Что нельзя делать в церкви (приметы, суеверия и правда). Нельзя спрашивать в церкви время. Можно ли сидеть во время службы

Редко, или почти никогда, восточные христиане не сидят во время Богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

«Обязательно ли во время богослужения стоять? Почему нельзя сидеть?»

Архиепископ Викентий:
- В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.

Я не хожу в храм, т.к. в огромном скоплении народа мне очень тяжело сосредоточится на молитве. Особенно тяжело перед исповедью. Свободного времени дома почти нет, и приходя в храм, я надеюсь лишний раз остановиться и подумать о своей жизни, настроиться на нужный лад. Но в нашем храме так устроено, что скамеечки для пожилых и немощных людей стоят как раз вдоль "пути" к исповеди. И очень часто бабушки достаточно громко обсуждают свои болезни, неустроенность, новости и т.д. Все это очень раздражает. Я не могу от этого спрятаться (уши-то нам Господь дал именно для этого – слышать). Что делать, подскажите?

Священник Михаил Немнонов:
- Во время земной жизни Христа за Ним ходили толпы в несколько тысяч человек, причем, слушая Его, они не ели и не пили до вечера. Думаю, что мы находимся в более комфортных условиях.
А Вам легко сосредоточиться на молитве там, где нет большого скопления народа? Например дома, утром и вечером? Так это Господь виноват, что мы не можем молиться - Он послал нам бабушек и тесные храмы, и еще уши дал?
Духовная жизнь - это труд, а не отдых. Ее красота открывается тем, кто желает, что называется, "ударить палец о палец". А утешение в ней получают те, кто не утешения ищет.
Давайте вместо того, чтобы искать, что мы можем получить в Церкви, будем думать о том, что мы можем сделать , находясь в Церкви. Тогда и теснота, и уши, и бабушки нам не помешают.

В храмах вдоль стен стоят лавочки, однако сидеть на них мне, здоровому в общем-то человеку, неловко. Когда же решаешься сесть, обычно оказывается, что лавочки уже заняты. Иногда грешным делом завидую католикам с их скамеечками. А они, говорят, ценят то, что мы в храме не привязаны к одному месту, можем передвигаться, не мешая остальным (если, конечно, храм не забит до отказа). Говорят, что когда-то и в православных храмах сидели во время службы. Так ли это? И если да, то почему сейчас этого нет?

иерей Олег Давыденков, доктор богословия:
Действительно, верующие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было специальных сидений, садились прямо на пол. Но, как известно, человеку свойственно устраиваться с максимальным комфортом. Даже существует такая история про одного епископа, настоятеля монастыря. Владыка во время службы никогда не присаживался хоть на минутку. Когда его спросили – почему, он ответил: «Если я сяду, остальные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удобнее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Православная Церковь отказалась от скамеек не в одночасье. Она пришла к этому, основываясь на практическом опыте. Когда ты молишься стоя, ты не расслабляешься, а стоит сесть, уже и в сон потянуло. Как показывает практика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве.

Когда же, речь идет о больных людях, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять.

Иеромонах Алексий:
- Касательно же того, можно ли молиться сидя или лежа, скажу, что лучше молиться сидя или лежа, чем совсем не молиться! Но помните также, что лень- это не причина того, чтобы не понуждать себя к молитве стоя.

КАК ПОБОРОТЬ УСТАЛОСТЬ

Попросите своими словами у Господа укрепить вашу немощь и вы убедитесь в Его милости.
А еще самый простой способ есть - посмотреть на Распятие, висящего на Кресте Христа. И устыдиться своей слабости.
Если Вы впервые на богослужении и регулярно не участвуете в Таинствах Исповеди и Причастия, то сильная усталость, недостаток воздуха и тяжело переносимый запах фимиама при каждении относятся больше к духовной, чем физической сфере. Это не от тела, это – от грехов. После искренней исповеди и Причастия, как правило, гнетущие чувства исчезают.
Существует и чисто психологическая сторона утомляемости у новоначальных: не зная состава и длительности службы, не имея навыка в понимании церковно-славянского языка молиться значительно сложнее. Вообще, утомление обратно пропорционально активности Вашей богослужебной жизни. Чем чаще Вы молитесь в храме, тем естественнее будет длиться служба.

