим интересные ассоциации из соединений фокального слова со случайными объектами и с их свойствами. На их основе вы и будете разрабатывать свои идеи.

Важно помнить, что этот шаг является одним из самых важных – все предыдущие были лишь подготовкой к нему. Просто находя и присоединяя слова, вы ничего не получите. Например, словосочетание «чашка из лозы» не дает абсолютно никаких рабочих версий. Но включив фантазию, можно придумать дизайн чашки, внешне неотличимый от плетеной корзинки. Представьте себе, если удастся с помощью керамики полностью повторить оригинальные черты шедевров народного лозоплетения – велика вероятность, что такая посуда будет пользоваться спросом, ведь народные мотивы нынче популярны. А дальше можно пустить на поток целые сервизы посуды, стилизованной под народные славянские изделия – чашки и блюдца в форме корзинок, к ним сахарница в форме «глечика», супница, стилизованная под чугунок…

Или вот – наделенный интеллектом заварник. Проще говоря – электронный программируемый заварник. Например, он может поддерживать определенную температуру чая или даже сам заваривать чай, смешивая ингредиенты наподобие кофейного автомата. Или иметь такую функцию: можно установить таймер на время, когда вы приходите домой. Только открыли дверь - а вас уже ждет чашечка заваренного чая.

Конечно, далеко не все сочетания будут вызывать хотя бы какие-то ассоциации – большинство из них придется просто отбросить. Но каждый раз будут находиться как минимум одно или два, над которыми стоит подумать.

Методом гирлянд ассоциаций можно пользоваться и людям творческих профессий – писателям, художникам, режиссерам. Его можно использовать также в качестве разминки для мозга: если периодически садиться за лист бумаги и начинать выдумывать что-то новое, изобретать необычные гаджеты или одежду, то ум становится более гибким. И когда вам понадобится с ходу придумать что-то оригинальное, вы уже будете готовы к этому.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Применения метода

Допустим нам нужно улучшить велосипед, если идти обычным путем, то в голову лезут только идеи по улучшению уже имеющихся частей: подвеску поставить, фонарь на светодиодах, диски вместо спиц. Но что если мы поставим задачу несколько иначе:"

Как улучшить велосипед используя случайное слово "Пароход"?. Теперь мы мыслим не только в плоскости улучшаемого предмета, но и думаем как наложить на него свойства не характерного ему предмета, в данном случае - это пароход. Перекладывать на улучшаемый объект можно так же и все ассоциации возникающие от случайного слова.

Идея: на пароходах для устойчивости присутствует гироскоп, что если гироскоп поставить на велосипед, тогда он был бы устойчивее на низких скоростях. Или же пароход-ледокол может колоть лед, велосипед это чаще летняя затея, почему бы не модернизировать колеса для езды по льду? Пароход выпускает горячий пар, почему бы не сделать так, чтобы при езде на велосипеде нагревались ручки и сиденье (опять же при езде зимой).

Задача этого метода сбить с привычного пути мышления и позволить поискать решения несколько за гранью ваших шаблонов. Примерно так же он работает и при создании рекламных кампаний или написании текстов: не знаете с чего начать- берите случайный объект и записывайте все мысли, которые лезут в голову. Более продвинутый и более правильный способ использования фокальных объектов - это когда мы выбираем несколько случайных объектов и выписываем по каждому из них признаки и ассоциации, затем перекладываем их на улучшаемый объект. 6 Выглядит это примерно так. 1. Открываем любую книгу, тыкаем пальцем и выписываем три случайны слова (существительные):Часы, ежедневник, телефон. 2. Выделяем по каждому характерные свойства или признаки Часы: со стрелками, автоподзавод, на батарейках ежедневник: сменный блок, компактный, кожаный телефон: твиттер, садится, сенсорный. 3. Создаем новые сочетания с велосипедом велосипед со стрелками, велосипед с автоподзаводом, велосипед на батарейках велосипед со сменными (рулями? :)), компактный велосипед, велосипед из кожи велосипед с твиттером (постит где вы:), велосипед с зарядкой для телефона, велосипед с сенсорами.Выписываем новые идеи, выбираем лучшие.

МЕТОД ГИРЛЯНД АССОЦИАЦИЙ

Разбираемый ниже метод отличается от метода фокальных объектов тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Увеличение сочетания понятий достигается использованием синонимов объектов.

Метод разработан инженером из Риги Г.Я.Бушем. Свойство человеческой психологии откликаться на заданное слово серией ассоциаций натолкнуло Г.Я.Буша на создание данного метода.

Решение изобретательской задачи осуществляется в результате переноса знания в новую область и использования ассоциативных слов. Как пример можно привести уже ставшую классической задачу о стульях. Для расширения ассортимента мебельной фабрики следует предложить новые оригинальные конструкции стульев.

1 шаг. Подбираем синоним объекта.

Можно воспользоваться словарем синонимов, чтобы разнообразить подбор предметов. Синонимами объекта “стул” являются: кресло, табуретка, пуф. Составляем гирлянду синонимов: стул-кресло-табуретка-пуф.

2 шаг. Производим выбор случайных объектов.

