Мать геры. Боги Древней Греции – Гестия. Дети Геры и Зевса

Могущество Геры. Гера — жена Зевса, и поэтому нет богини равной ей по власти. Только она одна решается спорить с Громовержцем и даже обманывать его. Могущественна Гера. Величественная, в длинной роскошной одежде, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера; все живое склоняется перед ней.

На Олимпе у Геры золотой трон рядом с троном Зевса, и, как и ее божественный супруг, она распоряжается громом и молниями; кроме того, в ее власти находятся бури и туманы. [Одной из священных птиц Геры был павлин, потому что множество «глазков» на его хвосте символизировали звездное небо, хозяйкой которого она была.]

Зевс приманивает Геру кукушкой. Гера обладает очень своенравным характером, и потому Зевсу пришлось долго добиваться того, чтобы Гера согласилась стать его женой. Она отвечала отказом на все его уговоры, и тогда отец богов и людей пошел на хитрость. Однажды, когда Гера гуляла, вокруг нее стала виться красивая пестрая кукушка. Гере понравилась птичка, и она с веселым смехом попыталась ее поймать. К ее удивлению, птичка легко далась ей в руки; когда же она, лаская кукушку, прижала ее к своей груди, та внезапно превратилась в Зевса, и теперь уже не Гера прижимала к себе птичку, а Зевс — Геру.

Оказавшись в объятиях могущественнейшего из богов, Гера, наконец, дала свое согласие. [Так как причиной этого согласия была кукушка, эта птица с тех пор стала считаться священной птицей Геры, и даже ее скипетр был украшен изображением сидящей на нем кукушки.]

Свадьба и подарки. Священный брак Зевса и Геры торжественно праздновали все боги. Они одарили их роскошными подарками, но самым ценным был дар от Матери-Земли, Геи. Она подарила Гере чудесную яблоню с золотыми яблоками, дающими вечную молодость. Это дерево Гера поместила на самом краю земли, в саду Гесперид, дочерей Ночи. Охранять дерево она приставила дракона Ладона, который должен был никого не подпускать к чудесным плодам.

Гера - покровительница семьи.

Так как священный брак Зевса и Геры является образцом браков, заключаемых между людьми, Гера является покровительницей семьи и брака. Она связывает между собой супругов, заботится о нерушимости брачных уз и верности в браке, дает людям потомство, помогает роженицам. Ее дочерью была Илифия — богиня-помощница рожающих женщин (некоторые древние писатели даже считали, что Илифия — это не отдельная богиня, а одно из прозвищ самой Геры). Как богине, обеспечивающей многочисленное потомство, Гере был посвящен плод граната, символ плодовитости.

Богиня Гера

Ревность Геры. Однако будучи богиней брака и семьи, Гера часто терпит обиды от своего мужа Зевса. На земле Гера охраняет святость и нерушимость семейных уз, на Олимпе же часто обнаруживает, что Зевс ей неверен и тайно вступает в брак со смертными женщинами. Страшно ревнует тогда Гера и старается всячески навредить женщинам, которых Зевс одарил своей благосклонностью. Она добилась смерти Семелы и всячески преследовала ее сына, она погубила Ино, осмелившуюся взять на воспитание Диониса, она ненавидела лютой ненавистью Геракла и причинила ему много страданий. Одним из примеров ее неукротимой мстительности в отношении женщин, к которым спускался с Олимпа Зевс, служит история красавицы Ио.

Гера и Ио. Однажды Зевс полюбил прекрасную Ио, дочь речного бога Инаха. Чтобы скрыть ее от глаз Геры, он обратил Ио в красивую белоснежную корову. Однако Гера догадалась о хитрости своего мужа и однажды, когда Зевс был в хорошем настроении, обратилась к нему: «О мой божественный супруг! Не откажешься ли ты выполнить мою маленькую просьбу?» — «Конечно, я выполню все, что ты пожелаешь!» — «В таком случае подари мне вон ту корову, никогда еще не видела я такого прекрасного животного!»

Не хотел Зевс выдавать Гере Ио, да делать было нечего — ведь он дал слово. Гера приказала стеречь бедную Ио своему слуге, стоглазому Аргусу; никогда не спал этот бдительный сторож, постоянно бодрствовала хотя бы одна пара его глаз. Никому не могла поведать Ио о своих страданиях. Долго пробыла она в образе коровы, наконец, Зевс послал своего сына Гермеса похитить ее. Явился Гермес к Аргусу, усыпил его игрой на флейте, а потом одним ударом меча отрубил ему голову. После гибели Аргуса Гера поместила его глаза на хвост павлина, и с тех пор он переливается сотней разноцветных «глазков».

Ио снова была свободна, но Гера не оставила ее в покое, наслала она на Ио чудовищного овода. Своим ужасным жалом гнал овод несчастную страдалицу Ио из одной страны в другую; поминутно вонзалось жало в ее тело, жгло, как раскаленное железо, страшную боль терпела она день за днем.

Конец страданий Ио. Наконец, достигла она Кавказа, где был прикован титан Прометей. Он посоветовал ей добраться до Египта. «Там будет конец твоим страданиям!» — сказал Прометей. Послушалась его Ио и после долгих дней пути и многих опасностей достигла этой страны.

Здесь вернул ей Зевс человеческий облик. На берегах благодатного Нила вышла Ио замуж за героя Телегона, и родился у нее сын Эпаф. Он был первым царем Египта, а позже его потомки переселились в Элладу и стали родоначальниками поколения героев, к которому принадлежали и два великих героя — Персей и Геракл.

Заговор против Зевса. Постоянно испытывая от Зевса унижения, Гера, конечно же, хотела отплатить ему тем же. Однажды она подговорила других богов лишить Громовержца власти, и все обещали ей помощь и поддержку. И вот как-то раз боги подкрались к спящему Зевсу и связали его. Все могущество Отца богов и людей не могло помочь ему разорвать оковы, и все решили было, что дело сделано. Но тут раздалась тяжелая поступь, от которой содрогались земля и небо, и на Олимпе показалось огромное сторукое чудовище. Это морская богиня Фетида, та самая, что позаботилась когда-то о Гефесте, вывела от врат Тартара на Олимп сторукого великана Бриарея. Устрашились боги, а Бриарей, легко сняв с Зевса оковы, воссел рядом с ним, и никто не осмеливался больше подступить к нему.

Наказание Геры. Расправа Зевса была быстрой и беспощадной. Гера как зачинщица мятежа богов была подвешена за руки на золотых цепях между небом и землей, а чтобы висеть ей было тяжелее, Зевс привязал к ее ногам тяжелые медные наковальни. Так висела она, и никто не осмеливался вступиться за нее, страшась гнева повелителя бессмертных и смертных. Именно тогда Гефест попробовал замолвить словечко за мать, за что и был второй раз сброшен на землю. Зевс помиловал свою жену только тогда, когда она поклялась водами Стикса, что никогда больше не посягнет на его власть. И действительно, с тех пор Гера больше не поднимала мятежей, она только иногда давала волю своему злому языку, попрекая Зевса его бесчисленными изменами.

Приступы неодолимой любви Зевса к Гере. Но не только в ссорах и препирательствах с мужем добивается Гера своего. Она может достичь того же, пустив в дело свою красоту и обаяние. Особенно прекрасной и неотразимой делается она, когда одалживает у Афродиты ее волшебный пояс. И вот, представ перед Зевсом, она заставляет его вспомнить дни сватовства, то, как добивался он ее любви, ночь их священного брака на острове Самос, длившуюся целых триста земных лет. Тогда неодолимая любовь к своей жене охватывает Громовержца, они удаляются вдвоем подальше от всех земных и небесных дел, и сама Земля взращивает травы, которые служат им ложем, а от посторонних глаз их скрывает золотое облако. В такие минуты Гера может добиться от Зевса чего угодно.

