Храмовый комплекс индия. Древние индийские храмы

В 1838 году английский исследователь, пробираясь через джунгли Индии, совершенно случайно обнаружил загадочные древние Храмы. Подойдя ближе к этим священным сооружениям, исследователь просто потерял дар речи, оказалось, что он сумел найти затерянные эротические древнеиндийские храмы. Эти места до сих пор окутаны плотной тайной «завесой».

Затерянные Храмы Индии — это визитная карточка, которая известна всей планете. Их идеальные пропорции, и индийская утонченность являются идеалами древней красоты.

Древние индусы владели великими тайнами, и кажется, что стены затерянных Храмов и сейчас хранят самое сокровенное внутри себя. Разгадает ли кто-либо эти древние загадки?

Индия хранит множество секретов. В непроходимых тропических джунглях этой страны был совершен самый великий подвиг в области строительства — в этих местах было создано огромное количество древних причудливых Храмов, которые и сейчас являются священными местами для индусов всех вероисповеданий.

Большинство старинных Храмов расположены на юге Индии. Это место является сердцем традиционной индийской религиозной культуры, родиной вечнозеленых рисовых плантаций и густых пальмовых рощ. В этой местности древние Храмы возникают то тут, то там, они как-бы парят над сельским ландшафтом.

Более тысячи лет тому назад один из величайших царей Индии Раджа Раджа Великий решил осуществить одно из самых гигантских строительств за всю человеческую историю.

Он и его последователи потратили столько каменного строительного материала, что это количество даже превзошло количество камней, которые ушли на строительство египетской пирамиды Хеопса. Древние мастера-художники создали величайшие произведения искусства, подобное больше не встречается на планете.

Со временем древние священные Храмы Раджа Раджи становились все больше и больше. В некоторых храмах настолько просторно, что можно разместить даже целые поселки.

Зачем все это было нужно Раджа Радже? Им двигала сила древней веры. Как известно, индусы, во все времена, были очень религиозным и верующим народом. В древней Индии почитали огромнейшее количество Богов, а также их ближайшее окружение.

Даже в наше современное время, в удаленных деревнях, каждое утро, старшая дочь в семье совершает один и тот же ритуал — с восходом солнца она рисует замысловатые узоры с помощью разноцветной рисовой муки. Узоры рисуют прямо перед порогом дома, они предназначены преграждать дорогу злым духам и нечистой силе. Индусы считают, что эти изображения притягивают удачу и благополучие.

Женщины рисуют эти загадочные узоры по всей Индии. Рисунки называются колам. Рисовая мука, из которой их создают, за день разносится ветром, поэтому утром на земле «появляются» новые рисунки и узоры.

В индуизме каждая жизнь является священной, даже жизнь крошечного насекомого. В древних священных Храмах сотни священников совершают религиозные обряды чтобы «умастить» своих Богов.

Фаллический символ — Каменный Линга. Он есть в большинстве древних Храмов, ему возносят множество молитв. Западным людям трудно понять эротическую сторону древней индуисткой религии, которая наполнена обнаженными женскими фигурами, многоликими Богами и фаллосами, но для индусов только эта религия понятна и «правильна».

Во время священных праздников фигуры Богов выносят и, вознося молитвы, шествуют с ними вокруг Древних Храмов.

Индусы верят, что если они будут правильно выполнять все обряды и чтить своих Богов, то Боги уготовят для них счастливую жизнь.

Хармандир-Сахиб (Амритсар, Золотой храм)

Хармандир-Сахиб – это главная святыня сикхов, а также самый известный золотой храм в Индии. Находится он в городе Амритсар, штат Пенджаб, в центре священного озера Амритсар, в которое погружаются паломники, перед тем как войти в храм. Стены здания покрыты золотыми плитами и драгоценными камнями, а внутреннее убранство еще богаче внешнего. Сикхи проповедуют равенство и единство всех религий, поэтому бесплатный вход открыт всем желающим, нужно лишь вымыть ноги и надеть головной убор. Ежедневно Хармандир-Сахиб посещают более 20000 человек. В храме есть бесплатная столовая, где любой человек, будь то турист или паломник, может поесть простой индийской пищи. Здесь можно остаться и на ночлег, для этого есть специальные спальные комнаты.

