Мэ квалификационные испытания по гост рв 8.573. Курс повышения квалификации Испытания оборонной продукции. Метрологическое обеспечение испытаний. Термины, определения и сокращения

АВИАЦИОННЫЙ СТАНДАРТ

Дата введения 2006-01-01

Предисловие

3.5 Предприятия в соответствии с требованиями ОСТ 1.00346 и на основе настоящего стандарта, при необходимости, разрабатывают стандарты предприятий, учитывающие специфику производства.

3.6 Метрологическая экспертиза осуществляется в соответствии с требованиями разрешенных для применения в Российской Федерации государственных, национальных и авиационных стандартов, стандартов предприятий и других нормативных документов, регламентирующих метрологические правила, положения и нормы.

3.7 Метрологическая экспертиза проводится при разработке изделий и технологических процессов их изготовления и испытаний.

4 Перечень документации, подлежащей метрологической экспертизе

4.1 Метрологической экспертизе подлежат ТТЗ, ТЗ, конструкторская и технологическая документация на изделия основного и вспомогательного производства.

Чертеж детали;

Сборочный чертеж при наличии в нем специальных требований или методик по обеспечению измерений заданных параметров;

Пояснительную записку;

Технические условия;

Программу и методику испытаний;

Расчет погрешности измерений;

Инструкцию;

Эксплуатационные документы;

Ремонтные документы.

Маршрутную карту, если в ней предусмотрен контроль параметров с указанием методов и средств измерений;

Карту технологического процесса;

Технологическую инструкцию, если в ней изложены требования по измерениям;

Операционную карту технического контроля.

Примечание - Необходимость проведения метрологической экспертизы других документов, разрабатываемых предприятием, устанавливает главный метролог предприятия.

5 Планирование и проведение метрологической экспертизы

5.1 Планирование и проведение метрологической экспертизы возлагается на бюро (группу) метрологической экспертизы отдела главного метролога предприятия - разработчика документации и осуществляется:

ТТЗ (ТЗ) - при согласовании, в том числе перед заключением контракта на разработку изделия АТ;

Конструкторской документации - на стадиях разработки эскизного (технического) проекта, рабочей конструкторской документации, опытного образца (опытной партии), установленных ГОСТ 2.103 ;

Технологической документации - при разработке директивного, временного и серийного технологических процессов.

Предприятия могут проводить метрологическую экспертизу конструкторской, технологической и эксплуатационной документации на системы и агрегаты, поступающей от других предприятий для применения при разработке (модернизации) и изготовления изделий АТ, с целью установления полноты и правильности выполнения требований по метрологическому обеспечению.

5.2 По решению руководства предприятия конструкторская документация, указанная в , технологическая документация, указанная в и извещения, указанные в , могут подвергаться:

Метрологической экспертизе аттестованными на право ее проведения конструкторами и технологами соответствующих подразделений под методическим руководством и контролем отдела главного метролога при конструкторском и технологическом контроле;

Метрологическому контролю ее соответствия требованиям нормативной документации, устанавливающей метрологические правила, проводимого специально подготовленными контролерами.

Примечание - Метрологический контроль не заменяет метрологическую экспертизу, так как не включает анализ и оценку технических решений по метрологическому обеспечению.

5.3 Метрологической экспертизе подвергается конструкторская и технологическая документация на все разрабатываемые и модернизируемые (в части их модернизации) изделия.

5.4 Перечень изделий (технологических процессов) и конструкторских (технологических) документов, подлежащих метрологической экспертизе в планируемый период, представляется подразделениями - разработчиками документации в отдел главного метролога с указанием наименований, обозначений (шифра) изделий и документов, а также сроков представления документов на метрологическую экспертизу.

5.5 В соответствии с полученными сведениями отдел главного метролога разрабатывает план предприятия по проведению метрологической экспертизы на планируемый период. Форма плана приведена в приложении .

Примечание - Допускается планирование метрологической экспертизы в соответствии с планами (графиками) метрологического сопровождения разработки, подготовки опытного (серийного) производства изделий, планами (графиками) разработки конструкторской (технологической) документации при наличии в них сроков представления документации на экспертизу.

5.6 План проведения метрологической экспертизы подписывается главным метрологом, согласовывается с представителем заказчика и утверждается руководителем (заместителем руководителя) предприятия-разработчика или главным инженером предприятия-изготовителя.

5.7 Сроки проведения метрологической экспертизы устанавливаются дифференцированно для различных документов в зависимости от их сложности и объема в соответствии с нормами, приведенными в методике .

5.8 Подразделения-разработчики представляют главному метрологу в согласованные с ним сроки перечни контрольно-проверочной аппаратуры (КПА) с указанием ее категории по ОСТ 1.00483, автоматизированных систем контроля (АСК), разработанных в соответствии с ОСТ 1.00340, и средств наземного обслуживания (СНО), выполняющих функции измерительного или допускового контроля.

Отдел главного метролога на основании полученных данных составляет перечень имеющих нормированные метрологические характеристики по ГОСТ 8.009 КПА, АСК, СНО, подлежащих метрологической экспертизе в метрологической службе заказчика, и перечень КПА, АСК, СНО, подлежащих метрологической экспертизе в отделе главного метролога предприятия, и согласовывает их с представительством заказчика на предприятии.

В соответствии с положением перечни и документация на КПА, АСК и СНО, а также документация на вновь разработанные АСК, КПА и СНО представляются метрологической службе Заказчика для рассмотрения и утверждения.

После утверждения перечней документация на АСК, КПА и СНО из первого перечня представляется в метрологическую службу Заказчика на метрологическую экспертизу, а результаты метрологической экспертизы документации на АСК, КПА и СНО по второму перечню согласовываются с представительством заказчика на предприятии.

5.9 Конструкторские и технологические подразделения представляют в отдел главного метролога или лицам, ответственным за проведение метрологической экспертизы в подразделениях, документацию (конструкторскую и технологическую) на метрологическую экспертизу в сроки и в объеме, установленных планом проведения метрологической экспертизы или планом-графиком работы предприятия.

5.10 Конструкторская и технологическая документация должна быть подвергнута метрологической экспертизе до проведения нормоконтроля или совмещена с конструкторским или технологическим контролем.

5.11 По требованию главного метролога или эксперта-метролога разработчик конструкторской и технологической документации обязан представить дополнительно необходимые документы для решения задач метрологической экспертизы, а также обоснование принятых решений по метрологическому обеспечению.

5.12 Ответственность за полноту и своевременность представления документации на метрологическую экспертизу, а также учет ее проведения возлагаются на руководителей подразделений, разрабатывающих документацию, или ответственных за ее экспертизу.

Ответственность за качество проведения метрологической экспертизы возлагается на главного метролога. Ответственность за соблюдение норм времени на проведение метрологической экспертизы возлагается на руководителей подразделений, проводящих экспертизу.

5.13 При систематическом выявлении брака на любой стадии разработки, производства и эксплуатации изделий повторная метрологическая экспертиза по решению руководства предприятия может проводиться экспертной комиссией предприятия-разработчика на этапе разработки и испытания изделий и предприятия-изготовителя на стадии серийного производства.