Храмы Зевса и Геры.

Самым любимым местом Геры на земле был остров Самос, где, по представленям греков, был заключен ее священный брак с Зевсом. В память этого там был выстроем храм Геры. Храмы в ее честь были и в других центрах эллинского мира. Разумеется, в Олимпии, где чтили Отца богов и людей, не могли не чтить его супругу, и кроме храма Зевса там был великолепный храм Геры. В храме Геры в городе Аргосе находилось ее самое величественное изображение работы скульптора Поликлета. Это была статуя огромной величины, подобно статуям Зевса Олимпийского и Афины Парфенос сделанная из золота и слоновой кости. Богиня была изображена сидящей на троне, на голове у нее был венок с рельефными изображениями Гор и Харит, а в руках она держала скипетр с кукушкой и плод граната.

Гестия.

По возрасту Гестия была самой старшей из олимпийских богинь — ведь ее первую произвели на свет Кронос и Рея. Однако она была и самая мирная богиня. У греков почти не было мифов, в которых она бы принимала участие, она была богиней-девой, и потому не имела потомства ни на Олимпе, ни на земле, у нее не было храмов, до нас почти не дошло ее изображений. Значит ли это, что ее мало чтили? Вовсе нет! Дело в том, что кроткая Гестия была богиней самого священного места в каждом доме — домашнего очага. Поэтому ее храмом как бы являлся каждый дом, а ее воплощением считалось горящее в очаге пламя.

Очаг был настолько священным местом, что под его защитой находился любой человек, который вошел бы в дом и сел рядом с ним. Такому человеку надлежало дать приют и оказать помощь даже если это был твой злейший враг. Так как государство — это нечто вроде большой семьи, то и в зданиях государственных советов горел огонь Гестии, так что она считалась богиней не только домашнего очага, но и покровительницей государств.

В каждом доме огонь Гестии был священным. В нем нельзя было сжигать ничего нечистого или кидать в него мусор, его топили только дровами. Когда семья собиралась за столом, Гестии приносили жертвы в начале и в конце трапезы — в огонь плескали немного вина, посвящая его богине. И людям было за что чтить эту богиню! Ведь она не только была богиней очага, на котором готовили пищу и который обогревал жилища в холодные дни, но и считалась богиней, которая научила людей строить эти жилища. Вообще же, Гестия считалась самой доброй, справедливой и милостивой из богинь, поэтому и был столь велик почет, который ей оказывали и люди, и боги.

Согласно мифам о богах Древней Греции в основе вселенной лежал Хаос – первоначальная пустота, мировой беспорядок, из которого благодаря Эросу – первой действующей силе – родились первые древнегреческие боги: Уран (небо) и Гея (земля), ставшие супругами. Первыми детьми Урана и Геи были сторукие великаны, превосходившие всех силой, и одноглазые циклопы (киклопы). Всех их Уран связал и сбросил в Тартар – мрачную бездну подземного мира. Потом родились титаны, младший из которых Кронос оскопил своего отца серпом, данным ему матерью: она не могла простить Урану гибели своих первенцев. Из крови Урана родились Эринии – ужасного вида женщины, богини кровной мести. От соприкосновения части тела Урана, брошенной Кроносом в море, с морской пеной родилась богиня Афродита, которая, по другим источникам, является дочерью Зевса и титаниды Дионы.

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

После того как бог Уран отделился от Геи, титаны Кронос, Рея, Океан, Мнемосина (богиня памяти), Фемида (богиня правосудия) и другие вышли на поверхность земли. Таким образом, титаны оказались первыми существами, жившими на земле. Бог Кронос, благодаря которому его братья и сестры освободились от заключения в Тартаре, стал править миром. Он женился на своей сестре Рее. Так как Уран и Гея предсказали ему, что собственный сын лишит его власти, он проглатывал своих детей, как только они рождались.

Боги Древней Греции – Зевс

См. также отдельную статью .

По древнегреческим мифам, богине Рее было жаль своих детей, и, когда у нее родился младший сын Зевс, она решила обмануть мужа и подала Кроносу камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. А Зевса она спрятала на острове Крит, на горе Иде, где его воспитали нимфы (божества, олицетворяющие силы и явления природы,– божества источников, рек, деревьев и т. п.). Коза Амалфея кормила бога Зевса своим молоком, за что Зевс впоследствии поместил ее в сонм звезд. Это нынешняя звезда Капелла. Став взрослым, Зевс решил взять власть в свои руки и заставил отца изрыгнуть всех проглоченных им детей-богов. Их было пятеро: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия.

После этого началась «титаномахия» – война за власть между древнегреческими богами и титанами. Зевсу в этой войне помогли сторукие великаны и циклопы, которых он для этого вывел из Тартара. Циклопы выковали богу Зевсу громы и молнии, богу Аиду – шлем-невидимку, богу Посейдону – трезубец.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Победив титанов, Зевс низверг их в Тартар. Гея, разгневанная на Зевса за расправу с титанами, вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет Тифона, ужасное чудовище. Древнегреческие боги содрогнулись от ужаса, когда из недр земли вышел огромный стоголовый Тифон, огласивший мир ужасным воем, в котором слышался и лай собак, и рев разъяренного быка, и рычание льва, и человеческие голоса. Зевс испепелил молниями все сто голов Тифона, и, когда тот упал на землю, все вокруг стало плавиться от жара, исходившего от тела чудовища. Низвергнутый Зевсом в Тартар Тифон продолжает вызывать землетрясения и извержения вулканов. Таким образом, Тифон является олицетворением подземных сил и вулканических явлений.

Зевс мечет молнию в Тифона

Верховный бог Древней Греции, Зевс, по жребию, брошенному между братьями, получил во владение небо и верховную власть над всем сущим. Не властен он только над судьбой, олицетворяемой тремя его дочерьми Мойрами, прядущими нить человеческой жизни.

Хотя боги Древней Греции обитали в воздушном пространстве между небом и землей, местом их собраний была вершина горы Олимп, высотой около 3 километров, находившейся на севере Греции.

По имени Олимпа двенадцать главных древнегреческих богов называются олимпийскими (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита и Гермес). С Олимпа боги нередко спускались на землю, к людям.

Изобразительное искусство Древней Греции представляло бога Зевса в виде зрелого мужа с окладистой курчавой бородой, с волнистыми волосами до плеч. Атрибутами его являются громы и молнии (отсюда его эпитеты «громовержец», «молниевержец», «тучегонитель», «тучесобиратель» и др.), а также эгида – сделанный Гефестом щит, потрясая которым Зевс вызывал бури и дожди (отсюда эпитет Зевса «эгиох»– эгидодержавный). Иногда Зевс изображается с Никой – богиней победы в одной руке, со скипетром в другой и с орлом, сидящим у его трона. В древнегреческой литературе бог Зевс часто называется Кронидом, что означает «сын Кроноса».

"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.

Первое время правления Зевса, по понятиям древних греков, соответствовало «серебряному веку» (в отличие от «золотого века»– времени правления Кроноса). В «серебряном веке» люди были богаты, пользовались всеми благами жизни, но утратили невозмутимое счастье, так как лишились былой невинности, забывали воздавать должную благодарность богам. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, сославшего их в преисподнюю.

После «серебряного века», по представлениями древних греков, наступил век «медный» – век войн и опустошений, затем – век «железный» (Гесиод вводит между медным и железным веками век героев), когда нравы людей настолько развратились, что богиня справедливости Дика, а с нею Верность, Стыдливость и Правдивость покинули землю, и люди стали в поте лица, тяжкими трудами добывать себе средства к существованию.