Храм Минакши


Восхитительный храмовый комплекс расположен на площади в самом центре города Мадурай штата Тамилнад и занимает площадь в 6 гектаров. Воздвигнуто сооружение было в честь свадьбы Шивы и Минакши, одной из аватар Парвати. Это событие ежегодно отмечается и по сей день. В храме Минакши представлен весь красочный мир индуизма: стены покрыты фигурами богов, мифических животных, стражей, жрецов, музыкантов, мужчин и женщин. Масштабы и пестрота поражают. Здесь интересно побывать и взрослым и детям, ежедневно храм посещают около 15 тысяч человек.

Большая ступа в Санчи


Ступа, или место захоронения останков Будды, имеет огромное значение в религиозной жизни многих индусов. Наиболее известная и почитаемая из них находится в Санчи, расположенном в Центральной Индии. Она была выстроена в третьем столетии до н.э. и прекрасно сохранила свой внешний облик. В наши дни ступа Санчи подверглась реставрации. Купол в виде полусферы символизирует свод неба, а верхняя часть – священную для буддистов гору Меру. Внутри сооружения, по преданиям, находится часть останков Будды. Святилище окружено массивной оградой из камня с четырьмя церемониальными воротами, украшенными искусной резьбой, которые являются одним из наиболее известных символов Индии.

Храмовый комплекс Аджанты


Храмовый комплекс Аджанты – один из наиболее древних пещерных храмов Индии, где сохранились не только вырезанные из камня колонны и украшения стен, но и многочисленные фрески с великолепными красочными изображениями. Он состоит из 29 залов-пещер, наиболее древние из которых выстроены в I-III веках нашей эры. Храмовые сооружения здесь соседствуют с монастырскими кельями, поскольку были созданы монахами, искавшими уединения от мирской суеты. Каждый из залов имеет квадратную форму, потолок поддерживают каменные, украшенные богатой резьбой колонны. По бокам центрального зала располагаются маленькие кельи, в которых жили монахи.

Пещерный храм Эллоры


Прекраснейший храмовый комплекс, включающий буддистские, индуистские и джайнские храмы, расположен вблизи деревни Эллора (штат Махараштра). Впечатляющие каменные сооружения высечены из цельной скалы посреди горного массива, окружающего их со всех сторон как стенки гигантской чаши. Здесь расположен один из наиболее почитаемых образцов дравидийской архитектуры – храм Кайлас, где можно увидеть высеченные из камня гигантские статуи богов Вишну, Шивы, богини Лакшми и других представителей индуистского пантеона.

Храм Кхаджурахо


Один из наиболее известных и посещаемых европейцами храмов – Кхаджурахо, посвященный индуистскому божеству Шиве-разрушителю. Он расположен в штате Мадхья-Прадеш и носит имя Кандарья-Махадева. Знаменит этот храм своей каменной резьбой, представляющей тысячи разнообразных сюжетов эротического содержания, выполненных с удивительным искусством и натуралистичностью. Храмовые сооружения сами по себе удивительно красивы, а пикантная каменная резьба привлекает сюда десятки тысяч туристов, которые хотят увидеть знаменитую «каменную Камасутру» собственными глазами. В феврале и марте здесь проводится ежегодный фестиваль индийского традиционного танца – это лучшее время для посещения храмового комплекса Кхаджурахо.

Храм Лингараджа


Храм Лингараджа в штате Орисса является одним из наиболее впечатляющих сооружений фаллического культа Шивы. Возведенный в 9 веке н.э., он сегодня представляет собой грандиозный храмовый комплекс, центральная башня которого имеет 55-метровую высоту и по форме напоминает початок кукурузы. Башня покрыта резьбой, изображающей женские фигуры, переплетающиеся с фигурами различных животных. В главном святилище установлен гранитный лингам высотой около 8 метров. Индуисты считают, что он принадлежит не только Шиве, но и Вишну – этот признак делает храм Лингараджа уникальным и одним из наиболее почитаемых в Индии.

Храм Каши Вишванатх (Варанаси)


Расположенный в древнейшем индийском городе Варанаси (Бенарес), храм Каши Виштванатх неоднократно подвергался полному разрушению, но каждый раз восстанавливался вновь. Сегодня это одно из наиболее священных мест для каждого индуиста. Стены храма покрыты позолотой, на которую было истрачено около 800 кг золота. К сожалению, храм расположен посреди плотной городской застройки, и для того, чтобы увидеть его золотую крышу, туристам необходимо подняться на третий этаж соседнего здания. Внутри храма, в отделанном чистым серебром углублении, находится его главная святыня – лингам Ади Вишеашвара, охраняемый серебряной коброй.

