Имущество находящееся в казне муниципального образования. Учет имущества казны муниципального образования. Можно ли пользоваться земельным участком без регистрации права оперативного управления, на основании только договора?…

  • Можно ли не увольнять сотрудника по заявлению об увольнении, если он является материально ответственным лицом?
  • Следует ли заключать договора полной индивидуальной материальной ответственности с работниками, часто направляемыми в командировки?
  • Вопрос

    Каким образом оформить передачу имущества организации работникам (служебный автомобиль, служебный телефон) и как закрепить материальную ответственность в этих случаях? можно ли закрепить материальную ответственность за вверенное имущество (мебель, орг техника, печать организации) и как правильно это оформить?

    Ответ

    Ответ на вопрос:

    В соответствии с п.2 ч.1 ст.243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

    В какой форме должен быть оформлен этот разовый документ трудовое законодательство не устанавливает. Это может быть акт приема-передачи имущества работодателя (предоставляется работнику или исполнения должностных обязанностей) или .

    Таким образом, полная материальная ответственность работника, получившего имущество организации по передаточному документу, возникает в силу прямого указания ТК РФ.

    Заключать договор о полной материальной ответственности в данной ситуации нет необходимости Тем более такой договор можно заключить только в том случае, если должность работника входит В перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденные постановлением Правительства РФ № 823, Минтруда России Постановлением от 31.12.2002 № 85.

    Во-вторых, в ситуациях, прямо предусмотренных Трудового кодекса РФ. Речь в ней идет:

    В указанных случаях не имеет значения, заключен с сотрудником договор о полной материальной ответственности или нет, он должен компенсировать ущерб полностью. Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, ).

    Исключения в порядке наступления полной материальной ответственности предусмотрены для отдельных категорий сотрудников: , а также (ст. , ТК РФ).

    1. В каких случаях сотрудник несет полную материальную ответственность
      • о недостаче ценностей, вверенных сотруднику на основании специального письменного договора или полученных по разовому документу, например, ;
      • об умышленном причинении ущерба;
      • о причинении ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
      • о причинении ущерба в результате преступных действий сотрудника, установленных приговором суда;
      • о причинении ущерба в результате административного проступка;
      • о разглашении сведений, составляющих тайну: государственную, служебную, коммерческую и т. п.;
      • о причинении ущерба не при исполнении сотрудником трудовых обязанностей.
    2. Вопрос из практики: можно ли удержать с сотрудника полную стоимость утерянного имущества, выданного под расписку

    Да, можно, при условии что сотрудник старше 18 лет.

    Трудовое законодательство позволяет взыскать с сотрудника ущерб в полной сумме при недостаче ценностей, вверенных ему по разовому документу (). Таким документом может быть расписка. Типового бланка для расписки не предусмотрено, поэтому она может быть составлена в . За утрату имущества, полученного под расписку, сотрудник несет полную материальную ответственность.

    С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова, Запретные документы в кадровой службе
    Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Порядок принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

    Сегодня каждый муниципалитет является полноправным участником практически всех гражданско-правовых отношений. Эти отношения проявляются в первую очередь при формировании муниципальной собственности. Один из способов такого формирования - приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

    Муниципальная собственность составляет экономическую основу муниципального образованна и включает имущество городских и сельских поселений , а также финансы, которые выделены в отдельную составляющую и представляют собой совокупность денежных средств , формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.

    Статья 50 Федерального закона от 03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) содержит весьма обширный перечень имущества, который может находиться в собственности муниципального образования и использоваться для решения вопросов местного значения. С принятием Федерального закона 3 пополнение муниципальной казны происходит в основном за счет перераспределения федерального, регионального и муниципального имущества. Хотя муниципалитет вправе приобретать имущество и другими способами. Одним из таких спосо6ов является приобретение права собственности на бесхозяйное имущество.

    Каждое муниципальное образование имеет на своей территории брошеные и бесхозяйные объекты недвижимости , и это не только здания и сооружения, но и объекты социальной инфраструктуры (теплосети, электросети и т. п.). Первоочередная задача для муниципалитетов в сфере управления имуществом - выявление таких объектов с последующим их оформлением в муниципальную собственность. А если говорить об объектах инфраструктуры, то это еще и необходимость, так как отсутствие собственника и хозяина у таких объектов создает угрозу безопасности.

    Пример

    На основании обращения предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности или отдельного гражданина по поводу обнаруженных объектов недвижимого имущества. В этом случае обращение оформляется в виде заявления на имя главы муниципального образования;

    В ходе проверки использования объектов на территории муниципального образования.

    Выявленные бесхозяйные объекты недвижимости подлежат государственному учету. Такое условие закрепляется на законодательном уровне. Поэтому в соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ и по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся такие объекты, они должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, выданные:

    Органами учета государственного и муниципального имущества о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества;

    Соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 01.01.2001 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон 3) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется также с приложением плана объекта недвижимого имущества, удостоверенного соответствующей организацией или органом по учету объектов недвижимого имущества

    Заявления о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество рассматриваются преимущественно судами общей юрисдикции в порядке, установленном гл. 33 ГПК РФ. Хотя немало случаев, когда такого рода дела прим имеются к рассмотрению и арбитражными судами .

    Рассмотрение дел о признании муниципальной собственности на бесхозяйное имущество имеет свои особенности. Так, рассмотрение данных дел возможно только при соблюдении следующих условий:

    Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество должно быть подано в суд по месту его нахождения;

    Должен быть соблюден досудебный порядок, который заключается в осуществлении определенных действий со стороны муниципалитета, а именно бесхозяйное недвижимое имущество должно быть постановлено на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и находиться на этом учете год. В противном случае в принятии искового заявления будет отказана.

    Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учет в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи на собственника либо он неизвестен.

    Обращаясь в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, комитет (орган) по управлению муниципальным имущества должен привести доказательства, которые подтверждали бы невозможность установлению собственника имущества либо свидетельствовали бы об оставлении этой вещи собственником без намерения сохранить на нее право собственности.