Слова можно взять из газеты, журнала, словаря и пр. Отобранные предметы (необязательно технические объекты) образуют вторую гирлянду - случайных объектов. Например: электрическая лампа-решетка-карман-кольцо-цветок-пляж.

3 шаг. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов.

Составляем комбинации из двух элементов, соединив каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом. Получаем: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманами, электрическое кресло, табуретка для цветов.

4 шаг. Составление перечня признаков случайных объектов.

Определяем признаки случайно выбранных объектов. Задаемся временем, например, 2-3 минуты. И за этот период определяем возможно большее число признаков. Целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки.

5 шаг. Генерирование идет путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайных объектов.

Например, присоединяя к гирлянде синонимов гирлянды признаков электрической лампы, можно получить следующие соединения: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, свечкообразный пуф, прозрачное кресло.

6 шаг. Генерирование гирлянд ассоциаций.

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на 4-м шаге, генерируются гирлянды свободных ассоциаций, например, гирлянда ассоциаций по первому признаку случайного объекта - “электрическая лампа”. Признаком к ней является эпитет стеклянная. Гирлянда ассоциаций создается постановкой вопроса: что напоминает слово “стеклянная”? Ответ может быть, например, стеклоткань. Далее задается вопрос: что напоминает слово “ткань”?

7 шаг. Генерирование новых идей.

К элементам гирлянды синонимов объекта поочередно присоединяем элементы гирлянды ассоциаций. Используя только первую гирлянду ассоциаций, можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, кресло из стеклоткани, вязаный пуф, табуретка для бабушки, курортное кресло и т.д.

8 шаг. Анализ полученных вариантов и выбор наиболее подходящих решений.

9 шаг. Заключительный отбор наилучшего варианта из предложений 8-го шага.

Экспертную оценку новому техническому объекту лучше давать людям разных профессий. Удобство “нового стула” должен оценить специалист по эргономике, экологическую безопасность - эколог, возможность изготовления - технолог по столярным работам и др.

В качестве подготовки к овладению данным методом можно обратиться к книге Джанни Родари “Грамматика фантазии”. Родари приводит несколько простых приемов развития воображения у детей. Бином фантазии (по Родари) составляют чуждые друг другу слова, из сочетания которых могут вырасти самые нелепые ситуации. Писатель приводит, например, историю, в основу которой положены слова “пес” и “шкаф”.

Фантазия занимает не последнее место в процессе развития творческого воображения. А.Эйнштейн считал, что воображение важнее знания, а К.Э.Циолковский ставил фантазию впереди расчета. Человек с хорошо развитым воображением скорее представит результат деятельности до того, как он будет достигнут. Обладая богатым воображением, в процессе труда легче планировать свои действия.

Задачи для решения.

1. Используя бином фантазии (по Родари), придумать рассказы из следующих сочетаний слов:

автобус, ковер;

стул, павлин;

кактус, байдарка;

вертолет, море;

книга, малыш.

В повествованиях могут быть использованы как реальные ситуации, так и фантастические. Время на каждый рассказ можно ограничить. Например, 3, 5 или 10 минут.

2. Выполнить задания по методу гирлянд случайностей и ассоциаций:

а/ для расширения ассортимента швейной фабрики предложить вариант детских брюк (комбинезона);

б/ предложить образец коттеджа для сельской местности;

в/ придумать вариант автофургона для отдыха.

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

14.7. Метод гирлянд ассоциаций

Если идея с самого начала не абсурдна, то у нее нет никакой надежды.

Альберт Эйнштейн

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов и включает процедуры, отраженные на рис. 14.8.

Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например: стол – парта – бюро – пюпитр…). Затем происходит выбор случайных существительных, при помощи которых генерируется гирлянда этих существительных (например: карандаш – окно – пол – лампа…).

Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Причем некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш – стол в виде окна – стол, совмещенный с полом, – стол в виде лампы…).

Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков, например: карандаш деревянный – музыкальный – цветной – …; окно пластиковое – прозрачное – голубое – …. Затем осуществляется комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи по решению проблемы, например: стол деревянный (в виде дерева), музыкальный (с встроенным плейером), цветной (меняющий цвет в зависимости от времени суток или освещенности помещения).

Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд свободных ассоциаций равно числу элементов гирлянд признаков. А сами гирлянды образуются при помощи многократной постановки вопроса «О чем напоминает слово…?». Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово «зеленый»?» – «О траве». – «О чем напоминает трава?» – «О поле». – «О чем напоминает поле?» – «О холоде». И т. д. Гирлянда ассоциаций содержит слова «трава», «поле», «холод».

Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций позволяет получить новые варианты решения проблемы.

Необходимость продолжения ассоциаций определяется по результатам анализа всех полученных вариантов решений. Если решений достаточно, то осуществляется выбор оптимального варианта. В противном случае генерируются вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи.

В любом случае необходимо осуществить классификацию всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются, рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных.

