Как эмоции влияют на человека. Влияние стрессов и эмоций на иммунитет

Педагогический опыт:

« Эмоции, их влияние на здоровье и поведение человека ».

Подготовила: Кириченко Любовь Ивановна, педагог-психолог МБДОУ № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской.

Человек в процессе своей деятельности переживает ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Эмоции – это процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и его внешнее выражение.

Эмоции по воздействию на деятельность человека подразделяются на:

    Стенические эмоции, которые помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков и высказываний. Человек при этом состоянии способен на многие свершения.

    Астенические эмоции характеризуются пассивностью, скованностью.

Эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности, одновременно оказывая не нее свое влияние. При хорошем настроении активизируется познавательная и волевая деятельность человека.

Эмоциональное состояние может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и от поступка, от самочувствия, музыкального произведения, просмотренного фильма, спектакля и т.п. А самочувствие человека, в свою очередь, зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым.

Эмоции характеризуются силой и глубиной, т.е. чем больше значение для человека имеет то или иное явление, чем более оно важно для него, тем более сильные и глубокие эмоции и чувства оно вызывает. Другой ведущей характеристикой эмоций и чувств является их полярность (радость-горе, любовь-ненависть, веселье-печаль и т.д.)

Сочетание нескольких фундаментальных эмоций, проявляющихся часто и стабильно в некотором комплексе, определяет какую-либо характерную для конкретного человека эмоциональную черту. Развитие таких комплексов эмоциональных черт обусловлено как биогенетическими предпосылками, так и культурно-социальными факторами (нормы и правила, принятые в конкретном обществе, условия воспитания). Тем не менее, фундаментальные эмоции являются врожденными. Их культурный контекст, в большей степени влияет на правила появления эмоций. В зависимости от сложившихся исторических традиций эти правила и, наоборот, максимально открытой демонстрации других.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.

Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от неблаговидных поступков.

Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.

Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения; они воздействуют на органы и ткани организма, а, следовательно, сказываются на нашем духовном и телесном здоровье.

Интерес является побудителем внимания и необходимым фактором не только для нормального течения процесса восприятия, но и усиливает физиологические функции, которые бывают, необходимы для длительной и утомительной работы. Но вместе с тем устойчивое интенсивное возбуждение, вызванное активизацией интереса, как и при отрицательном аффекте, может вызывать бессонницу.

Радость – любая деятельность, выполняемая с радостью, укрепляет психическое здоровье. Физиологически ей способствует ускорение и увеличение глубины дыхания, улучшение общего газообмена в организме, ощущение собственной силы – своего некоторого превосходства. Обладая специфически расслабляющим действием, радость нормализует общий тонус организма, является неким противоядием от разрушительного воздействия отрицательных эмоций. Радость успокаивает человека, облегчает взаимодействие с другими людьми и усиливает отзывчивость.

Удивление – часто может разрушить депрессию – очень стойкий и сложный комплекс эмоций и чувств. Так, внезапное появление мчащегося автомобиля на пути человека в состоянии депрессии может изменить его эмоциональное состояние и способствовать спасению жизни, избежать травмы. Удивление выполняет функцию вывода нервной системы, в которой она в данный момент находится, и приспособления ее к внезапным изменениям в нашем окружении.

Страдание заключает в себе 3 основных психологических функции:

    Страдание само сообщает человеку и тем, кто его окружает, что ему плохо;

    Оно побуждает человека предпринять определенные действия, сделать то, что необходимо для уменьшения душевной боли (устранить причину или изменить свое отношение к тому, что стало причиной этого состояния;

    Страдание оказывает определенное противодействие в достижении поставленной цели, порождая негативную мотивацию.

Гнев – принимаемые человеком в состоянии аффекта решения нередко противоречат не только общепринятым, но и узкопрофессиональным понятиям, часто не соответствующего взглядам, убеждениям, морали, а нередко и противоречат им. Поэтому в состоянии аффекта не следует принимать, какие бы то ни было, решения, особенно ответственные, а тем более немедленно реализовывать их.

Отвращение – при этом человек проявляет настойчивое желание отстраниться от объекта, вызывающего отвращение, или изменить его так, чтобы он перестал быть отвратительным.

Переживания страха и тревоги могут вызвать длительные невротические или психические заболевания. Длительно продолжающиеся беспокойства и боязнь могут переходить в депрессию, особенно у больных, долгое время находящихся в больнице.

