Что относится к маломерным судам в рф. Маломерные суда и их регистрация. По режиму движения

Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав Военно-Морского Флота принято называть кораблями.

Маломерные суда используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяются они и для нужд народного хозяйства. Во многих районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным средством индивидуального пользования в период навигации.

На всех гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют только академические гребные суда). На парусных яхтах может возникнуть необходимость в передвижении под мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются все правила, относящиеся к судам с механическими двигателями.

Режимы движения маломерных моторных судов различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда , суда на подводных крыльях и воздушной подушке .

Водоизмещающие суда (рис. 1) поддерживаются всегда на плаву только за счет архимедовой «силы поддержания», равной массе воды, вытесняемой судном.

Водоизмещающие суда хотя и обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими судами, скорость их значительно ниже последних.

Глиссирующие суда (рис. 2) в неподвижном состоянии поддерживаются на плаву за счет той же «силы поддержания», что и водоизмещающие суда. С повышением скорости глиссирующие суда поддерживаются на воде уже за счет динамических подъемных сил, возникающих на плоских участках днища. Глиссирующее судно начинает глиссировать, когда его плоское днище находу располагается под углом атаки к поверхности воды в 3-6° при определенной минимальной скорости, в зависимости от полного веса судна с оборудованием, мотором и пассажирами.

К моторным лодкам (мотолодкам) относятся все серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными моторами. Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными лодочными двигателями, эксплуатируемыми в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки местной постройки в отличие от глиссирующих имеют сравнительно плавные обводы.

Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем. Служебные катера могут быть построены для эксплуатации в глиссирующем и водоизмещающем режимах движения. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.

Мореходные моторные лодки и катера длиной обычно 6-8 м с шлюпочными (водоизмещающими) обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек, называют ботами или моторными ботами и различными местными названиями.

Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами (рис. 3). Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные, водолазные и т. п.

К шлюпкам относятся все гребные и , являющиеся штатными плавсредствами кораблей и судов всех видов флота. Они служат для спасания людей, транспортных (сообщение с берегом и другими судами и т. д.) и специальных (завоз якорей, забортные и другие работы) целей. Поэтому шлюпки называют - спасательными, рабочими т. д.

Яхты - это, в первую очередь, парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.

Глиссером является моторное судно, имеющее реданы - поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами . Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях .

По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются:

По типу:

катер - моторное судно со стационарным двигателем;

моторная лодка - судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;

парусное - судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов;

парусно-моторное - парусное судно, оборудованное дополнительно стационарным двигателем или подвесным мотором;

несамоходное - судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;

гидроцикл - бескорпусное водное транспортное средство с движителем;

гребное - судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускульной силы.

Кроме классификации по типам, маломерные суда классифицируются по целому ряду признаков.

По способу передвижения суда бывают самоходные и несамоходные.

По назначению:

прогулочные - суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешест­вия и т.д.);

производственные (коммерческие) - суда, предназначенные для выполнения различных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);

специальные (служебные) - суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

По характеру движения:

водоизмещающие - суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, независящий от скорости;

глиссирующие - быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;

на подводных крыльях - суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возни­кает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;

на воздушной подушке - суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного дви­жения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.

По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.

По обводам корпуса (подводной части его) в основном суда бывают кругло- и остроскулыми. Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула). Остроскулыми — обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви с бортовой ветвью.

По конструкции набора корпуса в зависимости от того, какие связи (продольные или поперечные) набора прочнее, суда могут быть с продольной или с поперечной системой набора. Если же прочность продольных и поперечных связей равноценна, то конструкция набора считается смешанной. Легкие суда клееных конструкций принято называть безнаборными.

По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.

Существует несколько десятков типов малых судов, предназначенных как для выполнения
народнохозяйственных задач, так и для отдыха и занятий водно-моторным, воднолыжным,
парусным и гребным спортом широких кругов населения. Чтобы научиться грамотно оценивать
те или иные качества этих судов, необходима четкая их классификация по основным
эксплуатационным и конструктивным признакам.