    Предметом доказывания при рассмотрении дел данной категории является факт:

    Отсутствия собственника имущества и невозможности его установления;

    - постановки бесхозяйной недвижимой веши на учет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

    Совершения действий, указывающих на отказ собственника от права на данную вещь. Такими доказательствами могут быть акты описи бесхозяйной вещи, составленные при ее выявлении, выписки из реестра органа государственной регистрации, иные письменные и другие доказательства. Так, в большинстве муниципальных образований применяется практика розыска собственника посредством публикации о розыске в местной газете. Данный факт играет не последнюю рель в процессе доказывания.

    В резолютивной части решения о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд указывает ее наименование, место нахождения, отличительные признаки, параметры и др., специально оговаривая, кому передается соответствующая вещь в собственность.

    Регистрируется право муниципальной собственности на основании решения суда, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным законом.

    Приводим Примерное положение об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное но территории муниципального образования.

    ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

    об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории муниципального образования

    РЕШЕНИЕ

    ______________ _______________________ №_______________

    (дата) (место принятия)

    Об утверждении Положения об учете и приобретении права муниципальной собственности ________________________________________________________

    (наименование муниципального образования)

    __________________________________________________________________

    (полное наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с Уставом)

    1. Утвердить Положение об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории______________________________________(приложение).

    (наименование муниципального образования)

    2.Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования в средствах массовой информации .

    Глава городского поселения

    УТВЕРЖДЕНО
    решением___________________________________ _________ наименование представительного органа

    от____________ _20 г. №_______

    Положение об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории

    ______________________________________________________________

    (наименование муниципального образования)

    1 . Общие положения

    1.1. Настоящее положение определяет последовательность выявления бесхозяйного недвижимого имущества (долей в праве собственности на имущество), принятия этого имущества на учет отделом по управлению муниципальным имуществом администрации _________________________________ и органом по государственной

    (наименование муниципального образования)

    регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество на территории.

    наименование муниципального образования)

    Под бесхозяйным имуществом понимаются вещи, определенные нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

    1.2. Отдел по управлению муниципальным имуществом (далее - ОУМИ) администрации_____________________________________________________________________

    Осуществляет учет бесхозяйного

    (наименование муниципального образования)

    недвижимого имущества, оформление имущества в муниципальную собственность.

    1.3. Приобретателем недвижимого имущества (долей в праве собственности на имущество) является муниципальное образование ____________________________________________________________________________________________________________.

    (наименование муниципального образования)

    2. Выявление бесхозяйного недвижимого имущества

    2.1. Выявление на территории __________________________________

    (наименование муниципального образования)

    недвижимого имущества, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен, осуществляют отделы администрации и муниципальные унитарные предприятия , организации и учреждения.

    2.2. При обнаружении бесхозяйных инженерных коммуникаций, зданий, сооружений и помещений (далее объекты недвижимого имущества) составляется акт, в котором указываются основные характеристики и техническое состояние объектов, период времени, в течение которого объектом недвижимого имущества никто не
    пользовался.

    Оформленные акты передают в ОУМИ.

    2.3.На основании акта ОУМИ публикует в местных средствах массовой информации сведения о выявленных бесхозяйных объектах недвижимого имущества и розыске собственника.

    2.4.Отделы администрации и муниципальные унитарные предприятия, организации и учреждения при выявлении объектов недвижимого имущества, не используемых собственниками, направляют собственникам уведомление о необходимости использования объекта недвижимого имущества по назначению.

    В случае если собственник намерен отказаться от принадлежащего ему имущества, то он предоставляет в ОУМИ заявление об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества с приложением документов (свидетельство о праве собственности, технический паспорт, кадастровый план земельного участка).

    3. Регистрация и приобретение бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность

    3.1. После получения документов ОУМИ на основании материалов и сведений, представленных отделами администрации и муниципальными унитарными предприятиями, организациями и учреждениями, проводит работу по уточнению и дополнению информации о бесхозяйных объектах недвижимого имущества.

    В ходе этой работы ОУМИ запрашивает по каждому объекту недвижимого имущества:

    Справку из органа, осуществлявшего государственную регистрацию недвижимого имущества до 1999 г;

    Справку и; органа, осуществляющего государственную регистрацию недвижимого имущества после 1999 г.:

    Управление Роснедвижимости о правах землепользования на земельные участки, занимаемые недвижимым имуществом;

    Документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    3.2. В случае отказа собственника от права собственности на объект недвижимого имущества ОУМИ истребует у собственника заявление об отказе от права собственности. К заявлению прилагаются копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности.

    3.3. По установленным бесхозяйным объектам недвижимого имущества ОУМИ по согласованию с отделами администрации в течение 10 дней готовит заключение о целесообразности приобретения данных объектов в муниципальную собственность. Заключение представляется главе _______________________________

    (наименование муниципального образования)

    для принятия решения о приобретении в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества.

    3.4. По истечении срока, указанного в информационном сообщении о выявленных бесхозяйных объектах недвижимого имущества, ОУМИ. действуя от имени муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством ставит на учет бесхозяйные объекты недвижимого имущества в органе по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

    3.5. По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества_________________________________

    Обращается в суд с заявлением

    (наименование муниципального образования)

    о признании права муниципальной собственности на этот объект недвижимого имущества.

    3.6. На основании вступившего в законную сипу решения суда о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества муниципальное образование подает заявление на государственную регистрацию права муниципальной собственности в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

    3.7. В течение трех дней с момента получения документов о признании права собственности на объект недвижимости ОУМИ вносит соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности муниципального образования.

