Меденцов А. Земельное право Правовое регулирование сделок с землей. Правовое регулирование сделок с землей - Земельное право (Меденцов А.С.) Правовое регулирование сделок с землей

12 00 00 ИЛМ^ОИ ^УК,УК, 12 00 00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12 00 00 LAW SCIENCES

12 00 01 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ

УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 12 00 01 THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW; HISTORY OF TENETS RELATED TO STATE AND LAW

УДК 347.2/.1 ББК 67.407.1-32

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СДЕЛОК О ПРАВЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ

ПАЙДОИШ ВА ИНКИШОФИ ПАДИДАИ ТАНЗИМИ ГРАЖДАНИЮ

хукукИИ ахдхо БО ХУКУКИ

ИСТИФОДАИ КИТЪАИ ЗАМИН

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF CIVIL-LEGAL REGULATION OF TRANSACTIONS CONCERNED WITH THE RIGHT FOR LAND PLOT USE

Сохибов Мухаммаджон Махмадалиевич,

ассистент кафедры гражданского права Таджикского национального университета (Таджикистан, Душанбе)

Сохибов Му^аммадцон Махмадалиевич,

ассистенти кафедраи ^уцуци граждании факултети ^уцуцшиносии ДМТ (Тоцикистон, Душанбе)

Sohibov Muhammadjon Mahmadalievich,

аssistant of the department of civil law under the Tajik National University (Tajikistan, Dushanbe) Е-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: гражданско-правовое регулирование, сделка, земельное законодательство, гражданское законодательство, право пользования, земельный участок, землепользователь

Кратко рассматривается история возникновения и развития гражданско-правового регулирования сделок с правом пользования земельным участком в рамках мусульманской, советской и современной правовых систем. Дан анализ современного состояния законодательства по развитию гражданско-правового регулирования сделок с правом пользования земельными участками путём обращения к истории развития гражданского и земельного законодательства Таджикистана в этой области. История возникновения и

развития гражданско-правового регулирования сделок с правом пользования земельными участками в Таджикском государстве рассмотрена согласно трем важнейшим этапам: досоветский период (c IX века до начала XX века); советский период (с 1924 по 1990 г.); период с начала 1990-х г. по настоящее время (период независимости). Дана периодизация развития законодательства в области регулирования гражданско-правовых сделок с правом пользования земельным участком в РТ в период независимости.

Калидвожа^о: танзими гражданию ууцуцй, ауд, цонунгузории замин, цонунгузории гражданй, ууцуци истифодаи цитъаи замин, цитъаи замин, заминистифодабаранда.

Дар мацола ицмолан таърихи пайдоиш ва рушди танзими гражданию ууцуции аудуо бо ууцуци истифодаи цитъаи замин дар чауорчубаи низомуои ууцуции мусулмонй, шуравй ва муосир мавриди баррасй царор гирифтааст. Холати муосири цонунгузорй оид ба рушди танзими гражданию ууцуции аудуо бо ууцуци истифодаи цитъаи замин бо роуи муроциат ба таърихи инкишофи цонунгузории гражданй ва цонунгузории замини Тоцикистон дар ин соуа таулил шудааст. Се маруилаи мууимтарини таърихи пайдои-шу рушди танзими гражданию ууцуции аудуо бо ууцуци истифодаи цитъаи замин дар давлати Тоцикистон баррасй гардидааст: давраи тошуравй (аз асри IX то ибтидои асри ХХ); давраи шуравй (аз соли 1924 то 1990); давраи аз ибтидои соли 1990 то имруз (давраи соуибистицлолй). Даврабандии рушди цонунгузорй дар соуаи танзими аудуо бо ууцуци истифодаи цитъаи замин дар ЦТ дар давраи истицлол пешниуод гардидааст.

Key words: civil-legal regulation, transaction, land legislation, civil legislation, right for land use, land plot, land user

The article is a brief analysis of the history of civil-legal regulations of transactions entitling to the right of using a land plot; the issues of their rise and development are dwelt on in the frames of Moslemic, Soviet and modern law systems. The author canvasses the contemporary legislation state concerned with the development of civil-legal regulation of transactions in question invoking the history of civil and land legislation of Tajikistan in reference to this sphere. The history under discussion is presented with three most important stages: pre-Soviet period (the IX-th - the beginning of the XX-th cc.), the Soviet span (1924-1990), the time since 90-ies up to nowadays (independence period). The author gives periodization of legislation development in the realm of regulation of civil-legal transactions entitling to the right of land plot use in TR in the period of independence.

Земля по причине её природных качеств, свойств, функций и роли в жизни общества является особым объектом экономического оборота и правовых отношений. На протяжении всего периода исторического развития неоднократно претерпевали изменение системы, виды и формы землепользования, соответственно изменялось и правовое регулирование сделок с правом пользования земельными участками.

По мнению М.В. Чередникова, любой правовой институт - это явление историческое, динамичное, развивающееся вместе с развитием правовой системы в целом. И именно поэтому одним из методов исследования того или иного правового института является исторический метод. С его помощью изучается становление и развитие самого института,

его содержания и понятийного аппарата. Это позволяет лучше понять и точнее оценить его современное содержание и соответствие современным потребностям экономического и правового развития . Исторический экскурс, предваряющий характеристику правоотношений сделок с правом пользования земельным участком, должен послужить основой для осмысления причин и целей возникновения данного ограниченного вещного права, особенностей его законодательного регулирования и практики правоосуществления на разных этапах развития права.

Метод историко-логического анализа требует, чтобы, с одной стороны, была определена история становления и развития правовых явлений, таких как сделки с правом пользования земельным участком, а с другой стороны, такой исторический анализ должен быть сделан логически. Во время логического исторического анализа реалий правовых явлений определяются эпохи, этапы и закономерности исторического процесса. Историко-логический анализ доказывает, что история реалий правовых феноменов не состоит из случайных событий. Наоборот, она имеет свои законы, является постоянной, развивается поэтапно. Историко-логический анализ имеет существенное значение для нынешнего положения и будущих сделок с правом пользования земельным участком.