Одним из главных эксплуатационных
признаков судов является назначение. В зависимости от этого они подразделяются на суда,
предназначенные для народного хозяйства (они, в свою очередь, делятся на разъездные, спасательные
, лоцманские, гидрографические, лесосплавные и т. п.), спортивные (гоночные) суда,
прогулочные, туристские, для любительской рыбной ловли или охоты, хозяйственные - для нужд
сельских жителей.

Коротко рассмотрим специфические требования, предъявляемые к каждой
перечисленной группе малых судов.

Отличительным признаком спортивного или гоночного
судна является возможность отнести его к тому или иному классу, установленному спортивной
классификацией. В нашей стране, например, пользуются популярностью спортивные моторные лодки
классов SB-350 и SC-500. (Цифры в обозначениях этих классов соответствуют предельному рабочему
объему цилиндров подвесного мотора, измеряемому в кубических сантиметрах, который можно
устанавливать на этих лодках.) Кроме того, существуют правила постройки, которые регламентируют
ряд конструктивных размеров корпуса мотолодок, запрещают использование несущих аэродинамических
поверхностей и т.п. Эти ограничения направлены как на обеспечение безопасности участников
соревнований, так и на то, чтобы каждый из них имел по возможности равные шансы на успех,
не получал бы преимущества за счет таких технических данных, как значительный избыток мощности
и экстремальность конструкции.

Основным качеством спортивного (гоночного) судна является
высокая скорость, которую оно развивает при определенных условиях на акватории гонок.
Мореходность таких судов обычно ограничена, не говоря уже о комфортабельности. Исключение
составляют лишь крейсерско-гоночные яхты, которые используются для длительных соревнований
в открытом море; они обладают соответствующими мореходными качествами и обитаемостью.

Прогулочные суда используются для кратковременных плаваний, продолжительность которых обычно не
превышает двух дней. Пассажировместимость таких лодок - от двух до шести человек; для их
размещения судно должно иметь достаточно удобный и просторный кокпит. От непогоды экипаж
защищает съемный складной или жесткий тент (в зарубежной терминологии - хардтоп) либо небольшая
рубка-убежище, оборудованная в носовой части судна. На моторных прогулочных судах предусматривается
лишь минимальный запас горючего, рассчитанный на 100-120 км пути.

Гребные прогулочные лодки
нередко используются и для туризма, причем из-за необходимости размещения палатки, походного
снаряжения и запасов число людей на борту ограничивается.

Туристские суда предназначены для
совершения более или менее продолжительных плаваний и должны обладать, помимо требуемой обитаемости,
мореходными качествами, соответствующими метеорологическим условиям на акватории маршрута плавания.
К этой категории судов могут быть отнесены как разборные байдарки и каноэ, служащие лишь средством
передвижения по воде, так и мореходные крейсерские яхты, обитаемость которых предусматривает
автономное и комфортабельное пребывание на борту экипажа в течение многих дней, а иногда и месяцев.

К лодкам для любительской рыбной ловли может быть отнесен довольно широкий ряд судов, начиная с
одноместных надувных и разборных лодок и кончая быстроходными мотолодками, на которых жители
больших городов выезжают на рыбалку за 50-100 км от городской черты. В последнем случае важно,
чтобы лодка обладала достаточно высокой скоростью и необходимыми мореходными качествами - тогда
путь к облюбованному месту рыбалки не занимает много времени и гарантируется возвращение домой при
ухудшении погоды.

Важным свойством малых судов, предназначенных для охоты, является высокая проходимость в условиях
мелководья и тростниковых зарослей, возможность их легкой маскировки. В ряде случаев предпочтение
отдается транспортабельности, позволяющей пользоваться определенными видами транспорта - от
рейсового автобуса до легкового автомобиля - для доставки лодки на какое-либо изолированное озеро.
И для рыболовных, и для охотничьих лодок важна возможность бесшумного передвижения - будь то
весла, подвесной электромотор и т.п.

Наконец, немало малых судов используется населением, особенно в сельской местности, для
хозяйственных разъездов, перевозки сена, различных сельхозпродуктов, дров, а также мелкого скота.
Для таких лодок первостепенное значение имеют достаточная грузоподъемность и вместимость, высокая
остойчивость, надежность и экономичность двигателя. На них не требуется комфортабельных сидений,
ветрового стекла и даже тента. Одним из оптимальных вариантов являются моторизованные лодки
местных типов, хорошо приспособленные к конкретным условиям акватории.