    4. Заключительные положения

    ОУМИ готовит проект распоряжения главы муниципального образования о включении приобретенных объектов недвижимого имущества в состав муниципальной собственности, ведет их учет в реестре муниципальной собственности. В последующем данное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями е соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на праве оперативного управления , хозяйственного ведения, по договору безвозмездного пользования или аренды. передается в муниципальную казну либо принимается решение о приватизации указанного имущества

    Глава муниципального образования

    Юрист, специалист 1-й категории (Хабаровский край)

    №Практика муниципального управления

    Что такое казна?

    Лучшего определения, чем дает Гражданский кодекс РФ, нам не найти.

    Статья 215 ГК РФ «Право муниципальной собственности» дает четкое понятие казны муниципальных образований:

    «Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

    Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.»

    Для понимания сути казны необходимо знать статью 216 ГК РФ: «Вещные права лиц, не являющихся собственниками»:

    «… Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

    право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).»

    Таким образом поселение может закрепить (передать на баланс) муниципальное имущество только своим юридическим лицам: МУПам, МУ, а также муниципальным казенным предприятиям. Слово «своим» в последней фразе означает следующее:

    Поселение само учредило муниципальное предприятие или учреждение;

    Юридическое лицо передано поселению в порядке разграничения собственности, т.е. от района, от края или от Российской Федерации.

    В силу имеющегося практического опыта я сделала несколько любопытных наблюдений.

    Первое наблюдение

    Многие сотрудники администраций районов (поселений) говорят так:

    «Этот объект находится в собственности администрации района (поселения)».

    Я должна вас разочаровать: такая собственность в природе (и в гражданском законодательстве)отсутствует.

    Если мы говорим о муниципальной собственности, то имеем в виду следующие формы собственности:

    Муниципальная собственность поселения,

    Муниципальная собственность городского округа,

    Муниципальная собственность района.



    Собственности администраций этих муниципальных образований нет и не может быть.

    Администрации района (поселения) имущество принадлежит на вещном праве – праве оперативного управления (ст. 216 ГК РФ). То есть – это: столы, стулья, компьютеры, здания и другое имущество, используемое в процессе своей работы сотрудниками администрации района (поселения).

    Некоторые муниципальные служащие не понимают сути муниципальной собственности, вещных прав и самой казны.

    Объекты (имущество), включенные в реестр муниципальной собственности, принадлежат народу всего муниципального образования, а не администрации этого муниципального образования, т.е. собственник муниципальных предприятий, организаций и имущества казны – муниципальное образование.

    Чтобы лучше понять данное утверждение, нужно обратиться к статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
    статьям 124, 125, 126 ГК РФ.

    Перечисленные нормы законодательства говорят о том, что администрация поселения лишь выступает от имени муниципального образования, т.е. от жителей поселения.

    Второе наблюдение

    Сотрудники некоторых органов (финансовых, контролирующих и т.д.) смешивают понятие: «имущество закреплено за организацией на праве оперативного управления» с понятием: «органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом».

    Разница двух этих понятий в том, что создаются названные организации и органы для выполнения разных целей и полномочий.

    Муниципальное образование в лице органов, наделенных полномочиями по управлению имуществом, может создать только три вида юридических лиц и закрепить за ними имущество на вещном праве:

    Учреждение (право оперативного управления);

    Казенное предприятие (право оперативного управления);

    Муниципальное унитарное предприятие (право хозяйственного ведения).

    Фраза «оперативное управление имуществом» означает следующее: учреждение (школа, больница, ДК и т.д.) и казенное предприятие управляют только имуществом, находящимся на балансе этого учреждения (т.е. тем имуществом, которое за ним закреплено решениями главы поселения, района).

    Тогда как органы, наделенные полномочиями от имени поселения по управлению имуществом (администрация поселения, отдел, комитет и т.д.), управляют всем
    имуществом муниципального образования, в т.ч. МУПами, МУ, казенными предприятиями, объектами казны.

    На основании ст.209,215,216,294,296 ГК РФ органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом, закрепляют муниципальное имущество за юридическими лицами, созданными данным поселением.

    Говоря бухгалтерским языком: «закрепленное имущество – это имущество, переданное юридическому лицу на баланс на основании решения учредителя о закреплении имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения».

    Учитывая тот факт, что создать собственные предприятия и учреждения для решения абсолютно всех вопросов местного значения не представляется возможным, так как в экономике района и края уже представлены различные хозяйствующие субъекты (государственные предприятия, хозяйственные общества, индивидуальные предприниматели), то у поселения остается имущество, которое невозможно закрепить за какой-либо муниципальной организацией.

    Как раз это имущество и будет учитываться как казенное.

    Учет такого имущества осуществляется администрацией поселения, а сохранность обеспечивается тем хозяйствующим субъектом, который эксплуатирует данное имущество.

    Казна – это имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, т.е. имущество, которое не состоит ни у какого юридического лица на балансе. При этом понятно, что термин «баланс» мы можем применять только к юридическим лицам.

    Задача поселения не только в том, чтобы отчетливо увидеть в реестре муниципальной собственности то имущество, которое не закреплено за созданными администрацией поселения юридическими лицами (МУПами, МУ и казенными предприятиями), но и правильно учесть это имущество.

    В процессе решения задач по управлению и распоряжению имуществом муниципальной казны у органов местного самоуправления возникают вопросы по порядку учета этого имущества.

    Как отмечено в п.1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    В свою очередь, Федеральный закон № 129-ФЗ распространяется только
    на организации . Исходя из требований названной инструкции, бюджетный учет устанавливает единый порядок бухгалтерского учета в органах государственной власти, в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

    Понятие бухгалтерского учета казны здесь отсутствует. Указание на учет
    имущества казны есть только в п.10 названной инструкции. Подчеркиваю, речь идет об учете имущества казны, а не о балансе казны, т.к. казна – это не организация, не юридическое лицо.

    Необходимо отметить, что учет имущества казны в реестрах муниципальной собственности городов и районов ведется с 1992 года. Именно с этого времени в казне учитывается имущество, переданное от федеральных и государственных организаций, полученное муниципальными организациями от юридических и физических лиц на безвозмездной основе, полученное в порядке наследования, а также имущество, построенное или приобретенное за счет местного бюджета.