По мнению Р.Ш. Сотиволдиева, историко-логический метод развивался во время конкретизации исторических общенаучных методов и его использования для исследования исторических реалий правовых феноменов. Необходимость использования данного метода исходит из научной потребности в анализе общих закономерностей появления и становления реалий правовых явлений. Такой теоретический анализ станет возможным в процессе использования историко-логического метода. Термин «историко-логический метод» не означает, что данный метод может быть использован только для исторического исследования права. Слово «правовой» также означает и юриспруденцию .

Анализируя современное состояние законодательства по вопросу развития гражданско-правового регулирования сделок с правом пользования земельными участками, нельзя не обратиться к истории развития гражданского и земельного законодательства Таджикистана в этой области. Изучение специфики гражданских и земельных отношений на различных исторических этапах развития нашего государства, источников права, выявление их позитивных и негативных сторон позволит наиболее грамотно построить рекомендации по дальнейшему совершенствованию действующих правовых норм в указанной сфере.

В данной статье вкратце рассматривается история возникновения и развития гражданско-правового регулирования сделок с правом пользования земельным участком в рамках мусульманской, советской и современной правовых систем. Становление и развитие института гражданско-правового регулирования сделок о праве пользования земельным участком в Таджикском государстве целесообразно рассматривать согласно трем важнейшим этапам:

Досоветский период ^ IX и до начала XX века);

Советский период (с 1924 по 1990 гг.);

Период с начала 1990-х г. по настоящее время (период независимости).

ДОСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (С IX ВЕКА ДО НАЧАЛА XX ВЕКА) Истории гражданского и

земельного законодательства известны такие периоды, в которые земельные участки иногда пускались в гражданский оборот, а зачастую изымались из оборота. Иными

словами, отношения, складывающиеся по поводу гражданских сделок, имеют исторические основы.

Правовая система государства Саманидов предлагает различные формы сделок. Сделки составляли основу экономических отношений и обязанностей Саманидов. Под правовым регулированием оказывались различные формы сделок, в том числе сделки дарения, аренды, гарантии, рисков и другие. Сделки как основа появления экономических отношений имели такие характеристики; а) согласие сторон; б) наличие объекта договора; в) реальная сделка по вещи; г) наличие качеств оборота товара в сделках .

Так, анализ практики правления таджиков, особенно государства Саманидов, свидетельствует о существовании различных видов сделок с земельными участками в зависимости от форм землевладения. В то время в основном заключались три вида сделок с земельными участками. Так как одним из видов землевладения признавалось «частное землевладение» , в этой связи по этим категориям земель заключались сделки купли-продажи и дарения. Из-за государственной принадлежности значительной части форм землевладения самой распространённой сделкой считалась аренда земельных участков. В Средней Азии не существовало централизованного землевладения. Крупные землевладельцы, разделив земли на участки, по договору сдавали их в аренду крестьянам (дехканам, земледельцам). Арендатор в качестве вознаграждения получал 1/7 или 1/6 долю урожая. Землевладелец имел право давать арендатору семена и средства для вспашки земли, например быка для вспахивания полей.

В зависимости от условий аренды земельного участка, если у арендатора были свои быки, средства сельскохозяйственного производства и семена, то он получал 1/3, 1/4, 1/5 долю урожая . Хотя в стране существовали различные формы собственности на землю, однако земельные участки как собственность в основном принадлежали государству, крупным и средним землевладельцам. А пользование земельными участками осуществлялось крестьянами на различных правовых основаниях. Доходы от пользования земельным участком, по существу, шли в пользу собственников земель. Данные правоотношения регулировались, как правило, нормами мусульманского права, зиждущимися на правилах ислама и хадисах.

Следует отметить, что в условиях экономического строя стран Востока мусульманин в лице шаха, султана, эмира считался единственным и абсолютным владельцем воды и земли. Государство на основе национальных или исламских традиций передавало землю её пользователям - знати и крестьянам. Несомненно, до Октябрьской революции 1917 года экономическая сфера и средства сельского хозяйства страны не отвечали жизненным требованиям.

Право собственности на землю в соответствии с нормами мусульманского права основывалось на трёх формах: праве государственной собственности; праве частной собственности; праве вакуфной собственности. Право частной собственности, согласно нормам мусульманского права, имело различные источники возникновения: открытие права наследования, то есть права на наследственные дедовские, отцовские земли; приобретённые за деньги владения, то есть имущество, приобретённое по договору купли-продажи земли; неполивные земли (имущество), то есть имущество, возникшее в результате освоения залежных земель .

В некоторых случаях государственные земли передавались дехканам (крестьянам) в бессрочное пользование. На такой основе пользования дехкане платили государству налоги с собранного урожая с учётом размера выделенного государством для них земельного участка (танапа). Данное право, по нормам мусульманского права (шариат), принадлежало только государству и купцам. Однако следует отметить, что в некоторых случаях землепользователь, вопреки требованиям тогдашнего права землепользования, передавал землю, находящуюся в его хозяйственном пользовании, другому субъекту для пользования. Возникшее право не было правом собственности, а лишь закреплённым за ним правом пользования земельным участком.

Верно отмечает Дж.С. Муртазокулов, что многочисленные гражданские сделки, возникшие на основе норм мусульманского права о земле, несомненно, подтверждают наличие шариатского права частной собственности. Право частной собственности на землю существовало в самых разнообразных видах. В некоторых случаях государство в лице шаха или султана передавало отдельным лицам землю, освобождённую от налога, для осуществления различной деятельности с правом частной собственности (хурри холис). То есть это была собственность, освобождённая от всех видов налога, и частная собственность, облагаемая налогами харадж - поземельной податью (денежной податью) и ушр - податью с части произведенного урожая (обычно в размере 1/10 или 1/7 доли урожая). Таким образом, благодаря собственникам - государству в лице эмира, хана, султана и феодалам, баям, другим высокопоставленным должностным лицам, а также средним и мелким дехканам - земля участвовала в дехканском хозяйстве как объект собственности .