Зевс решил уничтожить род людской и сотворить новый. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только супруги Девкалион и Пирра, ставшие родоначальниками нового поколения людей: по велению богов они бросали за спину камни, которые превратились в людей. Мужчины возникли из камней, брошенных Девкалионом, а женщины – из камней, брошенных Пиррой.

В мифах Древней Греции бог Зевс распределяет на земле добро и зло, им установлен общественный порядок, учреждена царская власть:

«Громораскатный, владыка державный, судья-воздаятель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей»
(из гомеровского гимна Зевсу, ст. 2–3; пер. В. В. Вересаева).

Хотя Зевс был женат на своей сестре, богине Гере, матерями его многочисленных детей стали в древнегреческих сказаниях и другие богини, и нимфы, и даже смертные женщины. Так, фиванская царевна Антиопа родила ему близнецов Зета и Амфиона, аргосская царевна Даная родила сына Персея, спартанская царица Леда – Елену и Полидевка, финикийская царевна Европа – Миноса. Таких примеров можно было бы привести много. Это объясняется тем, что, как было сказано выше, Зевс вытеснил многих местных богов, жены которых стали со временем восприниматься как возлюбленные Зевса, ради которых он изменял своей супруге Гере.

В особо торжественных случаях или при весьма значительных поводах Зевсу приносили «гекатомбу» – великую жертву из ста быков.

Боги Древней Греции – Гера

См. отдельную статью .

Богиня Гера, считавшаяся в Древней Греции сестрой и женой Зевса прославлялась как покровительница супружества, олицетворение супружеской верности. В древнегреческой литературе она изображается блюстительницей нравственности, жестоко преследующей ее нарушителей, особенно своих соперниц и даже их детей. Так, Ио, возлюбленная Зевса, была превращена Герой в корову (по другим греческим мифам бог Зевс сам превратил Ио в корову, чтобы спрятать ее от Геры), Каллисто – в медведицу, а сына Зевса и Алкмены, могучего героя Геракла , супруга Зевса преследовала всю его жизнь, начиная с младенческого возраста. Будучи защитницей супружеской верности, богиня Гера карает не только возлюбленных Зевса, но и тех, кто пытается склонить ее к неверности мужу. Так, Иксион, взятый Зевсом на Олимп, пытался добиться любви Геры, и за это, по ее требованию, не только был низвергнут в Тартар, но и прикован к вечно вращающемуся огненному колесу.

Гера – древнее божество, почитавшееся на Балканском полуострове еще до прибытия туда греков. Родиной ее культа был Пелопоннес. Постепенно в образе Геры соединились и другие женские божества, и она стала мыслиться как дочь Кроноса и Реи. По Гесиоду, она является седьмой женой Зевса.

Богиня Гера. Статуя эллинистического периода

Один из мифов Древней Греции о богах рассказывает, как Зевс, раздраженный покушением Геры на его сына Геракла, подвесил ее на цепях к небосклону, привязав к ногам тяжелые наковальни, и подверг бичеванию. Но это было сделано в порыве сильного гнева. Обычно же Зевс относился к Гере с таким уважением, что другие боги, бывая у Зевса на советах и на пирах, выказывали высокое почтение его супруге.

Богине Гере в Древней Греции присваивали такие качества, как властолюбие и тщеславие, толкавшие ее на расправу с теми, кто ставил свою или чужую красоту выше ее красоты. Так, в продолжение всей троянской войны она содействует грекам, чтобы наказать троянцев за предпочтение, отданное сыном их царя Парисом Афродите перед Герой и Афиной .

В браке с Зевсом Гера родила Гебу – олицетворение юности, Ареса и Гефеста. Впрочем, по некоторым преданиям, Гефеста она родила одна, без участия Зевса, от аромата цветов, в отместку за рождение им Афины из собственной головы.

В Древней Греции богиню Геру изображали высокой величавой женщиной, одетой в длинное платье и увенчанной диадемой. В руке она держит скипетр – символ своей верховной власти.

Вот в каких выражениях славит богиню Геру гомеровский гимн:

«Золототронную славлю я Геру, рожденную Реей,
Вечноживущих царицу с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу
Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги
Благоговейно ее наравне почитают с Кронидому
(ст 1–5; пер. В. В. Вересаева)

Бог Посейдон

Бог Посейдон, признававшийся в Древней Греции владыкой водной стихии (этот удел он получил по жребию, как Зевс – небо), изображается очень похожим на своего брата: у него такая же, как у Зевса, курчавая окладистая борода, такие же волнистые волосы до плеч, но у него свой атрибут, по которому его легко отличить от Зевса,– трезубец; им он приводит в движение и успокаивает морские волны. Он господствует над ветрами; очевидно, с морем было в Древней Греции связано представление о землетрясениях; этим объясняется применяемый Гомером по отношению к богу Посейдону эпитет «колебатель земли»:

«Землю и море бесплодное он в колебанье приводит,
На Геликоне царит и на Эглах широких. Двойную
Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги:
Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья»
(из гомеровского гимна Посейдону, ст. 2–5; пер. В. В. Вересаева).

Трезубец, таким образом, нужен Посейдону для того, чтобы вызывать сотрясение земли, и для того, чтобы, раздвинув горы, создавать обильные водой долины; трезубцем бог Посейдон может ударить по каменной скале, и из нее тотчас забьет светлый ключ чистой воды.

Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

По мифам Древней Греции, у Посейдона были споры с другими богами за обладание той или иной землей. Так, Арголида была бедна водой потому, что при споре Посейдона с Герой назначенный судьей аргосский герой Инах передал эту землю ей, а не ему. Аттика же подверглась наводнению из-за того, что боги решили спор Посейдона с Афиной (кому обладать этой страной) в пользу Афины.

Женой бога Посейдона считалась Амфитрита , дочь Океана. Но Посейдон, как и Зевс, питал нежные чувства и к другим женщинам. Так, матерью его сына, циклопа Полифема , была нимфа Фооса, матерью крылатого коня Пегаса – горгона Медуза и т. п.

Великолепный дворец Посейдона находился, по древнегреческим сказаниям, в глубине моря, где кроме Посейдона обитали и другие многочисленные существа, занимающие второстепенные места в мире богов: старец Нерей – древнее морское божество; нереиды (дочери Нерея) – морские нимфы, среди которых наиболее известны Амфитрита, ставшая женой Посейдона, и Фетида – мать Ахилла. Осматривать свои владения – не только морские глубины, но и острова, и прибрежные земли а иногда и земли, лежащие в глубине материка, – бог Посейдон отправлялся на колеснице, запряженной конями, имевшими вместо задних ног рыбьи хвосты.

В Древней Греции Посейдону как державному владыке морей и покровителю коневодства посвящены были Истмийские игры на Истме, Коринфском перешейке, у моря. Там же, в святилище Посейдона, находилась железная статуя этого бога, воздвигнутая греками в честь победы их на море, когда был разбит персидский флот.

Боги Древней Греции – Аид

Аид (Гадес), называемый в Риме Плутоном , получил по жребию подземный мир и стал его владыкой. Представление древних об этом мире отражено в древнегреческих именах подземного бога: Аид – невидимый, Плутон – богатый, так как все богатства, как минеральные, так и растительные, порождаются землей. Аид – повелитель теней умерших, и его называют иногда Зевсом Катахтоном – подземным Зевсом. Считаясь в Древней Греции олицетворением богатых недр земли, Аид не случайно оказался мужем Персефоны , дочери богини плодородия Деметры. Эта супружеская пара, не имевшая детей, в представлении греков, враждебна была всякой жизни и насылала на все живое непрерывный ряд смертей. Деметра не хотела, чтобы ее дочь оставалась в царстве Аида, но когда она просила Персефону вернуться на землю, та ответила, что отведала уже «яблока любви», т. е. съела часть полученного от мужа граната, и не может вернуться. Правда, две трети года она все-таки проводила с матерью по велению Зевса, потому что, тоскуя по дочери, Деметра перестала посылать урожай и заботиться о созревании плодов. Таким образом, Персефона в мифах Древней Греции олицетворяет взаимодействие между богиней плодородия, дарующей жизнь, заставляющей землю давать плоды, и богом смерти, отнимающим жизнь, увлекающим все порождения земли обратно в ее лоно.