    Если мы будем учитывать имущество казны на чьем-либо балансе, мы нарушим Гражданский кодекс РФ (ст.215).

    В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Поскольку имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 209, 212, 215, 216, 294 и 296 Гражданского кодекса РФ, то, соответственно, после передачи на баланс органа местного самоуправления (на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом) имущества муниципальной казны, указанное имущество потеряет свой статус казенного .

    Потери такого статуса нельзя допустить по ряду причин:

    Органы местного самоуправления будут лишены возможности использования банковских кредитов, так как в залог оформляется именно казенное имущество. Закрепленное за МУПами и МУ имущество для этих целей использоваться не может;

    Органы местного самоуправления (в условиях недостаточности средств местного бюджета) будут лишены возможности погашения кредитов банков за счет реализации имущества казны;

    Органы местного самоуправления (при невозможности исполнения решения суда за счет средств местного бюджета) будут лишены возможности оплаты исков о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также исков, предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности к публично – правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, за счет реализации судебными приставами имущества казны.

    Правильность этих выводов подтверждается Бюджетным кодексом РФ (статьи 100, 102) и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22 июня 2006 года № 23.

    Кроме того, органы местного самоуправления станут плательщиками налогов и сборов, которые они платить не должны в силу своей властной природы и существующих в Российской Федерации межбюджетных отношений.

    Так, согласно ст.11 Налогового кодекса РФ плательщиками налогов являются российские или иностранные организации. Вместе с тем казна - не организация. Казна- это информация (база данных) об имуществе, собственником которого является муниципальное образование (район, городской округ, поселение).

    Казна – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, которые, в свою очередь, также не являются организациями. По данному вопросу есть многочисленная судебная практика: Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2006 г. № А65-7565/2006-СА2-22, Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. № А42-3067/2006-29, Решение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 12358/03.

    Кроме того определение предпринимательской деятельности (п.1 статьи 2 ГК РФ) и положения статей 1-23 Налогового кодекса РФ свидетельствуют о том, что казна муниципального образования не является плательщиком налогов и сборов.

    Требования об обязательном учете имущества казны на балансе администраций (органов по управлению имуществом) финансовые органы обосновывают письмами Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 22.02.2006 № 03-06-01-04/39 и от 03.03.2006 № 03-06-01-04/56.

    Между тем, в специальном информационном письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138, подписанном заместителем Минфина РФ С.Д.Шаталовым, подчеркивается, что Минфин РФ издает нормативные акты в виде приказов; письма Минфина РФ, в которых разъясняется применение отдельных норм, нельзя считать нормативными актами , обязательными к исполнению налогоплательщиками и налоговыми органами.

    На балансе органа местного самоуправления учитывается только то имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления и используется им для осуществления властных управленческих функций некоммерческого характера. Имеется в виду то имущество, которое поименовано в решениях глав поселений «О закреплении имущества на праве оперативного управления за администрацией поселения». Надеюсь такие решения есть во всех поселениях. Если их нет, необходимо, не откладывая, подготовить такие документы.

    Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что на балансе юридического лица имущество, не принадлежащее данному юридическому лицу, должно учитываться обособленно от имущества, ему принадлежащего. Эту норму можно применить и для учета имущества казны.

    Считаю, что было бы целесообразным применение следующих возможных способов учета имущества казны:

    Отдельный учет имущества казны путем включения в реестр муниципальной собственности раздела «Казна» (учет можно поручить бухгалтерии или отделу по управлению имуществом);

    Учет имущества казны на забалансовом учете администраций поселений или комитетов (отделов) по управлению имуществом муниципальных образований.

    Заместитель руководителя

    департамента имущественных

    отношений Краснодарского края

    Поиск в тексте

    Действующий

    Об утверждении Положения за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, органами администрации города города и иным лицам (с изменениями на 24 мая 2017 года)

    Название документа:
    Номер документа: 1499-па
    Вид документа:
    Принявший орган:
    Статус: Действующий
    Опубликован:
    Дата принятия: 27 июля 2009
    Дата начала действия: 27 июля 2009
    Дата редакции: 24 мая 2017

    Об утверждении Положения о закреплении муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города и передаче по гражданско-правовым договорам...

    АДМИНИСТРАЦИЯ
    ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    Документ с изменениями, внесенными:


    ________________________________


    В целях приведения муниципальных актов в соответствие с

    постановляю:

    1. Утвердить прилагаемое Положение "О закреплении муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города и передаче по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения) муниципальным унитарным предприятиям, учреждениям, отраслевым и территориальным органам администрации города и иным лицам".

    2. Признать утратившим силу постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 05 апреля 2004 г. N 23-па "Об утверждении Порядка закрепления муниципального имущества за муниципальными (казенными) предприятиями, учреждениями, органами местного самоуправления, отделами администрации города с правами юридического лица, иными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, передачи по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения и т.д.) и его использовании".

    Глава города
    В.П. Михалев

    Положение о закреплении муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города и передаче по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения) ..


    УТВЕРЖДЕНО
    Постановлением
    администрации города
    Комсомольска-на-Амуре
    от 27 июля 2009 года N 1499-па

    ПОЛОЖЕНИЕ
    о закреплении муниципального имущества за муниципальными
    унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми
    и территориальными органами администрации города
    и передаче по гражданско-правовым договорам
    (безвозмездного пользования, хранения) муниципальным
    унитарным предприятиям, учреждениям, отраслевым
    и территориальным органам администрации
    города и иным лицам

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом , Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" , Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" , Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. федеральных законов от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ, от 08 ноября 2008 г. N 195-ФЗ), Уставом муниципального образования "Город Комсомольск-на-Амуре" , решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16 февраля 2007 г. N 1 "Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" , положением о Комитете по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

    1.2. Положение устанавливает процедуру закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города, передачи муниципального имущества с баланса на баланс и передачи муниципального имущества по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения) муниципальным унитарным предприятиям, учреждениям, отраслевым и территориальным органам администрации города и иным лицам.