В состав экспертной комиссии включаются специалисты отдела главного метролога, конструкторских и технологических подразделений, отдела технического контроля, представитель заказчика - по его решению.

6 Реализация результатов метрологической экспертизы

6.1 По результатам проведения метрологической экспертизы экспертом-метрологом или ответственным специалистом за проведение метрологической экспертизы составляется перечень замечаний и предложений по документации, прошедшей метрологическую экспертизу. Форма перечня приведена в приложении .

Примечание - Разрешается замечания и предложения записывать карандашом на полях документов.

6.2 Перечень замечаний и предложений предъявляется разработчику конструкторской и технологической документации.

6.3 Конструкторская и технологическая документация, прошедшая метрологическую экспертизу, корректируется разработчиком в соответствии с представленным перечнем замечаний и предложений.

6.4 На поле для подшивки конструкторской и технологической документации в соответствии с ГОСТ 2.104 или на листе визирования делается запись (ставится штамп) «М. экспертиза», ставится подпись специалиста, проводившего экспертизу, и дата. При многолистовых документах и чертежах запись делается на титульном или первом листе.

6.5 В случае возникновения разногласий между разработчиком документации и отделом главного метролога (экспертом-метрологом) окончательное решение принимается руководством предприятия по представлению главного метролога предприятия.

6.6 При выявлении в результате метрологической экспертизы низкого уровня метрологического обеспечения разработки, производства, испытания и эксплуатации изделия отдел главного метролога совместно с разработчиками документации или ответственными за документацию составляет организационно-технические мероприятия по повышению его эффективности.

План организационно-технических мероприятий утверждается руководителем предприятия и согласовывается с представителем заказчика.

Схемы передачи единиц величин;

Квалификации обслуживающего персонала;

Степени унификации методов и средств измерений и уровня их автоматизации.

6.8 При разработке технологических процессов производства изделий при необходимости может составляться заключение о их метрологическом обеспечении.

В заключении дается оценка:

Оптимальности норм точности измеряемых параметров, гарантирующих точность и стабильность технологических процессов;

Соответствия методов и средств измерений, контроля и испытания требованиям характеристик технологических процессов;

Уровня стандартизации и унификации средств и методов измерений;

Обеспеченности средств измерений рабочими эталонами, методиками поверки;

Уровня механизации и автоматизации процессов измерений при регулировании технологических процессов и проведении контроля качества изделий;

Целесообразности автоматизации обработки результатов измерений параметров технологических процессов;

Соответствия условий применения средств измерений указанным в эксплуатационной документации средств измерений.

6.9 Результаты оценки и сведения по предоставляются экспертным комиссиям, назначаемым в соответствии с ОСТ 1.02656 или ОСТ 1.02571, или ГОСТ РВ 8.573, включаются в общий перечень документации изделий АТ, представляемых на государственные испытания, а также направляются предприятиям, применяющим или изготавливающим эти изделия по их запросу.

6.10 Если у предприятия - разработчика документации имеются возражения по результатам метрологической экспертизы, проведенной предприятием-изготовителем, то экспертное заключение с возражениями предприятия-разработчика может быть рассмотрено комиссией, состоящей из представителей предприятий - разработчика и изготовителя, Центральной головной организации метрологической службы авиационной промышленности с приглашенными представителями головных организаций по видам измерений или Советом главных метрологов авиационной промышленности.

Приложение А

Форма плана проведения метрологической экспертизы

А.1 Форма плана проведения метрологической экспертизы должна соответствовать указанной на рисунке .

УТВЕРЖДАЮ

Представитель Заказчика №

Руководитель предприятия

Личная подпись

Расшифровка подписи

Личная подпись

Расшифровка подписи

« » 200 г.

« » 200 г.

ПЛАН
проведения метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации предприятия на 200 г.

Рисунок А.1

Приложение Б

Форма перечня замечаний и предложений

Б.1 Форма перечня замечаний и предложений должна соответствовать указанной на рисунке .

Ключевые слова: метрологическая экспертиза, тактико-технические, технические задания, конструкторская и технологическая документация, порядок организации и проведения

ГОСТ РВ 15.201-2003 Военная техника. Тактико-техническое (техническое) задание на выполнение опытно-конструкторских работ

Доступные файлы (1):
n1.doc 372kb. 03.02.2014 10:22 скачать

Инв. №
ГОСТ РВ 15.201 – 2003
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система разработки и постановки продукции

на производство
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (ТЕХНИЧЕСКОЕ)

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ

ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ

Издание официальное

Госстандарт России

Предисловие
1 РАЗРАБОТАН 46 Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороны Российской Федерации
ВНЕСЕН Министерством обороны Российской Федерации и Управлением стандартизации Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 апреля 2003 г. № 129-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

Редактор И. И. Зайончковская

Технический редактор Л. А. Гусева

Корректор Н. И. Гаврищук

Компьютерная верстка Т. Ф. Кузнецовой
Изд. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 07.07.2003. Подписано в печать 16.09.2003. Усл. печ. л. 4, 65. Уч.-изд. л. 4, 45.

Тираж 912 экз. С 11937. Зак. 33-ДСП

ИПК Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер., 14.

Набрано в Калужской типографии стандартов на ПЭВМ.

Калужская типография стандартов, 248021 Калуга, ул. Московская, 256.

ПЛР № 040138


1 Область применения………………………………………………………….................................

1

2 Нормативные ссылки……………………………………………………..…………......................

2

3 Термины, определения и сокращения……………………………………….................................

4

4 Общие положения…………………………………………………………….................................

6

5 Тактико-техническое задание на выполнение ОКР……………………………………………...

9

5.1 Требования к построению, содержанию и изложению ТТЗ на ОКР……………………......

9

5.2 Требования к оформлению ТТЗ на ОКР……………………………………………………...

24

5.3 Порядок согласования и утверждения ТТЗ на ОКР………………………………………….

25

5.4 Порядок внесения изменений в утвержденное ТТЗ на ОКР………………………………...

25

6 Техническое задание на выполнение составной части ОКР…………………………………….

26

6.1 Требования к построению, содержанию, изложению и оформлению ТЗ на составную часть ОКР……………………………...............................................................................................

26

6.2 Порядок согласования и утверждения ТЗ на составную часть ОКР……………………......

26

6.3 Порядок внесения изменений в утвержденное ТЗ на составную часть ОКР……..……......

27

7 Техническое задание на выполнение ОКР по разработке комплектующего изделия межотраслевого применения………………………………………………………………………….........

27

7.1 Требования к построению, содержанию, изложению и оформлению ТЗ ………………….

27

7.2 Порядок согласования и утверждения ТЗ на ОКР…………………………………………...

29

7.3 Порядок внесения изменений в утвержденное ТЗ на ОКР……………………………….....

30

Приложение А (рекомендуемое) Типовые формы титульных листов (последнего листа) ТТЗ на ОКР и ТЗ на составную часть ОКР……………………………………………………………...

30

Библиография………………………………………………………………………………………...