И помните: человек растёт духовно только тогда, когда ему трудно.

Практические советы в контексте исторического и современного богослужебного восприятия дает руководитель Информационного отдела Мукачевской епархии УПЦ протоиерей Александр Монич.

– Цель богослужения христианской Церкви – прежде всего общение с Богом. А в каком формате будет оно происходить, в Евангелии не написано. Есть лишь указание на то, как надо молиться Господу и общаться с Ним. Общение должно быть тет-а-тет, «втайне», без лицемерия и не напоказ.

В ранней христианской церкви все молились стоя

В апостольские времена, в первую очередь в катакомбной Церкви, богослужения были совсем иными, нежели теперь. Постепенно богослужение наполнялось текстами, формировалось и трансформировалось. Спустя время оно обрело нынешнее содержание из-за влияния разных факторов: введение текстов Псалтири и богослужебных текстов, написанных преподобными Иоанном Дамаскиным, Ефремом Сириным, святителями Василием Великим, Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, Григорием Нисским и др.
В воспоминаниях паломницы Этерии (Сильвии Аквитанки) (IV век) есть описания первых христианских богослужений в Иерусалиме, где, в частности, указывается, что они носили гимнографический характер: исполнялись антифоны и отрывки из Псалтири.

Псалтирь на богослужении читалась в виде кафизм и т. н. поучений. Во время суточного круга богослужений было пять поучений. Эти богослужения с поучениями в своих трудах очень хорошо описывает профессор Скабаланович.

Паломница Этерия отмечает, что во время богослужений люди и пели, и читали, и сидели.

И хотя древние христианские богослужения длились очень долго, в Церкви мало кто сидел, потому что было совсем иное мировосприятие христианства.

«Важно, чтобы человек вообще пришел в храм»

Вообще во время богослужения в храме можно сидеть только во время кафизм. Слово «кафизма» в переводе с греческого означает «сижу». Теперь же можно сидеть и при чтении Псалтири, а тем, кто тяжело болен, – и при чтении канонов. На Божественной литургии разрешается сидеть и во время чтения Апостола. Кто из присутствующих на богослужении может стоять – пусть стоит.

Богослужение ныне носит видоизмененный характер по сравнению со временами первой Христовой Церкви. Имеется в виду прежде всего качество нашего пребывания на службах. И причина в нас, людях. Наиболее важным становится такой фактор, как упадок нашей веры, который порождает совсем иное богослужебное восприятие. Мы теперь сидим, скорее, из-за нашей немощи, а иногда – из-за лени.

Еще один фактор – наше тело. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, у каждого разное здоровье: у одного – как железо, у другого – как трава. И Господь в первую очередь смотрит на сердце молящегося.

Поэтому кто имеет хорошее здоровье, может стоять на протяжении всего суточного богослужебного круга. А кто слабый – тому разрешается сидеть во время кафизм, канонов и чтения Апостола. Кому не позволяет здоровье, может сидеть большую часть богослужения. Важно, чтобы человек вообще пришел в храм. Потому что иногда говорят: «Я посмотрю богослужение по интернету, на сайте онлайн». Но это будет наша виртуальная, искусственная встреча с Господом. Богослужение не просто нужно увидеть, его нужно пережить, прожить, раскрыть сердце Богу. Поэтому на службы нужно обязательно ходить: кто может – пусть идет и стоит. Кто не в силе – пусть приходит и сидит, чтобы исповедоваться и принимать участие в Евхаристии.

К сожалению, в третьем тысячелетии большой радостью становится уже то, что человек приходит на богослужение в храм. К огромному сожалению...

Записала Марина Богданова


Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время - например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай - будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.

Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме - полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно - сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

Молитва – это труд. И труд тяжелый, напоминает иерей Андрей Чиженко .

Вспомним молитву Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду, вошедшую в Священную историю под названием «Моление о Чаше»: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю » (Лк. 22:44). Спаситель преподал нам урок искренней пламенной молитвы, в которую включены все пласты человеческого существа: тело, психика, эмоции, воля, нервы, ум, душа.