    1.3. Уполномоченным органом по закреплению муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города (далее - "Предприятия, Учреждения") на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, передаче по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения) "Предприятиям, Учреждениям" и иным лицам, от имени муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" выступает Комитет по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - "Комитет").

    1.4. Муниципальное имущество закрепляется как в случае создания "Предприятия, Учреждения", так и в процессе осуществления хозяйственной деятельности при приобретении "Предприятием, Учреждением" имущества за счет доходов от своей деятельности, за счет средств местного бюджета и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

    1.5. "Предприятия, Учреждения" не вправе списывать, продавать закрепленное имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия "Комитета".

    1.6. Ответственность за сохранность муниципального имущества возлагается на руководителей "Предприятий, Учреждений" и иных лиц, которым имущество передано по гражданско-правовым договорам.

    2. Закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления при создании "Предприятия, учреждения", реорганизации "Предприятия, учреждения" и в процессе его деятельности

    2.1. В случае создания муниципального "Предприятия, Учреждения" учредитель наделяет "Предприятие, Учреждение" необходимым имуществом для осуществления деятельности. Муниципальному унитарному предприятию это имущество передается для формирования уставного фонда и в качестве основных средств для осуществления хозяйственной деятельности, а муниципальному учреждению - в качестве основных фондов.
    После регистрации "Предприятия, Учреждения" и назначения его руководителя, для закрепления имущества в "Комитет" направляются документы, согласно перечню (приложение N 1).

    2.2. В случае реорганизации "Предприятия, Учреждения" в "Комитет" направляются документы для закрепления недвижимого имущества и транспортных средств, согласно перечню (приложение N 1) и дополнительно направляются следующие документы:
    - сведения о правах третьих лиц на имущество (при наличии прав);
    - акт приема-передачи активов и пассивов "Предприятий, учреждений" в 2-х экземплярах, подтверждающий правопреемство) и отношении муниципального имущества;
    - копии технических паспортов (при наличии изменений характеристик объектов недвижимости - копии технических паспортов с учетом данных изменений). (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

    2.3. Закрепление недвижимого имущества за "Предприятием, Учреждением" на праве хозяйственного ведения, оперативного управления при создании, реорганизации "Предприятия, Учреждения" и в процессе его деятельности осуществляется в следующем порядке:

    2.3.1. Закрепление недвижимого имущества муниципальной собственности осуществляется приказом "Комитета".

    2.3.2. Основанием для закрепления в процессе деятельности "Предприятия, Учреждения" недвижимого имущества, принимаемого в муниципальную собственность, включая введенные в эксплуатацию объекты капитального строительства за счет средств местного бюджета, является правовой акт администрации города об организации приема имущества в муниципальную собственность, акт приема-передачи, утвержденный главой города, акт оценки или решение суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Дополнительно к перечню документов, согласно перечню (приложение N 1) "Предприятием, Учреждением" направляются в "Комитет" копии действующих технических паспортов. Право хозяйственного ведения и оперативного управления на имущество возникает у "Предприятия, Учреждения" с момента оформления акта приема-передачи. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

    2.3.3. Для закрепления объектов недвижимости собственного капитального строительства, осуществляемого муниципальными унитарными предприятиями, предприятием направляются в "Комитет" следующие документы:
    - акт ввода в эксплуатацию;
    - бухгалтерскую справку о стоимости объекта;
    - документы, согласно перечню, указанному в п.п. 1 приложения N 1;
    - копии действующих технических паспортов, технических планов, правоустанавливающие документы на земельный участок.
    Право хозяйственного ведения и оперативного управления на имущество возникает у "Предприятия, Учреждения" на основании приказа "Комитета". (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

    2.3.4. Государственная регистрация права хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты недвижимости осуществляется "Предприятием, Учреждением" в регистрирующем органе за счет средств "Предприятия, Учреждения" в соответствии с действующим законодательством.

    2.3.5. Сведения (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объекте недвижимого имущества) об осуществлении государственной регистрации права оперативного управления, хозяйственного ведения представляются "Предприятием, Учреждением" в "Комитет" в течение месяца с даты выдачи свидетельства.

    2.3.6. "Предприятие, Учреждение" самостоятельно оформляет право землепользования на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, в установленном законодательством порядке и предоставляет в "Комитет" в 3х-дневный срок правоустанавливающие документы. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

    2.3.7. Перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, изменение уровня инженерного благоустройства объектов недвижимости может осуществляться только с письменного согласия муниципального образования "Город Комсомольск-на-Амуре" и подлежит оформлению в установленном порядке. "Предприятием, Учреждением" после завершения работ при изменении технических или качественных характеристик объектов недвижимости проводится техническая инвентаризация с предоставлением в месячный срок в "Комитет" оригиналов технических планов. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 9 сентября 2014 года N 3208-па .

    2.4. Транспортные средства закрепляются в хозяйственное ведение, оперативное управление за "Предприятием, Учреждением" приказом "Комитета", по факту приобретения (получения), с направлением в месячный срок со дня приобретения в "Комитет" документов, согласно перечню, указанному в приложении 1, и дополнительным направлением справки о балансовой стоимости транспортного средства, с указанием всех произведенных затрат по приобретению, доставке, дооборудованию, копий платежных поручений, копии счета-фактуры, копии накладной.
    При приобретении транспортного средства за счет лимитов местного бюджета "Предприятием, Учреждением" направляется в "Комитет" копия муниципального контракта.
    Право хозяйственного ведения и оперативного управления по транспортным средствам возникает у "Предприятия, Учреждения" с момента издания приказа "Комитета".