В отдельный тип судов можно выделить плавучие дачи - комфортабельные плавучие сооружения,
приспособленные для длительного отдыха на них в режиме стоянки у берега и небольших переходов при
благоприятных условиях на акватории. Иногда плавдачи бывают несамоходными и буксируются к месту
стоянки другим судном. Как правило, суда этого типа имеют помещения высотой в полный рост
человека, оборудуются открытой площадкой - солярием, и обладают малой осадкой.

В зависимости от способа движения и типа двигательной установки малые суда делят на моторные
суда - мотолодки, снабженные подвесными моторами, и катера - суда со стационарными двигателями;
гребные суда; парусные; суда с комбинированными способами движения - парусно - моторные, парусно
- гребные и гребно - моторные. Несамоходные - буксируемые суда используют в основном в качестве
плавучих дач, причалов, для перевозки больших партий грузов и т. п.

По типу движителя, т.е. устройства, непосредственно преобразующего вращающий момент двигателя в
силу - упор, двигающую судно вперед, различают моторные суда с гребным винтом (винтовые), с
воздушным винтом, с водометным движителем и реже - с гребными колесами.

Заметим, что парус и весла также являются движителями, преобразующими первый - энергию ветра,
а вторые - мускульную силу человека в упор.

По характеру движения малые суда бывают водоизмещающими, т.е. плавающими с относительно небольшой
скоростью, когда судно удерживается близ поверхности воды благодаря статической силе поддержания;
глиссирующими, поддерживаемыми при движении гидродинамическими силами, действующими на днище;
судами на подводных крыльях (СПК), гидродинамические силы на которых приподнимают судно над
водой; судами на воздушной подушке (СВП) и с аэродинамической разгрузкой (экранопланами).
Различают еще суда переходного режима, у которых действуют оба рода сил поддержания - статические
и гидродинамические.

По району плавания малые суда, поднадзорные навигационно-техническим инспекциям по маломерному
флоту, классифицируют в зависимости от минимальной высоты надводного борта, допустимой высоты
волны на акватории и удаления от берега (табл. 1). В исключительных случаях отдельные суда могут
выпускаться в плавание на волнении до 5 баллов и в район, отличный от заданного таблицей.

Таблица 1



























Класс судна

Минимальный надводный борт

Состояние моря, балл

Высота волны, м

Удаление от берега, м

Первый

250

до 1

0,50

1000

Второй

350

до 2

0,75

3000

Третий

600

до 3

1,25

6000

Суда, поднадзорные Речному Регистру, в зависимости от района плавания подразделяются на четыре
класса: М, О, Р и Л. Суда класса М рассчитаны для плавания в условиях, приближенных к морским
- при волне высотой до 3 ми длиной 40 м. Это устья больших рек - Северной Двины, Оби, Енисея;
морские заливы; озера типа Ладожского и Онежского. Судам этого класса разрешается выход в
плавание при силе ветра не выше 6 баллов по шкале Бофорта.

Суда класса O допускаются к плаванию в озерных условиях при высоте волны до 2 м и длине до 20 м,
например, в восточной части Финского залива, Рыбинском и Цимлянском водохранилищах, Днепро -
Бугском лимане, Куршском заливе и т. п.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 ми длиной 12,5 м в условиях крупных
рек типа Волги, Дона, озер средних размеров (Чудское, Ильмень, Иваньковское водохранилище). Выход
в плавание в озера допускается при силе ветра не более 6 баллов по шкале Бофорта.

Суда класса Л допускаются к плаванию на малых реках и озерах только при незначительном волнении.

Суда, допускаемые к плаванию в море, подразделяются в зависимости от района плавания на суда
неограниченного (океанского) плавания, морские, суда прибрежного морского плавания, рейдовые и
портовые.