Исходя из этого, конечно же, довольно тяжело представить духовное молитвенное верное настроение всего человеческого существа, если ты сидишь. К тому же, когда мы заходим, к примеру, к начальнику в кабинет, то сразу же усаживаемся на стул и закидываем ногу за ногу? Нет. Тихонечко стоим и просим либо ждем указаний.

В сколько же неизмеримо Бог больше начальника или земного царя? В сколько раз мы должны больше перед ним трепетать и благоговеть, испытывая страх Божий святой, любовь и благодарность?

Потому, конечно же, в физическом отношении на православном богослужении принято молиться стоя, в борьбе с самим собой, так сказать.

Но есть моменты, когда, в принципе, на службе можно и посидеть. Особенно это касается длинного всенощного бдения, которое длится от трех до четырех часов.

Греки в этом смысле придумали очень хорошую вещь. Называется стасидии. Это такое специальное деревянное кресло, но без седушки. На нем невозможно посидеть, но можно опереться руками о подлокотники и на какое-то время расслабить тело.

У нас же в храмах вдоль стеночек стоят скамейки. Нужно помнить, что молящийся в храме может посидеть на часах (при чтении молитвословий третьего, шестого, девятого и первого часа). Третий и шестой час начинают Литургию до священнического возгласа «Благословенно царство…», девятый – вечерню, а первый оканчивает утреню.

Практически всю вечерню (если это обычное воскресное всенощное бдение или бдение на двунадесятый праздник) посидеть не удастся. Она служится очень торжественно, часто совершается каждение, есть вход с кадилом, читаются паремии. Ни в коем случае нельзя сидеть на утрене во время чтения шестопсалмия. Это очень важные псалмы и очень важная часть богослужения, в которой мы благодарим Бога за то, что Он создал для нас новый день. Нельзя сидеть во время полиелея: вынос иконы праздника, величание, прокимен, чтение Евангелия, помазание святым елеем. Но перед полиелеем во время чтения кафизм Псалтири можно посидеть. Слово «кафизма» с греческого языка так и переводится – «сидение». После же полиелея во время чтения рядовых канонов до Великого славословия вы также можете посидеть.

На Божественной литургии (кроме третьего и шестого часа) лучше не садиться. Единственное время, когда можно посидеть, это после возгласа «Вонмем. Святая святым», когда читается Последование ко Святому Причащению и батюшка выходит на исповедь. Тогда вы можете немножко посидеть и отдохнуть. Но главное – не разговаривать в этот момент. Потому что очень часто в данное время люди чрезмерно расслабляются, они будто бы выключаются из службы и начинают разговаривать с друг другом о житейском. В условиях хорошей акустики православных храмов это напоминает гудящий улей. Будем помнить, дорогие братья и сестры, что преподобный Амфилохий Почаевский сказал: «Говорящему в храме посылаются скорби». Если вы не исповедуетесь и не причащаетесь на этой Литургии, то все равно сядьте на скамеечку и вслушайтесь-вдуматесь в святые стихи молитв ко Святому Причастию, проживите их. И не воруйте житейскими разговорами друг у друга богослужение. Ведь почему еще разговор в храме большой грех? Потому что в нем есть нечто святотатственное, неуважение к святыне Тела и Крови Христовых, к тому же человек, который ведет праздные разговоры в храме, обкрадывает не только себя, но и других молящихся, воруя у них службу своими разговорами. Если вы давно не виделись с кем-то и хотите с ним поговорить, пожалуйста, сделайте это после отпуста, когда поцелуете крест и закроются Царские врата после богослужения. Тогда говорить никто не препятствует.

Особенно нельзя сидеть при открытых Царских вратах. Потому что это кульминационные моменты службы. Считается, что Господь находится среди верных Своих.

