Ядерная и радиационная безопасность. Экспертиза радиационной безопасности: её связь с атомной лицензией ГАН (Ростехнадзора)

Осуществление различных работ, связанных с использованием атомной энергии требует обязательного проведения атомной экспертизы. Она необходима для подтверждения радиационной и ядерной безопасности на объектах, работа которых связана со строительством, проектированием, вводом и выводом из эксплуатации, ликвидацией различных ядерных материалов и радиационно-опасных источников. Без проведения экспертизы предприятие не допускается к данному виду деятельности. На основе экспертизы радиационной безопасности выдается лицензия предприятию, которая является допуском к проведению работ.

Процесс проведения экспертизы

Проведение экспертизы атомной и радиационной безопасности предусматривает определение уровня опасности на всех этапах работы предприятия. Процесс проведения экспертизы включает в себя анализ проектных и технических документов предприятия, проверку его материально-технической базы и уровня квалификации персонала. Административный регламент по атомному лицензированию предусматривает порядок проведения данной процедуры. Объемы и виды экспертных проверок определяются в зависимости от заявленного предприятием вида деятельности.

Во время проведения экспертизы учитывается множество факторов деятельности предприятия.

  1. Проверка принятых решений для обеспечения ядерно-радиационной безопасности проектного, конструкторского и организационного решения.
  2. Оформление эксплуатационной документации и мероприятие по подготовке квалифицированных сотрудников.
  3. Состояние материально-технической базы и влияние производства на окружающую среду.
  4. Степень контроля за ядерными материалами и радиоактивными веществами и т.д.

Экспертизу проводят соответственно предоставленному техническому заданию на ее проведение. Его составляет соответствующее подразделение Государственной организации по техническому надзору. Проводится экспертиза одной из организаций, которые имеют разрешение на ее проведение. Наша компания предоставляет услуги по проведению экспертизы ядерной и радиационной безопасности. Мы имеем соответствующее разрешение от государственныхучреждений на ее проведение.

Быстрое и качественное проведение экспертизы

Проводится нашей компанией соответственно техническому заданию. Процесс проведение экспертизы включает несколько этапов. Изначально мы проверяем всю документацию, которая необходима для проведения экспертизы. Если какие-либо документы отсутствуют или оформлены неверно, наши специалисты помогут вам исправить этот недочет. Мы сделаем все возможное, чтобы результаты экспертизы были удовлетворительными для предоставления лицензии на деятельность организации, которая связана с использованием ядерных материалов.

Экспертиза ядерной и радиационной безопасности проводится в течение трех месяцев. Но наша организация учитывает интересы клиентов, и при возникновении необходимость мы сможем провести ее в сжатые сроки. Мы начинаем проводить работы только после подписания договора между организацией и нашей компанией.

Специалисты, которые проводят экспертизу

В нашей компании работают высококвалифицированные специалисты, которые имеют достаточно большой опыт работы в проведении экспертиз ядерной и радиационной безопасности . Несмотря на это, наши сотрудники постоянно улучшают свои знания, умения и навыки и повышают квалификационный уровень. Мы осуществляем работы по проведению экспертизы любого уровня сложности, в процессе которой помогаем клиентам усовершенствовать процесс работы, что является стопроцентной гарантией предоставления лицензии. Связаться с нами можно с помощью телефона, или написав письмо на электронную почту.

Подробности 21.04.2014 11:00

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ



АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451) и подпунктом 5.2.2.3(2) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108), приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 21 апреля 2014 г. N 160

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ (ЭКСПЕРТИЗЫ
ОБОСНОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ) ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ
ЭНЕРГИИ И (ИЛИ) ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, проводимой в ходе лицензирования видов деятельности в области использования атомной энергии (далее - экспертиза).
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451) (далее - Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии");
Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1700; N 52, ст. 7207) (далее - Положение о лицензировании).
Определения и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, указанных в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", а также в Положении о лицензировании.
3. Экспертиза проводится с целью оценки соответствия представленного соискателем лицензии или лицензиатом (далее - заявитель) обоснования безопасности объекта использования атомной энергии и сведений о его фактическом состоянии и (или) обоснования безопасности вида деятельности в области использования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и правилам в области использования атомной энергии, современному уровню развития науки, техники и производства.
4. Экспертизе подлежат документы, представленные заявителем в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с требованиями Административного регламента и обосновывающие безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, и сведения о фактическом состоянии объектов использования атомной энергии.
5. Требования настоящего Положения обязательны для работников Ростехнадзора и экспертных организаций, имеющих лицензию на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, выданную Ростехнадзором.
6. Экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора и включенных в перечень, указанный в части тринадцатой статьи 24.1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых на таких объектах или в отношении таких объектов эксплуатирующими организациями, проводит одна из организаций научно-технической поддержки Ростехнадзора.
Экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии, не включенных в перечень, указанный в части тринадцатой статьи 24.1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", проводят экспертные организации, имеющие лицензию Ростехнадзора на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
При проведении экспертизы экспертная организация руководствуется установленной в экспертной организации системой менеджмента качества.
7. Экспертная организация не вправе привлекать к проведению экспертизы лиц, участвовавших в разработке представленных в Ростехнадзор заявителем документов, обосновывающих обеспечение безопасности объекта использования атомной энергии и (или) вида деятельности в области использования атомной энергии.