Касательно специфики правовых отношений в области землепользования также необходимо отметить, что к числу земель с правом частной собственности относились и государственные земли, которые передавались высокопоставленным должностным лицам собственником - государством в лице эмира, султана либо хана в качестве достойной награды, некоторые из них полностью включали земли местного населения. Если они были из числа земель системы права владения хурри холис и полностью не распределённых, то изымались из хозяйственного ведения компетентного органа и передавались в распоряжение награждённым лицам, которые в свою очередь управляли этими землями в соответствии с установленными правилами и условиями.

В Средней Азии в дореволюционный период были особенно развиты институты аренды и субаренды, на которых наживались крупные земельные собственники. Иногда состоятельные посредники арендовали у крупных землевладельцев большие участки земли, а затем в виде мелких наделов передавали их малоземельным и безземельным крестьянам на выгодных для себя условиях. В зависимости от условий аренды в то время была признана следующая классификация групп арендаторов:

1. нисфикоры - испольщики, арендовавшие земли на условиях передачи половины урожая собственнику земли, а половины - себе;

2. чоряккоры-арендаторы на условиях получения 1/4 урожая;

3. коранда - издольщики, бравшие землю в аренду за 1/5 урожая;

4. бывшие рабы, которые были пожизненно закреплены за определённым наделом земли, но никаких самостоятельных прав при этом не имели, подобно правовому положению колонов в Древнем Риме .

Государственные земли находились в бессрочном наследственном пользовании у дехкан и, как правило, облагались податями по урожаю (харадж) и по размеру земли, засеянной сельскохозяйственными культурами (танап). В различных местах они назывались по-разному: амлак, подшолык, мамлака, мамлака-подшолык . К государственным также относились маватные («мертвые») земли, подлежащие освоению, но фактически не находившиеся во владении и пользовании отдельного лица или общины. Ни одно частное лицо (за исключением правителя страны) не имело права заключать гражданско-правовые договоры, связанные с уступкой права собственности на амлаковые (государственные) земли. Государственные земли обрабатывались общим трудом крестьян на бесплатной основе. Обрабатывавший такие земли, по существу, являлся не более чем арендатором, с той лишь разницей, что эта аренда была бессрочной, передающейся по наследству от поколения к поколению. Иногда имевшие место факты продажи этих земель обрабатывающими, по существу, были не договором купли-продажи земли, а переуступкой принадлежащего им права пользования упомянутыми землями.

По мнению М.Н. Ростиславова, государственные земли могли принадлежать феодалам на правах частной собственности. Эти земли именовались мулки-хурри-халис (освобождённые от всяких государственных и других повинностей), мулки-хараджи (обложенные государственным денежным налогом) и мулки-ушри (отправлявшие хараджную повинность хлебом) и в гражданском обороте выступали как товар. На самом деле, согласно нормам шариата, только собственники упомянутых выше земель могли вступать в различные виды дозволенных гражданско-правовых сделок по поводу своих земель. В то же время лица, фактически пользовавшиеся амлаковыми землями, не могли во всем объёме совершать юридические действия в отношении используемых ими земель, так как эти земли принадлежали государству в лице его верховного властелина, который один имел право на совершение всех вышеуказанных юридических действий. Хотя переход земли и воды по праву купли-продажи от одного владельца к другому противоречил принципу ислама, но фактически он имел место.

В условиях среднеазиатских ханств было обычным явлением, когда ханы и эмиры по своему усмотрению распоряжались государственными землями. М.Ю. Юлдашев справедливо указывает, что каждый хан присваивал себе столько земли, сколько мог, причём особенно щедро наделялись землей родственники хана, его чиновники, на которых он опирался в своей политике . В результате постепенно государственные (амлаковые) земли переходили в частновладельческую (мулковую) собственность.

В отдельных исторических, юридических и экономических работах, опубликованных в дореволюционный и в послереволюционный периоды, без достаточных на то оснований утверждается тезис, что шариат якобы не знает права частной поземельной собственности . В действительности шариату известен институт частной собственности, и это очень убедительно доказывается существованием в нем таких гражданско-правовых сделок, как купля и продажа, дарение, завещание, наследование, мена, возделывание, иджора (аренда), а также наличием институтов вакфа, шифаата, закота, гасба (незаконное владение), гуддуда (санкции) и т.д. . Отмеченные выше гражданско-правовые сделки, совершаемые по поводу того или иного имущества, в частности по отношению к земле, по шариату могли иметь место именно потому, что только её собственнику

принадлежали такие существенные права, как право на владение, пользование и распоряжение.

Согласно шариату, всё, что передавалось путём продажи, дарения, мены, наследования и завещания, могло выступать в роли объекта частной собственности, в том числе земля, кроме вещей, которые получены незаконным путём . Нужно отметить, что в шариате есть нормы, которые непосредственно или опосредованно связаны с правовым регулированием земельных отношений, и без них, на наш взгляд, кажется невозможным корректно рассмотреть сложные общественные отношения, которые появились по причине существования права на частную собственность.

Пользуясь правом собственности на землю, землевладелец имел возможность реализовать такие правовые операции, в результате которых право на собственность передавалось от одного человека к другому. В других случаях земли передавались в аренду или в целях обеспечения обязанностей землевладельца давались под залог на неопределенный срок. В институте купли-продажи (васика) есть две нормы, которые непосредственно связаны с вопросами правового регулирования продажи указанных земельных участков. Согласно одной норме, если в договоре что-то не указано, то оно касалось даже деревьев, которые растут на данном участке. Значит, деревья превращались в собственность основного объекта. Но договор не касался пшеницы, растущей на земельном участке .

