Закон о банкротстве статья 11. Главные положения закона «О несостоятельности (банкротстве)

Если вы сейчас читаете эту статью - значит, в вашей жизни наступили сложные времена, и банкротство физических лиц не кажется больше абсурдной идеей или далеким космосом. Что ж, мы вас поддержим - в России на сегодняшний день 800 000 граждан живет «на грани» банкротства - это заемщики, которые по различным причинам не в силах платить по кредитам, их терроризируют банки и коллекторы.

Что это такое - банкротство или финансовая несостоятельность? Это абсолютно законная возможность раз и навсегда избавиться от непосильных долгов, регламентированная № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). Фактически это право каждого гражданина на реабилитацию при больших долгах. Должники получают возможность реабилитироваться перед кредиторами, обществом, и начать свою финансовую историю с нуля.

Интересно, что до 2015 года это право было предоставлено только компаниям и индивидуальным предпринимателям. Однако от 1 октября 2015 года ситуация изменилась, и каждый должник получил возможность избавиться от непосильного долгового бремени законным путем.

Как работает Федеральный закон о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?

Как вы уже поняли, право на списание долгов имеет под собой законную основу - это Федеральный закон о банкротстве физлиц. Законопроект находится в открытом доступе, в частности - на сайте Консультанта, его может изучить каждый желающий. Вы можете его читать, скачать бесплатно, он представлен со всеми изменениями на 2017-2018 годы.

Текст закона подробно регулирует такие пункты:

  • порядок осуществления банкротства . Банкротиться граждане могут исключительно через Арбитражный суд. Никакой банк, учреждение, компания или другое лицо не могут признать человека банкротом;
  • решения суда . Установлено, что суд может принять только о двух процедурах. Каждая из них тщательно регулируется законодательными нормами;
  • признаки банкротства . В законе четко установлено, что признаками несостоятельности является долг от 500 000 рублей и просрочка от 90 дней по кредитам. Также сюда относятся обстоятельства, при наступлении которых гражданин понимает, что не сможет рассчитаться со своими обязательствами. Что это за обстоятельства - в законопроекте не уточняется, это решает суд, исходя из конкретной ситуации;
  • последствия . Они перечислены в законодательстве, сюда относятся, в частности, невозможность признания банкротства после предыдущего судебного решения, запрет на руководящие посты в юрлицах. Также установлены последствия, наступающие при банкротстве, с момента первого заседания по делу - это приостановление судебных постановлений, вынесенных ранее, прекращение начислений % по кредитным обязательствам;
  • обязанности и полномочия финансовых управляющих . В частности, они составляют отчеты для суда, подают ходатайства, управляют финансовыми делами должников, проверяют их на добросовестность, фиктивность, собирают кредиторов, проводят торги. Ранее вознаграждение составляло 10 000 рублей за процедуру, но действующая редакция закона о банкротстве граждан № 127-ФЗ предусматривает 25 000 рублей.

Какие изменения и поправки в законе о банкротстве физических лиц принимались за период с 2015 по 2018 годы?

Давайте подробно рассмотрим изменения, которые коснулись законодательства о банкротстве. За последние 3 года мало что изменилось, никаких кардинальных мер не предпринималось. Но все же, некоторые правки вносились.

Когда закон о банкротстве физических лиц с 2015 года вступил в силу, размер вознаграждения для ФУ составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение - сумма выросла до 25 000 рублей за процедуру. При реализации управляющий начал уже получать не 2%, а 7%.С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены новые правки - госпошлина для физ. лиц начала составлять не 6 000 рублей, а 300 рублей.

Судебная практика четко показала, что большинство потенциальных банкротов испытывают трудности с тем, чтобы составить заявление и отнести его с документами в суд. Интересно, что эксперты до принятия законопроекта прогнозировали буквально шквал заявлений в суды, пресса публиковала сумасшедшие цифры в 100 000-300 000 заявлений в месяц, однако реальность быстро расставила все по своим местам.В действительности в первый месяц действия закона в суд обратились около 200 граждан. Со временем ситуация немного улучшилась, но о прогнозируемых 100 000 заявлений в месяц оставалось только мечтать. Законодатели начали активно разбираться - в чем была допущена ошибка?

Почему должники, получив привлекательную возможность списать долги, по-прежнему предпочитали сидеть и страдать от звонков и визитов коллекторов?

Позже выяснилось, что причина банальна - деньги. В среднем стоимость банкротства составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и непосильных долгах, попросту нет денег на суд. В связи с этим и было принято уменьшение пошлины при подаче документов в АС в 20 раз - с 6 000 рублей до 300 рублей.Тем временем сообщества арбитражных управляющих также начали высказывать неудовлетворенность оплатой в размере 10 000 рублей. По мнению экспертов, на управляющих возложена слишком большая ответственность, и 10 000 рублей за процедуру - это невероятно мало. В результате и были приняты поправки, повысившие размер вознаграждения до 25 000 рублей.