Храм Венкатешвары


Храм Венкатешвары, который находится в штате Андра-Прадеш в Юго-Восточной Индии, занимает площадь, превышающую два гектара. Это одно из наиболее посещаемых святилищ мира, называемое индуистским Ватиканом и посвященное богу Вишну. Храм был воздвигнут более тысячи лет назад на одном из семи холмов Тирумалы (Священной Горы). Хотя бы один раз в жизни его обязан посетить каждый адепт индуистской религии. Роскошь украшений и отделки храма поражает не только верующих, но и туристов: центральная башня-вимана покрыта чистым золотом, внутренняя отделка тоже выполнена из золота и драгоценных камней. Храм Венкатешвары отличается не только исключительным богатством пожертвований, но и их оригинальностью. Верующие приносят в жертву Вишну собственные волосы, общий вес которых достигает около 15 тонн в год.

Древнейшая, насчитывающая как минимум пять тысячелетий, архитектура Индии нашла свое наиболее совершенное воплощение в величественных храмовых сооружениях, расположенных на всей территории этой огромной страны…

Древние храмы Индии воплощают все многообразие религиозных традиций, то сменявших одна другую, то сосуществовавших рядом в течение многих столетий, поддерживая и дополняя друг друга. Именно эти традиции создали пестрый и столь впечатляющий европейцев многоликий образ индийской цивилизации.

В этой статье мы постарались описать наиболее известные и почитаемые древние храмы Индии. Практически все они включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются культурными сокровищами всего человечества.

Большая ступа в Санчи

Ступа, или место захоронения останков Будды, имеет огромное значение в религиозной жизни многих индусов. Наиболее известная и почитаемая из них находится в Санчи, расположенном в Центральной Индии. Она была выстроена в третьем столетии до н.э. и прекрасно сохранила свой внешний облик.

В наши дни ступа Санчи подверглась реставрации. Купол в виде полусферы символизирует свод неба, а верхняя часть - священную для буддистов гору Меру. Внутри сооружения, по преданиям, находится часть останков Будды.

Святилище окружено массивной оградой из камня с четырьмя церемониальными воротами, украшенными искусной резьбой, которые являются одним из наиболее известных символов Индии.

Храмовый комплекс Аджанты

Храмовый комплекс Аджанты - один из наиболее древних пещерных храмов Индии, где сохранились не только вырезанные из камня колонны и украшения стен, но и многочисленные фрески с великолепными красочными изображениями.

Он состоит из 29 залов-пещер, наиболее древние из которых выстроены в I-III веках нашей эры. Храмовые сооружения здесь соседствуют с монастырскими кельями, поскольку были созданы монахами, искавшими уединения от мирской суеты.

Каждый из залов имеет квадратную форму, потолок поддерживают каменные, украшенные богатой резьбой колонны. По бокам центрального зала располагаются маленькие кельи, в которых жили монахи.

Пещерные храмы Эллоры

Прекраснейший храмовый комплекс, включающий буддистские, индуистские и джайнские храмы, расположен вблизи деревни Эллора (штат Махараштра).

Впечатляющие каменные сооружения высечены из цельной скалы посреди горного массива, окружающего их со всех сторон как стены гигантской чаши.

Здесь расположен один из наиболее почитаемых образцов дравидийской архитектуры - храм Кайлас, где можно увидеть высеченные из камня гигантские статуи богов Вишну, Шивы, богини Лакшми и других представителей индуистского пантеона.

Храм Кхаджурахо

Один из наиболее известных и посещаемых европейцами храмов - Кхаджурахо, посвященный индуистскому божеству Шиве-разрушителю. Он расположен в штате Мадхья-Прадеш и носит имя Кандарья-Махадева.

Знаменит этот храм своей каменной резьбой, представляющей тысячи разнообразных сюжетов эротического содержания, выполненных с удивительным искусством и натуралистичностью.

Храмовые сооружения сами по себе удивительно красивы, а пикантная каменная резьба привлекает сюда десятки тысяч туристов, которые хотят увидеть знаменитую «каменную Камасутру» собственными глазами.

В феврале и марте здесь проводится ежегодный фестиваль индийского традиционного танца - это лучшее время для посещения храмового комплекса Кхаджурахо.