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (С 1924 по 1990 гг.). Кардинальные преобразования экономической и идеологической основы Таджикистана, имевшие место после революции 1917 года, обусловили существенное изменение норм гражданского и земельного законодательства, в частности изменения не обошли стороной и сделки с правом землепользования.

В связи с тем, что долгое время Таджикистан находился в составе Советского Союза, в течение данного периода участок земли в целом не мог быть объектом гражданских сделок, за исключением аренды земельного участка. Таким образом, необходимо отметить, что различные правовые формы собственности на землю в дореволюционном Таджикистане до 1917 года осуществлялась согласно нормам мусульманского права. Основную часть государственного земельного фонда составляли государственные земли - так называемые эмирские, ханские, султанские или амлаковые земли. Остальная часть государственного земельного фонда относилась к частным землям - национальным и вакуфным. Использование всех этих земель обеспечивалось непосильным дехканским трудом.

Нельзя не подчеркнуть, что преобразования, произошедшие в области землевладения и землепользования в России в постреволюционные годы, отразились и на странах Средней Азии, в частности и на Таджикистане. Все принятые после Октябрьской революции Советским правительством нормативные правовые акты по разрешению вопросов землевладения и землепользования были приняты с учётом национальных особенностей каждой из республик.

Советское правительство путём отмены всяких прав на частную собственность, в том числе права частной собственности на землю, издало один из первых нормативно-правовых актов революционного периода - Декрет «О земле», который был принят на второй день после победы Октябрьской революции - 26 октября 1917 года. Согласно данному нормативно-правовому акту, все земли государства подвергались национализации; иными словами, право частой собственности на землю навсегда отменялось, все

земли страны стали государственными. Декрет провозгласил равноправие субъектов и свободный выбор форм землепользования.

Другим нормативно-правовым актом того времени был Декрет «О национализации земли». Данный правовой акт, развивая основную концепцию содержания Декрета «О земле», объявил землю всенародным достоянием. Послереволюционное законодательство, начиная с Декрета «О земле» 1917 г., объявило конфискацию всех помещичьих земель, отмену частной собственности на землю и передачу ее во всенародное достояние. Далее Положением о социалистическом землеустройстве, Гражданским кодексом РСФСР 1922 г. (ст. 53) и Земельным кодексом РСФСР 1922 г. (ст. 2) вся земля была отнесена к исключительной собственности государства. Землю нельзя было ни продать, ни купить, ни сдать в залог, ни распорядиться ею каким-либо другим способом. Аренда земли в первые годы после революции была весьма ограничена, а затем и полностью отменена. Провозглашалось право пользования землей, принадлежавшее всем гражданам Российского государства, желающим обрабатывать ее трудом, до той поры, пока они были в силах обрабатывать её своим трудом. Земледельцы при утрате (по тем или иным причинам) возможности лично обрабатывать землю теряли право пользования ею.

Таким образом, земля была практически исключена из гражданского оборота. Единственным урегулированным в Гражданском кодексе вещным правом на землю было право застройки. Впоследствии это право было отменено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1949 года в связи с установлением Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года права личной собственности на жилые дома. Вещное право застройки было заменено «бессрочным пользованием».

Не содержалось никаких упоминаний об ограниченных вещных правах на землю в Земельном кодексе (ЗК) РСФСР 1922 г., в Основах земельного законодательства (033) Союза ССР и союзных республик 1968 г., Земельном кодексе РСФСР 1970 г., а также в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и Гражданском кодексе 1964 г. Существование исключительной государственной собственности на землю предопределяло положение, что всякое фактическое использование земли было возможно только с разрешения государства и только на правах пользования . Землепользование являлось самостоятельным основанием для владения землей и базировалось на соответствующих принципах, непосредственно вытекавших из правовых норм данного института и определявших его сущность .

Все предписания Земельного кодекса России были отражены при формировании социалистических земельных отношений в Бухарской Народной Советской Республике (БНСР), некоторые из них были закреплены в Конституции, принятой 24 октября 1924 года. Земельный кодекс БНСР подробно систематизировал требования социалистического землепользования, а также закреплял свободный выбор форм землепользования, равноправие субъектов землепользования, нормы о законодательном обеспечении интересов землепользователей, а также об эффективном и рациональном использовании земель, способствующем прогрессивному развитию отдельных сельскохозяйственных производств в соответствии с размерами земельных участков. В Земельном кодексе БНСР с учётом объективных обстоятельств и особенностей местностей были предусмотрены нормы, в соответствии с которыми землепользователь мог продать своё право земле- и водопользования.

Данный нормативный правовой акт устанавливал порядок разрешения споров по использованию вод и земель земельной комиссией с учётом особенностей отношений, складывавшихся в области землепользования и водопользования. Судебное разбирательство споров по земельным и водным правоотношениям в порядке исключения имело место в случаях, если отношения были взаимосвязаны. В декларации предусматривалось, что все заключённые сделки, связанные с земле - и водопользованием, признаются недействительными.

Земельный кодекс Бухарской НСР, принятый в октябре 1923 года, дополняя основные моменты Декрета «О земле», объявил все земли, независимо от того, в чьём пользовании они находились, государственной собственностью. Он установил порядок демократизации землевладения, а также предоставил каждому гражданину равное право на землю в размере не больше 30 танапов (ст. ст. 1,17 и 25) и на куплю-продажу в таком же размере. Здесь следует подчеркнуть, что касательно особенностей права собственности на землю в Бухарской НСР в литературе высказывались две точки зрения. Некоторые авторы считают, что Конституция 1921 года Бухарской НСР (подразумевается ст. 6) признавала и защищала право частного землевладения . Трактовку, что «Земельный кодекс разрешал кулю-продажу... поливных земель...» можно считать продолжением данной точки зрения. Однако Р.С. Гимпелевич и О.У. Усмонов, не соглашаясь с этим мнением, утверждают, что Конституция никогда не отменяла действия Декрета «О национализации земли», и в ней, как и в последующем Земельном кодексе, речь шла не о купле-продаже самих земель, т.е. не о праве собственности, а о купле-продаже права пользования земельными участками .