Район плавания каждого судна в зависимости от организации, осуществляющей контроль за его
техническим состоянием и безопасностью эксплуатации, устанавливается Регистром РФ, Речным Регистром,
навигационно - техническими инспекциями по маломерному флоту или технической комиссией федерации
парусного спорта РФ.

По конструкции малые суда могут быть открытого (беспалубного) типа, частично запалубленными и
палубными.

При наличии каюты различают суда с рубками убежищами, имеющими минимальные размерения каюты;
суда с палубными надстройками, простирающимися от борта до борта (чаще всего - с носовой
надстройкой -баком) и суда с рубками (когда поперечные стенки не доводятся до бортов судна).
Крупные яхты, не имеющие рубок и надстроек, называют гладкопалубными.

В зависимости от основного материала корпуса малые суда могут быть металлическими (стальными или
из легкого алюминиевого сплава), деревянными (фанерными, шпоновыми), пластмассовыми (включая
стеклопластик, полиэтилен и другие термопластичные материалы), армоцементными и изготовленными из
прорезиненной ткани. Если корпус построен из различных материалов (например, с деревянной
обшивкой по стальному набору), то говорят, что судно имеет композитную конструкцию.

По конструкции корпуса малые суда бывают надувными, жесткими неразборными и разборными. В свою
очередь среди судов разборной конструкции различают суда секционные, складные, с мягкой обшивкой
и комбинированного типа (например, с жестким днищем и бортами из ткани; с разборным каркасом и
надувными бортами и т.п.).

Малые суда могут иметь самые разнообразные обводы, благодаря которым они наилучшим образом
приспосабливаются к условиям эксплуатации. По форме мидель-шпангоута различают круглоскулые и
остроскулые суда. В первом случае переход днища в борта выполняется по плавной кривой, во втором
- имеется угол, ясно выраженная острая кромка - скула. В ряде случаев корпуса судов могут иметь
комбинированные обводы, например, в носовой оконечности для достижения высоких мореходных качеств
применяют круглоскулые обводы, а в кормовой для повышения остойчивости или снижения ходового
дифферента - обводы с острой скулой.

По форме носовой оконечности различают суда с острым форштевнем, с носовым транцем, с санными
образованиями.

По форме кормы различают суда с транцем, с вельботной (острой) кормой, с крейсерской кормой, с
кормовым подзором и с тоннельными обводами кормы.

Остроскулые глиссирующие корпуса отличаются широким разнообразием различных типов обводов это
плоско - и изогнуто - килеватые обводы, моногедрон, с бортовыми спонсонами, тримараны, морские
сани и т.п. Отдельную группу составляют двухкорпусные суда-катамараны. Иногда глиссирующие
моторные суда этого типа называют тоннельными.

В данной статье-письме отражена проблема нанесения символов номеров ГИМС стандартной высоты 15 см на небольшие надувные лодки

  • Нанесение букв и цифр из ПВХ на лодку в полевых условиях. Фотоотчет

    Лаконичный фотоотчет о том, как приклеить номера из ткани ПВХ на надувную лодку в полевых условиях

  • Символьные трафареты номеров ГИМС, краска Maraplan PL для нанесения номеров

    Краткое и понятное описание трафаретов, их состав, отличие между собой. Описание краски Maraplan PL для нанесения бортовых номеров ГИМС валиком, тампоном

  • Классификация маломерных судов

    Маломерный флот России, содержит десятки типов малых судов, которые классифицируются в основном, по своим эксплуатационным и конструктивным признакам. Суда маломерного флота в основном предназначены для занятий водно-моторным, гребным, парусным спортом, а также применяются для решения различных народохозяйственных задач:

    • Перевозка людей и грузов
    • Спасательные, гидрографические операции
    • Инспектирование и охрана водных ресурсов