Получить
Консультацию

Закон о несостоятельности (банкротстве): что ждать должникам в 2019 году?

За прошедшие годы также всплывали некоторые идеи от политиков, прошедшие стадию бурных общественных осуждений. Основная цель таких идей - уменьшение расходов на услуги при банкротстве - речь идет о юристах/финуправляющих и различных процедурах, требующих определенных затрат.

1. Упрощенное банкротство

Законопроект об упрощенном порядке давно лежит в кулуарах департаментов и ведомств РФ. Есть мнение, что он будет принят примерно в конце 2018 - начале 2019 года. Суть законопроекта заключается в следующем:

  • банкротство при задолженностях до 700 000 рублей (в новой редакции, в старой - до 900 000 рублей) будет осуществляться в упрощенном порядке;
  • сроки на процедуру будут составлять до 120-ти дней;
  • к процедуре не нужно привлекать управляющего;
  • банкротство инициируется только по инициативе самого должника;
  • количество кредиторов - до 10-ти лиц.

2. Юридические консультации в МФЦ

Не секрет, что большинство граждан не умеют составлять юридические документы, и формирование заявления в суд вынуждает их обращаться к специалистам (и платить деньги за их услуги). Комментарии на форумах показывают, что такая услуга обходятся как минимум в 3 000 рублей. Законодатели решили изменить ситуацию - предложили возложить функции юристов на сотрудников МФЦ.

Фактически работники таких заведений станут бесплатными юристами - будут консультировать, составлять заявления, помогать собирать документы, и осуществлять другие действия, связанные с банкротством. Пока это только предложение, на государственном уровне идея не рассматривалась.

3. Продажа единственного жилья.

Не секрет, что на данный момент единственная квартира/дом должника считаются неприкосновенными, в отношении продажи такого жилья в судебном порядке действует запрет. Даже если долг будет составлять 5 миллиардов рублей, а у должника будет во владении только элитный особняк на 4 этажа размером с аэропорт, его не имеют права изъять для реализации. Некоторые законодатели посчитали такое положение неуместным, и предложили проводить изъятие такого жилья для последующей продажи, и покупки для должника более скромного жилища.

Опять же, идея так и не оформилась в достойный ФЗ, и она не рассматривалась на заседании Госдумы. Возможно, в 2018-2019 годах будет принят упрощенный порядок, однако пока точно об этом утверждать нельзя.

Фактически закон о банкротстве физических лиц за 2018 год остался тем же, существенных изменений не вносилось, как уже было упомянуто выше. Если у вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых вы хотите избавиться через признание несостоятельности в суде - обращайтесь, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.

С 2015 года вступил в силу обновленный федеральный закон о банкротстве физических лиц N 127-ФЗ. Существенная часть российских граждан, для которых ноша долгов оказалась непомерной, с нетерпением ждут наступления этой даты. Надежда, что «амнистия по долгам» наступит, не вселяет оптимизм, но если детально разобраться в тонкостях нового «ФЗ о несостоятельности (банкротстве)», то далеко не все покажется гладким и радужным для несостоятельных физлиц.

Сейчас мы детально разберемся, что ожидает граждан, которые оказались в долговой яме и надеются на «спасительный» законодательный круг, в виде обновленного Федерального Закона «О несостоятельности (Банкротстве)» N 127-ФЗ , предусматривающего процедуру банкротства физических лиц.

Кто может объявить себя банкротом?

Объявить себя несостоятельным (то есть банкротом) может совсем НЕ любое физическое лицо , давайте посмотрим, кто же имеет такое право по новому закону?

  • Физическое лицо, долг которого составляет не менее 500 000 рублей.
  • Должник обязан представить неоспоримые доказательства, что уже на протяжении 90 дней он не имеет финансовой возможности выплачивать долг.
  • Претендент на статус банкрота должен представить доказательства, что он пытался расплатиться по долговым обязательствам и предпринимал попытки заключить соглашения с кредиторами о реструктуризации своих долгов.

Из этого перечня требований становится понятным, что не каждый должник сможет объявить себя банкротом лишь по той причине, что его ежемесячный платеж по кредитному договору превышает доходы. К примеру, часть условий из вышеозначенного списка соблюдены, долг превысил отметку в 500 000, и платить по счетам нечем – то есть, имеются основания для подачи в суд о признании физлица банкротом , однако надеяться на то, что вам долги «спишут» не стоит – этого не произойдет даже в случае признания вас несостоятельным. Платить все равно заставят по закону. Возможно, вам придется проститься со своим имуществом за исключением квартиры, дома, или любого другого жилища, где вы проживаете в данный момент – закон запрещает отнимать у банкрота единственную крышу над головой.