Храм Лингараджа

Храм Лингараджа в штате Орисса является одним из наиболее впечатляющих сооружений фаллического культа Шивы. Возведенный в 9 веке н.э., он сегодня представляет собой грандиозный храмовый комплекс, центральная башня которого имеет 55-метровую высоту и по форме напоминает початок кукурузы.

Башня покрыта резьбой, изображающей женские фигуры, переплетающиеся с фигурами различных животных. В главном святилище установлен гранитный лингам высотой около 8 метров.

Индуисты считают, что он принадлежит не только Шиве, но и Вишну - этот признак делает храм Лингараджа уникальным и одним из наиболее почитаемых в Индии.

Храм Каши Вишванатх (Варанаси)

Расположенный в древнейшем индийском городе Варанаси (Бенарес), храм Каши Виштванатх неоднократно подвергался полному разрушению, но каждый раз восстанавливался вновь. Сегодня это одно из наиболее священных мест для каждого индуиста.

Стены храма покрыты позолотой, на которую было истрачено около 800 кг золота. К сожалению, храм расположен посреди плотной городской застройки, и для того, чтобы увидеть его золотую крышу, туристам необходимо подняться на третий этаж соседнего здания.

Внутри храма, в отделанном чистым серебром углублении, находится его главная святыня - лингам Ади Вишеашвара, охраняемый серебряной коброй.

В V в. до н. н. э. на северо — западную часть Индии распространила свою власть персидская династия Ахеменидов. Памятником этого периода руины Таксилы, расположенные у современного города Равалпинди (ныне это территория Пакистана). Застройка Таксилы осуществлялась в два этапа. Более древний город возводилось стихийно, без всякого порядка. Впоследствии хаос изменила четкая сетка кварталов. При исследовании Таксилы было обнаружено много замечательных скульптур, во внешнем виде которых сочетаются черты индийского, персидского и древнегреческого искусства, ведь в конце IV в. до н. э. государство Ахеменидов было разрушено Александром Македонским, и в Индию пришли завоеватели, греки.

Власти греков в Северной Индии противостояла империя Мауриев, которую возглавлял царь Чандрагупта. Его столицей был город Паталипутра (современная Патна), расположенный на берегу Ганга, второй по величине реки Индии. Греческий географ Мегасфен оставил нам описание древней столицы. Он рассказывает: «При слиянии реки Ганга с другой расположен город, котрый имеет 80 стадий длиной и 15 стадий шириной (то есть его площадь составляет что-то около 48 км 2 . По форме он очень напоминает параллелограмм, обнесенный деревянной стеной, в которой сделаны отверстия для пускания стрел. Перед стеной расположен ров, предназначенный для защиты и для приема сточной воды города. Этот ров окружает весь город, достигает 600 футов шириной и 30 локтей в глубину, а стена увенчана 570 башнями и имеет 64 ворот». Сейчас в Патни можно видеть остатки древних сооружений.

Внук Чандрагупты — царь Ашока принял буддизм. С его именем связано распространение этой религии, которая существенно потеснила более древний брахманизм. Вместе с новой религией распространяется и новый тип культовых сооружений — так называемые ступы, каменные футляры, которые скрывают в себе буддийскую святыню. Такие достопримечательности встречаются везде в Индии и других странах. Именно такое сооружение было построено в городе Амаравати во II в. до н. э.


Сейчас в этом городе можно видеть ее руины. Другая известная достопримечательность Амаравати — индуистский храм, знаменитый своим скульптурным убранством. Особое внимание привлекают местные барельефы, изображающие апсар — небесных танцовщиц.

Чаще жилые строения Индии — от хижины до роскошного дворца — делались деревянными, а каменными были только культовые сооружения, причем в некоторых своих деталях они имитировали деревянную архитектуру. Важное место в индийской культурной наследии занимают пещерные храмы, буддийские и индуистские. Пещеры были искусственными, их высекали в скале, и на их потолках можно видеть имитацию деревянных бантин. Самыми известными достопримечательностями такого типа являются пещерные храмовые комплексы Аджанта, Эллора и пещеры острова Элефанта. Все они были созданы в VII — VIII вв. н. э. Аджанта является буддийской достопримечательностью, стены ее пещер покрыты яркими фресками. Храмы Эллоры, расположены не очень далеко от Аджанты, посвящены индуистским божествам. В толще скалы здесь высекали залы, которые достигали в глубину 40 м и были расположены друг над другом, образуя два-три этажа. Стены залов и галерей, которые соединяли, украшают многочисленные скульптурные изображения богов и героев. Потолок в пещерах поддерживают толстые колонны, базы и капители которых покрывают сложные скульптурные узоры. Индийская скульптура очень своеобразна, ее невозможно спутать ни с чем. Шиву, бога, котрый сотворил мир с помощью танца, художники изображали многоруким, благодаря чему им удалось передать мощный ритм его танца. Других божеств тоже иногда изображали многорукими и многоголовыми, но независимо от того, какое количество конечностей у каменных богов и героев, они всегда выглядят живыми и подвижными.