Все дозволенные правовые вопросы в Бухарской НСР, связанные с землёй, говорили об управлении государством всеми формами своей собственности, и с данной точки зрения решение об использовании земель не свидетельствовало об осуществлении прав владельца и его нельзя признать способом отмены права собственности на землю. Также в ст. 24 Земельного кодекс Бухарской НСР определялся порядок продажи права пользования орошаемыми землями. По мнению Ф.Т. Тахирова, последняя точка зрения верна, так как она отражает сложность земельных отношений в Бухарской НСР и полностью соответствует тому смыслу, который изложен законодателем в Земельном кодексе. Действительно, анализ ст. 25 Земельного кодекса Бухарской НСР показывает, что подлежало допуску в гражданский оборот право пользования земельным участком, а не сама земля .

Например, после принятия упомянутой Декларации, некоторые статьи Земельного Кодекса Бухарской НСР, в частности ст. 25, допускающая куплю-продажу права пользования земельным участком в пределах установленной нормы землепользования, утратили значение . Декларация отменила ст. 6 Конституции Бухарской НСР1921 года, хотя в ней открыто это не излагалось. Согласно данной статье, бывшие землевладельцы имели право распоряжаться движимым и недвижимым имуществом. Действующие в Бухарской НСР и Восточной Бухаре (которые позднее составили основную часть территории Таджикской АССР) законы предоставили возможность свергнутым революцией эксплуататорским классам в определённой мере распоряжаться землями, всё ещё находившимися в их пользовании.

ПЕРИОД С НАЧАЛА 1990-х гг. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ)

Развитие законодательства Республики Таджикистан в годы независимости можно разделить на следующие этапы:

1991-1994 годы;

1995-2000 годы;

С 2000 года по настоящее время .

В данные этапы также входит разработка гражданского и земельного права. Но развитие законодательства в области гражданско-правовых сделок с правом пользования земельным участком с учетом их особенностей требует другой периодизации. Становление и развитие законодательства в области регулирования гражданско-правовых сделок с правом пользования земельным участком происходило в стране в особых исторических условиях и под влиянием объективных и субъективных причин, а также внутренних и внешних факторов.

С учетом развития общественных отношений развитие законодательства в области регулирования гражданско-правовых сделок с правом пользования земельным участком в нашем государстве условно можно разделить на следующие этапы:

Первый этап - с 1990 по 1995 гг.

Второй этап - с 1996 по 2009 гг.

Третий этап - с 2009 по настоящее время. В данной периодизации законодательства большое значение имеет Гражданский кодекс Республики Таджикистан. Нужно отметить, что ГК РТ вместе с другими имущественными отношениями также регулирует гражданско-правовые сделки с правом пользования земельным участком.

Правовое регулирование аренды земельного участка в гражданском законодательстве обсуждается шире. Правовые основы аренды земельного участка, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрены ГК РТ от 11 декабря 1999 г., № 884, часть 2, глава 33 и частью шестой вопроса о договорах аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. Данный Кодекс является основным актом регулирования арендных отношений и аренды земельного участка. Общие положения об аренде регулируются статьями 624-698, и договор об аренде земель сельскохозяйственного назначения - статьями 686-692.

Для регулирования отношений, связанных с землёй, имеют большое значение следующие положения ГК РТ:

1) земля признается собственностью и недвижимым имуществом;

2) вещное право дается лицам, которые не являются собственниками земельного участка;

3) определение правил регулирования права на ограниченное пользование чужими земельными участками, т.е. сервитута;

4) обширное регулирование сделок с правом пользования земельным участком (на примерах договора о купле-продаже, дарении, обмене, аренде, залоге и наследовании) и других.

Нужно отметить, что, согласно ст. 13 Конституции Республики Таджикистан и ст. 2 Земельного кодекса РТ, «земля является исключительной собственностью государства, и государство гарантирует эффективное её использование в интересах народа». Нужно отметить, что, согласно пункту 7 части 1 статьи 12 ЗК РТ, «право пользования земельным

участком» - право на бессрочное использование, использование на срок или пожизненное наследственное использование земельного участка с правом его отмены - является особым объектом гражданского права. Оно может быть предметом купли-продажи, дарения, обмена, аренды, залога и других сделок, а также наследования и в общем порядке приобретения права передается другому лицу.

Из анализа положений этих статей законодательства можно сделать вывод, что в Республике Таджикистан земельный участок выведен из свободного гражданского оборота и не подлежит купле-продаже или дарению. В этой связи нужно отметить, что «право использования земельного участка с учетом права его отмены» является особым объектом гражданского права. Оно может быть предметом гражданских договоров, может быть использовано бессрочно, может быть заложено, и, самое главное, - право пользования земельным участком может передаваться по наследству другому лицу.

Из анализа положений действующего законодательства следует, что право бессрочного или пожизненного наследственного пользования земельным участком входит в ограниченное вещное право, которое признается особой формой права на собственность. Значит, субъекты гражданских отношений по отношению к данным формам собственности имеют не право на собственность, а ограниченное вещное право.

Право бессрочного пользования земельным участком. Как отмечено выше, согласно ст. 241 ГК РТ, право использования земли входит в «ограниченное вещное право». Право пользования землей - это законная возможность использовать землю с целью использования её полезных свойств в зависимости от целей её назначения.