После подачи в суд заявления о банкротстве физлица судья может принять следующие решения:

  • Суд может объявить должника банкротом.
  • Суд предпишет осуществить реструктуризацию долга.
  • С кредиторами будет подписано мировое соглашение о порядке расчета по долговым обязательствам.

Каков порядок и последствия банкротства физического лица?

Объявить себя банкротом – это еще половина дела, надо четко понимать, чем данная процедура чревата для вас и членов вашей семьи довольно серьезными последствиями. Вы заблуждаетесь, если предполагаете, что за процедуру банкротства не надо платить, и что долги будут списаны в полном объеме.

Минусы банкротства физических лиц:

  • За процедуру банкротства придется заплатить. Сумма включает в себя оплату услуг финансового управляющего, оплату расходов по суду, которые тоже ложатся на плечи банкрота;
  • Все имеющиеся у вас счета будут заморожены. Эта процедура коснется также супружеских совместных счетов, из которых через время будет выделена доля гражданина, признавшего себя банкротом. Из этих денег он будет осуществлять расчеты с кредиторами;
  • Имущество банкрота будет арестовано и продано для расчета по кредитным обязательствам – это коснется и совместного супружеского имущества. У семьи останется единственное жилье и вещи первой необходимости;
  • На время, когда будет проводиться процедура банкротства, счета и имущество должника попадают в распоряжение финансового управляющего;
  • Банкрот на протяжении трехлетнего периода не имеет права быть учредителем юридического лица, а также управлять им;
  • Осуществлять поездки за рубеж банкрот не сможет. Его вероятнее всего ждет запрет на выезд заграницу;
  • На протяжении пятилетнего срока признавший себя банкротом гражданин не сможет пользоваться кредитными ресурсами. Ни банковскими, ни кредитами от МФО (микрофинансовые организации);
  • Вероятность того, что банкроту запретят заниматься предпринимательской деятельностью на срок до 12 месяцев – довольно высока;
  • Если гражданин решил запустить процедуру фиктивного банкротства, и этот факт будет выявлен, то ему грозит наказание в виде уголовной ответственности. Если банкротом предпринимается попытка передачи прав собственности на имущество, то ему может грозить реальный тюремный срок – до 6 лет лишения свободы;
  • Если во время процедуры банкротства гражданин проводил сделки дарения, купли-продажи или отчуждения имущества, то они будут оспорены.

Учитывая данный перечень, становится понятно, что перспективы у банкрота не слишком радужные как для него, так и для его семьи. Но обновленный федеральный «закон о несостоятельности», несмотря ни на что, рассчитан в первую очередь на то, чтобы защитить должника, поэтому ряд положительных результатов признания гражданина банкротом, все-таки, имеются.

Плюсы статуса банкрота для должника:

Давайте разберемся, в чем они выражаются, и каким категориям граждан будет выгодно признать себя банкротом:

  • Если сумма долговых обязательств превышает стоимость всего имеющегося имущества. В данной ситуации после реализации всего имущества, долги как раз будут полностью списаны и аннулированы. Причина такова: даже после продажи имущества во время процедуры банкротства, оставшиеся долги нечем будет погашать.
  • Должник не имеет другого имущества, кроме единственной квартиры или дома, где он проживает. Но здесь тоже не все просто и есть удручающие нюансы. Например, у гражданина-банкрота в собственности есть квартира, комната в коммунальной квартире или дом, но прописан он в другом месте – управляющий на законных основаниях выставит на продажу это «свободное жилье». Это произойдет даже в том случае, если там прописаны жена, дети, родственники, не обладающие правом собственности. Иными словами, если до вступления в брак банкрот купил квартиру, и впоследствии прописал там детей и супругу, но сам зарегистрирован в родительском жилье, то данная недвижимость подлежит продаже на торгах, а жена с детьми будут выселены на улицу.
  • Когда будет рассматриваться заявление о банкротстве, и во время самой процедуры, не будут начисляться штрафные санкции и пени за просрочку долговых взносов.

Из вышеуказанного можно заметить, что преимуществ у должника от получения статуса банкрота совсем мало, да и запустить процедуру судебного списания долгов сможет не каждый желающий, да и не всякий захочет.

Обновленный улучшил ситуацию для тех физических лиц, которые задолжали огромные суммы и никак не могут самостоятельно выбраться из долговой ямы. Именно для них процедура банкротства – единственный выход, который позволит скинуть с шеи долговое ярмо и вздохнуть свободно, избавившись в определенной мере от претензий кредиторов. Причем гарантированно и на несколько лет.