36

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВО

ЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система разработки и постановки продукции на производство
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (ТЕХНИЧЕСКОЕ) ЗАДАНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ

Дата введения 2004–01–01


  1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к построению, содержанию, оформлению, изложению, порядку согласования и утверждения:

  • тактико-технического задания заказчика на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию (модернизации) изделия (образца, системы, комплекса) военной техники, его составных частей;

  • технического задания головного исполнителя ОКР по созданию (модернизации) составной части изделия ВТ или комплектующего изделия межотраслевого применения.
Положения настоящего стандарта подлежат применению федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации – государственными заказчиками, организациями, предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, расположенными на территории Российской Федерации и участвующими в разработке изделий ВТ в соответствии с действующим законодательством.

  1. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ РВ 1.0-98 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация оборонной продукции. Основные положения

ГОСТ РВ 1.1-96 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическое обеспечение вооружения и военной техники. Основные положения

ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы

ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ Р ВД 2.601-96 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ Р ВД 2.602-96 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ РВ 2.905-97 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения конструкторской и технологической документации на особый период

Издание официальное

ГОСТ РВ 8.560-95 Государственная система обеспечения единства измерений. Средства измерений военного назначения. Испытаний и утверждение типа

ГОСТ РВ 8.570 – 98 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение испытаний вооружения и военной техники. Основные положения

ГОСТ РВ 8.573-2000 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения

ГОСТ Р 8.596-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения

ГОСТ В 9.001- 72 Единая система защиты от коррозии и старения военной техники. Упаковка для транспортирования и хранения. Общие требования

ГОСТ В 9.003- 80 Единая система защиты от коррозии и старения военной техники. Общие требования к условиям хранения

ГОСТ ВД 9.014-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.014-80 ВД Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 14.201-83 Обеспечение технологичности конструкции изделий. Общие требования

ГОСТ РВ 15.002-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Требования к системам качества предприятий выпускающих оборонную продукцию

ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

ГОСТ 15.012-84 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентный формуляр

ГОСТ РВ 15.110-81 Система разработки и постановки на производство военной техники. Документация отчетная научно-техническая на научно-исследовательские работы, аванпроекты и опытно-конструкторские работы. Основные положения

ГОСТ РВ 15.203-2001 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения

ГОСТ В 15.205-79

ГОСТ В 15.206-84 Система разработки и постановки на производство военной техники. Программы обеспечения надежности. Общие требования

ГОСТ В 15.207-90 Система разработки и постановки на производство военной техники. Порядок проведения работ по стандартизации и унификации в процессе разработки и постановки на производство изделий военной техники

ГОСТ В 15.208-82 Система разработки и постановки на производство военной техники. Единый сквозной план создания образца (системы, комплекса) и его (их) составных частей. Основные положения

ГОСТ РВ 15.209-95 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Ограничительные перечни изделий и материалов, разрешенных к применению в военной технике. Порядок разработки и применения

ГОСТ РВ 15.1 215-92 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Организация и порядок проведения технической экспертизы в процессе разработки изделий

ГОСТ В 15.306-79 Система разработки и постановки на производство военной техники. Обязательства гарантийные. Основные положения.

ГОСТ В 15.601-90 Система разработки и постановки на производство военной техники. Порядок разработки ремонтной документации. Основные положения.

ГОСТ РВ 15.702-94 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок установления и продления назначенных ресурса, срока службы, срока хранения

ГОСТ В 20.39.102-77 Комплексная система общих технических требований к военной технике. Конструктивные требования. Номенклатура и порядок выбора

ГОСТ В 20.39.105-83 Комплексная система общих технических требований к военной технике. Требования по стандартизации и унификации. Номенклатура и порядок выбора

ГОСТ РВ 20.39.303-98 Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к надежности. Состав и порядок задания

ГОСТ РВ 20.39.304-98 Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования стойкости к внешним воздействующим факторам

ГОСТ РВ 20.39.308-98

ГОСТ РВ 20.39.309-98 Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Конструктивно-технические требования

ГОСТ РВ 20.39.412-97 Комплексная система общих технических требований. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические военного назначения. Общие технические требования

ГОСТ РВ 20.39.413-97 Комплексная система общих технических требований. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические военного назначения. Требования к надежности

ГОСТ РВ 20.39.414.1-97 Комплексная система общих технических требований. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические военного назначения. Классификация по условиям применения и требования стойкости к внешним воздействующим факторам

ГОСТ РВ 20.39.414.2-98

ГОСТ В 20.57.107-78 Комплексная система контроля качества военной техники. Группы эргономических показателей. Классификация, номенклатура и характеристики

ГОСТ 27.003-90 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности

ГОСТ В 29.00.002-84

ГОСТ РВ 29.00.003-96 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Номенклатура, порядок и методы обоснования эргономических требований

ГОСТ РВ 29.06.014-96 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Помещения рабочие военной техники. Общие эргономические требования

ГОСТ РВ 29.08.001-96 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Эргономическая экспертиза. Основные положения, программы и методики

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 21964-76 Внешние воздействующие факторы. Номенклатура и характеристики

ГОСТ 28934-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Содержание раздела технического задания в части электромагнитной совместимости

ГОСТ Р 50600-93

ГОСТ РВ 50859-96

ГОСТ РВ 50934-96

ГОСТ РВ 51100.1-97 Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Общие положения

ГОСТ РВ 51100.2-97 Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к размещению штриховых кодов

ГОСТ РВ 51100.3-97 Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к качеству нанесения штриховых кодов

ГОСТ Р 51189-98 Средства программные систем вооружения. Порядок разработки

ГОСТ РВ 51540-99 Военная техника. Термины и определения

ГОСТ Р 51624-2000 Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования

ГОСТ РВ 51638.0.2-2000 Экологическая безопасность вооружения и военной техники. Основные требования по обеспечению экологической безопасности

ГОСТ Р 51725.1–2002 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд. Основные положения

ГОСТ Р 51725.2–2001 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Термины и определения

ГОСТ Р 51725.5–2002 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Каталогизация экспортируемой продукции. Основные положения

ГОСТ Р 51725.6–2002 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Сети телекоммуникационные и базы данных. Требования информационной безопасности

ГОСТ РВ 51725.7 –2002 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Порядок проведения работ по каталогизации в процессе создания изделий военной техники. Основные положения


  1. Термины, определения и сокращения

    1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1 опытно-конструкторская работа; ОКР:Комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный (головной) образец изделия ВТ, изготовлению и испытаниям опытного образца (опытной партии) изделия ВТ, выполняемых по тактико-техническому заданию государственного заказчика (заказчика).
Примечание – Головной образец изделия может создаваться вместо опытного (опытных) для особо сложных и дорогостоящих изделий.
3.1.2 составная часть ОКР; СЧ ОКР:Часть ОКР, выполняемая по техническому заданию головного исполнителя ОКР или по ТТЗ заказчика с целью решения отдельных самостоятельных задач создания (модернизации) изделия ВТ (СЧ изделия ВТ).