Согласно положениям ст. 11 ЗК РТ, пользование земельным участком, срок которого не определен заранее, признается законом бессрочным. Значит, во время предоставления земли землепользователю срок ее использования не определяется или определить его просто невозможно. Нужно отметить, что право бессрочного пользования земельным участком, т.е. постоянного использования земельного участка, предоставляется только реальным и юридическим лицам РТ. Потому что, согласно требованиям ст.25 ЗК РТ, земельные участки предоставляются иностранным гражданам и юридическим лицам в форме использования на определенный срок, то есть сроком до 50 лет. В данную категорию землепользователей входят также лица без гражданства, т.е. апатриды. Согласно закону, у них тот же правовой статус, что и у иностранных граждан.

Право пожизненного наследственного использования земли. Наследование - это переход имущественного права, и в случаях, предусмотренных законом, это переход к другому лицу (наследнику) личных неимущественных прав, связанных с имуществом лица, передающего собственность, на основе условий универсальных прав наследования. То есть, на основе наследования субъект гражданских отношений может использовать землю, которая считается исключительной собственностью государства, пожизненно и передать ее по наследству. Нужно сказать, что земля передается в пожизненное пользование только реальным лицам - гражданам РТ. Пожизненное пользование земельным участком дается в следующих целях:

Для организации фермерского хозяйства;

Для организации традиционных народных ремесел;

Для организации личного вспомогательного хозяйства (как приусадебные земельные участки).

Изучив положения законодательства, можно сделать вывод, что ограниченное вещное право в форме «права наследственного пожизненного использования» предоставляется только гражданам или коллективу граждан РТ. Также нужно отметить, что земельные участки с правом наследственного пожизненного использования во время наследования заново проходят государственную регистрацию, в результате которой наследник обретает ограниченное вещное право. Во время перехода приусадебного земельного участка гражданина юридическому лицу этот земельный участок предоставляется на бессрочной основе. То есть ограниченное вещное право сохраняется, но система ограниченного вещного права - «право наследственного пожизненного пользования» - превращается в «право бессрочного пользования». Земельное законодательство регулирует отношения, связанные с пользованием и защитой земли, а также имущественных отношений в сфере землепользования, которые появляются с приобретением права на отмену права пользования земельным участком (ст. 1 ЗК РТ).

Список использованной литературы:

1. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн.2. - Душанбе,

2. Гимпелевич Р.С. О роли земельного права в укреплении союза рабочего класса и крестьянства в Таджикской ССР. 4-е изд. - Сталинабад, 1956. - 215 с.

3. Усмонов О. У. Становление советского гражданского права в Таджикистане. - Душанбе,

4. Джалилов И. Возникновение и развитие советского земельного права в Узбекистане -Ташкент, 1970. - 325 с.

5. Законодательство Республики Таджикистан в годы независимости: развитие и проблемы / Развитие законодательства Республики Таджикистан в период независимости: материалы научно-практической конференции, посвященной 20-летию Дня независимости Республики Таджикистан, 26-29 августа 2011 г. /под ред. М.З. Рахимова (на тадж. яз.). -Душанбе: Эр-граф, 2011. - 250 с.

6. Комментарии к мусульманскому праву. - Ташкент, 1893. - 298 с.

7. Муртазокулов Дж.С. Гражданско-правовые проблемы дехканского хозяйства. - Душанбе, 2002. - 250 с.

8. Новицкий И.Б. Римское право: учебник. -М., 1994. - 400 с.

9. Осипов H. T. Теоретические проблемы советского земельного права. - Л., 1972. - 250 с.

10. Очерки истории колхозного строительства в Таджикистане (1917-1965). - Душанбе, 1968. -326с.

11. Ростиславов М.Н. Очерк видов земельной собственности и поземельный вопрос в Туркестанском крае. - СПб., 1879. - 32 с.

12. Соболев Л.Н. Географические и статистические сведения о Зеравшанском округе с приложением списка населенных пунктов. - Ташкент, 1970. - 150 с.

13. Сотиволдиев Р.Ш. Теория и история государства (на тадж. яз.). - Душанбе: Империал-Групп, 2014. - 720 с.

14. Сохибов М.М. Земельное право Республики Таджикистан (на тадж. яз.) - Душанбе: Андалеб-Р, 2015. - 396 с.

15. Социалистическое переустройство сельского хозяйства в Узбекистане (1917-1926): сборник документов. -Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1962 - 154 с.

16. Сафаров И.Д. Правовая система государства Саманидов. - Душанбе, 1999. - 200 с.

17. Тахиров Ф.Т. Развитие права в Таджикистане. - Душанбе: Ирфон, 1994. - 200 с.

18. Холиков А.Г. История государства и права Таджикистана (на тадж. яз.). - Душанбе: ЭР-граф, 2014. - 380 с.

19. Чередникова М.В. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в системе вещных прав: дис...канд. юрид. наук / 12.00.03. Чередникова Мария Викторовна. -Екатеринбург, 2005. - 192 с.

20. Юлдашев М.Ю. Феодальное землевладение в Хиве XIX в. //Известия АН УзССР. - 1959. - № 3. -230 с.

Reference Literature:

1. Gafurov B.G. Tajiks. The Ancientest, Ancient and Mediaeval History. Book 2. - Dushanbe, 1989. -400 pp.

2. Gimpelevich R.S. On the Role of Land Law in Consolidation of Alliance of Working-Class and Peasantry in the Tajik SSR. The 4-th edition. - Stalinabad, 1956. - 215 pp.

3. Usmonov O.U. Conformation of Civil Law in Tajikistan. 1999. - 300 pp.

4. Djalilov I. Rise and Development of Soviet Land Law in Yzbekistan. - Tashkent, 1970. - 325 pp.

5. Legislation of Tajikistan Republic in the Years of Independence: Development and Problems// Legislation Development of Tajikistan Republic in the Period of Independence: materials of scientific-practical conference delicated to the 20-th anniversary of Independence Day of Tajikistan Republic under the editorship of M.Z. Rakhimov (in Tajik). - Dushanbe: Er-graph, 2011. -250 pp.