Вот и выходит, что объявить себя банкротом это не всегда полное спасение от долговых обязательств, но бывают ситуации, когда иначе просто невозможно закрыть долги, кроме как смириться с довольно демократической стоимостью процедуры банкротства , изыскать её и закрыть вопросы долгов.

  • Закон о банкротстве № 127-ФЗ был принят 26.10.2016 г. На его разработку и окончательное утверждение ушло почти 10 лет (первые попытки создать единый свод правил, регулирующих процедуру несостоятельности в России, пришлись на 1992 г.). После последних правок закон состоит из 233 статей и 12 глав.

    Основные понятия и краткое содержание

    Основные понятия, которыми оперирует 127-ФЗ от 26.10.2002 г., описаны в ст. 2 :

    • Под банкротством (несостоятельностью) понимается неспособность частного лица, ИП или организации удовлетворить в срок денежные требования кредиторов, выплатить вознаграждения по трудовым договорам и сделкам, внести обязательные платежи в бюджет. Банкрот - это статус, который присваивается должнику по решению арбитражного суда;
    • Должник - гражданин, ИП или организация, подавший заявление в суд на признание себя банкротом. У него есть денежные обязательства, которые он объективно не в состоянии исполнить из-за неплатежеспособности и недостаточности имущества;
    • Конкурсный кредитор - общее понятие. К нему относятся все, кому задолжал подавший заявление по ссудам, выплате вознаграждений по трудовым договорам, налогам и сборам и т. д. Это могут быть банки, госорганы, фонды, работники и т. д. В деле о банкротстве их интересы представляет собрание (или комитет) - особый выборный орган;
    • Арбитражный управляющий - гражданин РФ, входящий в СРО, обладающий необходимыми квалификацией и навыками для проведения процедуры банкротства. В зависимости от стадии производства и типа должника он может быть временным, административным, конкурсным, финансовым, внешним.

    Банкротство - многостадийный процесс, при котором собственно судебному акту о признании заявителя несостоятельным предшествуют различные мероприятия, призванные обеспечить выполнение финансовых обязательств должника в полной мере.

    127-ФЗ («Закон о банкротстве») состоит из нескольких крупных разделов, посвященных разным нюансам процедуры.

    Помимо «Основных положений», содержащих определение понятий, области и границ применения, он включает :

    • Главу 2. Она описывает меры, которые должны способствовать предупреждению несостоятельности. Их можно принять на любой стадии производства;
    • Главу 3. Она утверждает порядок инициирования, хода рассмотрения, приостановления и окончания дела о банкротстве, полномочия участников, принятие документов и т. д.;
    • Главы 4–8. Они описывают проведение различный стадий банкротства юрлиц (наблюдение, оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение);
    • Главу 9. Она определяет нюансы банкротства разных категорий должников-организаций. До октября 2015 г. каждой из них был посвящен отдельный федеральный закон;
    • Главу 10. Она регулирует банкротство частных лиц, ИП и К(Ф)Х. Раздел введен в Закон о несостоятельности ФЗ № 154 и вступил в силу с октября 2015 г.;
    • Главу 11. Она утверждает порядок проведения упрощенной процедуры несостоятельности отсутствующего или ликвидируемого должника.
    • Глава 12 включает итоговые положения ФЗ: дату его вступления в силу, перечень переставших действовать статей законов и нормативных актов.

    Что регулирует и когда применяется

    Закон регулирует отношения, возникающие при неспособности частных и юридических лиц, ИП отдать долги кредиторам.

    Он устанавливает :

    • Порядок подачи заявления и инициирование дела о несостоятельности;
    • Применение мер, направленных на предотвращение банкротства;
    • Введение в действие и ход различных стадий производства и т. д.

    Действие закона распространяется на граждан, ИП и юридических лиц за исключением :

    • Муниципальных предприятий и учреждений;
    • Госкорпораций «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», «Внешэкономбанк», госкомпании «Автодор», Фонд перспективных исследований, Фонд ЖКХ;
    • Публично-правовых компаний;
    • Политических партий;
    • Религиозных некоммерческих объединений.

    Чтобы инициировать процедуру несостоятельности, должник, кредитор, управляющий или представитель ФНС подает заявление в арбитражный суд.

    Арбитражный суд определяет наличие следующих признаков банкротства у граждан и ИП (ст. 213.3) :

    • Размер финансовых обязательств превышает полмиллиона рублей;
    • Просрочка по выплатам составляет более 3 месяцев;
    • Налицо неплатежеспособность и недостаточность имущества.