3.1.3 этап (подэтап) ОКР (СЧ ОКР): Совокупность работ, характеризующаяся признаками их самостоятельного целевого планирования и финансирования, направленная на получение определенных конечных результатов по разработке, проверке и оценке (подтверждению) соответствия характеристик изделий ВТ (СЧ изделия ВТ) установленным требованиям и подлежащая приемке заказчиком.

3.1.4 оценка соответствия: Деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования к изделию выполняются.

3.1.5 создание изделий ВТ: Совокупность стадий жизненного цикла изделий ВТ от формирования исходных данных до окончания их производства.

3.1.6 модернизация ВТ: Комплекс работ, проводимых с целью улучшения отдельных тактико–технических характеристик и показателей качества изделия ВТ путем ограниченного изменения его конструкции.

3.1.7 военная техника; ВТ: По ГОСТ РВ 51540.

3.1.8 образец ВТ: Изделие ВТ, предназначенное для выполнения боевых задач или задач технического, тылового обеспечения войск, обеспечения испытаний, других видов обеспечения самостоятельно или в составе комплекса (системы) ВТ.

3.1.9 система ВТ: По ГОСТ РВ 51540.

3.1.10 комплекс ВТ: По ГОСТ РВ 51540.

3.1.11 изделие ВТ: Образец (комплекс, система), входящие в него СЧ, а также оборудование и аппаратура для обеспечения испытаний, эксплуатации и ремонта, создаваемые по ТТЗ (ТЗ) государственного заказчика (заказчика) и (или) по документации, утвержденной (согласованной) заказчиком ВТ.

3.1.12 СЧ образца (комплекса, системы) ВТ: самостоятельная часть изделия ВТ, предназначенная для выполнения определенных технических функций в составе образца (комплекса, системы) ВТ, представляющая собой совокупность сборочных единиц и (или) деталей, объединенных общим конструктивным (схемным) решением.

3.1.13 комплектующее изделие межотраслевого применения; КИМП: Изделие ВТ, предназначенное для выполнения определенных технических функций в составе изделий ВТ или их составных частей, создаваемое не для конкретного изделия ВТ по самостоятельным комплектам конструкторской и технологической документации и не подвергаемое изменениям в процессе создания изделия ВТ, в которых его применяют.

3.1.14 опытный образец изделия ВТ: Изделие ВТ, изготовленное в ходе выполнения ОКР по вновь разработанной рабочей конструкторской и технологической документации для проверки путем испытаний соответствия его параметров и характеристик требованиям ТТЗ (ТЗ) на ОКР и правильности принятых технических решений, а также для решения вопроса о возможности принятия изделия ВТ на вооружение (на снабжение, в эксплуатацию, для использования по назначению) и постановки на производство.

Организация должна определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять, а также оборудование для мониторинга и измерений, необходимое для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям.

Организация должна установить процессы для обеспечения того, чтобы мониторинг и измерения могли быть выполнены и в действительности были выполнены в соответствии с требованиями к ним.

Там, где необходимо обеспечивать имеющие законную силу результаты, измерительное оборудование должно быть:

a) откалибровано и/или поверено в установленные периоды или перед его применением по эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или национальными эталонами. При отсутствии таких эталонов база, использованная для калибровки или поверки, должна быть зарегистрирована (4.2.4);

b) отрегулировано или повторно отрегулировано по мере необходимости;

c) идентифицировано в целях установления статуса калибровки;

d) защищено от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;

e) защищено от повреждения и ухудшения состояния в ходе обращения, технического обслуживания и хранения.

Кроме того, организация должна оценить и зарегистрировать правомочность предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям. Организация должна предпринять соответствующее действие в отношении такого оборудования и любой измеренной продукции.

Записи результатов калибровки и поверки должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

Если при мониторинге и измерении установленных требований используют компьютерные программные средства, их способность удовлетворять предполагаемому применению предварительно должна быть подтверждена и повторно подтверждена по мере необходимости.

ПримечаниеПодтверждение соответствия компьютерного программного обеспечения предполагаемому применению обычно предусматривает его верификацию и менеджмент конфигурации в целях поддержания его пригодности для использования.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 7.6
7.6.1 Требования пункта 7.6 применяют наряду с обязательными метрологическими требованиями, содержащимися в Законе , в нормативных правовых актах Минпромторга России, а также в нормативных правовых актах и технической документации федеральных органов исполнительной власти – государственных заказчиков.

7.6.2 В организации должны быть разработаны, согласованы с ВП и утверждены ее руководителем перечни (или перечень с отдельными разделами) следующих видов технических средств (при их наличии), относящихся к оборудованию для мониторинга измерений, с указанием их наименования, типа, заводского номера и характеристик:

Средств измерений [меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, включая датчики, измерительные каналы, измерительные системы, средства измерительного контроля и диагностики и другие технические средства, предназначенные для измерений и имеющие нормированные метрологические характеристики (показатели точности)];

Эталонов единиц величин;

Стандартных образцов;

Испытательного оборудования и технических систем (комплексов) полигонов, испытательных организаций (далее – испытательное оборудование);

Средств контроля;

Индикаторов.

В перечне средств измерений отдельно указываются средства измерений, применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и вне ее, а также средства измерений военного назначения.

7.6.3 К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений должны относиться измерения параметров военной продукции в процессе оценки ее соответствия (контроля качества и испытаний) обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и государственными заказчиками оборонного заказа.

7.6.4 Отнесение технических средств к различным видам оборудования для мониторинга и измерений в организации должно осуществляться в соответствии с определениями их терминов в настоящем стандарте.

При отнесении технических средств к средствам измерений при необходимости руководствуются также Регламентом и особенностями отнесения технических средств к средствам измерений военного назначения, установленными Минобороны России.

d) действия, адекватные последствиям (или потенциальным последствиям) несоответствия, если несоответствующая продукция выявлена после поставки или начала использования.

После того как несоответствующая продукция исправлена, она должна быть подвергнута повторной верификации для подтверждения соответствия требованиям.

Записи о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.3
8.3.1 В организации должен быть установлен порядок проведения работ по удовлетворению рекламаций в соответствии с ГОСТ РВ 15.703.

8.3.2 Организация должна согласовывать с заказчиком (потребителем) или ВП решения по несоответствующей военной продукции, включая различные варианты:

Разрешение на отступление или отклонение;

Переделку с целью удовлетворения установленным требованиям;

Принятие с ремонтом или без ремонта по разрешению на отклонение;

Забракование или отправку в отходы.

8.3.3 В организации должны быть созданы участки или изоляторы для размещения (содержания) несоответствующей военной продукции. Если физическая изоляция невозможна или нецелесообразна, должны быть использованы специальные средства идентификации по согласованию с ВП (заказчиком).
8.4 Анализ данных

Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области возможно постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать в себя информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников.

Анализ данных должен представлять информацию, относящуюся:

a) к удовлетворенности потребителей (8.2.1);

b) к соответствию требованиям к продукции (8.2.4);

c) к характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (8.2.3 и 8.2.4);

d) к поставщикам (7.4).