    Требования предъявляемые к маломерным судам в зависимости от назначения

    • Спортивные (гоночные) суда.
      Основным качеством спортивного судна является высокая скорость, которую оно развивает при определенных условиях на акватории гонок. Мореходность таких судов обычно ограничена, не говоря уже о комфортабельности. Исключение составляют лишь крейсерско-гоночные яхты, которые используются для длительных соревнований в открытом море; они обладают соответствующими мореходными качествами и обитаемостью.
    • Прогулочные суда.
      Используются для кратковременных плаваний, продолжительность которых обычно не превышает двух дней. Пассажировместимость таких лодок - от двух до шести человек; для их размещения судно должно иметь достаточно удобный и просторный кокпит. От непогоды экипаж защищает съемный складной или жесткий тент (в зарубежной терминологии - хардтоп) либо небольшая рубка-убежище, оборудованная в носовой части судна. На моторных прогулочных судах предусматривается лишь минимальный запас горючего, рассчитанный на 100-120 км пути.
    • Туристские суда.
      Предназначены для совершения более или менее продолжительных плаваний и должны обладать, помимо требуемой обитаемости, мореходными качествами, соответствующими метеорологическим условиям на акватории маршрута плавания. К этой категории судов могут быть отнесены как разборные байдарки и каноэ, служащие лишь средством передвижения по воде, так и мореходные крейсерские яхты, обитаемость которых предусматривает автономное и комфортабельное пребывание на борту экипажа в течение многих дней, а иногда и месяцев.
    • Лодки для любительской рыбной ловли и охоты.
      К таким лодкам может быть отнесен довольно широкий ряд судов, начиная с одноместных надувных и разборных лодок и кончая быстроходными мотолодками, на которых жители больших городов выезжают на рыбалку за 50-100 км от городской черты. В последнем случае важно, чтобы лодка обладала достаточно высокой скоростью и необходимыми мореходными качествами - тогда путь к облюбованному месту рыбалки не занимает много времени и гарантируется возвращение домой при ухудшении погоды.
      Важным свойством малых судов, предназначенных для охоты, является высокая проходимость в условиях мелководья и тростниковых зарослей, возможность их легкой маскировки. В ряде случаев предпочтение отдается транспортабельности, позволяющей пользоваться определенными видами транспорта - от рейсового автобуса до легкового автомобиля - для доставки лодки на какое-либо изолированное озеро. И для рыболовных, и для охотничьих лодок важна возможность бесшумного передвижения - будь то весла, подвесной электромотор и т.п.
    • Плавучие дачи, дома.
      Это отдельный тип судов приспособленные для длительного отдыха на них в режиме стоянки у берега и небольших переходов при благоприятных условиях на акватории. Иногда плавдачи бывают несамоходными и буксируются к месту стоянки другим судном. Как правило, суда этого типа имеют помещения высотой в полный рост человека, оборудуются открытой площадкой - солярием, и обладают малой осадкой.
    • Наконец, немало малых судов используется населением, особенно в сельской местности, для хозяйственных разъездов, перевозки сена, различных сельхозпродуктов, дров, а также мелкого скота. Для таких лодок первостепенное значение имеют достаточная грузоподъемность и вместимость, высокая остойчивость, надежность и экономичность двигателя. На них не требуется комфортабельных сидений, ветрового стекла и даже тента. Одним из оптимальных вариантов являются моторизованные лодки местных типов, хорошо приспособленные к конкретным условиям акватории.
    • Гребные прогулочные лодки нередко используются и для туризма, причем из-за необходимости размещения палатки, походного снаряжения и запасов число людей на борту ограничивается.

    Классификация по типу движителя

    Примечание: (движитель, это устройство, которое преобразует вращающий момент двигателя, энергию в силу - упор, двигающую судно)
    • моторные суда с гребным винтом;
    • моторные суда с воздушным винтом;
    • моторные суда с водометным двигателем;
    • моторные суда с гребными колесами.

    Заметим, что парус и весла также являются движителями, преобразующими первый - энергию ветра, а вторые - мускульную силу человека в упор.

    По характеру движения малые суда бывают водоизмещающими, т.е. плавающими с относительно небольшой скоростью, когда судно удерживается близ поверхности воды благодаря статической силе поддержания; глиссирующими, поддерживаемыми при движении гидродинамическими силами, действующими на днище; судами на подводных крыльях (СПК), гидродинамические силы на которых приподнимают судно над водой; судами на воздушной подушке (СВП) и с аэродинамической разгрузкой (экранопланами). Различают еще суда переходного режима, у которых действуют оба рода сил поддержания - статические и гидродинамические.