    2.5. Движимое имущество, приобретенное «Предприятием, Учреждением» в процессе деятельности или полученное по иным основаниям, за исключением транспортных средств, имущества, полученного по муниципальным контрактам в связи с исполнением государственных полномочий, особо ценного движимого имущества, считается переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление «Предприятия, Учреждения» с момента постановки на баланс.
    Приказ «Комитета» на закрепление движимого имущества не издается, за исключением случаев закрепления транспортных средств, имущества, полученного по муниципальным контрактам в связи с исполнением государственных полномочий, особо ценного движимого имущества, и получения «Предприятием, Учреждением» имущества в рамках реализации приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 17 февраля 2011 года N 421-па , Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 26 марта 2013 года N 955-па .

    2.6. Закрепление движимого имущества, приобретенного "Предприятием, Учреждением" в рамках реализации приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ или переданного иными публично-правовыми образованиями осуществляется приказом "Комитета" на основании и в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами правительства РФ и нормативными актами Хабаровского края, постановления администрации города о приеме в муниципальную собственность, акта приема-передачи. "Предприятием, Учреждением" направляются в "Комитет" документы согласно перечню, указанному в п. 1 приложения 1, дополнительно при приобретении или получении транспортных средств направляются документы, указанные в 1-ом абзаце п. 2.4 настоящего Положения. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

    2.7. Закрепление особо ценного движимого имущества, в том числе транспортных средств, приобретенного муниципальным автономным или бюджетным учреждением в процессе деятельности или полученное по иным основаниям, осуществляется согласно приказу «Комитета» в соответствии с перечнем документов, указанном в приложении N 1. В случае приобретения или получения транспортных средств дополнительно предоставляются документы, указанные в п. 2.4 настоящего Положения. (Пункт дополнительно включен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 17 февраля 2011 года N 421-па).

    2.8. Имущество, находящееся у "Предприятия, Учреждения" на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, отражается на его балансе в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.

    2.9. По итогам отчетного квартала в сроки, установленные для сдачи отчетности, "Предприятия, Учреждения" представляют в "Комитет" перечень имущества и сводную ведомость основных средств, с учетом вновь введенных и списанных объектов.

    2.10. "Предприятие, Учреждение" обязано:
    - обеспечить сохранность и эффективное использование закрепленного за ним муниципального имущества строго по целевому назначению;
    - не допускать ухудшение состояния имущества, поддерживать его в исправном состоянии, осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за "Предприятием, Учреждением" имущества;
    - производить переоценку закрепленного за ним муниципального имущества на дату, установленную действующим законодательством.

    2.11. Руководители "Предприятий, Учреждений" обязаны обеспечить своевременное и достоверное отражение в бухгалтерской отчетности приобретение основных средств за счет средств бюджетов всех уровней и прочих источников финансирования (платные услуги, добровольное пожертвование и т.п.).

    2.12. Руководители «Предприятий, Учреждений» обязаны обеспечить представление в «Комитет» документов на закрепление на праве хозяйственного ведения, оперативного управления:
    - недвижимого имущества - в течение 10 дней с момента постановки на баланс;
    - движимого имущества - в течение 30 дней по окончании отчетного квартала. (Пункт дополнительно включен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па).

    3. Изъятие муниципального имущества из хозяйственного ведения предприятия или оперативного управления учреждения

    3.1. Муниципальное имущество может быть изъято из хозяйственного ведения, оперативного управления "Предприятия, Учреждения" по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом .
    Предложение об изъятии излишнего, не используемого или используемого не по назначению имущества может исходить от «Комитета», отраслевого, территориального органа администрации города, курирующего «Предприятие, Учреждение», или от самого «Предприятия, Учреждения» по согласованию с отраслевым, территориальным органом.
    В отношении муниципального автономного учреждения предложение об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, рассматривает наблюдательный совет автономного учреждения и дает соответствующие рекомендации. Отраслевой орган принимает решение после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения.
    Решение об изъятии имущества оформляется приказом «Комитета». Передача имущества производится по акту приема-передачи. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 26 марта 2013 года N 955-па .

    3.2. Имущество считается изъятым из хозяйственного ведения, оперативного управления "Предприятия, Учреждения" с момента передачи имущества по акту приема-передачи на основании изданного приказа "Комитета". Обязанность по составлению акта приема-передачи возлагается на "Предприятие, Учреждение".

    3.3. В случаях, когда изымаемое имущество не передается другому "Предприятию, Учреждению", это имущество учитывается в муниципальной казне в установленном порядке.

    4. Порядок передачи с баланса на баланс (перезакрепления) муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий и в оперативном управлении учреждений

    4.1. В случае не использования муниципального имущества в хозяйственной деятельности "Предприятия, Учреждения", указанное имущество может быть передано на баланс другому "Предприятию, Учреждению".
    Передача имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении с баланса одного "Предприятия, Учреждения" на баланс другого осуществляется на основании приказа "Комитета" по инициативе "Предприятия, Учреждения", отраслевого, территориального органа администрации города или "Комитета" с исключением передаваемого имущества из состава имущества "Предприятия, Учреждения" и одновременном включении переданного имущества в состав другого "Предприятия, Учреждения".
    В отношении муниципального автономного учреждения предложение об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления и передаче в его баланс другого «Предприятия, Учреждения», рассматривает наблюдательный совет автономного учреждения и дает соответствующие рекомендации. Отраслевой орган принимает решение после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 26 марта 2013 года N 955-па .

    4.2. Для оформления передачи имущества с баланса на баланс "Предприятий, Учреждений" в "Комитет" направляются следующие документы:
    - письмо "Предприятия, Учреждения" с предложением о передаче (перезакреплении) имущества на баланс другого "Предприятия, Учреждения", согласованное с курирующим отраслевым, территориальным органом администрации города;
    - письмо "Предприятия, Учреждения" о согласии принять имущество на свой баланс, согласованное с курирующим отраслевым, территориальным органом администрации города;
    - перечень передаваемого (принимаемого) имущества, согласно приложению 3 к Положению.
    На основании представленных документов "Комитет" оформляет приказ о перезакреплении имущества "Предприятий, Учреждений".