Стыд делает человека чувствительным к оценкам окружающих, восприимчивым к замечаниям.

Вина оказывает особое влияние на развитие личной и социальной ответственности, обострение совести, она дополняет стыд, в результате укрепляется психологическая зрелость.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что эмоции оказывают влияние на всю жизнь человека, на его поведение и здоровье.

Никто не будет оспаривать . Но каждый ли может обернуть эти эмоции себе на пользу? Все ли знают, как влияют эмоции на человека? Чтобы найти ответы на эти вопросы, достаточно знать четыре основных принципа, по которым происходит влияние эмоций состояние на человека.

Принцип 1

Чем эмоциональней человек подходит к выполнению работы, тем выше эффективность его работы. Но эмоции – это не статическая величина. Пока возбуждение растет, растет и эффективность, но до определенной оптимальной точки. Если же точка достигнута, а эмоции продолжают расти, эффективность падает. Человека начинает интересовать только результат, у него пропадает желание. То есть влияние эмоций двояко. Слишком сильные могут отрицательно повлиять на результат, а достаточной мере – улучшить его.

Принцип 2

Влияние эмоций на деятельность человека хорошо иллюстрирует закон Павлова, который гласит: при слишком сильных раздражителях возбуждение вызывает запредельное торможение. Наглядно влияние эмоций можно проследить при волнении человека. При сильном волнении человек может потерять внимательность или вовсе забыть всю необходимую информацию.

Стоит оговориться, что влияние эмоций на человека в этом случае происходит неоднозначно. Так, для выполнения простых действий запредельное волнение очень полезно. Для средней сложности оно не еще оказывает деструктивного влияния. А вот если надо выполнять сложные задачи, то влияние эмоций может сыграть злую шутку. Поэтому для выполнения сложных задач вначале рекомендуется выполнить простые действия, чтобы умерить волнение и снизить влияние эмоций.

Принцип 3

Чем интенсивней наши эмоции, тем хуже наш выбор в критической ситуации. В этом случае влияние эмоций на деятельность человека заключается в подавлении функций памяти. Поэтому человек не использует при выборе все факты и аргументы, делает неправильные выводы, принимает неправильные решения и полностью уверен в своей правоте.

Принцип 4

Чтобы понять влияние эмоций на деятельность человека по этому принципу, надо знать о двух группах эмоций. К первой относят стенические, то есть активные положительные, положительно влияющие на организм. Ко второй – астенические, то есть пассивные негативные, деструктивно влияющие на организм.

Соответственно стненические эмоции стимулируют работу мозга и организма в целом, наполняет его энергией. Астенические, наоборот, угнетают работу всех функций и систем, из-за чего у человека пропадает всякое желание что-то делать и вообще двигаться. В этом случае влияние эмоций на человека может проявляться даже в появлении различных заболеваний.

Однако есть эмоции, которые могут влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Например, гнев в одних случаях может угнетать деятельность, а в других мобилизировать человека.

Позитивные эмоции

Среди однозначно положительных эмоций, которые повышают эффективность деятельности человека, можно назвать:

1. Принятие ситуации, человека, обстоятельств и т.д.
2. Доверие, которое является следствием принятия. Без доверия эффективность действий резко снижается.
3. Ожидание вызывает предвосхищение будущим результатом, поэтому является отличным мотиватором.
4. Радость – сродни аффекту. Она быстро эскалирует и является огромным стимулом для дальнейшей работы.
5. Удивление по мнению многих специалистов является очищающей эмоцией. Оно снимает напряжение с нервных каналов, готовит их к восприятию новой информации, стимулирует работу мозга.
6. Восхищение направлено на конкретный предмет или человека. Оно позволяет определять в объекте положительные моменты и стремиться к ним.

Выяснив влияние эмоций на деятельность человека , можно начать развивать свой эмоциональный интеллект.

Воздействие эмоций на человека К. Изард


Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. В последующих главах мы подробно рассмотрим, как специфические эмоции сказываются на различных аспектах биологического, физиологического и социального функционирования человека. Здесь же мы лишь в самых общих чертах обрисуем то огромное влияние, которое оказывают на нашу жизнь эмоции.