Царство Аида имело в Древней Греции разные названия: Аид, Эреб, Орк, Тартар. Вход в это царство, по представлению греков, находился либо в южной Италии, либо в Колоне, близ Афин, либо в других местах, где были провалы и расселины. В царство бога Аида после смерти отправляются все люди и, как рассказывает Гомер , влачат там жалкое безрадостное существование, лишенные памяти о своей земной жизни. Полное сознание боги подземного мира сохраняли лишь немногим избранным. Из живых только Орфею , Гераклу , Тесею , Одиссею и Энею удалось проникнуть в Аид и вернуться на землю. Согласно мифам Древней Греции, у входа в Аид сидит зловещий трехглавый пес Цербер, на его шее шевелятся с грозным шипением змеи, и он не позволяет никому покинуть царство мертвых. В Аиде протекает несколько рек. Через Стикс перевозит души умерших старый лодочник Харон, взимавший за свой труд плату (поэтому в рот умершему клали монету для того, чтобы его душа могла расплатиться с Хароном). Если человек оставался непогребенным, Харон не пускал его тень в свою лодку, и ей суждено было вечно скитаться по земле, что считалось в Древней Греции величайшим несчастьем. Человек, лишенный погребения, будет вечно голодать и томиться жаждой, так как у него не будет могилы, у которой родственники делали бы возлияния и оставляли бы для него пищу. Другие реки подземного мира – Ахерон, Пирифлегетон, Коцит и Лета, река забвения (глотнув воды из Леты, усопший забывал все. Только испив жертвенной крови, душа умершего на время обретала прежнее сознание и способность говорить с живыми). Души очень немногих избранных живут отдельно от других теней в Элисии (или на Елисейских полях), упоминаемом в «Одиссее » и в «Теогонии »: там они пребывают в вечном блаженстве под покровительством Кроноса, как бы в Золотом веке; позже считалось, что в Элисий попадают все, посвященные в Элевсинские таинства .

Преступники, оскорбившие чем-либо древнегреческих богов, терпят в подземном царстве вечные муки. Так, фригийский царь Тантал , предложивший в пищу богам мясо своего сына, вечно страдает от голода и жажды, стоя по горло в воде и видя рядом с собой спелые плоды, а также пребывает в вечном страхе, потому что над головой его нависает готовая обрушиться скала. Коринфский царь Сизиф вечно втаскивает на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины горы, скатывается вниз. Сизиф наказан богами за корыстолюбие и лукавство. Данаиды , дочери аргосского царя Даная, за убийство своих мужей вечно наполняют водой бездонную бочку. Эвбейский великан Титий за оскорбление богини Латоны лежит в Тартаре распростертый, и два коршуна вечно терзают его печень. Бог Аид вершит свой суд над умершими с помощью трех героев, прославившихся своей мудростью,– Эака, Миноса и Радаманта. Эак считался также привратником подземного царства.

По представлениям древних греков, царство бога Аида погружено во мрак и населено всякими ужасными существами и чудовищами. Среди них – страшная Эмпуса – вампир и оборотень с ослиными ногами, Эринии , Гарпии – богини вихря, полуженщина-полузмея Ехидна; здесь и дочь Ехидны Химера с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи, здесь и боги различных сновидений. Над всеми этими демонами и чудовищами властвует трехглавая и трехтелая дочь Тартара и Ночи древнегреческая богиня Геката . Ее троякий облик объясняется тем, что она появляется и на Олимпе, и на земле, и в Тартаре . Но, по преимуществу, она принадлежит подземному миру, является олицетворением мрака ночного; она посылает людям тяжкие сны; ее призывают при совершении всякого рода колдовских действий и заклинаний. Поэтому служба этой богине совершалась ночью.

Циклопы, по мифам Древней Греции, выковали богу Аиду шлем-невидимку; очевидно, эта мысль связана с представлением о незримом приближении смерти к своей жертве.

Изображается бог Аид зрелым мужем, сидящим на троне с жезлом или двузубцем в руке, с Цербером у ног. Иногда рядом с ним богиня Персефона с гранатом.

Аид почти не появляется на Олимпе, поэтому его не причисляют к олимпийскому пантеону.

Богиня Деметра

Древнегреческая богиня Афина-Паллада – любимая дочь Зевса, родившаяся из его головы. Когда возлюбленная Зевса океанида Метида (богиня разума) ждала ребенка, который, по предсказанию, должен был превзойти силой своего отца, Зевс хитрыми речами заставил ее уменьшиться в размерах и проглотил. Но плод, которым была беременна Метида, не погиб, а продолжал развиваться у него в голове. По просьбе Зевса Гефест (по другому мифу Прометей) разрубил его голову топором, и из нее выскочила богиня Афина в полном воинском вооружении.

Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок на амфоре второй половины VI в. до Р. Х.

«Пред Зевсом эгидодержавным
Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
Острым копьем потрясая. Под тяжким прыжком светлоокой
Заколебался великий Олимп, застонали ужасно
Окрест лежащие земли, широкое дрогнуло море
И закипело волнами багровыми...»
(из гомеровского гимна Афине, ст. 7–8; пер. В. В. Вересаева).

Будучи дочерью Метиды, богиня Афина сама стала «Полиметидой» (многодумной), богиней разума и разумной войны. Если бог Арес упивается всяким кровопролитием, будучи олицетворением губительной войны, то богиня Афина вносит в войну элемент человечности. У Гомера Афина говорит, что боги не оставляют безнаказанным употребление отравленных стрел. Если появление Ареса наводит ужас, то присутствие в битве Афины дисциплинирует, воодушевляет и приносит примирение. Таким образом, в ее лице древние греки противопоставляли разум грубой силе.

Являясь древним микенским божеством, Афина сосредоточила в своих руках управление многими явлениями природы и сторонами жизни: в свое время она была и повелительницей небесных стихий, и богиней плодородия, и врачевательницей, и покровительницей мирного труда; она научила людей строить дома, обуздывать коней и т. п.

Постепенно древнегреческие мифы стали ограничивать деятельность богини Афины войной, внесением разумности в действия людей и женским ремеслом (прядением, ткачеством, вышиванием и т. п.). В этом отношении она родственна Гефесту, но Гефест – стихийная сторона ремесла, связанная с огнем; у Афины же и в занятии ремеслом превалирует разум: если для придания благородства искусству Гефеста понадобился его союз с Афродитой или харитой, то богиня Афина сама – совершенство, олицетворение культурного прогресса во всем. Афину чтили в Греции повсеместно, но особенно в Аттике, которую она выиграла в споре с Посейдоном. В Аттике она была любимым божеством, в ее честь главный город Аттики был назван Афинами.

Имя «Паллада», по-видимому, появилось после слияния культа Афины с культом древнего божества Палланта, который в представлении греков был гигантом, побежденным Афиной во время войны богов с гигантами.

Как воительница она – Паллада, как покровительница в мирной жизни – Афина. Ее эпитеты – «голубоглазая», «совоокая» (сова как символ мудрости была священной птицей Афины), Эргана (работница), Тритогенея (эпитет неясного значения). В Древней Греции богиня Афина изображалась по-разному, но чаще всего в длинном одеянии без рукавов, с копьем и со щитом, в шлеме и с эгидой на груди, на которой укреплена голова Медузы , подаренная ей Персеем ; иногда – со змеей (символ врачевания), иногда – с флейтой, так как древние греки считали, что Афина изобрела этот инструмент.