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.4
8.4.1 Анализу в СМК подлежат:

Результаты выполнения НИР и ОКР для всех планируемых этапов работ;

Результаты рассмотрения, приемки заказчиком (ВП) НИР, ОКР, их составных частей, этапов НИР и ОКР и реализации выполненных работ;

Данные о качестве продукции поставщиков;

Данные о качестве закупаемых материалов по результатам входного контроля и применения их при изготовлении военной продукции или опытных образцов;

Данные о соответствии оборудования для мониторинга и измерений установленным требованиям;

Результаты изготовления и контроля опытных образцов или единиц (партий) военной продукции в производстве;

Данные об идентификации и прослеживаемости продукции, выявленные отклонения от требований КД и ТД;

Результаты периодической оценки точности, настроенности и стабильности технологических процессов;

Результаты контроля (испытаний) макетов, моделей, экспериментальных и опытных образцов;

Результаты контроля (испытаний) серийной военной продукции;

Данные о поступивших сообщениях об отказах и повреждениях военной продукции у потребителей, не оформленные рекламационными актами;

Данные о соблюдении установленной ТУ периодичности испытаний серийной военной продукции, требований к номенклатуре и количеству образцов военной продукции, подвергнутых периодическим испытаниям;

Данные о проведении в процессе эксплуатации доработок, связанных с устранением конструктивных и производственных недостатков военной продукции и стоимости доработок;

Данные о повторяющихся дефектах военной продукции, выявленных при приемочных испытаниях, рассмотрении рекламаций и сообщений об отказах и повреждениях военной продукции;

Результаты анализа причин дефектов и отказов военной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и несоответствий, относящихся к разработке , производству и эксплуатации военной продукции;

Данные о корректирующих и предупреждающих действиях, включая проводимые мероприятия по устранению причин дефектов и отказов, регулированию и совершенствованию технологических процессов;

Результаты оценки показателей качества изготовления военной продукции (7.5.1.13);

Данные о компетентности персонала;

Данные об оценке затрат на качество (при необходимости);

Данные об анализе и утилизации несоответствующей военной продукции;

Данные об оценке результативности СМК и ее процессов;

Результаты внутренних и внешних проверок СМК;

Результаты проверок СМК поставщиков КИ, организаций-соисполнителей (субподрядчиков), исполнителей переданных процессов (4.1.3);

Данные о взаимном обмене информацией с организациями и заказчиком в рамках выполняемых контрактов (договоров) об отказах, неисправностях и других замечаниях к выпускаемой военной продукции для согласованного внесения улучшений в эту продукцию или для выполнения предупреждающих мероприятий;

Данные о выполнении и соблюдении метрологических правил и норм.

8.4.2 В СМК должны быть определены:

Виды и объем информации для анализа и принятия решений по обеспечению качества;

Формы информационных документов по каждому виду информации;

Периодичность и порядок доведения и обмена информацией в процессах выполнения работ по оборонному заказу.

8.4.3 Анализ данных должен предоставлять информацию:

О характеристиках процессов СМК и военной продукции и тенденциях их изменения, в том числе по результатам проведения ВП выборочных проверок (летучего контроля) выполнения в организации требований документации СМК, согласованных с ВП перечисление а) 4.2.1.2 ;

О причинах дефектов, выявленных в эксплуатации, в ходе испытаний, а также обнаруженных ВП при контроле качества изготовления опытной и серийной военной продукции;

Об организациях-исполнителях (разработчиках, изготовителях, поставщиках КИ), входящих в кооперацию по созданию военной продукции.

8.4.4 В организации должна быть организована периодическая подготовка итоговых отчетов о состоянии и динамике качества создаваемой или выпускаемой военной продукции, представляемых руководству организации и ВП, а также заказчику в установленном порядке.

8.4.5 В СМК отчетные материалы, включая записи о качестве, должны использоваться как основа для руководящих действий по повышению качества военной продукции.

8.4.6.1 В организации могут быть определены и документально оформлены:

Виды затрат на обеспечение качества;

Порядок и методы учета и сбора информации о составляющих затрат на обеспечение качества;

Порядок и методы анализа и обобщения затрат на обеспечение качества;

Порядок оформления результатов анализа;

Методы оптимизации затрат на качество по каждому виду продукции.

8.4.6.2 Определение фактических затрат на качество проводят периодически в соответствии с требованиями, установленными в документах СМК. Полученные результаты и рекомендации по регулированию затрат отражают в специальных отчетах.

8.4.6.3 Руководство предприятия осуществляет контроль и анализ затрат на качество в целях:

Оценки эффективности СМК;

Определения и корректировки задач структурных подразделений (служб) организации в области качества;

Определения необходимости внедрения новых методов обеспечения качества для улучшения экономического положения организации.
8.5 Улучшение
8.5.1 Постоянное улучшение

Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.5.1
8.5.1.1 Количественные оценки результативности СМК должны предоставляться для анализа руководству и ВП с периодичностью, устанавливаемой организацией.
8.5.2 Корректирующие действия

Организация должна предпринимать корректирующие действия в целях устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.

a) к анализу несоответствий (включая жалобы потребителей);

b) к установлению причин несоответствий;

c) к оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий;

d) к определению и осуществлению необходимых действий;

e) к записям результатов предпринятых действий (4.2.4);

f) к анализу результативности предпринятых корректирующих действий.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.5.2
8.5.2.1 Военная продукция, забракованная при производственном контроле, предъявительских и приемо-сдаточных испытаниях, а , должна быть исследована для выявления причин дефектов (отказов). Анализу также подлежит продукция, в которой обнаружены дефекты (отказы) при проведении испытаний по категориям: периодические, типовые, испытания на надежность и др.

Формы документов, составляемых по результатам анализа, устанавливают в соответствии с документами СМК организации.

8.5.2.2 Анализ отказавшей военной продукции начинают после обнаружения дефекта (отказа) или получения рекламации и проводят по согласованным с ВП типовым программам. Результаты анализа должны быть оформлены документально.
8.5.3 Предупреждающие действия

Организация должна определять действия в целях устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.

Должна быть разработана документированная процедура для определения требований:

a) к установлению потенциальных несоответствий и их причин;

b) к оцениванию необходимости действий в целях предупреждения появления несоответствий;

c) к определению и осуществлению необходимых действий;

d) к записям результатов предпринятых действий (4.2.4);

e) к анализу результативности предпринятых предупреждающих действий.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.5.3
8.5.3.1 Порядок и методы выполнения предупреждающих действий должны включать:

Использование соответствующих источников информации, в том числе в соответствии с 8.4.1, с целью выявления, анализа и устранения потенциальных причин несоответствий;

Анализ рисков возникновения проблем с качеством военной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и разработку мероприятий по снижению этих рисков;

Порядок инициирования (подачи и регистрации предложений) предупреждающих действий;

Предоставление соответствующей информации о предпринятых действиях для анализа их результативности со стороны руководства.

Библиография




Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ

«Об обеспечении единства измерений»



Административный регламент исполнения Росстандартом государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений

Утвержден приказом Минпромторга России от 15 февраля 2010 года № 122



Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений

Утверждены приказом Минпромторга России от 30 ноября 2009 года № 1081



Положение об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 734

УДК 658.51.011.018:623 КС ОП 0015
Ключевые слова: система менеджмента качества, военная продукция, политика в области качества, ответственность руководства, документация системы менеджмента качества, процессы жизненного цикла военной продукции, заказчик, военное представительство

Заместитель директора по научной работе

и техническому регулированию

ФГУП «Рособоронстандарт» Ю.А. Клейменов

«____» марта 2012 г.