Эмоции и тело

У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица (Rusalova, Izard, Simonov, 1975; Schwartz, Fair, Greenberg, Freedman, Klerman, 1974). Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный (Rusalova et al., 1975). Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлени и и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психи ческим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватн ое эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства (Dunbar, 1954). Но совсем не обязательно переживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции организма. Влияние эмоций на физиологию человека подробно обсуждается в недавней работе Томпсона (Thompson, 1988).

Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх - и у вас бешено колотилось сердце, прерывалось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев. В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, - наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными. Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.

Или представьте, что вы словно заряжены электричеством, что все ваше тело вибрирует от рвущейся наружу энерги и, что кровь пульсирует у вас в висках, в кончиках пальцев, в каждой клеточке вашего тела. Вам хочется плясать, прыгать, кричать - чтобы выплеснуть переполняющую вас радость. Или вспомните, как нечто потрясло вас или некто настолько восхитил вас, что вы забыли о себе и завороженно, всеми помыслами и телом, устремились к объекту вожделения и любопытства. Сторонний наблюдатель, если будет внимателен, по одной позе, по нескольким характерным движениям человека может определить, какую эмоцию тот переживает в настоящий момент (Sogon, Matsutani, 1989).

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, - не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасной и в конце концов чревата даже физическими или душевными расстройствами. Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням (Marx, 1985). Если в течение долгого времени вы испытываете злость, тревогу или депрессию, - пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, - то у вас больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию. Всем известно, что это вирусные заболевания, но возбудители этих болезней всегда в том или ином количестве присутствуют в организме. И если хронический стресс, длительное переживание негативной эмоции ослабляют иммунную систему, организм предоставляет им благоприятную почву для размножения и болезнетворного влияния.

Взаимодействие эмоций, процессов развития личности и социальных отношений

Эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности - его работы, учебы, игры. Например, один студент увлечен предметом и полон страстного желания изучить его досконально, постичь до тонкостей. Другой - испытывает отвращение к изучаемому предмету и, естественно, ищет повода не заниматься им. Легко представить, какие эмоции будет вызывать учебный процесс у каждого из этих двух студентов: первому он принесет радость и счастье познания, второму - вечный страх перед провалом на экзамене.

Эмоции и развитие личности . При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора. Первый из них - влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Складывается впечатление, что генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности или, выражаясь точнее, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции. Вторым фактором взаимодействия служит индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере. Здесь имеются в виду навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями паттерны поведения. Наблюдения за русскими детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, находившимися в одинаковых социальных условиях (дети воспитывались в дошкольном учреждении, где их окружала атмосфера любви, внимания и заботы и прививались базовые жизненные навыки), обнаружили значительные индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях и в уровне эмоциональных порогов (Izard, 1977). Тем, кто сомневается в значении генетических предпосылок эмоциональности, кто готов оспаривать роль фактора наследственности в процессе формирования индивидуальных особенностей эмоциональных переживаний, эмоциональной экспрессии и эмоционального поведения, я советую несколько часов понаблюдать за такими одинаковыми, на первый взгляд, малышами.

Если у ребенка низкий порог переживания какой-то эмоции, если он часто испытывает и часто проявляет ее, это неизбежно вызывает особого рода реакцию и особого рода отношение к нему со стороны других детей и взрослых. Подобного рода взаимодействие генетического и внешнего факторов неизбежно приводит к формированию отчетливых личностных характеристик.

Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и в раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок естественным образом встречают разный прием в мире сверстников и взрослых. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Томкинс (Tomkins, 1962) считает любопытство эмоцией, которая играет такую же роль в интеллектуальном развитии человека, как упражнения - в его физическом развитии.

Эмоции и секс . Еще в 1935 году Бич (Beach, 1935) заявил, что страх и копуляция несовместимы. Он пришел к этому выводу, проведя опыты на крысах, однако обнаруженную им закономерность можно применить и к отношениям между людьми, в пользу чего свидетельствует не только здравый смысл , но и данные клинических наблюдений. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом и презрением, оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и в супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления.