Богиня Афина не была замужем, она неподвластна чарам Афродиты, поэтому главный храм ее, находившийся в акрополе, носил название «Парфенон» (парфенос – дева). В Парфеноне была установлена огромная «хрисэлефантинная» (т. е. сделанная из золота и слоновой кости) статуя Афины с Никой в правой руке (работы Фидия). Недалеко от Парфенона, внутри стен акрополя стояла другая статуя Афины, бронзовая; блеск ее копья был виден мореходам, приближавшимся к городу.

В гомеровском гимне Афина названа градозащитницей. Действительно, в изучаемый нами период древнегреческой истории Афина – сугубо городское божество, в отличие, например, от Деметры, Диониса, Пана и др.

Бог Аполлон (Феб)

По мифам Древней Греции, когда мать богов Аполлона и Артемиды, возлюбленная Зевса, Латона (Лето) должна была стать матерью, ее жестоко преследовала Гера, ревнивая и безжалостная супруга Зевса. Все боялись гнева Геры, поэтому Латону гнали отовсюду, где бы она ни останавливалась. И лишь остров Делос, скитавшийся, как и Латона (по преданию он был когда-то плавучим), понял страдания богини и принял ее на свою землю. Он был, кроме того, прельщен ее обещанием родить на его земле великого бога, для которого там же, на Делосе, будет разбита священная роща и воздвигнут прекрасный храм.

На земле Делоса богиня Латона родила близнецов – богов Аполлона и Артемиду, получивших в честь его эпитеты – Делий и Делия.

Феб-Аполлон – древнейшее божество малоазийского происхождения. Когда-то его почитали как охранителя стад, дорог, путников, мореходов, как бога врачебного искусства. Постепенно он занял одно из главенствующих мест в пантеоне Древней Греции. Его два имени отражают его двойственную сущность: ясный, светлый (Феб) и губительный (Аполлон). Постепенно культ Аполлона вытеснил в Древней Греции культ Гелиоса , первоначально почитавшегося как божество солнца, и стал олицетворением солнечного света. Лучи солнца, живительные, но иногда и смертельно опасные (вызывающие засуху) воспринимались древними греками как стрелы «сребролукого», «далеко разящего» бога, поэтому лук – один из постоянных атрибутов Феба. Другой его атрибут Аполлона – лира или кифара – по форме напоминает лук. Бог Аполлон – искуснейший музыкант и покровитель музыки. Когда он появляется с лирой на пирах богов, его сопровождают музы – богини поэзии, искусств и наук. Музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять: Каллиопа – муза эпоса, Евтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовной поэзии, Полигимния – муза гимнов, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории и Урания – муза астрономии. Любимым местом пребывания муз считались горы Геликон и Парнас. Вот как автор гомеровского гимна к Аполлону Пифийскому описывает Аполлона-Мусагета (предводителя муз):

«Благоухают на боге одежды бессмертные. Струны
Страстно под плектром звучат золотым на божественной лире.
Мысли быстрее с земли на Олимп перенесшись, оттуда
Входит в палаты он Зевса, в собрание прочих бессмертных.
Тотчас желанье у всех появляется песен и лиры.
Сменными хорами песнь начинают прекрасные Музы...»
(ст. 6–11; пер. В. В. Вересаева).

Лавровый венок на голове бога Аполлона – память о его возлюбленной, нимфе Дафне, которая превратилась в лавровое дерево, предпочтя смерть любви Феба.

Врачебные функции Аполлона постепенно перешли к его сыну Асклепию и внучке Гигиее – богине здоровья.

В архаическую эпоху Аполлон-стреловержец становится самым популярным богом у древнегреческой аристократии. В городе Дельфы находилось основное святилище Аполлона – дельфийский оракул , куда приходили за предсказаниями и советами как частные лица, так и государственные деятели.

Аполлон – один из самых грозных богов Древней Греции. Другие боги даже немного побаиваются Аполлона. Вот как рассказывается об этом в гимне Аполлону Делосскому:

«По дому Зевса пройдет он – все боги, и те затрепещут.
С кресел своих повскакавши, стоят они в страхе, когда он
Ближе подступит и лук свой блестящий натягивать станет.
Только Лето остается близ молнелюбивого Зевса;
Лук распускает богиня и крышкой колчан закрывает,
С Фебовых плеч многомощных оружье снимает руками
И на колок золотой на столбе близ седалища Зевса
Вешает лук и колчан; Аполлона же в кресло сажает.
В чаше ему золотой, дорогого приветствуя сына,
Нектар отец подает. И тогда божества остальные
Тоже садятся по креслам. И сердце Лето веселится,
Радуясь, что родила луконосного, мощного сына»
(ст. 2–13; пер. В. В. Вересаева).

В Древней Греции бога Аполлона изображали стройным юношей с волнистыми кудрями до плеч. Он либо обнажен (у так называемого Аполлона Бельведерского лишь легкий покров ниспадает с плеч) и держит в руках пастушеский посох или лук (у Аполлона Бельведерского за плечами колчан со стрелами), либо в длинных одеждах, в лавровом венке и с лирой в руках – это Аполлон Мусагет или Кифаред.

Аполлон Бельведерский. Статую работы Леохара. Ок. 330-320 до Р. Х.

Примечательно то, что хотя Аполлон являлся в Древней Греции покровителем музыки и пения, он сам играет только на струнных инструментах – лире и кифаре, которые греки считали благородными, противопоставляя их «варварским» (чужеземным) инструментам – флейте и свирели. Недаром богиня Афина отказалась от флейты, предоставив ее низшему божеству – сатиру Марсию, так как при игре на этом инструменте у нее некрасиво надувались щеки.

Боги Древней Греции – Артемида

Бог Дионис

Дионис (Вакх), в Древней Греции – бог растительных сил природы, покровитель виноградарства и виноделия, в VII–V вв. до н. э. приобрел огромную популярность у простого народа в противовес Аполлону, культ которого был популярен у аристократии.

Однако этот быстрый рост популярности Диониса был как бы вторым рождением бога: культ его существовал еще во II тыс. до н. э., но потом был почти забыт. У Гомера Дионис не упоминается, и это свидетельствует о непопулярности его культа в эпоху господства аристократии, в начале I тыс. до н. э.

Архаическое изображение Диониса, такого, каким бог мыслился, по-видимому, до изменения культа,– зрелый муж с длинной бородой; в V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Вакха изнеженным, даже несколько женоподобным юношей с виноградом или с венком из плюща на голове, и это изменение внешнего облика бога свидетельствует об изменении его культа. Не случайно в Древней Греции существовало несколько мифов, рассказывавших о борьбе, с которой внедрялся культ Диониса, и о сопротивлении, встретившем его появление в Греции. Один из этих мифов положен в основу трагедии Еврипида «Вакханки» . Устами самого Диониса Еврипид весьма правдоподобно рассказывает историю этого бога: Дионис родился в Греции, но был забыт у себя на родине и вернулся в свою страну только после того, как завоевал популярность и утвердил свой культ в Азии. Ему пришлось преодолевать сопротивление в Греции не потому, что он был там чужим, а потому, что он принес с собой чуждый Древней Греции оргиазм.

Действительно, вакхические празднества (оргии) в классическую эпоху Древней Греции были экстатическими, и момент экстаза был, очевидно, тем новым элементом, который был привнесен при возрождении культа Диониса и явился результатом слияния культа Диониса с восточными божествами плодородия (например, идущим с Балкан культом Сабасия).