Руководитель разработки стандарта,

начальник центра

ФГУП «Рособоронстандарт» А.Н. Кожевников

«____» марта 2012 г.

Ответственный исполнитель разработки стандарта,

Начальник отдела

ФГУП «Рособоронстандарт» В.В. Малюгин

«____» марта 2012 г.

СОГЛАСОВАНО


Начальник отдела (ФГУП «Рособоронстандарт»)

Порядок организации и проведения работ по метрологической экспертизе образцов определяют следующие нормативные документы:

1. ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений».

2. ГОСТ Р 8.568-97 «Аттестация испытательного оборудования. Основные положения».

3. ГОСТ Р 580-2001 «Определение и применение показателей точности методов испытаний нефтепродуктов».

4. ГОСТ Р 8.613-2005 «Методики количественного химического анализа проб вод. Общие требования к разработке».

5. ГОСТ 8.315-97 «ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения».

6. ГОСТ РВ 8.573-2000 «ГСИ. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения».

7. Р 50.2.008-2001 «ГСИ. Методика количественного химического анализа. Содержание и порядок проведения метрологической экспертизы» и др.

Составные части сложных образцов технической продукции называют изделиями. Метрологическая экспертиза изделий – это анализ и оценка правильности принятых технических решений по метрологическому обеспечению изделий при их разработке, производстве, испытаниях и эксплуатации. МЭ изделий является составной частью работ по МлО и контролю их качества. Ее проводят в целях повышения эффективности МлО, обеспечения требуемого качества и эффективности применения изделий.

Основными задачами МЭ являются:

1) оценка обоснованности выбора измеряемых (контролируемых) параметров и допустимых пределов их изменения (значений допускаемых отклонений);

2) оценка обоснованности назначения требований и количественных значений показателей МлО, в том числе показателей точности измерений параметров и достоверности измерительного контроля;

3) оценка обеспечения возможности контроля параметров в процессе изготовления, испытаний и эксплуатации изделия с помощью заданных средств (системы) измерений и измерительного контроля (контролепригодности изделия);

4) оценка правильности выбора и применения средств (системы) измерений и измерительного контроля, а также методик выполнения измерений (стандартизованных или аттестованных) для обеспечения необходимых точности измерений параметров и заданной достоверности измерительного контроля;

5) установление технико-экономической целесообразности разработки и применения специальных средств измерений для испытаний и эксплуатации изделий;

6) определение необходимости создания новых рабочих эталонов для обеспечения поверкой средств измерений, входящих в комплект поставки изделий;

7) оценка соответствия реализованных требований МлО заданным в тактико-техническом задании (ТТЗ) или техническом задании (ТЗ) на разработку (модернизацию) изделия, а также требованиям действующих нормативных документов.


Объектами МЭ являются изделия (составные части изделия), а также все виды документов на изделия: ТТЗ (ТЗ); отчетные научно-технические; конструкторские, технологические и другие разрабатываемые на соответствующих стадиях жизненного цикла изделия.

МЭ проводится как в ходе метрологического сопровождения образцов, так и в виде самостоятельной работы по контролю их качества. Ее проводят экспертные комиссии, назначаемые заказчиком (генеральным заказчиком) или разработчиком (головным разработчиком) на стадиях жизненного цикла изделия. Проведение МЭ может быть совмещено с приемкой отдельных этапов работ на уровне подкомиссии (группы), входящей в состав государственной, ведомственной, отраслевой и других комиссий. В состав экспертной комиссии (группы), назначаемой ведомством-разработчиком (изготовителем), включают специалистов базовых организаций МС, головного НИИ по виду техники, специалистов разрабатывающих подразделений и МС предприятия-разработчика (изготовителя), представительства заказчика.

Метрологи-эксперты, входящие в состав экспертной комиссии, должны иметь специальную подготовку по программам метрологической экспертизы объектов или конструкторской и технологической документации.

Член экспертной комиссии отвечает за полноту, качество и своевременность проводимых им работ по МЭ. Он обязан : знать требования руководящих нормативных и методических документов по вопросам МлО, умело ими руководствоваться; выполнять работы в срок и с высоким качеством, соблюдать установленный режим секретности, правила техники безопасности; участвовать в разработке заключения (акта) и подготовке замечаний и предложений по вопросам МлО; подписывать заключение (акт).

Член экспертной комиссии имеет право: требовать от разработчика дополнительные материалы, необходимые для решения задач МЭ, или необходимые обоснования, включающие специальные расчеты и эксперименты; в ходе проведения МЭ объектов выдавать замечания и вносить предложения по совершенствованию их МлО; в случае необходимости представлять экспертной комиссии особые мнения и требовать их разрешения; ставить вопросы об улучшении работы экспертной комиссии.

Объем работ, выполняемых при МЭ, определяется программой МЭ, которая разрабатывается с учетом особенностей конкретного изделия и этапа проведения экспертизы. Основанием для разработки программы служат требования ТТЗ (ТЗ) на разработку (модернизацию изделий, НИР по метрологическому сопровождению, действующие нормативные документы и планы метрологических экспертиз. Она утверждается и доводится до заинтересованных организаций не позднее, чем за 15 дней до начала экспертизы.

Программа МЭ включает следующие разделы:

1. Общие положения (основание и цель МЭ, перечень участников).

2. Объекты экспертизы (наименование, тип изделия, его составные части и НТД).

3. Порядок проведения экспертизы (сроки, место, условия, состав лиц, организационные указания).

4. Задачи экспертизы (перечень задач решаемых при МЭ).

5. Методика проведения экспертизы (для каждой задачи – НД или методика).

6. Материально-техническое обеспечение (порядок и сроки представления документации и изделий; порядок обеспечения экспертов необходимыми техническими средствами; порядок представления руководящих, нормативных, отчетных и методических документов; транспортно-жилищное обеспечение).

7. Отчетность (требования к оформлению результатов МЭ и расчет рассылки).

8. Приложения (перечень нормативных, руководящих и методических документов, необходимых для проведения МЭ, справочные и другие данные).

Программа может не составляться при проведении МЭ проектов ТТЗ (ТЗ).

По результатам МЭ составляется заключение (акт) по установленной форме, которое прилагается к общему акту (отчету) по результатам выполнения проводимых на данном этапе работ или может быть его составной частью. Члены экспертной комиссии (группы), не согласные с результатами МЭ по отдельным вопросам, подписывают экспертное заключение с особым мнением , которое излагают в отдельном приложении к заключению. Председатель экспертной комиссии (группы) на каждое особое мнение составляет свое заключение.