    Для юрлица установлены следующие требования: (ст.ст. 3, 6, 8–9) :

    • Совокупный размер его денежных обязательств перед займодателями, работниками, госведомствами и фондами составляет более 300 тыс. руб.;
    • Оно не может платить по долгам в течение 3 или более месяцев;
    • Его активов (средств и имущества) недостаточно, чтобы полностью рассчитаться со всеми; или
    • Исполнение финансовых обязательств существенно осложнит или сделает невозможным дальнейшую хозяйственную деятельность.

    Видео: Комментарии специалиста

    Особенности закона «О банкротстве» №127 в отдельных случаях

    Нормы, касающиеся граждан, были введены ФЗ № 153 от 29.06.2015 и начали действовать в октябре 2015 г.

    Несостоятельность организаций

    Банкротство организаций начинается с направления заявления в арбитражный суд от самого должника, его кредиторов, работников, налоговой службы. При этом если у последних обращение в АС - право, то у юрлица в некоторых случаях это обязанность. Она наступает, когда просрочка по выплатам задолженности превысит 3 месяца, и у компании нет ни денег, ни ресурсов, чтобы ее погасить.

    Сам процесс делится на несколько этапов:

    • Подготовительный (наблюдение);
    • Два реабилитационных;
    • Один заключительный, предшествующий ликвидации - конкурсное производство (продажа имущества на торгах).

    Цель арбитражного суда не только добиться от юрлица выполнения всех обязательств, но и сохранить ее активы и обеспечить дальнейшую хозяйственную деятельность.

    На каждом этапе процедуры стороны вправе заключить мировое соглашение, то есть полюбовно договориться о графике погашения долга, рассрочке или отсрочке платежей, обеспечении.

    Банкротство юрлиц длится от полугода (упрощенное производство) до 3,5 лет. Расходы на вознаграждение управляющему, публикацию сведений в госреестре, оплату услуг оценщиков, аудиторов и др. несет должник.

    Граждан и ИП

    Иск о признании гражданина несостоятельным в арбитражный суд может направить:

    • Сам должник;
    • Его кредиторы;

    Суд, рассмотрев и посчитав заявление обоснованным, назначает финансового управляющего.

    Банкротство граждан состоит из 2 процедур:

    1. Реструктуризации задолженности,
    2. Реализации имущества.

    Реструктуризация - это реабилитационная процедура. Она вводится, если должник может благодаря наличию дохода самостоятельно исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для этого у него есть срок, не превышающий 3 лет.

    Если план поэтапного погашения задолженности не выполнен, гражданина признают несостоятельным. Начинается стадия реализации (продажи) имущества и расчетов с кредиторами. По итогам процедуры должник освобождается от финансовых обязательств.

    Несостоятельность физлиц может длиться от 6 месяцев до 3,5 лет. На должника ложатся расходы на вознаграждение:

    1. Управляющему;
    2. Оценщику;
    3. За публикацию;
    4. Проведение торгов.

    Последняя редакция

    Последняя редакция закона датируется 03.07.2016 г. Часть изменений, привнесенных с 2019 г., начали действовать с 2019 г.

    Нововведения касались :

    • Продажи имущества в залоге. С 15.07.2016 кредитор-залогодержатель вправе взыскать долг в счет имущества в ходе реабилитационных процедур по причине опасений, что с ним может что-нибудь случиться (есть риск подтверждения, гибели или снижения стоимости);
    • Членства в СРО. Кандидат на статус арбитражного управляющего обязан пройти 2-летнюю стажировку в помощниках (ранее 3 месяца);
    • Вознаграждения управляющего в деле о несостоятельности частного лица. Оно выросло с 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб. Кроме того, с 15.07.2016 г. управляющий получает 7 % от суммы реализованного имущества и выручки с отмененных сделок;
    • Определения контролирующих лиц. Теперь КУ должника считаются не только те, кто записан в документах, но и кто в силу родственных и иных связей способен влиять на его действия;
    • Очередности удовлетворения требований кредиторов. В 4-ю очередь добавили коммунальные службы;
    • Сроков инвентаризации. Управляющий обязан отыскать активы должника-организации и провести опись с оценкой в течение 3 месяцев с момента введения конкурсного управления;
    • Личного счета должника-гражданина. Частное лицо в рамках дела о банкротстве может открыть специальный счет, средствами с которого (до 50 тыс. руб. ежемесячно) распоряжаться по своему усмотрению и т. д.

    В 2019 г. российских должников ждут изменения, введенные ФЗ № 448 (вступит в силу с 01.09.2017 г.). Нововведения расширят возможности привлечения руководящих лиц юрлица к субсидиарной ответственности.