II. Проведение экспертизы и оформление ее результатов

8. Основанием для проведения экспертизы является задание на проведение экспертизы, разработанное и утвержденное в Ростехнадзоре.
9. До даты письменного уведомления Ростехнадзором экспертной организации о принятии экспертного заключения в задание на проведение экспертизы могут вноситься изменения. Основанием для внесения изменений в задание на проведение экспертизы являются:
выявление неизвестных ранее обстоятельств, связанных с безопасностью объекта использования атомной энергии и (или) заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии;
изменение законодательства Российской Федерации, норм и правил в области использования атомной энергии;
представление заявителем в установленном порядке дополнительных документов, содержащих обоснование безопасности объекта использования атомной энергии и (или) заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии;
обращение заявителя о приостановлении рассмотрения документов с указанием срока приостановления рассмотрения.
Изменение в задание на проведение экспертизы оформляется документально, утверждается должностным лицом, утвердившим задание на проведение экспертизы, и направляется в экспертную организацию.
10. При возникновении в ходе проведения экспертизы вопросов к обоснованию безопасности объекта использования атомной энергии и (или) заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии, представленному в документах заявителя, а также сведениям о фактическом состоянии объекта использования атомной энергии, экспертная организация проводит с заявителем их обсуждение.
Экспертная организация информирует ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, о месте и времени проведения обсуждения возникших в ходе проведения экспертизы вопросов.
11. Если на основании проведенного в Ростехнадзоре и (или) в экспертной организации анализа представленных заявителем документов установлена необходимость запроса у заявителя документов, на которые заявитель дает ссылки в документах, прилагаемых к заявлению, то такой запрос организуется ответственным подразделением Ростехнадзора, организующим проведение экспертизы. Запрос оформляется письмом в адрес заявителя за подписью должностного лица, утвердившего задание на проведение экспертизы, и направляется заявителю.
12. По результатам экспертизы экспертная организация составляет экспертное заключение об обосновании безопасности объекта использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Экспертному заключению присваивается регистрационный номер в порядке присвоения таких номеров в экспертной организации. Экспертное заключение утверждается руководителем экспертной организации и заверяется печатью этой организации.
13. Экспертное заключение, оформленное согласно пункту 12 настоящего Положения, вместе с сопроводительным письмом экспертной организации направляется в ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, почтовым отправлением.
14. Ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, оценивает экспертное заключение на соответствие требованиям задания на проведение экспертизы и письменно уведомляет почтовым отправлением экспертную организацию о принятии или об отказе в принятии экспертного заключения.
15. В случае отказа в принятии экспертного заключения как не соответствующего заданию на проведение экспертизы, ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, возвращает экспертное заключение экспертной организации на доработку с изложением обоснованных причин отказа в письменной форме.
16. Датой завершения экспертизы в экспертной организации является дата письменного уведомления Ростехнадзором экспертной организации о принятии экспертного заключения.

Результаты этой работы по всем направлениям обеспечения безопасности впечатляют: за последние 20 лет на российских АЭС не зафиксировано ни одного нарушения безопасности, классифицируемого выше первого уровня («аномалия») по Международной шкале оценки ядерных событий INES (International Nuclear Events Scale).

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности включает в себя несколько направлений. Первая - это обеспечение текущей безаварийной эксплуатации действующих объектов атомной промышленности и других ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО). Достижению этой цели способствует не только правильное проектирование и лицензирование всех этапов жизненного цикла объектов, от проектирования до эксплуатации подобных объектов (а также задействованных в этом предприятий Госкорпорации «Росатом» и сторонних организаций), но и соблюдение всех регламентов и правил при эксплуатации. Лицензированием деятельности в области использования атомной энергетики, равно как и надзором за текущей деятельностью проектных, строительных и эксплуатирующих организаций занимается независимый государственный орган – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) . Кроме того, организации ядерного топливного цикла получают заключения по ядерной безопасности и разрешения на ввод в эксплуатацию ЯРОО от Госкорпорации «Росатом»

Накопленный многолетний опыт, а также комплекс реализуемых на системной основе мероприятий позволяет предприятиям и организациям российской атомной отрасли добиваться высокой культуры безопасности при работе с ядерными материалами и радиоактивными отходами (РАО). К примеру, по критерию надежности работы АЭС Россия прочно занимает место в первой тройке стран с развитой ядерной энергетикой. Более того, в развитии технологий обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) мы продвинулись существенно дальше многих из них.