Заключение по результатам МЭ, подписанное членами экспертной комиссии (группы), в трехдневный срок направляют для утверждения в организацию, назначившую экспертную комиссию (группу). Утвержденное заключение (с приложением особых мнений) направляют:

Должностным лицам, утвердившим план и программу МЭ;

Заказывающему управлению;

Головному разработчику;

Выписки из заключения высылают заинтересованным организациям, учреждениям и предприятиям (в части, их касающейся).

Для устранения недостатков и реализации рекомендаций экспертной комиссии (группы) разработчик (изготовитель) изделия составляет план мероприятий. Обобщенные материалы проведенных МЭ изделий, сведения об устранении недостатков докладываются соответствующими должностным лицами.

Сокращение числа контролируемых параметров, номенклатуры и числа СИ, подлежащих поверке;

Введение дополнительного числа контрольных точек;

Снижение или повышение требуемой точности измерений;

Повышение достоверности контроля параметров;

Замена СИ и методики выполнения измерений;

Введение сокращенной программы поверки СИ;

Включение в комплект поставки дополнительных СИ;

Проведение доработки образца в целях повышения контролепригодности, надежности и ремонтопригодности;

Заказ нового поверочного оборудования и организация поверки СИ;

Доработка или корректировка НТД и др.

Если реализация рекомендаций МЭ улучшает хотя бы один показатель качества изделия и при этом не увеличивает затраты на эксплуатацию, то целесообразность ее выполнения не вызывает сомнения и она должны быть записана в заключение МЭ. Если же потребуются дополнительные затраты, то решение о реализации рекомендации принимает заказчик, т.к. только он может решать вопрос о дополнительных расходах.

При проведении МЭ изделий используются следующие документы:

· ТТЗ (ТЗ) на выполнение НИР и ОКР;

· материалы НИР, ОКР, эскизного (технического) проектирования;

· технические условия (ТУ) на изделие;

· программы и методики испытаний, отчеты по испытаниям;

· комплект эксплуатационных документов на изделие;

· соответствующие руководящие, нормативные и методические документы;

· перечень СИ для комплектации изделия;

· извещения (бюллетени) на корректировку эксплуатационной документации;

· нормативные документы на используемые методы и средства поверки СИ;

· материалы исследований МлО изделия, заключения МЭ предыдущих этапов, и др.

Установление соответствия показателей точности измерений требованиям эффективности и достоверности контроля, а также обеспечения оптимальных режимов исследуемых процессов относится к числу основополагающих положений метрологической экспертизы. В связи с этим каждый результат измерений сопровождается указанием значений характеристик погрешности измерений, на основе которых он получен.

Показатели точности измерений – комплексы характеристик погрешности измерений, применение которых регламентировано рекомендациями МИ 1317-2004:

1) нижняя и верхняя границы, в пределах которых погрешность измерений находится с заданной вероятностью;

2) среднее квадратическое отклонение погрешности измерений;

3) характеристики случайной и неисключенной систематической составляющих погрешности измерений (СКО; АКФ; верхнюю и нижнюю границы).

Под нормой точности понимают предел допускаемой погрешности измерения данного параметра. Норму точности измерений выражают в тех же единицах, что и измеряемый параметр. Без норм точности измерений невозможны выбор и оценка правильности выбора средств измерений.

Назначение норм точности и контроль допускаемых отклонений основывается на следующем:

· требования к точности и достоверности результатов экономически и технически обоснованы;

· погрешности измерений сопоставимы с допусками и содержат, как правило, методическую и инструментальную составляющие;

· сопоставимы случайная и неисключенная систематическая составляющие погрешности;

· назначение требований к характеристикам в нормативных документах и проведение контроля осуществляются разными подразделениями или сотрудниками;

· установление норм точности измерений исключает возможность представления результатов измерений в форме, не удобной для практического применения;

· в случае отсутствия сведений о действительной функции распределения погрешности измерений ее принимают с некоторым запасом (например, равновероятностной в интервале, ограниченном нижним и верхним пределами погрешности).

К числу основополагающих положений, направленных на эффективное проведение метрологической экспертизы, относятся:

1) установление полноты и правильности требований к средствам и методикам измерений, оценка правильности их выбора;

2) выявление возможности преимущественного применения унифицированных, автоматизированных средств измерений, обеспечивающих получение заданной точности измерений и необходимой производительности;

3) оценка обеспечения применяемыми средствами измерений минимальных трудоемкости и себестоимости контрольных операций при заданной точности, а также соответствия производительности средств измерений и производительности технологического оборудования;

4) установление преимущественного применения аттестованных методик измерений;

5) установление правильности наименований и обозначений величин и их единиц;

6) установление правильности указаний по организации и проведению измерений для обеспечения безопасности труда;

7) определение целесообразности обработки на ЭВМ результатов измерений, наличие стандартных или специальных программ обработки и соответствие их требованиям, предъявляемым к обработке результатов измерений, а также к формам их представления.

Полнота и правильность требований к средствам измерений основывается:

· на достаточности и рациональности выбранной формы задания этих требований;

· на соответствии принципа действия и конструктивных особенностей средств измерений решаемой метрологической задаче;

· на соответствии условий применения средств измерений условиям измерений;

· на возможности обеспечения производства необходимыми средствами измерений;

· на соответствии производительности средств измерений производительности технологического процесса.

Требования к средствам измерений являются достаточными, если указан диапазон их измерений и установлены требования к их метрологическим характеристикам, влияющим на погрешность измерений.

В общем случае в число метрологических характеристик средств измерений, к которым установлены требования, должны входить:

1) характеристики основной погрешности средств измерений;

2) характеристики, позволяющие учесть влияние внешних факторов;

3) характеристики средств измерений, позволяющие оценить погрешность из-за взаимодействия средств измерений с изделием и другими средствами измерений;

4) динамические характеристики средств измерений.

Из нескольких подходящих средств измерений выбирают те, которые, прежде всего, имеются в организации, дешевле, производительнее и проще в эксплуатации.

Уважаемая редакция!
Прочитал материалы в рубрике "Kоллизии аудита" в 6 за 2007 г. и хотел бы высказаться на достаточно серьезную тему, касающуюся необходимости проведения метрологической экспертизы документации и необходимости разработки документированной процедуры по метрологической экспертизе.

Следует заметить, что в разделе 7.6 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 действительно (как правильно заметили привлеченные к ответу на вопрос предприятия специалисты) нет ни слова о метрологической экспертизе документации, так же как и о входном контроле, приемосдаточных, периодических и типовых испытаниях продукции и многих других мероприятиях, специфичных именно для Российской Федерации, либо имеющих специфичное название, отличающееся от практики других стран. Попытка отдельных специалистов по СМK искать ответы на все "жизненные" вопросы предприятий в тексте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 вызывает улыбку. Kстати, критика положений далекого от идеала п. 7.6 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 приведена в .

Ключевой в рассматриваемом вопросе является сноска к разделу 7.6 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Требования раздела 7.6 применяют наряду с метрологическими правилами и нормами, имеющими обязательную силу на территории Российской Федерации, которые содержатся в нормативных документах по обеспечению единства измерений, утверждаемых Госстандартом России в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений".

Первое, что необходимо определить, рассматривая любой вопрос из области обеспечения единства измерений (ОЕИ), - попадает ли деятельность задающего вопрос предприятия в сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора (статья 13 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений"). Возможны два варианта.