Другим чрезвычайно интересным видом индийских памятников является скальные храмы, то есть храмы, имеющие вид строения, но они не сложены из кирпича или даже из больших каменных глыб. Они вырезаны из цельной скалы. Некоторые спорят, можно ли считать такие храмы памятниками архитектуры, или они являются скульптурными памятниками, ведь внутренний объем в них или играет очень незначительную роль, а то и вообще отсутствует. Все внимание уделяется внешнему убранству, которое поражает не меньше, чем отделка пещер в Эллори.

К таким памятникам относятся пять небольших сооружений, так называемых Ратх, которые можно видеть в городе Махабалипурам на морском побережье недалеко от Мадраса. Для их строительства были использованы гигантские глыбы золотистого цвета.

Каждая из Ратх не похожа на другую, но вместе они образуют гармоничный ансамбль, котрый органично дополняют скульптуры животных: быка, льва и слона. Эти животные выглядят, как будто они случайно забрели на территорию храмового комплекса. Сами ратхи являюся каменными моделями традиционных для Индии деревянных сооружений, все мелкие детали которых воссозданы с ювелирной точностью. В комплекс входит также каменный рельеф, который имеет 9 м высотой и 27 м в ширину. Он изображает восхождение на землю священной реки Ганг.

Вершиной индийской скальной архитектуры считают построеный в VIII в. н. э. храм Кайласанатха в Эллори. Своими общими чертами храм напоминает ратхи Махабалипурама, но значительно более крупного масштаба. Строительство пирамидальной постройки храма начиналось сверху. Ее будто постепенно освобождали из каменного плена, начиная с ребристого купола и заканчивая восьмиметровым цоколем, который окружали трехметровые горельефные фигуры священных львов и слонов. Кроме этого главного храма, в комплекс входят и другие постройки. Все они так плотно покрыты скульптурами, что нельзя отыскать и метра гладкой стены.

Начиная с IX в. индийцы уже не вырубают свои храмы из цельной скалы, а составляют их из крупных блоков тесаного камня, но это не имеет существенного влияния на внешний вид архитектурных памятников, которые, как и раньше, больше напоминают скульптуры. Отдельные каменные блоки скрепляли металлическими скобами или с помощью деревянных клиньев, которые забивали в специальные отверстия. Храмы строили по единой системе. Главным сооружением комплекса было кубическое по форме святилище, увенчанное высокой в ансамбле башней. В небольшом внутреннем помещении святилища были скрыты от посторонних священные реликвии. Наряду строились галереи или многоколонный зал, где собирались верующие. Кубическое святилище называется Вимана, башня над ней — шикхара, помещение для верующих называется мантапам. Постепенно сложился северный и южный тип храмовых сооружений. На юге башни строили пирамидальной формы, как и в более ранних памятниках Махабалипурама.

На севере храмы имели другой вид. Башне оказывали мягких округлых очертаний. Сверху они были увенчаны куполом, форма которого напоминала плод лотоса, священного растения. Грандиозным памятником северной индийской архитектуры является храмовый комплекс в городе Бхубанешваре. Это даже не комплекс, а целый отдельный храмовый город. Когда-то оно насчитывало 700 храмов. До нашего времени сохранились не все, но и сейчас Бхубанешвар производит неизгладимое впечатление. Его башни напоминают не каменные сооружения, которыми они на самом деле, а лес по каким-то экзотических растений, вроде кактусов. Самым и нарядные храмом Бхубанешвара есть храм Лингорандж, возведенный на рубеже X и XI веков. Его шикхара имеет высоту 40 м.