Эмоции, супружество и родительское чувство . Особенности эмоционального склада человека, его эмоциональная отзывчивость во многом определяют и способ ухаживания, и выбор партнера для совместной жизни. К сожалению, психологи не уделили должного внимания изучению той роли, которую играют эмоции в ухаживании и в супружеской жизни, однако данные исследований, проведенных в смежных областях, позволяют предположить существование двух тенденций. С одной стороны, человек, выбирая партнера, стремится к тому, чтобы эмоциональные переживания и экспрессия потенциал ьного спутника жизни не шли вразрез с его переживаниями и способами выражения эмоций. С другой стороны, предпочтение зачастую отдается человеку со сходным эмоциональным профилем - с теми же порогами переживания и с теми же способами эмоциональной экспрессии.

Эмоции влияют не только на сексуальное влечение и на отношения между супругами, они во многом определяют родительские чувства и установки. Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций.

Эмоции и перцептивно-когнитивные процессы

Наиболее общим и фундаментальным принципом человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энерги ей и организуют мышлени е и деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энерги и. Но было бы глубоким заблуждением остановиться на этом и счесть, что эмоции просто вызывают общее возбуждение или ощущение прилива энерги и. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретной активности - ив этом первый признак того, что эмоция организует мышлени е и деятельность. Эмоции непосредственно влияют на наше восприятие, на то, что и как мы видим и слышим. Так, например, переживая радость, человек воспринимает все в розовом свете. Страх сужает наше восприятие, заставляя видеть только пугающий объект или, быть может, только путь спасения от него. Это единственное, что человек может воспринимать, единственное, чем занят его рассудок, когда он испытывает страх. В гневе человек злится на весь мир и видит его в черных красках, а подстегиваемый интересом к объекту, явлению или человеку - жаждет исследовать его и постичь.

Много лет тому назад мы провели эксперимент (Izard, Nagler, Randall, Fox, 1965), в котором исследовали влияние эмоций на перцептивно-когнитивную сферу. Испытуемые были разделены на две группы. С одной группой экспериментатор обращался любезно и обходительно, по отношению к другой проявлял враждебность. Всем испытуемым были розданы стереоскопы, через которые им предлагалось рассмотреть фотографии людей в различных эмоционально-экспрессивных состояниях. (Стереоскоп - устройство, позволяющее предъявлять испытуемому одновременно два изображения, одно из которых он воспринимает левым глазом, а другое - правым; при этом он воспринимает единый объемный образ, который соответствует либо левому, либо правому изображению, либо представляет собой их комбинацию.) Экспериментатор в случайном порядке вставлял в аппараты пары фотографий с изображениями жизнерадостных и озлобленных людей, а испытуемые оценивали состояние человека, изображенного на них. При этом раздраженные испытуемые из той группы, с которой экспериментатор обходился невежливо, чаще видели в стереоскопе злобные и сердитые лица, а испытуемые из контрольной группы, напротив, чаще оценивали состояние людей, изображенных на фотографиях, как радостное и удовлетворенное. Этот эксперимент наглядно продемонстрировал, как эмоции могут влиять на перцептивную и когнитивную сферы человека. Исследованию этого влияния посвящен и ряд других экспериментов.

Поведение человека на протяжении дня подобно радуге изменяется от всплесков радости до необоснованной печали. Все его действия и поступки контролируются многими факторами. Это может быть и смена погоды, и специфика ситуации, и просто приятная или не приятная новость. Эти факторы вызывают у человека определенные эмоции, специфического отношения к тому или иному событию. Именно они являются главным рычагом в формировании поведения.

В зависимости от того, какие эмоции преобладают в данный момент над человеком, поведение может быть адекватным и правильным, а может быть и алогичным для ситуации.

Известный психолог К. Изард предложил в качестве фундаментальных выделить 10 эмоций. Согласно его теории интерес, страх, радость, удивление, гнев, страдание, отвращение, презрение, стыд и смущение имеют определяющее значение в жизни человека, его деятельности и поведении.

Поведение, в свою очередь, имеет огромное значение для человека в плане выживания. С помощью изменения поведенческих реакций человек избегает опасных ситуаций и приспосабливается к изменчивой внешней среде. К примеру, человек под влиянием эмоции страха не уверен и сильно напряжен. Все его действия сводятся к попыткам уйти от пугающей ситуации. Человек может совершать необдуманные поступки. В большинстве случаев действия совершаются автоматически, бессознательно. Визуально человек кажется напряженным и съежившимся. Зрачки расширяются, а кожа становится бледной. Повышается потоотделение. Отличительной чертой человека в состоянии страха является изменение голоса, связанное с затруднением дыхания.