    4.3. В месячный срок после издания приказа "Комитета" о разрешении на передачу имущества передающая сторона обязана передать принимающей стороне следующие документы:
    - акт приема-передачи объекта основных средств (ф. N ОС-1 , ф. N ОС-1а , ф. 0306001, ф. 0306030);
    - извещение-авизо;
    - техническую и правоустанавливающую документацию на объект основных средств.

    4.4. При передаче с баланса на баланс (перезакреплении) объектов недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный п. 2.3 настоящего Положения.

    4.5. В случае не представления в "Комитет" полного пакета документов, указанных в п. 4.2 настоящего Положения заявителю направляется отказ.

    5. Передача муниципального имущества по договорам безвозмездного пользования, хранения

    (в редакции Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па

    5.1. Муниципальное имущество может быть передано по договору безвозмездного пользования по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения договора или без проведения конкурса в соответствии с действующим законодательством. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

    5.2. В случае если в качестве ссудополучателя по договору выступает Предприятия, Учреждения, для которых в соответствии с действующим законодательством имущество передается без проведения конкурса, договор безвозмездного пользования заключается на основании приказа "Комитета" о заключении договора и заявления на передачу имущества, согласованного с балансодержателем и курирующим балансодержателя отраслевым, территориальным органом администрации города. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

    5.3. В случае, если в качестве ссудополучателя выступают немуниципальные организации, которым в соответствии с действующим законодательством имущество передается без проведения конкурса или аукциона, решение о передаче объектов недвижимого имущества в безвозмездное пользование принимает глава города Комсомольска-на-Амуре на основании заявления ссудополучателя. Стороной по договору от имени муниципального образования выступает "Комитет". (Пункт дополнительно Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па).
    Пункты 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7 считать пунктами 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8 соответственно - .

    5.4. Фактическая передача муниципального имущества осуществляется с момента передачи имущества по акту приема-передачи.

    5.5. Действия по совершению сделок гражданско-правового характера в отношении переданного по договору безвозмездного пользования "Предприятию, Учреждению" или иному лицу имущества допускаются только с письменного согласия "Комитета".

    5.6. Муниципальное имущество передается по договорам безвозмездного пользования "Предприятиям, Учреждениям" и иным лицам для использования в хозяйственной деятельности с целью содержания и поддержания муниципального имущества в технически исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта за счет собственных средств ссудополучателя. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

    5.7. В целях обеспечения сохранности муниципальное имущество может быть передано "Предприятию, Учреждению" и иным лицам по договорам хранения. Передача муниципального имущества оформляется актом приема-передачи. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

    5.8. В случае нарушения условий договора заключенные гражданско-правовые договоры расторгаются в установленном порядке с возвратом имущества собственнику и возмещением нанесенного ему материального ущерба.


    Приложение N 1 к Положению. Перечень основных документов, направляемых в комитет по управлению имуществом администрации города для закрепления имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления при создании, реорганизации....

    Приложение N 1
    к Положению
    о закреплении муниципального имущества
    за муниципальными унитарными
    предприятиями, учреждениями,
    отраслевыми и территориальными
    органами администрации города
    и передаче по гражданско-правовым
    договорам (безвозмездного пользования,
    хранения) муниципальным унитарным
    предприятиям, учреждениям, отраслевым
    и территориальным органам администрации
    города и иным лицам

    ПЕРЕЧЕНЬ
    основных документов, направляемых в комитет по управлению
    имуществом администрации города для закрепления имущества
    на праве хозяйственного ведения, оперативного управления
    при создании, реорганизации "Предприятий, Учреждений"

    1. Документы для закрепления имущества, независимо от его вида:

    1.1. Заявление о закреплении имущества, согласованное с отраслевым, территориальным органом администрации города;

    1.2. Перечень имущества, подлежащего закреплению на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, согласно приложению 2 к Положению.

    2. Дополнительные документы для закрепления транспортных средств:

    2.1. Копия паспорта транспортного средства;

    2.2. Копия паспорта самоходной машины и других видов техники.
    Пункты 3.1, 3.2 считать пунктами 2.1, 2.2 соответственно - Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .


    Приложение N 2 к Положению. Перечень для закрепления муниципального имущества предприятию (учреждению) на праве оперативного управления (хозяйственного ведения)

    Приложение N 2
    к Положению
    о закреплении муниципального имущества
    за муниципальными унитарными
    предприятиями, учреждениями,
    отраслевыми и территориальными
    органами администрации города
    и передаче по гражданско-правовым
    договорам (безвозмездного пользования,
    хранения) муниципальным унитарным
    предприятиям, учреждениям, отраслевым
    и территориальным органам администрации
    города и иным лицам

    Наименование имущества

    Инвентарный номер

    Характеристика

    Площадь (протяжен.)

    Дата постановки на баланс

    Амортизация (износ) (руб.)

    Остаточная стоимость (руб.)

    Наименование, номер, дата документа, подтверждающего приобретение

    Группа "Здания" - пообъектный перечень

    Итого по группе "Здания" (кол-во, сумма)

    Группа "Сооружения" - пообъектный перечень

    Итого по группе "Сооружения" (кол-во, сумма)

    Группа "Передаточные устройства" - пообъектный перечень

    Итого по группе "Передаточные устройства" (кол-во, сумма)

    Группа "Машины и оборудование" - пообъектный перечень

    Итого по группе "Машины и оборудование" (кол-во, сумма)

    Группа "Транспорт" - пообъектный перечень

    Итого по группе "Транспорт" (кол-во, сумма)

    Группа "Инструмент" - пообъектный перечень

    Итого по группе "Инструмент" (кол-во, сумма)

    Группа "Произв. и хоз. инвентарь" - пообъектный перечень

    Итого по группе "Произв. и хоз. инвентарь" (кол-во, сумма)

    Группа "Книжный фонд" - пообъектный перечень

    Итого по группе "Книжный фонд" (кол-во, сумма)

    Группа "Насаждения" - пообъектный перечень

    Итого по группе "Насаждения" (кол-во, сумма)

    Группа "Прочие ОС" - пообъектный перечень

    Итого по группе "Прочие ОС" (кол-во, сумма)

    ИТОГО по всем видам групп




    Гл. бухгалтер

    М.П.