В Древней Греции бог Дионис считался сыном Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма . Богиня Гера возненавидела Семелу и захотела ее погубить. Она убедила Семелу, чтобы та попросила Зевса явиться к своей смертной возлюбленной в обличье бога с громами и молниями, чего он никогда не делал (являясь к смертным, он изменял свой облик). Когда Зевс приблизился к дому Семелы, молния выскользнула из его руки и попала в дом; в пламени вспыхнувшего пожара Семела погибла, родив перед смертью слабого, не способного жить ребенка. Но Зевс не дал сыну погибнуть. Из земли вырос зеленый плющ, который прикрыл ребенка от огня. Затем Зевс взял спасенного сына и зашил его в свое бедро. В теле Зевса Дионис окреп и родился во второй раз из бедра громовержца. Согласно мифам Древней Греции, Диониса воспитывали горные нимфы и демон Силен, которого древние представляли себе как вечно пьяного, веселого старика, преданного своему воспитаннику-богу.

Вторичное внедрение культа бога Диониса отразилось в ряде рассказов не только о прибытии бога в Грецию из Азии, но и вообще о его путешествиях на корабле. Уже в гомеровском гимне мы находим рассказ о переезде Диониса с острова Икария на остров Наксос. Не зная, что перед ними бог, красивого юношу схватили разбойники, связали его прутьями и погрузили на корабль, чтобы продать его в рабство или получить за него выкуп. Но в пути с рук и ног Диониса сами собой слетели путы, и перед разбойниками начали совершаться чудеса:

«Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду
Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный
Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленья глядели.
Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,
Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли...»
(ст. 35–39; пер. В. В. Вересаева).

Обернувшись львом, Дионис растерзал предводителя пиратов. Остальные пираты, за исключением мудрого кормчего, которого Дионис пощадил, бросились в море и превратились в дельфинов.

Чудеса, описанные этом древнегреческом в гимне, – самопроизвольное спадание оков, возникновение фонтанов вина, превращение Диониса в льва и т. п., характерны для представлений о Дионисе. В мифах и в изобразительном искусстве Древней Греции бог Дионис часто представлен в виде козла, быка, пантеры, льва или с атрибутами этих животных.

Дионис и сатиры. Живописец Бригос, Аттика. Ок. 480 до Р. Х.

Свита Диониса (фиас) состоит из сатиров и вакханок (менад). Атрибут вакханок и самого бога Диониса – тирс (палочка, увитая плющем). У этого бога много имен и эпитетов: Иакх (вопящий), Бромий (дико шумящий), Бассарей (этимология слова неясна). Одно из имен (Лиэй) связано, очевидно, с чувством освобождения от забот, испытываемым при употреблении вина, и с оргиастическим характером культа, освобождающего человека от обычных запретов.

Пан и лесные божества

Пан был в Древней Греции богом лесов, покровителем пастбищ, стад и пастухов. Сын Гермеса и нимфы Дриопы (по другому мифу – сын Зевса), он родился с козлиными рогами и козлиными ногами, потому что бог Гермес, ухаживая за его матерью, принял облик козла:

«С нимфами светлыми он – козлоногий, двурогий, шумливый
Бродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев,
Нимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают,
Пана они призывают с курчавою грязною шерстью,
Бога веселого пастбищ. В удел отданы ему скалы,
Снежные горные главы, тропинки кремнистых утесов»
(из гомеровского гимна Пану, ст. 2–7; пер. В. В. Вересаева).

В отличие от сатиров, имевших такую же внешность, Пан изображался древними греками со свирелью в руках, тогда как сатиры – с виноградом или с плющом.

По примеру древнегреческих пастухов, бог Пан вел кочевую жизнь, бродя по лесам, отдыхая в глухих пещерах и наводя на заблудившихся путников «панический страх».

Лесных богов в Древней Греции было множество, и в отличие от главного божества они назывались панисками.

Древняя Эллада… Страна мифов и легенд, земля бесстрашных героев и отважных мореплавателей. Родина грозных богов, восседающих на высоком Олимпе. Зевс, Арес, Аполлон, Посейдон - эти имена знакомы всем ещё со школьных уроков истории.

Сегодня же мы поговорим об их женах и дочерях - всемогущих древних богинях Греции, которые ловко манипулировали своими мужьями, являясь настоящими хозяйками Олимпа и повелительницами смертных. Эти великие существа правили миром, не обращая внимания на жалких людей внизу, ведь они были постановщиками и зрителями в величайшем театре на свете – Земле.

И когда пришло время уходить, гордые богини Эллады оставили на греческой земле следы своего пребывания, пусть и не настолько заметные, как у мужской половины Пантеона.

Давайте вспомним мифы о прекрасных, порой невероятно жестоких дочерях Олимпа и совершим небольшое путешествие по местам, которые с ними связаны.

Богиня Гера - покровительница домашнего очага и семейной жизни

Гера - богиня древней Греции, высшая среди равных и номинальная мать практически всех прочих богинь Олимпа из четвертого поколения (первое поколение – творцы мира, второе – титаны, третье – первые боги).

Почему? Потому что ее муж Зевс очень далек от идеала верного мужчины.

Впрочем, Гера и сама хороша – для того, чтобы выйти замуж за тогда ещё даже не верховного бога, а всего лишь убийцу Кроноса (сильнейшего из титанов), Гера влюбила в себя Зевса, а затем отказывалась стать его любовницей до тех пор, пока тот не поклялся сделать ее своей женой.

Причем в клятве фигурировали воды Стикса (реки, разделяющей мир живых и мертвых, и имеющей огромную власть как над богами, так и над людьми).

В любовном безумии клятва была произнесена и Гера стала главной богиней на Олимпе. Но Зевс довольно скоро пресытился семейной жизнью и с удовольствием заводил связи на стороне, что озлобило Геру и вынудило её искать способы мстить тем, кого предпочел неверный муж, а заодно и его побочным детям.

Гера – богиня-хранительница домашнего очага и семьи, помогает брошенным женам, карает неверных мужей (что нередко сталкивает её нос к носу с ветреной невесткой - Афродитой).


Любимый сын Геры – Арес, бог войны, презираемый своим отцом за любовь к сражениям и постоянным убийствам.

А вот ненависть первой леди Олимпа делят два существа – дочь Зевса Афина и сын Зевса Геракл, оба рожденные не его законной женой, но тем не менее вознесенные на Олимп.

Кроме того, Геру ненавидит её собственный сын Гефест, бог ремесел и муж Афродиты – богини красоты, который был сброшен Герой с Олимпа еще младенцем за свое физическое уродство.

Самым масштабным следом этой жестокой дамы можно считать храм Геры в древней Олимпии.

Культовое сооружение построено в конце VII века до н. э. Массивный храм давно превратился в руины, но благодаря усилиям нескольких поколений археологов, фундамент храма и его сохранившиеся части были восстановлены и теперь открыты для туристов.

Помимо того, в музее Олимпии, вы можете увидеть фрагменты статуй, посвященных Гере и понять, как именно изображали богиню её почитатели.

Стоимость билета в Олимпию составляет 9 евро, что включает в себя проход на зону раскопок и в музей. Можно взять билет только в зону раскопок, он будет стоить 6 евро.

Афродита – богиня любви в Древней Греции

Прекрасная Афродита, чья красота могла сравниться только с её же легкомысленностью, не является дочерью Зевса или Геры, а происходит из намного старшего рода.

Она - последнее творение Урана, первого из титанов, оскопленного Кроносом во время первой войны за Олимп.

Кровь лишенного определенной части тела титана смешалась с морской пеной и из неё возникла коварная и жестокая красавица, которая скрывалась на Кипре от взора Кроноса до тех пор, пока тот не был свергнут Зевсом.

Благодаря хитрому плану Геры, Афродита вышла замуж за могучего, но некрасивого Гефеста. И пока тот трудился в своей мастерской, богиня либо нежилась на Олимпе, общаясь с богами, либо же путешествовала по миру, влюбляя в себя богов и людей, и влюбляясь сама.