Удовлетворение интереса является важной потребностью в жизни человека. Благодаря ощущению эмоции интереса человек глубже познает окружающий мир, знакомится с новыми фактами и предметами, извлекая из этого личностную пользу. Мысли и внимание интересующегося человека направлены на предмет познания. Он внимательно смотрит и слышит. Все внутренние силы направлены на процесс осязания и понимания объекта интереса.

Радостный человек интенсивно жестикулирует, совершает быстрые и энергичные движения. Он чувствует себя легко и бодро. Приток крови к мозгу активизирует умственную деятельность. Человек, который ощущает эмоцию радости, оживленно говорит и быстро соображает. Продуктивность работы значительно увеличивается. При радостных переживаниях повышается температуры тела, глаза блестят, лице сияет. Усиливается деятельность органов внешней секреции - появляются слезы, повышается слюноотделение.

Эмоцию удивления распознать проще всего. Она возникает в ответ на любое неожиданное событие или действие. Удивленный человек напряжен, широко открывает глаза, морщит лоб и поднимает брови. Удивление носит кратковременный характер.

Трудно с кем- то спутать человека в гневе . Все его действия и даже выражение лица показывают агрессию. Человек напрягается и становится импульсивным. Его движения становятся более активными, и появляется уверенность в себе. Мышление, память, воображение не функционируют, как положено. Лицо приобретает красноватый оттенок и каменный вид.

Во время переживания страдания человек испытывает физический и душевный дискомфорт, боль или даже муки. Это состояние крайне неприятно для него, о чем говорят внешние проявления в поведении. Двигательная активность снижается, может перерасти в полное отсутствие движений. Мышление и внимание значительно снижены. Человек апатичен и не способен адекватно оценивать ситуацию.

Эмоции отвращения возникают когда человек наблюдает явление или процесс, которое являются неприемлемым и неприятным для него. Нет общепринятых критериев определения гадкого и неприятного. Один человек испытывает отвращение глядя на насекомое или крысу, а у другого такое чувство вызывает определенный продукт питания. Все действия человека, его мимика и жесты направлены на избегание контакта с предметом отвращения. В мимике преобладает сморщивание носа и бровей, опускание уголков рта.

Презрение в своем проявлении сходно с отвращением. Они отличаются лишь объектом неприязни. Так отвращение можно испытывать исключительно к предметам или явлениям, а презрение касается исключительно людей. В дополнение к основным проявлениям, презрение характеризуется наличием сарказма и иронии в словах, а так же демонстрацией превосходства над оппонентом.

Эмоция стыда возникает вследствие собственных действий, которые не отвечают общепринятым стандартам и стереотипам. Человек, испытывающий стыд напряжен, молчалив. Его движения скованные. Лицо краснеет, взгляд теряется и опускается в низ. Мыслительная деятельность мозга активизируется.

Смущение , эмоция сходна своими проявлениями с чувством стыда, только не имеет явного негативного окраса.

В зависимости какой эффект производят эмоции на организм они бывают стеническими и астеническими. Стенические эмоции это сильные чувства, которые приводят все ресурсы организма в состояние мобилизации. Они стимулируют деятельность человека. Астенические эмоции, наоборот, подавляют процессы жизнедеятельности организма.

Следует помнить, что независимо от того, какую эмоцию переживает человек, в организме происходят серьезные физиологические изменения. Значения таких процессов для организма нельзя недооценить и проигнорировать. Долгое воздействие эмоции формирует определенное настроение человека. И если она носит отрицательную окраску, такое воздействие может привести к душевным и физическим расстройствам.

Эмоции имеют генерализованное влияние, при этом каждая из них воздействует по-разному. Человеческое поведение зависит от эмоций, которые активизируют и организуют восприятие, мышление, воображение. Эмоции могут омрачить восприятие мира или раскрасить его яркими красками.

Здоровье

То, что мы думаем и чувствуем, напрямую влияет на то, как мы живем. Наше здоровье связано с нашим образом жизни, генетикой и подверженностью болезням. Но кроме этого, существует прочная взаимосвязь между эмоциональным состоянием и вашим здоровьем.