Из книги Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только автора Вуйма Антон

Из книги Рекламный текст. Методика составления и оформления автора Бердышев Сергей Николаевич

Из книги Практика рекламного текста автора Назайкин Александр

Приложение Рабочий словарик ассоциаций (Составлен по «Словарю ассоциативных норм русского языка» и электронному ресурсу www.busbook.narod.ru) БАБУШКА: сильные ассоциации – дедушка, старая, старенькая, добрая, моя, старушка, хорошая, внучка, милая; средние ассоциации – седая,

Из книги iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса автора Галло Кармин

Из книги Инструменты McKinsey. Лучшая практика решения бизнес-проблем автора Фрига Пол

Метод Кавасаки Джобс использует сценический реквизит на каждом выступлении, обычно во время демонстраций. В книге «Путь Macintosh» («The Macintosh Way») Гай Кавасаки пишет, что мастера коммуникаций всегда организуют хорошие демонстрации. «Хорошая демонстрация стоит не очень

Из книги Маркетинг: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Метод McKinsey Модель обслуживания клиентов McKinsey ориентируется на отношения, а решающий фактор удержания клиентов – оправдать и превзойти их ожидания. Рассмотрим, как Фирма этого добивается. Тщательно планируйте внедрение рекомендаций. McKinsey понадобилось немало времени,

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Метод McKinsey Маккинзиевцы охотно рассказывали о том, как они шли по тернистому пути к успеху в Фирме. Найдите себе наставника. Воспользуйтесь опытом других – найдите среди старших сотрудников организации человека, который сможет быть вашим наставником. Даже если в вашей

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

Метод McKinsey Маккинзиевцы часто жалуются, что у них нет времени на личную жизнь. Но все равно они смогли предложить две рекомендации на эту тему. Как относиться к командировкам. В современном бизнесе не обойтись без поездок. Попытайтесь увидеть в командировках интересные

Метод гирлянд ассоциаций и метафор – эвристический метод тех. творчества, представляющий собой развитиеметода фокальных объектов .

Метод гирлянд ассоциаций и метафор включает следующие процедуры:

    определение синонимов объекта, в результате к-рого образуется гирлянда синонимов (напр., стол-бюро-парта-...);

    выбор случайных существительных, при помощи к-рых генерируется гирлянда случайных существительных (напр., карандаш-стул-...);

    комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (напр., стол как карандаш-стол в виде стула-...);

    составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (напр., карандаш: деревянный-автоматический-...; стул:...);

    комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (напр., стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...);

    генерирование гирлянд свободных ассоциаций. Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса "О чем напоминает слово...?". Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, к-рый является исходным для повторной постановки вопроса (напр.: "О чем напоминает слово "зеленый"? - О "траве"; "О чем... "трава"? - О "поле"; "О чем... "поле"? - О "холоде" и т.д. Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле -холод...);

    комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы;

    оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пп. 1-7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к п.9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы к-рых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи;

    оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей;

    выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи некоторого метода оптимизации, напр., экспертных оценок.

Метод "Шесть шляп мышления"

Другие названия метода: "Метод шести шляп", "Шесть шляп де Боно"

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

План действий

    Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.

    После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.

    Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

Особенности метода

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.

Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

Метод гирлянд случайностей, или метод ассоциаций,– это оригинальная методика поиска новых идей , модификация алгоритма, известного как метод фокальных объектов. Его цель - генерация новых идей и подсказок для их возникновения. Метод ассоциаций был разработан Генрихом Язеповичем Бушем, американцем, который долгие годы трудился в Риге, разрабатывая приемы и методы поиска решений изобретательских задач . Он стремился выработать алгоритм решения в условиях дефицита информации.

В основе метода гирлянд случайностей лежит работа с рядами синонимов и случайных слов, подобранных на основе ассоциаций. Как это делается? Поэтапный алгоритм таков:

  1. Определение гирлянды синонимов для избранного объекта; Для этого нужно составить список слов-синонимов для всей задачи целиком или же для самых важных её элементов. Так будет получена первая гирлянда.
  2. Произвольный выбор гирлянды слов, называющих случайные объекты, исходя из личных ассоциаций. Для этого следует составить список произвольно выбранных, случайных слов, которые придут на ум или будут выписаны из вспомогательной литературы - словарей, журналов и книг. Так будет создана вторая гирлянда.
  3. Образование различных комбинаций, подобранных из элементов обеих полученных гирлянд - и синонимов, и случайных объектов.
  4. Составление таблицы, в которой следует разместить перечень признаков случайных объектов, полученных на 3 этапе. Так будет создана гирлянда признаков.
  5. Комбинирование гирлянды синонимов с элементами гирлянды признаков (наработки 1 этапа и 4 этапа) для получения гирлянды свободных ассоциаций . (Ключевой вопрос - что напоминает это слово, какие ассоциации вызывает?) Так создается гирлянда свободных ассоциаций.
  6. Комбинирование элементов списка синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций. Это процесс поиска идей, генерация озарений, на этом этапе следует максимально проявить креативность мышления .
  7. Анализ выполненной работы, с учетом всех предварительно полученных гирлянд и идей. На этом этапе следует определиться, можно ли задачу, поставленную в начале исследования, считать решенной, или нужно продолжить создание новых гирлянд.
  8. Оценка и выбор оригинальных вариантов идей.
  9. Отбор оптимального варианта – финальный этап метода ассоциаций.