Но, конечно же, случаи в жизни бывают разные. Если человек не может долго стоять по тяжелой болезни или из-за старческой немощи, тогда ему позволительно сидеть всю службу, лишь бы он радовался тому, что находится на богослужении.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что православное богослужение – это земной образ рая. Оно приближает нас к Царствию Небесному и учит Его законам жизни. Возлюбим же храм, возлюбим службу: часы, вечерню, утреню, Литургию. Тогда небо открывается. Церковь земная соединяется с Церковью небесной благой волей Бога-Отца во Христе-Искупителе посредством Духа Святого. И мы становимся плечом к плечу со святыми и Ангелами небесными. И мы становимся гражданами Царствия Небесного: земными ангелами и небесными человеками.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (760) раз

Практические советы в контексте исторического и современного богослужебного восприятия дает руководитель Информационного отдела Мукачевской епархии УПЦ протоиерей Александр Монич.

– Цель богослужения христианской Церкви – прежде всего общение с Богом. А в каком формате будет оно происходить, в Евангелии не написано. Есть лишь указание на то, как надо молиться Господу и общаться с Ним. Общение должно быть тет-а-тет, «втайне», без лицемерия и не напоказ.

В ранней христианской церкви все молились стоя

В апостольские времена, в первую очередь в катакомбной Церкви, богослужения были совсем иными, нежели теперь. Постепенно богослужение наполнялось текстами, формировалось и трансформировалось. Спустя время оно обрело нынешнее содержание из-за влияния разных факторов: введение текстов Псалтири и богослужебных текстов, написанных преподобными Иоанном Дамаскиным, Ефремом Сириным, святителями Василием Великим, Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, Григорием Нисским и др.
В воспоминаниях паломницы Этерии (Сильвии Аквитанки) (IV век) есть описания первых христианских богослужений в Иерусалиме, где, в частности, указывается, что они носили гимнографический характер: исполнялись антифоны и отрывки из Псалтири.

Псалтирь на богослужении читалась в виде кафизм и т. н. поучений. Во время суточного круга богослужений было пять поучений. Эти богослужения с поучениями в своих трудах очень хорошо описывает профессор Скабаланович.

Паломница Этерия отмечает, что во время богослужений люди и пели, и читали, и сидели.

И хотя древние христианские богослужения длились очень долго, в Церкви мало кто сидел, потому что было совсем иное мировосприятие христианства.

«Важно, чтобы человек вообще пришел в храм»

Вообще во время богослужения в храме можно сидеть только во время кафизм. Слово «кафизма» в переводе с греческого означает «сижу». Теперь же можно сидеть и при чтении Псалтири, а тем, кто тяжело болен, – и при чтении канонов. На Божественной литургии разрешается сидеть и во время чтения Апостола. Кто из присутствующих на богослужении может стоять – пусть стоит.

Богослужение ныне носит видоизмененный характер по сравнению со временами первой Христовой Церкви. Имеется в виду прежде всего качество нашего пребывания на службах. И причина в нас, людях. Наиболее важным становится такой фактор, как упадок нашей веры, который порождает совсем иное богослужебное восприятие. Мы теперь сидим, скорее, из-за нашей немощи, а иногда – из-за лени.

Еще один фактор – наше тело. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, у каждого разное здоровье: у одного – как железо, у другого – как трава. И Господь в первую очередь смотрит на сердце молящегося.

Поэтому кто имеет хорошее здоровье, может стоять на протяжении всего суточного богослужебного круга. А кто слабый – тому разрешается сидеть во время кафизм, канонов и чтения Апостола. Кому не позволяет здоровье, может сидеть большую часть богослужения. Важно, чтобы человек вообще пришел в храм. Потому что иногда говорят: «Я посмотрю богослужение по интернету, на сайте онлайн». Но это будет наша виртуальная, искусственная встреча с Господом. Богослужение не просто нужно увидеть, его нужно пережить, прожить, раскрыть сердце Богу. Поэтому на службы нужно обязательно ходить: кто может – пусть идет и стоит. Кто не в силе – пусть приходит и сидит, чтобы исповедоваться и принимать участие в Евхаристии.

К сожалению, в третьем тысячелетии большой радостью становится уже то, что человек приходит на богослужение в храм. К огромному сожалению...

Записала Марина Богданова