Умение справляться с эмоциями, особенно отрицательными, является важной частью нашей жизнеспособности. Эмоции, которые мы держим внутри, могут в один день взорваться и стать настоящим бедствием для нас самих. Вот, почему важно их выпускать.

Крепкое эмоциональное здоровье является довольно редким явлением в наши дни. Негативные эмоции , такие как тревога, стресс, страх, гнев, ревность, ненависть, сомнения и раздражительность могут в значительной степени влиять на наше здоровье.

Увольнение, неспокойные отношения в браке, финансовые трудности и смерть близких людей могут быть губительными для нашего психического состояния и отразиться на нашем здоровье.

Вот, как эмоции могут разрушать наше здоровье.

Влияние эмоций на здоровье

1. Гнев: сердце и печень


Гнев – это сильная эмоция, которая возникает в ответ на отчаяние, боль, разочарование и угрозу . Если принять меры сразу и выразить его правильно, гнев может быть полезен для здоровья. Но в большинстве случаев злость разрушает наше здоровье.

В частности злость влияет на наши логические способности и повышает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний .


Гнев приводит к сужению кровеносных сосудов, повышению частоты сердцебиений, кровяного давления и учащенному дыханию. Если это случается часто, это приводит к изнашиванию и разрывам стенок артерий.

Исследование 2015 года показало, что риск инфаркта повышается в 8,5 раз через два часа после вспышки сильного гнева .

Гнев также повышает уровень цитокинов (молекул, которые вызывают воспаление), что повышает риск возникновения артрита, диабета и рака .

Чтобы лучше справляться с гневом, регулярно занимайтесь физической активностью, учитесь техникам расслабления или обратитесь к психологу.

2. Беспокойство: желудок и селезенка


Хроническое беспокойство может привести к целому ряду проблем со здоровьем. Оно влияет на селезенку и ослабляет желудок . Когда мы много беспокоимся, наше тело атакуют химические вещества, которые заставляют реагировать больным или слабым желудком.

Беспокойство или зацикливание на чем-то может привести к таким проблемам как тошнота, диарея, проблемы с желудком и другим хроническим расстройствам.


Чрезмерное волнение связано с болью в груди, высоким кровяным давлением, ослабленным иммунитетом и преждевременным старением .

Сильное беспокойство также вредит нашим личным отношениям, нарушает сон и может сделать нас рассеянными и невнимательными по отношению к нашему здоровью.

3. Печаль или горе: легкие


Из многих эмоций, которые мы испытываем в жизни, грусть является самой продолжительной эмоцией .

Печаль или тоска ослабляет легкие, вызывая усталость и затруднение дыхания.

Она нарушает естественный поток дыхания, сужая легкие и бронхи. Когда вы переполнены горем или печалью, воздух перестает легко поступать в легкие и из них, что может привести к приступам астмы и болезням бронхов .


Депрессия и меланхолия также портят кожу, вызывает запоры и низкое содержание кислорода в крови. Люди, страдающие от депрессии, склонны набирать или терять вес , и легко подвержены зависимости от наркотиков и других вредных веществ.

Если вам грустно, не нужно сдерживать слезы, потому что таким образом вы сможете выпустить эти эмоции наружу.

4. Стресс: сердце и мозг


Каждый человек переживает и реагирует на стресс по-разному. Небольшой стресс полезен для здоровья и может помочь вам в выполнении повседневных задач.

Однако, если стресса становится слишком много, это может повлечь за собой высокое кровяное давление, астму, язву желудка и синдром раздраженного кишечника .

Как известно, стресс является одним из главных виновников появления заболеваний сердца. Он повышает кровяное давление и уровень холестерина, а также служит толчком к вредным привычкам , таким как курение, отсутствие физической активности и переедание. Все эти факторы могут повреждать стенки сосудов и приводить к болезням сердца.


Также стресс может привести к ряду таких заболеваний как:

· Астматические нарушения

· Выпадение волос

· Язвы в полости рта и чрезмерная сухость

· Психические проблемы: бессонница, головные боли, раздражительность

· Сердечно-сосудистые заболевания и гипертония

· Боли в шее и плечах, скелетно-мышечные боли, боли в пояснице, нервные тики

· Высыпания на коже, псориаз и экзема

· Расстройства репродуктивной системы: нарушения менструального цикла, рецидивы половых инфекций у женщин и импотенция и преждевременное семяизвержение у мужчин.