    За 15 лет существования Закона о банкротстве его положения и процедуры, касающиеся юридических лиц, уже отработаны и не вызывают затруднений. А вот нормы, регулирующие несостоятельность частных лиц, на практике получили большую критику со стороны должников, управляющих и кредиторов.К 2019 г. заявление подало всего 5 % от общего числа граждан, соответствующих этому статусу. Основными проблемами называют сложность и стоимость процедуры и судебные ошибки. Правительство обещает переделать закон под «жизненные реалии» в 2019–2018 гг.

    Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) регулирует действия, которые могут быть предприняты в отношении финансово несостоятельных лиц или организаций. В нем дано четкое определение банкротства, указаны возможные действующие лица и их полномочия. Также расписаны детали процедуры и проводимых в ее рамках мероприятий, определены сроки и иные условия, указаны дополнительные регулирующие документы.

    Закон о несостоятельности (банкротстве) существует для того, чтобы исключить неправомерные действия в отношении должников или иных лиц, связанных с рассматриваемой процедурой. Кроме того, он предусматривает проведение различных мероприятий, призванных восстановить платежеспособность банкротов. То есть сохраняет для них возможность не только выполнить долговые обязательства, но и вернуться к нормальной деятельности в дальнейшем.

    Что это такое

    Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) определяет банкротство
    как неспособность выполнения долговых обязательств. Касаемо физических лиц, подразумевается именно полная неспособность, когда даже продажа всего имущества должника не может решить проблему, поскольку его суммарная стоимость ниже суммы задолженности.

    Касаемо юридических лиц, подразумевается невыполнение денежных обязательств, имевшее место (на момент рассмотрения) в течение трех месяцев (и более). Под долговыми (денежными) обязательствами в этом случае понимают не только погашение различных кредитов, но и проведение обязательных государственных платежей: налогов, сборов и пошлин. Также штрафов, если причина их наложения не была связана с проведением процедуры.

    Кто может оказаться банкротом

    Условия, на основании которых может быть признано банкротство, оговорены ФЗ (закон о несостоятельности (банкротстве)). Обозначен порог несостоятельности и сроки, по прошествии которых может быть начата процедура. Несостоятельным может быть признан гражданин или компания (организация).

    Условия признания несостоятельности и проведения процедуры могут быть различны. Например: порог банкротства для индивидуального предпринимателя ниже, чем для сельскохозяйственной организации. Самый высокий порог ФЗ (закон о несостоятельности) определяет для предприятий стратегического значения.

    Осуществление производства в отношении гражданина также будет отличаться от аналогичного процесса в отношении организации. В отношении граждан не проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению. Основания для подачи заявления в обоих случаях различны.

    Юридические лица (организации)

    Касаемо юридических лиц, о несостоятельности федеральный закон гласит следующее: юридическое лицо, не выполняющее требований кредиторов (или государства, что предусмотрено в случаях непогашения обязательных платежей) в течение трех месяцев или более длительного срока, признается несостоятельным. Но только в том случае, если суммарная задолженность превышает порог, который определяет ФЗ (127, закон о несостоятельности).

    Сейчас порог банкротства для юридических лиц составляет 300 000 рублей. Исключением являются сельскохозяйственные организации: для них установлен порог в полмиллиона рублей. Стратегические предприятия могут признаваться банкротами, если их суммарная задолженность превышает миллион рублей.

    Физические лица (граждане)

    Касаемо физических лиц, о несостоятельности федеральный закон гласит следующее: несостоятельным признается гражданин, неспособный полноценно удовлетворить требования кредитора. Сумма задолженности должна превышать порог в полмиллиона рублей.

    Если речь идет об обязательствах перед двумя или несколькими кредиторами, сумма задолженности в каждом из случаев рассматривается отдельно. Например: если гражданин должен двум (или более) кредиторам по 450 000 рублей, он не может быть признан банкротом. Но если задолженность хотя бы перед одним из кредиторов превышает полмиллиона рублей, инициируется процедура.

    Закон о несостоятельности (127-ФЗ) начнет регламентировать процессы производства (процедуры банкротства), инициируемые в отношении физических лиц, с 1 июля 2015 года. Будет ли это оправдано - пока неизвестно. Соответствующие изменения в закон о несостоятельности были внесены в 2014 году и подписаны президентом.

    Процедура

    Процедура банкротства – комплекс принимаемых в отношении должника мер. Основной регулирующий документ – закон о несостоятельности (127-ФЗ). Началом процедуры считается подача в арбитражный суд соответствующего заявления. Если речь идет о банкротстве гражданина (физического лица), не осуществлявшего предпринимательскую деятельность, заявление должно рассматриваться судом общей юрисдикции. Возможно добровольное объявление себя банкротом (должник сам подает заявление).