    По району плавания малые суда, поднадзорные навигационно-техническим инспекциям по маломерному флоту, классифицируют в зависимости от минимальной высоты надводного борта, допустимой высоты волны на акватории и удаления от берега (табл. 1). В исключительных случаях отдельные суда могут выпускаться в плавание на волнении до 5 баллов и в район, отличный от заданного таблицей. Таблица 1

    Класс судна Минимальный надводный борт Состояние моря, балл Высота волны, м Удаление от берега, м
    Первый 250 до 1 0,50 1000
    Второй 350 до 2 0,75 3000
    Третий 600 до 3 1,25 6000

    Суда, поднадзорные Речному Регистру, в зависимости от района плавания подразделяются на четыре класса: М, О, Р и Л. Суда класса М рассчитаны для плавания в условиях, приближенных к морским - при волне высотой до 3 ми длиной 40 м. Это устья больших рек - Северной Двины, Оби, Енисея; морские заливы; озера типа Ладожского и Онежского. Судам этого класса разрешается выход в плавание при силе ветра не выше 6 баллов по шкале Бофорта.

    Суда класса O допускаются к плаванию в озерных условиях при высоте волны до 2 м и длине до 20 м, например, в восточной части Финского залива, Рыбинском и Цимлянском водохранилищах, Днепро - Бугском лимане, Куршском заливе и т. п.

    Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 ми длиной 12,5 м в условиях крупных рек типа Волги, Дона, озер средних размеров (Чудское, Ильмень, Иваньковское водохранилище). Выход в плавание в озера допускается при силе ветра не более 6 баллов по шкале Бофорта.

    Суда класса Л допускаются к плаванию на малых реках и озерах только при незначительном волнении.

    Суда, допускаемые к плаванию в море, подразделяются в зависимости от района плавания на суда неограниченного (океанского) плавания, морские, суда прибрежного морского плавания, рейдовые и портовые.

    Район плавания каждого судна в зависимости от организации, осуществляющей контроль за его техническим состоянием и безопасностью эксплуатации, устанавливается Регистром РФ, Речным Регистром, навигационно - техническими инспекциями по маломерному флоту или технической комиссией федерации парусного спорта РФ.

    По конструкции малые суда могут быть открытого (беспалубного) типа, частично запалубленными и палубными.

    При наличии каюты различают суда с рубками убежищами, имеющими минимальные размерения каюты; суда с палубными надстройками, простирающимися от борта до борта (чаще всего - с носовой надстройкой -баком) и суда с рубками (когда поперечные стенки не доводятся до бортов судна). Крупные яхты, не имеющие рубок и надстроек, называют гладкопалубными.

    В зависимости от основного материала корпуса малые суда могут быть металлическими (стальными или из легкого алюминиевого сплава), деревянными (фанерными, шпоновыми), пластмассовыми (включая стеклопластик, полиэтилен и другие термопластичные материалы), армоцементными и изготовленными из прорезиненной ткани. Если корпус построен из различных материалов (например, с деревянной обшивкой по стальному набору), то говорят, что судно имеет композитную конструкцию.

    По конструкции корпуса малые суда бывают надувными, жесткими неразборными и разборными. В свою очередь среди судов разборной конструкции различают суда секционные, складные, с мягкой обшивкой и комбинированного типа (например, с жестким днищем и бортами из ткани; с разборным каркасом и надувными бортами и т.п.).

    Малые суда могут иметь самые разнообразные обводы, благодаря которым они наилучшим образом приспосабливаются к условиям эксплуатации. По форме мидель-шпангоута различают круглоскулые и остроскулые суда. В первом случае переход днища в борта выполняется по плавной кривой, во втором - имеется угол, ясно выраженная острая кромка - скула. В ряде случаев корпуса судов могут иметь комбинированные обводы, например, в носовой оконечности для достижения высоких мореходных качеств применяют круглоскулые обводы, а в кормовой для повышения остойчивости или снижения ходового дифферента - обводы с острой скулой.

    По форме носовой оконечности различают суда с острым форштевнем, с носовым транцем, с санными образованиями.

    По форме кормы различают суда с транцем, с вельботной (острой) кормой, с крейсерской кормой, с кормовым подзором и с тоннельными обводами кормы.