· Болезни пищеварительной системы: гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит и раздраженный кишечник

Связь между эмоциями и органами

5. Одиночество: сердце


Одиночество - это состояние, которое заставляет человека плакать и впадать в глубокую меланхолию.

Одиночество представляет собой серьезный вред для здоровья. Когда мы одиноки, наш мозг вырабатывает больше гормонов стресса, таких как кортизол, которые вызывают депрессию. Это в свою очередь влияет на кровяное давление и качество сна .


Исследования показали, что одиночество повышает шансы на появление психических заболеваний, а также является фактором риска возникновения коронарной болезни сердца и инсульта .

Кроме того, одиночество оказывает негативное влияние на иммунную систему. У одиноких людей чаще возникает воспаление в ответ на стресс, которое может ослабить иммунитет.

6. Страх: надпочечники и почки


Страх ведет к тревожности, которая изматывает наши почки, надпочечники и репродуктивную систему .

Ситуация, когда возникает страх, приводит к уменьшению потока энергии в теле и заставляет его защищаться. Это ведет к замедлению частоты дыхания и циркуляции крови, что вызывает состояние застоя, из-за чего наши конечности практически застывают от страха.

Больше всего страх отражается на почках, и это ведет к частому мочеиспусканию и другим почечным проблемам.


Также страх заставляет надпочечники вырабатывать больше гормонов стресса, которые оказывают разрушительное воздействие на организм.

Сильный страх может вызвать боль и болезни надпочечников, почек и поясницы , а также болезни мочевыводящих путей. У детей эта эмоция может выражаться через недержание мочи , что тесно связано с тревогой и неуверенностью в себе.

7. Шок: почки и сердце


Шок является проявлением травмы, вызванной неожиданной ситуацией, сбивающей с ног.

Внезапный шок может нарушить равновесие в организме, вызвав перевозбуждение и страх.

Сильное потрясение может подорвать наше здоровье, особенно почки и сердце. Травмирующая реакция приводит к выработке большого количества адреналина, который оседает на почках. Это ведет к учащенному сердцебиению, бессоннице, стрессу и тревоге. Шок может даже менять структуру мозга, влияя на области эмоций и выживания.


Физическими последствиями эмоциональной травмы или шока часто становятся упадок энергии, бледность кожи, затрудненное дыхание, учащенное сердцебиение, расстройства сна и пищеварения, сексуальные дисфункции и хронические боли .

8. Раздражительность и ненависть: печень и сердце


Эмоции ненависти и раздражительность могут влиять на кишечник и здоровье сердца, что ведет к боли в груди, гипертензии и учащенному сердцебиению .

Обе эти эмоции повышают риск возникновения высокого кровяного давления. Раздражительные люди также больше подвержены клеточному старению, чем добродушные.


Раздражительность также плохо влияет на печень. При словесном выражении ненависти человек выдыхает уплотненные молекулы, содержащие токсины, которые повреждают печень и желчный пузырь.

9. Ревность и зависть: мозг, желчный пузырь и печень


Ревность, отчаяние и зависть напрямую влияют на наш мозг, желчный пузырь и печень .

Как известно, ревность ведет к замедленному мышлению и ухудшает способности ясно видеть.


Кроме того, ревность вызывает симптомы стресса, тревожности и депрессии, что ведет к чрезмерной выработке адреналина и норадреналина в крови.

Ревность оказывает негативное влияние на желчный пузырь и ведет к застою крови в печени. Это вызывает ослабление иммунной системы, бессонницу, повышение кровяного давления, сердцебиения, высокий уровень холестерина и ухудшение пищеварения .

10. Тревога: желудок, селезенка, поджелудочная железа


Тревога является нормальной частью жизни. Тревожность может участить дыхание и сердцебиение, повысить концентрацию и кровоток к мозгу, что может быть полезным для здоровья.

Однако, когда тревожность становится частью жизни, это оказывает разрушительное воздействие на физическое и психическое здоровье .


Желудочно-кишечные заболевания часто находятся в тесной связи с тревожностью. Она влияет на желудок, селезенку и поджелудочную железу, что может привести к таким проблемам, как расстройство пищеварения, запоры, язвенный колит.

Тревожные расстройства часто становятся фактором риска развития целого ряда хронических заболеваний, таких как коронарная болезнь сердца .