Скульптуры, покрывающие храмы Бхубанешвара, издалека воспринимаются как сплошной мелкий узор. Но когда подойдешь ближе, то видишь, что этот узор составляют отдельные скульптурные изображения отличаются живостью и непринужденностью жестов. Некоторые из них посвящены не религиозной теме, а изображают бытовые сцены.


Храм бога солнца Сурья. Общий вид. XIII в.

Вершиной южно-индийского средневекового строительства считают храм Брихадешвара в Танджур, построенный в то же время, что и Лингорандж. Пирамидальная форма его главной башни поражает своей правильностью, которую не нарушают даже скульптуры, покрывающие стены сплошным ковром, но полностью подчиненные общему силуэту сооружения. Башня Брихадешвара разделена на 13 ярусов и достигает 63 м в высоту. В нишах нижнего яруса установлены гигантские статуи Шивы, которому посвящен храм.

Особое место среди индийских памятников занимает храм бога солнца Сурья в поселке Конарак, строительство которого относится к XIII в. Храм Сурья более чем любое другое сооружение является храмом-скульптурой. Он изображает колесницу солнечного бога. Каменная платформа, на которой установлен храм, украшенная вырезанными из камня колесами. Всего колес — 24. Древние мастера также высекли из камня лошадей, котрые должны были тянуть колесницу.

Минарет Кутб — Минар в Дели. XIII в..

В XII в. Северная Индия попадает под власть мусульман. Старая индийская строительная традиция была несовместимой с идеологией ислама. В XIII в. появляется много достопримечательностей нового архитектурного стиля. Строятся мечети, минареты и медресе, скульптуру заменяет плоский орнамент. В это время в Дели строится огромный минарет Кутб-Минар. Он достигает в высоту 73 м, а диаметр его основания составляет 16м. Минарет представляет собой круглую башню, сложенную из красного, и золотистого камня — песчаника. Стройная вертикаль минарета разделена на ярусы неширокими узорчатыми полосами.

Во времена владычества в Индии мусульманской династии Великих Моголов развилась светская архитектура. По приказу правителя возводились целые города, украшенные дворцами и парками. Жемчужиной среди индийских городов стала Агра, построенная в XVI в. специально, как резиденция Великих Моголов. Среди ее достопримечательностей — дворец правителей, крепость Агра — форт, так называемая жемчужная мечеть, и самый знаменитый из всех мавзолей Тадж-Махал.

Очень интересным памятником индийского строительства является город Джайпур, названный так в честь Джай Синга, правителя, который построил его в первой половине XVIII в. Джай Синг был весьма образованным человеком, математиком и астрономом. Проект нового города он создал собственноручно. Для этого он приказал достать планы современных ему городов Европы, чтобы учесть опыт европейских коллег. Но план Джайпура не является копией какого-нибудь города, существовавшего ранее. Джай Синг создал свой собственный план, Джайпур и сейчас считается одним из самых удобных городов мира. Не обделен он и архитектурными произведениями. Среди них — дворцы Джай Синга, один из которых имеет поэтическое название Дворец Ветров, и астрономическая обсерватория, которой пользовался основатель города. Джайпур — одно из последних творений индийской цивилизации доколониального периода. В XVIII в. страна попадает под власть англичан.

Древнейшая, насчитывающая как минимум пять тысячелетий, архитектура Индии нашла свое наиболее совершенное воплощение в величественных храмовых сооружениях, расположенных на всей территории этой огромной страны…

Древние храмы Индии воплощают все многообразие религиозных традиций, то сменявших одна другую, то сосуществовавших рядом в течение многих столетий, поддерживая и дополняя друг друга. Именно эти традиции создали пестрый и столь впечатляющий европейцев многоликий образ индийской цивилизации.

В этой статье мы постарались описать наиболее известные и почитаемые древние храмы Индии. Практически все они включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются культурными сокровищами всего человечества.

Большая ступа в Санчи

Ступа, или место захоронения останков Будды, имеет огромное значение в религиозной жизни многих индусов. Наиболее известная и почитаемая из них находится в Санчи, расположенном в Центральной Индии. Она была выстроена в третьем столетии до н.э. и прекрасно сохранила свой внешний облик.

В наши дни ступа Санчи подверглась реставрации. Купол в виде полусферы символизирует свод неба, а верхняя часть – священную для буддистов гору Меру. Внутри сооружения, по преданиям, находится часть останков Будды.