    Приложение N 3 к Положению. Перечень муниципального имущества передаваемого с баланса предприятия (учреждения) на баланс предприятия (учреждения)

    Приложение N 3
    к Положению
    о закреплении муниципального имущества
    за муниципальными унитарными
    предприятиями, учреждениями,
    отраслевыми и территориальными
    органами администрации города
    и передаче по гражданско-правовым
    договорам (безвозмездного пользования,
    хранения) муниципальным унитарным
    предприятиям, учреждениям, отраслевым
    и территориальным органам администрации
    города и иным лицам

    Перечень
    муниципального имущества передаваемого с баланса
    предприятия (учреждения) _____________________________________

    (наименование)

    на баланс предприятия (учреждения) ____________________________

    (наименование)

    Наименование имущества

    Инвентарный номер

    Характеристика

    Площадь (протяжен.)

    Шифр амортизации (группа основных средств)

    Дата пост. на баланс

    Восстановительная стоимость (балансовая стоимость) (руб.)

    Амортизация (износ) (руб.)

    Остаточная стоимость (руб.)


    Руководитель муниципального предприятия (учреждения)

    Гл. бухгалтер

    М.П.

    Примечание: в графе характеристика заполняется адрес объекта недвижимости.

    Текст документа сверен по:
    Официальная рассылка

    Редакция документа
    подготовлена "Софтинформбюро"

    Об утверждении Положения о закреплении муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города и передаче по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения) муниципальным унитарным предприятиям, учреждениям, отраслевым и территориальным органам администрации города и иным лицам (с изменениями на 24 мая 2017 года)

    Название документа:
    Номер документа: 1499-па
    Вид документа: Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре
    Принявший орган: Администрация города Комсомольска-на-Амуре
    Статус: Действующий
    Опубликован: Дальневосточный Комсомольск, N 61, 04.08.2009
    Дата принятия: 27 июля 2009
    Дата начала действия: 27 июля 2009
    Дата редакции: 24 мая 2017

    Объект незавершенного строительства закреплен за администрацией муниципального образования на праве оперативного управления и учитывается на счете 110611000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения".
    Как в бюджетном учете отразить передачу объекта незавершенного строительства в состав имущества казны?

    В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. На основании ст. 125 и ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.
    Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, ст. 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
    В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 данного Закона она является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.
    Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
    Таким образом, администрация муниципального образования одновременно наделена полномочиями органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, финансового органа, а также муниципального казенного учреждения.
    Следовательно, Администрация муниципального образования может выделить две категории имущества, которое по объективным причинам не может быть закреплено за каким-либо муниципальным учреждением на праве оперативного управления:
    1. Имущество, которое непосредственно будет использоваться Администрацией для осуществления управленческих функций.
    2. Имущество, которое будет использоваться публично-правовым образованием для решения вопросов местного значения в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ.
    Первая категория имущества может быть закреплена за самой Администрацией на праве оперативного управления и отражена в бюджетном учете в качестве соответствующих объектов нефинансовых активов. А вот вторая категория имущества, как правило, относится к имуществу казны соответствующего публично-правового образования.
    Таким образом, в качестве собственника муниципальное образование принимает решение о наиболее эффективном способе использования своего имущества (закреплении его за конкретной организацией на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или учете в составе имущества казны). В основе решения по каждому объекту должно лежать социальное и экономическое обоснование.
    В настоящее время органы местного самоуправления, казенные учреждения ведут бюджетный учет в порядке, предусмотренном "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).
    В рассматриваемой ситуации объект незавершенного строительства закреплен за Администрацией муниципального образования (учреждением) на праве оперативного управления и учитывается на счете 110611000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения". Однако для реализации муниципальных задач и функций в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципального образования признано целесообразным и эффективным передать данный объект в состав имущества казны.
    Таким образом, по сути, осуществляется передача учреждением муниципального имущества с прекращением права оперативного управления органу, осуществляющему от имени муниципального образования права собственника имущества. Следовательно, для отражения передачи в соответствии с п. 34 Инструкции N 162н желательно использовать счет 140120241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям".
    Согласно требованиям Инструкции N 157н учет объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, осуществляется на балансовом счете 10800 "Нефинансовые активы имущества казны". А из содержания п.п. 141-146 Инструкции N 157н следует, что для принятия объекта к учету в составе имущества казны, например, на счете 010851000 "Недвижимое имущество, составляющее казну" достаточно, чтобы он мог быть отнесен к недвижимому имуществу. Напомним, что согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся, в частности, объекты незавершенного строительства*(1).
    Таким образом, при переводе объекта незавершенного строительства в состав имущества казны в соответствии с п.п. 34, 38 Инструкции N 162н в учете должны быть оформлены следующие бухгалтерские записи:
    Дебет КРБ 140120241 Кредит КРБ 110611410
    - передан администрацией (муниципальным казенным учреждением) с прекращением права оперативного управления объект незавершенного строительства;
    Дебет гКБК 110851310 Кредит КДБ 140110180
    - принят администрацией (органом, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника имущества) в состав имущества казны объект незавершенного строительства.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Миллиард Мария

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Пименов Владимир

    ──────────────────────────────────────────────────
    *(1) Обратите внимание, что положения п. 92 действовавшей до 1 января 2011 года Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, прямо предусматривали учет в составе имущества казны на счете 010801000 "Недвижимое имущество в составе имущества казны" соответствующих капитальных вложений (объектов незавершенных строительством) (смотрите также статью "Изменения в учете нефинансовых активов бюджетного учреждения" (Л.П. Курочкина, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 7, апрель 2009 г.)).