1.Деятельность предприятия попадает в сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора (ГМKиН). Тогда, согласно статье 11 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений", на предприятии (в организации, учреждении), являющемся юридическим лицом, в обязательном порядке должна быть создана метрологическая служба или иная организационная структура (далее - метрологическая служба), решающая задачи по обеспечению единства и требуемой точности измерений и осуществляющая метрологический контроль и надзор.

Более того, должно быть разработано Положение о метрологической службе предприятия, утверждаемое руководителем предприятия и согласуемое с органом Государственной метрологической службы по месту расположения предприятия . Под органом Государственной метрологической службы понимается центр сертификации и метрологии (ЦСМ), на обслуживаемой территории которого расположено предприятие. Перечень задач, решаемых метрологической службой предприятия (с участием других подразделений и служб предприятия и ВП МО РФ (для предприятий оборонно-промышленного комплекса)), должен соответствовать требованиям , а для предприятий оборонно-промышленного комплекса - дополнительно требованиям . Одной из основных задач метрологической службы предприятия согласно является проведение метрологической экспертизы технической документации, под которой подразумеваются технические задания на разработку продукции, конструкторская и технологическая документация.

Таким образом, проведение метрологической экспертизы технической документации является для предприятий, выполняющих работы в сферах распространения ГМKиН, обязательной.

Состав задач, решаемых при проведении метрологической экспертизы, четко определен для предприятий оборонно-промышленного комплекса в . Для предприятий, выполняющих работы в сферах распространения ГМKиН, но не относящихся к оборонно-промышленному комплексу, состав задач, решаемых при проведении метрологической экспертизы, однозначно не определен. Рекомендация межгосударственная (РМГ 63-2003 "ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации") не является обязательной к исполнению.

Порядок проведения метрологической экспертизы и оформления ее результатов в нормативных документах государства не регламентирован, кроме метрологической экспертизы, проводимой комиссиями заказчика или федерального органа исполнительной власти-разработчика по ГОСТ РВ 8.573-2000. Предприятие определяет указанный порядок самостоятельно.

Также не установлено требование по необходимости разработки документированной процедуры по проведению метрологической экспертизы. Необходимость ее разработки, также как и содержание, определяет само предприятие.

2.Деятельность предприятия не попадает в сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора. В этом случае создание метрологической службы, а также проведение метрологической экспертизы технической документации, не являются для предприятия обязательными. Справедливости ради следует согласиться с рассуждениями г-на Kачалова В.А. о целесообразности проведения метрологической экспертизы (мои слова подтвердят те, кто знаком с проблемами ОЕИ), однако юридических оснований для предъявления предприятию, не выполняющему работы в сферах распространения ГМKиН, претензий по данному воп росу нет! Также не является несоответствием отсутствие на предприятии документированной процедуры по проведению метрологической экспертизы.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что описание ситуации, приведенной в рубрике "Kоллизии аудита" (ММК, 2007, 6), не позволяет сделать однозначного вывода о том, относится деятельность предприятия к сферам распространения ГМKиН или нет, а значит, и о необходимости проведения предприятием метрологической экспертизы технической документации. Но абсолютно точно то, что сформулированное экспертами несоответствие об "отсутствии процедуры проведения метрологической экспертизы конструкторской документации на изготовление изделий радиоэлектроники" является необоснованным!

Чтобы в рассматриваемом вопросе не было недосказанности, отмечу, какая деятельность предприятия, разрабатывающего и изготовляющего изделия радиоэлектроники, может быть отнесена к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора:

  • производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации (Законы РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и "О государственном оборонном заказе");
  • испытания и контроль качества продукции в целях соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации (статья 46 Федерального закона "О техническом регулировании").

Являясь представителем головной организации Министерства обороны РФ по метрологическому обеспечению и метрологом с более чем двадцатилетним стажем, могу сказать, что вопросы предприятий в части метрологической экспертизы не ограничиваются указанным выше. Чаще предприятия интересуются следующим:

  • нужна ли аккредитация метрологической службы предприятия на право проведения метрологической экспертизы технической документации;
  • нужно ли обучать специалистов предприятия, проводящих метрологическую экспертизу, в специализированных учебных центрах, и должны ли эти специалисты иметь удостоверения ("корочки") на право проведения метрологической экспертизы.

На самом деле вопросов еще больше, но я ограничусь этими двумя, так как в противном случае статья превратится в методическое пособие.

Ответ на оба вопроса отрицателен: для проведения метрологической экспертизы технической документации не требуется аккредитации метрологической службы, так же как и обучения специалистов предприятия. Не является обязательным и наличие "корочек"! Рассуждая на эту тему, отдельные горе-специалисты упоминают ПР 50.2.013-97 , якобы требующий обязательной аккредитации метрологической службы и соответственно обучения специалистов. На самом деле указанные правила по метрологии устанавливают порядок аккредитации, но не требование о необходимости ее проведения. Требование по обучению метрологической экспертизе специалистов предприятий оборонно-промышленного комплекса с последующей сдачей экзаменов и получением удостоверения метролога-эксперта присутствует в Приложении А ГОСТ РВ 8.573-2000, однако такое требование предъявляется только к специалистам предприятия, включаемым в состав комиссий заказчика или федерального органа исполнительной власти-разработчика, проводящих метрологическую экспертизу. Но и это не все! В состав указанных комиссий помимо метрологов-экспертов от предприятий могут включаться и специалисты по видам измерений, к которым указанное выше требование не предъявляется.

Другое дело, существует ли объективная необходимость обучения специалистов? Да, существует. Kто хоть когда-нибудь участвовал в проведении метрологической экспертизы, подтвердит, насколько это сложный процесс. С наскока его не возьмешь. Объем необходимых для проведения метрологической экспертизы знаний - огромен. Достаточно прочитать состав задач, решаемых в ходе проведения метрологической экспертизы :

  • оценка обоснованности состава измеряемых и контролируемых параметров, допустимых пределов их изменения (значений допускаемых отклонений);
  • оценка обоснованности назначения требований и количественных значений показателей метрологического обеспечения, в том числе характеристик погрешности измерений параметров и показателей достоверности измерительного контроля;
  • оценка обеспечения возможности контроля параметров в процессе изготовления, испытаний и эксплуатации изделий с помощью заданных измерительных систем, средств измерений и контроля (контролепригодность изделий);
  • оценка правильности выбора и применения для заданных условий измерительных систем, средств измерений и контроля;
  • оценка полноты и правильности применения стандартизованных и (или) аттестованных методик выполнения измерений, а также необходимости их разработки
  • и т. д.

В заключение, хотел бы высказать следующее соображение. Учитывая наличие в ГОСТ Р ИСО 9001- 2001 ссылки к разделу 7.6 (кстати, единственной ссылки в тексте стандарта на российские законодательные и нормативные акты), знание метрологических правил и норм является обязательным как для экспертов органов по сертификации СМК, так и для специалистов консалтинговых организаций (негативный пример консалтинга в части метрологии приведен в )!