    Следует знать, что процедура банкротства не является способом избавления от обязательств. Это экстренная мера их выполнения. Кроме того, существует комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление платежеспособности несостоятельного лица. Вместе с тем фиктивное или преднамеренное признание себя несостоятельным наказуемо. В ходе производства может проводиться соответствующая проверка.

    Основные определения

    Помимо достаточно простых определений (должник, кредитор, денежные обязательства и т. д.), закон о несостоятельности (банкротстве) оперирует и некоторыми более сложными. Важно правильно понимать их значение - это позволит избежать различных ошибок, контролировать ход процедуры и правомерность действий тех или иных лиц самостоятельно.

    • Наблюдение: анализируется финансовое состояние должника для корректного определения требований к нему; также осуществляется контроль за сохранностью имущества должника.
    • Конкурсное производство: пропорциональное распределение активов и имущества банкрота между всеми его кредиторами.
    • Федеральные стандарты: определены соответствующими нормативными документами, регламентируют деятельность арбитражных управляющих.
    • Мировое соглашение: означает прекращение производства по делу, заключается в любой момент между кредиторами и должником (если достигнут компромисс).

    Участники

    Закон о несостоятельности определяет возможных участников процедуры банкротства и регулирует их деятельность. Каждый из них становится участником процедуры при определенных условиях и имеет установленные законом права и обязанности. Все это следует знать на случай возникновения необходимости защиты собственных интересов.

    • Руководитель предприятия-должника - без оформления доверенности может действовать от имени компании (только в вопросах, касающихся процедуры, не нарушая федерального закона).
    • Орган по надзору, задача – контроль деятельности организаций арбитражных управляющих; уполномочен правительством Российской Федерации.
    • Представитель комитета кредиторов - принимает участие в арбитражном процессе, уполномочен комитетом кредиторов.
    • Арбитражный управляющий - сотрудник организации арбитражных управляющих; в ходе процедуры назначается организацией на пост временного, конкурсного, внешнего или административного управляющего.
    • Временный управляющий - назначается на стадии наблюдения, отвечает за проводимые в рамках стадии мероприятия.
    • Административный управляющий - отвечает за действия по финансовому оздоровлению должника.
    • Внешний управляющий - на стадии внешнего управления, заменяет руководителя предприятия-должника (который отстраняется на данной стадии) и обладает всеми его полномочиями.
    • Конкурсный управляющий - отвечает за осуществление конкурсного производства.

    Регулирующие документы

    Прежде всего, процедуру регулирует закон о несостоятельности. Помимо него, производство по делу о банкротстве может регулироваться соответствующими постановлениями правительства. Например: в случае проведения проверки на предмет наличия признаков ложного (фиктивного) или преднамеренного банкротства. А также в том случае, если кредитором выступает государство.

    То же относится к мерам по финансовому оздоровлению и к деятельности арбитражных управляющих: для их регулирования существуют соответствующие постановления. Но они лишь дополняют закон о несостоятельности, не противореча ему. Международные соглашения также могут быть регламентирующими документами (в требующих того случаях).

    Реабилитационные мероприятия

    В процедуру банкротства могут входить реабилитационные мероприятия (кроме случаев, в которых их проведение невозможно). Их предназначение – восстановить платежеспособность должника, чтобы он мог в полной мере удовлетворить требования кредиторов. В ряде случаев они могут предотвратить банкротство и сохранить возможность возрождения и развития в будущем.

    Реабилитационные мероприятия регулирует закон о несостоятельности и соответствующие постановления (если это предусмотрено). Проводятся они внешними или административными управляющими, назначаемыми самоуправляемой организацией арбитражных управляющих. В отдельных случаях – иными лицами, согласно закону. Инициатором проведения может выступать любая из сторон.

    Финансовое оздоровление юридических лиц

    Мероприятия по финансовому оздоровлению юридических лиц проводятся уполномоченными лицами. Ходатайствовать об их проведении может любая из сторон (в установленном порядке). Детали таких мероприятий зависят от многих аспектов ситуации. От действий самого должника – в том числе.

    • Санация: меры по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности (могут приниматься как внешним управляющим, так и другими уполномоченными лицами).
    • Внешнее управление: полномочия по управлению передаются внешнему управляющему, с отстранением действующего руководства.

    В рамках санации или внешнего управления могут быть закрыты неэффективные производства, оптимизирована структура компании или предприятия. Может начаться использование более эффективных схем управления капиталом. Грамотность действий по финансовому оздоровлению позволяет добиться не только полноценного удовлетворения требований кредиторов, но и сохранения бизнеса.

    Финансовое оздоровление физических лиц

    В отношении физических лиц проведение обычных процедур финансового оздоровления невозможно. Однако могут быть приняты меры по реструктуризации долга. Они могут создать для должника приемлемый план погашения задолженности и помочь избежать несостоятельности. А также реализации имущества должника, которая будет неизбежной при наступлении банкротства.