Самыми известными любовниками ветреной красотки были Адонис - прекрасный телом и духом охотник, в которого богиня влюбилась настолько, что после его трагической гибели от клыков кабана, она бросилась вниз с Лидийской скалы.

И Арес – бог войны и разрушения, тайно подославший кабана к Адонису.

Именно Арес и переполнил чашу терпения гордого Гефеста, который устроил любовникам ловушку – выковал прочную сеть, настолько тонкую, что любовники просто не заметили её, когда сеть была наброшена на кровать.В разгар «встречи» ловушка Гефеста опутала возлюбленных и подняла их над кроватью.

Когда бог ремесел вернулся на Олимп, он долго хохотал над незадачливыми любовниками, а опозоренная Афродита сбежала на время в свой храм на Кипре, где и родила сыновей Ареса - Фобоса и Деймоса.

Сам бог войны оценил изящность и мягкость ловушки Гефеста и с достоинством принял поражение, оставив прекрасную Афродиту, которая вскоре была прощена своим мужем.

Афродита – богиня любви и любовного безумия. Она, несмотря на свой юный облик, является самой старшей богиней на Олимпе, к которой часто обращается за помощью Гера (особенно в тех случаях, когда в Зевсе опять начинает затухать очаг любви к супруге). Также Афродита считается богиней плодородия, а еще – одной из морских богинь.

Любимый сын Афродиты – Эрос, он же Купидон, бог плотской любви, всегда сопровождающий свою мать. Постоянных врагов на Олимпе у неё нет, но её легкомысленность часто приводит к ссорам с Герой и Афиной.


Величайшим наследием Афродиты является Пафос -город на греческом Кипре, расположенный в том месте, где она когда-то вышла из морской пены.

Это место по достоинству ценили не только женщины, но и мужчины - в некоторых частях древней Греции существовало поверье, что девушка, посетившая храм Афродиты и вступившая в связь с незнакомцем в окрестностях храма, получала на всю жизнь благословение богини любви.

Кроме того, в храме располагалась купальня Афродиты, в которую иногда спускалась богиня для того, чтобы восстановить свою красоту и юность. Греческие женщины считали, что если войти в купальню, есть все шансы сохранить молодость.

В наши дни от храма остались только руины, открытые для обозрения туристов. Неподалеку от храма Афродиты на Пафосе всегда можно найти как молодоженов, так и одиноких людей, ведь по легенде, те, кто найдут на побережье камешек в форме сердца, обретут вечную любовь.

Богиня-воительница Афина

Богиня Афина - обладательница самого ненормального мифа о рождении.

Эта богиня - дочь Зевса и его первой жены Метиды, богини мудрости, которая, по предсказанию Урана, должна была родить сына, а тот в свою очередь вскоре свергнет отца-громовержца.

Узнав о беременности супруги, Зевс проглотил её целиком, однако вскоре почувствовал дикие боли в голове.

К счастью, на Олимпе в то время находился бог Гефест, который, по просьбе царственного отца, ударил его по больной части тела своим молотом, расколов тому череп.

Из головы Зевса вышла женщина в полном боевом облачении, которая соединила мудрость своей матери и таланты отца, став первой богиней войны в древней Греции.

Позже родился еще один любитель помахать мечом - Арес, и попытался было заявить свои права, но богиня в многочисленных сражениях заставила своего брата уважать себя, доказав ему, что боевого безумия недостаточно для победы.

Богине посвящен город Афины, который она отсудила у Посейдона в легендарном споре за Аттику.
Именно Афина подарила афинянам бесценный дар - оливковое дерево.

Афина - первый полководец Олимпа. Во время войны с гигантами, богиня сражалась наравне с Гераклом до тех пор, пока она не поняла, что богам не победить.
Тогда Афина отступила на Олимп и пока сыны Зевса сдерживали орды гигантов, принесла на поле боя голову Медузы, взгляд которой превратил уцелевших воинов в камни, а точнее - в горы.


Афина – богиня мудрости, «умной» войны и покровительница ремёсел. Второе имя Афины - Паллада, получено в честь её молочной сестры, которая погибла по недосмотру тогда еще девочки Афины — богиня, сама не желая того, случайно убила свою подругу.

Повзрослев, Афина стала самой прозорливой из богинь Олимпа.

Она является вечной девственницей и редко вступает в конфликты (не считая тех, в которые вовлечен её отец).

Афина - самая верная из всех олимпийцев и даже во время исхода богов пожелала остаться в Греции в надежде на то, что однажды она сможет вернуться в свой город.

У Афины нет ни врагов, ни друзей на Олимпе. Её военное мастерство уважает Арес, её мудрость ценит Гера, а её верность - Зевс, но Афина держит дистанцию даже со своим отцом, предпочитая одиночество.

Афина неоднократно показывала себя как блюстительница Олимпа, карая смертных, которые заявляли себя равными богам.

Её любимое оружие – лук и стрелы, но зачастую она просто подсылает к своим врагам греческих героев, отплачивая им своим благоволением.

Величайшее наследие Афины - её город, который она неоднократно защищала, в том числе и лично вступая на поле боя.

Благодарные афиняне выстроили богине самое невероятное святилище в Греции - знаменитый .

В храме была установлена её 11-метровая статуя, выполненная из бронзы с большим количеством золота знаменитым скульптором Фидием:

До наших дней статуя не сохранилась, как и значительная часть самого храма, но в конце двадцатого века правительство Греции отреставрировало легендарные руины и начало поиски вывезенных реликвий, которые постепенно возвращаются на свои места.

Миниатюрные копии Парфенона были во многих афинских колониях, в частности в тех, что стояли на побережье Черного моря.

Давным-давно всемогущие боги и богини древней Греции канули в Лету. Но стоят посвященные им храмы, а их великие деяния хорошо помнят потомки тех, кто им поклонялся.

И пускай Греция уже давно не чтит могучих олимпийцев, став родиной для православной церкви, пускай ученые пытаются доказать, что богов этих никогда не было… Греция помнит! Помнит любвеобильность Зевса и коварство Геры, ярость Ареса и спокойную мощь Афины, умение Гефеста и неповторимую красоту Афродиты…
И если вы приедете сюда, она обязательно расскажет свои истории тем, кто захочет слушать.

Который соответствует по своим качествам и свойствам её мужу, властелину неба. Она прежде всего – покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений, так же как Зевс является охранителем общественных учреждений. В античных мифах и литературе она обладает гордым, упрямым и сварливым характером; искусство придает ей всегда строгую и величественную красоту. Уже на самых древних изображениях является она с покрывалом. Сначала оно окутывало всю ее фигуру, но Фидий в своем парфенонском фризе изобразил Геру уже с покрывалом, откинутым назад. Главные атрибуты этой богини – покрывало, диадема, павлин и кукушка. (См. также её описание в статье Боги древней Греции .)

Богиня Гера. Статуя эллинистического периода

Гера всегда покрыта одеждой с ног до головы, только часть шеи и руки обнажены; она высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота ее строгая и величавая; у нее роскошные волосы и большие, широко открытые глаза, почему ее называли Герой волоокой.

Гера - великая богиня Олимпа

Самым замечательным и типичным ее изображением считается колоссальная статуя Поликлета , изваянная им для храма в честь этой богини в Аргосе. Вот как описывает эту статую поэт Марциал : «Поликлет, эта Гера – чудо твоего искусства, главное основание твоей славы, – сам Фидий позавидовал бы твоему резцу. Ее красота так величественна, что на вершине Иды Парис не колеблясь признал бы ее превосходство над всеми богинями , и они должны были бы признать себя побежденными. Поликлет, если б Зевс не любил своей Геры, он бы полюбил твою!»