Святилище окружено массивной оградой из камня с четырьмя церемониальными воротами, украшенными искусной резьбой, которые являются одним из наиболее известных символов Индии.

Храмовый комплекс Аджанты

Храмовый комплекс Аджанты – один из наиболее древних пещерных храмов Индии, где сохранились не только вырезанные из камня колонны и украшения стен, но и многочисленные фрески с великолепными красочными изображениями.

Он состоит из 29 залов-пещер, наиболее древние из которых выстроены в I-III веках нашей эры. Храмовые сооружения здесь соседствуют с монастырскими кельями, поскольку были созданы монахами, искавшими уединения от мирской суеты.

Каждый из залов имеет квадратную форму, потолок поддерживают каменные, украшенные богатой резьбой колонны. По бокам центрального зала располагаются маленькие кельи, в которых жили монахи.

Пещерные храмы Эллоры

Прекраснейший храмовый комплекс, включающий буддистские, индуистские и джайнские храмы, расположен вблизи деревни Эллора (штат Махараштра).

Впечатляющие каменные сооружения высечены из цельной скалы посреди горного массива, окружающего их со всех сторон как стены гигантской чаши.

Здесь расположен один из наиболее почитаемых образцов дравидийской архитектуры – храм Кайлас, где можно увидеть высеченные из камня гигантские статуи богов Вишну, Шивы, богини Лакшми и других представителей индуистского пантеона.

Храм Кхаджурахо

Один из наиболее известных и посещаемых европейцами храмов – Кхаджурахо, посвященный индуистскому божеству Шиве-разрушителю. Он расположен в штате Мадхья-Прадеш и носит имя Кандарья-Махадева.

Знаменит этот храм своей каменной резьбой, представляющей тысячи разнообразных сюжетов эротического содержания, выполненных с удивительным искусством и натуралистичностью.

Храмовые сооружения сами по себе удивительно красивы, а пикантная каменная резьба привлекает сюда десятки тысяч туристов, которые хотят увидеть знаменитую «каменную Камасутру» собственными глазами.

В феврале и марте здесь проводится ежегодный фестиваль индийского традиционного танца – это лучшее время для посещения храмового комплекса Кхаджурахо.

Храм Лингараджа

Храм Лингараджа в штате Орисса является одним из наиболее впечатляющих сооружений фаллического культа Шивы. Возведенный в 9 веке н.э., он сегодня представляет собой грандиозный храмовый комплекс, центральная башня которого имеет 55-метровую высоту и по форме напоминает початок кукурузы.

Башня покрыта резьбой, изображающей женские фигуры, переплетающиеся с фигурами различных животных. В главном святилище установлен гранитный лингам высотой около 8 метров.

Индуисты считают, что он принадлежит не только Шиве, но и Вишну – этот признак делает храм Лингараджа уникальным и одним из наиболее почитаемых в Индии.

Храм Каши Вишванатх (Варанаси)

Расположенный в древнейшем индийском городе Варанаси (Бенарес), храм Каши Виштванатх неоднократно подвергался полному разрушению, но каждый раз восстанавливался вновь. Сегодня это одно из наиболее священных мест для каждого индуиста.

Стены храма покрыты позолотой, на которую было истрачено около 800 кг золота. К сожалению, храм расположен посреди плотной городской застройки, и для того, чтобы увидеть его золотую крышу, туристам необходимо подняться на третий этаж соседнего здания.

Внутри храма, в отделанном чистым серебром углублении, находится его главная святыня – лингам Ади Вишеашвара, охраняемый серебряной коброй.

Храм Венкатешвары

Храм Венкатешвары, который находится в штате Андра-Прадеш в Юго-Восточной Индии, занимает площадь, превышающую два гектара. Это одно из наиболее посещаемых святилищ мира, называемое индуистским Ватиканом и посвященное богу Вишну.

Храм был воздвигнут более тысячи лет назад на одном из семи холмов Тирумалы (Священной Горы). Хотя бы один раз в жизни его обязан посетить каждый адепт индуистской религии.

Роскошь украшений и отделки храма поражает не только верующих, но и туристов: центральная башня-вимана покрыта чистым золотом, внутренняя отделка тоже выполнена из золота и драгоценных камней.

Храм Венкатешвары отличается не только исключительным богатством пожертвований, но и их оригинальностью. Верующие приносят в жертву Вишну собственные волосы, общий вес которых достигает около 15 тонн в год.