    В декабре прошлого года в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующая редакция которого вступила в силу в 2019 году, были внесены изменения. Многие из них будут интересны не только кредиторам, но и должникам, ведь им отстаивать свои права ввиду новшеств становится всё более сложно. Мы рассмотрим ключевые поправки и их значение в разрезе практического применения.

    Общие положения

    Первая редакция Федерального закона «О банкротстве» была принята в октябре 2002 года и действует по сей день с существенным рядом изменений по многим статьям. Для реализации проекта и создания новых действенных норм права были привлечены отдельные положения из других отраслей законодательной базы.

    Главной целью ФЗ №127 является регулирование процессов процедуры банкротства юридических и физических лиц с целью погашения долговых обязательств перед кредиторами, уполномоченными государственными органами и другими представителями пострадавшей стороны.

    В частности, закон предусматривает порядок процессов реализации имущества должника на электронных аукционах, очерёдность распределения полученных средств между кредиторами, получившими убытки вследствие взаимодействия с заёмщиком, и саму процедуру признания несостоятельности юридического лица.

    ФЗ №127 «О банкротстве»структурно сложный документ, разграничивающий права и обязанности всех участников отношений в данной сфере. В зависимости от обстоятельств дела, их может быть несколько:

    • Должник – юридическое или физическое лицо, нарушившее сроки долговых обязательств (3 месяца с момента неуплаты) в результате несостоятельности.
    • Кредиторы – лица, участвующие в процессе в качестве пострадавшей стороны и предъявляющие имущественные претензии к должнику.
    • Конкурсные кредиторы – лица, внесённые в реестр саморегулируемыми органами арбитражных управляющих, участвующие в деле и имеющие возможность влиять на ход разбирательства.
    • Арбитражный управляющий – лицо, берущее на себя обязательства по управлению активами должника на момент протекания разбирательства и во время конкурсного производства.
    • Уполномоченные государственные органы в виде Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и других организаций, взаимодействующих с должником на момент его профессиональной деятельности.
    • Представители от рабочего комитета пострадавшей стороны, профильные организации и другие лица-наблюдатели процесса.

    Деятельность арбитражных управляющих в соответствии с ФЗ №127

    Множество изменений в последней редакции закона коснулись ключевых лиц, которые берут на себя ответственность за управление активами должника в процессе разбирательства – арбитражных управляющих. Они и ранее имели массу полномочий и отвечали практически за все процедуры во время разбирательства.

    А с последними изменениями появился дополнительный круг обязанностей, связанных, в частности, со своевременным уведомлением в соответствующие интернет-ресурсы об объявлении банкротства, отправкой оповещений должникам об остатках имущества после погашения долгов вследствие реализации активов на аукционе и т.д.

    Кроме того, назначение управляющих теперь неподконтрольно должникам, что вносит существенные коррективы в сам процесс управления активами. Если ранее предприятие, а точнее, его руководство, могло повлиять на ход событий и в свою пользу повернуть банкротство организации, получив с этого выгоду, сегодня такие действия невозможны.

    И, напротив, привилегия назначения арбитражных управляющих, равно как и саморегулируемого органа арбитражных управляющих, теперь находится в руках конкурсных кредиторов. На первом собрании они могут назначить исполнителя по своему усмотрению.

    Более того, в процессе разбирательства они также могут ходатайствовать о смене арбитражного управляющего, если его действия вызывают сомнения в предвзятости или уровень компетентности не соответствует требованиям пострадавшей стороны. Таким образом, ФЗ «О банкротстве юридических лиц» в 2019 году «перепрофилировался» и теперь действует в интересах кредиторов.

    О пострадавшей стороне

    Целый ряд изменений затронул самих кредиторов. В положениях закона появилось разграничение между участниками:

    • Кредиторы.
    • Конкурсные кредиторы.

    Неопытным людям разница между этими понятиями не ясна. ФЗ «О банкротстве» №127 предусматривает разграничение прав и обязанностей между двумя этими группами участников. Кредиторы – лица, участвующие в процессе, но не внесённые в единый реестр, ведение которого осуществляет арбитражный управляющий.

    Другими словами, такие кредиторы являются лишь наблюдателями и по окончании разбирательств и погашении долгов за счёт реализованного имущества ответчика обязательства перед ними автоматически аннулируются.

    Конкурсные кредиторы являются полноправными фигурантами дела и могут не только претендовать на материальную компенсацию, но и выбирать процедуры банкротства, арбитражного управляющего и вносить изменения во время протекания процесса. Пострадавшее лицо с наибольшими убытками имеет самый существенный вес на собраниях кредиторов.