Ирида – служанка Геры

В физическом порядке мира Гера олицетворяет влажность воздуха, вот почему богиня Ирида , олицетворение радуги, считается ее прислужницей. Ирида одевает богиню и приготовляет ей ванну; главная же ее обязанность – исполнять поручения царицы неба. Она носится по воздуху с быстротой ласточки, и дорога, по которой она пробегает, есть та дуга, которую описывает радуга. В искусстве Ирида изображается крылатой молодой девушкой; подобно Меркурию (Гермесу), у нее крылья на пятках и кадуцей (Меркуриев жезл) в руках. Лишь на нескольких очень древних памятниках сохранились ее изображения.

Кукушка Геры

Изображение кукушки на верхушке скипетра Геры объясняется следующим мифом. Гордая Гера долго не соглашалась уступить просьбам Зевса сделаться его супругой; тогда повелитель богов, желая ее умолить, принял вид кукушки, вызвал сильную бурю и, дрожа от холода, весь мокрый прилетел к ногам богини, ища приюта, где бы ему укрыться. Сострадательная богиня, тронутая несчастным видом птицы, подняла ее и отогрела у себя на груди. Тогда бог принял свой обычный вид, а Гера, на которую, вероятно, подействовало такое оригинальное объяснение в любви, стала его женой. С тех пор, как бы в воспоминание этого происшествия, кукушка является на памятниках искусства одним из отличительных признаков этой богини.

Юпитер и Юнона на горе Ида. Художник Джеймс Барри, 1790-е

Наказание Геры Зевсом

Несмотря на то что Гера – основательница и покровительница браков и брачной жизни, ее супружеская жизнь проходит почти в постоянных спорах и неладах с Зевсом, которому приходится останавливать ее и даже наказывать. В особенности в «Илиаде » Гере придан сварливый, упрямый и строптивый характер; она гордится своими высокими достоинствами и своими супружескими правами, предъявляет Зевсу такие требования, которые он не может и не хочет исполнить. Она часто противоречит повелителю богов, и так как она ничего не может достигнуть силой, то большей частью прибегает к хитрости.

Дети Геры и Зевса

У Геры было от Зевса двое сыновей – Арес (римский Марс) и Гефест (римский Вулкан), а также две дочери – Геба и Илифия. Геба – это олицетворение юности, она подает богам божественный напиток нектар, благодаря которому боги не знают ни болезней, ни старости. Она стала супругой Геракла после обоготворения этого героя. Античные камеи изображают ее в виде молодой девушки, ласкающей орла Зевса.

Скульптор Канова представил Гебу во всем блеске молодости и красоты, стройную, полную грации, с поднятой рукой, как бы готовой наполнить кубки богов. Торвальдсен придал ей более спокойные, величавые движения и формы, более согласные с представлениями о ней древних греков.

Илифия – богиня счастливых родов; она осталась девственницей и проводила все свое время, помогая женщинам в родах. Послушная дочь, она исполняет все приказания своей матери Геры, которая часто заставляла ее служить орудием своей мести. Когда наступило время родов богини Латоны, матери Аполлона и Артемиды , которую Гера преследовала, Илифия, следуя приказаниям матери, удалилась на вершину Олимпа. Там она провела девять дней и ночей, не допуская до родов несчастную Латону, страшно мучившуюся все это время. Наконец, тронутая мольбами Ириды, Илифия отправилась в Делос, и Латона благополучно родила богов-близнецов.

Римляне называли Илифию Луциной и часто смешивали ее с Герой, которая иногда носила у римлян то же имя и считалась богиней родов и охранительницей детства. Прекрасная статуя в Ватикане, сохранившаяся до наших дней, изображает Геру Луцину кормящей грудью Марса.

Каждому с детства знакомы «Мифы и легенды Древней Греции», которые повествуют о могущественных богах, живущих на сказочном Олимпе. Одной из ключевых фигур, имеющих наибольшую силу и власть, является Гера. Мифология рассказывает о том, что она была женой верховного бога Зевса и царицей Олимпа.

Могущественная повелительница богов и покровительница брака

Согласно легендам Древней Греции, эта прекрасная девушка завоевала любовь могущественного Зевса своей красотой и невинностью. Она воспитывалась у родителей своей мамы Океана и Тифеиды, когда познакомилась с будущим мужем. Счастливая пора семейной жизни принесла Зевсу и Гере двух дочерей Гебу и Илифию и сына Ареса. Последний был любимцем своей матери, в то время когда отец относился к нему презрительно из-за слишком горячего нрава. Геба во время пиров приносила богам нектар и амброзию, а Илифия почиталась греками как богиня родов.

Однако который длился 300 лет, закончился, после чего Зевс вернулся к беспорядочной добрачной жизни. Его постоянные связи с другими женщинами унижали и оскорбляли гордую Геру. Ее жестокий нрав и мстительность оборачивались настоящей бедой для всех девушек, имевших несчастье привлечь внимание Зевса. Гера в выставляется мудрой, но ей не хватает терпения, чтобы закрыть глаза на интриги супруга.

Измены Зевса

Когда у неверного мужа родилась Афина, это стало настоящей трагедией для Геры. Ее жестокий нрав требовал мщения, и в отместку она также родила сына Гефеста в стороне от Зевса. Однако, в отличие от красавицы Афины, Гефест родился хромой и уродливый, что стало дополнительным унижением для гордой богини.

Она отказалась от сына и сбросила его с Олимпа, что он долгое время не мог ей простить. Гефест выжил и стал и огня, однако многие годы враждовал с матерью, но потом простил ее. Многое пережила и испытала прекрасная Гера. Мифология разных народов доказывает это легендами и присказками, которые передавались от поколения в поколение.

Иногда, устав от неверности мужа и унижений, Гера просто странствовала по свету, покинув Олимп. Во время таких путешествий она окутывала себя мраком, который ограждал ее от Зевса и других богов.

Однажды, когда чаша терпения гордой богини переполнилась, Гера оставила Олимп навсегда. Однако у Зевса не было в планах прощаться со своей женой. Он распустил слухи о женитьбе, чтобы возбудить ревность Геры, и провел церемонию со статуей. Это решение развлекло богиню, и она вернулась к мужу, сменив гнев на милость. весьма почитали Геру. Ей приносили жертвы и построили храм. Во многих домах на посуде изображалась именно Гера. мифологии уважались людьми, в их честь возводили памятники и храмы.

Женщина-Гера в астрологии

По алхимии души представительницам прекрасного пола свойственен тип поведения какой-либо из Женщины, принадлежащие к архетипу Геры, имеют такие же качества характера, как их греческий прототип. Измена мужа для них - настоящая трагедия, которая связана с очень глубокими и болезненными переживаниями. При этом они направляют свой гнев на соперницу, а не на неверного мужа. Мстительность и гнев - чувства, которые позволяют такой женщине чувствовать себя сильной, а не отверженной.

У женщин с архетипом Геры очень сильное женское стремление быть женой. Они ощущают пустоту и бессмысленность существования без партнера. Престиж и уважение замужней дамы для них священно. При этом им мало простого формального брака. Им нужны настоящие чувства и глубокая верность. Когда они не получают ожидаемого, то ожесточаются и начинают искать виноватого. Именно так и поступает в греческих легендах Гера. Мифология этого народа полна рассказами о том, как Зевс изменяет, а его супруга мстит соперницам.

Критерии безупречной жены

С другой стороны, женщина-Гера будет идеальной женой, любящей, преданной и поддерживающей партнера в трудный период. Выходя замуж, она действительно намеревается быть с мужем «и в горе и в радости, и в болезни и в здравии». Гера в римской мифологии зовется Юноной. Она символ брака, любви и женского деторождения.

Люди не осуждали гневную даму, напротив, ее понимали. Представительницы слабого пола знали, как это тяжело быть мудрой женой и гордо переносить интриги мужа. Особенной и правильной в их глазах была богиня Гера. Мифология позволяет понять, что даже жителям небес не чужды страдания, ревность и любовь.