Второе важное направление – это проблема ликвидации наследия советского «атомного проекта». Реабилитация загрязненных территорий (отвалов, хвостохранилищ, береговых баз Военно-морского флота), долговременное хранение реакторных отсеков и топлива списанных атомных подводных лодок – все это требует не только существенных финансовых затрат, но и применения новых, зачастую нестандартных подходов к решению накопившихся проблем. Для решения этих непростых проблем Правительство Российской Федерации в 2007 году утвердило Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» с бюджетом 145,3 млрд рублей.

В ее рамках были профинансированы первоочередные меры по таким направлениям, как реконструкция «мокрого» и строительство нового «сухого» хранилища ОЯТ на ГХК, консервация озера Карачай и создание первой очереди системы канализации с отводом очищенных вод на ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область) и многие другие. Кроме того, финансовые ресурсы были направлены на создание Опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе инновационных технологий на ГХК; изучение возможности создания объекта по захоронению высокоактивных отходов в Нижнеканском массиве (Красноярский край); строительство комплекса цементирования низко- и среднеактивных отходов на ПО «Маяк» , а также создание на этом же предприятии установок по переработке низкоактивных отходов с высокой степенью очистки.

Эффективность выполнения ФЦП составила рекордные 108,5%. Было проведено более 300 мероприятий на 400 предприятиях, реабилитировано 279 га земель, выведено из эксплуатации 53 ядерных объекта. Достигнуть высоких показателей удалось в первую очередь за счет взвешенных управленческих решений, позволивших объединить усилия институтов Госкорпорации «Росатом», Академии наук РФ, Ростехнадзора и других участников ФЦП, а также создания центров компетенций. За восемь лет было разработано более 50 технологий в сфере завершающей стадии ядерного топливного цикла (ЯТЦ), в том числе 10 - по переработке ОЯТ. Разработаны типовые решения для всех категорий РАО, они апробированы и планомерно внедряются на объектах Росатома.

Перспективные планы Росатома в сфере обеспечения безопасности включают в себя дальнейшее совершенствование культуры безопасной эксплуатации ядерный объектов, продолжение работ по ликвидации наследия советского «атомного проекта», внедрение современных систем управления безопасностью.

Доклады об осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и об эффективности такого контроля

Атомная лицензия является неотъемлемым документом для законной деятельности предприятий, каким либо образом задействующих ядерные или радиационно-опасные объекты, или использующих в ходе работы атомную энергию и другие радиационные вещества.

Лицензирование таких предприятий проводит Федеральная служба атомнадзора – Ростехнадзор. Действия регулятора основываются на нормах и требованиях постановления правительства №865 от 14 июля 1997 года, а также закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Процедура получения атомной лицензии заключается в подаче заявления в службу атомнадзора, сборе всех необходимых документов, а также предоставлении заключения об экспертизе промышленной безопасности и оплате услуги за рассмотрение заявки регламентирующим атомную сферу деятельности госорганом.

На первый взгляд все выглядит достаточно просто. При условии, что у лицензиата уже есть в руках положительный результат экспертизы промышленной безопасности. Не секрет, что данная процедура требует соответствия установленным ФЗ нормам и правилам атомной безопасности, применяемым к материально-технической базе предприятия, а также к высокому уровню квалификации и наличию опыта работы у сотрудников предприятия, включая его руководителей.

Проведением экспертизы ядерной безопасности на российских предприятиях, использующих атомную энергию и реализующих деятельность с применением радиационно-опасных материалов, занимаются имеющие на это право экспертные организации. В частности для этого необходимо наличие государственной лицензии Ростехнадзора на проведение экспертизы.
Эти организации выполняют роль посредника в процедуре атомного лицензирования коммерческих компаний в службе атомнадзора.

В их задачи непосредственно входит проверка на соответствие и анализ всех видов документации, обеспечивающей безопасное применение атомной энергии и радиоактивных веществ на предприятии, подлежащем атомному лицензированию.

Порядок проведения и технические задания экспертизы утверждает уполномоченный сотрудник Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Госатомнадзор России). Заключение о проведении экспертизы безопасности на предприятие также подлежит утверждению данным госорганом.

Пойти такую проверку удается далеко не каждому предприятию. Основной причиной этого служит тот факт, что экспертиза ядерной и радиационной безопасности не ограничивается исключительно уточнением соответствия или несоответствия установленным нормам и требованиям безопасного использования атомной энергии, которые к тому же Ростехнадзором регулярно меняются. При проведении независимой оценки эксперты также уделяют много внимания проектам, мероприятиям и стратегиям, предусмотренным на предприятии в случае несоответствия последнего действующим требованиям атомной безопасности, и компенсации этого несоответствия.

Разработать такие проекты помогут профильные консалтинговые компании, специализирующиеся на помощи в получении лицензий Ростехнадзора.