6. Commentaries to Moslemic Law. - Tashkent, 1893. - 298 pp.

7. Murtazokulov Dj. Civil-Legal Problems of Dekhans* Farming.- Dushanbe, 2002. 250 pp.

9. Osipov N.T. Theoretical Problems of Soviet Land Law. - L., 1972.-250 pp.

10. Essays of the History of Collective-Farm Building in Tajikistan (1917-1965). - Dushanbe, 1968. - 326pp.

11. Rostislavov M.N. The Essay on Land Property Types and Land Issue in Turkestan Region. - SPb., 1879. - 32pp.

12. Sobolev L.N. Geographical and Statistical Data Concerned with Zeravshan Circuit with the Supplement of the List of Populated Units. - Tashkent, 1970. - 150 pp.

13. Sotivoldiyev R.Sh. Theory andHistory of State (in Tajik). - Dushanbe: Imperial-Group, 2014. - 720pp.

14. Sokhibov M.M. Land Law of Tajikistan Republic (in Talik). - Dushanbe: Andaleb-R, 2015.- 396pp.

15. Socialist Reconstruction of Agriculture in Uzbekistan (1917-1926): collection of documents. -Tashkent: Publishing-house of Uzbek SSR Academy of Sciences, 1962. - 154 pp.

16. Safarov I.D. Law System of Samanids" State. - Dushanbe, 1999. - 200 pp.

17. Tahirov F. T. Development of Law in Tajikistan. - Dushanbe: Cognition, 1994. - 200 pp.

18. Kholikov A.G. The History of Law and State in Tajikistan (in Tajik). - Dushanbe: Er-Graph, 2014. - 380 pp.

19. Cherednikova M.N. The Right Entitling to Permanent (Perpetual) Land Plot Use in the System of those Ones Permitting Material Things Posession (candidate dissertation in jurispru-dence)//12.00.03. Cherednikova Maria Victorovna. - Yekaterinburg, 2005. - 192 pp.

20. Yuldashev M. Yu. Feudal Land Possession in Khiva in the XIX-th Century//Tidings of the Uzbek SSR Academy of Sciences. - 1959, №3. - 230pp.

Условия для оборота земельных участков определены в Конституции РФ, установлены гарантии собственности прав граждан на землю, принцип равной защиты всех ее форм.

Сделки с земельными участками регулируются преимущественно нормами гражданского законодательства. Основные положения гражданского законодательства определяют принципы и источники, правила возникновения гражданских прав и обязанностей, их осуществление и защиту.

Некоторые вопросы сделок с землей, договорных отношений и гражданского оборота регулируются нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения и прекращения сделок, могут определяться актами министерств и ведомств.

Большое значение для правового регулирования земельных отношений имеет Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов рФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природныхтерриторий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения с земельными участками, по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Условия для оборота земельных участков определены в Конституции РФ, установлены гарантии собственности прав граждан на землю, принцип равной защиты всех ее форм.

Сделки с земельными участками регулируются преимущественно нормами гражданского законодательства. Основные положения гражданского законодательства определяют принципы и источники, правила возникновения гражданских прав и обязанностей, их осуществление и защиту.

Некоторые вопросы сделок с землей, договорных отношений и гражданского оборота регулируются нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения и прекращения сделок, могут определяться актами министерств и ведомств.

Большое значение для правового регулирования земельных отношений имеет Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов рФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природныхтерриторий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения с земельными участками, по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Земельно-правовые сделки – действие граждан и юридических лиц по установлению изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей по поводу земли как природного объекта и недвижимого имущества. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому. К землям изъятым из оборота относятся земельные участки занятые следующими объектами находящимися в федеральной собственности: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 4 . правовое регулирование сделок с землей.

1) Земельно-правовые сделки – действие граждан и юридических лиц по установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей по поводу земли как природного объекта и недвижимого имущества.

Оборот земли — это перераспределение земли между собственниками экономическими методами на основе спроса и предложения. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому.

К землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые следующими объектами, находящимися в федеральной собственности:

Государственными природными заповедниками и национальными парками;

Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

Объектами организаций федеральной службы безопасности;

Объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

Объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

Объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

Исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Воинскими и гражданскими захоронениями;

Инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земли с ограниченным оборотом

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

В пределах особо охраняемых природных территорий, не находящиеся в федеральной собственности;

В пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

Занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

Занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;

В границах закрытых административно-территориальных образований;

Предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

Предоставленные для нужд связи;

Занятые объектами космической инфраструктуры;

Расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

Предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

Загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Гражданское и земельное право регулирует правовые отношения с землей.

В зависимости от распределения между сторонами прав и обязанностей сделки делятся на:

Односторонние;

Двусторонние;

Многосторонние.

2) государственная регистрация - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

К материально-правовым принципам относится:

Принцип публичной достоверности (материальной гласности) или бесповоротности;

Принцип исправления регистрационной записи;

Принцип изъятия из-под действия давности;

Принцип возражения (протестации);

Принцип отметки (предварительной регистрации);

Принцип старшинства прав.

В качестве формально-правовых принципов:

Принцип публичности (формальной гласности) или принцип внесения прав на недвижимость;

Принцип специалитета (специальности);

Принцип частной инициативы;

Принцип легалитета;

Принцип ответственности публичной власти за ненадлежащую регистрацию прав на недвижимость.

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой.

Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

1. прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

2. правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3. внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

4. совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) — государственный информационный ресурс (включающий в себя документы на бумажных и электронных носителях, дела и систему записей по установленной форме в книгах учёта, производимых государственным регистратором), который содержит данные о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, а также данные об объектах недвижимого имущества, сведения о правообладателях, наличие обременений, арестов и т. д. на территории РФ.