    Остроскулые глиссирующие корпуса отличаются широким разнообразием различных типов обводов это плоско - и изогнуто - килеватые обводы, моногедрон, с бортовыми спонсонами, тримараны, морские сани и т.п. Отдельную группу составляют двухкорпусные суда-катамараны. Иногда глиссирующие моторные суда этого типа называют тоннельными.

    С 25 мая вступает в силу, и начинает действовать новый федеральный закон № 36- ФЗ , который вносит серьезные изменения в порядок эксплуатации маломерных судов , и четко определяет, критерии, по которым лодка к таковым относится, и каким лодкам больше не нужна государственная регистрация.

    Маломерным (определение маломерного судна используется впервые в «новом» российском законодательстве) по новому закону является любое судно длиной не более 20 м с количеством людей на борту не более 12 . Кроме этого, увеличивается до 1000 рублей госпошлина за регистрацию маломерного судна, но при этом пошлина за проведение технического освидетельствования, взиматься не будет, так как само освидетельствование для маломерных судов, теперь не нужно.

    До этого такое понятие было только в приказе Минтранса от 14 октября 2002 года, но в нем упоминались отдельные критерии для типов судов. Для самоходной лодки - двигатель, который должен был быть не больше 75 л. с. (или любой подвесной мотор). Для гребного судна признаком маломерности считалась грузоподъемность: для байдарки - минимум 150 кг, для гребной лодки - 100 кг, для надувной - 225 кг. Под такое определение попадали многие суда, которые массово используются рыбаками и туристами, например, байдарки «Свирь-К» и «Ильмень» или резиновая лодка «Уфимка-22».

    По закону маломерные суда должны были регистрироваться в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), но на деле, регистрировать нужно было суда грузоподъемностью от 220 кг и с подвесным мотором около 10 л. с. Из-за этого происходили конфликты ГИМС с туристами. При этом по закону (ст. 11.8 и 11.9 КоАП) за не прошедшую техосмотр байдарку без бортовых номеров грузоподъемностью больше 150 кг предусмотрен небольшой, но неприятный штраф - от 500 до 1 тыс. рублей.

    С вступлением нового закона в силу, проверки ГИМС, туристам больше не грозят. Новый закон будет иметь преимущество перед приказом 2002 года.

    Теперь, не нужна регистрация плавсредств массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10 л.с.) и парусным судам (яхтам) длиной до 9 м без каюты . При этом процедура регистрации коммерческих маломерных судов, будет происходить по новому порядку, а некоммерческих — остается в ведении ГИМС МЧС.

    Закон не имеет обратной силы , и все ранее выданные документы будут действовать до следующей перерегистрации судна.

    Вопросы и ответы по маломерным судам и их регистрации:

    Какие лодки и моторы больше не подлежат государственной регистрации?

    С момента вступления в силу закона № 36-ФЗ госрегистрацию не должны проходить лодки массой до 200 кг включительно и моторы мощностью до 8 кВт включительно. То есть даже такие лодки, как, например, «Крым», «Южанка» или «Обь», регистрации теперь не подлежат.

    Правда, тут есть одно но: каким образом определяется масса судна? В разъяснениях к закону В.В. Серегина сказано, что «масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356- 79 “Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний”». Посмотрим, что на этот счет говорит этот самый ГОСТ: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием». То есть масса определяется не по паспорту лодки, а взвешиванием судна, причем полностью укомплектованного.

    Вопрос: если лодка укомплектована подвесным мотором мощностью до 8 кВт и ее масса в такой комплектации превышает 200 кг, она подлежит регистрации или нет?

    Все специалисты ГИМС, которым мы задавали этот вопрос, были единодушны: масса лодки оценивается вместе с мотором. То есть, к примеру, если вы идете на лодке «Крым», который сам по себе весит 190 кг, под 10-сильным Suzuki весом 20 кг, то такое плавсредство должно быть зарегистрированным.

    Нужно ли проходить техническое освидетельствование плавсредств, которые не подлежат регистрации?

    Об этом в разъяснениях ГИМС сказано однозначно: нет, не нужно. Следует только иметь в виду, что если у вас на лодке массой менее 200 кг стоит двигатель мощнее 8 кВт, то такое плавсредство придется ре­гистрировать в установленном порядке и, соответственно, проходить техосмотр.

    Кроме того, по новому порядку от освидетельствования освобождается и одна категория зарегистрированных маломерных судов. Это «гребные суда, принадлежащие физическим лицам и используе­мые во внутренних водах». Другими словами, если у вас есть, к примеру, деревянная гребная лодка весом больше 200 кг, то ее придется зарегистрировать, но возить на ежегодный техосмотр ее не надо.

    Как быть владельцам ранее зарегистрированных плавсредств, которые, согласно новому порядку, регистрации не требуют?

    Во-первых, принудительному снятию с учета такие плавсредства не подлежат. То есть вы можете спокойно пользоваться своей лодкой и забыть о необходимости техосмотра. Но при этом о двух вещах забывать не стоит. Первая – транспортный налог. Пока лодка числится в судовой книге, как зарегистрированное плавсредство, вы будете получать извещения из налоговой инспекции о необходимости уплатить налог. Второе, о чем не стоит забывать, это риск различных неприятностей в том случае, если лодку у вас украдут, а потом совершат с ее помощью какое-нибудь злодеяние. Придется долго доказывать, что вы тут ни при чем.

    Чтобы снять лодку с учета, владельцу необходимо с соответствующим заявлением обратиться в ГИМС по месту регистрации плавсредства.

    Если плавсредство, подлежащее госрегистрации, уже было зарегистрировано, нужно ли его снова перерегистрировать в соответствие с новым законом?

    Нет, не нужно. До 27 мая суда регистрировались по прежнему порядку в судовых книгах. С 28 мая началась регистрация маломерных судов в соответствии с новым законом в реестре маломерных судов. При этом присвоение бортовых номеров, следующих за последним номером, зарегистрированным в судовой книге, продолжается в реестре. То есть прежняя регистрация сохраняется, как и бортовые номера.

    Нужно ли на подлежащем госрегистрации маломерном плавсредстве иметь должным образом оформленную судовую роль?

    Действительно, новый закон требует, чтобы в числе документов на борту зарегистрированного маломерного судна имелась судовая роль. Однако в разъяснениях ГИМС на этот счет имеется специальный параграф: «При осуществлении надзорной деятельности за маломерными судами судовую роль в составе судовых документов не требовать до особого указания».

    Таким образом, «до особого указания» об оформлении судовой роли можно не беспокоиться.

    Нужно ли проходить аттестацию на право управления маломерным судном с двигателем меньше 10 сил?

    До вступления в силу закона № 36-ФЗ можно было управлять моторной лодкой, не имея водительских прав только в том случае, если мощность мотора не превышала 5 л.с. В разъяснениях ГИМС к новому закону на этот счет говорится следующее:

    В соответствии с требованиями Закона статьи 11.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации, не применяются до их дальнейшего уточнения.

    Указанные статьи КоАП как раз и регламентируют наличие удостоверения на право управления судном и санкции за его отсутствие. То есть если у вас мотор мощностью до 8 кВт включительно и лодка массой до 200 кг, то водительские права не требуются.

    Не менее определенно ответил на вопрос о водительских правах и замначальника Управления ГИМС МЧС России Н.А. Крючек в своем письме от 23.05.2012: с вступлением в силу федерального закона № 36-ФЗ «оснований для предъявления к владельцам маломерных судов массой (не грузоподъемностью) менее 200 килограмм с установленным мотором мощностью менее 8 киловатт требований об их регистрации и наличии удостоверения на право управления маломерным судном не будет».

    Как изменятся размеры госпошлины за регистрацию маломерного судна и за прохождение его технического освидетельствования?

    Госпошлина за регистрацию маломерного плавсредства будет составлять 1000 рублей. А вот что касается технического освидетельствования, то в разъяснениях ГИМС говорится следующее: «С момента вступления Закона в силу при проведении освидетельствования маломерного судна оплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о годности судна к плаванию не осуществляется, выдача талона технического освидетельствования прекращается».