Каждый раздел Единого государственного реестра прав состоит из трех подразделов:

подраздел I - описание объекта недвижимого имущества;

подраздел II - записи о праве собственности и об иных вещных правах на объект недвижимого имущества, о сделках об отчуждении объекта недвижимого имущества);

подраздел III - записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества).

подраздел III-1 - для записей об аренде;

подраздел III-2 - для записей об ипотеке;

подраздел III-3 - для записей о сервитуте;

подраздел III-4 - для записей о сделках, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав (о договорах аренды, договорах об ипотеке и т. п.);

подраздел III-5 - для записей об аресте (запрещении заключения сделок с имуществом);

подраздел III-6 - для записей о прочих ограничениях (обременениях);

подраздел III-7 - для записей о безвозмездном пользовании участком лесного фонда (леса).

3) Договор купли-продажи земельного участка – является разновидностью гражданско-правового договора продажи недвижимости, в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность покупателя сформированный и неограниченный в обороте земельный участок, целевое назначение и разрешение использования которого допускает осуществление в нем предполагаемой деятельности, а покупатель обязуется своевременно внести оговоренную плату и принять по передаточному акту земельный участок.

По договору аренды земельного участка земельного участка собственник-арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукции и доходы, полученные арендатором при использовании арендованного земельного участка, являются его собственностью.

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии обусловленного договором.

Договор Залога (ипотеки) – одна сторона – залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного земельного участка другой стороны – залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленным федеральным законом.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6957. Забастовка и ее правовое регулирование 11 KB
Забастовки имели большое значение для появления трудового законодательства во всех странах в том числе и в царской России. Но закон регламентирующий забастовки был принят у нас лишь через 15 лет после ратификации указанного пакта поскольку до 1989 года в стране забастовок не было. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки: а в период введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в связи с этим; в органах и организациях Вооруженных Сил Федерации других военных военизированных и иных формированиях...
10297. Правовое регулирование экономических отношений 22.86 KB
Правовое регулирование экономических отношений Содержание: Экономические отношения как предмет правового регулирования Понятие и признаки предпринимательской деятельности Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования Виды ответственности за нарушение российского законодательства...
3083. Правовое регулирование перевозок путешественников 11.99 KB
Внутренние транзитные и международные перевозки. Эти услуги включают доставку туристов от места жительства к первому пункту обслуживания на туристском маршруте и от последнего пункта к месту жительства подвозку к началу трассы туристского похода перевозку во время экскурсии внутримаршрутные перевозки а также перевозки туристов во время транспортных путешествий. Правовое регулирование перевозок туристов воздушным транспортом Воздушные сообщения как регулярные так и нерегулярные осуществляются в целях перевозки пассажиров багажа...
6043. Правовое регулирование сервисной деятельности 48.92 KB
Лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям осуществляемой лицензиатом деятельности; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты протоколы с указанием конкретных нарушений; выносить решения обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения устанавливать сроки устранения таких нарушений;выносить предупреждение лицензиату;...
4324. Правовое регулирование брака и семьи 7.27 KB
Правовое регулирование брака и семьи. К семейным правоотношениям относятся личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения возникающие из брака родства усыновления а также принятия детей на воспитание урегулированные нормами семейного права. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак прекращения брака и признания его недействительным регулирует неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами родителями и детьми усыновителями усыновлёнными а также между...
4122. Правовое регулирование наследственных правоотношений 159.94 KB
Принятие наследства представляет собой реализацию именно правоспособности лица, а не вытекает из смерти наследодателя или совершения им завещания. Ведь, к примеру, если организация, указанная в завещании, утратила правосубъектность, хотя физически продолжает существовать в качестве филиала юридического лица, то наличие ни первого, ни второго факта не создаст для нее возможности принятия наследства.
4130. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности 55.7 KB
Реформы, проводимые в России, показали, что отказ от рычагов государственного воздействия на экономику оказался необоснованным. Состояние российской государственности характеризуется тем, что экономика от административно-командной системы освободилась, а формы и методы воздействия государства на субъекты рынка еще только создаются.
10351. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 55.56 KB
Проблемы, возникающие в сфере занятости и трудоустройства, относятся в России к числу наиболее актуальных. Российская система защиты от безработицы стремится к требованиям современного цивилизованного рынка труда, происходит обновление законодательной базы, регулирующей правоотношения в сфере трудоустройства и занятости
4143. Правовое регулирование коммерческой концессии 125.41 KB
Предметом исследования является: анализ проблем, связанных с выявлением сущности особенностей договорной конструкции коммерческой концессии и франчайзинга; изучение российских источников, источников США и частноправовой доктрины исторического развития и природы правоотношений коммерческой концессии
19514. Правовое регулирование муниципальной службы 18.24 KB
Подготовьте проект решения представительного органа муниципального образования О бюджете муниципального образования на 2014 год. Основными задачами муниципальной службы являются: - обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; - обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; - подготовка принятие исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; - защита прав и законных интересов...

Условия для оборота земельных участков определены в Конституции РФ, установлены гарантии собственности прав граждан на землю, принцип равной защиты всех ее форм.

Сделки с земельными участками регулируются преимущественно нормами гражданского законодательства.
Стоит отметить, что основные положения гражданского законодательства определяют принципы и источники, правила возникновения гражданских прав и обязанностей, их осуществление и защиту.

Некᴏᴛᴏᴩые вопросы сделок с землей, договорных отношений и гражданского оборота регулируются нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения и прекращения сделок, могут определяться актами министерств и ведомств.

Важно знать, что большое значение для правового регулирования земельных отношений имеет Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов рФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ними законов субъектов РФ.
Стоит отметить, что основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, кᴏᴛᴏᴩый базируется на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, кᴏᴛᴏᴩые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ϲʙᴏих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах ϲʙᴏих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природныхтерриторий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если данные отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения с земельными участками, по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.